Кратко о философии дзен буддизма — в чем она заключается?


Что это такое

Дзен – одно из направлений буддийской мысли махаянского толка, которое прочно укоренилось в восточной Азии: на китайских, корейских, вьетнамских просторах и особенно в Японии. Любопытно, что одна и та же философия на разных языках именуется по-разному:

  • по-японски – дзен;
  • по-китайски – чань;
  • по-вьетнамски – тхиен;
  • по-корейски – сон.

Всему остальному миру привычно именно японское название – «дзен». Но как его ни называй, оно имеет санскритские корни и происходит от слова «дхьяна». «Дхьяна» переводится как «созерцание», «высшая сосредоточенность», «глубокомыслие», что прекрасно раскрывает суть учения.

Учение дзэн иногда носит и другие названия:

  • «Сердце Будды» – неразрывно связано с идеей махакаруны, которая провозглашает всеобъемлющее чувство любви и сопереживания;
  • Школа сознания Будды.

Изначально дзэнская философия была школой созерцания, путем которого можно достичь просветления – главной цели пути буддиста. Дзен – это поиск внутреннего пророка, который живет в каждом из нас.

Отрешившись от простого разума, успокоив ум и проникнув в его природу, созерцая просторы внутреннего мира, окунувшись внутрь себя, можно найти истину, почерпнуть ее – не извне, а именно в глубинах подлинного «я».

Для последователей дзен не является философией со строгими методами, правилами, принципами. Он, скорее, становится образом жизни — размеренным, спокойным, наполненным духовностью, внутренними практиками, уносящими за грани рационального.

Дорога дзен способна привести учеников к важным целям: раскрытию собственной внутренней сущности, познанию абсолюта и состоянию просветления – сатори.

Дзен-буддизм — книги

Каждая религиозная школа и методика научного познания имеет свои литературные труды, позволяющие понять его концепцию даже неискушенным новичкам. Философия дзен также предполагает знакомство с целой библиотекой книг, в которую входят:

  1. Коллектив авторов с комментариями Алексея Маслова «Классические тексты дзен»
    . В одну книгу вошли работы первых наставников чань-буддизма, которые затрагивают все сферы человеческой жизни – как в древности, так и в современной жизни азиатских стран.
  2. Сюнрю Судзуки, «Сознание дзен, сознание начинающего»
    . Она раскрывает содержание бесед опытного наставника с его американскими учениками. Сюнрю удалось не только осмыслить, что такое дзен, но и научиться сосредотачиваться на главных целях.
  3. Вон Кью-Кит, «Энциклопедия дзен»
    . Книга посвящена трудностям понимания бытия, простейшему уяснению его закономерностей и понятий. Путь дзен, по мнению автора, завершается мистическим опытом переживания Абсолюта – вспышки постижения вне времени и пространства.
  4. Тит Нат Хан, «Ключи дзен»
    . Работа японского автора содержит исключительно комментарии к сутрам и коанам южного буддизма.
  5. Миямото Мусаси, «Книга пяти колец»
    . Воин Мусаси 300 лет назад написал монографию об управлении государством, людьми и собственными эмоциями. Средневековый вехтовальщик считал себя учителем дзен, поэтому книга написана в формате беседы с учениками-читателями.

Немного истории

Ростки учения дзен были посеяны еще самим Буддой Шакьямуни, когда он передал пробужденное состояние своему стороннику Махакашьяпа. Передача откровения была сделана без всяких слов и звуков, с помощью цветка лотоса, связав одно сердце и его импульсы с другим сердцем.

Позже философия «перекочевала» из Индии в Китай благодаря великому Бодхидхарме – важной личности в истории буддизма, символу буддийской мысли и пробуждения. Уже к 5-6 веку дзенская философия охватила всю Поднебесную, во многом вобрав в себя также идеи даосизма, господствовавшего ранее.

Постепенно философия распространялась, достигая границ других стран Дальнего Востока. В Китае, Вьетнаме, Корее она нашла признание, и продолжала развиваться, причем в каждой стране пошла по своему пути.

Отпечатки дзен-буддистского образа мысли можно найти в искусстве, в музыке, в литературе и даже в медицине.

Но особенно повлиял дзен на японскую культуру. Уже почти тысячелетие дзен связывают со Страной восходящего солнца – с тех самых пор, когда он пришел сюда, в конце 12 века. Каждый пятый буддистский храм в Японии относится к традиции дзен.

Здесь она представлена разными направлениями:

  • Обаку;
  • Риндзай;
  • Сото;
  • Фукэ.

Уже с середины 19 века, когда «закрытая» доселе Япония начала понемногу распахивать свои двери другим культурам, дзен стал известен и западному человеку. Он, невероятно гибкий и адаптивный, пришелся по душе жителям Запада, так нуждавшимся в покое, духовном обогащении и познанию внутреннего мира.

К середине 20 века он приобрел большую популярность в Америке и европейских странах. Последователи дзен объединялись в сообщества, строили храмы, университеты, глубоко изучали его теоретические и практические аспекты.

К сегодняшнему дню интерес этот не угас: количество приверженцев этого мировоззрения неустанно растет, а мировая литература все больше пополняется запасом книг, которые знакомят неискушенного читателя с удивительным миром в духе дзен.

Практическое применение

Духовный опыт и рост в дзен-буддизме не привязан к изучению специальной литературы. Практика в этой религии – основа всех изменений сознания человека. Именно поэтому дзен так популярен во всем мире, ведь для того, чтобы стать последователем этого учения не важна страна проживания, политические взгляды и социальное положение.

Практиковать учение могут как адвокаты, юристы из США, так и бедные рыбаки во Вьетнаме. И каждый из них имеет все шансы достичь просветления и гармонии.

В качестве психотренинга учителя частенько предлагают последователям истории из жизни известных патриархов (коаны). Их цель – поставить под сомнение рациональность размышлений, тем самым делая ум более гибким.

Медитация – ведущая практика в дзен-буддизме, настоящий символ освобождения. Эти занятия позволяют решить следующие проблемы:

  1. Избавиться от злости и ненависти. Человек учится не творить плохие поступки, поддаваясь негативным эмоциям. Медитация позволяет искоренить источник зла внутри себя и сохранять спокойствие в любых ситуациях.
  2. Карма. Цель практических занятий – смириться с нынешним положением вещей и принять все обстоятельства, происходящие с человеком. Такой подход позволяет грамотнее «отработать» свою карму.
  3. Отказ от лишнего. Большинство окружающих вещей, предметов, людей, исходя из концепции дзен-буддизма, непременно приносят страдания, поэтому целью каждого последователя учения является достижение независимости от всего этого.
  4. Гармония со своим Дао. Путь, который предначертан человеку высшей силой, ученик в дзен-буддизме воспринимает как неотвратимый. Он является частью духовного роста и его неприятие значительно усложнит достижение сатори.

Ежедневная практика, проходящая под ненавязчивым руководством учителя, а также отсутствие упора на изучение специальной литературы, позволяет дзен-буддизму уверенно шагать по земному шару.

Основы философии

Философия дзен помогает человеку проникнуть в глубинную природу собственного ума и познать ее. Чтобы добиться этого, не нужно включать мыслительные процессы и использовать возможности интеллекта. Следует скон, естественном уме.

Понятие «Дао» – центральное в практике китайского дзен, путь, которому должен следовать каждый. Это то, что дает начало всему сущему. Это в какой-то степени и есть ум.

Освобождать мысли помогает фокусировка на определенном предмете – проще говоря, медитация. Она важный проводник к познанию себя и постижению сатори.

Дзенское учение, как другие направления буддизма, подчеркивает значение общепринятых четырех благородных истин, трех драгоценностях. Но при этом оно говорит о том, что истину невозможно понять посредством слов, писаний, текстов, предписанных доктрин – ее можно прочувствовать лишь сердцем, понять нутром, ведь истина невыразима.

Поэтому дзен отрицает в практиках изучение сутр, священных писаний, и в этом заключается его главное отличие от других ответвлений буддизма.

Основоположник учения Бодхидхарма говорил, что дзен – это «непосредственный переход к пробужденному состоянию, минуя традицию и священные тексты».

Дзен предлагает очистить сердце путем определенных проникновений и действий.

Проникновения – это 2 направления практики, которые совершаются одновременно:

  • жу ли – направление внутрь, через принцип, что значит изучение истинной сущности себя;
  • жу ши – направление вовне, через дела, что означает успокоение ума при совершении всех поступков.

Направленность во внешний мир, жу ши, предполагает 4 действия:

  1. Отказ от ненависти и плохих поступков

Нехорошие действия несут за собой последствия – бао. Правильным будет понять зло и не беспокоиться о грядущих неприятностях.

  1. Следование карме

Все, что ждет нас в будущем – результат поступков прошлого и настоящего. Карма неотвратима, поэтому остается принять ее.

  1. Отказ от желаний и привязанностей

Будда завещал, что желания – первопричина всех страданий, поэтому на пути к пробуждению нужно отказаться от них.

  1. Достижение гармонии с Дхармой и Дао

Следует встать на правильный путь, исследовать себя, избавиться от дурных мыслей, открыться вечному.

Неведение, ненависть и привязанности – это три яда, известные каждому буддисту. Дзен призывает искоренять их посредством медитативных практик. Они помогут расширить грани мира, увидеть, что все вещи не двойственны, как принято думать, познать сущность Будды.

Такую недвойственную суть вещей можно увидеть, поняв, что в основе всех вещей дзен видит пустоту. Пустоту нельзя увидеть глазами или описать языком – ее можно лишь постичь.

При этом пустота в буддизме не значит отсутствие чего-то, ненаполненность. Скорее наоборот: она говорит о том, что человек и окружающий его мир не разделен какими-либо границами.

Такое откровение можно постичь, отказавшись от субъективного видения явлений, которое искажает реальную картину мира. В тот момент, когда человек полностью отказался от эгоизма и иллюзий, он может увидеть подлинное «Я».

Дзен строится на четырех принципах, которым обязательно следуют адепты:

  1. Понимать буддийскую философию без посредства священных писаний.
  2. Отказаться от слов и текста.
  3. Прямо ссылаться на свое сознание.
  4. Созерцать внутреннюю природу человека и стремиться к состоянию сатори.

Учение не приемлет насилия над собой, которое может выражаться в резком отказе от абсолютно всех человеческих желаний. Оно приучает к гармоничному образу жизни, пониманию внутренней и внешней природы и постепенному познанию истины тропой медитаций, изучению ума, созерцания.

Почему Дзен это самая эффективная психотерапия?

Когда однажды одного учителя дзен спросили, что такое дзен, он ответил: «Ваши повседневные мысли».

Дзен — форма буддизма, но он не имеет своей философии. Главной отличительной чертой дзен является его метод, естественно выросший на основе его отношения к жизни и Истине, как проявлению жизни.

Дзен ухватывает глубочайшую суть жизни самым решительным и непосредственным образом. Если до конца понять дзен, ум придет в состояние абсолютного покоя, но человек не станет жить в абсолютной гармонии с природой. Поскольку гармония и жизнь несовместимы.

Обычно, в дзен считают, что в сознательной жизни мы избрали неверный путь излишнего умствования.

Мы производим на свет идеи, чувства и слова, принимая их за действительность. Они так глубоко укоренились в нашей природе, что мы не мыслим жизни без них.

Давным-давно санскритское слово «дхьяна» (созерцание, «видение умом», «интуитивное видение», медитация, сосредоточение, размышление) китайцы транслитерировали как «чаньна», затем сократили до «чань», которое в японском стало произноситься как «дзен».

Дзен не учит нас ничему в смысле умственного анализа, а также не предлагает никакой определенной доктрины в качестве руководства для своих последователей.

Последователи дзэн могут иметь свои доктрины, но эти, доктрины носят сугубо личный, индивидуальный характер и не обязаны своим возникновением дзэну. Поэтому дзен не имеет дела с какими-либо «священными писаниями» или догматами, а также не содержит в себе никаких символов, посредством которых раскрывалось бы его значение.

В таком случае, если бы вы спросили, чему учит дзен, ответом могло бы быть, что он ничему не учит.

Какие бы учения ни содержались в дзен, они исходят только из умов их создателей. Мы сами себе создаем учения. Дзен только направление движения.

Основными принципами школы дзен являются следующие положения: «Смотри в свою природу, и пробудишься» и «Пробуждение передается особым образом от сердца к сердцу без опоры на письменные знаки».

Дзен это не религия, так как в дзен нет бога, которому можно было бы поклоняться, нет также никаких церемониальных обрядов.

Дзен обычно свободен от догматических и религиозных затруднений.

Набожный человек может быть потрясен, услышав, что в дзен нет Бога, но это не значит, что дзен отрицает существование Бога.

Дзен не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Когда что-либо отрицается, то само отрицание уже включает в себя противоположный элемент. То же самое может быть сказано и об утверждении. В логике это неизбежно.

Дзен стремится подняться выше логики и найти высшее утверждение, не имеющее антитезы. Поэтому дзен не отрицает Бога и не утверждает его существования. Дзен в равной мере не является ни религией, ни философией.

«Однажды вечером наставник прохлаждался на веранде. Я вновь принёс ему свои стихи, посвящённые просветлению, и он заявил: „Неразбериха и бессмыслица!“ Я, дразня его, также выкрикнул: „Неразбериха и бессмыслица!“ Он схватил меня, нанёс мне двадцать-тридцать ударов кулаком и вышвырнул с веранды. Я упал в грязь, почти потерял сознание, и все мои мысли улетучились. Я не мог шевельнуть ни ногой, ни рукой. А наставник стоял на веранде и громко хохотал».

Познать дзен это — посредством проникновения в истинную природу ума так повлиять на свой ум, чтоб он стал своим собственным господином. Такое проникновение в истинную природу ума или души является основной целью дзен-буддизма.

Поэтому дзен — это нечто большее, чем медитация. Практика дзен имеет целью открыть око души — и узреть основу жизни.

Размышления — это состояние, вызываемое искусственно, она не является естественным свойством ума. О чем размышляют птицы поднебесные? О чем размышляют морские твари? — Они летают, они плавают. Разве этого не достаточно?

Вот что говорит дзен: «После того, как все вещи сведены к единому, к чему тот единый может быть сведен?» дзен ставит целью освободить ум от всяких препятствий. Даже сама идея единства и целостности является препятствием или капканом, который угрожает естественной свободе духа.

В дзен достаточно чувствовать, что огонь горячий, а лед холодный, так как когда нам холодно, мы радуемся теплу. Все наши теории далеки от реальности.

Дзэн должен быть неуловимым в отношении своих внешних аспектов. Иначе мозг создаст конструкт, которым заменит дзен. Если вы думаете, что уловили дзен, то знайте, что это уже не дзен. Издали он кажется легкодоступным, но как только вы подойдете к нему, вы увидите, что он отдалился от вас еще больше.

Уникальность дзен в том виде, в каком он практикуется в Японии, заключается в систематической тренировке ума. Обычный мистицизм страдает излишней импульсивностью и оторванностью от нашей повседневной жизни.

Дзен проявляется в самой обычной и неинтересной жизни простого человека, погруженного в шум и сутолоку. Дзен предлагает систематическую тренировку ума и учит видеть нечто даже в этом кипучем котле. Он открывает человеку величайшую тайну жизни в ее ежедневном и ежечасном проявлении. Сердце человека начинает биться в такт с сердцем вечности.

Какой бы вопрос о дзэн ему ни задавали, Гутэй просто показывал средний палец. Однажды у него был прислужник, которого посетитель спросил: “Что главное в учении Мастера?” Мальчик показал ему палец. Увидев это, Гутэй отсёк ему палец ножом. Когда мальчик, крича от боли, бросился вон из комнаты, Гутэй окликнул его. Когда мальчик повернул голову, Гутэй показал ему палец. Мальчик попытался сделать то же самое, но отрезанным пальцем это сделать как-то не вышло. Тут-то он внезапно достиг просветления. Перед смертью Гутэй сказал собравшимся монахам: ”Я получил свой дзэн одного пальца от Тэнрю. Я пользовался им всю жизнь, но он так и не исчерпался.”

Здесь и сейчас — это самое важное ключевое слово: Самое главное — это настоящее. У большинства из нас есть склонность со страхом думать о прошлом или будущем, вместо того чтобы посвятить всё своё внимание текущим действиям, словам и мыслям. Ты должен полностью быть в каждом движении: сосредоточиться Здесь и Сейчас — это то, чему учит нас дзен. Настолько же центральным является также и выражение «просто только сидеть», «без интереса, без цели и стремления к выгоде».

Совершенно не обязательно ехать в Японию, чтобы найти аутентичное учение дзен. Истинный дзен — это здесь и сейчас, в нашем теле и нашем уме. При правильной позе и дыхании ум найдёт путь назад к своему нормальному состоянию.

Обычно мы видим иллюзию на одной стороне и пробуждение (сатори) на другой. Но что такое сатори? Сатори — это не какое-то особенное состояние, а возвращение человека к своему нормальному, изначальному состоянию, возвращение к нему каждой клеткой своего тела.

Сатори нельзя запихать в какую-нибудь категорию и нельзя понять умом. Язык не может описать его.

Бессмысленно имитировать других. Начальные условия и окружение ведут к различиям между нами.

Исходя из этой точки нужно — здесь и сейчас — создавать самого себя и достичь наивысшего воплощения жизни. Если у нас есть цель, то мы не двигаемся вперёд — если у нас её нет, то мы понимаем, что мы НИЧТО. И тогда можем успокоиться.

Сидячая медитация называется дзадзэн.

Даже если то место, где мы практикуем углубление, очень маленькое, оно всё же содержит в себе всю вселенную. Даже если наш ум ограничен, он всё же содержит в себе безграничность.

Шито Сицянь

Секрет дзен состоит в том, что во время практики нельзя хотеть достичь чего-либо, чем бы это ни было.

Всё, что ты делаешь на протяжении дня, может быть практикой. Если ты здесь и сейчас и получаешь удовольствие от нахождения в своём теле.

Дыхание играет очень важную роль. В первую очередь дыхание стремится создать медленный, естественный и наполненный силой ритм.

Если сконцентрироваться на пластичном, длинном и глубоком выдохе и направить внимание на позу, то вдох произойдёт совершенно естественным образом.

Воздух выходит тихо и медленно, в то время как давление, созданное за счёт выдоха, энергично опускается в живот.

Ты «нажимаешь на кишки» и таким образом создаёшь целительный массаж внутренних органов.

Мастера дзен сравнивают дыхание дзен с мычанием коровы или выдохом малыша, кричащего сразу после рождения.

Правильное дыхание может произойти только из правильной позы.

В то же время поза ума естественным образом происходит из глубокой концентрации на позе тела и дыхании.

Тот, у кого есть ДЫХАНИЕ, живёт долго, интенсивно и счастливо.

Практика правильного дыхания позволяет разрешить всё нервное напряжение. Мозговое кровообращение улучшается интереснейшим образом.

Кора головного мозга отдыхает, и осознанное течение мыслей затихает, в то время как кровь проникает в глубокие слои мозга.

Настолько хорошо снабжённые кровью, они пробуждаются от полусна, и их новая деятельность приносит хорошее самочувствие, радость и спокойствие, как в глубоком сне, и в то же самое время ты абсолютно бодрый.

Нервная система расслабляется, мозговой ствол, таламус и гипоталамус работают на полную мощность. Ты совершенно восприимчив и внимателен каждой клеткой своего тела.

Ты бессознательно думаешь всем телом, любая двойственность, все противоположности преодолены, без того, чтобы ты напрягался.

Так называемые примитивные народы сохранили свои глубокие слои мозга в очень активном состоянии.

Тем, что мы создали наш вид цивилизации, мы хотя и развили, утончили и усложнили наш интеллект, но забыли связанные со внутренним центром мозга силу, интуицию и мудрость.

Именно поэтому дзен имеет очень большую ценность для современных людей.

Во время практики нужно позволить всем картинкам и мыслям, которые выходят из подсознания, пройти мимо, как облакам на небе — не сопротивляясь им, не цепляясь за них.

Всё проходит мимо как тени перед зеркалом — вытекает из подсознания, возвращается и в итоге исчезает.

Таким образом доходят до глубокого подсознательного, которое не имеет мыслей, за пределами всего мышления, истинная чистота.

Дзен заключается именно в этом одном деле усилия и повтора — как сама жизнь.

Продвижение практикующего дзен по пути к просветлению, начиная с его первых шагов, и последующее возвращение в общество людей, представлены в знаменитых десяти изображениях поиска быка.

В этих десяти изображениях поиска быка, сопровождаемых стихотворением, прослеживается 10 этапов становления в практике дзен и иной духовной практике.

Однако, как обычно, опыт некоторых практикующих может отличаться.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]