Что такое экзистенциализм и что значит экзистенциальный взгляд на мир. Экзистенциальный подход в философии жизни

Понятие экзистенциального кризиса

Экзистенциальный кризис – это явление, когда человек начинает впадать в депрессию из-за того, что воспринимает жизнь как бессмысленную трату времени (экзистенция переводится как «существование»). Это явление часто совпадает с кризисом среднего возраста. Основные особенности критической ситуации:

  • Человек расстается с прежними идеалами, но не может найти новые;
  • Появляется стремление полностью изменить свою жизнь, начать ее с нуля, пока еще не поздно;
  • То, что раньше радовало человека, теперь лишается всякого смысла;
  • Индивид начинает задумываться о том, что будет с ним после смерти или в далеком будущем (например, в глубокой старости).

Для людей, постоянно занятых тяжелым физическим трудом и утомленных ежедневной борьбой за выживание, такое состояние нехарактерно. Оно появляется только в том случае, если у индивида много свободного времени на раздумья о смысле существования. Чаще всего кризис настигает людей творческих, работников умственного труда или обеспеченных неработающих женщин-домохозяек, особенно после взросления детей.

Интересно. Как правило, данное явление характерно для людей, проживающих в экономически развитых странах. Существует любопытная закономерность: чем богаче и обеспеченнее человек, тем чаще он начинает задумываться о смысле существования.

Советы психологов

Профессиональный психолог не будет давать заочных советов, не выслушав клиента и не поняв его индивидуальную ситуацию. При этом общие подходы к преодолению кризиса абсурдности существования есть.

Выделяются три ведущих способа работы с устранением последствий кризиса:

  • Изоляция
    . Намеренный отход, отстранение от тревожащих размышлений и эмоций. Есть мнение, что излишне рефлексируют о смысле жизни бездельники, люди , не ценящие свое время и жизнь. При спорности рассуждения здравое зерно в нем имеется — займитесь обычными делами и сил на страдания не останется.
  • Фиксация
    — умение принять основы мироздания, цикличность природы и всего живого, принцип «жизнь-смерть-жизнь». Да, мир не справедлив, но мы живем в заданных условиях и должны к ним приспособиться.
  • Сублимация
    . При таком способе негативные энергии страха, гнева, агрессии направляются на положительные созидательные вещи — любовь и творчество.

Так, В. Франкл уверял, что смысл жизни можно понять через чувствование ценностей бытия, творчество, осознание и принятие обстоятельств, которые мы не можем изменить. Кризис считается преодоленным (и в этом его задача), когда личность выходит на новый уровень, осознает свое предназначение, ведет достойную, красивую и гармоничную жизнь.

Очень важно понять, что экзистенциальный кризис настигает практически каждого человека, причем не единожды в течение жизни. Это повод проанализировать свои мысли, чувства и поступки и возможность начать новую эпоху своего существования.

Экзистенциальные проблемы человека

Если верить знаменитым европейским философам, основными экзистенциальными проблемами человека являются:

  • Страх смерти;
  • Страх одиночества;
  • Чувство вины;
  • Ощущение своей беспомощности (человек чувствует себя песчинкой на фоне огромной Вселенной).

Размышления об этих проблемах – один из наиболее характерных симптомов кризиса. Главное, чтобы человек не застрял на этом этапе, а нашел в себе силы двигаться и развиваться дальше. Только в этом случае можно говорить о преодолении кризиса.

Одиночество

В философском направлении экзистенциализм кризис – это, прежде всего, тяжелое, мучительное переживание одиночества человека во Вселенной. Смерть родных или длительная разлука с ними, уход детей из родительского гнезда, предательство друзей – все это постепенно наводит индивида на мысль о том, что он один в этом огромном мире и никому по-настоящему не нужен. Значит, одиночество – повод для депрессии.

Страх экзистенциального конфликта это, прежде всего, боязнь смерти. Проблема усугубляется еще и тем, что в современном обществе, в отличие от древности, не принято открыто говорить о переходе в мир иной. Эта тема не обсуждается в разговорах, смерть считают не естественным процессом, а чем-то плохим, страшным. Поэтому охваченная кризисом личность начинает бояться ухода из жизни, а иногда даже испытывать тревогу и панику при любом упоминании о смерти.

Неизменный спутник критического состояния, вызванного поисками смысла жизни, – чувство вины за упущенные возможности и годы, которые были прожиты напрасно. В этот период человек начинает особенно остро переживать свои прошлые поражения и неудачи. Он осознает, что мог бы сделать много полезного, но по каким-то причинам не сделал.

Устремленность на саморазвитие является естественным механизмом выживания, поскольку без него род людской никогда бы современный уровень развития не достиг. Проблема в преградах, подкарауливающих на этой стези, одной из преград нередко становится экзистенциальный кризис, формирующийся из противоречий внутри личности. Появляется неврозоподобное состояние, когда отсутствует необходимость тревожиться о минимальных потребностях бытия.

Стремление аргументировать собственное существование появляется у большинства субъектов, но у одних доводы получаются примитивными и складными вследствие глубокой религиозности либо заложенным «инструкциям» иного порядка.

Экзистенциальные проблемы зарождаются в момент прихода разочарования в избранных ранее идеалах. Индивид перестает чувствовать удовлетворение от роста статуса либо теряет веру в небывалую ценность собственного бытия. Иной причиной подобных переживаний может являться ощущение неотвратимости смерти. Порой может показаться, будто такие размышления приходят на ум лишь обладателям большого количества вакантного времени, поскольку тяжело трудящимся индивидам необходимо ежедневно решать множество насущных проблем и все силы идут на выживание.

– утрата родного человека;

– применение психоделиков;

– угроза собственному существованию;

– продолжительная изолированность;

– разлука с детьми, любимым.

В ходе экзистенциального размышления индивиду приходится сталкиваться с противостоянием, порождаемым ощущением значительности собственного бытия и одновременным пониманием его бесполезности. Неумение отыскать разрешение сложившейся ситуации трансформируется в экзистенциальное уныние, которому присуща потеря заинтересованности собственным будущим.

Эскалация кризиса нередко провоцирует желание завершить свое якобы бессмысленное бытие. Поскольку, кажется, что оно не способно принести пользы. Когда индивид сталкивается с подобным противоречием, ему самостоятельно неимоверно трудно разрешить проблемную ситуацию.

  1. В экзистенциальном понимании тревога относится к универсальным онтологическим характеристикам человека. По словам М. Хайдеггера, тревога указывает на то, что реально есть — свободу, неизбежность смерти и фундаментальное одиночество. Пауль Тиллих, в свою очередь, выделил три области, в которых небытие угрожает бытию человека и, соответственно, три типа экзистенциальной тревоги: — тревога судьбы и смерти, — тревога пустоты и утраты смысла, — тревога вины и осуждения.
  2. П.Тиллих пишет: «Судьба не могла бы быть источником неотвратимой тревоги, если бы за ней не скрывалась смерть. А смерть стоит за судьбой и ее случайностями не только в самое последнее мгновение, когда нас выбрасывает из существования, но и во всякий момент существования. Небытие вездесуще, оно порождает тревогу даже там, где непосредственная угроза смерти отсутствует. Небытие стоит за нашим опытом, в котором мы постигаем, что мы, как и все сущее, влекомы из прошлого в будущее, и всякий момент времени исчезает навеки. Небытие стоит за ненадежностью и бесприютностью нашего социального и индивидуального существования. Небытие стоит за теми ударами, которые слабость, болезни и несчастные случаи наносят по нашей телесной и душевной силе бытия. Судьба актуализируется во всех этих формах, и через них тревога небытия овладевает нами. Мы пытаемся превратить тревогу в страх и мужественно встретить объекты, таящие в себе угрозу. Иногда нам это удается, однако мы осознаем, что тревогу порождают не объекты, с которыми мы боремся, а человеческая ситуация как таковая».
  3. Второй тип тревоги, по Тиллиху, тревога пустоты и отсутствия смысла вызвана тем, что небытие угрожает также духовному самоутверждению человека. Духовное самоутверждение связано с творческим восприятием и преобразованием реальности. Тревога необходима для духовной жизни человека, так как способным «слышать» свои состояния может служить очевидным сигналом, что в жизни не все в порядке. Р. Мэй тревогу определяет как «боязнь, посылающую сигнал об угрозе ценностям, которые человек считает существенными в своей жизни». Если духовной жизни не свойствен опыт творчества (в широком смысле) и соучастия, то ей угрожает небытие. Угроза духовному бытию — это угроза всей полноте бытия человека. Тревога отсутствия смысла — это тревога по поводу утраты предельного интереса, утраты смысла существования.
  4. П.Тиллих пишет о том, что человек обязан дать ответ на вопрос о том, что он из себя сделал. Тот, кто задает ему этот вопрос, есть его судья: этот судья есть он сам, который в то же время противостоит ему. Такая ситуация порождает тревогу, которая в относительном смысле есть тревога вины, а в абсолютном смысле – тревога отвержения себя и осуждения. Экзистенциальная тревога, или Ангст, — это то базовое ощущение неловкости или боли, — пишет Э.ван Дорцен, — которое люди испытывают, осознавая себя. Это чувство, которое складывает воедино самосознание и осознание собственной уязвимости, когда сталкиваешься с возможностью собственной смерти. Это же чувство является и непременным условием бытия и поиска себя. Р.Кочюнас пишет об источниках экзистенциальной тревоги в жизни каждого человека. Кроме осознания конечности жизни, он выделяет: 1. Осуществление свободы путем постоянного выбора между разными возможностями без гарантий его правильности и успешности. 2. Отсутствие целостной и определимой самости из-за постоянного ее становления.
  5. Тревога, следовательно, может быть и индикатором уровня самоосознанности человека. В конечном итоге, эта самоосознанность есть, в сущности, реализация той базовой свободы, которой человек располагает. Несомненно, быть или не быть — наиболее фундаментальный человеческий вопрос, и задавать себе его означает ввергнуть себя в переживание тревоги. Тем людям, кто пытается устранить осознание такого фундаментального выбора, жизнь дарит острую тревогу, которая приходит независимо от того, угрожает что-либо их базовой защищенности, или нет. Тем, кто выбирает жизнь в осознании фундаментального выбора, обеспечена каждодневная борьба с тревогой. Они четко осознают, что жизнь основана на смерти, и что они будут продолжать жить только до тех пор, пока будут создавать и защищать свое существование. Если люди воспринимают свои жизненные выборы осознанно, то переживание экзистенциальной тревоги неизбежно. (Э.ван Дорцен)

Страх и тревога
Страх – это ожидание чего-то определенного, тревога – неопределенного, но ситуативного, «одноразового», а «Angst» — ожидание постоянного присутствия в жизни непредвиденных событий. Дм.Леонтьев

Мы явственно ощущаем тревогу в ситуациях угрозы жизни (например, тяжелая болезнь), ситуациях потери свободы, смысла (уход на пенсию) или в ситуациях угрозы нашим ценностям (например, любви – потеря близкого человека, или успеха – крах карьеры и т.п.).

Сквозь каждодневные тревоги и страхи «слышно» тревогу бытия, которая «говорит» с нами о смерти. Тут вспоминаются слова Адриана ван Кама: «…человек умирает в каждый момент своего существования. Жизнь — это путешествие к смерти. Расставаясь с вещами, становясь другим, человек умирает. Надо освоить искусство ежедневного умирания».

Экзистенциальное понимание тревоги делает понятным различение тревоги и страха. Разница не в качественном выражении или в степени интенсивности состояния, а в характере переживания угрозы. Тревога всегда оказывает воздействие на сердцевину самости, она отражается на переживании безопасности своего существования. Страх же является материализацией, предметным выражением тревоги; это объективированная тревога. На страх можно посмотреть со стороны, он угрожает периферии человеческого существования. Очевидность объекта страха может помочь его избежать, тем временем, как избежать тревоги невозможно.

Та же Э.ван Дорцен говорит: «Человеческое существо может тратить уйму энергии на попытки исправить то, что не может быть исправлено, и на установление безопасности там, где опасность неминуемо появится вновь».

Итак, в экзистенциальной традиции тревога рассматривается не как патологическое состояние. Хотя, мы понимаем, что ее безобъектность, неопределенность, парализующая целенаправленную активность, сила способны вызвать разнообразные психические и психосоматические симптомы. Это не состояние, которое необходимо устранить любыми способами, а скорее неизбежный модус человеческого существования.

Виды

Различают нормальную (экзистенциальную) и невротическую тревогу. Нормальная тревога порождается самой жизнью, ее событиями и кризисами (например, отделение от родительской семьи, выбор профессии, создание семьи, профессиональный и карьерный рост, угроза потери близких, беспокойство по поводу собственного здоровья и жизни и т.д.). Ее проявление соответствует объективным характеристикам жизненных ситуаций и угроз.

Невротической тревоге свойственно несоответствие характера жизненных ситуаций и степени вызываемого ими напряжения. Такая тревога человека делает пассивным, подавляет способность осознавания, вызывает психосоматические симптомы и болезненные психические состояния.

Практически невозможно выделить четкие критерии разделения нормальной и невротической тревоги. Условная граница может быть проведена лишь в душевном пространстве конкретного человека, с учетом его эмоциональной реактивности, общего уровня тревожности, особенностей стратегий реагирования и т.п.

Спасение от тревоги

Есть два основных способа ухода от экзистенциальной тревоги, порожденной базовой уязвимостью человеческого положения.

Первый состоит в полном отказе от жизни (пораженчество). Реализован он может быть путем суицида, или путем поэтапного ухода от бытия. Когда люди понимают, насколько велики усилия и риск, которым подвергает себя человек, активно живущий, они считают, что это не та жизнь, ради которой стоит напрягаться. Как правило, такое случается, если у них нет особой надежды на выигрыш, который можно приобрести за счет этих усилий и риска. Поэтапный отказ от жизни и уход от нее может привести к наркотической зависимости, алкоголизму и другим формам ухода. В конечном счете, эти стратегии ведут к изоляции и растворению. Идущие по этой дороге обычно заканчивают полным погружением в пучину отчаяния, которое приносит сумасшествие и жизненный крах.

«Некоторые преуспевают в поддержании бестревожного состояния, механически переходя от одной своей каждодневной обязанности к другой. Они притворяются, будто такое Движение и есть жизнь, что эта жизнь и их сделала такими, каковы они есть, и что в этом ничего нельзя изменить. Когда нет мнения, нет и тревоги» — пишет Э.ван Дорцен.

С.Мадди называет такой не-выбор выбором прошлого, выбором сохранения статус кво — это выбор ухода от осознания, выбор попытки законсервироваться, которая все равно не может привести, в конечном счете, к успеху.

Бессмысленное, неосознаваемое погружение в бытие может лишь ненадолго заглушить тревогу. Если же жить так, будто ты представляешь собой некий объект, прочный и с предрешенной судьбой, то появление экзистенциальной тревоги может быть лишь отложено до тех пор, пока эта псевдоопределенность не докажет свою ложность на деле.

В статье «О значении страха смерти для развития личности» С.Мадди отмечает, что в жизни, помимо реальных ситуаций смерти, нам приходится сталкиваться со многими «малыми смертями». Смертью в каком-то смысле являются все те случаи, когда что-то прекращает свое существование внезапно и нежелательно для нас, когда внезапно прекращаются какие-то значимые отношения, когда неожиданно прекращаются какие-то события, дела, не обязательно связанные с гибелью человека. Самый типичный пример — несчастливая любовь, разрыв отношений. Это переживание оказывается во многом подобно переживанию смерти. Именно в таких «малых смертях», говорит С.Мадди, прежде всего, отрабатывается отношение человека вообще к жизни в целом, его жизненная философия.

Экзистенциальная вина часто переживается теми людьми, которые чувствуют, что прячутся от экзистенциальной тревоги бытия, делая что-то, что дает им временную передышку, но остается при этом, как они чувствуют, сущностно ложным. Это может проявляться в виде скуки, когда не сделано ничего плохого, но и ничего хорошего для того, чтобы достойно встретить вызовы жизни. Такой тип ухода от бытия ведет к интенсивному переживанию бессмысленности.

Второй способ избежать тревоги состоит в таком восприятии жизни, как будто выбора не было и вовсе (фатализм). Экзистенциальная тревога рождается из осознания человеческой способности активно участвовать в бытии. Выбор и ответственность — глубочайшие корни всякой тревоги. Таким образом, избежать тревоги можно, если начнешь считать, что ни выбора, ни ответственности нет в принципе. Это — путь самообмана, или маловерия.

Люди могут жить так, будто их жизни полностью предопределены, и исключить, таким образом, свою ответственность (конформизм). Они воображают, что они в безопасности, потому что они — Ивановы, и удачно устроились с местом жительства и семьей, или потому, что они — водители такси, или почтальоны, или личные помощники, или зубные доктора. Их жизни организованы вокруг множества привычек и стандартных моделей, которые они как раз и считают самой жизнью. И хотя они жаждут почувствовать вкус свободы, их жизнь будет поставлена под угрозу одной лишь мыслью о том, чтобы отказаться от этой размеренности «с девяти до шести» и выйти раз навсегда из накатанной колеи. Их осторожные экскурсии в свободу под названием отпуск или выходные, как правило, ничуть не хуже организованы и ограничены их собственными ожиданиями, связанными с тем собственным образом, который они для себя создали. Это — значительные люди, живущие значительной жизнью, защищающие себя от опасностей реальности защитным колпаком. Они осознают, что выбрать свободу значит выбрать тревогу, и выбирают поэтому долг.

Эта стратегия работает, поскольку культура, продукт такого отношения, обладает разветвленной сетью разделенных иллюзий и реальностей, поддерживающих личность в такой игре. Такая стратегия терпит крах, когда личность теряет свое безопасное место и обнаруживает, что эта система радикально неспособна защитить ее от ее собственной внутренней пустоты, защитить ее от жизни и смерти. Это случается рано или поздно с каждым человеком. Существование редко бывает так хорошо организовано, чтобы человеку удалось миновать все жизненные невзгоды. Смерть любимого, потеря работы или состояния, которое человек привык уже считать неотъемлемой частью своей жизни, — все это может разрушить его защитный колпак.

Когда это происходит, часто возникает паника, поскольку, кажется, что теперь не для чего жить. Уходит иллюзия, а вместе с ней уходит внутренняя сила Я, которое разом теряет свою значимость и впадает в депрессию. Люди сравнивают себя с пустой оболочкой или заявляют, что не чувствуют себя больше собой. Они считают практически невозможным привыкнуть к ощущению пустоты, которого они так счастливо избегали до сих пор. Иногда система предоставляет им новые способы защиты. Однако чаще люди сталкиваются с жизненным кризисом, не имея возможности отступить на рубежи уже приготовленных решений. Когда люди поставлены перед фактом, что им больше не удастся поддерживать иллюзию защищенности, они заболевают или ищут помощи каким-либо иным способом. Они могут даже обратиться к выбору стратегии «жизни вне бытия», которая описана выше. Другими словами, стратегия, которая состоит в том, чтобы притворяться, будто человек защищен и будто бы у него не было выбора в жизни, вовсе необязательно хоть чем-то лучше стратегии ухода.

В исследованиях Тэйлора выявлено, что большинство взрослых здоровых людей пребывают в так называемых позитивных иллюзиях о себе, других людях и о мире в целом. Мы можем этого совершенно не осознавать, но обычно мы пребываем в иллюзии собственной неуязвимости и контроля над внешним миром, а также придерживаемся позиции нереалистичного оптимизма. В свою очередь, у человека, пережившего глубокую психологическую травму, формируются совсем иные, деструктивные убеждения о себе и о жизни. Сравните:

  • «В этом мире хорошего гораздо больше, чем плохого» — «Жизнь несправедлива».
  • «Если что-то плохое и случается, то это бывает, в основном, с теми людьми, которые делают что-то не так» — «Мир опасен, а я одинок, никто не может мне помочь».
  • «Я хороший человек, следовательно, я могу чувствовать себя защищенным от бед» — «Я недостаточно хорош для этой жизни, неценен и незначим».
  • «Ничего плохого со мной не может случиться» — «Жизнь не стоит того, чтобы жить долго».

Терапия

Первоочередной задачей при столкновении с тревогой клиента в экзистенциальной терапии является помощь в лучшем знакомстве со своим состоянием, в его понимании и раскрытии смыслов тревоги.

Как только люди осознают те выборы, в которые жизнь их вовлекает, они обречены на переживание тревоги. И это нормально.

Как только приходит осознание базового недостатка сущностности и безопасности человеческого положения, человек вновь приходит к переживанию чистой экзистенции, которое порождает тревогу.

Выбор будущего, выбор неизвестности и тревоги, сопровождающей ориентацию в будущее, создает определенный потенциал, перспективы для развития личности.

«Тревога – не только враг, но и учитель: она может указать путь к аутентичному существованию». 
И.Ялом.

Тревога является не только проявлением слабости человека, но и его потенциальной силой, если он учится принимать ее как неотъемлемую часть жизни. Экзистенциальная терапия не ставит перед собой цели делать жизнь клиента более безопасной и легкой. Она скорее стремится помочь лучше подготовиться к встрече с постоянно появляющимися трудностями, быть более смелым, мужественным в принятии бесконечных вызовов жизни.

Экзистенциальный подход не пытается устранить тревогу, а скорее воодушевляет людей на встречу с ней. Лечение людей от их способности тревожиться может стать лечением от самой жизни. И задача не в том, чтобы подавить, замаскировать или отрицать тревогу, а в том, чтобы понять ее значение и набраться сил для того, чтобы конструктивно жить, переживая ее. Смелость, нужная для того, чтобы жить, приходит только тогда, когда возможность смерти встречаешь с решительностью. Экзистенциальная терапия ставит своей задачей помочь людям обрести эту смелость. И, следовательно, начинается она с того, чтобы набраться смелости и извлечь на поверхность все тревоги, и прямо взглянуть на жизнь. Тревога дает все те необходимые ресурсы, которых достаточно для встречи со своей ответственностью.

Роль экзистенциального консультирования и терапии, в этом случае, состоит в том, чтобы помочь людям достигнуть соглашения с теми рисками и тревогой, которые сопровождают активное бытие, и прекратить погибать от отчаяния, которое несет с собой пассивный отказ ото всего этого. В таких случаях жесткая логика может принести гораздо больше пользы, чем понимание и поддержка. После того, как варианты станут им окончательно ясны, жизнь в борьбе, со всей ее несправедливостью и угрозами, становиться единственной альтернативой стратегии избегания, которая приносит одну лишь гибель и отчаяние.

«На какое-то мгновение он словно поднялся над случайностями своего существования и почувствовал, что ни счастье, ни горе уже никогда не смогут влиять на него так, как прежде. Все, что с ним случится дальше, только вплетет новую нить в сложный узор его жизни, а, когда наступит конец, он будет радоваться тому, что рисунок близок к завершению. Это будет произведение искусства, и оно не станет менее прекрасным оттого, что он один знает о его существовании, а с его смертью оно исчезнет». С.Моэм.

Причины, почему возникает

Основная причина кризиса – экзистенциальный конфликт. Он может принимать разные формы. Как правило, в качестве провокатора могут выступать следующие травмирующие человека ситуации:

  • Серьезная болезнь или травма;
  • Заболевание или смерть близкого человека;
  • Взросление детей и их уход из родительского дома;
  • Конфликтная ситуация на работе;
  • Понижение в должности или преждевременный уход на пенсию.

В некоторых случаях проблема усугубляется употреблением психоактивных веществ или алкоголя. Известны случаи, когда творческие люди, охваченные экзистенциальным кризисом, спивались буквально на глазах. Также кризисное состояние личности, переживаемое одним из партнеров, в тяжелых случаях может привести к распаду семьи или расставанию парня с девушкой.


У разных людей кризис проявляется по-разному

Причины

По мнению психоаналитиков, а также специалистов других психотерапевтических направлений, причиной появления фобий может быть ранняя детская травма, со временем вытесненная в бессознательное и забытая, либо очевидная и актуализированная в настоящем времени.

Предрасполагающими факторами в возникновении фобий являются:

  • повышенная тревожность, мнительность, низкая самооценка, повышенные требования к себе, а также зависимые черты личности;
  • наличие стресса, кризиса (развод, болезнь, смерть близкого человека) и нарушение привычного режима труда и отдыха;
  • отсутствие источников эмоциональной поддержки.

Экзистенциальное одиночество

Кроме осознания личностной уникальности во Вселенной, человечеству надобно осознать, что каждый субъект всегда остается одиноким. Поскольку ни один человеческий субъект не способен ощутить то, что чувствует другой индивид. И неважно, находится ли человек в окружении тысяч себе подобных, сливается ли в экстазе с партнером или заперт в четырех стенах с собственной персоной наедине.

Неотвратимое экзистенциальное одиночество подразумевает то, что бытие человеческих особей предопределено его индивидуально-уникальными ощущениями, мыслями, недосягаемых для других субъектов.

Понимание экзистенциального одиночества может принести индивиду, как абсолютную свободу, так и рабство, может стать генератором небывалой силы или источников больших проблем. Это обусловлено индивидуальным выбором. При этом избежать состояния одиночества невозможно. И лишь во власти самого индивида трансформировать его в независимость и вынудить работать на него.

Экзистенциальное одиночество, прежде всего, обусловлено, соотнесением собственной личности с природой, восприятием себя в качестве целостной реальности. Если данная потребность не удовлетворена, то зарождается чувство одиночества, выражаемое тоской по Отчизне, взаимодействию с природой. Описываемая разновидность одиночества, в общении с себе подобными не исчезнет, а лишь временно приглушится, поскольку причины его возникновения обитают вне круга человеческих коммуникаций.

У отдельных личностей сильно сформирована потребность в приобщённости к мистическому, Богу. В отсутствии ее удовлетворения зарождается характерное переживание одиночества. Данный фактор является основополагающим в формировании различных сект, в возникновении религиозного фанатизма.

У некоторых субъектов часто остается неудовлетворенной необходимость ощущать и осознавать собственную уникальность. Индивид, переживающий самоизоляцию, понимает, что односторонне развитие собственного «Я» нивелирует формирование остальных сторон, вследствие чего ощущает неуютность. Данная вариация одиночества выражается в виде направленности к «Я истинному».

Культурное одиночество выражается в переживании отстранения от культурного достояния, которое ранее являлось значимой частью существования. Чаще проявляется разрывом с прежними ценностными ориентирами, что является немаловажным элементом в подростковом бытие.

Социальное одиночество можно повстречать гораздо чаще. Оно связано с взаимодействием личности и коллектива. Социальное одиночество возникает в изгнании, неприятии коллективом, отвержении группой.

Индивид ощущает собственное неприятие, что его исключили, отвергли, не оценили. Ощущение неприятия социумом, собственной ненужности чаще зарождается у субъектов, которые занять определенное место в социуме не смогли. Таким индивидам присуща тревога о собственном социальном статусе, беспокойство о социальной идентичности.

Мучаются данной разновидностью одиночества чаще субъекты, нуждающиеся в общественно значимой вовлечённости. Это старики, подростки, малообеспеченные особы, эксцентричные люди, женщины. Именно вследствие опасения социального одиночества люди активно входят в коллектив, включаются в общественную деятельность.

Еще одна вариация социального одиночества зарождается, когда человеческого субъекта воспринимают лишь в качестве роли. С описанным выше видом одиночества рядом обычно идет межличностное. Однако обусловлено оно отвержением или неприятием именно конкретным человеком.

Индивиды, испытывающие все перечисленные разновидности одиночества, страдают личностным расстройством – аномией. Аномичный индивид характеризуется неприятием собственной персоны и окружения либо же тяготением к произведению действий под контролем извне, списанием ответственности за жизненный путь на судьбу.

Аномичному индивиду часто кажется, будто он существует без ориентиров в свободном (пустом) пространстве. От подобного существования люди устают. Вследствие этого бытие теряет ценность, нередки суицидальные попытки. Такие индивиды бороться самостоятельно с мучительными переживаниями одиночества неспособны.

Экзистенциальное состояние и его симптомы

Эмоциональное состояние, пребывающего в кризисе человека, отличается психологическим дискомфортом и нестабильностью. Говорить о гармонически развитой, умиротворенной личности в данном случае не приходится.

Выделим основные симптомы эмоциональной картины при экзистенции:

  • Уныние и апатия
    . Мы не хотим и не можем предпринимать обычные действия, нуждаемся в эмоциональной подпитке, жалуемся близким на неудавшуюся жизнь. Часто невозможно произвести обыденные и необходимые действия, к примеру, уборку квартиры и приготовление пищи. Все кажется ненужным, бессмысленным.
  • Отсутствие радости от событий, которые ранее приводили в восторг
    . Долгожданный отпуск на море, когда куплены билеты и приобретен новый купальник заранее кажется не интересным и бессмысленным занятием.
  • Резкое изменение режима сна и его качества
    . Мы либо плохо спим, прокручивая в голове тонны мыслей, либо спим намного больше обычного, но бодрости не ощущаем. Случаются многочисленные пробуждения среди ночи.
  • Пониженная самооценка
    . Все жизненные достижения нивелируются, а неудачи, напротив выходят на первый план. Любые безобидные высказывания родных или коллег воспринимаются как колкие замечания, унижающие достоинство. Человек часто и не по делу обижен, мнителен.
  • Резкая и частая перемена настроения
    . Всплески радости одномоментно сменяются слезливостью. Учтите, что подобные проявления могут быть связаны с заболеваниями щитовидной железы, и, следует пройти медицинское обследование.
  • Регулярное сравнение себя с другими людьми, причем не в свою пользу
    . Кажется, что все в окружении живут лучше, добились большего, выглядят интереснее. Сравнивать себя нужно только с собой же в прошлом, посмотреть с чего мы начали и к чему пришли.
  • Затруднение с концентрацией внимания, сосредоточением на одном действии
    . Это синдром психологического выгорания. Когда человек на подъеме, он с легкостью решает сложные задачи.
  • Изменение режима питания, аппетита
    . Проблемы возникают как в сторону отказа от ранее любимой пищи, так и путем чрезмерного приема еды. Соответственно, происходит резкое изменение веса.
  • Желание оставить свою жизнь и уехать «куда глаза глядят»
    . Так мы хотим избавиться от всего, что имеем, полагая, что новая жизнь принесет облегчение.
  • Усиление чувства вины, которое психологи считают агрессией, направленной против самого себя
    . Зрелая личность уверенна в себе, даже совершая неблаговидные поступки, пытается их исправить и забыть. Человек в кризисе часто считает себя виноватым и просит прощения без всякого повода.

Наиболее показательным признаком экзистенции является утрата умения мечтать и строить планы. Любая мечта движет нас к цели, побуждает к активным действиям, дарящим радость и надежду.

В кризисе желания минимизированы, снижается половое влечение (либидо). Действительно, если нет смысла в жизни, зачем стряпать пироги, мыть полы, любить, наряжаться? Все бессмысленно.

Экзистенциальный страх

Зачастую страхи экзистенциального характера считаются отдельной разновидностью страхов, не обусловленных определенным жизненным событием, а больше связанных с внутренней сутью человеческого субъекта. Вследствие чего экзистенциальные страхи имеют ряд специфик и присущи всем людям, но таятся в глубине подсознания и оттого, часто не осознаются человеком.

– боязнь старости, смерти, иными словами страх перед неизвестностью будущего;

– пространственные страхи, могут принимать разнообразные формы: боязнь замкнутого или открытого пространства, темноты, глубины;

– непонимание себя и страх перед собственной личностью, боязнь своих мыслей, сумасшествия, проявления личностных черт, возможных поступков, опасение утрать контроль над собственной персоной;

– боязнь жизни, проявляется в опасении непознаваемости жизни: боязнь необъяснимого, таинственного, загадочного, бессмысленности бытия.

Отдельные авторы выделяют еще одну группу страхов экзистенциального характера – опасение порядка и боязнь его отсутствия. Данная вариация страхов может выражаться навязчивостью стремления установить навсегда определенный уклад, жизненный строй. При этом такие субъекты опасаются новизны: смены работы, места обитания, завязывания отношений и беспорядка.

Описываемая разновидность людей обычно находит себя в сфере, где важен четкий распорядок, уклад, пунктуальность. Либо напротив, обнаруживается в стремлении разрушить предопределенность бытия, стереотипность поведения, что ведет к зарождению страха из-за надобности следовать четко установленному порядку (чаще такие индивиды находят себя в творчестве). Однако, описываемые страхи неразрывно связаны с боязнью пространства, оттого их чаще и не выделяют в отдельную подгруппу.

Признаки наступления кризиса

Главный признак наступления экзистенциального кризиса – это угнетенное состояние человека, которое может проявляться в разных формах. Чаще всего симптомами критического состояния у мужчин и женщин являются:

  • Депрессия;
  • Стремление к социальной изоляции личности;
  • Утрата интереса к тому, что радовало человека раньше;
  • Интерес к мистике и религии (характерен для 85% людей, переживающих кризис).

Известно, что крупные религиозные секты активно спекулируют на людях, ищущих смысл жизни, и всячески завлекают их в свои сети. Поэтому в этот период человек особенно рискует стать жертвой псевдо-гуру и «духовных учителей».


Экзистенциальное уныние – постоянный спутник кризисного состояния

Экзистенциальная вина

Данное явление является неминуемой спутницей человеческого естества. За рождением неотвратимо следует кончина. Основой людского существования является убийство. Поскольку ради выживания люди истребляют животный мир. Исключения не составляют даже вегетарианцы, так как они убивают растения. А прекратив питаться, человек убьет собственную особу, то есть совершит самоубийство.

Вина – это неотъемлемая часть человеческого бытия. Отличие между адекватной виной и невротической заключается в побудительном факторе. Невротическая вина основывается на мнимых проступках, направленных будто бы против социального окружения, родительских приказаний, общепринятых социальных норм. Нормальная вина является призывом к совести, проще говоря, она побуждает индивидов придавать огромное значение этическим сторонам собственного поведения.

Экзистенциальная вина считается вариацией вины. Различают три ее формы. Первая – является последствием неумения жить, соответствуя собственному потенциалу. Например, люди ощущают вину, думая, что навредили себе сами. Вторая – основывается на искажении действительности товарищей данного индивида. Люди могут полагать, что нанесли урон близким либо друзьям. Третья – это «вина разделения», объектом данной вариации провинности является природа в качестве единого целого.

Экзистенциальная провинность универсальна. Она гнездится в самосознании и не представляет собой результат неисполнения родительских «директив», однако вытекает из воззрения, что человеческий субъект может воспринимать себя в качестве индивида, который может совершать выбор и не может. Отсюда, рассматриваемое понятие неразрывно связано с личной ответственностью.

Вину экзистенциального характера не следует априори считать невротической виной, однако она обладает ресурсом, необходимым для трансформации в невротическую провинность. При этом если правильно подойти к рассматриваемой вариации вины, то она способна принести пользу человеческому субъекту. Она нередко способствует формированию у индивидов способности примиряться с миром и сочувствовать окружающим субъектам, а также вырабатыванию творческого ресурса.

Экзистенциальная провинность перед собственной персоной является платежом, который уплачивает индивид за невоплощение собственной судьбы, за отрешение от собственных чувств, отчуждение собственной персоны от своих дум и желаний. Проще говоря, описываемое понятие можно выразить так: «Если индивид признает, что может изменить определенную черту или привычку сейчас, то будет вынужден признать, что мог поменять это давно.

Как выйти из экзистенциального кризиса

Справиться с негативными явлениями, сопровождающими кризисное состояние, и преодолеть депрессию, можно следующим образом:

  • Просто «выкинуть из головы» экзистенциальные проблемы, переключившись на что-то более важное;
  • Научиться «жить сегодняшним днем», испытывая радость от каждого прожитого мгновения;
  • Найти себе интересное и простое для понимания хобби, полностью сменить круг общения, завести новых друзей, найти новые источники радости;
  • Обратиться к психотерапевту, чтобы побороть угнетенное состояние.

Если в процессе переживания кризиса у человека появляются суицидальные настроения, без помощи специалиста в психологии не обойтись.


Есть много методов борьбы с расстройством

Самый простой и в то же время самый сложный способ справиться с кризисом экзистенции – забыть о проблемах человеческого существования. Но этот метод работает только в том случае, если «заполнить» голову другими мыслями, не допуская возникновения духовного вакуума. Один из лучших вариантов – переключиться на занятия благотворительностью или волонтерской деятельностью, помогая тем, кто действительно испытывает серьезные проблемы.

Внимание! Помочь человеку можно только в том случае, если он сам этого хочет. Ни в коем случае не стоит навязывать помощь, если мужчина или женщина, переживая экзистенциональный кризис, хочет побыть в одиночестве. Также не стоит раздражаться, не понимая, почему близкий человек неожиданно изменился.

Известно, что кризисные ситуации сложнее всего преодолевать, если человек находится в одиночестве, социальной изоляции. Поэтому лучшее лекарство от неприятных явлений, сопровождающих экзистенциальный кризис, – поддержка родных и близких людей, которые любят, сочувствуют, готовы помочь. В этот сложный период преодоления депрессии человеку важно как можно чаще общаться с теми, кто его поддерживает и понимает.

Что такое экзистенциализм?

Это раздел философии, изучающий природу человеческого существования. Это философия, уходящая корнями в субъективные аспекты мышления, чувств, цели и жизни на наших условиях, свободной от барьеров внешнего мышления.

Экзистенциалисты считают, что не существует фиксированного замысла или универсального творца. Они верят, что смысл обретается через принятие существования.

По сути, люди свободны и ответственны за свою жизнь. Это философия свободы воли.

Философия экзистенциализма началась в Европе с движения новой мысли и стала популярной благодаря таким великим мыслителям, как Ницше, Сартр, Камю и Кьеркегор.

Они предположили, что люди являются независимыми сознательными существами, способными на великие дела, без ярлыков, ролей и ограничений, которые общество накладывает на нас.

Это философия расширения возможностей и независимости. С помощью этой философии и нигилизма Ницше предположил, что это ключ к сверхчеловеческой силе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]