«Смертельный мед» – зависимость от смартфонов губит психику детей


Насколько опасна для детей зависимость от телефона

Прежде чем говорить о вредном воздействии гаджетов на детей, следует заметить, что для разных возрастных групп показатели будут отличаться. Так педиатры и детские психологи сходятся во мнении, что для детей младше полутора лет использование гаджетов категорически противопоказано. Ведущие педиатры считают, что родителям не стоит давать детям гаджеты как минимум до 2-х летнего возраста. На самом деле проблем при неконтролируемом использовании детьми девайсов немало.

  1. Задержка физического развития. Сам о себе смартфон или планшет не несёт опасности, но неправильная поза при просмотре мультиков ведёт к нарушению осанки и проблемам с опорно-двигательным аппаратом. Помимо этого может сильно испортиться зрение и появиться задержка в развитии ребёнка. Лечение всех этих последствий – это очень длительный и дорогостоящий процесс.
  2. Нарушение сна. Многие родители не следят за режимом сна ребёнка, особенно если речь идёт о подростках. Большей части детей можно пользоваться планшетами и смартфонами в спальне. Стоит ли говорит, что активное использование девайса приводит к хроническому недосыпу, ребёнок просыпается раздражённым, что сказывается на успеваемости в школе.
  3. Проблемы с психикой. Как нарушению психики может привести как просматриваемый контент, часто не соответствующий возрасту, так и само взаимодействие с гаджетом. Дети, не зависимо от возраста, не могут самостоятельно определить правдивость и точность получаемой информации. Это приводит к жестокости, психозам, тревожности и агрессии.

Детей, зависимых от смартфонов и планшетов, тяжело вытащить на улицу. Они начинают нервничать, если родители пытаются забрать у них девайс. Такие ребята склонны к полноте или очень тучные. Они часто заменяют реальную жизнь виртуальной, общаясь со сверстниками только в социальных сетях и мессенджерах.

Как возникает зависимость от гаджетов

С каждым годом тема детской зависимости от гаджетов становится всё более актуальной. Большинство специалистов сходятся во мнении, что гаджет-зависимость у детей начинается с того, что родители себя заменяют гаджетом. То есть, чтобы ребёнок не мешал взрослым, ему дают в руки планшет, включают мультики и на этом всё.

Как можно узнать степень зависимости ребёнка от гаджетов? Прежде всего, это пренебрежение общением с друзьями и семьёй, раздражительность, расстройство сна, проблемы с учёбой. Если эту ситуацию своевременно не взять под контроль, то появляются физические симптомы – сухость в глазах, боли в спине, головные боли, проблемы с пищеварением. И всё это только начальные признаки, которые затем усугубятся. Стоит понимать, что предотвратить появление зависимости намного легче, чем потом бороться с этим состоянием.

Как понять, что ребёнок зависим от смартфона или планшета? В этом поможет небольшой тест. Нужно честно ответить на ряд вопросов, начисляя по 1 баллу за каждый положительный ответ. Чем больше баллов, тем тяжелее степень зависимости.

  1. Не может провести без компьютера или смартфона даже день.
  2. Когда подросток не использует гаджет, он становится раздражительным.
  3. Ребёнок не может ограничивать время, проводимое в смартфоне, он сидит в нём почти весь день.
  4. Подросток обманывает родителей, относительно того, сколько времени он поводит в телефоне или планшете.
  5. Уроки и другие важные дела постоянно откладываются.
  6. Часто от родителей требуют установки новых версий игр или покупки новых технических устройств.
  7. После времени проведённого за смартфоном у ребёнка болит голова или ощущается резь в глазах.
  8. Подросток предпочитает играм на компьютере или смартфоне встрече со сверстниками или прогулке на свежем воздухе.

Наверняка, каждый родитель сразу заметит, что поведение ребёнка изменилось. Чаще всего возникает немотивированная агрессия, особенно когда родители пытаются забрать мобильное устройство.

Ему ничего не нужно кроме планшета

Для начала я попросила родителей Сэма записывать, когда происходят истерики, и замечать, что случается непосредственно до них. Вскоре они заметили, что проблемы возникают по одинаковому сценарию: за ужином, перед сном и во время выполнения домашних заданий, когда Сэму запрещали пользоваться планшетом.
Это также заставило их задуматься, сколько времени Сэм проводит перед экраном. Когда я впервые их об этом спросила, родители сказали, что он проводит за планшетом примерно полтора часа в день. Я попросила их также записывать, сколько времени на самом деле Сэм им пользуется, и они очень сильно удивились, обнаружив, что он проводит онлайн до четырех часов в день. Он каждый день включал планшет перед школой, сразу же по возвращении из школы, потом после ужина и перед сном, а по выходным порой и того чаще.

Во время наших бесед они поняли, что Сэм стал заменять планшетом другие любимые занятия: конструктор и игры на свежем воздухе. Родителям постоянно приходилось уговаривать его от¬ложить гаджет и заняться чем-то еще. Дом превратился в поле боя, где Сэм часто укрывался в своей комнате, чтобы поиграть. Его мама чувствовала, что он отдалился от нее и от семьи, она видела перемену в его настроении и эмоциональном состоянии.

Чего делать не стоит, чтобы отучить ребенка от телефона

Некоторые родители видят выход только в том, чтобы забрать у ребёнка планшет или смартфон и запретить выходить в интернет. Но так вы только усугубите положение. Ребёнок будет сильно злиться на вас, и вы станете врагом в его глазах. В результате этого может быть нарушен контакт родителей и детей.

Стоит понимать, что гаджеты – это важная составляющая современной жизни. Сегодня общение во дворах почти полностью перекочевало в социальные сети. В связи с этим большая часть социализации современных детей и подростков происходит через интернет.

Забрать гаджет у современного подростка равносильно тому, что его заперли в изолятор. Мало кто не согласится, что это достаточно суровое наказание.

Что делать, если ребенок зависим от телефона

Главное, что сейчас нужно сделать – это взять ситуацию под контроль.

  • То есть родители обязательно должны понять, что проблема есть и признать её.
  • Далее следует установить рамки использования смартфона, планшета или компьютера, для этого вводят временные ограничения и помогают ребёнку соблюдать их.
  • Но нужно помнить, что все предпринятые шаги будут эффективными только в том случае, если родители сами не будут постоянно сидеть в гаджетах.
  • Также важно сохранить контакт с детьми, то есть ругать их в этом случае бесполезно, так может быть отдаление.

Покажите пример

Если вы сами часто сидите в интернете, пусть даже это связано с работой, то вас ожидает педагогическое фиаско. Надо показать ребёнку, что жить можно и без гаджетов, есть много интересных занятий. Ведь заниматься домашними делами, читать и отдыхать вполне можно без телефона в руках.

Для начала нужно предложить всем членам семьи отказаться от использования смартфонов во время ужина или просмотра фильма. Можно выделить специальную коробку, куда будут складываться все мобильные устройства. Время, проведённое без смартфонов, будет полезно не только детям, но и взрослым.

Займитесь общим делом

Ребёнка любого возраста можно отвлечь от гаджетов, если предложить ему поиграть вместе или почитать книгу. Игры могут быть любые – настольные, ролевые, словесные или творческие. Главное увлечь ребёнка. Любые игры развивают креативность и логическое мышление, они помогают тренировать память и внимание.

Помимо игр можно заняться чем-то творческим. К примеру, детям младших классов очень нравится выгижать по дереву. Также можно из подручных материалов пошить игрушку, сделать аппликацию или смастерить кормушку для птиц. Все эти занятия очень интересные и обязательно понравятся всей семье.

Ограничьте время использования телефона

Надо чётко определить время, когда ребёнок может пользоваться смартфоном, планшетом или компьютером. Для этой цели можно использовать специальные программы с функцией «родительского контроля», которые ограничивают нахождение в сети. Также нужно определить список ресурсов, которые ребёнок может просматривать.

Следует договориться с подростком, что во время выполнения уроков, а также вечером и ночью мобильный телефон будет находиться у вас, чтобы он не отвлекался.

Сделайте гаджет полезным

Планшеты и компьютеры могут стать как опасной игрушкой, если ребенок слишком увлечён ими, так и инструментом для развития, и источником получения новых знаний. Родители должны следить, какими сайтами пользуется чадо и при необходимости корректировать это.

На смартфон рекомендуется установить полезные программы и обучающие игры. Есть множество сайтов, где в доступной для детей форме даётся важная информация.

Если речь идёт о дошкольниках и школьниках младших классов, то им следует периодически включать такие мультфильмы как Фиксики и Смешарики пин-код. Именно эти мультфильмы в понятной малышу форме дают много информации.

Придумайте альтернативное занятие

Чтобы отвлечь ребёнка от планшета или смартфона, необходимо придумать альтернативное занятие. Как вариант, купить своему чаду велосипед, ролики или самокат и чаще выходить на улицу. Большинство детей очень любят кататься на велосипеде и роликах, напрочь забывая о гаджетах.

Если погода плохая, то можно вместе с школьником сделать пиццу, спечь печенье или торт. Совместное приготовление пищи занимает не только девочек, но и мальчиков разных возрастов.

Заведите домашнее животное

Если у вас ещё нет никакого домашнего питомца, то сейчас самое время завести его. Не секрет, что все дети мечтают о собаке, но альтернативой может стать котёнок, хомячок, морская свинка или попугайчик. Некоторые детки с удовольствием наблюдают за жизнью аквариумных обитателей. В таком случае можно купить аквариум, завести рыбок и даже небольшую черепашку.

Если речь идёт о щенке или котёнке, то у ребёнка в ближайшее время вообще не останется времени на гаджеты, так как он будет постоянно возиться с питомцем. Да и остальные животные требуют ухода и внимания, поэтому логично, что дитё меньше времени будет проводить в интернете.

Запишите ребенка в секцию

Чтобы отвлечь ребёнка от гаджетов, рекомендуется записать его в какую-то секцию. Тут всё просто, дети сами выбирают заятие по душе, на которое им не жалко тратить время. Родителям нужно только прислушаться к тому, что говорит ребёнок. Даже если вам выбранное хобби не нравится и вы считаете, что собирание кубика Рубика или пазлов – это бесполезное занятие, надо дать детям возможность заниматься тем, чем они хотят. Главное, чтобы хобби доставляло удовольствие.

Если ребёнок не хочет ходить на танцы или на карате, не стоит заставлять его. Возможно, его больше интересует рисование или моделирование кораблей.

Научите правилам безопасности в интернете

Родители должны быть вовлечены в жизнь своих детей, в том числе держать под контролем их интернет-деятельность. Очень важно, чтобы дети соблюдали правила безопасности при пользовании всемирной сетью.

  1. Нельзя размещать личную информацию в социальных сетях.
  2. Следует соблюдать осторожность при разработке веб-сайта. Нельзя оставлять там личную информацию и использовать личные фотографии.
  3. Нужно соблюдать осторожность при открытии любых электронных писем с незнакомых адресов. Если речь идёт об угрозах или письмах сексуального характера, то нужно сразу известить родителей.
  4. Нельзя встречаться в реальном времени с виртуальными знакомыми из социальных сетей. Если такая встреча всё-таки назревает, то она должна происходить в людном месте или в присутствии родителей.
  5. Следует избегать общения в интернете на религиозные или сексуальные темы. Эти темы могут представлять опасность для психики детей.
  6. Нельзя доверять людям, которые в соцсетях пытаются настроить против семьи, друзей или учителей.
  7. Чтобы избежать преследований в интернете, лучше выбрать гендерно-нейтральный ник.
  8. Никогда не отправлять свои фотографии онлайн-друзьям, без согласия родителей.

Кроме того, родители всегда должны напоминать своим детям, что люди, которых они встречают в интернете, могут быть совершенно не теми, за кого они пытаются себя выдать.

Как отвлечь ребенка от мобильного и компьютера в каникулы

– Дочка предпочитает сидеть дома в компьютере, а не общаться со сверстниками. Как уговорить ребенка?

– Это действительно проблема – когда дети привыкли к такому образу жизни и получают удовольствие от общения с компьютером. А если мама предлагает нечто другое, то возникает тревога. Ребенок думает: «Не известно, как у меня сложатся отношения с ребятами, а с компьютером легко и просто». Задача родителей с этой тревогой разобраться и постараться вместе с ребенком нарисовать позитивные картины общения со сверстниками. Но ни в коем случае не давить, не создавать отрицательных эмоций.

– Сыну 10 лет, пытаемся приучить его читать. Не соглашается даже на планшете, вплоть до истерик. Что делать, как на него воздействовать?

– Если ребенку уже 10, то родители, конечно, поздновато спохватились, начинать надо было в три-четыре года. Но можно попробовать и в этом возрасте. Здесь стоит задача, как включить удовольствие у ребенка от чтения, а не заставлять из-под палки.

Мы видим слово, и в ответ на это у человека в голове возникает какая-то картинка. Когда мы приучаем ребенка к чтению, происходят два важных процесса: с одной стороны, это развивает грамотность письма, а второе, ребенок начинает видеть свое внутреннее кино, становится зрителем и участником этих событий – он может побыть котом Матроскиным, Д’Артаньяном, Томом Сойером. И если это происходит, то тогда читать ему интересно.

Как этого достичь? Сначала мама может читать маленькому ребенку и просить его рассказать, что там происходит. И обсуждать с ним, как бы он поступил на месте героя, что ему нравится или не нравится? Мама старается ассоциировать ребенка с этими героями, включать его в события книги. Она может помочь ему научиться визуализировать прочитанное. То же самое можно делать и с подростками.

– Я не даю ребенку играть в игры в телефоне дома вообще. Только если едем в общественном транспорте, например. Сколько времени можно проводить детям в гаджете?

– В 10-12 лет рекомендуется не более полутора часов по выходным дням. В будни еще меньше. Когда дети совсем маленькие, в пять-шесть лет, – 15-30 минут в день. Мы понимаем, почему у ребенка со временем возникает зависимость – начинается это все, когда ребенок совсем маленький. Родители дают ему смотреть мультики в гаджете, а сами в это время пытаются его накормить, либо занимаются домашними делами. Это все следствие того, что родители минимально включены в общение с ребенком.

Далее, надо помнить, что, если мы детям что-то запрещаем, то мы должны им предложить что-то взамен. У ребенка должна быть какая-то альтернатива, какие-то события в жизни, от которых он получает радость, а не только игры в телефоне.

– Недавно взяла телефон у 9-летней дочки и увидела фотографии с полуобнаженными телами. Подняла эту тему, ребенок испугался и сказал: «Мне просто интересно». Не знаю, как реагировать.

– Это не столько вопрос родительского контроля, сколько вопрос доверия между ребенком и родителями. Нужно находить какие-то благоприятные ситуации, когда вы видите, что ребенок уже заинтересовался, и начинать говорить с ним на эти темы на доступном ему уровне. Называть вещи своими именами. Когда он будет подготовлен и информирован, этих страхов не будет.

– Постоянно слышу о том, как детей заманивают в опасные группы в соцсетях. Как обезопасить их? Особенно подростков, телефон которых уже не заберешь, как у малышей.

– Это опять вопрос доверия между детьми и родителями. Если ребенок знает, что ему безопасно делиться с родителями событиями, происходящими в его жизни, а родитель проявляет искренний интерес, – но не позиции контроля и желания запретить или отобрать, – то на фоне такого контакта родитель может объяснить, что в Сети все может выглядеть не так, как кажется на первый взгляд. Что за приятным аватаром может скрываться преступник, какая-то опасность, что цели у людей не всегда благородные. Можно проговорить с ним какие-то вещи, связанные с безопасностью: не надо давать информацию о себе и своей семье в публичных местах, не надо соглашаться на встречи, тем более на встречи, о которых не знают родители.

– Как сделать времяпрепровождение в гаджете полезным для ребенка?

– В Интернете масса полезных и обучающих вещей. Ребенку нужно объяснить, что, кроме игр, можно еще и чему-то учиться, и развивать свои навыки. Можно учиться рисовать или слушать музыку. Но очень мало детей, которые настолько увлечены чем-то, что сами будут искать это в Интернете, поэтому задача родителей найти и предложить ребенку.

Подчеркну такую важную вещь – ребенку просто необходимо быть успешным. Если он не будет успешным в реальной жизни, он будет искать успех, например, в играх, где его легче получить: ты прошел уровень, и ты уже герой и победитель. Ему нужно быть победителем в настоящей жизни, а не виртуальной, ему необходимо подтверждение его достижений и признание в реальном мире – среди сверстников, и, конечно же, в семье.

Как минимизировать вред от смартфона

Есть несколько способов, которые позволяют снизить риски от использования мобильных устройств. Общие рекомендации такие:

  • Следует найти смартфон, который подходит вам по размеру. Должно быть удобно касаться экрана с разных сторон большим и указательным пальцем. Большой по размеру экран – это отнюдь не признак хорошего телефона;
  • Набирать текс лучше указательным пальцем, меняя руки, время от времени. Это позволит предотвратить боль в руках;
  • При пользовании смартфоном нужно стараться сидеть ровно. Не стоит держать мобильник на коленях или ниже уровня груди, лучше поднять его на уровень глаз. Это поможет избежать боли в спине и шее;
  • Если приходится долго сидеть за планшетом или смартфоном, то периодически нужно делать перерывы и выполнять несложные физические упражнения.

При разговорах, смартфон следует держать на расстоянии от уха в 2 см, в таком случае снижается негативное воздействие техники на организм.

Специалисты говорят о том, что достижения в технологиях имеют свою цену. Это значит, что маленьких мобильный телефон может оказать большое влияние на здоровье пользователя.

Татьяна

Слежу за новостями на рынке мобильных услуг. Всегда в курсе последних событий

Задать вопрос

Вопрос эксперту

Сынишке почти полтора года и он очень любит смотреть мультфильмы на планшете. Подскажите, сколько времени в этом возрасте можно проводить ребёнку за просмотром гаджета?

В этом возрасте специалисты вообще не рекомендуют давать детям смартфоны и планшеты, лучше включать мультфильмы на большом экране телевизора. Но если альтернативы нет, то полуторагодовалому малышу можно смотреть мультики не больше 15-20 минут.

Как отвлечь подростка от смартфона? Это просто кошмар, сидит целый день, не реагирует ни на какие просьбы, совсем не гуляет на улице.

Нужно договориться с ребёнком, в какое время он будет играть в смартфоне, а когда заниматься другими делами. Можно чем-то увлечь подростка, как вариант купить собаку или гироскутер, о котором он мечтает.

На какие характеристики обратить внимание при выборе смартфона для школьника?

Прежде всего, мобильное устройство должно быть небольших размеров, чтобы его было удобно держать в руке. Далее нужно обратить внимание на разрешение экрана и на объём памяти. Перед покупкой стоит почитать отзывы о выбранной модели в интернете, в социальных сетях и на форумах.

4.7 / 5 ( 34 голоса )

0

Автор

Татьяна

Слежу за новостями на рынке мобильных услуг. Всегда в курсе последних событий

Что делать тем, у кого диагностирована номофобия?

Если вы обнаружили у себя признаки номофобии, вы можете помочь себе, проделав ряд несложных действий. Для начала нужно осознать масштаб проблемы. Попробуйте в течение нескольких дней отмечать, проявляются ли у вас следующие особенности:

• проводили ли вы в телефоне существенно больше времени, чем планировали изначально? • фиксировали ли вы «торг в своей голове», когда часть вас говорит, что пора заканчивать, а вторая уговаривает на «еще чуть-чуть» и в итоге вы сдаетесь? • допускали ли вы одну и ту же ошибку планирования, зная, что вам необходимо спать/заниматься делами/внимательно слушать собеседника, и все равно брали в руку телефон, получая в итоге неприятные последствия? • проверяли ли вы оповещения в телефоне, не задумываясь об этом, не ставя себе такую цель?

Важно отмечать для себя эти проявления каждый день и желательно письменно. На помощь вам придет обычный ежедневник, где можно от руки вести короткие записи. Это поможет вам оценить, насколько вы зависимы от девайса, и не обманывать себя.

Далее начинайте внедрять ограничения на пользование телефоном. Например, расписание на утро может включать гигиенические процедуры, завтрак/кофе. Телефон в руки вы берете только через 10-15 минут после подъема. Такой же порядок действий и в вечернее время.

Отключите ненужные уведомления, звуки, оповещения о том, что вам пришло сообщение, почистите интернет-пространство от лишней информации. Очень важно фиксировать моменты, когда и в каких случаях проявляется тревожность, и спрашивать себя, «чего именно я сейчас боюсь?».

«Вы можете обнаружить, что пугает вас вовсе не отсутствие телефона, а, например, вероятность пропустить важное сообщение по работе или поссориться с кем-то. С этими страхами можно обратиться к психологу, который поможет размотать нить клубка ваших проблем и справляться с ними более продуктивно», — предлагает Шибанкова.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]