Детское воровство: что за ним стоит и как отучить ребёнка красть?


Об этой проблеме не принято говорить вслух. Родители, узнав, что ребёнок ворует, испытывают смятение, стыд и, конечно же, страх: «В нашей семье никто никогда так не делал», «Что я скажу своим знакомым?», «Мы вырастили преступника!».

Если раньше воровство считалось особенностью детей из неблагополучных семей, то сегодня нередки случаи, когда крадут дети из семей с высоким материальным достатком.

Что стоит за детскими кражами? Почему дети начинают воровать? Как отучить ребёнка брать чужое? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Подозреваете ребёнка в воровстве? Не можете добиться от него правды? Выясните, как обстоят дела на самом деле – скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.

Феномен детского воровства

Почти каждый в своей жизни испытывал желание присвоить себе то, что ему не принадлежит. Но в большинстве случаев человека всегда что-то удерживает от этого шага. Что это? Сильные моральные устои? Сила воли? Или, может быть, боязнь наказания за содеянное?

Есть дети, у которых с раннего возраста выработан «иммунитет» против воровства. А для кого-то кража чужих вещей – обыденное явление, за которое ребёнок даже не испытывает чувство стыда.

Психология детского воровства такова, что не всегда действия ребёнка носят криминальный характер. Более того, он может не знать, что совершает плохой поступок. Поэтому прежде чем обвинять ребёнка в преступных наклонностях, сначала нужно выяснить причину, почему сын или дочь стали брать чужое.

Подозреваете ребёнка в воровстве? Не можете добиться от него правды? Выясните, как обстоят дела на самом деле – скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.

Объясните последствия воровства

Итак, вы заметили, что ваш подросток берет деньги из вашего кошелька, или нашли у него украденное из магазина в рюкзаке. Если такое случилось впервые и ваш подросток прежде не совершал преступлений, первое, что вам стоит сделать, – сесть и обсудить, насколько важно уважать имущество других людей, а также то, что нарушение закона может привести к попаданию в тюрьму. Не стоит преуменьшать серьезность ситуации или допускать, что кража – это вполне нормально, если тебя никто не заметил. Говорите четко и ясно, когда объясняете ситуацию, скажите, что последствия могут изменить всю жизнь человека. Используйте конкретные определения – воровство и кража. Напомните, что подросток может оказаться в тюрьме на несколько лет, в зависимости от степени серьезности проступка. Помните, что ситуация действительно критическая, так что игнорировать ее ни в коем случае нельзя.

Вглубь России — вглубь веков: новый фильм-путеводитель по альбому шведа

Свинину фарширую сыром с грушей и запекаю в панировке. Пальчики оближешь

ВОЗ пришла к выводу, что коронавирус начался задолго до декабря 2019

Почему дети воруют?

Существуют пять групп причин, почему дети начинают присваивать себе чужие вещи или деньги:

Импульсивность, отсутствие самоконтроля, слабость волевого поведения

В норме произвольное поведение у детей формируется к 6-7 годам. До этого времени ребёнку сложно справиться со своими непосредственными желаниями. Например, забрать себе понравившуюся игрушку из детского сада или съесть конфету, лежащую на столе в гостях.

Больше всего родителей злит, что ребёнок не понимает тяжести совершенного им поступка, не испытывает угрызений совести и не просит прощения. А здесь всё просто: структуры детского мозга, отвечающие за самоконтроль и волевое поведение, ещё не созрели. Ребёнок захотел взять вещь и взял её.

В некоторых случаях импульсивность сохраняется и после 7 лет. Такие дети – эмоционально «глухие», не умеющие сочувствовать и сопереживать другому человеку. Они так и остаются зацикленными на своих потребностях и желаниях.

Ощущение ребёнком своей неполноценности

В первую очередь, это проблемы во взаимоотношениях с родителями. Мама и папа в таких семьях могут быть заняты вопросами зарабатывания денег или воспитания младших детей. В результате ребёнок ощущает себя нелюбимым, ненужным, одиноким. Ему хочется обратить внимание родителей на себя, и он совершает кражу.

Воровство в этом случае может выступать также как акт мести родителям за отсутствие любви и внимания.

Кроме того, у ребёнка могут не складываться отношения с одноклассниками. Он решает «задобрить» их и покупает сладости и игрушки на деньги из маминого кошелька, взятые тайком.

Такие дети, как правило, замкнутые, неуверенные в себе, тревожные и ранимые. Им как воздух необходима эмоциональная поддержка со стороны близких людей. Но своим поведением они лишь отдаляют окружающих от себя, теряют доверие и уважение.

Также ребёнок может пойти на кражу в состоянии тревоги, психологического напряжения и подавленности. Присвоение чужого здесь выступает в качестве эмоциональной разрядки.

Отсутствие представлений о собственности, «своём» и «чужом»

Да, кажется, что такие понятия ребёнок должен впитать с молоком матери. Но большое количество детских краж именно по причине несформированных нравственных понятий говорит об обратном.

Ребёнок просто может не понимать, почему мамин шарф из шкафа ему можно взять, а деньги из кошелька – нет. И почему вдруг нельзя забрать у друга Саши замечательную красную машинку, ведь Саша – его друг, значит, и машинка принадлежит тоже ему.

Сюда можно отнести и желание доставить приятное близкому человеку с помощью чужих вещей. Например, принести маме из гостей красивые бусы или помаду тёти Нади.

Клептомания

Это патологическое желание что-либо украсть. При этом сам предмет обычно не представляет ценности для ворующего. Ребёнок берёт то, что плохо лежит, и тут же забывает об украденном или теряет его.

Истинная клептомания встречается редко. Ей страдают дети с органическим поражением головного мозга. Воровство у них закрепляется по типу условного рефлекса. Воспитательные меры здесь бесполезны, необходима помощь психиатра, поскольку клептомания – это болезнь.

По принуждению

У ребёнка могут вымогать деньги одноклассники или ребята постарше, «ставить его на счётчик» и угрожать расправой. Взрослым дети боятся рассказать о такой ситуации, поэтому начинают искать деньги всеми доступными способами: воровать у родителей, родственников, знакомых, учителей.

Также ребёнок может страдать наркозависимостью и красть деньги, чтобы получить очередную «дозу».

В подростковых компаниях, особенно криминальных, есть своеобразный ритуал посвящения. Чтобы доказать свою принадлежность к группе, «новичку» необходимо что-то украсть из магазина, вытащить бумажник в автобусе или принести крупную сумму денег из родительского кошелька.

Важно понимать, что не может быть единственной причины детского воровства. Это всегда сочетание слабого самоконтроля и ощущения неполноценности, либо несформированности моральных устоев и проблем в детско-родительских отношениях.

Спросите подростка, почему он решился на воровство

Постарайтесь разобраться, какая мотивация скрывается за поступком подростка. Возможно, дело в каких-то других проблемах или трудностях. Если вы знаете, что стало причиной такого поведения, вам проще предотвратить повторение неприятной ситуации. Подростки воруют по целому ряду причин. К примеру, дело может быть в желании вписаться в коллектив. Ребенку хочется модный смартфон или стильные кроссовки, и единственный способ получить их – украсть из магазина или взять у кого-то деньги, чтобы совершить желанную покупку. Соответствие окружающим – это важное условие при взрослении, подростки нередко ощущают давление и потребность иметь те же вещи, что и у остальных, чтобы вписаться в их круг. Еще одной причиной, толкающей на воровство, является потребность во внимании. Любое внимание от окружающих, даже откровенно негативное, может показаться лучшим выходом, чем полное его отсутствие. Подросток ворует, потому что знает: это вы точно не проигнорируете. Он пытается заставить вас заметить его. Стоит отметить и такую причину, как стеснение. Презервативы, тампоны, тест на беременность, экстренная контрацепция – подобные предметы могут вызывать такую неловкость, что подростку кажется более подходящим выбором воровство. Это единственный выход, ведь попросить у кого-то на это деньги просто недопустимо, как кажется подростку. Наконец, некоторых подростков привлекает ощущение опасности. Им нравится испытывать новые эмоции и принимать участие в рискованных действиях, они заинтересованы запретным и неправильным из чувства противоречия. В таком случае воровство может быть способом проверки границ: как далеко можно зайти безнаказанно? Если вы проигнорируете проступок подростка, проблема будет только обостряться.

Алфи и Александра: букмекеры принимают ставки на имя ребенка Меган Маркл

Роспотребнадзор оценил опасность неизвестной болезни в Танзании

Модные крапинки: 10 идей маникюра с трендовым «перепелиным» принтом

Кражи детей разного возраста

Дошкольный возраст

Определение «воровство» не совсем верно для детей-дошкольников, потому что в их действиях нет криминальной подоплеки. Малыши не воруют, а берут без спроса чужую вещь. Берут, потому что она им понравилась. Берут, потому что хотят иметь её у себя. Берут, потому что ещё не понимают, что есть «моё», а есть «чужое».

Ребёнок может взять чужую вещь, если хочет наказать обидчика.
Случай из практики: Ваня принес в детский сад игрушечный подъемный кран. Дети попросили Ваню дать поиграть с ним, но Ваня отказал, даже лучшему другу Паше. Когда вечером Ваню пришла забирать мама, оказалось, что кран пропал из шкафчика. Все бросились искать пропажу, но так и не нашли. На следующий день выяснилось, что кран забрал из Ваниного шкафчика Паша, когда никто не видел. Он хотел наказать Ваню за жадность и заодно сам поиграть с такой чудесной игрушкой.

Школьный возраст

В школьном возрасте объектами кражи становятся письменные принадлежности, наклейки, маленькие игрушки. Чаще всего дети действуют спонтанно, не задумываясь о последствиях своего поступка и о чувствах пострадавшего.

Случай из практики: Учительница дала задание – сделать грибы из цветной бумаги и картона. Самая красивая поделка получилась у Олеси – её мама купила самоклеющуюся цветную пленку и вместе с дочерью разрисовала каждый гриб. После окончания урока дети пошли в столовую обедать, а грибы остались у каждого на парте. По возвращению Олеся нашла на своей парте чужую поделку. После разбирательства Олесины грибы нашлись на парте Алёны – девочки из малообеспеченной семьи, которая уже не раз была замечена в подобных поступках.

⠀ Также популярны среди школьников кражи в магазинах «на слабо». Стремясь доказать «крутость» и независимость, девочки и мальчики воруют жвачки, шоколадки, лаки для ногтей, Киндеры-сюрпризы.

Воровство в школьном возрасте часто сопровождается ложью. Даже если ребёнок был застигнут на месте преступления, он до последнего будет отрицать свою вину. С помощью лжи дети стремятся избежать справедливого наказания за содеянное.

Отсутствие карманных денег также толкает детей на воровство: кто-то забирает тайком деньги из родительского кошелька, а кто-то крадёт шоколадку на кассе в магазине. Толкает на этот поступок обычно чувство собственной ущербности («у всех есть, а у меня – нет») и желание с помощью обладания той или иной вещью доказать свою значимость.

Подростковый возраст

В переходном возрасте для подростка на первый план выходит самоутверждение, желание занять место в группе. Поэтому кражи, совершаемые в этом возрасте, связаны с приобретением «модной» вещи или с целью стать «своим» человеком в компании сверстников. На воровство чаще идут подростки с недостаточно развитой волевой сферой и несформированными нравственными принципами.

Также причиной воровства может быть не только попытка самоутвердиться или слабая воля, но и воровство «за компанию».

Случай из практики: Даша росла примерной, спокойной девочкой. Хорошо училась, помогала маме по дому. Все изменилось, когда Даше исполнилось 15 лет. Она стала гулять по ночам с компанией сверстников, врать, прогуливать уроки. Родители переживали, что их девочка так изменилась, но надеялись, что вскоре это пройдет. И тут, как гром среди ясного неба, звонок: Даша доставлена в отделение полиции по подозрению в соучастии в угоне автомобиля. Оказалось, что мальчик из Дашиной компании украл ключи от гаража своего отчима, чтобы вместе со всеми покататься на машине. Подростки залезли в гараж, выкатили автомобиль, и тут подъехали сотрудники полиции. На гараже сработала сигнализация, которую ребята забыли отключить.

Переживаете, что ваш ребёнок связался с дурной компанией и ввязывается в опасные дела? Развейте свои подозрения или убедитесь в их правдивости и помогите своему ребёнку. Скачайте приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay, чтобы воспользоваться функцией геолокации или записать звук вокруг гаджета.

Почему ребенок обманывает и берет чужое

Причины могут быть самые разнообразные, и многие связаны с неправильным поведением родителей.

  • Вы легкомысленно пообещали обязательно купить какую-то вещь, но так и не сделали этого. Присваивая себе чужую вещь, ребенок убедит себя, что он не виноват, к краже его подтолкнули родители, которые не сдержали слова. Что же еще оставалось делать?!
  • Если ребенок растет в неблагополучной семье, то воровство и обман могут быть защитной реакцией на негативную атмосферу в доме и равнодушие родителей. Обычно такие дети выбирают себе более удачливую жертву среди сверстников. В данной ситуации нужна профессиональная помощь психолога.
  • Непоследовательность и несогласованность взрослых родственников. Например, мама запрещает кушать мороженое, а дедушка готов покупать его килограммами, но просит маме не говорить. Папа рассказывает, что лгать и воровать нехорошо, а сам при ребенке врет начальнику, что болен, и едет на рыбалку, и приносит с работы калькулятор. Получается, правила все-таки можно нарушать?! При совершении кражи или обмане у ребенка уже готово оправдание: дедушка и папа тоже так делают, значит, все можно. А ведь родительский авторитет сопровождает нас всю жизнь!
  • Нередко на ложь и кражу ребенка толкает тотальный контроль со стороны взрослых, тогда это является своеобразной обороной, искаженным проявлением самостоятельности. Обратная сторона медали – равнодушие родителей, и таким образом дети пытаются привлечь к себе их внимание.
  • Другая распространенная причина – это зависть. Вроде бы у ребенка все есть, но ему хочется обладать вещами, которые принадлежат другому ребенку. Помните, трава у соседа всегда зеленее? Да и достаток у всех семей разный.

Каждая ситуация уникальна, и перечислять возможные причины можно бесконечно, тем важнее выяснить, что именно спровоцировало вашего ребенка. Изменить нежелательное поведение можно только, искоренив его причину.

Ошибки родителей

Толкнуть ребёнка на воровство или усугубить уже имеющуюся тенденцию к краже могут воспитательные методы и ошибки родителей:

  • непоследовательность в воспитательных мерах, когда в одной ситуации ребёнка наказывают за проступок, а в другой он может избежать наказания;
  • несогласованные требования взрослых (мама что-то запрещает, а папа, наоборот, разрешает);
  • вседозволенность ребёнка, отсутствие привитых моральных норм;
  • тотальный контроль за жизнью ребёнка;
  • «двойная» мораль в семье, когда под хорошее мамино/папино настроение сыну или дочери разрешается брать всё, в том числе и деньги.

Доступно объясняйте

Более сложные случаи в ситуациях с подростками. 12-летний Андрей начал курить. Сначала он таскал сигареты у родителей. Когда это вскрылось, он пообещал, что больше не будет. И больше он действительно их сигареты не трогал. Деньги на сигареты он украл у дедушки. Причем сразу много, чтобы на долго хватило! Конечно, в данной ситуации не может быть и речи о привыкании к табаку. Курил ребенок от случая к случаю, чтобы «не отставать от коллектива». В этой ситуации родители выбрали абсолютно верную тактику. Ребенку не только объяснили, что это нехорошо, хотя в его возрасте он и так это прекрасно понимал и на преступление пошел вполне осознанно. Украденную сумму он отрабатывал в магазине отца в течение месяца и вернул заработанные деньги деду. Андрей работал в течение одного летнего месяца, каждый день по несколько часов за исключением выходных и получил четкое представление о том, какому количеству труда эквивалентна украденная сумма. В течение 3-х последующих лет инцидент ни разу не повторился.

Таким образом, не надо углубляться в дебри красивых и высокопарных фраз. Дети лучше и быстрее воспринимают наглядные объяснения.

Самыми тяжелыми в наше время можно считать ситуации с подростками старше 14 лет. Это в большинстве своем рецидивы, когда ребенок, пойманный на воровстве, продолжает красть. 16-летний Кирилл пристрастился к игровым автоматам. Начав с небольших сумм, он постепенно поднимал планку, и в результате умудрился проиграть деньги, отложенные для поездки на юг. Это при том, что мать прятала от него деньги после первого случая воровства. Здесь нельзя говорить о том, что ребенок не понимает цены деньгам. Он каждый раз целенаправленно обыскивал квартиру и находил тайники. В свое оправдание он говорил, что хотел все вернуть после крупного выигрыша. В процессе наблюдения факты краж многократно повторялись, и в результате пришлось прибегнуть к помощи уже не психолога, а психиатра. Мама мальчика, боясь огласки, пыталась скрыть от всех свои проблемы. В результате ситуация усугубилась. К сожалению, с подобным пристрастием ни ребенок, ни родители не в состоянии справиться самостоятельно.

Не надейтесь, что все решится само. Если Вы столкнулись с такой проблемой, обратитесь к помощи специалиста. Не усугубляйте ситуацию постоянным «обмусоливанием» произошедшего. Не надо пугать ребенка тем, что он станет вором и сядет в тюрьму. Тем самым Вы можете вдолбить ему эту мысль, в результате чего у ребенка сформируются комплексы.

А вот другой пример из практики. Никита (13 лет)воровал деньги в школьной раздевалке. Отпрашивался с урока в туалет, бежал в гардероб и шарил по карманам. Как оказалось, мальчик прочитал книгу «Тимур и его команда», которая произвела на него очень сильное впечатление. Помогать пожилым людям он решил на современный манер — деньгами. Поскольку дома лишних денег не водилось, ребенок начал красть.

Как правильно реагировать на случаи детского воровства?

Если ребёнок принёс домой чужую вещь или игрушку

  • Ваша реакция будет зависеть от возраста ребёнка. Трёхлетнему малышу нет смысла полчаса объяснять, как плохо он поступил и как расстроится Вася, когда не найдет свою машинку. С ребёнком постарше поговорите наедине, без свидетелей. Донесите до ребёнка смысл его поступка и возможных последствий.
  • Выясните, не поменял ли ребёнок чужую игрушку на свою. Такая практика широко распространена среди детей.
  • Если игрушка принесена из группы детского сада, то её следует вернуть, а ребёнку впоследствии можно купить такую же или похожую. Возможно, это его давняя мечта, а вы не знали об этом.
  • Если принесённая игрушка или вещь – чужая, она должна быть возвращена владельцу с принесением извинений. Лучше это сделать один на один.
  • Если сын или дочь не испытывает чувства вины за сделанное, чётко выразите свою позицию по отношению к воровству, скажите, что это неприемлемо в вашей семье. Если ребёнок раскаивается в своем поступке, обратите его внимание на чувства пострадавшей стороны, как человек переживает из-за украденной вещи.

Если ребёнок украл деньги

  • Постарайтесь узнать, зачем ребёнку понадобились деньги.
  • Если ребёнок подвергся вымогательству со стороны старших, не стоит ругать его. Сын или дочь и так запуган. Расспросите о ситуации подробно. Если нужно, подключите полицию.
  • Если ребёнок пытается «задобрить» одноклассников, покупая им на ворованные деньги сладости и игрушки, объясните, что дружба не должна строиться только на материальной выгоде. Предложите ребёнку другие способы расположение к себе ребят – можно пригласить их к себе в гости или на природу, в поход, и т.д.
  • Часто бывает, что ребёнок крадёт деньги, чтобы привлечь к себе внимание близких людей. Обычно деньги сразу находятся, родители устраивают многочасовые разбирательства, цель ребёнка достигнута – он получил свою порцию, пусть и негативного, но всё-таки внимания. Если это ваш случай, не стоит тратить много времени на нравоучения. Да, ребёнок совершил неблаговидный поступок, но сейчас для вас гораздо важнее восстановить утраченные отношения с ним отношения. Чаще хвалите сына или дочь, проводите время вместе, интересуйтесь его жизнью. Тогда случаи воровства в вашем доме прекратятся.
  • Важно вместе с ребёнком продумать наказание за сделанный проступок. Если ребёнок украл деньги из родительского кошелька или в гостях и успел их потратить, значит, он лишается приобретения желанной для него вещи, которую давно обещали купить родители.

Ворует подросток

Фильм «Нокдаун»

Бывает, дети воруют. Иногда потому, что хочется есть, иногда по другим причинам. Как на это может отреагировать папа?

Примеры из жизни…

Сын снова пойман на вранье и воровстве, причем довольно крупных сумм. Поймала не я, с учетом денег дома туго (лежат себе на полке и лежат, берутся по мере необходимости, когда заканчиваются, затягиваем пояса), учительница в школе обнаружила. Сказала — «Вы ему слишком доверяете, много свободы дали. И карманные деньги тоже нельзя было давать — он почувствовал вкус легких денег». В общем, у меня конкретный тупик — я не знаю, как мне себя с ним вести, о чем говорить. Что воровать плохо — говорилось не раз, проникся, обещал. Что вранье обязательно раскроется — его это не останавливает.

Профилактика воровства

Фильм «Корчак»

Кража и реакция на кражу.

​​​​​​​​​​​​​Здесь мы сформулируем самые общие вещи, о которых стоит задуматься, если вы не хотите, чтобы случаи воровства возникали или продолжали повторяться.

  • Обратите внимание, как в семье хранятся деньги — это не должно быть легкодоступное место. Не провоцируйте ребенка.
  • Подросток должен понимать, что есть вещи, принадлежащие лично каждому члену семьи. То есть необходимо установить границы собственности: чем ты можешь распоряжаться по своему усмотрению (дарить, обменивать), а чем — нет (в том числе вещами общего пользования).
  • Установите и соблюдайте договоренность о выдаче регулярных сумм на карманные расходы.
  • Старайтесь понимать и по возможности удовлетворять разумные потребности ребенка или подростка (популярная в среде сверстников одежда, экипировка, техника и т. д.). Если не можете совершить покупку сейчас — договоритесь о более далекой перспективе или о том, что можно сделать самому: научиться шить, вязать, где-то подработать, чтобы оплатить хотя бы часть покупки.
  • Иногда родители, сами того не осознавая, формируют у детей неадекватные установки по отношению к воровству. Например: «Вот наш сосед: воровал годами с производства — и живет теперь припеваючи», «Работаешь честно, надрываешься — а что толку?» и т.д. Хочется верить, что это не про вас.

Что делать можно и нужно?

​​​​​​​Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь — но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Если не уверены — промолчите, проверьте еще раз. Начинайте разговор только тогда, когда сомнений нет никаких и доказательства — очевидны.

Если кража — первая, если воровство еще не стало традицией, не называйте его вором и не торопитесь предсказывать ему недалекое уголовное будущее. Сказать «Мне стыдно за тебя», «Никому из родителей не приходится так краснеть», «Мой сын не мог так поступить» и тому подобное — можно, если от вас это прозвучит честно и вы не говорите это и так каждый день… В любом случае не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.

Воровство подростка — ситуация очень непростая, поскольку причин может быть множество, да и родители могут не все. Перечислим основные причины.

Импульсивность, неумение сдерживать свои желания и порывы — это бывает, но не часто. У малыша не старше шести-семи лет такое поведение объяснимо — еще не сформирована произвольность поведения, а вот у подростка настоящая импульсивность наблюдается гораздо реже, и чаще на фоне задержки интеллектуального и психического развития. Если действительно подросток совсем не умеет контролировать себя — к сожалению, это к психиатру.

Клептомания. Эта та же импульсивность, но узконаправленная, только в отношении «украсть». Клептомания квалифицируется как психическое заболевание, при этом на самом деле истинных клептоманов очень мало. Американские специалисты утверждают, что среди взрослых людей больных клептоманией около 5 процентов, да и то половина из них симулирует это отклонение. Среди детей их и того меньше.

Если вам кажется, что кража совершилась импульсивно и, скорее всего, непреднамеренно — реагируйте сразу, однозначно негативно, с осуждением произошедшего и возвратом похищенного. Обычно сама процедура выяснения и возвращения похищенного достаточно тяжела для ребенка, а вот бить (физические наказания) — как правило, бесполезно. Что полезно — это контроль, приучение к дисциплине и ответственности за свои поступки, всегда стоит подумать об окружении подростка. Влияние друзей нередко бывает сильнее влияния родителей, следите за этим.

Стремление привлечь к себе внимание родителей. Например, если в семье не до него — родители близки к разводу, постоянно заняты на работе и т. д. Обычно в таких случаях пропажи денег или вещей быстро обнаруживаются. Нередко за этим следует громкое разбирательство, скандал. То есть цель «воришки» достигнута — получена немалая порция родительского внимания. Даже такая реакция устраивает ребенка больше, чем недостаток тепла или полная отстраненность.

Что делать в такой ситуации? Меньше внимания уделить самому факту воровства (не игнорируя его), гораздо больше — восстановлению утраченных теплых отношений с ребенком. Возможна даже совершенно неожиданная реакция — похвалить за какие-то успехи или сделать сыну или дочери подарок. Не исключено, что если они и не признаются в краже, то, во всяком случае, испытают неловкость и стыд.

Ребенок крадет, чтобы купить расположение сверстников. Он надеется деньгами либо завоевать внимание других детей (если его не замечают), либо откупиться, если его третируют в детском коллективе.

Что делать? Решать вопрос со сверстниками, если вы это умеете. Помочь ребенку установить контакты с ребятами, помочь найти ему нормальных друзей, сверстников со сходными интересами, создать им условия для общения дома. Если в классе ребенка не принимают, а то и прямо третируют, требуют от него денег — попробуйте обратиться к школьному психологу или меняйте школу. Не исключены и случаи вымогательства у ребенка или подростка денег, вещей сверстниками или ребятами постарше. Здесь необходимы правовые меры. Трудность в том, что подростки рассказывать об этом боятся, и готовы рассказать только в том случае, если уверены, что вы помочь действительно сможете. А вы сможете?

Самоутверждение. Бывает, что подростку хочется доказать себе и всем, особенно сверстникам, что он сильная личность и ему на всех плевать: «Смотрите, какой я храбрый, ловкий, плевать хотел на запреты». Для хорошего психолога эта ситуация простая, для обычного родителя — трудная. Если не знаете, что тут делать — ищите хорошего психолога.

Месть или протест. Если вы подростка достали и задолбали своим контролем и несправедливость, он может протестовать и мстить вам и таким образом. Что делать? Садиться и долго разговаривать. Разработать семейный кодекс, который будет справедливым, и соблюдать его всем.

Общая невоспитанность. Сюда входит многое: безразличие и неуважение к родителям, отсутствие уважение к окружающим людям и взрослым в частности. сюда же — отсутствие у родителей авторитета. Ребенок крадет, потому что деньги ему нужны, а до остального и до остальных ему дела нет. Людей он не уважает, родителей не любит. Такое, к сожалению, бывает. В этом случае бессмысленно решать конкретную проблему воровства, потому что проблема — более общая. Пока прячьте деньги, чтобы не воровал дальше, и думайте.

Вопрос первый: может быть, сменить модель воспитания? Воровство чаще начинается на фоне моделей «Узкий коридор, железные рукавицы», «Минное поле в тумане» и «Чисто поле, лес густой», а варианты «Просторный дом», тем более «Просторный дом с линией развития» воровство практически исключают.

Второй вопрос: может быть кто-то вместо вас сможет повлиять на ребенка лучше?

Подумайте об этом серьезно. Если речь идет о сыне, самое простое и доступное решение — отдать сына в кадетское училище. Там его воспитают нормально, за вас все сделают. Люди с деньгами в подобных случаях отсылают своих детей на учебу за рубеж: там обстановка такая, что воровать нереально, а окружение достойное. Понятно, что это очень дорого. Некоторые родители договариваются и посылают на лето детей в Китеж — иногда помогает. Если подросток с хорошей головой, а кражи скорее странная случайность — можно попробовать привести подростка в Синтон. Резкая смена обстановка и новое окружение ярких и разумных людей иногда может переломить ситуацию.

Если смена окружения не помогла, обращайтесь в полицию: пишите заявление. Важно: появление в доме инспектора по делам несовершеннолетних обязательно нужно правильно обставить. Пусть инспектор придет сам, без родителей, и скажет ребенку, что видел, как тот покупал себе что-то в магазине. Ребенок не должен знать, что милиционер пришел по просьбе родителей, иначе он воспримет это как предательство со стороны родственников. Воспитательный эффект от такого посещения, как правило, оказывается внушительным. Форма сильно действует на воришек,

Третье — подсказка под названием «Общая голодовка» для несложных случаев. Эта подсказка помогает не всегда, а только там, где родители и родственники для подростка все-таки уважаемые и близкие люди. Такое бывает: да, ворует, но родителей при этом любит, бабушек-дедушек и других родственником — ценит. Так вот, за каждый случай воровства родители и родственники делают себе день голодовки. Точнее — так. Не важно, доказано воровство или нет (подростки часто уходят в непризнанку), но родители говорят: «Сын (дочь), у нас пропали деньги. Мы не можем утверждать, что это украл ты, но ты должен знать, что в связи с этим завтра у нас будет день голодовки. Голодать будут все, кто считает себя ответственным за факт пропажи денег. Голодаем мы, как родители, к нам присоединяется бабушка и дедушка, они очень расстроены случившимся, мы проинформируем о случившимся и других родственников, возможно они тоже присоединятся к нам. Ты — с нами? Конечно, лучше будет, если деньги все-таки найдутся, потому что для бабушки и дедушки голодать целый день тяжело и опасно для здоровья». Не очевидно, что деньги сразу же найдутся, но воровать деньги в следующий раз подростку будет на порядок сложнее.

Четвертое — решение самое трудное и жесткое для самых трудных случаев: «Изоляция». Если подросток находится в жестком и открытом противостоянии ко всем, папы нет, а маму он ни в грош не ставит, тем более если он матери за что-то мстит, то по сути единственный вариант — радикально сменить место жительства, уехать далеко, чтобы у подростка разорвались все прежние связи, и поставить его перед выбором: или сбегай от мамы в никуда (наверное, в открытый криминал), либо налаживай отношения с мамой, если хочешь, чтобы она тебя хотя бы кормила.

Размышляя о вариантах решения, всегда полезно обратиться к психологу за консультацией. Консультации хорошего психолога тоже стоят приличных денег, особенно с учетом, что разовая консультация тут едва ли поможет, нужно многое менять в самой семье, но ведь дело не столько в деньгах, сколько в беспокойстве о том, как сложится жизнь у наших детей.

В любом случае стоит помнить, что в нормальных семьях в подавляющем числе случаев подростковое воровство к годам 20 проходит само. Это не значит, что ничего не нужно делать, но и дергаться сверх меры — тоже лишне. Думайте в большей степени о том, чем живет ваш уже почти взрослый ребенок, к чему он стремится, что ему важно и дорого. Думайте — о перспективах!

Как отучить ребёнка красть: советы психолога

В случае детского воровства для родителей главное – дать почувствовать ребёнку серьёзность совершенного поступка и убедить в том, что он по-прежнему любим и достоин прощения.

  • Не оставляйте даже единичный случай воровства без внимания. Обязательно обсудите с ребёнком его поступок и найдите совместные пути решения ситуации.
  • Не устраивайте ребёнку публичных «выволочек». Все разговоры – только наедине.
  • Если ребёнок не пойман за руку, не спешите с обвинениями в воровстве, помните о презумпции невиновности.
  • Воздержитесь от обвинений «ты – вор», «сядешь в тюрьму», «из тебя вырастет преступник». Идя по пути осуждения, родители рискуют закрепить за ребёнком репутацию вора и мошенника. Малыш, впервые попав в такую ситуацию, может озлобиться, и его кражи уже начнут носить криминальный характер. В беседе с дошкольниками лучше не употреблять слов «воровство», «ворованное», «кража». Замените на более мягкие выражения: «брать чужое», «взять вещь без спроса».
  • Постарайтесь выяснить причину, почему ребёнок стал красть чужие вещи или деньги (чувство неудовлетворенности, привлечение внимания, вымогательство и др.). Тогда вам будет легче найти средство борьбы с этой проблемой.
  • Если ребёнок начинает лгать и отрицать содеянное, не настаивайте. Дайте ему время поразмыслить над ситуацией.
  • Если вы перепробовали все способы борьбы с детским воровством и ложью, но ничего не помогает, обратитесь за помощью к психологу.

Что делать

Краеугольный камень – возраст нарушителя. Разница в методах для малыша, дошколенка и подростка – очевидна. При этом и порицания, и наказания, и шутки, и воспитательные беседы уместны. Важно выбирать правильный тон и обстановку для диалога.

Рекомендуем вам послушать мнение детского практикующего психолога Ирины Владик:

Дети до 3 лет: твое, мое, чужое

С малышами большинство проблем формирования характера и поведения решается через сказки и игры. Родителям требуется лично проводить время с крохой: нельзя использовать аудиокниги или радиоспектакли. Сказку нужно читать с выражением, давать комментарии, задавать ребенку вопросы и просить его сделать выводы.

Порядок действий примерно такой:

  1. Обнаружив пропажу, удивитесь и посочувствуйте «жертве преступления». Это важный элемент для формирования эмпатии, эмоционального интеллекта и способности выражать эмоции.
  2. Спросите ребенка, не знает ли он чего об этой истории.
  3. Получив честный ответ, посочувствуйте своему воришке и скажите что-то вроде: «Наверное, ты и сам не очень доволен тем, что взял чужое, это ведь нехорошо, и ты знаешь это правило». Если ответ был с хитрецой, продолжите беседу фразой: «А ты знаешь, мне неловко, но вон с того дерева белочка видела, как ты положил чужую игрушку в свой рюкзачок и унес с площадки». Удивленный малыш наверняка расскажет все честно.
  4. Завершите ситуацию возвратом украденной вещи и извинением. И больше не вспоминайте об этом, особенно не рассказывайте чужим в присутствии ребенка о его проступке.

Дошкольники 3–6 лет: закон превыше желаний

Природный эгоизм, присущий растущим малышам до 5 лет, заставляет их брать чужое «потому, что оно мне нравится». Волевые процессы – одно из актуальных психических новообразований в этот период. С ребенком можно и нужно говорить о правилах, учить подчиняться им. Лучший способ поглубже вложить информацию о запретах и моральных нормах – поручить дошкольнику передать знания менее просвещенным сверстникам или детям помладше.

Дошколята любят играть в учителей и воспитателей. Взрослым остается только направить игру в нужное русло: попросите виновника рассказать друзьям о волшебных словах и правилах пользования чужими вещами.

Младшие школьники: правила общежития

Объятые множеством страхов и подчиненные массе школьных и домашних правил, ученики начальных классов начинают волноваться о своей репутации: что подумают одноклассники, что скажут, какую неприятную кличку придумают, если кто-то случайно увидит, как ребенок берет чужое без разрешения.

Большую роль играет классный руководитель. Его авторитет порой значительно превосходит авторитет родителей. Через учителя на ребенка можно эффективно воздействовать. Еще один помощник – психолог начальной школы.

Подростки: уголовная ответственность и положение в группе

Подростковый возраст характеризуется стремлением подчиняться и соответствовать требованиям группы, в которой преимущественно общается ребенок. Именно поэтому подростковые группы строятся по принципу закрытого клуба с суровыми требованиями и так яростно конфликтуют между собой. Но законодательство предусматривает довольно суровые последствия для непослушных детей и их родителей.

Как справиться с подростками. Профориентация школьников – задача учителей. Если на классном часе юрист (лучше оперативник) пояснит разницу между хищением и похищением, проявит суть уголовного наказания, то не только поведает классу об интересной профессии, но и проведет профилактическую работу. Оказывается, «тырить мобилы» – это не так уж безопасно… Найдите книгу-тренинг «Как научить детей сотрудничать».

Если подростковое воровство не спровоцировано демонстративностью или противоправными действиями против ребенка, то наилучшим мотивом станет авторитет в группе сверстников.

Нужно постараться поместить подростка в такую социальную общность, в которой не приветствуется вороватость и хитрость. Такой группой может стать спортивная секция, детское научное сообщество, танцевальная студия, творческий коллектив.

Виноват или горд?

Чувство вины – нормальный итог вскрывшейся кражи. Если же ребенок горд своим поступком, то он либо слишком мал, либо глубоко педагогически запущен, либо социально и психологически нездоров или ощущает себя приемным. В первом случае решите ситуацию миром и забудьте о ней навсегда. В двух других – обратитесь к специалисту.

Профилактика детского воровства

Как известно, любую проблему легче предотвратить, чем исправить, поэтому родителям важно соблюдать следующие рекомендации:

  • Интересуйтесь жизнью ребёнка, его заботами, радостями и огорчениями. Постарайтесь разделить его интересы или найти совместное занятие для всех членов семьи (спорт, прогулки, походы).
  • Важно построить в семье доверительные отношения, где каждый имеет право на своё мнение и в равной степени достоин уважения.
  • Меньше нравоучений, больше доверительных бесед.
  • Рано или поздно ребёнку самому придётся столкнуться со случаями воровства, поскольку это обыденное явление нашей жизни. Будьте готовы объяснить, что своё имущество нужно оберегать и быть бдительным, особенно при общении с незнакомыми людьми.
  • Не искушайте ни ребёнка, ни приходящих к вам гостей: храните деньги и ценные вещи в укромных местах, не разбрасывайте их по дому.
  • Ребёнок должен знать, где его вещи, которыми он распоряжается по своему усмотрению, а где вещи родителей, которые можно брать только с их разрешения.
  • Выделяйте ребёнку карманные деньги и научите грамотно ими распоряжаться.
  • Следите за разговорами в семье. Вы можете невольно транслировать ребёнку мысль о том, что в современном мире честный человек ничего не может добиться своим трудом, а получить желаемое он может только с помощью воровства и мошенничества.
  • Старайтесь удовлетворять разумные потребности детей в одежде, технике, экипировке. Договоритесь о том, что он сам сможет подзаработать на нужную ему вещь в каникулы или помогая вам.

Не судите строго своего ребёнка. Каждый может оступиться и быть неправым. Какая бы беда ни случилась с ребёнком, главное — не отворачивайтесь от него, дайте ему шанс исправиться.

2

Найдите ребенку дополнительные занятия

Поощряйте саморазвитие, пусть подросток расходует свою энергию на то, чтобы оттачивать свои навыки и способности продуктивно, к примеру, с помощью занятий каким-то спортом или участия в кружке по интересам. Это поможет ребенку наладить общение со сверстниками, у которых есть какие-то другие интересы кроме материальных ценностей и последних модных новинок.

«Самым южным» свидетельством существования неандертальцев стал детский зуб

Водоросли, оленина и шведский стол: нововведения в школьном питании по России

Как выглядели бы персонажи советских сказок и кино, если бы омолодились

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]