Учимся запоминать и пересказывать для развития слуховой памяти


Рекомендации по развитию слуховой памяти у дошкольников

Педиатры со всего мира рекомендуют активно развивать с самого детства зрительную, двигательную, слуховую, образную и словесную память. При этом делать это одновременно, поскольку все разновидности связаны друг с другом и помогают в обучении и росте личности. Чтобы ребенок рос полноценно, родители должны заниматься с ним играючи и выполняя различные упражнения. Программа должна учитывать особенности его возраста.

Слуховая память

Важно достичь усидчивости малыша, чтобы он смог эффективно запоминать разный материал. Чтобы этого достичь, рекомендуется следующее:

  • Группировать материал на классы с подгруппами для снижения нагрузки.
  • Использовать ассоциации, чтобы была возможность легко заучивать материал и связывать его уже с известным.
  • Структурировать материал по логическому и иерархическому принципу, чтобы он воспринимался как единое целое.
  • Добавлять в возрастную программу опорные пункты, то есть некий план. Это могут быть даты с названиями, именами, необычными словосочетаниями и яркими моментами.
  • Подключать схематические и графические образы, чтобы одновременно со слуховой памятью развивалась зрительная, была установлена логическая цепочка в мыслях.

На заметку! Кроме того, специалисты советуют делать программу разнообразной и каждый день занятия начинать с интересных зрительных моментов, подключать любимых персонажей мультфильмов ребенка, делать диктант с расстановкой запятых.

Особенности памяти детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста имеют непроизвольную память и еще не могут запомнить что-то целенаправленно, по своей воли или сознанию. Произвольная память у дошкольников начинает формироваться в 7 лет. По этой причине с большой вероятностью ребенок сможет запомнить какой-то яркий и необычный момент, чем-то, что ему не интересно.

Важно отметить, что при развитии родители сталкиваются с недостатком повышенного внимания, невозможностью приучить чадо слушать, остаться на месте. Без концентрации сложно достичь качественного запоминания первых рассказов, стихотворений, музыки и прочего. Для формирования произвольной памяти, необходимо чтоб малыш был сконцентрирован и умел слушать.

Особенности

Как проверить слуховую память ребенка

Чтобы сделать проверку слуховой памяти четырех-, пятилетнего ребенка, не надо долго мучиться и обращаться к специалистам. Достаточно выполнить короткие тесты. Один из них направлен на повторение произнесенных заранее слов, а другой — чисел. Занимаясь с ребенком постарше, проверить его память можно, дав прослушать песенку несколько раз или рассказ.

Тест 10-ти слов Лурия

Лурийский тест — лучший в психологии. Направлен на получение сведений об уровне развития, объеме запоминания и утомляемости. Нацелен также, чтобы повысить внимание. Его можно использовать как для проверки дошкольников, так и взрослых людей.

До того, как проводить тест, нужно заблаговременно подготовить произвольные слова в количестве 10 штук. Это могут быть фразы в виде стула, окна, книги, звезды, кошки, тарелки, цветов, покрывала, тарелки и солнца.

Как научить рисовать ребенка 4-5 лет

На заметку! Эти фразы нужно зачитать в течение 20 секунд, делая паузу в 2 секунды. Ребенок должен внимательным образом послушать их и попытаться запомнить ряд.

После того, как он их прослушает, ему нужно попытаться повторить все слова, которые он запомнил. Потом требуется повторить все фразы 3 раза, каждый раз добавляя новую фразу, и фиксировать каждый раз слова, которые смог запомнить ребенок.

Дошкольник с нормальной памятью запоминает 6 слов, после того, как в первый раз ему прочитают набор. На четвертый раз он произносит 8 слов. Для взрослых результат — 7 слов после первого прочтения и все слова после последнего. Позднее этот тест можно совершенствовать, используя большее количество фраз или подключая к ним картинки, превращая упражнение в некую игру.

Тест Векслера «Счет»

Векслеровский тест похож на Лурийский, но вместо слов здесь используются числа. Испытуемому предлагается запомнить числа в количестве 10 штук, по 3 числа за первый этап. После их повторения, к 3 числам добавляются еще 3 цифры. Упражнение повторяется до тех пор, пока не будет совершена ошибка. Во втором этапе теста испытуемому нужно запомнить заданные цифры в обратном порядке. Нормальный показатель — 6 и 5 цифр на первом и втором этапе, соответственно.

Тест Векслера

Как измерить память у ребенка

Развитие памяти у дошкольников. Измерить память ребенка можно с помощью специальных тестов.

Зрительная память

Предлагается ребенку посмотреть на картинки. Для этого отворится полторы минуты. Потом ребенку предлагается на память нарисовать то, что он видел.

Если ребенок правильно нарисовал большинство предметов – память хорошая. Если нет – есть проблемы с памятью.

Другой вариант – ребенку показывают картинки, всего десять. Потом просят назвать предметы, которые он увидел.

Если ребенок назвал правильно более 8 картинок, память хорошая. Если ошибся около пяти раз – средний результат. Если допустил более пяти ошибок, то память плохая.

Слуховая память

Воспитатель называет цифры, ребенок должен за ним повторить. Если ребенок называет не менее 5 цифр из ряда правильно, то память хорошая.

Тест на узнавание

Ребенку показывают картинку, на которой изображены некие предметы. Потом ему предлагают на большой картинке найти эти предметы.

Если ребенок сумел найти из 10 предметов не менее восьми, память хорошая. Допустил более пяти ошибок – результат слабый.

Упражнения для концентрации внимания и развития слуховой памяти

Чтобы ребенок научился концентрировать свое внимание на звуках и развивал слуховую память, с ним нужно выполнять следующие упражнения на развитие слуховой памяти:

  • «Снежный ком». Лучше выполнять в паре или в команде. Один ребенок называет слово, сосед повторяет и называет еще одно. Так продолжается до тех пор, пока не будет допущена ошибка.
  • «Жук». Ставится шахматное поле и на него ставится фигурка жука. Взрослый дает ребенку команду передвижения жука и тот запоминает их. После воспроизводит.
  • «Какой цвет». Берется раскраска с подготовленным сюжетом. Родитель читает рассказ и предлагает дошкольнику раскрасить фигуры в соответствии с указанными цветами по сюжету.
  • «Рассказ». Игра в продолжении фраз. Заключается в следующем: взрослый начинает рассказ, ребенок продолжает и так далее. В конце игроки пытаются вместе вспомнить, что было в рассказе.
  • «Ассоциации». Перед испытуемым раскладываются разные картинки. Произносятся разные слова, и он пытается совместить услышанное с увиденным.

На заметку! Для улучшения памяти у детей можно включать аудиокассеты с песенками и давать ребенку несколько раз их слушать, а потом просить повторять, делать написание.

Также помогут короткие и простые стихотворения. Впоследствии они могут быть сложными. Они могут оказаться оперативными инструментами для обучения, повышения уровня запоминания.

Слушаем звуки

Прослушивание звуков и их запоминание — лучший способ развить память, начиная с 2 лет. В начале это могут быть звуки природы, затем — комплексные упражнения, по которым дошкольник обязан повторить их по очереди, вразброс и в противоположном порядке. Впоследствии это могут быть сложные названия классических мелодий, которые играют в театре.

Занятия математикой с детьми 3-4 лет дома и в детском саду

Читаем вслух

Чтение вслух развивает не только зрительную и абстрактную память, но и слуховую. Оно способствует улучшению словарного запаса и правописания. Чтобы развить концентрацию подобным образом, можно не просто прочитывать сказки и рассказы, но и запомнить отдельные фразы, попытавшись их повторить.

На заметку! Интересно, что чтение вслух младшими группами способствует улучшению концентрации внимания. Поэтому встречи с детьми одного возраста полезны для мышления.

Заучиваем стихи

Стихи — отличный метод улучшения зрительной и слуховой памяти, воображения. В начале с 3-4-летним мальчиком или девочкой лучше запоминать короткие четверостишия. Затем переходить на более серьезные классические произведения. Важно, чтобы стихи сопровождались ярким материалом. Тогда через абстракцию и зрительное восприятие, чтец сможет больше запомнить и научиться не только бездумно проговаривать заученные русские и английские слова, но и пытаться вникнуть в их суть.

Второй этап

После проведения диагностики с детьми проводится следующая работа:

• обрабатываются результаты, подводятся итоги; • составляется перспективно–тематический план работы по данной теме; • в индивидуальные планы вносится работа, направленная на коррекцию памяти; • формируются подгруппы детей, по признаку нарушенной функции; • составляется перечень игр, направленных на развитие каждой из функций (см. приложение);. • игры, направленные на развитие слуховой и зрительной памяти, как элемент или организационный момент, включаются во фронтальные занятия. Работа по данной теме тонкой нитью проходит через все виды деятельности.

Система работы рассчитана на совместную деятельность ребенка и взрослого. Сначала взрослый выступает инициатором занятий и формирует живой интерес к работе. Взрослым должны быть созданы специальные условия:

1. Установка на запоминание. 2. Эмоциональная включенность. 3. Мотивация. 4. Активная работа с материалом, который нужно запомнить.

Основная цель – помочь ребенку максимально полно использовать возможности своей памяти.

Чтобы все получилось, нужно помнить ряд несложных правил:

• Не начинать занятия в плохом настроении. • Не начинать занятия, если ребенок неважно себя чувствует. • Не начинать занятия, если ребенок занят игрой. Попробуйте предупредить его о начале занятия минут за пять, предложив убрать игрушки и закончив игру. У ребенка должно быть время для того, чтобы перестроится с игры на занятие. • Занятие никогда не должно восприниматься ребенком как наказание.

В процессе работы над заданием у ребенка могут появляться ошибки. Как к ним относиться? Спокойно. Ошибки – это свидетельство того, что ребенок что-то делает , что-то осваивает, развивается. А если не все сразу получается, так это трудности роста. Все получится обязательно, нужно только верить в это самому и вселить эту уверенность в ребенка. Если ошибки повторяются часто, необходимо выяснить их причину.

Многочисленные ошибки могут быть, если:

• Ребенок устал; • Ребенку не интересно, так как задания или слишком простые или очень сложные; • Ошибки могут быть связаны с особенностями нервно – психической организации ребенка, последствиями черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний.

На процессы памяти очень влияет мотивация. Поэтому важно, то, какой мотив формируется у ребенка. Самым эффективным является мотив, связанный с внутренним желанием ребенка расти, развиваться, общаться, задавать вопросы и искать ответы, потому это очень интересно и приятно. Если ребенок занимается , чтобы доставить удовольствие вам (кстати, не забывайте хвалить его и поддерживать), то постепенно он почувствует вкус таких занятий и будет стремиться к ним независимо от того, хвалят его или нет.

Для повышения интереса к занятиям есть очень эффективный прием, когда взрослый уступает ребенку роль учителя. Это не только необычно, но и полезно. Объясняя «ученику» задание, ребенок сам начинает лучше понимать смысл того, что он делает. Формируется функция контроля и самоконтроля.

Весь представленный практический материал состоит из трех блоков.

Методики развития тактильной памяти

Тактильная память – это способность человека помнить ощущения о прикосновениях к тому или иному предмету. Для развития тактильной памяти понадобятся следующие упражнения:

«Отыскать на ощупь»

Ребенку предлагают из множества предметов выбрать один по конкретным тактильным признакам. Например, ребенку говорят, что этот предмет мягкий, пушистый. Или шершавый, колючий.

«Игра с настроением»

У ребенка есть ассоциации по поводу предметов. Если предмет мягкий, приятный на ощупь, то у этого предмета настроение хорошее. А у какого предмета настроение грустное? Или злое? Ребенок, опираясь на тактильные ощущения, выбирает предметы.

«Сказки с тактильными деталями»

В этом случае ребенок участвует в театральной постановке, где звучит сюжет сказки, а все персонажи и окружающие их предметы можно потрогать и определить, какие они: мягкие, шершавые, твердые, колючие и т.д.

Игры на развитие мелкой моторики у детей

Развитие произвольной логической памяти

Умение классифицировать приводит к развитию произвольной логической памяти, поэтому важно задавать детям упражнения, где они должны использовать методы классификации, анализа, сравнения и обобщения.

Дидактическая игра «Карточки»

Детям предлагают по конкретным признакам отобрать изображения и разложить по стопкам. К примеру, из картинок с птицами и животными нужно в одну группу положить картинки с птицами, в другую – с животными. Темы для игры могут использоваться разные: спорт, мебель, времена года, растения и т.д.

«Близнецы»

Среди разных картинок ребенок должен найти две одинаковые.

Учебные игры для детей

«Море волнуется раз». Вместе с ребенком придумайте позы к буквам Т, О, К, Ф, Л, Х. Затем включите музыку и предложите малышу подвигаться в танце. Как только мелодия закончится, назовите одну из букв. Ребенок должен немедленно принять оговоренную позу.

«Что там?». Предложите малышу послушать и запомнить то, что происходит «в телевизоре». Попросите рассказать, что он услышал

По сигналу внимание ребенка переключается с телевизора на вас и наоборот. Затем малыш должен рассказать, что и где происходило

«Цепочка действий». Предложите ребенку последовательность действий, которую необходимо выполнить шаг за шагом. К примеру, дать указание: «Сходи на кухню. Возьми букет цветов и принести в зал. Поставь их в вазу».

«Запомни и повтори». Назовите малышу несколько чисел и попросите повторить. При этом количество чисел необходимо увеличивать. Сумма слов составляет от одного до десяти. Назовите числа в произвольном порядке, попросите их повторить «задом наперед», то есть в обратном порядке. Назовите слова в произвольном порядке, а затем попросите повторить наоборот.

«Словарная семерка». Прочитайте 7 слов: кот, дом, трамвай, самолет, девочка, мама, пылесос. Попросите малыша запомнить и повторить эти семь слов. Если ему тяжело, дайте ребенку лист бумаги и цветные фломастеры. Предложите к каждому из названных слов сделать рисунок, который помог бы впоследствии вспомнить эти слова.

«Семерка фраз». Назовите семь фразовых словосочетаний.

  • Мишка замерз.
  • Зайчонок бежит.
  • Волк злится.
  • Бабуля спит.
  • Дедушка ловит рыбу.
  • Мама читает.
  • Дети гуляют.

Попросите малыша послушать, запомнить и повторить эти фразы. Если ребенку тяжело выполнить это задание, попросите в каждой из фраз нарисовать схему. Пусть он после этого в точности воспроизведет все словосочетания. Если возникнут трудности, помогите подсказками. Отметьте, какую помощь оказывают на него рисунки. Неплохой результат опроса — 6-7 фраз.

От редакции : Головная боль при беременности

«Фантазия». Возьмите картинки, где изображены определенные события. Пусть малыш придумает три предложения по этим рисункам. Затем ему потребуется их повторить.

«Анализ текста». Прочитайте текст, взятый из рассказа или любого другого литературного произведения. Затем попросите пересказать то, что услышал. Если малыш затрудняется, повторно перечитайте ему отрывок опять (с большим выражением). Спросите, о чем повествуется в сказке (рассказе). Постарайтесь провести параллель с тем, что малышу знакомо и хорошо известно и сравните с тем новым, что он почерпнул из услышанного. Попросите провести параллель между сходством и отличием. Отвечая на вопросы, малыш мыслит, сравнивает, делится наблюдениями, думает. Подобный диалог может неплохо развивать слуховую память и мышление ребенка. Пусть он повторно перескажет текст. В свою очередь, вы увидите, насколько его пересказ стал осмысленнее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]