«Только на пять!» Что представляет собой и чем опасен синдром отличника?

Успешная бизнесвумен, коуч, любящая жена и мама Джулия Бэйс (Julia Base) рассказала, чем опасен перфекционизм и какие простые шаги помогут вам избавиться от него.

Джулия Бэйс

Бизнесвумен, коуч

Желание во всем и всегда быть первым, делать все лучше остальных, как ни парадоксально, часто приводит нас к неудачам. Страх не дотянуть до поставленной высокой планки заставляет людей сдаваться, отказываться от любых начинаний еще на старте. А самое неприятное в том, что перфекционизм не дает по-настоящему наслаждаться жизнью, так как результат любых действий никогда не будет так же хорош, как придуманный идеал.

Содержание:

  • Что такое синдром отличника? Характеристика
  • Основные признаки
  • Причины возникновения синдрома
  • Сильные и слабые стороны «отличников»
  • Как выявить данный синдром у детей и взрослых?
  • В чём его опасность?
  • Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника?
  • «Отличники» среди взрослых: советы психологов
  • Реальная история «семьи отличников»: опыт мамы и сына
      «Неудачи сделали меня счастливой»
  • Сын «отличницы» или как помочь своему ребёнку добиться успеха
  • Что такое синдром отличника?

    Характеристика

    Синдром (или комплекс) отличника – это психологический термин. Под ним понимаются психологические особенности личности, при которых человек стремится добиться высоких результатов и заслужить похвалу окружающих. То есть сделать всё на «отлично». Ребёнок ждёт такой оценки от родителей и учителей, взрослый человек – от близких людей и начальства.

    Если есть риск получить другую оценку, «отличник» отказывается выполнять работу из-за страха неудачи и поражения.

    Синдром отличника не стоит путать с перфекционизмом. Для перфекционистов важен идеальный результат работы, для «отличников» же важна оценка этого результата другими людьми. Причём сама работа может быть выполнена далеко не идеально. Главное – создать видимость «идеальности» для окружающих.

    Каждый из нас, оглядываясь назад, может отметить, что совершил огромное количество разного рода глупостей и ошибок. Но у всех у них были общими две причины – наша нерушимая воля к победе и наша непоколебимая уверенность в себе. Синдром отличника заставлял нас верить, что очень важно культивировать в себе эти два качества. И даже когда нас преследуют неудачи, мы упорно считаем, что причина в том, что нам не хватает веры в себя. Многим из нас требуются десятилетия неудач, чтобы осознать, что поражения основываются не на нехватке веры в себя, а на её… излишке,

    – Наталия Мищенко,

    бывшая «отличница», писательница, автор серии книг о развитии и становлении личности.

    Основные признаки

    Для синдрома отличника характерны следующие проявления:

    • постоянное ожидание похвалы и одобрения со стороны;
    • стремление доводить работу до идеального состояния;
    • болезненное отношение к критике;
    • страх неудачи при выполнении любого дела, особенно в котором нет опыта;
    • гиперответственность;
    • ревность к чужим успехам.

    Что такое синдром отличника у взрослых

    Здесь мы поговорим об уже конкретных сформировавшихся состояниях, которые мешают во взрослой жизни. Синдром отличницы действительно чаще всего встречается у женщин, но некоторые мужчины тоже склонны к подобным состояниям. Как правило, причины возникновения и развития этого «недуга» не зависят от пола. Появляется синдром в районе начальной школы. Родители обычно наоборот радуются, что у них растет сознательный и ответственный ребенок. Малыш старается учиться на одни пятерки – это ли не счастье?

    Плохо то, что излишняя тяга к большим достижениям и отличным результатам переносится во взрослую жизнь. Кто-то живет по тем же принципам только на работе, потому что это логичное продолжение ученичества, а кому-то хочется распространить такой образ существования на все жизненные сферы. Люди выстраивают неправильные логические связи. Жене кажется, что муж любит ее только тогда, когда она готовит идеальный ужин. Сотрудница крупной компании решает, что начальник общается с ней доброжелательно только из-за того, что она никогда не срывает дедлайны. Этих людей устраивает только идеальный вариант развития событий и никакой больше.

    Такой синдром заставляет тратить множество сил и энергии, чтобы добиваться успеха в тех сферах, где это особо и не нужно. Это провоцирует трудности во взаимоотношениях с семьей, коллегами и друзьями.

    Все свободное время человек тратит на поддержание своего образа и достижение результатов, но не все цели ему поддаются. Поэтому появляется страх браться за новые дела и проекты или учиться новому. Человек просто не может выдержать первый этап обучения, где он еще не способен делать все идеально. А если нет идеальных показателей, то и смысла никакого в содеянном нет.

    На самом деле, у синдрома отличницы есть и достоинства. Изначально в основе лежит желание делать свою работу максимально хорошо. Это подразумевает наличие ответственности, дотошности, скрупулезности в выполнении дел, соблюдение сроков сдачи заданий и многих других полезных характеристик. Поэтому полностью избавляться от синдрома обычно не рекомендуют, а советуют взять его под контроль.

    Причины возникновения синдрома

    Синдром отличника формируется в дошкольном детстве, а первые его проявления заметны уже в школьном возрасте.

    Выделяют 2 группы причин, провоцирующих развитие данного синдрома:

    Родительские ошибки:

    Нереализованные ожидания

    «Я с детства мечтала стать балериной. Но родители не могли себе позволить оплачивать занятия. Поэтому мечта так и осталось мечтой. Зато теперь я могу отдать свою дочь в балетную школу. Пусть занимается, достигает высот и воплощает мою мечту в жизнь».

    Тщеславие

    «Мой сын должен быть лучше, чем другие дети. Он обязан получать пятёрки и быть гордостью школы. Ведь в нашей семье – все академики и профессора. Сын не должен отличаться от нас».

    Амбиции

    «Я хочу гордиться своим ребёнком перед знакомыми и родственниками. Поэтому мне так важно, чтобы он радовал меня отличными оценками и спортивными достижениями. Пусть все знают, какая я замечательная мать».

    Синдром отличника у мамы или папы

    «Я привыкла делать всё идеально: начиная от составления квартальных отчётов и заканчивая уборкой комнаты. Я хочу, чтобы и мой ребёнок был таким же. Научился выполнять любое дело без сучка и задоринки. Я буду стремиться к этому, даже если мне придётся пойти с ним на конфликт».

    Перестаньте чрезмерно контролировать и ограничивать своего ребёнка, при этом продолжите обеспечивать его полную безопасность и гармоничное развитие. Всегда знайте, где он находится в данный момент и где был в течение дня, моментально связывайтесь в случае необходимости и слушайте, что происходит вокруг с помощью приложения «Где мои дети».

    Особенности личности

    «В детстве я был робким, неуверенным в себе мальчиком. Таким и остался во взрослой жизни. Всё время думаю, что делаю что-то не так, постоянно перепроверяю сделанную работу, доводя её до идеального состояния. Мне очень неприятно, когда делают замечания, даже если они и справедливые. Сразу хочется заплакать и убежать куда-нибудь».

    Сильные и слабые стороны «отличников»

    Синдром отличника может как помогать, так и мешать полноценной жизни человека.

    Поговорим сначала о плюсах стремления «делать всё на пять»:

    Ответственное отношение

    «Отличники» редко нарушают дедлайны, берут больничные или опаздывают на работу. Для них является приоритетом серьёзное отношение к любой деятельности.

    Педантичность и скрупулезность

    Вот уж кто не пропустит ни малейшей ошибки, так это люди с синдромом отличника. Им можно доверить любую кропотливую работу.

    Хорошая репутация

    На «отличника» всегда можно положиться и быть уверенным, что он не подведёт.

    Целеустремлённость

    «Только вперёд, только к победе!» – вот девиз «отличников» и «отличниц». Но только при условии, что им хватит на это знаний, умений и навыков. В противном случае у людей возникает страх неудачи, и они отказываются от выполнения задания.

    К слабостям людей с синдромом отличника можно отнести:

    Болезненное отношение к критике

    Когда «отличнику» делают замечания, для него словно рушится мир. Он даже не слушает их, а сразу начинает заниматься мысленным самоуничижением: «Так и знал, что сделаю все плохо! Теперь все будут думать, какой я никчёмный и неумелый!»

    Заниженная самооценка

    Также такие люди склонны принижать собственные успехи и думать о себе в негативном ключе.

    Зависимость от мнения окружающих

    «Отличник» никогда не может самостоятельно оценить качество собственной работы, ему необходимо подтверждение от других людей.

    Постоянная тревожность

    «Правильно ли я заполнил отчёт? Не допустил ли ошибку? Вот, кажется, в последней графе….» – такие мысли терзают «отличника» днём и ночью, доводя до панического состояния.

    Признаки синдрома отличницы у взрослых

    Когда в детстве родители не скорректировали воспитание ребёнка в соответствии с вышеприведенными рекомендациями, синдром отличницы закрепляется на долгие годы или на всю оставшуюся жизнь.

    • Человек старается выслужиться перед начальством, как некогда перед родителями. Это выглядит некрасиво для остальных сотрудников. Нередко такой отличник идёт по головам сослуживцев ради превосходных результатов, премий и карьерных высот.
    • Таким людям свойственно тщеславие, а также полное отождествление себя со своими достижениями, о которых они не упустят шанса напомнить окружающим.
    • Люди с синдромом отличницы обладают отлично развитой ответственностью, исполнительностью, целеустремлённостью, активностью, инициативностью, перфекционизмом.
    • Зачастую люди с синдромом отличницы глубоко несчастны. Они никогда не довольны собой и своими достижениями, ведь совершенству нет предела. Они всегда подозревают себя в том, что могли выполнить задание лучше, достичь цель быстрее. Внутренний критик настроен осуждающе, он не даст порадоваться результату или расслабиться ненадолго.
    • Женщины с синдромом отличницы считают, что такими, какие они есть их не могут любить мужчины. В отношениях такая женщина всё время изображает лучшую версию себя. Она сильно старается быть лучшей в постели, лучшей на кухне у плиты, при этом демонстрировать ангельский характер и идеальный внешний вид. В какой-то момент она теряет связь с собой и с партнёром, который часто чувствует себя лишним в её жизни.Кто такая удобная женщина и стоит ли ей становиться, читайте здесь.
    • У людей с синдромом отличницы часто нет друзей. Им просто некогда встречаться с приятелями, собираться в сообщества по интересам. Они могут задерживаться на работе до глубокой ночи, стараясь успеть сделать большой объём работ в кратчайшие сроки. Из-за этого у них часто недосып и плохое настроение, которое отталкивает близких и родных.

    Узнайте, как мы сами творим свою судьбу выбирая круг общения, интересы и отношение к жизни.

    Как выявить данный синдром у детей и взрослых?

    Выявить синдрома отличника у ребёнка можно по следующим проявлениям:

    1. Сильно переживает из-за любой оценки ниже пятёрки.
    2. Легко жертвует развлечениями и общением с друзьями ради того, чтобы сделать домашнее задание или подготовиться к контрольной работе.
    3. Стремится к высоким оценкам и похвале учителя.
    4. Болезненно относится к успехам других детей, начинает негативно о них отзываться.
    5. Отказывается от выполнения заданий, если есть риск попасть в ситуацию неуспеха.

    У взрослого комплекс отличника заметен по следующим признакам:

    1. Берёт на себя дополнительную работу в выходные дни, делает отчёты за заболевших сотрудников, чтобы заслужить одобрение начальства. При этом жертвуя личной жизнью и свободным временем.
    2. Старается довести до идеала любое дело, будь то уборка квартиры или составление проекта.
    3. Расстраивается из-за малейшей ошибки и неудачи.

    Проигрывать намного полезнее и интереснее, чем выигрывать. Не быть «отличником» – серьёзный навык, который в жизни пригодится. Потому что победы – это побочный продукт опыта, который мы получаем в результате ошибок и поражений. Успехи, в принципе, только подтверждают то, что мы уже знаем и умеем. Ошибки, поражения, проигрыши содержат в себе гигантский потенциал новых знаний, умений и понимания себя. Важно научиться использовать свои проигрыши, как ступени на пути к принятию и пониманию самого себя,

    – Наталия Мищенко,

    бывшая «отличница», писательница, автор серии книг о развитии и становлении личности.

    Как преодолеть синдром отличницы и наконец расслабиться

    Синдром отличника или отличницы развивается обычно в детском возрасте, а становится заметным уже во взрослом. Почему так? Ребенок с комплексом отличника удобен для взрослых: он все делает, о чем его просят, хочет быть для всех хорошим, и потому особых проблем никому не видно. Когда же отличник вырастает и ему приходится самому принимать ответственные решения, его жизнь усложняется.

    В основном этот комплекс характерен для женщин, поэтому мы и поговорим об отличницах. Суть синдрома отличницы заключается не в том, чтобы все делать идеально хорошо, а в том, чтобы всем вокруг нравиться, получать одобрение, признание, хорошие оценки и т. п. Это и доставляет массу неудобств.

    Также существует еще одна проблема – это механизм долженствования. Механизм создается действиями жертвы и обидчика, где последний вынуждает жертву поступать так, как нужно ему. Например, женщина задумала вести тренинги. И в ее голове тут же появляется невидимый обидчик, который говорит: «У тебя ничего не получится. Никто к тебе не придет. А если и придет, то им не понравится. И будут у тебя отрицательные отзывы!» Женщина начинает оправдываться, искать информацию в Интернете, советоваться с людьми, а потом все равно опускает руки, отказываясь от задуманного. Почему? А потому что перфекционисткам надо, чтобы сразу все было круто. И если не будет круто, то зачем браться?

    Как взрослые формируют этот синдром в детях?

    • Мама, я четверку получила!
    • А почему четверку? Ира вот только пятерки получает. Как ты меня расстраиваешь! (Манипуляция.)
    • Мама, я прибрал игрушки.
    • А под столом почему навалено? Бесишь! (Манипуляция.)

    Или во, наглядное, с угрозами.

    «Не будешь хорошо учиться – станешь бомжом!» Вариации: «Будешь мороженое продавать / станешь дворником» и т. п.

    «Каждые выходные мы, если ты до сих пор не в курсе, едем в огород! И не думай отлынивать! Лентяйка!»

    К сожалению, отрицательные мотивации иногда работают, только с последствиями. Какими, вы видите сами.

    Признаки синдрома отличницы

    • чрезмерная чувствительность к критике, даже незначительной
    • ожидание неудач в начинаниях
    • желание сравнивать себя с другими, ревность к тем, кого хвалят
    • самооценка неустойчива, зависит от мнения окружающих
    • неудача в каком-то начинании может обернуться не просто отказом от задуманного, а депрессией
    • постоянное желание оправдывать ожидания всех вокруг

    Женщины, девушки, страдающие синдромом отличницы, постепенно превращаются в задерганных невротиков, которым некомфортно или даже страшно почти в любой ситуации. Они постоянно переживают по поводу мнимых и реальных неудач, борются за пятерки любой ценой. Если есть риск получить четверку, то вообще откажутся от задуманного.

    Окружающим тоже с ними нелегко: в общении они, как профессиональные рыбачки, вылавливают слова критики (реальной и мнимой), резко меняют свое поведение, оставляя других в явном недоумении.

    Как же наконец расслабиться и перестать хотеть нравиться всем вокруг?

    1. Осознайте, что ваши некоторые ощущения, чувства и эмоции, которых нет у других людей в такой же ситуации, продиктованы не самой ситуацией, а вашим желанием понравиться. Кому? Свекрови, мужу, парню? Не совсем так. Вам хочется нравиться тому, кто ввел вас в этот синдром. Учительнице, маме, соседке по этажу, которая вечно делала вам замечание по поводу короткой юбки. Их, этих людей, сейчас в вашей ситуации может и не быть, но вспоминаются именно детские контакты.
    2. Разберитесь, а действительно ли окружающим так важно, чтобы вы все делали отлично? На самом деле некоторым просто пофиг. А вот мы порой склонны приписывать другим то, чего нет в природе.
    3. Разрешите себе делать ошибки. Да, понимаю, это трудно. Зато какое облегчение возникает, когда осознаешь, что можно не быть идеалом и даже сглупить.
    4. Вовремя останавливайте комплекс отличника силой мысли. Например: «Муж убеждает переехать поближе к его работе. Я соглашаюсь, потому что хочу ему нравиться? Если это так, то тут включился мой комплекс». Останавливаем его и думаем, а чего же мы сами хотим? Переехать или остаться?
    5. Откажитесь от привычки ожидать от людей похвалы и одобрения. Некоторые не ценят и не собираются ценить бесплатную помощь. Другим лень или некогда это делать. Вы ж сделали им хорошо, пора наслаждаться, а не болтать. С другой стороны, следует понять, что одобрения ждете не вы, а та маленькая девочка, которая попала в этот комплекс. Так уж ей внушили, что любить можно только за заслуги.
    6. Не ожидайте, что своим добрым отношением, добрыми делами вы исправите мир вокруг. Есть люди, которые отвечают добром на добро, а есть те, которым данная стратегия неинтересна.

    В чём его опасность?

    Казалось бы, чем может быть опасен данный синдром? «Отличник» ответственно подходит к каждому заданию, стремится выполнить его наилучшим образом и заслужить одобрение своей работы.

    Но это только на первый взгляд.

    Человек с синдромом отличника постоянно находится в состоянии эмоционального напряжения и беспокойства. Это неблагоприятно сказывается как на его физическом, так и психическом здоровье.

    На уровне тела у «отличников» наблюдаются следующие проблемы:

    • частые простудные заболевания;
    • истощение, астения;
    • психосоматические явления (головные боли, головокружения, повышенное давление и другие);
    • расстройство сна;
    • болезни ЖКТ.

    На психическом уровне возникают:

    • эмоциональное перенапряжение, нервный срыв;
    • появление фобий и страхов – страх перед публичными выступлениями, страх знакомства с новыми людьми;
    • неврозы и депрессии.

    Как мы видим, синдром отличника не так безобиден, как кажется. Если вы заметили у себя или у ребёнка данные проявления, обязательно обратитесь за помощью к специалисту.

    Перфекционизм и синдром отличника – в чём разница

    На первый взгляд может показаться, что перфекционизм и синдром отличника – это одно и то же. Да, эти состояния похожи, но все же разные. Перфекционисты хотят достичь идеального результата, а «отличнику» важнее получить признание и хорошую оценку.

    Например, в школе вы хотите написать контрольную по физике на пятерку. Вы выучили материал и справитесь сами. Но есть и более быстрый вариант – списать с решебника. Вот человек с синдромом отличника спокойно спишет и получит пятерку, а перфекционисту нужно сделать самому на высший балл.

    Для людей с синдромом отличника задачи – это соревнование или конкурс, в котором нужно победить. При этом для них «все средства хороши». Они не любят соперников и много думают о том, как их обогнать. А перфекционисты сконцентрированы исключительно на своей работе.

    Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника?

    Что должны сделать родители, чтобы помочь ребёнку:

    Снизьте требования к ребёнку

    Возможно, вы перегибаете палку, добиваясь от сына или дочери отличных оценок по всем предметам, идеальной чистоты в комнате и первых мест на соревнованиях и олимпиадах.

    Больше интересуйтесь школьной жизнью ребёнка, тем, что для него важно, а не оценками в дневнике.

    «Отличники» среди взрослых: советы психологов

    Психология синдрома отличника такова, что стремление делать всё на «пять» и заслужить тем самым похвалу и одобрение человек из детства переносит во взрослую жизнь. Только теперь «пятёрку» ему нужно получить не от мамы и папы, а от мужа или жены и начальника.

    Чаще это касается лиц женского пола. Девушка с синдромом отличницы стремится и на работе выслужиться, и дом в чистоте и порядке содержать, и для мужа идеальной женой стать.

    Естественно, что преуспеть во всех сферах жизни крайне сложно. Поэтому человек жертвует своим отдыхом и личным временем, чтобы приготовить пирог по фирменному рецепту или сделать годовой отчёт вместо заболевшего сотрудника.

    Дела продолжают копиться, и «отличник» попадает в замкнутый круг стресса и переживаний.

    Так можно ли бороться с синдромом отличника у взрослых? Можно. Но только если сам человек осознает необходимость изменить сложившуюся ситуацию. В противном случае он так и останется жить в привычных для себя условиях «борьбы за пятёрку».

    Психологи советуют:

    Осознайте, что всё родом из детства

    А именно – ваше желание заслужить похвалу. Чтобы погладили по головке и сказали, какая же вы умница. Взрослому человеку важно научиться хвалить и поощрять самого себя, а не ждать одобрения от окружающих.

    Запомните: отношение окружающих не изменится, если мы не будем доводить каждое дело до состояния идеальности. В конце концов, нас любят и ценят совсем не за это.

    Поработайте над самооценкой

    Самостоятельно или с помощью психолога. «Отличникам» важно научиться следовать собственным ценностным ориентирам, не боясь допустить ошибок.

    Учитесь отдыхать

    Научитесь расслабляться и «отключаться» от рабочих проблем и домашних забот. Мозгу важна «перезагрузка», иначе он не сможет нормально функционировать.

    Сравнивайте себя только с самим собой

    Чему вы научились за прошедший год? Какие умения и навыки приобрели? Что узнали нового?

    Не стремитесь довести до идеала любую работу

    Если такое желание возникло, сделайте мысленный стоп и спросите себя: действительно ли мне это нужно или комплекс отличника снова берёт надо мной верх?

    Не бойтесь пробовать новое, экспериментировать

    Необходимо осознать, что любые действия являются опытом, помогающим обрести человеку уверенность в себе и своих силах. А ошибки неизбежны, если начинаешь учиться чему-то новому.

    Слушайте в первую очередь себя

    Свои желания, свои стремления.

    Поменяйте своё отношение к критике

    Не воспринимайте сразу негативно, а проанализируйте. Возможно, в критических замечаниях кроется немалая польза для вас.

    Не приписывайте окружающим тех мыслей, которых у них на самом деле нет

    Мало кто действительно ждёт от вас «идеальности» и «хорошести». Всем свойственно ошибаться, и люди понимают это.

    Перестаньте винить себя за любой промах

    Дайте себе право на ошибку. Используйте принцип «зато»: «Да, я не успела вовремя сдать отчёт, зато сделала его качественно и без ошибок», «Да, я поцарапала сегодня машину, зато не попала в серьёзную аварию».

    Почему синдром отличника мешает и взрослым?

    Потому что эти люди не принимают промежуточный результат, которого бы в принципе хватило для выполнения поставленной задачи. Они пытаются действовать как перфекционисты, делать все или отлично, или никак. Плюс всегда ждут одобрение окружающих. И на фоне этого забывают о сроках, количестве других дел.

    Как справиться с этим?

    Иногда нужно просто выполнить задание, не пытаясь “прыгнуть выше головы”, сдать проект в назначенный срок, даже если работа выполнена не так идеально, как бы вам того хотелось. Синдром отличника у взрослых мешает прежде всего им самим. Окружающие могут поначалу думать, что человек любит свою работу и хочет приложить максимум усилий для достижения выдающихся результатов. На деле же стремление быть лучшими, получать признание со стороны окружающих, у отличников заложено с детства. Они подсознательно понимают, что без выполнения задания их никто не станет хвалить, ведь они не заслужили. Такой подход особенно губительно действует на психику в современном обществе, когда темп жизни слишком быстрый, а потому делать все идеально могут только единицы.

    Синдром отличника также не позволяет взрослому человеку воспринимать реальность адекватно. На подсознательном уровне он думает, что должен заслужить похвалу и любовь окружающих. Если не сделать какое-то дело на отлично, то никто не будет любить и хвалить. Зачастую дети становятся отличниками в школе из-за желания или необходимости угодить родителям. То есть, вместо получения удовольствия от процесса изучения какого-то предмета, развития своих талантов и навыков многие просто зубрили предметы, были ограничены в свободном времени и интересном досуге. Если такое будет и в жизни взрослого человека, то он почти наверняка столкнется с целым перечнем психологических проблем, и будет чувствовать себя несчастным, даже если у него все неплохо в жизни.

    Реальная история «семьи отличников»: опыт мамы и сына

    Наталия Мищенко – успешная писательница, автор серии книг о развитии и становлении личности. Она поделилась с порталом «Где мои дети» своей историей, чтобы на собственном опыте продемонстрировать, как комплекс «отличницы» мешает в жизни взрослого человека и влияет на мировоззрение детей.

    «Неудачи сделали меня счастливой»

    Я много лет, ещё с детства, хотела сесть на шпагат, но, видимо, от природы не была гуттаперчевой. Меня очень расстраивал тот факт, что мои одноклассницы растягивались на шпагате с лёгкостью, а у меня ничего не получалось…

    Я девять лет занималась йогой, пока не поняла, что:

    • счастье – это не три раза в неделю спортзал;
    • счастье – это не количество отжиманий от пола;
    • счастье – это не часы физической нагрузки.

    У каждого свой физический порог, свой предел. Счастье – это то, что приносит тебе радость в своём возрасте, поэтому нет никакого смысла сравнивать себя с другими (бегунами, йогами, спортсменами и т.д.). Важно найти свое занятие, которое сделает вас счастливым. Сегодня для меня это:

    • танцы;
    • писательская деятельность;
    • благотворительность;
    • десять километров в день ходьбы;
    • пешие прогулки с мужем;
    • совместные поездки с детьми и многое-многое другое.

    Я больше не стремлюсь сесть на шпагат! Неудачи сделали меня мудрой. Мне понадобились десятки лет, чтобы понять: шпагат – это не моё. Мои планы изменились. Неудачи сделали меня счастливой, потому что я поняла, чего хочу на самом деле.

    Я поняла, что именно приносит мне удовольствие, причем эти занятия меняются вместе со мной. Я перехожу из одного возраста в другой, и мои счастливые занятия также трансформируются. Только одно остается неизменным – это возраст счастья.

    Не победы, а именно поражения и ошибки делают нас теми, кто мы есть. Потому что заставляют нас принять свои ограничения и таким образом заставляют принять собственную индивидуальность. Вне социальных стандартов, вне ожиданий друзей и любимых, вне ролевых моделей, которые нам навязывают школа, родители, общество.

    Сын «отличницы» или как помочь своему ребёнку добиться успеха

    С раннего детства мой сын Роберт хотел связать свою жизнь с модой. Он читал много несоответствующей его возрасту (как мне тогда казалось) литературы – разные толстенные книги о мировых дизайнерах, многочисленные модные журналы, какие-то учебники. У сына была мечта – учиться в Нью-Йорке в институте, который выпустил огромное количество всемирно известных модных дизайнеров. Когда он подрос, то стал усиленно готовиться к поступлению. Но тут грянул кризис…

    На семейном совете было принято решение, что мы не сможем финансировать обучение Роберта в Америке, потому что нам это будет не по карману. Сказать, что его жизнь рухнула – ничего не сказать! Оказалось, что он успешно сдал какие-то экзамены и его уже практически зачислили на желанный факультет. Мы предложили ему поступление в любой другой институт, но не за рубежом, а в стране. Однако он был непреклонен

    Спустя годы он самостоятельно переехал в Нью-Йорк и стал… работать. Он никогда не учился, но он всё время работал в профессии и достиг небывалых высот: в 14 лет он вошёл в число шести вундеркиндов мира в области моды, а свой первый печатный модный журнал выпустил в 17 лет!

    Что сделало моего сына сильным? Конечно же, неудачи! Полные провалы планов, которые он строил на будущее. Помню, как мы финансировали первое время его пребывание в Америке. Потом перестали, аргументируя это тем, что ему пора взрослеть и становиться на ноги.

    Спустя какое-то время появилась возможность перевести очередной платеж. Как выяснилось, помощь семьи ему больше не нужна – сын стал сам хорошо заработать. Он вырос.

    Умение не быть «отличником», умение проигрывать – это способность принимать неблагоприятный исход, когда то, что происходит, не соответствует нашим ожиданиям, надеждам, усилиям. И извлекать из этого максимум.

    Синдром отличника может как помогать, так и мешать человеку добиться успеха. Если вы чувствуете, что стремление «к пятёркам» негативно сказывается на качестве вашей жизни или жизни вашего ребёнка, значит, настало время избавиться от этого комплекса!

    – Нина Сускина,

    педагог, психолог.

    Комплекс (синдром) отличника

    Дата создания: 23.06.2004 Дата обновления: 30.09.2016 Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.

    Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил. И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

    Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил. И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

    ***

    Будущий носитель комплекса (или синдрома) отличника, идя в первый класс, обычно получает извне программу: «Нет оценки, кроме пятёрки. Всё остальное – не оценка». Причины такого программирования могут быть разные, но в итоге ребёнок оказывается в ловушке бинарной двухбалльной системы: либо высшая оценка, либо… ноль. Не двойка, не кол даже, а ноль! Во всяком случае, именно нулём себя в итоге ощущает ребёнок, живущий в рамках такой программы и принёсший из школы что-то меньше пятёрки. Потому что для его «программистов» это априори значит – старался плохо, учил мало, знания показал с дефектом, с трещинкой, со сколом. Отношение, по сути, как к посуде: либо чашка целая – либо треснутая, надбитая, гостям подавать неудобно.

    Здесь, наверное, можно гипотетически упомянуть одну из причин подобного программирования: ребёнка планируют «подавать гостям», как-то демонстрировать, гордиться его успехами. А понятие успеха довольно однозначно: либо пятёрка, либо… опять же ноль. Потому что не-пятёрками гордиться нельзя. Неудобно. Всегда может найтись другой претендент на гордость, чей ребёнок получил-таки пятёрку. Значит, нужно требовать, чтобы собственный ребёнок больше старался! И не вздумал позорить родителей не-отличными оценками.

    Но подобное программирование – не вина «программистов», а их собственная большая беда, передаваемая сценарно уже не одно поколение. Ещё в 1947 году вышел известный до сих пор фильм «Первоклассница». Один из эпизодов этого фильма – героиня, первоклассница Маруся, приходит домой с первой школьной отметкой.

    — А ещё какие новости? – спрашивает ее бабушка. — Очень хорошие, – радостно сообщает Маруся. – Я отметку получила! — Какую? — Четвёрку! Бабушка разворачивается и уходит. — Бабушка! Что ж ты не радуешься? Ведь четвёрка – очень близко к пятёрке! — Хмм, — говорит бабушка. – Ну, не очень!..

    Мало того, что бабушка не разделяет радости внучки по поводу первой оценки как таковой, но ещё и сообщает, что внучке до пятёрки – то есть до момента, когда бабушка будет ею довольна – ещё очень-очень далеко.

    Вообще система «брать на себя заведомо невыполнимые обязательства», вроде «пятилетки в три года», сопровождала советскую действительность изначально: вместе с идеей «воспитать совершенно другого человека, человека новой формации» вопреки всем законам логики, физиологии и пирамиды Маслоу. Но как бы то ни было, бинарная система «либо пятёрка, либо ноль» присутствует во внутренней цензуре уже которого поколения людей, передаваясь на уровне жизненного сценария.

    По логике, требование постоянно получать только отличные оценки – фактически невыполнимо. В конце концов, бывают разные дети со склонностью к разным предметам, разные личностные свойства этих детей, да в конце концов – разное состояние здоровья у одного и того же ребёнка! Однако установки цензуры тем и страшны, что не используют логики. А изначальная невыполнимость взятых на себя обязательство провоцирует ещё одну сценарную связку: «мы были должны сделать нечто – мы этого сделать не смогли – но мы должны были смочь – тогда наши дети должны сделать это за нас». То есть при наличии в жизненном сценарии тех или иных заведомо невыполнимых задач прессинг подобного долженствования усиливается с каждым новым поколением и с каждым новым витком этого сценария. И таким образом как снежный ком растёт сценарно передающийся невроз.

    Часто родители говорят, что сами в учёбе были отличниками, и вроде бы закономерно требуют того же от своих детей. Но при этом, осознанно или бессознательно, не учитывают некоторых факторов: — показывая аттестат с круглыми пятёрками или красный диплом, они закономерно умалчивают, какие оценки получали в процессе текущей учёбы, от детей же требуют пятёрок ежедневно; — забывают про то, что с годами программа усложняется, количество требований к детям растёт, и порой сами дети физически не успевают за этими усложнениями; — и наконец, родители, говорящие «мы были отличниками — и ты должен», сами все ещё остаются в бинарной системе «5-0» и туда же загоняют собственных детей.

    ***

    Итак, ребёнок с подобной программой начинает учиться в школе. А дальше, как правило, ситуация развивается примерно по двум вариантам: — либо ученик понимает, что условия этой программы невыполнимы – и даёт реакцию «вообще не хочу учиться»; — либо он принимает эти условия дорогой для себя ценой, так как понимает, что иначе ему не видать родительских поглаживаний. Поглаживания, одобрение, выражение родительской любви он теперь может получить только за пятёрки. И во втором варианте обычно развивается настоящий аддиктивный невроз, или невроз зависимости: ребёнок начинает зависеть от отличных оценок и стремится делать всё только в критериях «поставят ли мне за это очередную пятёрку». О том, чтобы получить что-то ниже пятёрки – он даже помыслить не может. Потому что это очень страшно.

    Учителя нередко сталкиваются с парадоксальными реакциями на четвёрку – оценку «хорошо». Ученики подходят после уроков и буквально умоляют спросить ещё, спросить завтра, спросить когда угодно, только не ставить «четыре» ни в дневник, ни в журнал. Говорят, что их дома будут ругать родители. Но в реальности, если программа «5-0» уже начала действовать и принята внутренней цензурой ребёнка – можно наблюдать вариант так называемой контаминации (заражения) субличности внутреннего Родителя: проще говоря, дома ребёнка вполне могут пристыдить за четвёрку (плохо старался), но пока он до этого дома дойдёт – он сам (точнее, его внутренняя заражённая цензура) уже сгложет себя до самых косточек: потому что не вытянул на пять. А если не вытянул – то в его уже внутренней бинарной парадигме он – ноль. Ничтожество.

    Один раз – ноль, два – ноль, три – ноль… со временем это вполне может превратиться в синдром самозванца. Особенно если приправляется родительским «Ты ничего толком делать не можешь, даже учиться на пятёрки!»

    Увы, с точки зрения многих родителей школьная программа, особенно в начальной школе – элементарна и совсем не требует усилий. Ну что за сложность, например, выучить таблицу умножения или написать букву «А»? И если ребёнок по «таким лёгким предметам» приносит что-то ниже пятёрки – родители реально считают, что их отпрыск лоботряс и лодырь, и вместо работы на уроках считал ворон. А учительница потом будет им недовольна, и вызовет в школу родителей, и будет их ругать.

    Вот, кстати, ещё одна из возможных причин, по которым ребёнка программируют «либо пятёрка, либо ты ничтожество». Ребёнку фактически передают свой личный страх: «Если он будет плохо учиться, в школе будут ругать нас, родителей». Вполне вероятно, что у таких родителей есть тот же синдром отличника (передающийся на уровне жизненного сценария), и представить, что их вызовут в школу и сделают внушение за плохую учёбу их ребёнка –один из их личных кошмаров. Поэтому ребёнка нужно жучить и дрючить, щедро делясь с ним своим неврозом, но чтобы было как можно меньше шансов, что их самих отругает учительница!..

    ***

    Основная сложность комплекса отличника – по сути в том, что ребёнок, вырастая, во всей остальной жизни, не только в школе, начинает зависеть от пятёрок. Точнее – испытывать постоянный страх «не отличной оценки».

    Такой человек не может взяться ни за одно дело, если не уверен, что результат получится «на отлично». А уверенным в этом быть сложно, особенно когда дело происходит уже вне школы и критериев качества может быть много, как объективных, так и субъективных. И нельзя сказать, что такой человек «непременно хочет именно пятёрку». Скорее он панически боится получить «не пятёрку». Потому что это – ноль. И страх в очередной раз убедиться в собственном ничтожестве мешает ему в принципе что-либо делать.

    Человек с синдромом отличника не станет заниматься никаким бизнесом, потому что это риски и неоднозначные ситуации, и здесь подавно сложно надеяться только на отличные оценки.

    А ещё человек с синдромом отличника – парадокс! – часто боится изучать что-то новое: любое изучение нового закономерно связано с ошибками, а права на ошибку у него давно нет. Ведь любая ошибка – это уже не пятёрка.

    Он в общем боится как-то самостоятельно строить свою жизнь и управлять ею, вообще боится ситуаций, когда ему нужно принимать самостоятельные решения: а вдруг решит неправильно? Ведь у него нет чётких выданных сверху критериев этой правильности, а точнее – критериев того, что и как он должен делать, чтобы в очередной раз заработать отличную оценку. Можно сказать, что люди с синдромом отличника – вечные подчинённые, рабы этих самых внешних критериев: и в качестве ещё одной смелой гипотезы – не потому ли уже какое поколение идёт некая внешняя подпитка этого сценария, что подчинённые более выгодны иерархической системе, и ими намного легче манипулировать, просто пригрозив в случае чего «снизить оценку на балл».

    Более того, даже если человек делает какие-то попытки отойти от системы внешних критериев – его внутренняя контаминированная цензура затягивает его обратно, буквально заставляя искать новых и новых внешних оценщиков. Потому что только они якобы имеют право выставлять человеку оценки: например, от понятия «самооценка» носителю синдрома отличника может стать буквально физически плохо. Как это – самому себя оценивать, это же невозможно, так не бывает.

    Причём эти страхи присутствуют даже тогда, когда в каких-то задачах формально у человека нет внешнего оценщика. Зато всегда есть внутренний: тот самый заражённый извне внутренний Родитель, которого человек постоянно носит с собой. И соответственно, везде имеет личного карманного цензора, который берётся оценивать все его дела.

    Комплекс отличника, кстати, можно назвать одной из разновидностей перфекционизма и одной из причин прокрастинации.

    ***

    При синдроме отличника человек и в школьные годы, и после окончания учёбы обычно имеет проблемы с адаптацией в окружающем социуме. В классе, да и в любом социуме, как правило, отличников недолюбливают: точнее – недолюбливают тех, кто стремится к пятёркам во что бы то ни стало. Иногда со стороны кажется, что такой ученик стремится выделиться на фоне остальных; но этим остальным обычно невдомёк, что несчастный пытается в очередной раз спастись от страха «оказаться нулём».

    Вообще зависимость от пятёрок, как и любая зависимость, имеет общий деструктивный характер для самого зависимого: у такого ученика страдает здоровье (потому что все ресурсы брошены на достижение отличных оценок), он банально перегружен (ведь такой отличник обычно не только в школе обязан получать пятёрки, ему приходится радовать родителей своими достижениями ещё в разных кружках и секциях, а поступать планировать непременно в престижное учебное заведение). На фоне банального недосыпа и накапливающейся хронической усталости страхи «не получить пятёрку» ещё усиливаются, и ситуация не то чтобы ходит по кругу, а скорее скручивается в тугую спираль.

    Плюс к тому комплекс отличника часто сопровождается прессингом со стороны родителей и прародителей: «Не смей нас позорить! Нам за тебя будет стыдно!» Ещё страшнее, если ребёнка постоянно извещают, что в результате любого его промаха и любой «не пятёрки» у кого-то из близких поднимется давление, заболит сердце, случится инсульт и так далее. Чувство вины – прекрасное средство манипулирования, причём довольно травмирующее. Ребёнок в результате ощущает себя буквально как на минном поле, когда один неверный шаг – и он взорвётся: но пусть лучше взорвётся он, чем пострадают дорогие ему люди. Фактически ребёнка делают реальным заложником проблем взрослых. А то, что он в полной мере зарабатывает свой собственный невроз (или фактически наследует уже имеющийся) – он на этом этапе, к сожалению или к счастью, пока не осознаёт.

    ***

    Обычно в финале статей о тех или иных психотерапевтических проблемах ожидаются выводы/итоги/предложения на тему «что теперь с этими проблемами делать».

    Здесь заметим прежде всего, что в данной статье не идёт речь о том, что комплекс отличника – это прямо-таки плохо-плохо (как, вероятно, мог бы прочитать тот или иной носитель комплекса отличника). Если человеку в этих рамках – можно даже сказать, в этих жизненных опорах – комфортно, то нет никакого смысла у него эти опоры отнимать. Есть много людей, испытывающих удовлетворение от того, что им заранее известны те критерии и требования, по которым их будут проверять и в соответствии с которыми им будет ставиться оценка. Если эта оценка непременно должна быть отличной, и это до поры до времени тоже не напрягает – такого человека можно назвать в какой-то мере амбициозным, имеющим свои высокие цели. Если ему удобно живётся в этой системе – его право ничего не менять. И ни у кого нет права подталкивать его к изменениям.

    Если же самому человеку система «5-0» становится в тягость, если он подумывает о том, как бы из этого беличьего колеса выскочить – то ему прежде всего важно узнать, что это возможно. Но что это связано с анализом и собственным осознанием всего того, что с ним происходит. С системным изучением всей той ситуации, в которой он находится. И что для такого анализа, особенно системного, понадобится помощник – психотерапевт, главное условие работы которого – безоценочность. Последнее крайне важно хотя бы потому, что любой оценочный подход в работе с комплексом отличника автоматически провоцирует вместо старых оценщиков обзавестись новым – в лице психотерапевта. И таким образом закономерно остаться в старой бинарной парадигме.

    И ещё важно предупредить, что выход из старых жизненных критериев и построение новых – это сложно. Это тяжело и больно иногда. Потому что фактически всё создаётся заново: цензурные шаблоны, реакции и восприятия, системообразующие установки. Можно сказать, что по сути строится новая жизнь. Но есть одно важное «но»: человек в процессе консультативной, безоценочной психотерапии эту новую жизнь обучается строить для себя сам. И прежде всего постепенно формирует личную независимость от каких-либо оценщиков, которые угрожают «не поставить ему пятёрку, если он перестанет слушаться». Эти страхи постепенно перестают быть актуальными: потому что в новой системе образуются иные, более многозначные, логически обоснованные и небинарные критерии «правильности, полноты и качества» знаний, умений и достижений.
    Заказы «Электронного доктора», наиболее подходящие к статье: Я хочу вернуть любовь родителей Я хочу вернуть отношения Я хочу вернуться к любимой Я хочу вернуться к любимому Я хочу восстановиться после ошибки Я хочу выяснить причины зависимости Я хочу выяснить причины комплексов Я хочу выяснить причины ошибки Я хочу выяснить свои ошибки Я хочу выяснить свою винуТемы: зависимости, комплекс отличника, комплексы, чувство вины.
    © Нарицын Николай Николаевич врач-психотерапевт, психоаналитик © Нарицына Марина психолог, психоаналитик г. Москва

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]