Эти добрые поступки не должны оставить вас равнодушным


Основы светской этики. Урок № 19. «Нравственный поступок»

Презентация к уроку

Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть
Тема: Нравственный поступок

I. Организационный момент

II. Игровой приём «Дружеская мойка»

III. Объявление темы урока. Работа над понятием «нравственность»

1. Хочу прочитать вам слова замечательного любимого многими русского писателя Л.Н.Толстого:

Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

Обсуждение с детьми смысла этого высказывания. Подвести детей к правильной самооценки, к теме урока.

– Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей, а поступки мы совершаем каждый день, выделим и разберёмся, что же такоё нравственный поступок. По нашим поступкам люди судят о нас как о личности. Как вы понимаете слово поступок?

– Прочитайте в своих пособиях о поступке. (чтение вслух) Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным? (Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая его)

– Прочитайте высказывания великих людей, живших в разные века и в разных странах.

Ж.Ж.Руссо (18 век, французский писатель)

Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия.

Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ)

Благородство и Подлость, Отвага и Страх – Всё с рожденья заложено В наших сердцах.

Древнеиндийское изречение

Делать ближним добро – это делать то, чего желаешь себе.

Аристотель (древнегреческий философ)

Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми. Анализ изречений, доказать их актуальность сегодня.

IV. Самостоятельная работа

Обсудите в группах компоненты нравственного поступка.

V. Игровой момент «Черно-белый мир»

Класс разделён на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает лист ватмана, разделенного на две части «чёрную» и «белую». На «чёрной» части дети пишут поступки. Отражающие тёмную сторону жизни, а на другой – светлую сторону жизни. Результаты работы групп склеиваются в единое полотно, которое можно назвать «Жизнь»

VI. Чтение и обсуждение литературных произведений

1. Чтение стихотворения «Ёжик» О.Высотской (читают подготовленные учащиеся)

2. Обсуждение ситуации:

– Как вы относитесь к поведению детей? А к предложению Марины? Чем оно было вызвано? Как бы вы поступили?

3. Ребята, какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки? (Ответы детей)

– Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Hет) – Какие качества не совместимы в человеке? (Дети отвечают)

– Прочитайте, в подтверждение своих ответов, стихотворение И.Гетте:

Пять свойств не ладят с другими пятью. Внимательно заповедь слушай мою: С Надменностью Дружба не может сроднится, От Грубости Вежливость не родится, Величия мы у Злодейства не ищем, Скупец не подаст убогим и нищим, Для Веры и Верности Ложь не опора. Всё это усвой – и храни от вора.

VII. Работа с иллюстрациями

– Ребята обсудите, что нарисовано на картинках, вырезках.

– Можно назвать нравственный поступок «доброе дело»?.

VIII.Задание на дом:

Обсудите дома с родителями высказывание: «Цель оправдывает средства», памятку:

Урок закончим словами Л.Толстого (Слайд 10):

«Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то, чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы люди стали лучше, в твоей власти только одно: Самому стать лучше»

Источник

Процесс формирования нравственных ценностей

Выделяется два связанных между собой процесса по формированию нравственных ценностей: осознание значимости нравственности в обыденной, повседневной действительности и эмоционально-творческий подход к ней. Эти процессы следует совмещать с эмоциональным развитием, так как детям недостаточно лишь передавать информацию об этике, а затем просто требовать от них выполнения норм морали. В разы сложнее формировать у них собственное отношение к моральным нормам, основанное на желании соблюдать данные установки. К еще одной особенности процесса формирования нравственных ценностей относят понимание необходимости такой модели поведения. В этом случае значимыми являются и непосредственные эмоции, и внутренняя потребность в установлении определенных нравственных стандартов внутри социума.

Различные ученые по-разному подходят к трактовке освоения нравственных ценностей. К примеру, Т.С. Каранченцева и Ю.В. Ларин называют указанный процесс переработкой, связанной с превращением внешней среды в чувственную человеческую природу и культурный мир. Осуществляются указанные процессы самими людьми и основываются на их собственной деятельности. Основанная на анализе философской, психологической и педагогической литературы точка зрения утверждает, что освоение включает в себя процесс овладения и усвоения людьми норм морали, состоящих из содержательного, результативного, деятельностного и целевого компонентов.

В.А. Титов причислил освоение к понятиям, употребляемым в качестве родовых по отношению к понятию «мораль». Именно в нем соединяются две важные черты, характеризующие нравственность: ее свойство к отражению действительности и свойство к ее преображению. Следовательно, современная наука рассматривает освоение нравственных ценностей как особый метод, определяющий своеобразие нравственности. Освоение является результатом многовариантного соприкосновения между миром человека и миром нравственности, выступая в качестве пути воспитания индивида. В педагогике суть термина «освоение» сведена к процессу овладения личностью нормами и ценностями морали.

На что ориентироваться

Каждый человек должен осмысливать реалии мира, который его окружает, примерно представлять, чего ждут от него окружающие. Когда мы ведем себя тем или иным образом, мы через нравственный поступок показываем, что наша система ценностей верна и отличается добротой и справедливостью, желанием оказывать помощь, поощрять свою свободу и выбор окружающих.

В противовес данному стилю поведения можно привести безнравственность, несправедливость и ненависть. Личность должна стремиться реализовать свои нравственные стремления, а не разрушать себя и мир вокруг. Разумеется, одного понимания того, как все должно быть устроено, недостаточно.

Человека с правильной системой ценностей выдает именно нравственное поведение и нравственный поступок. Стоит совершать действия, результат которых будет положительным как для индивида, так и для окружающего мира. Будь счастлив и не мешай другим, как говорится. Иногда нужно даже отказаться от некоторых действий, например избежать соблазна, отказаться от взятки или шанса завоевать некоторые блага нечестным способом.

Примеры нравственных ценностей

Фундаментальной и общепризнанной нравственной ценностью является любовь человека к другим людям. Эту разновидность любви нельзя сравнивать с чувствами, испытываемыми людьми к представителям противоположного пола, поскольку данный вид любви проявляется в чувствах, проявляемых человекам к окружающим вне зависимости от их возрастной, национальной, половой и социальной принадлежности. Именно такая любовь позволяет человеку понять потребности других людей, не причинять им зла, учит сочувствию, состраданию и взаимопомощи, предупреждает проявления физического или психологического насилия к ближнему. Достичь подобного очень непросто, поскольку в человеческой природе заложена тяга к конкуренции, борьбе за выживание, зависти и ненависти.

Любовь способствует проявлению в человеке иных нравственных ценностей, к примеру, доброты и щедрости, тесно связанных с искренним желанием помогать другим. Наиболее ценным подарком одного человека другому является его время, которое следует уделять семье, друзьям, близким, знакомым и, при необходимости, даже незнакомым людям, ведь часто дарить что-либо даже приятнее, нежели получать подарки.

Еще одним важнейшим нравственным качеством признается честность. Умение оставаться честным с людьми и с самим собой, в совокупности с умением не выставлять напоказ совершенных тобой добрых дел всегда вызывает уважение. Человек с перечисленными выше качествами и ценностями представляет собой образец по-настоящему благородной личности. К числу прочих важных нравственных ценностей относят позитивность намерений, благожелательное отношение к окружающим, альтруизм, чувство уважения к людям.

Слушай всех, прислушивайся к избранным

Общество, как правило, дает свои оценки тем или иным действиям. Во многом они зависят от того, какие люди вас окружают. Есть общепринятые нормы поведения, которые могут несколько отличаться в разных социальных группах.

Нравственные поступки человека могут не быть оценены как таковые, если вашему окружению это невыгодно. Но тут очень важно понимать, когда виноваты вы, а когда чрезмерно думают о собственной наживе те, кто вас окружают. Тогда можно сказать, что мотивы нравственного поступка не имеют ничего общего с целями ваших коллег и друзей.

Нельзя слепо следовать чужой указке и угождать, нужно уметь анализировать, быть честным с собой. Только тогда вы будете спокойны и почувствуете, что действуете правильно.

Что такое моральные нормы?

Моральные нормы — это комплекс правил поведения, который устанавливается в рамках конкретного общества в зависимости от имеющихся у людей представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости. Сохранность моральных норм обеспечивается за счет общественного одобрения и внутреннего убеждения каждого члена общества.

Все моральные нормы формируются из имеющихся у людей реальных принципов, идеалов, понятий о добре и зле. Таким образом, все они проходят некоторое «общественное сито», через которое просеиваются все нормы поведения и остаются действительно корректные.

Благодаря наличию моральных норм осуществляется регулирование поведения человека в различных отраслях и сферах общественной жизни. В первую очередь здесь можно выделить быт, работу, семейные и личные отношения, межгрупповые и международные. Однако любая разновидность взаимодействия определяется конкретным набором моральных норм. Стоит отметить, что моральные нормы заметно отличаются от особых требований каждой из отрасли своим социально-всеохватывающим характером, поскольку они являются обязательными для всех людей. Они фиксируют в себе особые требования и составляют базис и норму поведения общества, определяют культуру межчеловеческих отношений.

Любая моральная норма должна быть обоснованной с точки зрения ценностной базы общества, а также его идеалов, поскольку моральные нормы выступают в качестве подчиненного инструмента данных идеалов.

Контроль за соблюдением моральных норм складывается под воздействием общественного мнения и авторитетов, которое культивирует в сознании каждого человека позицию в вопросах личностных представлений о достойном и недостойном, нравственном и безнравственном.

Откуда растут корни

Есть ряд факторов, на которых основан анализ поведения личности. Для начала нужно разобраться, что именно толкает человека на то или иное действие. Нравственный поступок совершается только в благих целях, которые можно охарактеризовать как благородные. Хотя, конечно, случается и такое, что волей судьбы, имея довольно благоприятный замысел, можно нанести и вред. Тут уже оцениваются последствия, к которым привело мероприятие.

Именно они являются базисом для вынесения последнего вердикта и оценки, когда анализируются признаки нравственного поступка. Главным критерием является то, насколько шаг значим и полезен для общества в целом. Важно учитывать также обстоятельства, в которых происходили события.

Благая цель

В разных условиях одно и то же действие может быть как похвальным, так и аморальным. Так что нужно проявлять гибкость и уметь уловить требования окружающего мира, в то же время не теряя собственной головы на плечах. Нравственный поступок отрицает корыстолюбие и выгоду, хотя нет ничего плохого в достижении своих желаний праведным путем.

Самое главное, чтобы вы не вредили окружающим. Должен достигаться только тот результат, который не причинит ущерба другим людям. Есть тонкая грань между совершенствованием, достижением новых высот и эгоистичным поведением, чрезмерным индивидуализмом. Ее нужно чувствовать и стараться не пересекать.

Образцы

Только морально развитая личность может осуществить нравственные поступки. Примеры таковых можно часто встретить в литературных произведениях или кино, которые несут читателю и зрителю определенный заряд мудрости. В любом романе или повести есть герои, чье поведение можно поощрить за мужество, самоотверженность, этичность. Так мы узнаем о возвышенном предназначении личности.

Все это происходит на фоне определенной эпохи, ее уклада и представления о правильном и греховном поведении. Для того чтобы заставить читателя задуматься, авторы создают ситуации, в которых персонажи на страницах книг совершают нравственные поступки. Примеры их изобилуют в романе «Война и мир», написанном Толстым.

Можно говорить о целой цепи непростых проблем морального характера, которые решаются по ходу повествования. Даже глядя на жизнь одного из главных героев, А. Болконского, можно заметить моменты совершенного покоя, которые сменяются военными трудностями. Он самоотверженно жертвует собственной жизнью во имя родной земли, что заслуживает всяческих похвал и одобрения.

Правильное воспитание

Также очень многое о нравственности и душевной чистоте можно узнать из большого количества сказок. Взять ту же «Золушку», написанную Шарлем Перро. Главная героиня трудолюбива, несмотря на все издевательства, она помогает нелюбящим ее родственницам. В ее сердце не появляются злость и ненависть.

Разумеется, не стоит позволять окружающим помыкать собой, но отпустить обиду – это действительно тот навык, которому стоит поучиться каждому. Очень важно сохранять в душе мир и чистоту. Это подвиг во благо не только окружающих, но и собственного сердца в первую очередь.

Жизнь полна резких поворотов, но это не должно сбить хорошего человека с ног, он должен оставаться сильным и стойким, не теряя любви к миру. Еще одним кладезем мудрости для детей, да и для взрослых, можно считать историю «Аленький цветочек», написанную Аксаковым. Там есть и любовь к отцу главной героини, и умение видеть вещи, скрывающиеся за внешностью и яркими атрибутами, заглядывать во внутренний мир даже самого жуткого чудовища.

Мало того что Анастасия сдалась в плен ради родных, она еще и сумела прочувствовать самые светлые стороны личности своего нового хозяина, помогла ему вернуться к равновесию и красоте. Такое может сделать воистину чистый, добрый человек.

Значение нравственных ценностей

Благодаря моральным ориентирам и ценностям люди получают возможность определить собственную позицию перед своими близкими, друзьями, обществом и самим собой, параллельно сформировав личное отношение к таким категориям, как добро и зло, лживость и честность, нравственность и безнравственность т.д. Первостепенной функцией морали является регуляция поведения человека в социуме и регулирование взаимоотношений между личностью и обществом. К дополнительной функции морали относят ее содействие становлению сознания личности, а также ее влияние на процессы формирования:

  • взглядов человека, касающихся смысла жизни;
  • круга обязательств личности перед обществом;
  • потребности уважать окружающих.

Посредством нравственности сознания модель поведения человека начинает согласовываться с нормами морали. Характерным отличительным признаком моральных ценностей является их контроль над сознанием и деятельностью индивидуума в целом ряде важнейших сфер жизнедеятельности, включая:

  • сферу быта;
  • межличностные, семейные и трудовые отношения;
  • коммуникацию с другими людьми.

Со всеми перечисленными выше аспектами человек сталкивается каждый день, следовательно, именно на моральных представлениях строится его поведенческая модель, его взаимоотношении с окружающей действительностью и людьми.

Загляните внутрь себя

Система ценностей и устремлений личности всегда должна оставаться гармоничной и не мешать развиваться ни человеку, ни окружающему миру. Нужно воспитывать в себе чистые убеждения, стремиться к добрым целям, не ходить по головам, а достигать всего законными путями, стремиться к саморазвитию и проявлять волю.

Каждому человеку хочется самовыражаться, но делать это нужно конструктивными путями, не разрушающими ничего в процессе. Вы свободны поступать так, как вам хочется. Поскольку каждый человек в глубине души желает, чтобы все были счастливы и жили спокойно, следует прислушаться к своим глубинным порывам, и вы найдете верный путь.

Источник

Разновидности нравственных ценностей

Нравственные ценности подразделяются на несколько категорий. Они бывают индивидуальными, групповыми и общечеловеческими, в зависимости от типа отношений их разделяют на взаимодополняющие и взаимоисключающие.

Современные ученые считают общечеловеческие нормы главенствующими по отношению к групповым ценностям, поскольку общечеловеческие ценности более универсальны, объективны, беспристрастны и универсальны, хотя они и способны на внутривидовой переход, и даже на потерю прежней значимости и значения при изменении внешних условий, например, в процессе модернизации общества.

Самосовершенствование конкретного индивида неотрывно связано с соблюдением им принципов нравственности, причем это соблюдение должно быть неукоснительным и постоянным. Чтобы стать действительно лучше, человеку следует постараться быть добрее, внимательнее и заботливее к окружающим его людям. К тому же, каждому будет полезно быть честным перед другими и самим собой, стараться контролировать собственные эмоции, мысли и поступки, не отказываться от своих принципов и выполнять взятые на себя обязательства.

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя Андреева Надежда Валентиновна

№ школы, район школа №267 Адмиралтейский район

Учебный комплект (система учебников, автор учебника, стр. в учебнике.) Серия «Школа России», «Основы светской этики» стр.41-42

Тема урока «Нравственный поступок»

Цель и задачи урока

чувства, эмоции, мысли;

Тип урока: проблемно-диалогический.

Оборудование: интерактивная доска

1.Вводное слово учителя

– Хорошо. Давайте, узнаем правы ли мы. Откройте учебник на стр. Прочитайте тему урока. Записали тему в тетради.

2.Работа с информацией

-Прочитайте в учебнике о поступке (чтение вслух)

-Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным? (Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая их)

— Итак, нравственный поступок-это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеалами и ценностями. Нравственный поступок имеет особые признаки.

-Прочитайте параграф в учебнике и заполните схему нравственного поступка ( его пяти компонентов).

Схема у каждого ученика

Такая же схема на интерактивной доске.

-Давайте проверим, какая схема у вас получилась (Учитель вписывает слова в схему, а дети сверяют). По ходу заполнения схемы, обсуждаем каждый пункт (как поняли прочитанное).

— Что такое мотив? (Ответы детей). Хорошо. Записали в тетради

Мотив ( от лат. слова movere – приводить в движение) – побуждение к деятельности.

-Что такое цель? (Ответы детей). Хорошо. Записали в тетради

-Что такое средства? (Ответы детей). Хорошо. Записали в тетради

Средства достижения цели – то, что может сделать поступок моральным или аморальным.

— Ребята, подумайте, кто может совершать нравственный поступок?

— Совершали ли вы нравственный поступок? Какой?

-Итак, что же такое «нравственной поступок», как вы думаете?

— Какие особые признаки имеет нравственный поступок?

(мотив, цель, средства, само действие, результат)

Нравственный поступок-это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеалами и ценностями. Нравственный поступок имеет особые признаки.

Мотив ( от лат. слова movere – приводить в движение) – побуждение к деятельности.

Средства достижения цели – то, что может сделать поступок моральным или аморальным.

3.Включение дополнительной информации в основной материал

-У вас на парте текст (см. приложение). Как называется? Кто автор? Давайте прочитаем его(чтение вслух; «Котенок» Л.Н.Толстого)

-Знакомо вам это произведение? (да)

-Что можете сказать о Васе? Какой он?

-Что значит “пустился, что было духу”?

-Можно ли осуждать Катю, что она убежала?

-Правильно ли поступила Катя? Отвечая на вопрос, поставьте себя на место Кати.

-Почему ребята взяли котёнка с собой?

-Котёнку угрожала опасность? Какая? По чьей вине? Какие дети?

-Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?

-Какой момент в рассказе, на ваш взгляд, был самым напряжённым, тревожным?

-Написав этот рассказ, Л. Н. Толстой хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

Эти добрые поступки не должны оставить вас равнодушным

Нет лучшего примера доброты в нашем мире, чем спонтанные проявления доброты совершенно незнакомыми людьми. Добрые люди, которые помогают друг другу без всякой на то причины, могут действительно возродить вашу веру в человечность.

Это фотографии показывают, что все люди – независимо от того, сколько денег или времени они имеют – могут оказать существенное влияние на других, и помочь сделать наш мир лучше.

1. Выпускники «Авторской школы Бойко» в г.Харьков уже 3-ий год отказываются от дорогих выпускных балов. А сэкономленные средства направляют на помощь маленьким деткам с патологиями сердца. Подарить жизнь человеку намного важнее, чем отпраздновать в модном платье в ресторане выпускной на широкую ногу.

2. Молодая египетская девушка каждый день помогает ребенку уличного торговца научиться читать и писать.

3. Добрый сосед сделал так, чтобы в этот автомобиль не попала вода при внезапном ливне. На записке «Вы оставили окно открытым, поэтому я прикрыл его пакетом, чтобы внутри было сухо. Хорошего дня, ваш сосед Джиллиган».

4. На день Святого Валентина незнакомец сделал своевременный и добрый жест. Надпись на табличке «Бесплатные цветы для ваших любимых».

5. Джентльмен помогает 3-м пожилым леди дойти до машины под проливным дождем при помощи настольного зонта.

6. Женщина купила 2 порции еды у уличного торговца, и одну отдала бездомному. Она присела рядом, представилась и стала расспрашивать мужчину о его жизни, ведя себя с ним на равных и проявляя элементарное человеческое сострадание.

7. Этот почтальон любит заставлять людей улыбаться. «Я – почтальон. Иногда я кладу такие записки в почтовые ящики незнакомых людей. На записке «Привет, помни, что ты чудесный человек, и ты можешь достичь всего, чего ты хочешь. Желаю удивительного дня!»

8. Этот пожарный рисковал жизнью, чтобы спасти кота благодарной женщины.

9. Работники химчистки помогают безработным получить работу. Надпись на вывеске «Если вы безработный и вам нужно почистить одежду для собеседования, мы сделаем это бесплатно».

10. Испанский спортсмен замедлил бег для того, чтобы поддержать соперника и помочь ему финишировать.

11. Даже кусающиеся черепахи иногда нуждаются в помощи – безопасно пересечь дорогу.

12. Храбрый полицейский приковал себя наручниками к женщине, которая хотела спрыгнуть вниз, и выбросил ключ от них. Этим он спас ее жизнь.

13. Кэмерон Лайл был звездой колледжа и хотел стать профессиональным атлетом. Он усердно тренировался 8 лет, чтобы выйти в финал… Но он отказался от этого шанса, когда узнал, что может стать донором костного мозга для человека с лейкемией, которому жить оставалось всего несколько месяцев. Кэмерон не раздумывал, он спас незнакомца, отказавшись от решающего в его жизни чемпионата.

14. Зрители помогают молодому человеку в инвалидной коляске наслаждаться концертом наравне со всеми.

15. Этот полицейский вышел за рамки своих служебных полномочий.

16. Марафонец мирового класса, идущий на финиш первым, замедляется, чтобы помочь человеку с ограниченными возможностями выпить воды, жертвуя при этом призом за победу.

17. Мальчик выиграл в конкурсе по сбору макулатуры и ветоши. И отдал свой огромный приз маленькой соседке, борющейся с лейкемией. «Сколько химиотерапий можно купить за 1000 долларов?», -спрашивает мальчик у своей мамы.

18. Бриллиантовое кольцо случайно упало в чашу этого нищего. Но он честно вернул кольцо хозяйке, которая в благодарность организовала сбор средств, чтобы этот честный человек смог изменить свою жизнь и снова встать на ноги.

19. Солдат спас маленького крольчонка и растил до тех пор, пока не стало возможным выпустить крольчонка на волю, в дикую природу.

20. Коллега искупает вину за свою ошибку. На записке «Привет, прими мои извинения за то, что я вчера утащил этот контейнер с курицей и рисом, потому что думал, что это обед, приготовленный моей женой. Но когда я сел в машину после работы, я обнаружил, что оставил свой контейнер на сидении.

Я чувствую себя неловко, и хочу, чтобы ты знал, что я не ворую обеды своих коллег. Пожалуйста, прими мои извинения и позволь сегодня заплатить за твой обед. P.S. Курица с рисом были восхитительно вкусными».

21. Когда ее соперница получила травму во время состязаний в беге, эта легкоатлетка помогла ей преодолеть финишную черту.

В конце концов, мир не такое плохое место… В нем есть много хороших людей, которые всегда готовы помочь вам, если вы споткнетесь. Поделитесь полученным опытом и распространите счастье, поделившись этой статьей.

*при копировании материала ссылка на источник обязательна

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]