Методика
Для выяснения закономерностей и особенностей саморегуляции в повседневной жизнедеятельности было проведено эмпирическое исследование, в котором респонденты описывали свое повседневное состояние и способы его регуляции. В обследовании участвовали 180 человек средней возрастной группы, разного пола и профессиональной принадлежности. Особенности саморегуляции психических состояний в дневном цикле повседневной жизнедеятельности исследовались в двух группах испытуемых (по 20 человек в каждой группе, возраст 21–34 года). Первая группа – студенты, вторая группа – сотрудники торговой фирмы. Испытуемым предлагалось ответить на вопросы об отрицательных психических состояниях в течение дня (каждый час) и способах их регуляции.
Результаты и обсуждение
В процессе исследования респонденты чаще всего выделяли 10 положительно окрашенных (радость, счастье, спокойствие и т.д.) и 32 отрицательных состояния (неуверенность, апатия, разочарование и пр.). Более 40% опрошенных назвали спокойствие своим обычным состоянием, 19% таким состоянием посчитали радость, 17% – ожидание, 15% – веселость, столько же – раздумье, 14% – любовь, 11% – озабоченность, 10% – удовлетворенность, 10%– неудовлетворенность и т.д. Чаще всего ситуациями, при которых возникают положительные состояния, являлись следующие обстоятельства жизни: «когда встречаешь дорогого человека»; в праздник; когда везет при сдаче экзамена; при достижении какой-либо цели; в веселой ; при покупке вещи; когда получается задуманное; когда есть деньги; удается работа; в случае приятной новости; когда в доме много друзей; при завершении какого-либо труда; при удаче и др. В результате ответов было установлено, что ситуациями, при которых возникают отрицательные состояния, являются ссора; болезнь; расставание; когда что-то не получается; при неприятностях; когда одиноко; «долго не вижу любимых людей»; при загруженности работой; когда не получается запланированное; когда что-то случается с детьми; что-то случается с близкими; при семейных конфликтах; когда нет денег и др. Анализ способов саморегуляции психических состояний в повседневной жизнедеятельности позволил установить следующие наиболее типичные способы (см. табл. 1). Таблица 1 Наиболее типичные способы саморегуляции положительных и отрицательных состояний в обыденных ситуациях жизнедеятельности
Способы саморегуляции положительных состояний | Способы саморегуляции отрицательных состояний | Способы саморегуляции кратковременных отрицательных состояний | Способы саморегуляции длительных отрицательных состояний |
Общение – 28% Отключение-переключение – 15% Рационализация, самовнушение – 12% | Общение – 21% Отключение-переключение – 16% Слушание музыки – 10% | Самовнушение – 22% Отключение-переключение – 17% Общение – 12% | Общение – 42% Отключение-переключение – 31% Концентрация внимания на другой деятельности –13% |
Как следует из таблицы, практически одни и те же способы используются субъектами для регуляции, как для уменьшения интенсивности и увеличения длительности положительных состояний, так и для снижения напряженности отрицательных состояний. Обнаруженные способы саморегуляции являются универсальными. Результаты показывают, что для увеличения продолжительности положительно окрашенных состояний используется еще ряд различных приемов и способов: размышление-рассуждение, пассивный отдых, релаксация, слушание музыки. Для регуляции отрицательных состояний, помимо представленных в таблице, были также названы такие приемы и способы, как размышление, логическое рассуждение, релаксация, пассивная разрядка и отдых, аутотренинг и т.д. Способы саморегуляции и в этих случаях совпадают. Налицо парадокс – люди стараются уменьшить интенсивность переживания положительных состояний, переключаясь, рационализируя, рассуждая, отвлекаясь и т.п.Более того, в результате исследований выяснилось, что чем взрослее человек, тем в большей степени он относится к своим положительным состояниям рациональнее, чем моложе – тем интенсивнее, импульсивнее, экспрессивнее проявления состояний. При регуляции кратковременных отрицательных состояний помимо основных способов, представленных в таблице, респондентами были названы еще 12 приемов. Среди них также отмечались самоконтроль, пассивный отдых, самоприказ, релаксация и др. При регуляции длительных отрицательных состояний, кроме представленных в таблице, использовались также самоанализ, пассивная разрядка, логическое рассуждение и др. При повторении отрицательного состояния 88% респондентов используют те же самые приемы, 12% прибегают к новым приемам и методам саморегуляции. Если же все приемы саморегуляции не помогают, то 15% опрошенных используют общение, 11% предпочитают отключение-переключение, 5% – пассивный отдых. Остальные респонденты ответили, что им помогают их обычные методы и приемы. На вопрос об управлении отрицательными состояниями со стороны другихбыло установлено, что из 100 опрошенных только 31 человек позволяет другим людям управлять своими отрицательными состояниями. «Регуляторами» являются дети и друзья. Они управляют словами, разговорами, уговорами, веселят, бодрят, успокаивают, заставляют, просят. В исследовании выяснилось, что с накоплением опыта люди используют все больше приемов и способов саморегуляции интенсивных отрицательных состояний и все чаще прибегают к ним, и все в меньшей степени позволяют другим людям управлять собой, подходят к своим состояниям рационально, регулируют их осознанно. Более всего саморегуляции поддаются действия, менее всего – чувства и мысли. Результаты исследований показывают, что количество используемых методов и приемов выше всего – в отношении отрицательных длительных состояний. Если при саморегуляции положительно окрашенных состояний было названо 9 способов и методов, а при регуляции кратковременных отрицательных состояний – 12, то наиболее широкий спектр методов и приемов – 17, используется при саморегуляции длительных отрицательных состояний. Другими словами, количество используемых приемов и методов саморегуляции увеличивается по мере усложнения, длительности и устойчивости психических состояний. Таким образом, большинство способов и приемов используется при саморегуляции как отрицательных, так и положительно окрашенных состояний. К ним относятся: общение, отключение-переключение, рассуждения, релаксация. Одними и теми же способами можно регулировать как положительные, так и отрицательные состояния. То есть можно говорить об общих способах. Их основная функция – снижение уровня интенсивности переживаемого состояния, перевод его в условно «средний» (равновесный) уровень. Некоторые методы применяются респондентами только в саморегуляции отрицательных состояний (например, пассивная разрядка, самоконтроль, самоприказ, самоанализ) или только положительных (например, пассивный отдых, слушание музыки и др.). То есть существуют также специфические, особенные способы саморегуляции. Разделив состояния на группы по выраженности психологических составляющих, мы обнаружили, что респонденты чаще всего испытывают 29 эмоциональных состояний (воодушевление, страх, любовь, душевная боль, испуг и т.д.), 6 волевых психических состояний (лень / леность, беспомощность, неуверенность и др.), 5 интеллектуальных психических состояний (недоумение, сомнение и др.), 5 психофизиологических состояний (стресс, подавленность, усталость и пр.). Среди эмоциональных состояний 27% опрошенных испытывали волнение чаще других состояний, 14% – воодушевление и радость, 10% – возмущение, далее следуют страх и т.д. Из волевых состояний 30% называли лень / леность, 15% – ожидание, 12% – неуверенность, 10% – нерешительность и т.д. 23% опрошенных из интеллектуальных психических состояний выделили раздумье, 18% – сомнение, 6% – раздвоенность и пр. Из психофизиологических состояний усталость испытывают 18% опрошенных, 9% – спокойствие, 5% – депрессию, стресс, подавленность. Способы регуляции этих состояний представлены в таблице 2. Таблица 2 Особенности саморегуляции психических состояний разной модальности
Способы саморегуляции эмоциональных состояний | Способы саморегуляции волевых состояний | Способы саморегуляции интеллектуальных состояний | Способы саморегуляции психофизиологических состояний |
Общение – 22% Отключение-переключение – 15% Самовнушение –14% Самоконтроль –10% Концентрация внимания на другой деятельности – 8% | Общение – 25% Самовнушение – 14% Музыкальное воздействие – 12% Рационализация – 9% | Общение – 21% Отключение-переключение – 11% Рационализация –6% Самоанализ – 6% Размышление – 6% Самоубеждение – 6% | Общение – 27% Самовнушение – 11% Самоанализ – 9% Концентрация на другой деятельности – 5% Самоконтроль – 5% |
Как показано в таблице 2, общение занимает лидирующее положение среди способов и методов саморегуляции. Это универсальный способ, связанный с диалогом субъекта с субъектом или группой. Он, в отличие от других способов, содержательно богаче, интегрирует в себе различные эмпирически сложившиеся в ходе жизнедеятельности субъекта формы общения: коммуникативные, эмпатические и др. Его использует большинство опрошенных. Далее следует отключение-переключение как способ регуляции внимания и самовнушение. Часть респондентов использует волевые приемы – (самоприказы, самоконтроль) и интеллектуальные способы (логический анализ событий, самоанализ, размышления-рассуждения и др.). По мере усложнения состояний увеличивается число применяемых способов саморегуляции и их сложность: при саморегуляции положительных состояний используются более простые приемы, чем при саморегуляции отрицательных состояний.
Особенности саморегуляции психических состояний в дневном цикле повседневной жизнедеятельности
При изучении саморегуляции состояний в дневном цикле повседневной жизнедеятельности было выявлено 22 наиболее часто используемых способа саморегуляции, характерных для студентов и сотрудников фирмы в типичном дневном цикле (см. табл. 3). Таблица 3 Типичные способы регуляции психических состояний в дневном цикле
Дневной цикл | Способы регуляции | Частота встречаемости | |
Студенты | Сотрудники фирмы | ||
1-й час бодрствования | Чай, кофе Принятие душа Активная деятельность | 90% 75% 45% | 40% 40% 25% |
2-й час бодрствования | Физическая активность Самовнушение Общение Переключение внимания Курение Чай | 15% 5% 25% 30% 10% 5% | 15% – 35% 10% 20% – |
3-й час бодрствования | Активная деятельность Занятие любимым делом Общение Прослушивание музыки | 65% 45% 80% 35% | 55% 70% 65% – |
4-й час бодрствования | Самовнушение Активная деятельность Занятие любимым делом Общение Чай, кофе | 35% 70% 55% 90% 35% | – 60% 80% 60% 40% |
5-й час бодрствования | Переключение внимания Занятие любимым делом Самовнушение Прослушивание музыки Пение | 35% 25% 30% 15% 5% | 25% 60% – 50% – |
6-й час бодрствования | Чай, кофе Пассивный отдых Курение Юмор, смех Пение | 70% 10% 10% 50% 20% | 40% 15% 20% 30% – |
7-й час бодрствования | Активная деятельность Общение Занятие любимым делом Самовнушение | 45% 95% – 10% | 45% 70% 65% – |
8-й час бодрствования | Прослушивание музыки Чай, кофе Пассивный отдых (посидеть, ничего не делая) | – 65% 15% | 50% 35% 30% |
9-й час бодрствования | Общение Смех Пение Активная деятельность Самоанализ | 5% 20% 15% 35% – | 25% 5% 5% 10% 15% |
10-й час бодрствования | Чай, кофе Переключение внимания Курение Релаксация Срыв, крик Прогулка | – 20% – 5% 35% – | 5% 5% 10% – 15% 5% |
11-й час бодрствования | Переключение внимания Пассивный отдых Самоанализ Самовнушение Прослушивание музыки Пассивная разрядка (слезы) | – 5% 30% 50% 20% 5% | 20% 10% 15% – 10% – |
12-й час бодрствования | Релаксация Прослушивание музыки Прохладный душ Прогулка Спиртное Баня | 25% 40% 30% 25% 15% – | – 50% 30% 30% 30% 5% |
13-й час бодрствования | Пассивный отдых Чай, кофе Курение Спиртное Пение Общение Речевая разрядка (крик) | 90% 60% – 5% 25% 65% 15% | 80% 40% 20% 10% – 55% 5% |
14-й час бодрствования | Работа по дому Мечтание Чтение Самовнушение Самоанализ Пассивная разрядка (слезы) Спиртное | 15% – 15% 5% 15% 10% 20% | 15% 20% 30% – 35% 15% 10% |
15-й час бодрствования | Пассивный отдых Чтение Релаксация Сон Общение Любимое дело | 95% – 20% 10% 30% 15% | 80% 20% – 5% 25% 20% |
16-й час бодрствования | Сон Чтение Пассивный отдых Душ | 30% – 60% 5% | 50% 10% 40% 10% |
Представленные результаты свидетельствуют о том, что регуляция состояний в течение дня характеризуется не одним приемом, а группой разных способов, то есть образуется комплекс приемов (функциональный комплекс). Анализ данных показывает, что наиболее часто используемыми способами саморегуляции в течение дня являются: общение, пассивный отдых, занятие любимым делом, активная деятельность и чай (кофе). Но между тем существуют и отличия в способах регуляции в этих двух группах, особенно, начиная с 9-го часа бодрствования. Эти различия обусловлены разными видами и формами жизнедеятельности: служащие вторую половину бодрствования проводят в семье, тогда как студенты, помимо семьи, еще и в общении и досуге. Отметим следующее: в функциональной структуре дневной саморегуляции психических состояний в группе студентов (если не анализировать отдельные способы) день делится как бы на две половины, водораздел – 7–8-й час активного бодрствования (учебная деятельность). Следующая половина дня характеризуется включением несколько иных способов саморегуляции в функциональные комплексы, последние связаны с взаимодействием в семье, досугом и общением. В отличие от дневной структуры студентов, у сотрудников саморегуляция обусловлена спецификой иной деятельности – производственной и семейными заботами, выполнением домашних дел и временем общения с близкими. Таким образом, независимо от видов деятельности, в период дневной активности могут быть выделены «общие» способы регуляции, характерные для всех субъектов: это общение и занятие любимым делом, чай (кофе), пассивный отдых. Но также существуют и отличия в функциональных структурах регуляции психических состояний, обусловленные спецификой деятельности.
Динамика переходных процессов саморегуляции психических состояний в повседневной жизнедеятельности
Исследование позволило установить, что в повседневных ситуациях жизнедеятельности существуют «переходные» состояния в динамике от отрицательных к положительным состояниям, а также определенные способы саморегуляции, обеспечивающие этот процесс. Количество «звеньев» переходных состояний различно. Так, число звеньев, состоящих из одного переходного состояния, – 41%. Наиболее часто встречающимися переходными состояниями в этом случае были: смирение, успокоенность, расслабленность и спокойствие. Большинство респондентов (44%) указывали звенья, которые состояли из двух переходных состояний. Наиболее часто встречались такие переходные психические состояния, как успокоенность, расслабленность, спокойствие и грусть. И лишь 15% составили звенья, состоящие их трех состояний, где доминировали переходные состояния печали, грусти, успокоенности и спокойствия. Испытуемыми были отмечены самые разнообразные способы саморегуляции психических состояний: от любимого занятия (спорт, рисование, музыка), встречи с друзьями в веселой компании до самовнушения, самоконтроля и смены обстановки. Чаще всего встречались следующие способы: общение, анализ, обдумывание, осмысление, погруженность в себя. В качестве иллюстрации рассмотрим переходный процесс от состояния тревоги к радости (см. рис. 2). Рис. 2. Переходные состояния (одно состояние) и способы саморегуляции состояний в диапазоне (тревога – радость). Как показано на рисунке, переход к радости осуществляется через промежуточное равновесное состояние – спокойствие. Человек успокаивается благодаря самоубеждению, анализу и погруженности в себя в течение определенного времени. В свою очередь, актуализация радости после спокойствия осуществляется через создание ситуаций, вызывающих радость, получение хороших результатов в деятельности и самоприказы. В целом общая закономерность динамических изменений от отрицательных состояний к положительным заключается в наличии переходных состояний. Последние могут быть отнесены к группе относительно равновесных состояний.
Регуляция и саморегуляция психических состояний
Психическое состояние стресса Читать далее: Практическая и научная педагогика
3.5. Регуляция и саморегуляция психических состояний
Регуляция психических состояний осуществляется через лечение (психиатрия), а также с помощью оказания психологической помощи и поддержки. Психологическая помощь и поддержка, в отличие от психотерапии, осуществляется не врачами-психотерапевтами, а практическими психологами путем анализа психики клиента, индивидуальных и групповых консультаций, а также тренингов.
Методы психологического воздействия.
Метод предъявления моделей — основан на использовании механизмов психического заражения, внушения и подражания в процессе предъявления в качестве образцов: поведения других людей, персонажей кинофильмов, художественной литературы, сказок, притч, анекдотов.
• Дискуссия — обсуждение каких-либо проблем клиента с целью нахождения оптимальных решений. Главным ме ханизмом психологического воздействия здесь выступает убеждение — процесс воздействия на сознание силой логи ческих доказательств.
• Тренинг — метод воздействия, направленный на созда ние новых психических образований, либо на изменение и развитие уже существующих. В ходе тренинга используются различные упражнения, ролевые игры, психогимнастика.
Психическая саморегуляция основана на произвольном управлении своим собственным психическим состоянием. Она предполагает наличие или выработку соответствующих умений, в том числе умений психопрофилактики и психогигиены. Для студента, например, это следующие умения:
умение преодолевать в себе излишнее беспокойство; чувство неуверенности, страха и тревоги, нерешительности и скованности на семинарах, экзаменах, зачетах;
умение предупреждать и снимать стрессовые проявления, излишнее напряжение и волнение;
умение мобилизовать свою волю или внутренние силы для создания рабочего настроения, необходимого самочувствия;
умение контролировать темп и тон своей речи, дыхания, мышечного напряжения и т.п.;
умение производить разрядку в сменяющих учебу видах деятельности: физический труд, физкультура, дискотека, кино, художественная литература и т.д.
В практической психологии разработаны различные методики психофизической саморегуляции. Наиболее известной из них является аутогенная тренировка. В плане психофизической саморегуляции могут быть полезны книги американского психолога и педагога Дейла Карне-ги, других психологов, а также специальные методические рекомендации, разработанные для этих целей.
3.6. Аутогенная тренировка
Аутогенная тренировка ~ один из способов психофизической саморегуляции. Основана на самовнушении ■ и используется как для самосовершенствования психических процессов, так и для саморегуляции психических состояний, для профилактики переутомления.
Аутогенная тренировка (аутотренинг) позволяет человеку в короткое время хорошо отдохнуть, улучшить работоспособность, сосредоточить внимание на нужном деле.
Аутогенная тренировка состоит из специальных упражнений, направленных на самоформирование навыков сознательного воздействия на различные функции организма ~ навыков самовнушения.
Самовнушение наиболее эффективно протекает на фоне общего мышечного расслабления. Это состояние называется релаксацией.
Занятия аутотренингом проводятся по следующему плану.
• Выбор удобного для себя положения: сидя, полулежа, лежа.
• Успокоение — устанавливается ровное, спокойное дыхание. Применяются словесные формулы самовнушения спокойного дыхания.
• Расслабление мышц тела — представление тяжести в мышцах рук, ног. Вызов тепла в мышцах рук, ног, груди и брюшной полости с помощью произнесения формул расслабления.
• Активное самовнушение — произнесение специальных словесных формул, после каждой из которых делается 2—3 минутная пауза.
• Выход из состояния релаксации — произнесение тонизирующих фраз типа: «Я спокоен. Я хорошо отдохнул. Я собран и внимателен и т.д.»
• Завершение: потянуться, резкий выдох, улыбка, несколько дыхательных и физических упражнений.
ЛИТЕРАТУРА ПО ОСНОВАМ ПСИХОЛОГИИ:
9. Андреева Г.М. Социальная психология. — Москва: Изд-во МГУ, 1988.
10. Вайнштейн Л.А. Психология управления. — Минск, 2007.
11. Вечер Л.С. Секреты делового общения. — Минск: Выш. шк., 1996.
12. Белановская А.В. Психология личности. — Минск: БГПУ им. М.Танка, 2001.
13. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2004.
14. Бороздина Г.В. Основы психологии и педагогики. — Минск: БГЭУ, 2004.
15. Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики: курс лекций в 2 ч. 4.1. Основы психологии. — Минск: БГЭУ, 2005.
16. Вечорко Г. Ф. Основы психологии и педагогики: ответы на экзаменац. вопр. — Минск: ТетраСистемс, 2007.
17. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. — Москва, 2000.
18. Каменская Е.Н. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
19. Карпов А.В. Психология менеджмента. — Москва: Гардарики, 1999.
20. Киселев И.Е. Основы социальной психологии. ~ Минск: БГЭУ, 2000.
21. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 2001.
22. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. — Москва: Владос-Пресс, 2001.
23. Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 2005.
24. Маклаков А.Г. Общая психология. — Санкт-Петербург: Питер, 2001.
25. Марцинковская Т.Д. История психологии. — Москва: Академия, 2003.
26. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и самоуправление человека в условиях стресса. — Санкт-Петербург: Сентябрь, 2001.
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке
1.1. Становление и развитие педагогики
Педагогика как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни.
В первобытном обществе воспитание детей поручалось наиболее опытным представителям общины или осуществлялось в семьях. Помимо передачи трудового и хозяйственного опыта, детей знакомили с правилами религиозного культа, преданиями, житейскими нормами, традициями, обычаями и т.д.
В период рабовладельческого строя возникают специальные образовательные учреждения и появляются люди, профессией которых становится обучение и воспитание детей. Именно в это время в Древней Греции появился термин «педагог», обозначавший раба, водившего детей в школу. Того, кто обучал, называли дидаскалом. Педагогические знания в это время входили в состав философии.
В средние века в философии, а значит, и в педагогике стала господствовать религия, согласно которой человек должен быть похожим на своего небесного Создателя, терпеть земные тяготы и восхвалять Бога.Возникают приходские, монастырские и соборные школы.
С переходом к эпохе Возрождения началась критика школы, оторванной от жизни и практики, появились идеи гуманного отношения к детям, идеи освобождения личности от феодального угнетения и религиозного аскетизма.
К концу XVII века, когда появились массовые школы и первые научно-педагогические работы, произошло выделение педагогики из философии в отдельную науку. Это событие связано с именем чешского педагога Я.А. Комен-ского. Он разработал основные вопросы теории обучения (дидактики), определил систему школ и содержание обучения в них, изложил свои взгляды на семейное воспитание и т.д. После Коменского в теории западной педагогики наибольший след оставили:
•Джон Локк — в книге «Мысли о воспитании» изложил свои взгляды на воспитание джентльмена — человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью нравственных убеждений. Сравнивал душу ребенка с чистой доской, на которой можно написать все, что захочешь.
•Жан Жак Руссо — в книге «Эмиль, или о воспитании» заложил основы теории свободного воспитания, согласно которой воспитание полностью должно идти за природными склонностями и желаниями детей. При этом он исходил из идеи природного совершенства детей, выступил против жестокого обращения с ними, против их физического наказания.
•Генрих Песталоцци — швейцарский педагог, развивал идею о гуманном характере воспитания, о доброжелательном отношении к детям. Он стремился соединить обучение детей с посильным физическим трудом, использовал для нравственного воспитания прообраз детского коллектива.
•Иоганн Гербарт — немецкий психолог и педагог предложил идею воспитывающего обучения, систему развивающих упражнений. Считал целесообразным подавлять у детей «дикую природу», используя непререкаемый авторитет педагога, разнообразные физические наказания, неослабный контроль за поведением.
•Адольф Дистервег — немецкий педагог, выдвинул идею активизации умственной деятельности учащихся и усиления их самостоятельной работы. Особенно полезны его мысли о подготовке грамотных и высокоморальных учителей.
•Георг Кершентейнер (Германия) — предложил идею перехода от старой книжной школы к новой — трудовой.
•Джон Дьюи — американский философ и педагог, автор прагматической педагогики, которая должна учитывать интересы и опыт учащихся». Он считал, что все необходимые знания учащиеся должны приобретать в процессе наблюдений, эксперимента, игровой и трудовой деятельности.
Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли внесли М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, А.И. Пирогов, В.И. Водовозов, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой и др.
Выдающимися представителями педагогической мысли на Беларуси являются: Фр. Скорина, Н. Гусовский, Л. Зизаний, А. Пашкевич, Я. Колас.
В советское время на основе марксистско-ленинского учения развивались идеи единой трудовой политехнической школы, идеи так называемого коммунистического воспитания, Крупнейшими педагогами этого периода были: П.П. Блонский, СТ. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
В среде простых людей на протяжении веков складывались свои представления о воспитании. В пословицах, поговорках, сказках и преданиях люди высказывали свое отношение к целям и характеру воспитания. Народная педагогика выше всего ценит такие качества человека, как уважение к труду, справедливость, человеческое достоинство, почитание старших, уважение между людьми.
Психическое состояние стресса Читать далее: Практическая и научная педагогика
Информация о работе «Основы психологии и педагогики»
Раздел: Психология Количество знаков с пробелами: 94538 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Психология и педагогика профессиональной деятельности
49485
0
0
… качеств, спонтанно либо, наоборот, стремиться к самоутверждению, неадекватному ее возможностям и наличному авторитету. 5.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА Проблема адаптации человека длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук: социологии, психологии, педагогики, медицины, биологии и др. В наше время уже нет ни одной общественной, …
Экзаменационные билеты по предмету Психология и педагогика за осенний семестр 2000 года
18062
0
0
… . «Развитие» как категория педагогики. Сущность взаимообучения. Сущность коллективной организации воспитания. Зав. кафедрой ————————————————— Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 22 Классификация потребностей и их характеристика. Основные свойства восприятия. Сущность и стороны общения. Упражнение как …
Примерный перечень экзаменационных вопросов по предмету психология и педагогика
18100
0
0
… . 3) «Развитие» как категория педагогики. 4) Сущность взаимообучения. 5) Сущность коллективной организации воспитания. Зав. кафедрой ————————————————— Экзаменационный билет по предмету ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Билет № 22 1) Классификация потребностей и их характеристика. 2) Основные свойства восприятия. 3) Сущность и стороны общения. 4) …
Теоретические и методические проблемы построения образовательного стандарта по психологии и педагогике
5419
0
0
… ), “реальный педагогический процесс в его сложной и многоплановой специфике, в его реально человеческом (субъектном) исполнении и обусловленности” (В.А. Сластенин). Таким образом, интеграция психологии и педагогики базируется на следующих положениях: 1. Взаимодействие принципов системности, интеграции, дифференциации в процессе познания, что способствует переносу усвоенной системы психолого- …