Несомненно, нейролингвистическое программирование на сегодняшний день является одним из самых популярных и востребованных способов воздействия человека на свою собственную личность и окружающих людей.
Ведь НЛП позволяет человеку научиться лучше понимать себя самого, и избавиться от каких-либо отрицательных черт, в то же время, культивируя положительные; способствует более глубокому пониманию тех, с кем приходится взаимодействовать; даёт возможность делать процесс коммуникации более приятным и эффективным, а также оказывать влияние на людей совершенно разных категорий.
Причём знания по НЛП успешно применяются не только в психологии, психотерапии и других смежных науках. Применение НЛП идеально подходит и для обычной повседневной жизни. И для того чтобы любой человек мог этому научиться сейчас существует много вариантов: видео- и аудиоматериалы, интернет-ресурсы, тренинги и вебинары, специальные обучающие программы, журналы, книги и т.д.
И, конечно же, базой для любых обучающих программ и материалов всегда служат теоретические основы, в которых содержится основной объём информации. Но любая теория не будет представлять никакой ценности, если её не комбинировать с практикой, т.к. только практика формирует необходимые для успешного применения знаний навыки.
Именно практической стороне НЛП мы посвятили представленную статью. В ней мы рассмотрим некоторые из лучших и самых популярных приёмов и техник НЛП. Любым из этих методов вы сможете овладеть в достаточной мере при условии регулярной тренировки в повседневной жизни.
В данной статье коротко разбирается 13 техник, если вы хотите узнать про ещё 72 техники и научиться применять такие техники в жизни, то советуем обратить внимание на наш курс «Лучшие техники коммуникации».
1
Смена субмодальностей
Субмодальностями являются те элементы, которые составляют целостную картину нашего восприятия окружающей реальности. При помощи них кодируется наше отношение ко всему. Техника смены субмодальностей позволяет изменять наше отношение к чему-либо, причём оказывать влияние можно не только на силу испытываемых нами переживаний, но и преобразовывать их оценку и последующие ощущения. Помимо этого, данная техника подходит ещё и для того, чтобы изменить оценку какой-либо уже давно произошедшей ситуации, формирования мотивации, изменения отношения к другому человеку и т.п.
Как правило, схема этой техники, всегда примерно одна: нужно взять ситуацию (человека), к которой требуется изменить отношение, и ситуацию (человека), эмоции в отношении которой испытываются, наоборот, положительные. Затем нужно найти несколько различий между этими ситуациями (людьми) и их субмодальностями, и заменить субмодальности первой ситуации на субмодальности второй. После этого производится проверка: если ситуация изменилась в нужную сторону, то замена прошла успешно, если нет, то нужно вернуться к предыдущему шагу и проработать его ещё раз.
Узнать о технике смены субмодальностей более подробно можно здесь.
2
Модель правильной постановки целей «SMARTEF»
Огромную роль в процессе достижения целей играет умение правильно формулировать и определять необходимый результат. Проще говоря, чтобы что-либо в жизни изменить, нужно иметь ясное представление о том, чего ты хочешь конкретно. Именно техника SMARTEF помогает определить и сформулировать результат должным образом. Соответствие цели критериям SMARTEF многократно увеличивает вероятность её реализации. Цель должна быть:
- Конкретной (вы должны учитывать все детали);
- Измеримой (вы должны чётко осознавать все показатели того момента, когда цель будет достигнута);
- Привлекательной (цель должна соответствовать вашим убеждениям и ценностям, мотивировать вас);
- Реалистичной (вы должны точно знать, что цель достижима и что вам потребуется для её достижения);
- Ограниченная временем (вы должны чётко устанавливать временные рамки для достижения цели);
- Экологичность (вы должны рассмотреть свою цель в глобальном значении, а также осознать вторичные выгоды от её достижения/не достижения);
- Положительная формулировка в настоящем времени (при постановке цели вы должны брать во внимание особые параметры формулировки).
Техники SMARTEF мы уже касались в нашем уроке «Якорение, результативность и управление состояниями». При желании вы можете вернуться к нему или же изучить метод более подробно здесь.
3
Стратегия творчества Уолта Диснея
Эта техника берёт за основу многолетний опыт американского художника-мультипликатора и кинорежиссёра Уолта Диснея в сферах бизнеса и творчества. Сутью его стратегии является умение подходить к любому вопросу с трёх разных позиций: мечтателя, реалиста и критика. Сам же такой подход был назван автором «имадженирингом». Каждая из трёх составляющих вносит в поиск эффективного решения любого вопроса свою лепту.
Основная функция мечтателя проявляется на начальном этапе, когда новые цели и идеи только формируются, и ориентирована на перспективу. Мечтатель должен помочь человеку увидеть, как все составляющие его плана складываются в одно целое. Функция реалиста выражается в поиске подходящих для реализации намеченного плана инструментов, чтобы абстрактная идея могла оформиться в нечто конкретное. Реалист помогает человеку перейти от мыслительного процесса к действиям.
Критик же, в свою очередь, нужен для того чтобы оценить появившуюся идею или намеченный план по достижению цели с критической стороны. Критик призван помочь человеку найти слабые точки в его замысле, попытаться определить потенциальные проблемы или моменты, которые могли быть упущены. Также критик обращает внимание человека на такие вещи как экологичность плана, его реалистичность, вторичные выгоды и т.п.
Подход к любым делам с применением стратегии творчества Уолта Диснея во много раз повышает результативность и личную продуктивность человека. А познакомиться с этой стратегией подробнее вы можете здесь.
4
Работа с логическими уровнями
Согласно результатам исследований одного из первых разработчиков НЛП Роберта Дилтса, существует несколько уровней восприятия человеком реальности и того, как он её проживает. Все они параллельны друг другу и тесно взаимосвязаны. Для человека является очень полезным осознать происходящее на всех этих уровнях, т.к. это влияет на любые аспекты жизни: принятие решений, формирование отношений, ощущения и самочувствие и даже происходящие события.
Важно также знать, что логические уровни подчинены определённой структуре. Во-первых, Высшие уровни не могут существовать без Низших, т.к. реализуется посредством них, а во-вторых, Низшие уровни зависят от Высших и подчиняются им.
Обычно человек формирует свои цели и осознаёт проблемы на Низших уровнях и поэтому работать с ними можно и начинать на этих уровнях. Но, беря во внимание вышеупомянутые закономерности, следует прорабатывать цели и проблемы именно на Высших уровнях, т.к. лучший способ найти решение любой проблемы – найти её истоки и работать с ними напрямую.
Работа с логическими уровнями является предельно эффективной техникой для взаимодействия со свои целями и индуцирования жизненных перемен. Абсолютно всё, чего желает человек, должно находиться в согласованности с его Высшими уровнями, т.е. соответствовать убеждениям, ценностями и мировоззрению. Проработка проблем на Высших уровнях способствует выявлению необходимых ресурсов и увеличению их энергетического потенциала.
Узнать больше информации о работе с логическими уровнями можно по этой ссылке, а здесь можно послушать аудиокнигу по данной теме.
5
Зачем нужно НЛП
Существует огромное количество курсов и тренингов, обучающих НЛП. Что даёт человеку знание нейролингвистического программирования? НЛП – это, прежде всего, инструмент коммуникации, который позволяет лучше понимать собеседника, донести до него информацию в доступной форме.
НЛП помогает узнать эффективные слова, конструкции и паттерны, помогает понять, как работает мозг. С помощью нейролингвистического программирования человек понимает, как лучше подать информацию о себе, в бизнес-среде навык самопрезентации является одним из ключевых. Человек учится транслировать свои эмоции без прямых слов – «радуюсь», «волнуюсь», «злюсь», писать убедительно и естественно.
Существует теория о том, что в НЛП слова лечат от депрессии, тоски, слабого иммунитета, аллергии, бессонницы. Но скорее всего это просто плацебо.
Умение общаться помогает строить контексты во всех сферах жизни: бизнес, любовные и семейные взаимоотношения, дружба, социальная коммуникация, творчество.
Например, в отношениях между мужчиной и женщиной: можно спросить «Во сколько мы завтра встретимся?», а можно сказать «Во сколько завтра тебе будет приятно меня лицезреть?». Во втором случае мужчина передаёт мета-сообщение о том, что девушке будет приятно с ним встретиться. Она не может с этим поспорить, потому что хочет с ним встретиться. Но перед встречей у неё уже сформировалось убеждение, что встреча будет приятной и интересной.
НЛП используют в переговорах, продажах, актерском ремесле, ораторском искусстве, бизнесе, рекламе, копирайтинге. Но просто встраивать НЛП-конструкции в речь или текст – бессмысленно, все убеждения должны быть проработаны и этичны.
НЛП учит определять модель мышления человека, чтобы лучше уловить те смыслы, которые собеседник пытается до вас донести. Ведь во время коммуникации может быть не все озвучено, так как некоторые детали считаются по умолчанию ясными для нас, но при этом неясными для собеседника. НЛП учит задавать уточняющие вопросы, развивать гибкость в общении.
Также НЛП помогает оформлять речь в определенные рамки или фреймы, чтобы донести мысль до собеседника в той форме, к которой он привык, и ему не пришлось вникать в иную картину мира или систему ценностей.
«Взмах»
Представленная техника служит для того чтобы в течение короткого времени изменить деструктивный тип реагирования человека на что-либо и заменить его на более конструктивный. Но результатом этой техники становится не только изменение типа реагирования, а ещё и установление у человека положительного и продуктивного образа себя. «Взмах» можно применять во многих сферах жизни, начиная от устранения вредных привычек и заканчивая коррекцией проблемного поведения.
Структура техники «Взмах» такова: для начала определяется контекст, т.е. ситуация, реакцию на которую хотелось бы изменить. Затем нужно выявить пусковые факторы, т.е. те факторы, которые вызывают желание реагировать привычным способом. Этот момент является наиболее важным, т.к. зачастую может даже не осознаваться человеком. Определение пусковых факторов также происходит по определённой методике.
После этого необходимо создать образ состояния, которого требуется достичь. Чаще всего это делается с применением третьей позиции восприятия. Следующий этап – это и есть «взмах», который требуется совершить. Он означает очень быструю замену одной картинки на другую (нежелательного образа на желательный). После того, как «взмах» совершён, нужно осуществить проверку нового состояния и подстройку к будущему.
Техника «Взмах» требует более подробно изучения (это можно сделать здесь) и тренировки.
6
Генератор нового поведения
Эта техника, аналогично предыдущей, предназначена для того чтобы помочь человеку изменить автоматические реакции на проявления внешней реальности, тем самым избавив его от множества ненужных проблем. Благодаря ей у человека повышается уверенность в своих силах, изменяются реакции и происходят положительные перемены в жизни.
Успешное применение данной техники подразумевает прохождение нескольких этапов. Сначала нужно определить ситуацию, которую требуется проработать, и прожить её, представив в своём сознании в мельчайших подробностях. Далее нужно представить эту же ситуацию в виде фильма, снятого про вас, и прочувствовать эмоции, которые он вызывает.
После этого требуется представить себя оператором кинозала, который ставит в проектор киноленту с фильмом про вас для себя же, сидящего в зале. Затем необходимо представить себя режиссёром и осознать возможность изменения сценария; придумать несколько новых вариантов и подобрать наиболее подходящий.
Новый этап подразумевает, что вы снова оператор в кинотеатре, ставящий новую киноленту для себя, сидящего в кинозале. Затем вы представляете себя сидящим в зале и смотрящим новый фильм со своим участием. В итоге вы должны представить себя героем нового фильма и прожить новую ситуацию, представив её во всех деталях в своём воображении и осознав свои эмоции. Важно чтобы новый результат вас устраивал. Если же он вас не удовлетворяет, то следует вернуться к предыдущим пунктам и заново их проработать.
Итогом должно стать появление нового шаблона реагирования, но уже такого, который будет приносить пользу. Нужно его закрепить, несколько раз проиграв ситуацию, используя новые реакции. Более подробно узнать о том, как всё это сделать, можно на этой странице.
7
Научный анализ НЛП
На протяжении многих лет НЛП подвергалось эмпирическим проверкам, и многие его модели и методики были признаны по большей части неэффективными. С позиций текущих представлений о нейрологии и восприятии, НЛП следует считать заблуждением; вместо того чтобы полагаться на современную научно обоснованную нейрологическую теорию, НЛП основывается на утративших актуальность метафорах о функциях головного мозга и изобилует множеством фактических ошибок.
В докладе от 1988 года, сделанном Национальным Комитетом Соединенных Штатов (в составе 14 компетентных научных экспертов), говорилось, что «Ни индивидуально, ни в группах эти исследования не смогли обеспечить эмпирически обоснованные доводы в поддержку выдвигаемых НЛП предположений… и эффективности НЛП. Комитет не может рекомендовать практическое применение такой техники, состоятельность которой не подтверждается на практике». Вдобавок, технический директор Армейского Исследовательского Института Эдгар Джонсон, возглавлявший Проект Jedi по проблемам НЛП, заявил, что «многие данные свидетельствуют: НЛП не работает». Специалисты по НЛП не смогли представить убедительные доказательства действенности НЛП-модели, равно как подтвердить ее эффективность.
Предположение о том, что человек обладает Предпочитаемой Репрезентативной Системой (ПРС), которая проявляет себя через подбор слов, было признано ложным на основании данных специально проведенного тщательного исследования. А утверждение о наличии у человека ПРС, которую можно определить по направлению движения глаз, получило еще меньше поддержки.
В прямой критике Эйнспруха и Формана (1985) утверждалось, что доклад Шарпли об НЛП содержит ошибки методологического характера. Однако Шарпли опроверг эту критику и привел дополнительные свидетельства, полученные экспериментальным путем, в доказательство неэффективности НЛП и наличия в нем заблуждений как методического, так и практического свойства.
Таким образом, объективные эмпирические исследования и данные проверок последовательно доказали неэффективность НЛП; пересмотр, или мета-анализ, в итоге дал НЛП негативную оценку, а многократно повторяющееся утверждение специалистов отрицает наличие у НЛП нейро-научного базиса или какого-либо научного обоснования его эффективности.
Вследствие всеобщей утраты иллюзий в отношении НЛП, в журналах и книгах психотерапевтической тематики упоминание о нем встречается все реже и реже. Сторонники НЛП не предоставили ни йоты доказательств в защиту своих притязаний, и НЛП как таковое признается неуместной практикой всеми клиническими исследованиями.
По словам профессора Роберта Кэррола, выявить «правильную» модель НЛП не представляется возможным, кроме того, применение одной отдельной модели ко всем является слишком упрощенным подходом, который не заменит с огромным трудом накопленного опыта и чья истинность не подтверждается статистическими данными.
Тот факт, что некоторые исследователи временами отмечают действенность НЛП, скорее можно объяснить «эффектом плацебо» [эффект, основанный на процессе самовнушения человека, когда препарат, заведомо не обладающий никакими целебными свойствами, воспринимается человеком как лекарство и оказывает соответствующие лечебные воздействия], социальным давлением, внешней (поверхностной) симптоматикой, а не самой сутью лечения и переоценкой ряда очевидных побед, когда при этом игнорируются, замалчиваются или оправдываются неудачи.
Шестишаговый рефрейминг
Многим из нас знакома ситуация, когда определённые проблемы не решаются очень и очень долго, а причину этого понять мы никак не можем. Дело в том, что этому мешает наше собственное подсознание, которому по каким-то причинам кажется, что так, как есть сейчас – лучше всего. Для изменения настроя своего подсознания очень хорошо подходит техника шестишагового рефрейминга.
За основу в ней берётся особое медитативное состояние, при нахождении в котором подсознание наиболее восприимчиво к поступающей информации, тогда как в обычном состоянии её доступ блокируют различные субличности (см. здесь).
Схема шестишагового рефрейминга довольно проста:
- Первый шаг. Нужно лечь на пол и расслабиться, поочерёдно напрягая и расслабляя все мышцы тела, после чего примерно пять минут просто лежать, акцентируя внимание на дыхании.
- Второй шаг. Визуализация большого белого экрана.
- Третий шаг. Как только экран представлен, нужно задать своему подсознанию вопрос о том, готово ли оно к сотрудничеству. Ответ должен отобразиться на экране.
- Четвёртый шаг. Если ответ положительный, то можно задавать подсознанию любые вопросы, форма которых должна подразумевать простые ответы (да/нет).
- Пятый шаг. В процессе взаимодействия с подсознанием нужно узнать у него, какие выгоды оно извлекает из сложившейся проблемной ситуации, и обратиться к творческой составляющей своей личности с просьбой найти более подходящий способ удовлетворения данной потребности.
- Шестой шаг. Следует расслабиться, позволив подсознанию обработать информацию, не спеша посчитать от одного до десяти и встать. Рефрейминг окончен.
Применение шестишагового рефрейминга способствует эффективному решению многих проблем. Лучше всего, конечно, во время его применения находиться под гипнозом, для чего можно обратиться к услугам специалиста. Но можно применять его и самостоятельно. Более детально изучить особенности этой техники можно тут. Также можно посмотреть интересное видео на эту тему.
8
Техники НЛП
В настоящее время существует множество разнообразных техник НЛП. Их преимущество в том, что, в отличие от других направлений психотерапии, методы нейролингвистического программирования можно применять самостоятельно и почувствовать их эффективность на себе. Для этого достаточно небольшого обучающего семинара у специалиста или даже подробной инструкции. Есть, конечно, приемы разной степени сложности, но здесь мы познакомимся с наиболее доступными и популярными.
Техника «якоря»
В жизни каждого из нас есть ситуации, которые являются знаковыми, так как оказали на нашу жизнь серьезное влияние. Они могут быть связаны и с отрицательными эмоциями, но нас в данном случае интересуют только позитивные, те, что вызывают воспоминания об ощущении блаженства, незамутненного счастья.
Образы таких наполненных счастьем ситуаций вспоминаются спонтанно, но этот процесс можно сделать осознанным и организованным. Для подобной цели и служит «якорь». Выбрав наиболее привлекательную ситуацию, которая есть в памяти (встреча с любимым, сочетание ощущения свободы, теплого солнца и ласкового моря и т. д.), нужно связать ее с конкретным действием. Это может быть хлопок в ладоши, щелчок пальцами, потирание мочки уха и т. д. Эта связь и будет «якорем». В качестве «якоря» можно использовать и какой-то материальный предмет: брелок для ключей, кольцо на пальце, сувенир или талисман. А если этот предмет изначально связан с выбранной ситуацией, еще лучше.
Связь воспоминания с «якорем» нужно закрепить, мысленно повторяя про себя несколько раз. Это приведет к выработке условного рефлекса, который можно «включать» в любое время, достаточно совершить действие или посмотреть на выбранный в качестве «якоря» предмет.
Та ситуация, на которую мы поставили «якорь», называется «ресурсной» — из нее мы будем черпать позитивное настроение, силы и заряжаться положительной энергией в любое время. Техника «якоря» очень помогает в трудных ситуациях, когда нужно решать сложные проблемы или когда кажется, что ничего позитивного вокруг нас не происходит.
SMART – техника постановки целей
Одна из главных проблем многих современных людей – размытость целей или вообще отсутствие четкого представления о них. Поэтому эти люди, ни о чем не задумываясь, как бы плывут по течению и очень удивляются, когда их выносит на камни проблем и неприятностей.
Цель – это необходимый ориентир для движения вперед, да и вообще для любого движения. Поэтому очень важно научиться ставить правильные цели, чему посвящена одна из техник нейролингвистического программирования – SMART. Это аббревиатура 5 правил, которым нужно следовать при постановке цели.
- S – specific – точность и конкретность. Намечая цель, точно и в деталях обозначайте конкретный результат, которого вы хотите достигнуть. Так, «хочу быть богатым» — это слишком размытая и нечеткая цель, поэтому она не способна стимулировать вашу активность. А вот «хочу заработать на покупку новой квартиры» — уже более конкретно.
- M – measurable – измеримость. Четко представляйте, сколько времени и какие ресурсы потребуются для достижения цели.
- A – attainable — достижимость и реалистичность. Отдавайте себе отчет в возможности достижения цели и не стремитесь к заведомо невозможному. Это приведет вас только к разочарованиям и утрате веры в себя.
- R – relevant – важность, значимость и соответствие вашим требованиям. Цель должна быть значима для вас, и ее достижение должно качественно поменять что-то в вашей жизни или в вас самих.
- T – time-bounded – временное ограничение. Установите жесткие сроки достижения желаемого. Цель, теряющаяся в далекой туманной перспективе, никогда не будет стимулом к активности.
Следуя этим правилам, вы сможете не только научиться ставить значимые для вас цели, но и достигнуть их и реализовать свои мечты.
Рефрейминг
Согласно теории НЛП, для человека важна не только и не столько объективная реальность, сколько собственное отношение к ней. Именно восприятие и оценка ситуации формируют поведение и определяют наше эмоциональное состояние. Если мы расстроились из-за поступка близкого человека, то дело не в нем и не в самом поступке, а в нашем отношении к этому. Эмоциональная оценка – это своеобразная рамка, в которую мы вставляем события реальности. Достаточно изменить рамку, и реальность будет восприниматься уже по-другому.
В этом суть техники рефрейминга. Frame – это «рамка», а рефрейминг – это смена рамки. С помощью рефрейминга можно не только изменить свое отношение к тому, что случилось, но и избавиться от шаблонов мышления, которые оказывают травмирующее действие на нас.
Рефрейминг контекста
С точки зрения НЛП, изменение восприятия ситуации возможно с помощью вербальных формул, по-другому описывающих событие. Это так называемый рефрейминг контекста, ставший популярным в последнее время. Кстати, это совсем не новое изобретение. Пример рефрейминга контекста мы можем найти в басне слепого древнегреческого сказителя Эзопа, переведенной И. А. Крыловым. Басня называется «Лисица и виноград». Лиса, которая как ни прыгала, так и не смогла достать гроздь винограда, заявляет, что он еще зелен, поэтому не стоит и расстраиваться.
А вот еще пример «народного» рефрейминга. Когда невеста перед свадьбой сбегает с другим мужчиной, это, конечно, очень неприятная ситуация. Но народная мудрость словами известной песни учит: «Если невеста уходит к другому, то не известно, кому повезло». Согласитесь, восприятие ситуации от этого в корне меняется.
Иногда для изменения оценки события, своего поведения достаточно лишь немного поменять фразу, описывающую событие. Вот, например, 3 варианта вербальных формул, по сути, с одним и тем же смыслом, но как они по-разному влияют на эмоциональное состояние и отношение к ситуации:
- «Я хочу достичь результата, но у меня есть проблемы».
- «Я хочу достичь результата, хоть у меня есть проблемы».
- «Я хочу достичь результата, несмотря на то что у меня есть проблемы».
Наряду с рефреймингом контекста есть и другие виды рефрейминга: рефрейминг содержания, рефрейминг результата. Но одним из самых сложных считается рефрейминг «шести шагов», который появился самым первым из всех видов этой техники.
Рефрейминг «шести шагов»
Его цель – изменение нежелательного шаблона поведения или привычки, которые в НЛП называются паттернами. Состоит этот вид рефрейминга из 6 этапов или шагов:
- 1 этап. Определитесь с проблемой, то есть уточните для себя, что конкретно вас не устраивает в вашем поведении.
- 2 этап. Обозначьте эту вашу черту или стереотип поведение каким-то символом, цветом, буквой, то есть создайте визуальный образ и четко закрепите в сознании связь его и нежелательного паттерна. Представьте этот образ частью себя и почувствуйте свое отношение к нему.
- 3 этап. Почему вы следуете этому шаблону поведения? За этим должна быть какая-то позитивная причина или намерение. Выявите их и четко осознайте сущность этих намерений.
- 4 этап. Придумайте набор альтернативных форм поведения, которые также удовлетворяют позитивному намерению и смогут без ущерба для вас заменить нежелательный паттерн.
- 5 этап. Обратитесь к своему подсознанию с пожеланием замены ненужного стереотипа одним из альтернативных вариантов поведения.
- 6 этап. Проверьте, все ли части вашего «Я» согласны с предложенным альтернативным вариантом. Этот последний этап называется «Экологическая проверка».
Общение с частями своего Я, со своим подсознанием, обращение к ним с просьбой или с благодарностью на первый взгляд кажется странным. Однако, в соответствии с теорией НЛП и психологией в целом, мы не всегда отдаем себе отчет в деятельности разных сфер и уровней сознания и подсознания, и уж тем более не всегда их контролируем. Поэтому установление контакта с этими областями нашей психики не только полезно, но и необходимо, чтобы научиться управлять своей жизнью.
Использование вербального воздействия в НЛП побуждает последователей этого направления не только развивать речевые навыки, но и очень серьезно и внимательно относиться к собственной речи, в том числе к внутренней, к тем формулировкам, которые мы используем. Ведь недаром говорится: «Как корабль назовешь, так он и поплывет».
Изменение личной истории
Техника изменения личной истории применяется, как правило, в тех случаях, когда поведение, которое требуется изменить, связано с какими-то событиями, имевшими место в прошлом, и основывается на имеющихся между настоящим и прошлым связях. Её использование позволяет избавиться от ненужных и ограничивающих убеждений, стереотипов, привычек, установок, методов реагирования и т.д.
Суть метода заключается в следующем. Нужно определить проблемную ситуацию или нежелательное состояние и установить на него якорь. Установленный якорь нужно использовать для того чтобы провести человека (или себя) до того самого момента, когда проблемная ситуация или переживание появилось впервые, а при любом их обнаружении нужно учитывать контекст происходившего.
После того как несколько (4-5) подобных ситуаций или переживаний будут найдены, нужно опустить якорь и вернуться к самой первой ситуации, определить ресурсы, которые требовались для её преодоления, и найти пусковые факторы. Далее необходимо найти доступ к найденному ресурсу и произвести его якорение, вернуться в раннюю ситуацию и изменить её восприятие, применяя уже имеющийся ресурс (для отлично подходят коллапсирующие якоря.
После всего проделанного нужно диссоциироваться от новых переживаний и оценить полученный результат. Если он не удовлетворяет поставленным требованиям, то следует вернуться к прошлому этапу выявления ресурсов и проработать его ещё раз. Затем нужно закрепить результат и произвести экологическую проверку и синхронизацию с будущим.
Узнать о том, как всё это делается, более детально можно отсюда.
9
Где применяется?
На данный момент НЛП применяется практически во всех областях, связанных с людьми: обучении, консультировании, коучинге, переговорах, продажах, личностном росте, менеджементе, спорте и т.д. Действительно – если есть успешный спортсмен (бизнесмен, учитель, консультант), почему бы не смоделировать его мастерство и не научить других.
Быстрое лечение фобий
Техника быстрого лечения фобий используется в НЛП для того чтобы нейтрализовать якоря на какие-либо сильные переживания, т.е. избавить человека от фобий: ксенофобии, агорафобии, никтофобии, фотофобии, клаустрофобии и многих других. Результатом успешного применения этой техники является освобождение человека от страхов, высвобождение энергии и появление множества новых возможностей.
Процесс осуществления техники быстрого лечения фобий заключается в нескольких шагах:
- Нужно получить доступ к положительному состоянию и произвести его якорение, создав мощный ресурсный якорь. Причём, лучше всего, если якорь будет кинестетическим.
- Нужно провести диссоциативный анализ переживаний, представив себя ещё до пребывания в негативном состоянии (чёрно-белая картинка) и уже после пребывания в нём (цветная картинка).
- Нужно посмотреть на себя со стороны, словно сидя позади самого себя в кинотеатре.
- Нужно быстро просмотреть чёрно-белый фильм, состоящий из первой картинки, самого события и оканчивающийся цветной картинкой.
- Затем нужно просмотреть весь чёрно-белый фильм, но начиная со второй цветной картинки и заканчивая первой, причём во время перехода к первой картинке нужно переходить и во вторую степень диссоциации (смотреть на себя, смотрящего фильм). После перехода к первой картинке фильм должен сразу заканчиваться.
- Нужно подумать о том, что являлось источником фобии и отметить изменения в физическом состоянии.
- Нужно спроецировать негативную ситуацию на будущее, представив взаимодействие с источником фобии и обдумав новые варианты реагирования. Важно чётко определить показатели ощущения безопасности или же указатели к осторожному поведению.
Ознакомиться с техникой быстрого лечения фобий более детально можно на этой странице.
10
Опасно ли это?
По поводу НЛП ходит довольно много забавных слухов, о том, что это секта, на тренинге вас зазомбируют, и вообще это страшные люди – он тебе слово скажет и ты ему отдашь все деньги. Но тогда зачем мне напрягаться, вести тренинги, консультировать и т.д. – просто надо пойти в банк и попросить выдать тебе нужную сумму. На самом деле НЛП – просто одно из направлений психологии. Очень эффективное, наверно самое эффективное на данный момент. Его используют многие психологи, психиатры, спортсмены, ораторы, бизнесмены и коучи. Его преподают во многих институтах, в том числе и в МГУ. NLPt (НЛП в психотерапии) признано направлением психотерапии на государственном уровне во многих странах Европы, например Австрии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии. А так же входит в качество одной из модальностей (направлений) в Профессиональной Психотерапевтической Лиге России и в Европейской Психотерапевтической Ассоциации.
Другое дело, что люди научившиеся НЛП действительно начинают лучше общаться, договариваться, консультировать и работать. И этот факт у тех, кто это делает хуже, вызывает естественные опасения.
Понятно, среди всего этого обилия есть и отличные книги и тренинги, а есть и, мягко говоря, не очень. НЛП довольно модно и есть нехорошие люди, которые его рекламируют как способ разбогатеть за пять минут и продают как волшебную таблетку от всего на свете: «После прохождения моего супер-пупер крутого курса, вы будете зарабатывать в день сто тыщ баксов, продавать что угодно любым лохам и соблазнять любых тёлок за пять минут. Крутизна же ваша будет неимоверна». Богатеют эти нехорошие люди преимущественно за счёт покупателей волшебных таблеток, так что, по крайней мере для них, это работает. При чём очень часто в теме эти нехорошие люди особо не разбираются, а просто очень убедительно убеждают в своих великих знаниях, основанных на прочтении одной книжки и просмотра сериала «Теория лжи» (сериал, кстати, хороший). Есть так же народ, который после прочтения двух книжек и посещения одного тренинга решил, что они могут не хуже, и пишут свои книжки и проводят свои тренинги.
Есть так же желающие создать своё собственное, ещё более крутое НЛП, без всяких «розовых гумманистических соплей» и «дурацкой экологии». В результате получается какое-нибудь «Боевое НЛП» или «Рекаунт НЛП». Но в НЛП есть своя философия и ценности, которые в этих направлениях не наблюдается, хотя и используются какие-то подходы и техники нейролингвистического программирования. Так что, не смотря на название, это не НЛП.
Реимпринтинг
Название данной техники происходит от слова «импринт», означающего «запечатление», т.е. какой-либо опыт или совокупность опытов, в результате которых у человека сложились те или иные убеждения. Нередко ситуации импринта являются тупиковыми и вызывают у человека ощущения бессмысленности, безысходности, безвыходности и т.п. Смысл импринтинга заключается в поиске ресурсов, необходимых для изменения укоренившихся убеждений и обновления устоявшихся поведенческих моделей.
Применение техники реимпринтинга основывается, в первую очередь, на определении симптомов импринта, подразумевающем сосредоточение на самом первом появлении каких-либо переживаний, связанных с ним и возникших убеждениях. После этого требуется мысленно перенестись в тот момент, который предшествовал возникновению импринта, вернуться в настоящее состояние и взглянуть на импринт с предшествующей ему позиции.
Следующим этапом является поиск позитивного намерения или вторичных выгод, которые скрываются за устоявшимися реакциями и симптомами импринта и некоторые другие не менее важные составляющие, которые требуют более детального и скрупулёзного изучения.
Особенности реимпринтинга и процедуры его осуществления можно узнать вот здесь.
11
Некоторые вопросы и ответы (FAQ)
Что означают буквы НЛП?
НЛП расшифровывается как Нейро-Лингвистическое Программирование. А произносится как э-нэл-пи или эн-эл-пи.
Правда ли, что НЛП занимается тем, что делает из людей зомби?
Я занимаюсь НЛП уже 20 лет, но пока ни одного зомби сделать у меня не получилось. И вроде сам не стал этим самым зомби. И среди тех, кто НЛП занимается, зомби пока не встречались.
Правда ли, что специалист по НЛП может заставить другого человека сделать что угодно?
Если бы это было так, то я бы не занимался проведением тренингов и написанием всяких статей и книжек, а просто бы пошел в ближайший банк и «заставил» бы кассира сначала выдать мне всю наличность, а потом забыть, что я с ним разговаривал. Но… :о) Проще всего заставить сделать человека почти что угодно — это заплатить ему достаточную сумму денег. Ещё можно приставить пистолет к виску, но не всем это нравится.
Правда ли, что НЛП используют в рекламе, PR и выборных технологиях?
Правда.
НЛП — это секта?
Нет.
Что означают слова Практик НЛП, Мастер НЛП и т.д.?
В НЛП всего три «звания»: Практик , Мастер-Практик (Мастер), Тренер. Практик ( НЛП-практик, практик НЛП) – способен применять НЛП как к себе, так и к другим и имеет право проводить индивидуальные консультации. Мастер-практик (Мастер-Практик НЛП, Мастер НЛП, НЛП-мастер) – имеет право проводить не сертификационные группы. Тренер – имеет право выдавать сертификаты.
Что означают буквы М.А., например «М.А. NLP Иванов»?
M.A.расшифровывается как Master of Art – Мастер Искусства. На Западе такая аббревиатура достаточно распространена и обозначает человека, достигшего определенного уровня в освоении какой-то области. Формально любой сертифицированный Мастер-Практик НЛП является M.A. NLP.
Переоценка прошлого
Техника переоценки прошлого способствует изменению оценки какого-либо события, имевшего место в прошлом человека. Она очень эффективна, т.к. с помощью неё можно повлиять на оценку произошедших неприятностей и связанные с ними убеждения, изменить отношения с конкретными людьми и даже трансформировать аспекты восприятия детства. Краткий алгоритм необходимых действий включает в себя следующее:
- Нужно определить тот период времени, который требует изменения и проработки. Он может быть связан с человеком, местом, временем и т.п. условиями.
- Нужно создать мощный ресурсный якорь. Лучше всего, если он будет кинестетическим.
- Нужно представить рассматриваемый временной отрезок в форме прямой линии, расположенной на полу, определить самые значимые моменты этого периода, назвать их и обозначить на линии, соблюдая реальную последовательность.
- Нужно разделить все отмеченные ситуации на положительные и отрицательные. Затем, проходя по линии, следует перепроживать положительные ситуации заново, а отрицательные представлять диссоциированно, т.е. наблюдая за собой со стороны.
- При диссоциированном рассмотрении отрицательных ситуаций можно использовать созданный в начале ресурсный якорь. Иногда это позволяет посмотреть даже на негативные события под другим углом и разглядеть в них положительные моменты.
- Нужно провести экологическую проверку нового восприятия прошлых событий и, если результат не удовлетворяет всем требованиям, вернуться назад и проработать предыдущие пункты заново.
- Нужно провести синхронизацию с будущим, спроецировав достигнутый результат на ситуации, которые могут произойти.
Более детально техника переоценки прошлого рассмотрена здесь.
12
Все техники НЛП могут быть отнесены к трем группам. Воздействие на других людей (передача информации из себя другому). Воздействие на свой внутренний мир (из себя в себя). Моделирование (из другого в себя).
Возможен еще один тип взаимодействия – с окружающим неживым миром (замкнутый цикл: Я – мир –Я). Это разного типа «магические» практики, используемые в НЛП только косвенно.
К первой и второй группе относятся следующие глобальные техники: якорение, рефрейминг, метафоры, работа с субмодальностями, использование линии времени, достижения сущностного состояния, трансовые техники. Их применяют с целью оптимизации взаимодействия информационных структур внутреннего мира, в том числе и для «лечения» психосоматических заболеваний. Кавычки употреблены потому, что в классическом понимании это не лечение, так как не используются химические и биологические агенты. Обычно такое воздействие принято называть психотерапевтическим. Все перечисленные техники имеют одни и те же этапы: а) присоединение и ведение; б) воздействие на внутренний мир; в) проверка на экологию (присоединение к будущему).
С рассматриваемой точки зрения присоединение это: определение положения фокуса внимания клиента, для чего оператор воспринимает выходные поверхностные структуры собеседника (сигналы доступа, жесты, психическое состояние, речь), для него это психическое состояние аптайма; смещение фокуса внимания оператора таким образом, чтобы его выходные поверхностные структуры стали созвучны состоянию клиента, соответствие промежуточных и глубинных структур необязательно и даже вредно. Ведение: изменение состояния поверхностных структур оператора, заставляющее объединиться и сместиться фокус внимания клиента в сторону его внутреннего мира; фиксирование нерасщепленного фокуса внимания клиента в требуемом положении (состояние транса, даунтайма), при этом свой фокус внимания оператор возвращает на поверхностные структуры клиента, поддерживая раппорт (петля обратной связи).
Далее оператор выбирает и реализует подходящую технику НЛП, оптимизирующую взаимодействие промежуточных и глубинных структур клиента, «считывает» изменения, происходящие в его выходных структурах. В случае успешного изменения это физическая релаксация и выражение удовольствия на лице, либо нервная дрожь и потеря интереса к волновавшей до этого проблеме.
Экологическая проверка заключается в фиксации внимания клиента в зоне воображения и эмоций для моделирования ранее проблемной ситуации в будущем. Если его поверхностные структуры выдают прежний результат, то кардинальный преобразований не произошло. Если изменения устойчивы, а ощущения позитивны, значит, изменились взаимосвязи внутренних структур.
Применение техник НЛП к себе само по себе принуждает структурировать личность, так как без этого неясно, как неразделимое «Я» может себя преобразовывать, наводить транс и разряжать импринты. Введенный понятийный ряд ставит все на свои места. Так как работа ведется не со всей личностью, а с ее элементами, расщепленный фокус внимания позволяет консолидировать нужные «здоровые» блоки в субличность – оператора. Этот процесс становится возможным при некотором навыке иметь диссоциированное состояние. Действия субличности отличаются от действия внешнего оператора в той части, где происходит разделение фокуса внимания на объект и субъект. С этим и связаны основные трудности и меньшая эффективность применения техник НЛП к самому себе. Отдельного изучения требует вопрос о том, какие техники более приспособлены к самоиспользованию, а какие – нет. Третья группа техник – моделирование – совмещает особенности первых двух. Обычно моделируется успешное поведение в конкретной области хорошо известного человека. Позитивного результата можно достичь, если вы сможете переместить свой фокус внимания на те же внутренние информационные структуры, что и объект моделирования, а затем установите между ними такие же взаимосвязи (порядок очередности взаимодействия, скорость и интенсивность обмена информацией). Для этого требуется большая гибкость и умение сдвигать и точно фиксировать свой фокус внимания. К слову, у Кастанеды процесс моделирования называется сталкинг и играет важнейшую роль в упорядочивании и расширении внутреннего мира. На основе изложенного можно сформулировать концепцию эффективной стратегии коммуникации. Одна из важнейших пресуппозиций НЛП звучит так: » Смысл и цель любой коммуникации состоит в достигнутом результате». Любая коммуникация (общение) всегда преследует определенную цель. Это может быть побуждение собеседника совершить нужные вам действия или достижение вами требуемого эмоционального и физиологического состояния (удовольствия, расслабления и т.д.). если цель не достигнута, всегда виноваты вы, так как неверно организовали обмен информацией. Ваша эффективность резко повысится, если все претензии будете предъявлять только к себе.
Коммуникация может быть неудачной по следующим причинам. Вы не синхронизировались с собеседником, отсутствует присоединение и ведение. Это говорит о том, что вы собственный фокус внимания удерживаете в собственном внутреннем мире, а не на поверхностных структурах партнера. Вы сместили фокус внимания объекта в неправильное положение. Например, он испытывает эмоции, вместо проведения логического анализа, или не заряжается вашим энтузиазмом, подсчитывая свои убытки и неприятности. Вы не зафиксировали его фокус внимания, и он выпал из раппорта из-за ваших неправильных действий. Вы выдаете неконгруэнтную (противоречивую, неискреннюю) информацию своими поверхностными структурами. Он вас не понимает, подозревает некий умысел и выпадает из синхронизма. Вы все проделали удачно, но не сделали присоединения к будущему. У него нет потребности осуществить нужные вам действия. Побуждаемые вами действия резко расходятся с информацией глубинных структур собеседника (культура, убеждения, верования), а вы не можете их блокировать Главная проблема – в ваших глубинных структурах. Либо они допускают то, что должны запрещать (отсутствие у вас конкретных этических норм), либо они слишком ригидны и не позволяют вам должным образом синхронизироваться и сместить свой фокус внимания в требуемое положение.
Следует помнить, что если ваши промежуточные структуры позволяют полностью моделировать состояние аналогичных структур собеседника, вы никогда не побудите его делать то, что для него (и вас!) неприемлемо. В этом состоянии вы и он почти тождественны.
Начальный и конечный этапы всех техник одинаковы. О присоединении, ведении и проверке на экологию было достаточно сказано во второй главе. Ниже анализируется главная стадия – воздействие на внутренний мир. Базовый принцип любой техники НЛП состоит в следующем. Так как клиент осознал свою проблему, или хотя бы ее наличие, его сознание уже пробовало исправить ситуацию и потерпело неудачу. Поэтому во всех методиках требуется изолировать сознание клиента. Для этого необходимо консолидировать фокус внимания объекта, переместив его либо в промежуточные кинестетическую и визуальную зоны, либо не его же входные поверхностные структуры (состояние аптайма). Если необходимо полностью нейтрализовать сознание, следует использовать явные трансовые техники. В ходе работы следует пресекать поползновения клиента к смещению или расщеплению фокуса внимания. Иначе активизируются структуры логического мышления. Для этого следует апеллировать к воображению и ощущениям. Тем более, что происходящие в них процессы хорошо контролируются с помощью сигналов доступа. Обратная связь должна быть непрерывной на протяжении всего сеанса. Поскольку требуется нейтрализовать сознание, уместно дать ему определение. Согласно БМЭ [3] сознание – целостная субъективная реальность, диалектическое единство ее гносеологических (т.е. представляющих совокупность знаний), ценностных и деятельно-волевых параметров. Структура с. имеет в своей основе диалектическое единство противоположных отображений – внешнего и внутреннего мира. Если следовать этому определению, сознание включает в себя следующие структуры: мышление, словесную и понятийную память, карту, убеждения, транслятор и волю. Это лишь часть элементов полной схемы, поэтому сознание можно охарактеризовать как субличность, связанную с процессами мышления. Характерным признаком сознания является его критический настрой, так как в основе принципа мышления лежит логическая оценка правильности информации. Вместе с тем, сознание не контролирует ни эмоции, ни творческий процесс, ни физиологические функции. Оно даже не контролирует субличности, частично использующие те же структуры. Сознание может оценивать действия других субличностей, вступать с ними в конфликт, не предлагая удовлетворяющие обе стороны решения. Широко распространено заблуждение, что человек всегда находится в «сознании», и оно тождественно «Я». Наоборот, чаще всего фокус внимания человека находится в той или иной субличности, а сознание «спит».
отрывок из книги Анухидия Думка «СТРАТЕГИИ КОММУНИКАЦИИ»
Выбор на линии времени
Представленная техника отлично зарекомендовала себя в качестве надёжного инструмента для разрешения тех ситуаций, когда есть возможность выбора чего-либо, но человек не знает, как ему поступить лучше всего. К тому же, техника выбора на линии времени может использоваться для прогнозирования долгосрочных последствий каждого из возможных вариантов.
Первое, что нужно сделать для успешного применений этой техники, это само осознание того, что у вас есть выбор: нужно чётко определить для себя, какие существуют варианты действий. Далее нужно порассуждать на тему того, на какой вообще срок может оказать воздействие сделанный выбор, и мысленно провести на полу линию, отображающую этот срок.
После нужно определить для себя крайний срок, к которому нужно совершить выбор; между этим сроком и настоящим днём нужно определить наиболее оптимальный срок для выбора. Затем следует мысленно переместиться в будущее и постараться отметить те события, которые может вызвать сделанный вами выбор; придайте этим событиям оценку, посмотрев на них со стороны. Также можно прибегнуть к интеграции пройти намеченный маршрут как бы наблюдая со стороны на уже прошедших его людей.
По окончании всего этого нужно вернуться в исходную точку и подумать о том, есть ли возможность как-то улучшить маршрут или создать новый, более эффективный. Оцените имеющиеся выборы: что вы вынесли из путешествия по линии времени? Количество положительных моментов и укажет вам на правильный выбор.
В подробностях и деталях техника выбора на линии времени рассмотрена здесь.
13