Что важнее: материальные ценности или нематериальные?


Факторы, влияющие на переосмысление жизненных ценностей

Как правило, в человеческой жизни возникают такие ситуации, которые влекут за собой переосмысление жизненных ценностей. Все они связаны с положительными или отрицательными эмоциональными потрясениями. Перечень их бесконечен, но психологи выделяют самые важные факторы, которые заставляют задумываться над переоценкой приоритетов:

  • Смерть близкого человека;
  • Вступление в брак и рождение ребенка;
  • Опасное заболевание;
  • Финансовые затруднения;
  • Безответная любовь;
  • Наступление старости;
  • Крах карьеры.

Ярким примером переосмысления приоритетов считается ситуация, когда у человека, привыкшего жить в одиночестве, появляется семья. У него начинается новая жизнь, главным становится не карьера, а гармоничные семейные отношения, любовь к супругу, детям.

Неблагоприятные события жизни иногда бывают полезны для человека, у которого возникают проблемы в расстановке приоритетов в жизни. Они помогают найти истинные ценности и смысл жизни

Другой пример – финансовые трудности, которые заставляют человека посмотреть на мир другими глазами, искать варианты выхода из критической ситуации. Психологи приводят множество примеров, когда индивид полностью пересматривает свои взгляды на деньги, материальный достаток, свое окружение.

Болезнь, особенно, если она считается опасной, также заставляет пересмотреть свои взгляды на ценности жизни

Главными для больного становятся здоровье, возможность радоваться каждому прожитому дню, все остальное неважно

Можно привести много примеров, когда на первый план выдвигаются те ценности, которые когда-то считались второстепенными, и, наоборот, основные оказываются не столь значимыми.

Важно! К некоторым событиям, даже негативным, надо отнестись очень внимательно, так как они могут дать толчок к переосмыслению жизненных идеалов. Даже возникающие ощущения от каких-либо событий могут нести за собой желание пересмотреть их и расставить новые приоритеты

Недовольство жизнью

Бывают случаи, когда человек испытывает неудовлетворенность по поводу своей деятельности. Замечено, когда работа становится обузой, недовольство начинает распространяться на другие сферы жизни, например, семью. Вся эта неудовлетворенность порождает сомнения в правильности любых действий. Окружающие могут убеждать человека игнорировать недовольство, считать его временным. Если обратиться за психологической помощью в этот период, любой специалист скажет, что лучше всего пересмотреть убеждения и принципы.

Перебор с самокритичностью

В момент переоценки жизненных приоритетов, что случается практически с каждым в тот или иной период жизни, психологи предупреждают об излишней самокритичности. Критика в некоторых случаях даже полезна, но она не должна выходить за рамки, так как перебор может подорвать самооценку и веру в успех. Излишняя самокритичность – признак внутренних противоречий, которые следует выявлять, и бороться с ними.

На определенном жизненном этапе у человека возникает необходимость пересмотреть свои жизненные ценности, чтобы вернуться в комфортное существование. В большей степени этому способствует сложное психологическое состояние

Пессимистический настрой ко всему происходящему

Часто неуверенность в себе или отсутствие перспектив мешает правильно расставить приоритеты. У неуверенных в себе людей психологи выделяют главное отличие от окружающих – нерешительность. В итоге человек совершает действия, которые противоречат его внутренним убеждениям, но «так делают все». Пессимизм приводит к тому, кто в один момент человек делает вывод: приоритеты, расставленные под влиянием общества, совсем не совпадают с истинными, главными для него. Такое озарение может привести к пессимистическому настрою, а может стать толчком к изменению своих взглядов на мир.

Всеобъемлющая скука

Иногда к пересмотру жизненных ценностей приводит, как это ни странно, скучное существование. Человек не проявляет инициативу по отношению к своей жизни и начинает плыть по течению. По мнению психологов, чаще всего такое состояние появляется, когда неправильно расставляются приоритеты, и на первый план выходят ложные ценности. Например, человек всю жизнь стремился к материальному благополучию и, действительно, добился больших успехов на данном поприще: квартира, дача, машина, должность (всего добился, чего хотел). Но приходит осознание, что самое главное он пропустил. Любой специалист скажет, что необходимо осознать приоритетные ценности и определиться с целью, тогда появится интерес к жизни.

Современное состояние ценностей

В современном мире происходит модернизация нравственных ценностей, что вызвано изменениями, которые происходят в людях. Большинство людей сейчас ориентировано на достижение успеха и инновации, то есть перемены в обществе. В психологии это назвали социальной эволюцией – реакцией человеческого вида на изменившиеся условия жизни. Современные люди стараются сами определять цели и задачи в жизни, а не поддерживать устоявшиеся традиции и нормы.

Многие современные исследователи отмечают, что Россия находится в состоянии нравственного кризиса: материальные ценности преобладают над духовными, у людей появилась тяга к поиску телесных удовольствий и наслаждений, четко выражена направленность на индивидуализм и эгоизм, пропало четкое представление о целях человеческой жизни.

Но это не значит, что все люди утратили нравственность, и что будущее человечества обречено. В приоритете саморазвитие, а развитие каждого человека обеспечивает развитие всего общества. Система ценностей стала другой, но это не значит, что она стала хуже или лучше. А асоциальные и безнравственные личности были во все времена. И система ценностей тоже неизменно менялась.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для достижения цели, которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно»

Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего жизненного предназначения.

Роль жизненных ценностей

Каждому человеку следует четко разбираться в своей внутренней системе координат. Это понимание поможет при решении непростых вопросов, в момент, когда необходимо сделать выбор. Осознание того, что для вас на самом деле первично в данный момент времени, позволит избежать глобальных ошибок и сожалений.

Иерархия значимых установок индивидуальна. Опираясь на нее, индивид выстраивает свою жизнь. Очень часто приходится выбирать между двумя важными вещами, остановить внутренние терзания и сомнения как раз и помогает анализ собственных ориентиров и приоритетов. В вопросе о том, какими должны быть основные базовые ценности для человека, нет однозначного, правильного или неправильного ответа. Все зависит от мироощущения конкретного индивида.

Составляющие личности

Формирование ценностных установок – обязательная часть процесса социализации и личностного становления. В идеальных условиях они должны быть упорядочены, структурированы в сознании, а их владельцу следует четко представлять, что имеет для него первостепенную значимость на данном этапе жизни. Но далеко не все умеют работать со своими убеждениями и приоритезировать их.

Взаимоотношения между людьми во многом строятся на совпадении или несовпадении внутренних ориентиров, приоритетов. Совместимость и схожесть их ценностей укрепляет отношения и связи, а расхождение становится причиной конфликтных ситуаций. Новые ценностные установки формируются при условии естественного вовлечения индивида в незнакомую ему среду, где и обнаруживается его потребность в чем-либо, о чем он ранее не задумывался.

Предпосылки поведения

Приоритезация внутренних убеждений – это основной мотив, определяющие поступки людей, образ жизни и направленность деятельности

В зависимости от того, что важно индивиду, он осознанно или неосознанно будет стремиться следовать этой парадигме, выстраивать вокруг нее свои желания и планы

Психолог Дарья Милай

Записаться на прием

Каждый поступок личности является отражением ее ценностей. Зная, на что в первую очередь опирается человек, можно предугадать его реакцию на какое-либо явление, лучше понять его мотивацию. Все мы воспринимаем мир через призму уже существующих парадигм, которые сформировались на основе прошлого опыта, поэтому так сложно бывает услышать и принять позицию другого.

Классификация

Сфера ценностей весьма разнообразна и затрагивает вещественно выраженные и умозрительные критерии, общественные, эстетические и этические ценности. Также их разделяют на «низшие» (вещественные) и «высшие» (духовные). Однако в иерархии ценностей вещественные, биологические, жизненно важные критерии так же значимы для людей, как и нравственные, умственные и духовные.

Процессы и объекты при их оценке индивидом можно подразделить на нейтральные, положительные и понятия, имеющие негативный смысл. К нейтральным явлениям люди могут проявлять безразличие (например, размножение бактерий или передвижение космических тел). Положительные же являются объектами, процессами, потворствующими существованию и благосостоянию людей. Антиценности рассматриваются как нежелательные. К примеру, это зло, нечто безобразное, убийство, алкоголизм.

Также ценности классифицируют по уровню общности и соответственно с их обладателем: индивидуальные и групповые (национальные, религиозные, возрастные) и общечеловеческие. К последним из них относятся понятия: жизнь, добро, свобода, правда, красота. Индивидуальными ориентирами являются благополучие, здоровье, семейное благосостояние. Национальные ценности характерны для конкретной этнической общности и могут весомо различаться в некоторых вопросах между представителями разных этнических групп. Они включают, например, независимость, творчество, патриотизм.

Каждая область жизнедеятельности человека имеет свою систему ценностей. По сферам общественной жизни различают материально-экономические (природные ресурсы), социально-политические (семья, народ, Родина) и духовные ценности (знания, правила, мораль, вера).

Кроме того, они могут быть объективные и субъективные в зависимости от того, что и на каком основании оценивается. Они могут быть внешними (то, что принято за эталоны в обществе) и внутренними (собственные убеждения и стремления индивидуума).

Понятие «ценности»

Что называется ценностью? Чтобы ответить на этот вопрос, важно уточнить, что в данном случае мы говорим о ценностях, которые относятся к элементам культуры и являются одними из регуляторов общественной жизни людей. Такие ценности называются по-разному: «ценности культуры», «культурные ценности», «духовные ценности», «социальные ценности»

Ценности – это идеальные представления общества о значимости чего-либо или кого-либо.

Примеры ценностей: семейные ценности (ценность семьи), религиозные ценности (ценности религиозных обрядов, молитв и пр.), ценности здоровья (ценность здорового образа жизни) и так далее.В основе ценностей лежит идейная или абстрактная природа значений.

Другими словами, ценность сама по себе не всегда должна иметь предметное выражение, тогда как обязательно должна указывать на идею или понятие, которое выражает эта ценность. Приведем пример: семейные ценности могут быть отражаться в виде гармонии между любящими людьми, во взаимной любви и поддержке.

Не всегда эти ценности можно увидеть в предметном мире, хотя мы можем подтвердить их материально или в виде действия (примером могут быть символической подарок или поцелуй).

Сущность ценности состоит в ее значимости, приоритетности для человека или общества. Если данное понятие, принцип, смысл имеет социальную значимость, следовательно, он чаще всего может называться ценностью

Важно для понимания сущности ценности отметит и тот факт, что сама ценность нередко идеализируется в качестве социального идеала, к которому стремятся люди

Чтобы человек смог определить свои ценности, мы можем задаться вопросом – «для чего/зачем я поступаю именно так»? Особенно если данный поступок для человека является сложным или является результатом какого-то нравственного выбора

Люди обращаются к ценностям тогда, когда им нужно совершить выбор, принять жизненно важное решение

Однако ценности не напрямую указывают — как надо поступить, а скорее предоставляют людям духовную шкалу для оценки ситуации, поведения человека, события, процесса.Ценностью называется только такая значимость, которая имеет социальную природу, т.е. она существует только если разделяется сообществом людей относительно того что считать важным, ценным, значимым.

При этом ценности выражают значимость людей, явлений, предметов, событий, процессов окружающей действительности на основе их соответствия интересам данного сообщества или отдельного человека. От ценностей зависят и те цели, к которым стремятся социальные группы или отдельный человек.

Свойства ценностей:

  • ценности носят идеальный характер;
  • ценности указывают на добровольный выбор идей со стороны общества, человека;
  • ценности объединяют людей в сообщества (в семью, корпорацию, нацию);
  • ценности принимаются свободно, путем их признания (в отличие от вещей, которые можно отнять, украсть и т.д.);
  • ценности могут меняться, исчезать, появляться (например, в результате переоценки ценностей);
  • ценности заставляют людей задуматься о значимых событиях или процессах жизни.

Ценности не возникли сами по себе, они стали результатом духовного развития человечества, или стали ответом людей на нравственные и эстетические вызовы истории. Поэтому сегодня мы видим многообразие ценностей в разных сообществах людей.

Список основных признаков

Важность – личность дорожит установками и следует правилам, в противном случае развивается депрессия от неудовлетворённых желаний.

Осмысленность – без внутреннего контроля и дисциплины следование принципам невозможно.

Предприимчивостьисамодостаточность – установки применяются на деле без противоречивых советов окружения.

Позитивный настрой – с ним любые проблемы будут восприниматься проще, позволяя активировать внутренние резервы на преодоление сложностей и выполнения неприятных обязанностей.

Поэтому всё чаще можно встретить различного рода менторов, обещающих помочь в развитии личности, так как идёт активный запрос общества на яркие индивидуальности.

Классификация ценностей (условная)

ь Витальные ( жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.)

ь Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др.

ь Политические: свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.

ь Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др.

ь Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др.

ь Эстетические: красота, идеал, стиль, гармония.

По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными.

Общечеловеческие ценности — характеризуются тем, что признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека.

Национальные ценности — занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л.Н.Толстого: «Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ считает себя лучше других народов» (Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. С. 157).

В отличие от общечеловеческих, национальные ценности более конкретны и более материализованы, для русского народа это Кремль, Пушкин, Толстой, труды Ломоносова, первый спутник и т.п.; для нас — белорусской нации — Софийский собор в Полоцке, крест Ефросинии Полоцкой, деятельность Ф.Скорины (Библия) и др., для французов — Лувр, Эйфелева башня и др.

Значит, национальные духовные ценности — это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.

Сословно-классовые ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. В послереволюционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролет-культа (1917—1932 гг). Его главная идея — ненависть к «эксплуатирующим» классам, возвеличивание физического труда в противовес духовному, отрицание предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности менее устойчивы и разнообразны, чем национальные, а тем более общечеловеческие.

Локально-групповые ценности — объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.

Они отражают некоторые социально-типичные предпочтения в сфере культуры и, к сожалению, нередко в сфере антикультуры. Это различные «братства», секты, касты или объединения типа «рокеров», «панков», «люберов» и др. Здесь можно говорить преимущественно о специфических молодежных, возрастных ценностях.

Семейные ценности. Семья, по выражению В.Гюго, является «кристаллом» общества, его основой. Это — общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процветание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных ценностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые).

Индивидуально-личностные ценности включают в себя идеи и предметы, особенно близкие отдельно взятому человеку. Они могут быть позаимствованы в окружающей социально-культурной среде или созданы в результате индивидуального творчества.

Подвижность культурных ценностей заключается в том, что они могут переходить из одного уровня в другой, из индивидуально-личностных подниматься до общечеловеческих. Так, произведения великих мыслителей в момент создания были индивидуально-личностные ценностью, но постепенно «поднимались» через локально-групповой, сословно-классовый и национальный уровни до общечеловеческого признания, становясь факторами мировой цивилизации.

4. Знанание – форма регулирования деятельности и отношений между людьми, которая являет результаты познания окружающего мира. Из множества форм знаний выделили следующие формы знаний:

a. практическое вырвало человека из рамок биологического поведения;

b. духовное закреплено в мифах, легендах, памятниках искусства, философии, в художественных образах и религии;

c. эмпирическое формируется на основе чувственно-экспериментального опыта;

d. теоретическое исследует само знание;

e. мистическое основано на интуиции.

5. Смысл – то, ради чего развертывается активность человека; то, к чему он стремится.

Итак, компоненты духовной культуры связаны с преобразовательной, ценностной и познавательной деятельностью человека.

Функции культуры – те роли, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей.

Основные функции культуры

1. Познавательная (гносеологическая)предполагает познание мира и человека, их строения и законов развития с помощью знаков, символов, текстов, мифа, религии, науки, искусства
2. Коммуникативнаяпредполагает передачу информации с помощью языков, материальных предметов, через компоненты духовной культуры и через образы художественной культуры
3. Креативная (преобразовательная)предполагает преобразование и освоение мира
4. Нормативнаясоздание общественных норм, правил поведения человека (традиции, обычаи, этикет, законы)
5. Релаксационнаяобеспечивает сохранение физ. И псих. Здоровья человека: расслабление через спорт, туризм, через праздники и выходные; личная гигиена, традиции отдыха и кулинарии
6. Сигнификативнаякультурные предметы и явления имеют свои знания и ценности

Телесность – социокультурный феномен включения человеческого тела в среду культурную и общественную; это преобразованное человеческое тело, наделенное значениями и смыслами в культурной и социальной среде.

Человеческое тело входит в культуру через игру, труд и обряды. Человеческое тело – это всегда определенная форма (организм) и соответствующее ей содержание.

Телесность раскрывает


Тема 3 Типология культуры

Культура – универсальна, всечеловечна. Но вместе с тем она неисчерпаемо многообразна. Сложное строение культуры, множественность социокультурных миров в синхронном и диахронном срезах требуют классификации, типологизации как метода исследования. Поэтому культурологи разрабатывают типологические конструкции, позволяющие сравнивать культуры на основе сходства и различия между ними.

Для типологизации необходим выбор некоего ведущего признака – основания, по которому можно объединять культуры в одну группу или же различать их. Выбор основания, как правило, определяется познавательной ситуацией, т.е. проблемами, стоящими перед исследователем, поэтому в культурологии используется все возрастающее число оснований. Выделим из них лишь наиболее известные и эвристичные.

Культуры могут сравниваться по пространственной локализации (географический ареал с особенностями среды обитания во многом определяет некоторые культурные черты) или по временному признаку (на этой основе выделяют исторические эпохи, периоды). В основе исторических типологий лежит то или иное представление о сущности культурно-исторического процесса. Такие типологии можно условно отнести к следующим группам: 1) универсалистские (история – единый, непрерывный процесс); 2) плюралистические (история – дискретна, происходит смена культурных типов); 3) синтетические (соединяются первый и второй подходы). Историческая типология строится на основе исторической реконструкции, включающей анализ исторических фактов и моделирование культуры путем абстрагирования и идеализации. В качестве основания для типологии могут выбираться абстрактные признаки, зачастую не представленные в явлениях непосредственно. Известный социолог М. Вебер предложил т.н. метод «идеальных типов» — познание общества и культуры посредством наложения на них «типичного образа». «Идеальный тип» — это теоретическая конструкция на основе широких наблюдений, обобщений, идеализаций, логического связывания элементов, встречающихся в различных обществах разных эпох. Такими абстракциями являются «город», «село», «государство», «Восток», «Запад» и др. Яркими образцами типологии на основе идеальных типов могут служить типологии П.А. Сорокина и Дж. Фейблмана.

Основные подходы к исторической типологии культуры.

Существует два основных подхода к исторической типологии культуры.

Эволюционистский. В его основе лежит идея единства культурно-исторического процесса. Культура человечества развивается через последовательную смену периодов, этапов, эпох, которые являются основными типами культуры. Везде эти этапы были одни и те же, хотя возможны отставания отдельных регионов. Развитие мировой культуры — универсальный непрерывный поступательный прогресс, который совершается от бессвязной однородности к согласованной разнородности через дифференциацию и интеграцию. Такое понимание культурного развития было особенно популярно в к.19-н.20 вв. (Л.Морган, Г.Спенсер, Э.Тайлор). 60-е гг. 20 в. стали новым этапом всплеска интереса к идее эволюции.

В рамках эволюционизма была создана европоцентристская типология культуры, которая берет в качестве общего основания типологии европейскую модель культурного развития. В качестве культурных типов здесь выделяются первобытная культура, культура древневосточных цивилизаций, античная, средневековая культура, культура Возрождения и Нового времени, современная культура. Такая типология, однако, не может быть использована для адекватного описания развития культуры Востока, России и других регионов.

Марксистский подход к типологии культуры также связан с эволюционизмом и европоцентризмом. Однако К.Маркс выделяет различные культурные типы на основе социально-экономических критериев, что нашло отражение в понятии общественно-экономической формации. Исходя из убеждения, что экономическая жизнь общества (и прежде всего отношения собственности) порождает духовное (культурное) своеобразие эпохи, К.Маркс выделяет такие формации как первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Теории культурно-исторических типов делают акцент на цикличность и многолинейность развития культуры. Ее представители выделяют определенные типы культуры, подчеркивая их своеобразие, выдвигают идею замкнутости и локальности культуры. Эти теории сформировалась как антитеза линейной европоцентристской теории культурного развития. Основоположником теории локальных культур считают Н.Я.Данилевского. Другие представители этого подхода — О.Шпенглер, А.Тойнби. Более подробно их идеи будут рассмотрены в теме «Культура и цивилизация».

На сегодняшний день наиболее убедительной выглядит историческая типология, которая учитывает многолинейное культурное развитие, но не отрицает идею общечеловеческой культуры. Этапы такой типологии: первобытная культура; культура древних обществ Востока, а затем локальные культурные типы, наиболее крупными из которых являются Запад и Восток. Для западной культуры возможна периодизация: Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.

Разрабатываются и используются также синхронно-структурные классификации. На основе выделения системообразующих связей между элементами культуры вычленяют «ядро» («) как сложившуюся стабильную целостность и «периферию» — динамическую, инновационную составляющую культуры. В синхронном плане культуры могут классифицироваться по ценностям, восприимчивости к инновациям, способам регуляции поведения, по знаковым особенностям, по основному типу личности и пр. Возможно различение культур на основе такого эмпирически выявленного признака, как отношение к письменному слову. Так, отечественный культуролог С.С. Аверинцев, сопоставляя древнееврейскую и древнегреческую культуры показывает, что первая придавала центральное значение письменному слову, вторая – устному. У древних евреев, как и у древних египтян, «слово мыслится как настоящая, доподлинная, окончательная реальность лишь тогда, когда это написанное слово»[1]. «В древнееврейской культуре из века в век вызревает специфическое для нее и определяющее для средневековья представление о священной книге, «священном Писании», как о центральной святыне и мере всех вещей, ради которой «и мир сотворен». <�…> Все буквы сакрального текста пересчитаны, и каждая может иметь таинственное значение»[2]. С другой стороны, древние греки, уже имея весьма развитую письменность, не наделяли ее сакральным статусом. Для классической греческой культуры «письменный текст – лишь подсобный набросок, нечто вроде партитуры»[3].

Отечественный культуролог Э.А. Орлова на основе анализа работ американских культурантропологов разработала классификацию подходов к выбору основания для типологии культур. Культуры можно типологизировать по антрополого-философским основаниям (по характеру ценностных ориентаций людей в отношении своего бытия в мире), по основанию социального действия (способу организации социального взаимодействия), по формам мышления, по шкале «индивидуализм-коллективизм», по дистанции власти, по шкале «мужественность-женственность», «монологизм –диалогизм» и пр. Одним из наиболее признанных методов классификации является сравнение культурных универсалий – типовых и повторяющихся аспектов жизни, которые проявляются во всех человеческих сообществах.

Ни одна из существующих типологий не является абсолютно исчерпывающей. Возможны и другие основания для типологий, в зависимости от цели исследования.

Примеры классификации культуры:

Как определить свои базовые ценности в жизни?

Выявить свои базовые ценности можно самостоятельно с помощью упражнения «7 шагов, чтобы обнаружить свои личные основные ценности». Пройдите по шагам и определите ваши личные приоритеты.

Многие люди, когда поднимается тема ценностей, хотят выбрать какие-то значения из списка. Ведь так проще, как им кажется.

На самом деле, ценности не выбираются, их в себе нужно обнаружить. Наши приоритеты нужно выявить, раскрыть.

Когда вы просматриваете основные приоритеты из списка, то ваше сознание сразу же сделает оценку, какие из перечня ценности лучше, а какие хуже. Если вы будете подстраиваться под своё сознание, то конечно выберете те значения, которые звучат «хорошо». Но, это вовсе не означает, что это ваши персональные ценности.

Обязательно пройдите второй шаг упражнения. Во время его прохождения вы поймёте, какие ваши истинные личные приоритеты, а какие вы «выбирали».

Что это такое

У каждого из нас есть своеобразные ориентиры, благодаря которым мы понимаем, что более, а что менее важно, что допустимо, а что нет. Это комплекс убеждений, идеалов и принципов, которым мы следуем при совершении того или иного поступка. С помощью этих внутренних «стандартов качества» можно определить, что является самым значимым в вашей личной вселенной

С помощью этих внутренних «стандартов качества» можно определить, что является самым значимым в вашей личной вселенной.

Эти координаты человек иногда устанавливает сам, полагаясь на пережитый опыт, а порой они приобретаются им извне с легкой подачи социума и прочно врастают в его мироощущение. Если индивид предаст свои базовые установки, он столкнется с внутриличностным конфликтом, что повлечет за собой состояние подавленности.

Определение понятия и признаки

Жизненные ценности – это своего рода абсолют, занимающий первичное положение в мировосприятии. Ими мы руководствуемся, ставя перед собой те или иные цели, через их призму оцениваем свои поступки, желания, а также поведение других людей. С их помощью мы расставляем приоритеты.

Чтобы стать ценностным ориентиром, существующее явление действительности должно получить эмоциональный отклик и рациональное объяснение своей значимости для конкретного человека. Поэтому навязать свою систему координат другому нельзя.

В процессе становления и развития личности ценности могут и наверняка будут меняться. В детстве на первый план выходят одни вещи, в юности иные, а во взрослом возрасте абсолютно противоположные. Приоритеты человека напрямую зависят от переживаемых им событий, влиянию на него определенных идей. Некоторые ситуации способны перевернуть сознание, посмотреть на свою жизнь под другим углом и полностью переосмыслить свою иерархию ориентиров.

Список основных признаков ценностных установок

Значимость

Они обладают весом и важностью в глазах того, кто ими владеет. Во что бы то ни стало владелец стремится их соблюдать и оберегать

Осознаваемость

Как правило, люди отдают себе отчет в том, что для них важно. На основе этого понимания они выстраивают определенную модель поведения, которую подгоняют под существующие внутренние нормы и правила с помощью самоконтроля и самодисциплины

Самодостаточность. Личные ориентиры не нуждаются в одобрении или советах окружающих. Позитивный характер. Эти убеждения не воспринимаются индивидом, как обязанности. Они не тяготят, а вызывают лишь положительные эмоции.

Каковы базовые жизненные ценности?

Основные приоритеты в жизни помогают определить, кто вы, что для вас, как для личности, важно. Именно ценности должны определять, во что вам стоит вкладывать энергию, ресурсы и время.

Не нужно смешивать цели и жизненные ценности. Цель — это то, к чему вы стремитесь, что достигаете. Когда одна достигнута, ставится новая цель и прилагаются усилия для её выполнения.

А ценности — это ваше сознательное проявление в отношениях, на работе, в обществе. Каждый день вы по приоритетам принимаете на себя обязательства, и нет конечной точки выполнения. Ценности практикуются всю жизнь.

Их определить можно при помощи простых слов или фраз.

Примеры:

  1. Здоровье
  2. Новизна
  3. Познание
  4. Дело
  5. Свобода

У каждого из нас от шести до десяти личных ценностей. Среди этих приоритетов нужно определить те, которые будут самыми важными. Те, которые для вас превыше всего.

Мы меняемся, обстоятельства меняют нас и ценности с течением времени также меняются. Они будут в разные периоды жизни отличны друг от друга. Продвигаясь по жизни, вы лучше будете себя узнавать, расти. Вместе с изменениями будут меняться и приоритеты.

Пересматривайте ваши личные ценности хотя бы раз в год.

Новый подход к определению ценностей

Ценности – это мнения (убеждения). Так считают некоторые ученые. Согласно им, это необъективные и холодные идеи. А вот когда они начинают активироваться, то смешиваются с чувствами, при этом получая определенный окрас. Другие же считают, что главные ценности – цели, к которым стремятся люди – равенство, свобода, благосостояние. А также это образ поведения, способствующий достижению данных целей: милосердие, сопереживание, честность и др. Согласно этой же теории, истинные ценности должны выступать как некие стандарты, руководящие оценкой или выбором людей, поступков и событий.

Аксиологический подход к культуре

Аксиология культуры выделяет четыре высшие ценности, сформулированные учеными разных времен, и которые постоянно проявляются в духовной жизни:

  1. Вера или Бог.
  2. Добро.
  3. Красота.
  4. Истина.

Ценность воплощает подход к конфигурациям людского существования, стягивает духовное к разуму и воле человека. Поэтому аксиологическая функция – определять ценность, как осознанное бытие для каждой личности. Существует три уровня культуры в реализации ценностей:

  1. Низший
    . Моральные категории существуют, как значимости.
  2. Специализированный
    . Ценности могут реализоваться в поведении и поступках.
  3. Полноценный
    . Высшей ценностью становится сам человек своим отношением к миру.

Практика «Сравнение»

Возьмите лист бумаги, ручку и запишите семь ценностей, которые первыми пришли в вашу голову. На третьем пункте может стать сложнее, но останавливаться нельзя. Если совсем не получается, сядьте удобно, расслабьтесь, подышите, помедитируйте, посмотрите в окно – отвлекитесь и снова вернитесь к списку.

Написали семь пунктов? Теперь пришло время их сравнить. Сравниваете первый со вторым – возле того, который нравится больше, ставите галочку

Важно в это время опираться не на ум, а на свои ощущения. Постарайтесь почувствовать внутреннюю реакцию на каждый пункт: холодно, тепло, тяжелее дышится или легче… Так последовательно сравните все пункты: первый – со вторым, с третьим, с четвертым, с пятым…, второй – с третьим, с четвертым, с пятым… После того, как сравните все пункты и поставите все галочки, посмотрите, возле какого пункта их больше

Это и будет самая большая ценность вашей жизни, на которую вы чаще всего опираетесь.

Это простой, но очень действенный способ, потому что, когда вы концентрируетесь на ценностях, они начинают работать. Все, что вас «включает» – это энергетический потенциал, потому что ценности – как солнце, которое заряжает вас новой энергией. Ценность – инструмент, который помогает разобраться во всем.

Если после выполнения практики вы чувствуете неуверенность в том, что определили именно свои ценности, а не навязанные обществом, родителями, окружением, продлите практику на более долгий период. Через день пишите список из 20 ценностей и проводите сравнение. Постепенно вы найдете именно те, которые вызовут отклик у вас внутри и вы поймете, что они ваши.

Ценности – это …

Слово «ценности» является однокоренным к слову «цена». Следовательно, ценности – это то, что имеет свою цену. При этом цена не обязательно выражается в денежном или ином материальном эквиваленте. Цена и ценность не синонимы.

Объясню на примере: допустим, цена трактора = 3 млн. руб. Но учителю Иванову трактор не нужен, поэтому ценности для него трактор не имеет.

Этот же Иванов обожает свою жену и маленькую дочку. Его любовь не имеет цены, но в то же время является основной ценностью в его жизни.

К моральным ценностям относят жизненные, семейные, нравственные, духовные. Далее рассмотрим толкование некоторых ценностей.

Иерархия ценностей

В аксиологии под иерархией ценностей обычно понимают их ранжирование от низших к высшим или наоборот.

Низшие ценности – усреднённые, стереотипные модели, которые наиболее распространены среди людей. Они усредняют человека и делают его более конформным. Низшие ценности скоротечны и изменчивы. Пример: материальные ценности, всё то, что делается из тщеславия, корыстных или эгоистических побуждений.

Высшие ценности не так сильно распространены, даже в некоторой степени элитарны. Они свойственны только высокоразвитым личностям; совершенствуют человека. Высшие ценности требуют наличия нонконформистского взгляда, зачастую они неудобны. Это «вечные» ценности.

Пример: искусство, самосовершенствование, такие понятия, как красота, справедливость и добродетель.

Чтобы было понятнее, разберем такой пример. Если человек работает врачом во имя любви, ввиду своих альтруистических установок, то он руководствуется высшими ценностями. Если же он работает только ради зарплаты и не думает о своих пациентах, то руководствуется низшими ценностями.

Сущность и значение ценностей

В первую очередь, аксиологи пытаются раскрыть тему природы ценностей. Имеются разные точки зрения по этому вопросу. Так, это и способность предмета или явления удовлетворить нужды людей, их мечты и побуждения, идеи, понятия и принципы.

Значимым является осмысление объективности и субъективности ценностей, наличие красоты, честности, благородства. Кроме того, немаловажна здесь роль индивидуальных запросов, представлений личности, ее наклонностей.

Идеалы в своем большинстве представляют собой абстрактное понятие, умозрительное, абсолютное, совершенное, желанное. Они координируют поступки, действия человека, исходя из текущей действительности.

Ценности, особенно нематериальные, осуществляют роль духовных и социальных ориентиров, стремлений человека к реальному их воплощению посредством конкретных действий.

Также они сохраняют взаимосвязь с прошлым: функционируют как культурные традиции, обычаи, устоявшиеся нормы. Это играет важную роль в формировании любви к Родине, преемственности семейных обязанностей в их моральном значении.

Ценности участвуют в становлении интересов, мотивов и целей; являются регуляторами и критериями оценки поступков людей; служат для познания сущности человека, подлинного смысла его жизни.

Определение

Ценностью принято считать положительную или негативную важность объектов и явлений существующей действительности для людей, социальной группы или социума в целом. Данный термин указывает на личностную и социально-культурную значимость

“Ценность” – это философское понятие, являющееся сферой человеческого разума. Лишь для людей характерна способность давать оценку, придавать смысл, осознанно совершать действия. Характеризуя отличие человека от других живых существ, К. Маркс заметил, что люди, в противоположность животным, руководствуются также эстетическими и этическими принципами. Поэтому термин “ценность” включает в себя как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры человека. Например, это общественные идеалы (добро, справедливость, красота), научное знание, искусства.

В древности самыми главными ценностями человека считались добро (моральный критерий), красота (эстетика) и истина (познавательный аспект). В наши же дни люди стремятся к личному успеху, развитию и материальному благосостоянию.

Внутренние сигналы, которые заставляют переосмыслить жизненные ценности

Мы уже выше упоминали о факторах, которые способны заставить человека переосмыслить жизненные ценности. Люди могут всю жизнь прожить с системой ценностей, но всё чаще начинают появляться признаки, которые вынуждают их переосмысления. Все признаки могут появляться по отдельности или вместе. Это является первым сигналом для того, чтобы задуматься о своих жизненных ценностях и, возможно, их нужно подкорректировать. Не каждому удаётся это осознать, а потому некоторые обращаются к профессионалам за помощью. Лучше обратиться к психологу, чем прожить с вечным внутренним конфликтом.

Начали часто задумываться, что вы недовольны жизнью?

Бывают случаи, когда человек испытывает жуткую неудовлетворённость в некоторых сферах жизни, а может и во всех сразу. Работа стала ненавистной, любимый человек не отвечает взаимностью, а дом, в котором живёте никогда вам не нравился. Вся эта неудовлетворённость порождает сомнения в правильности действий. Всё, что происходит в жизни это лишь результат наших поступков. Вся ответственность за неудачи возложена на наши плечи. Недовольство можно игнорировать, но это не поможет. Следует пересмотреть убеждения и принципы, по которым вы живёте.

Перебор с самокритичностью

Критика в некоторых случаях даже полезна, но она не должна выходить за рамки. Вы должны понимать, что перебор самокритики может подорвать самооценку. Как следствие человек теряет банальную веру в успех. Излишняя самокритичность признак внутренних противоречий, которые следует выявить и тут же решить.

Пессимистический настрой ко всему происходящему

Неуверенность в себе или отсутствие перспектив плохой признак. Это говорит о том, что человек совершает действия, которые противоречат его убеждениям. Совершая поступки, которые не противоречат жизненным ценностям, всегда наполнены оптимизмом.

Всё происходящее навевает скуку

На нашем сайте есть подходящая статья, которая отвечают на вопрос: «Что делать, если скучно». В нашем случае скука несёт большую угрозу для человека. Человек перестаёт проявлять инициативу по отношению к своей жизни и начинает плыть по течению. Немаловажный факт, что личность потерявшая цель жизни может попросту умереть. Человеку необходимо осознать приоритетные жизненные ценности и определиться с целью и только после этого появится интерес к жизни.

Что важнее: материальные ценности или нематериальные?

В жизни каждого из нас существует два основных вида ценностей: материальные и нематериальные. К материальным относятся: автомобиль, недвижимость, украшения, одежда, предметы быта и т.д. К нематериальным относятся: любовь, дружба, семья, свобода и т.д.

Многие тут же скажут, что, конечно, нематериальные ценности важнее. Однако в жизни все происходит наоборот. Мы стремимся обладать материальными ценностями, зачастую жертвуя нематериальными. Почему так происходит? К чему это может привести и что делать? Давайте попробуем вместе разобраться…

Мы живем в обществе потребителей, в котором во главу угла ставятся материальные ценности. Мы живем в мире, ценности которого определяют мода и реклама. И какие бы вы доводы не приводили, вам придется смириться с тем, что это так.

В этом мире все покупается и продается. У всего есть стоимость. Продается любовь, дружба, дети, отношения, свобода. Все что угодно. Другой вопрос, что из себя представляете вы и где ваши рамки. Или, по другому можно сказать, все зависит от того, по какую сторону баррикад вы находитесь.

Готовы ли вы себя продать или в вашей жизни есть что-то, что не продается ни за какие деньги? И что важнее для вас, дорогая тачка и солидный банковский счет или любовь и возможность быть свободным? Как пример для размышлений…

Грань между этими понятиями очень тонкая. И в эти условия мы загнали себя сами. Ежегодно в мире производятся бесчисленные новинки. Потребителям нужны новинки, иначе их (а точнее наш) престиж упадет на фоне более благополучных друзей и коллег.

Мы ежедневно, незаметно для себя, подсаживаемся на манию имя которой потребление. Шопоголизм давно уже зверствует в умах и сердцах человечества, разрушая семьи, уничтожая и убивая людей, воруя их разум.

Потребительская гонка превращается в гонку за выживание. Но стоит ли игра свеч?

Чтобы это понять, стоит задать себе вопрос: а что делает вас счастливым? От чего вы получали в жизни истинное наслаждение? Что заставляло вас улыбаться и радоваться, как ребенка?

В своей жизни, самое большое удовольствие я получаю от общения со своей любимой девушкой, от возможности посвящать себя другим людям, от моментов, когда мы вместе, радуемся, шутим, танцуем. Это самое большое удовольствие, знать что ты кому-то нужен, что тебя кто-то ждет, что от тебя зависит чья-то жизнь. Счастлив тот, кто может жить не ради чего-то, а ради кого-то. Вещь подарит вам эмоции, но никогда не сможет повторять их снова и снова. Для этого вам потребуется новая вещь.

Я получаю кайф от занятий спортом. Я получаю истинное удовольствие от молодости, от того, что меня переполняют энергия и силы, от того, что я могу промчаться по стадиону или парку словно ветер, от того, что я могу прыгать, подтягиваться на перекладине, отжиматься от брусьев. Мне приятно, что у меня спортивная фигура, благодаря чему я выгляжу сексуально и привлекательно.

Я радуюсь своему здоровью. Я завидую сам себе от того, что мне не нужно толпиться в больницах и спонсировать аптеки. Я благодарю Бога за то, что я цел, у меня есть руки, ноги и голова работает в нужном направлении.

Я безгранично благодарен судьбе за то, что я СВОБОДЕН! За то, что я каждое утро просыпаюсь с приятными мыслями о том, что буду заниматься своими любимыми делами. За то, что могу устроить себе выходной тогда, когда мне вздумается. За то, что могу в любой момент поехать туда, куда мне вздумается. За то, что мне не нужно ежедневно выслушивать упреки и приказания своего работодателя. За то, что в обеденный перерыв могу вдыхать приятные ароматы цветущего парка. За то, что мне не приходиться притворяться и делать вид, что я чем-то занят, чтобы меня не пригрузили дополнительной работой. За то, что могу говорить и делать все что мне вздумается, не озираясь на то, что обо мне могут сказать или подумать.

Примеры жизненных ценностей человека

Для понимания важной роли жизненных ценностей полезно чаще обращаться к ситуациям, которые не всегда люди замечают, считают их обыденными. Вот пример из жизни: волонтеры в детских домах или домах для престарелых считают, что, оказывая неоценимую помощь другим, они испытывают глубокое моральное удовлетворение

Психологи объясняют это тем, что при хороших поступках в кровь выбрасываются гормоны радости (дофамин, серотонин). Волонтерам может стать не каждый, ценности жизни должны быть настолько высоки, чтобы свою цель видеть в помощи другим и испытывать от этого удовлетворение.

Чтобы достичь познания важных для себя приоритетов, психологи советуют начать с простого, составить список наиболее значимых и выполнять их немедленно

Примеров расстановки жизненных приоритетов множество: для одних целью может стать желание покорять горные вершины, пересекать океаны, изобретать новые технологии, другим достаточно стремления к тихой семейной жизни, воспитанию детей, овладению любимой профессией. Третьи считают, что именно карьера, бизнес, успех – есть истинная цель жизни.

Психология дает важный, в то же время простой совет тем, кто мечется в поисках приоритетов в своей жизни. Определиться со своими ценностями не так просто, как видится на первый взгляд. Поэтому можно начать с простого составления списка ценностей, затем выбрать из него наиболее значимые для себя, к которым нужно стремиться прямо сейчас.

Иерархия системы ценностей

12 Февраль 2012 Игорь Коваленко Главная страница » Саморазвитие

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Я думаю, что каждый человек задавался вопросом, что или кто является в его жизни самым ценным и важным, чему или кому посвящает большую часть своего времени.

Проводя презентации, я постоянно спрашиваю у присутствующих, что они ставят в центр собственного мира. Кто-то – жену, мужа, детей, родителей, любимых, хобби, работу, деньги, домашних питомцев. Слышать ответ: «Я самый ценный и любимый человек» мне практически не доводилось.

Друзья, грамотная расстановка жизненных приоритетов и системы ценностей определяют какое решение нужно принять в стрессовой ситуации, куда приложить усилия, как реализовать свои цели, чтобы прожить наилучшим образом.

Наша система ценностей напрямую зависит от состояния нашего сознания. Мы являемся следствием наших мыслей и соответственно так и живем. Если неправильно расставить жизненные приоритеты, то можно заполучить множество проблем, которые будут возникать на ровном месте. Но стоит лишь изменить их порядок, как в жизнь начинает меняться в лучшую сторону.

Ценности, о которых будет данная статья, по своей природе являются основными областями в жизни любого человека. Это: дети, друзья, родители, Вы сами, работа, муж или жена, домашние животные, хобби. Перед тем, как приступить к построению своей иерархии, рекомендую Вам выполнить небольшое задание – разместить приведенные выше ценности в убывающем порядке от самого приоритетного к менее значимому.

Во время анализа своих результатов сравните свою иерархию с той системой ценностей, которую сегодня предлагают многочисленные общественные деятели и известные психологи. Я считаю, что эта система ценностей наиболее верна, так как она идет в ногу со временем и подчеркивает, что самой важной и главной ценностью выступает сам человек.

Итак, переходим к пирамиде ценностей, которая помогает человеку жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.


Вершина пирамиды – «Я».

Многие люди не хотят признать очевидный факт, что они для самих себя являются наиболее ценными людьми. Любовь, к себе выраженная в уверенности, свободе, радости, самоуважении, в чувстве глубокого достоинства, помогает привлекать в жизнь аналогичных людей и лучшие перспективы для саморазвития. Только уважая и любя себя, Вы будете проектировать свое состояние во внешний мир, определяя последующий путь развития собственной жизни.

Мы способны подарить другим людям только то, что находится внутри нас. Вы привлечете к себе такую личность (мужчину или женщину), которая будет отражать Ваш внутренний мир, Ваше уважение к себе и чувство внутреннего достоинства.

Вторая ступень пирамиды – любимые (мужчина/женщина, муж/жена) и пространство пары.

По мере развития человечества исторически получилось, что это место зачастую отведено для детей. Если же человек одинокий, то – бизнес, работа, домашние питомцы или друзья. Но второе место в пирамиде ценностей отведено под любимого человека и совместно созданное пространство. Сегодняшние женщины и мужчины, стремясь к внешней и внутренней гармонии должны уметь строить свои отношения, основанные на внутренней свободе и любви. Такие взаимоотношения помогают развитию обоих – росту уважения, самореализации, самоценности, ответственности, степени самосознания.

Интересное: Вячеслав Моше Кантор.

Третья ступень пирамиды – это дети.

Дети являются продуктом любви своих родителей. Часто бывает, что женщина отдает всё свое внимание и любовь детям, мужу ничего не остается, как переключиться на удовлетворение своих потребностей на стороне – другая женщина, хобби, алкоголь. Если в семье грамотно распределена любовь к детям, то создаются отличные условия для формирования счастливой судьбы и воспитания. В этом случае дети вырастают в лучах родительской любви и усваивают более цельное мировоззрение, что помогает создавать их гармоничные отношения с окружающим миром.

Четвертая ступень пирамиды – родители и родственники.

Родовые связи необходимы для более гармоничного развития человека. Все мы являемся представителями какого-либо рода. Если посмотреть на энергетическом уровне, то родовые энергии (близкие и дальние родственники, родители) создают человеку устойчивость и формируют внутреннюю силу, необходимую для преодоления различных жизненных препятствий. Поэтому необходимо уважать и любить своих родителей. Но не нужно заменять эти понятия жертвенностью, когда человек в угоду родителям отказывается от своих интересов и целей. Это сможет привести к нарушению равновесия.

Пятая ступень пирамиды – это работа.

Как мы знаем, работа частенько поднимается на первые ступени. Но если смотреть с точки зрения гармонии мира и раскрытия любви – работа должна быть именно на пятой ступени. Я думаю, многие замечали, что жертвуя своими ценностями и самим собой, человек из-за работы теряет семью, детей, здоровье и иногда жизнь.

Друзья, Вы на какое место определили свою работу?

Шестая ступень пирамиды – друзья, домашние питомцы, хобби, общественные интересы.

Конечно, кто-то из Вас наверняка не согласится с приведенной пирамидой ценностей – каждый формирует её индивидуально для себя, исходя из своих потребностей и устремлений. Но, не спешите критиковать, подумайте, насколько Вы счастливы, как Ваши ценности помогают достигать запланированного, живете ли Вы, так как хотите, или, же, как приходится, сами формируете события в своей жизни или зависите от различных обстоятельств!

Друзья, может пора уже что-то изменить в своей жизни?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]