Каждый человек представляет собой единство индивидуального и социального. Являясь уникальными и неповторимыми личностями, мы в то же время часть социума и следуем нормам и правилам поведения, принятым в нем. Социальная среда – это обязательное условие существования человека. Адаптация к ней начинается с рождения и длится всю жизнь. Этот процесс, который сопровождается усвоением норм, правил, стереотипов поведения и нравственных ценностей, называется социализацией.
Введение
В современном меняющемся обществе для человека очень важно реализовать себя и свои возможности. Для этого необходимо гармоничное развитие личности, усвоение культурных норм, ценностей и социальных ролей. Другими словами, необходима социализация личности.
От рождения до старости человек учится новому, приобретает социальные роли или отказывается от них в обмен на новые. Детство — особенно интенсивный период социализации. В это время ребенку важно находиться в благоприятной социальной среде — в благоприятной семье, среди сверстников, оказывающих положительное влияние на развитие человека, иначе возникают проблемы. Не случайно многие проблемы из детства переходят во взрослую жизнь нерешенными и перерастают в комплексы и неуверенность в себе.
В подростковом возрасте большое значение имеет выбор жизненного пути и отношения с противоположным полом. Социализация в этот период играет особую роль. Определяется как профессиональная деятельность человека, так и его семейная, личная жизнь.
В более позднем возрасте определенное значение приобретает понятие ресоциализации, которое также будет рассмотрено ниже. Человек переоценивает свою жизнь, приобретает новые социальные роли и отказывается от прежних. Даже в пожилом возрасте процесс ресоциализации продолжается: появляются новые интересы, увлечения. Возникают новые социальные роли, например, бабушка или дедушка.
Я выбрала тему социализации личности, потому что мне интересно, как происходит наша адаптация в обществе. Какие механизмы и процессы позволяют нам усваивать ценности, нормы, идеалы.
Таким образом, тема социализации личности актуальна в любое время, так как для успешного развития человека важно усвоить нормы, ценности, социальные роли в обществе. На всех этапах развития человека огромное значение имеет приучение его к новым условиям, идеалам, нормам современного общества.
Факторы социализации
Социализация осуществляется в результате воздействия на личность определенных факторов: с одной стороны, целенаправленных воздействий общества на своих членов (воспитание и обучение детей и т.п.), с другой стороны, случайных, спонтанных воздействий общества на личность. Кроме того, на результат социализации оказывает влияние и собственная активность личности (процесс самодетерминации), причем по мере взросления значимость самодетерминации возрастает и, рано или поздно, приобретает решающее значение.
Понятие социализации
По мере усложнения социальной жизни проблема включения индивида в социальную целостность, в социальную структуру общества становится все более актуальной. Основным понятием, описывающим такого рода включение, является «социализация», которая позволяет человеку стать членом общества.
Социализация — это процесс усвоения социальных ролей и культурных норм, который начинается в младенчестве и заканчивается в старости. Невозможно научиться социальной роли из книги или деловой игры, хотя самосовершенствоваться таким образом можно.
Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целый ряд социальных ролей, продвигаясь по возрастной и карьерной лестнице, процесс социализации продолжается всю жизнь. До самой старости человек меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.д. Понятие «социализация» объясняет, как человек превращается из биологического существа в социальное. В конце концов, человек, взрослея, проходит через те же фазы, через которые общество прошло за 40 тысяч лет культурной эволюции и через которые человеческий вид прошел за два миллиона лет биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «сворачивать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не нужно проходить весь этот бесконечно длинный путь развития.
Развитие человека невозможно понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которой он принадлежит. С самых первых часов жизни человека начинается процесс социализации, который основан на связях между индивидами и приобретении социальных навыков. Этот процесс частично зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, но в первую очередь он определяется опытом, который человек получает на протяжении всей жизни.
Функции социализации
Социализация играет важную роль как для личности, так и для общества. Основными функциями социализации являются следующие:
- Для личности: всестороннее, протяженное во времени вхождение в объективный мир – отдельную часть социума, семью или другую общность. Социализация дает возможность понимать себя и интерпретировать поведение других людей, взаимодействовать с окружающими.
- Для общества: социализация – один из факторов нормального воспроизводства общества. Несмотря на то, что люди постоянно рождаются и умирают, социализация дает возможность обществу воспроизводить само себя, является условием сохранения и развития социальной культуры.
Процесс социализации
Мы обычно различаем первичную социализацию, которая охватывает детство, и вторичную социализацию, которая происходит в течение более длительного периода времени и включает также зрелый и пожилой возраст.
Первое детство. Наибольшее значение для формирования связи между ребенком и каждым из его родителей имеют первые моменты его жизни. Формирование этой связи основывается на взгляде, движениях и особенно улыбке ребенка. Известно также, что со второй недели жизни новорожденный не только начинает проявлять большой интерес к человеческому лицу, но и способен отличить лицо своей матери от лица незнакомца.
Между 8-м и 12-м месяцами жизни у ребенка начинают отчетливо проявляться привязанности. Он разражается криком и плачем, когда его забирают от матери (или человека, обычно ухаживающего за ним), чтобы передать кому-то другому. Реакция этого ребенка отражает не столько страх перед незнакомым человеком, сколько неспособность распознать в нем знакомые черты лица матери. Эта стадия тесно связана с развитием понятия постоянства (неизменности) объектов в познавательном процессе, которое было изучено Пиаже и заключается в том, что с 8-го месяца жизни ребенок начинает активно искать предмет, который внезапно исчез. Понятие постоянства, первоначально связанное у ребенка с матерью, затем распространяется на другие объекты, особенно на другие «социальные объекты». Кроме того, постоянное присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка собственного представления о постоянстве на 8-м или 9-м месяце жизни.
Было доказано, что сильная социальная привязанность также важна как для исследования ребенком незнакомых мест, которое значительно облегчается в присутствии матери, так и для установления ранних социальных контактов с другими детьми.
Детство и подростковый возраст. Группы сверстников играют очень важную роль в детстве и подростковом возрасте, особенно для развития идентификации и формирования установок. Согласно Соренсену (1973), подростки гораздо охотнее идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими, даже если последние того же пола, расы, религии и сообщества, что и они сами. Дружба и сексуальность в подростковом возрасте тесно связаны. Даже если у подростка меньше «хороших друзей», чем в любом другом возрасте (обычно не более пяти), в это время среди них больше представителей другого пола. Если в дошкольном возрасте ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, познавая собственное «Я» и других людей в основном через суждения, оценки и действия родителей, то в подростковом возрасте его решения уже в определенной степени зависят от сверстников, моды и общественного мнения.
Зрелость. У женатых молодых людей обычно больше всего друзей. В среднем их семь; их выбирают по сходству вкусов, интересов и характера, взаимности в помощи и обмене откровенностями, совместимости на основе удовольствия, которое они находят в обществе друг друга, легкости общения в географическом плане и взаимного уважения.
В расцвете зрелости деятельность, связанная с достижением жизненных целей, не оставляет слишком много времени для дружбы. Поддерживаются только самые прочные связи. Число друзей уменьшается до 5 и менее человек.
С приходом старости и в связи с драматическими событиями, которые в это время переворачивают жизнь человека, многие теряют своих спутников жизни и рискуют оказаться вне круга друзей. Однако дружба укрепляется, когда друзья также оказываются в похожей ситуации (в среднем у пенсионера около 6 друзей).
Процесс социализации никогда не заканчивается. Социализация наиболее интенсивна в детстве и юности, но развитие личности продолжается в среднем и пожилом возрасте. Доктор Орвилл Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.
- Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как социализация детей корректирует основные ценностные ориентации.
- Взрослые могут оценивать нормы, дети же могут только интернализировать их.
- Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого».
Социализация в детстве строится на полном послушании взрослым в следовании определенным правилам. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены расставлять приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «больше хорошего» или «меньше плохого». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям не разрешается обсуждать действия отца и матери.
Каждый раз, когда человек переходит на новый этап, вступая в новый цикл, ему приходится много переучиваться. Этот процесс, распадающийся на два этапа, получил в социологии специальное название.
Отвыкание от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.
Следующий этап освоения новых ценностей, норм, ролей и правил поведения взамен старых называется ресоциализацией.
Десоциализация и ресоциализация — это две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолжающейся, социализации.
В детстве и юности, пока человек воспитывается в семье и школе, в его жизни, как правило, не происходит резких изменений, за исключением развода или смерти родителей или продолжения воспитания в интернате или детском доме. Его социализация протекает плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое серьезное изменение происходит только с вступлением во взрослую жизнь.
Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый этап выходит десоциализация (отказ от старого) и ресоциализация (приобретение нового). Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, когда десоциализация идет настолько глубоко, что оборачивается разрушением нравственных основ личности, а ресоциализация носит поверхностный характер. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно в таких условиях оказываются те, кто попадает в концлагеря, тюрьмы и колонии, психиатрические больницы, а в некоторых случаях и в армию.
Десоциализация может быть настолько глубокой, что позитивная ресоциализация не поможет — основы личности будут разрушены.
В тех случаях, когда человек «сломался», происходит негативная ресоциализация: мальчик из благополучной семьи становится бандитом.
Если десоциализация может быть глубокой, то позитивная ресоциализация может быть не менее глубокой. Например, русский, эмигрировавший в Америку, попадает в совершенно новую, но не менее разнообразную и богатую культуру. Десоциализация и ресоциализация — это две тени, два крыла нормальной социализации.
Стадии (этапы) социализации
Социализация осуществляется в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивно – в детстве, подростковом и юношеском возрасте. По отношению к трудовой деятельности можно выделить три основные стадии процесса социализации:
- Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
- ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. период раннего детства. На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
- стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. На этой стадии осуществляется более осознанное интенсивное усвоение социального опыта.
- Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие человека на среду.
- Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст. Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.
Механизмы и формы социализации
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит через ряд, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы.
К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление) — закрепление человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенчестве. Однако запечатление каких-либо образов, ощущений и т.д. возможно и на более поздних возрастных этапах.
Экзистенциальное давление — овладение языком и бессознательное усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае это один из способов произвольного и, чаще всего, непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Идентификация — процесс бессознательного отождествления себя с другим человеком, группой или примером.
Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, характерные для различных институтов общества, семьи, общества сверстников, значимых лиц и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между разными «я» человека, с реальными или воображаемыми людьми и т.д. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя.
К социально-педагогическим механизмам социализации относятся следующие:
Традиционный механизм социализации (стихийный) — это усвоение человеком норм, стандартов поведения, установок, стереотипов, характерных для его семьи и ближайшего окружения (соседи, приятель и т.д.). Это усвоение происходит, как правило, на бессознательном уровне путем импринтинга, некритического восприятия доминирующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма вполне очевидна, когда человек знает «как надо» и «что нужно», но эти знания противоречат традициям ближайшего окружения. В этом случае прав был французский мыслитель XVI века Мишель Монтень, который писал: «Мы можем сколько угодно рассказывать свои собственные вещи, но обычай и общепринятые правила жизни тянут нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или заблокированные из-за изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при следующей смене условий жизни или на последующих возрастных этапах.
Институциональный механизм социализации, как следует из названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит все большее накопление соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного уклонения от выполнения социальных норм. Следует иметь в виду, что СМИ как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только путем трансляции определенной информации, но и через представление определенных моделей поведения героев книг, фильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко заметил еще в XVIII веке реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, более сильны и определенны, чем у обычных людей, им легче подражать. Люди, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей, склонны отождествлять себя с тем или иным героем, воспринимая его модели поведения, образ жизни и т.д.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде мы понимаем совокупность морально-психологических черт и поведенческих проявлений, свойственных людям определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, что в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека в той мере, в какой значимыми для него являются группы людей (сверстники, коллеги и т.д.), которые ее осуществляют.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми людьми. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса, обусловленный эмпатией, идентификацией и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и т.д. Естественно, значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми взаимодействует человек, а если это сверстники, то и носителями возрастной субкультуры. Но нередко общение со значимыми лицами в группах и организациях оказывает на человека воздействие, не идентичное воздействию самой группы или организации.
Формы проявлений
Социализация в психологии – это процесс, во время которого человек воспринимает и осваивает социальный опыт в зависимости от своих субъективных особенностей.
Социализация может проявляться по следующим признакам:
- личность легко адаптируется к социальным условиям;
- личность усваивает ценности, установки и нормы поведения в обществе;
- личность воспроизводит социально одобряемые модели поведения в обществе;
- деятельность человека направлена на морально-нравственное поведение, освоение гуманистических ценностей;
- в жизни человек постоянно развивает свои личностные качества;
- личность идентифицирует себя с социальными ролями;
- человек в процессе развития становится интеллектуально зрелым, обретает способность анализировать;
- личность несет ответственность за свои поступки перед коллективом;
- личность развивает самосознание и учится рефлексировать.
Институты социализации
В обществе социализация рассматривается как совокупность агентов и институтов, которые формируют, направляют, стимулируют или ограничивают становление личности человека.
Беспомощность и зависимость ребенка от окружающей среды заставляет думать, что процесс социализации происходит с помощью других людей. Так оно и есть. Помощники — это люди и институты. Их называют агентами социализации».
Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институты социализации — это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его.
Как социализация делится на два типа — первичную и вторичную, так и агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.
Агентами первичной социализации являются родители, братья, сестры, бабушки и дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных групп.
Термин «первичный» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как о первичной. Первичная среда — это не только та, которая ближе всего к человеку, но и самая важная для его формирования, т.е. та, которая стоит на первом месте по значимости.
Большинство исследователей процессов социализации сходятся во мнении, что первичная социализация, осуществляемая семьей, имеет определяющее значение. В частности, первичная социализация определяет не только общие социальные формы поведения, но и различия в языке, одежде, отношениях между родителями и детьми и т.д. Источником такого сильного влияния семьи на ребенка являются личные интересы семейной группы, основанной на кровном родстве.
В зависимости от уровня авторитета каждого родителя сила влияния на ребенка может увеличиваться или уменьшаться. Именно первичная социализация придает процессу развития личности иную направленность. Особую роль в характере направленности играет организационная культура. Она передается как сопровождение личного «Я», которое ребенок строит с помощью других. Культура привносится извне и концентрируется вокруг личностной концепции индивида, переплетаясь с теми социальными ролями, которые он призван играть в своем будущем. Последние соотносятся с ценностями личности, которые она пытается регулировать.
Если рассматривать семью как первичную социальную группу, осуществляющую социализацию ребенка, то следует иметь в виду, что семья является связующим звеном между ребенком и другими социальными микро- и макроструктурами (системами). Поэтому уровень соответствия между семейными (групповыми) и общесоциальными ценностями, предлагаемыми ребенку для усвоения, может быть различным, вплоть до полного антагонизма.
Такое посредничество делает семейную группу до определенного момента практически единственным интерпретатором ценностей, преобладающих в различных социальных структурах, с которыми человек столкнется в будущем. Таким образом, семья закладывает тип структуры будущего поведения, характер интеграции (или адаптации) индивида в общество. Чем более конфликтной и проблематичной является первичная семейная группа, тем более конфликтным будет вхождение индивида во вторичные группы и социальную структуру общества. При анализе процесса социализации особый интерес представляет первичная группа. Значение межличностных отношений в семейной группе (родители — дети, муж — жена, старшее — младшее поколение) трудно переоценить, так как они определяют уровень доверия ребенка к информации, исходящей от членов семьи, которая до определенного возраста служит для него основным каналом коммуникации.
Виды
Социализация в психологии – это процесс формирования личности, который может быть осуществлен в разных формах и видах. В социологии принято выделять две основные формы социализации — первичную и вторичную. Данная классификация была предложена Питером Бергером и Томасом Лукманом, основателями социального конструкционизма — социологической теории познания.
Главным агентом процесса социализации личности на первичном этапе является семья. Общественные нормы, ценности и правила поведения ребенок усваивает в своем близком окружении. На данном этапе в сознании ребенка закладываются представления об особенностях взаимодействия с окружающими.
Вторичную форму социализации обеспечивают многочисленные социальные институты:
- детский сад;
- школа;
- университет;
- работа;
- социальные организации;
- армия;
- церковь;
- средства массовой информации.
На данном этапе социализация происходит в результате общения с одноклассниками, друзьями, коллегами и другими людьми. С данной классификацией связано разделение социализации по ее степени направленности и широте охвата объекта (индивидуальная и тоталитарная).
Индивидуальная социализация помогает идентифицировать свое «Я» с окружающими людьми, конкретным сообществом. Тоталитарная социализация охватывает все определенное сообщество, формируя самоидентификацию «Мы», которая является тотальной. Вторая форма социализации играет важную роль для гражданской и политической социализации.
Также социализация классифицируется на:
- поло-ролевую. Она заключается в определении человеком различий между мужским и женским полом. Личность в процессе культурного освоения и воспитания начинает идентифицировать себя с женщиной или мужчиной, выполнять соответствующие социальные роли и следовать общественным нормам поведения. Данный процесс социализации может длиться на протяжении всей жизни;
- семейно-бытовую. Данная социализация предполагает освоение каких-либо социальных ролей в зависимости от положения в семье (например, роль жены, мужа);
- профессионально-трудовую. Социализация заключается в освоении своей профессии и роли в рабочей деятельности. Включает в себя поведение в соответствии с деловым этикетом, выполнение обязанностей, подчинение вышестоящим руководителям;
- субкультурно-групповую. Социализация зависит от того, к какому объединению принадлежит человек. Это могут быть неформальные организации, субкультурные общества, которые отличаются поведением от преобладающего большинства (например, хиппи, панки).
В зависимости от периода жизни, в котором человек меняет или приобретает навыки социализации, а также соответствия собственных установок и общественных норм, явление можно классифицировать на:
- полную социализацию (индивид старается соответствовать всем требованиям социума, который их выдвигает);
- частичную социализацию (индивид обладает навыками для соответствия социальной группе, но внутренне имеет с ними противоречия);
- одностороннюю социализацию (человек занимается саморазвитием, но свои умения и навыки развивает в какой-то определенной сфере);
- ресоциализацию (индивид осваивает новые навыки, занимается познанием и формированием новых ценностей, отвергая свои старые взгляды).
Факторы
Факторы, определяющие социализацию человека, могут быть разделены на 2 группы: социальные и социально-психологические.
Первая группа отражает социально-культурный аспект социализации и отражает особенности развития личности в зависимости от культуры, в которой она развивается, исторического фактора и этнических особенностей окружения человека.
Эта группа содержит в себе:
- Макрофакторы. Они отражают развитие личности относительно ее проживания в больших социальных общностях (на уровне государства и национальной культуры).
- Микрофакторы. Они отражают развитие личности относительно ее развития и воспитания в малых социальных общностях (школа, университет, рабочий коллектив).
- Мезофакторы. Они отражают социализацию личности путем ее проживания в средних общностях (регионы, поселения).
Индивидуально-личностные факторы выделяют роль особенности личности в процессе социализации. Необходимо учитывать субъективное усвоение воздействий со стороны общества и личностей, которые по-разному воспринимают одни и те же явления. Все люди выносят из объективно схожих ситуаций совершенно разный опыт, поэтому данный фактор необходимо учитывать при изучении социализации.