Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня


Что такое слуховая память

Под слуховой памятью понимают способность человека запомнить определенный порядок звуков, после чего его воспроизвести.

Выделяют кратковременную слуховую память – разновидность памяти, благодаря которому индивидуум понимает смысл сказанного и быстро обрабатывает поступившую информацию.

Полученная звуковая информация попадает из фонетической в семантическую область, которая связана уже с долговременной памятью (здесь информация хранится либо несколько минут, либо длительное время).

В современной научной литературе слухоречевая память рассматривается как одна из важнейших высших психических функций, как прижизненно формирующийся, социально обусловленный, опосредованный речью процесс (Л.С. Выготский) [2].

Л.С. Цветкова в своих работах доказала, что слухоречевая память обеспечивается работой 21 и 37 третичных корковых полей средней височной извилины левого доминантного для речи полушария. Симметричная область правого полушария отвечает за запоминание и воспроизведение несловесных зрительных и слуховых стимулов. Каждый вид памяти основан на трех процессах – запоминании, сохранении и воспроизведении. На их основе и осуществляются нейропсихологические механизмы любого вида памяти, в том числе и слухоречевой [10].

Исследование Э.Г. Симерницкой показало, что при поражениях левого полушария у детей центральное место в структуре наблюдаемых расстройств занимает сужение объема слухоречевой памяти. При поражениях правого полушария на первое место выдвигается симптом нарушения воспроизведения заданного порядка элементов. При поражениях диэнцефальной области центральное место занимает симптом патологической тормозимости следов в условиях интерференции [8].

По результатам исследования Ю.В. Микадзе были выявлены два вида отклонения развития, характеризующих отставание в развитии психических функций. Первый из них связан с отставанием в развитии слухоречевой сферы. По результатам обследования детей со сниженной слухоречевой памятью были выделены параметры, с которыми связано наибольшее количество ошибок при тестировании [4].

В порядке степени выраженности и повторяемости в разных возрастных группах ими оказались:

‒ объем кратковременной слухоречевой памяти;

‒ тормозимость слухоречевых следов (слов) которая свидетельствует о процессах забывания запоминаемого словесного материала;

‒ порядок слухоречевых следов;

‒ непроизвольность слухоречевого запоминания;

‒ прочность слухоречевых следов (слов), которая характеризует долговременную слухоречевую память;

‒ регуляция слухоречевых следов.

Превышения значений параметров (по сравнению с нормативными) в зрительной и двигательной памяти не так выражены, как в слухоречевой.

Нарушение слухоречевой памяти ведет к недостаточному пониманию детьми обращенной речи, словесной инструкции, осложняет общение ребенка со взрослыми и сверстниками и, как следствие, вызывает трудности при формировании коммуникативных умений.

Более серьезные недостатки развития слухоречевой памяти имеют дети с общим недоразвитием речи, у которых нарушены почти все стороны речи: лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение. При работе с детьми с общим недоразвитием речи приходится не только преодолевать трудности в овладении лексико-грамматическими, фонематическими навыками, но и корректировать процессы формирования психологической базы речи, включающей долговременную и оперативную память, возможности концентрации и распределения внимания, когнитивные процессы.

В констатирующем эксперименте принимали участи 12 детей (7 мальчиков и 5 девочек) в возрасте 6 лет. Исследовательскую группу составили дети с III уровнем речевого развития, имеющие недоразвитие в лексико-грамматической и фонетико-фонематической областях. Исследование проводилось на базе ГОУ ТО «Алексинская школа г. Алексина».

На основании подобранных показателей, особенностей возраста и специфики нарушения была подобрана диагностическая программа, на изучение слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В процессе диагностики изучались такие параметры развития слухоречевой памяти, как: уровень развития слухоречевой памяти: запоминание и отсроченное воспроизведение (методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурии), объём кратковременной слухоречевой памяти (методика «Запомни цифры» Р.С. Немова), прочность слухоречевых следов (слов) (методика «Запомни пару» М.У. Калкинс), порядок слухоречевых следов (методика «Воспроизведение рассказа» А.Р. Лурии).

Проанализировав полученные результаты диагностики, мы получили следующие результаты.

Анализ уровня развития слухоречевой памяти (запоминание и отсроченное воспроизведение по методике «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия)) показал: у большинства детей исследуемой группы уровень слухоречевой памяти находится на уровне ниже возрастной нормы, большинство детей, после последнего воспроизведения слов показали низкий результат, соответственно отсроченное воспроизведение у большинства детей находится ниже возрастной нормы. Также установлено, что у 4 детей слухоречевая память соответствует возрастной норме.

По методике «Запомни цифры» (Р.С. Немов) при изучении объёма кратковременной слухоречевой памяти у большинства детей исследуемой группы (70%) объём слухоречевой памяти имеет низкий уровень развития, что говорит о запоминании незначительной количественной информации. У 30% детей объём слухоречевой памяти имеет средний уровень развития, что может говорить о том, что дети запоминают не весь представленный материал.

При изучении уровня прочности слухоречевых следов (слов) по методике «Запомни пару» (М.У Калкинс) выяснили, что у 60% детей исследуемой группы уровень прочности слухоречевых следов (слов) имеет низкий уровень развития, также слабо развита произвольность психических процессов, недостаточность формирования приемов запоминания. У 40% детей – средний уровень прочности слухоречевых следов (слов).

Результаты изучения уровня развития порядка слухоречевых следов (слов) по методике «Воспроизведение рассказа» (А.Р. Лурия) показали у большинства детей исследуемой группы (60%) низкий уровень развития порядка слухоречевых следов (слов), что может являться результатом имеющихся у них нарушений речи, многие дети при воспроизведении рассказа затруднялись установить причинно-следственные связи. Нуждались в значительной помощи и наводящих вопросах. У 40% детей – средний уровень развития порядка слухоречевых следов (слов).

Таким образом, результаты нашего диагностического исследования выявили преимущественно низкий уровень слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основе этих результатов были разработаны коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на коррекцию слухоречевой памяти старших дошкольников с общи недоразвитием речи.

При составлении плана коррекционно-развивающих мероприятий были применены разработки из следующих методических пособий и книг: А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения» [1], А.А. Осипова «Общая психокоррекция. Учебное пособие» [6], Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Туманова Т.В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» [9], А.В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» [7], Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова «Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях. Пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования» [2], Т.П. Трясорукова «Мнемотренажёр. Развитие слухоречевой памяти» [10].

Целью коррекционно-развивающей работы является развитие слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи.

Задачи, которые конкретизируют цели коррекционно-развивающей работы, следующие: увеличить объем слухоречевой памяти; развивать динамику заучивания речевого материала; развивать память детей через игровую деятельность; сформировать приёмы запоминания; повысить уровень развития смысловой памяти.

В коррекционные мероприятия входят разные виды игр и упражнений, которые выполняют все поставленные задачи.

Итогом реализации данных мероприятий должно стать развитие слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Тестирование на слуховую память

Во время определения того, насколько развита слуховая память у ребенка, используется тест Дэвида Весклера:

  1. Ребенок повторяет в точной последовательности ряд чисел: 5, 7, 1; 8, 2, 4, 2; 6, 9, 5, 7, 3.
  2. Малыш должен назвать числа в обратной последовательности: 2, 4; 4, 7, 8; 5, 9, 3, 6.
  3. Дошкольник должен повторить слова в правильном порядке; луг, крот, ночь, кот, лук, кит, борщ, стол, хворост, буква, арбуз.

Повторять числа и слова можно несколько раз, пока ребенок их не запомнит и повторит. Но если он и после 6-7 повторений не смог их запомнить и озвучить, то необходимо обратиться за консультацией к невропатологу

Слуховая память: что это и как развивать


Слуховая память помогает человеку запоминать и воспроизводить последовательности звуков. Если вы рассказываете аудиалу историю — в его голове сложится настоящий фильм, который он сможет легко пересказать. На уроках аудиал легко запоминает информацию и пересказывает ее, не заглядывая в учебники или тетрадь. В школе слуховая память бывает незаменимым другом ребенка и помогает писать изложения, сочинения, диктанты, запоминать важные даты. Людей обладающих 100% слуховой памятью не так много, всего лишь 5-7%. Невозможно искусственно сделать из себя аудиала, но развивать навыки слуховой памяти по силам каждому.

Как понять, насколько развита слуховая память?

Необязательно обращаться к специалисту, чтобы понять насколько развита слуховая память ребенка. Для этого можно использовать стандартные тесты, которые легко найти в интернете. Один из самых распространённых тестов на слуховую память — методика «Запоминание 10 слов» по А.Л.Лурия. Тест подходит детям от 5 лет. Суть тестирования: предложите ребенку прослушать 10 слов, несвязанных друг с другом по смыслу. Слова должны быть несложными и знакомыми ребенку, например: стол, кошка, дерево и т.д. После этого задача ребенка произнести те слова, которые он запомнил, последовательность при этом не важна. Процесс повторяется 3 раза, и 4-й раз через 10-15 минут. По нормам, в первый раз ребенок должен повторить 4-6 слов. На 2 и 3 повторе ребенок должен говорить минимум на 1 слово больше, чем в попытку перед этим. Второй и третий повторы показывают скорость запоминания и усидчивости ребенка. Четвертый повтор можно провести спустя 10 минут — он показывает уровень развития долговременной памяти. В норме ребенок повторит на 2 слова больше или меньше от своего наилучшего результата. Взрослый человек в норме с первого раза запоминает 7-9 слов. Для ребенка нормой считается количество слов равное его возрасту плюс/минус один. Значит для детей 5-6 лет показатель нормы — 4-6 слов; для 6-7 лет — 5-7 слов; от 8 лет и старше 7 и более слов.

Игры на развитие слуховой памяти.

При работе над улучшением слуховой памяти ребенку необходима помощь взрослых. Занятия в форме игры помогают избежать стресса и достичь лучшего результата.

1. Игра «10 пар». Суть игры в том, что взрослый придумывает 10 пар слов, связанных по смыслу, читает их ребенку с выражением и не торопясь. После прочтения родитель произносит первое слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать к нему пару. Пример игры: кошка — хвост, шапка — шарф, снег — морозы, медведь — берлога, нитка — иголка, стол — стул, тетрадь — карандаш, книга — закладка, кресло — диван, руль — машина. Игра тренирует слуховую память и улучшает внимательность ребенка.

2. Игра «Запомни и продолжи». Игра не только улучшает слуховую память, но и увеличивает ее объем. Суть игры: взрослый начинает предложение, ребенок его повторяет и добавляет свою деталь. В зависимости от количества участников игра имеет 2 варианта. Вариант 1. Если с вами много детей: Взрослый говорит, например, «Я сегодня шел по лесу и увидел…», ребенок «Я сегодня шел по лесу и увидел маленький гриб…», третий игрок повторяет и добавляет свое. Игрок, который допускает ошибку — выходит из игры. Побеждает тот, кто останется последним. Вариант 2. Если игроков мало: принцип игры остается тот же, но в историю с каждым ходом добавляется не одно — два слова, а много слов и деталей. Например: «Мальчик поехал к бабушке в деревню…», второй игрок повторяет и добавляет «там он много плавал и ходил в лес». Игра продолжается до первого сбившегося игрока. Кто сбился — тот и проиграл. Игра стимулирует слуховую память, воображение и улучшает концентрацию.

3. Игра «Слушай и рисуй». Игра комплексно развивает слуховую память, воображение и мелкую моторику рук. Взрослый читает стишок или маленькую сказку ребенку. Важно читать медленно и с интонацией. Задача малыша нарисовать на бумаге те образы из произведения, которые ему запомнились ярче других. В дальнейшем ребенок может пересказывать сказку по рисункам. Берите любимых детских авторов: Агния Барто, Самуил Маршак, Владимир Сутеев.

4. Игра «Что это было». Для этой игры вам понадобятся записи природных явлений, бытовых звуков, музыкальных инструментов — любых необычных звучаний. Подходите к делу с фантазией. Включайте ребенку запись и предложите угадать, что именно он слышит. Когда ребенок отгадает, можно попросить повторить звук. Выбирайте необычные звуки: звук моря, шум троллейбуса, треск огня, хруст ломающихся палок под ногами в лесу — чем необычнее звук, тем интереснее угадать и пытаться повторить.

Главное в развитии слуховой памяти — постоянство. Регулярные упражнения по 3-5 минут в день принесут больше пользы, чем занятия по 30 минут, но раз в неделю. Слуховая память не развивается одна. Любое развитие будет комплексным. Развивая мышление и внимание, вы так же работаете над памятью.

На сайте Разумейкин вы найдете игровые развивающие задания на память, мышление, логику.

Упражнения для развития слуховой памяти

У каждого человека есть слуховая память, только она по-разному развита. Улучшить ее можно с помощью упражнений, которые нужно регулярно повторять.

Способы развить слуховую память с помощью упражнений:

  1. Повторить в правильной очередности ряд чисел. В начале они состоят из 2-х чисел, затем – из 5-6. Усложнить задание можно, если попросить повторить числа в обратном порядке.
  2. Включить музыкальную композицию. Прослушать ее, затем выключить и повторить ее ритм, хлопая в ладоши.
  3. Написание текстов под диктовку также развивает слуховую память.
  4. Полезно быть в уединении, для этого необходимо выключить телевизор, радио. Сесть, закрыть глаза и внимательно прислушаться к окружающим звукам, к примеру: к шуму улицы. Также можно делать это упражнение свежем воздухе, слушая звуки природы.
  5. Повторить прохлопанный ритм, который постепенно усложняется.
  6. Прочитайте небольшой отрывок текста, после перескажите его своими словами.
  7. Прослушивание радиопередач, особенно спектаклей, аудиокниг хорошо тренирует слуховую память. Анализируя и повторяя отдельные отрывки дополнительно можно тренировать память, внимание.
  8. Скороговорки, чистоговорки, потешки, стихотворения разного объема тренируют слуховую память.
  9. Определить на слух, какой музыкальный инструмент звучит.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]