Алгоритм определение водного баланса
Подготовить:
— установить с пациентом доверительное отношение, убедится, что пациент не принимал диуретики в течение последних 3 дней;
— объяснить механизм проведения процедуры, и получить согласие на ее проведение;
— медицинские весы;
— мерные стеклянные градуированные емкости для сбора мочи, рвотных масс и испражнений;
— лист учета водного баланса;
— ручку;
— емкость с дезинфицирующим раствором;
— контейнер для отходов;
— одноразовые салфетки и перчатки:
Действие:
Объяснить пациенту, что в 6.00 необходимо выпустить ночную порцию мочи в унитаз; после этого пациент должен собирать мочу после каждого мочеиспускания в градуированную емкость, записывать время и количество мочи, а так же, должен указывать время приема и количество принятой жидкости и данные фиксировать в лист учета до 6.00 следующего утра; в 6.00 следующего дня пациент должен сдать лист учета медицинской сестре; снять перчатки и опустить их в контейнер, вымыть (гигиенический уровень) и осушить руки; записать полученные данные в медицинскую документацию:
Внимание:
— Диурезом называется процесс образования и выделения мочи.
— Суточным диурезом называется общее количество мочи, выделенной пациентом в течение суток, у взрослых он колеблется от 800 мл до 2000 миллитров.
— Суточный водный баланс – это соотношение между количеством введенной в организм жидкости и количеством жидкости, выделенной из организма в течение суток.
— Учету, кроме выпитой жидкости, подлежит жидкость, содержащаяся во фруктах, супах, овощах и т.д., а также объем парентерально вводимых растворов.
— Учету количества выделенной жидкости должна подвергается не только моча, но и рвотные массы и испражнения пациента.
— Ожидаемое выделяемой жидкости с мочой рассчитывают по формуле (количество выпитой жидкости умножить на 0,8).
— Водный баланс считается положительным, если выделилось жидкости больше чем введено и наоборот.
— Положительный водный баланс свидетельствует об эффективности лечения.
studopedia.ru
Определение суточного диуреза
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к манипуляции. | |
1 . Приготовить все необходимое. | |
2. Напишите этикетку для измерения суточного диуреза: Суточный диурез. Фамилия, имя, отчество пациента. Дата и часы начала сбора мочи. | Обеспечение эффективного проведения процедуры. |
3. Прикрепите этикетку на градуированную емкость, поставьте ее в туалетной комнате и покажите пациенту или санитарке (если тяжелобольной), где она находится. | Обеспечение эффективного проведения процедуры. |
4. Установите доверительные отношения с пациентом, оцените его способность к самостоятельному проведению процедуры. | Обеспечение осознанного участия в совместной работе. |
5. Объясните цель и ход исследования и получите согласие пациента на процедуру. | Обеспечение права пациента на информацию. |
II. Выполнение манипуляции. | |
6. Вечером объясните пациенту (или санитарке) правила сбора суточного диуреза. | |
7. Пациент в 6 ч. утра освобождает мочевой пузырь, и эта моча не учитывается. | Достоверность результата. |
8. В течение суток до 6 часов утра следующего дня пациент (или санитарка) сливает мочу в градуированную емкость, записывает ее количество и выливает в туалет. | |
III. Окончание манипуляции. | |
9. По окончанию суток медицинская сестра определяет количество выделяемой мочи и записывает цифрой результат суточного диуреза в соответствующую графу температурного листа. | Обеспечение преемственности в сестринском уходе. Информация для лечащего врача. |
Манипуляция № 38
«Исследование артериального пульса (PS)».
Цель:
оценка функционального состояния сердечно – сосудистой системы, представление об общем состоянии пациента, определение основных свойств пульса.
Показания:
заболевания сердечно – сосудистой системы, обследование, оценка общего состояния пациента.
Противопоказания:
нет.
Оснащение:
секундомер (или часы с секундной стрелкой), ручка с красным стержнем, температурный лист, лист наблюдения, сестринская история болезни.
Алгоритм:
Этапы. | Обоснование. |
I. Подготовка к манипуляции. | |
1. Приготовить все необходимое. | |
2. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. | Установление контакта с пациентом. |
3. Уточнить, как к нему обращаться. | |
4. Ознакомить пациента с целью и ходом процедуры. | Психологическая подготовка пациента. Право на информацию. |
5. Получить согласие пациента на процедуру. | Соблюдение прав пациента. |
6. Подготовить необходимое оснащение | Эффективность проведения процедуры. |
7. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
II. Выполнение процедуры: 8. Придать пациенту удобное положение (сидя, лежа) и предложить расслабить руку, при этом кисть и предплечье не должны быть на весу. | Обеспечение достоверности результата. |
9. Прижать II, III, IV пальцами лучевые артерии на обеих руках пациента (I палец должен находиться со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерий. Примечание: Если пульс сим- метричен, дальнейшее исследование проводить на одной руке, в противном случае на обеих поочередно. Запомните! Нельзя исследовать пульс большим пальцем, т.к. он имеет выраженную пульсацию, и вы можете сосчитать собственный пульс вместо пульса пациента! | Для определения симметричности пульса (совпадения пульсовых ударов). Достоверность результата. |
10. Взять часы или секундомер и исследовать пульсацию артерии (характеристики пульса). | Обеспечивается точность исследования. |
11. Определить ритм пульса в течение 30 секунд. | Обеспечивается точность исследования. |
12. Определить частоту пульса за 1 минуту. | |
13. Прижать артерию сильнее к лучевой кости и определить напряжение пульса. | |
14. Определить наполнение пульса (степень наполнения артерии кровью). | Обеспечивается точность исследования. |
15. Определить величину пульса (по напряжению и наполнению пульса). | |
III. Окончание процедуры: 16. Сообщить пациенту результат исследования (частоту пульса). | Право пациента на информацию. |
17. Помочь пациенту занять удобное для него положение или предложить встать. | |
18. Вымыть руки. | Инфекционная безопасность. |
19. Записать результаты исследования в температурный лист, или лист наблюдения, или сестринскую историю болезни, или карту сестринского процесса. Примечание: частоту пульса в температурном листе графически регистрируют в виде пульсовой кривой красного цвета. | Для документации результатов исследования пульса. |
Манипуляция № 39
«Измерение артериального давления (АД)».
Цель:
оценить состояние сердечно – сосудистой системы, общее состояние пациента, определить показатели артериального давления и оценить результаты исследования.
Показания:
заболевания сердечно – сосудистой системы, почек, обследование пациента.
Противопоказания:
нет.
Оснащение:
тонометр, фонендоскоп, ручка с красным стержнем, температурный лист, (амбулаторная карта, сестринская история болезни), валик, салфетки, 70% этиловый спирт или дезинфицирующий раствор, разрешенный к применению в данном ЛПО.
Алгоритм:
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре: 1. Подготовить все необходимое для манипуляции (оснащение). | Достижение эффективного проведения процедуры. |
2. Доброжелательно представиться пациенту и уточнить, как к нему обращаться. | Установление контакта с пациентом. |
3. Объяснить пациенту цель и ход процедуры. Получить его согласие. | Право пациента на информацию. |
4. Вымыть руки и осушить их. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
II. Выполнение процедуры: 5. Усадить или уложить пациента (в зависимости от его состояния), расположив аппарат на уровне грудной клетки. | Достоверность показаний. |
6. Наложить манжетку на обнаженное плечо пациента на 2-3 см. выше локтевого сгиба (одежда нe должна сдавливать плечо выше манжеты), закрепить манжету так, чтобы между ней и плечом проходил только один палец. Примечание: не следует измерять АД на руке со стороны произведенной мастоэктомии, на слабой руке после инсульта и на парализованной руке, а также на руке, где стоит игла для внутривенного вливания. Желательно, чтобы пациент спокойно посидел с наложенной манжетой в течение 5 минут. | Обеспечение достоверности результата. |
7. Предложить пациенту правильно положить руку; в разогнутом положении локтевого сустава ладонью вверх (если пациент сидит, попросить его положить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки или валик). | Обеспечение наилучшего разгибания конечности. |
8. Соединить манометр с манжетой и проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы. | Удостовериться в исправности аппарата. |
9. Протереть мембрану фонендоскопа спиртом. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
10. Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой ямки (пальпаторно) и поставить на это место мембрану фонендоскопа. | Обеспечивается достоверность результата. |
11. Спросить пациента о показателях его давления. | Для сравнения показаний. |
12. Свободной рукой закрыть вентиль на «груше», повернуть его вправо, этой же рукой быстро нагнетать в манжету воздух до тех пор, пока давление в ней не превысит на 20-30 мм рт. ст. уровень, при котором исчезают тоны Короткова (или пульсация лучевой артерии). | Исключается дискомфорт, связанный с чрезмерным пережатием артерии, и обеспечивается достоверный результат. |
13. Выпускать воздух из манжеты со скоростью 2-3 мм рт. ст./сек., повернув вентиль влево, одновременно фонендоскопом выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показателями шкалы манометра. При появлении первых звуков (тоны Короткова) запомнить цифру, соответствующую систолическому давлению. Продолжая выпускать воздух, отметить величину диастолического давления, которое соответствует полному исчезновению тонов или их ослаблению. Запомнить цифру, соответствующую диастолическому давлению. Примечание: во время измерения АД наблюдать за состоянием пациента. | Получение более достоверного результата, |
14. Сообщить пациенту результат измерения. | Право пациента на информацию. |
15. Повторить процедуру через 2-3 минуты. Примечание: измеряют АД обычно 2-3 раза, выпуская воздух из манжеты каждый раз полностью. | Достоверность результата. |
III. Окончание процедуры: 16. Снять наложенную манжету. Протереть мембрану фонендоскопа 70 % спиртом. Вымыть руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
17. Зафиксировать данные измерения (при необходимости округлив их до «О» или «5») в сестринскую историю болезни и температурный лист, проведя предварительную коррекцию результатов с учетом окружности плеча. Примечание: смотри таблицу № 2. В сестринской истории болезни АД записывается в виде дроби (в числителе — систолическое давление, в знаменателе — диастолическое). В температурном листе данные измерения АД регистрируются в виде столбика, верхняя граница которого означает систолическое, а нижняя диастолическое давление. | Документирование результатов измерения АД. |
Манипуляция № 40
«Подсчёт числа дыхательных движений (ЧДД)».
Цель:
определить основные характеристики дыхания.
Показания:
заболевания органов дыхания, и сердечно – сосудистой системы.
Противопоказания:
нет.
Оснащение:
часы (секундомер), температурный лист или лист сестринского наблюдения, ручка бумага.
Алгоритм:
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре: 1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться. | Установление контакта с пациентом. |
2. Предупредить пациента, что будет проведено исследование пульса. | Исключается возможность управления дыханием. |
3. Получить согласие пациента на проведение процедуры. | Обеспечиваются права пациента на информацию. |
4. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности |
5. Попросить пациента или помочь ему удобно лечь (сесть) в постели, чтобы видеть верхнюю часть его грудной клетки и живота (эпигастральную область). | Для уточнения (определения) типа и ритма дыхания. |
6. Определить тип и ритм дыхания. | Обеспечивается точность (достоверность) подсчета ЧДД. |
II. Выполнение процедуры: 7. Взять пациента за руку так, как для исследования пульса, наблюдать за экскурсией грудной клетки или за движениями эпигастральной области живота пациента. Считать дыхательные движения за 1 минуту. Примечание: если не удается наблюдать экскурсию грудной клетки, то положить руки (пациента и свою) на грудную клетку (у женщин) или на эпигастральную область (у мужчин), имитируя исследование пульса (продолжая держать руку за запястье) | Определение ЧДД |
8. Зафиксировать результат на бумаге и перенести данные в лист сестринского наблюдения или температурный лист. | Обеспечение контроля за состоянием органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. |
III. Окончание процедуры: 9. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Манипуляция № 41
«Заполнение температурного листа».
Цель:
правила заполнение медицинской документации.
Показания:
регистрация результатов обследования пациента.
Противопоказания:
нет.
Оснащение:
температурный лист, ручки (или карандаши) с красной, синей пастой.
Алгоритм:
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к манипуляции. 1. Приготовить стандартный температурный лист. 2. Приготовить синий или черный карандаш (или пасту), красный карандаш (или пасту). II. Выполнение манипуляции. 3. Утреннюю температуру отметить точкой в графе «У», вечернюю – в графе «В». 4. Отметить верхнюю границу (систолического) и нижнюю границу (диастолического) артериального давления красным карандашом (или пастой). 5. В графе «У» отметить точкой результаты подсчета пульса утром, а в графе «В» результаты подсчета пульса вечером. 6. В графе «Дыхание» записать подсчет числа дыхательных движений в 1 мин.. 7. В графе «Вес» сделать отметку о данных массы тела пациента. 8. В графе «Выпито жидкости» отметить количество жидкости, поступившей в организм пациента за сутки. 9. В графе «Суточное количество мочи» отметить количество мочи, выделенное пациентом за сутки. 10. В графе «Стул» отметить знаком + данные о дефекации. 11. В графе «Ванна» отметить знаком + данные о проведении санитарной обработки пациенту. III. Окончание манипуляции. 4. Соединить точки утренней и вечерней температуры. 5. Соединить точки результатов подсчета пульса. 6. Красным карандашом обозначить в виде столбика АД. | Правила заполнения медицинской документации. Эффективное прочтение результатов обследования пациента. Достоверность результата. Достоверность результата. Достоверность результата. Информация для лечащего врача. Обеспечение преемственности в сестринском уходе. Информация для лечащего врача. Обеспечение преемственности в сестринском уходе. Информация для лечащего врача. Обеспечение преемственности в сестринском уходе. Информация для лечащего врача. Обеспечение преемственности в сестринском уходе. Получение температурной кривой. Графическое отображение результатов пульса. Эффективность заполнения медицинской документации. |
Манипуляция № 42
«Составление порционника и порционного требования».
Необходимая диета и длительность ее применения определяется врачом и зависит от заболевания, состояния больного и переносимости назначенной диеты. Номер диеты врач записывает в историю болезни, лист назначений. Палатная медицинская сестра, проверяя данные листа назначений, ежедневно собирает сведения о количестве различных диетических столов (диет), видах разгрузочных и индивидуальных диет. Эти сведения она подает старшей медицинской сестре, которая на их основании составляет и утверждает порционник (см образец). Порционник также утверждается зав. отделением, после чего его подают на пищеблок.
Сведения о пациентах, выписывающихся из отделения, в порционник не включают. Если пациенты поступают в вечернее или ночное время, то порционник составляет дежурная медицинская сестра.
Образец порционника
_______________________
(наименование учреждения) ф № 1
ПОРЦИОННИК
2. Индивидуальное добавочное питание
Наименование палат(отделений) | Фамилии больных | Продукты питания |
Инвалиды Великой Отечественной войны (ВОВ) — Ф.И.О. и № удостоверения
Заведующий отделением______________
Старшая мед. сестра__________________
Составлением меню, контроль качества продуктов и их закладкой занимается врач-диетолог и диетсестра.
Манипуляция № 43
«Кормление пациента, находящегося на постельном режиме».
Цель:
обеспечение диетического питания.
Показания:
невозможность самостоятельно принимать пищу.
Противопоказания:
нет
Оснащение:
ложка, тумбочка или переносной (прикроватный) столик, салфетка (полотенце), чашка с остуженной кипяченой водой, таз, кувшин с теплой водой, мыло, почкообразный лоток, полотенце.
Алгоритм:
Этапы | Обоснование |
1. Подготовка к манипуляции. 1. Приготовить все необходимое. 2. Проветрить палату. 3. Предупредить пациента о предстоящем приеме пищи и получить его согласие на кормление. 4. Освободить место на тумбочке или установить переносной столик. 5. Протереть столик или тумбочку ветошью. 6. Помочь пациенту занять удобное для приема пищи положение, высокое положение Фаулера, если нет противопоказаний. 7. Помочь пациенту вымыть руки, осушить их полотенцем. 8. Прикрыть шею и грудь салфеткой. 9. Принести необходимую для приема пищу (горячие блюда- 60°С, холодные -должны быть холодными — не выше 15°С). | Эффективность проведения манипуляции Обеспечение условий для приема пищи. Право пациента на информацию. Обеспечение проведения манипуляции. Соблюдение сан. гигиенического режима. Обеспечение приема пищи. Профилактика аспирации. Соблюдение сан.гигиенического режима. Профилактика ВБИ. Профилактика загрязнения нательного белья. Соблюдение температурного режима пищи. |
10. Ознакомить пациента с содержанием блюд и узнать, в какой последовательности он предпочитает их принимать. 11. Убедиться в том, что пища не очень горячая, капнув себе на тыльную поверхность кисти несколько капель. II. Выполнение манипуляции. 12. Предложить пациенту выпить несколько глотков жидкости (лучше через трубочку). 13. Кормить медленно (не отвлекаясь): — называть каждое блюдо; — наполнить ложку на 2/3 пищей; — поднести ложку ко рту пациента и предложить ему проглотить ее содержимое; — подождать пока пациент пережует и проглотит пищу; — подать в ложке новую порцию пищи; — при необходимости после нескольких ложек пищи предлагать пациенту питье; — вытирать губы салфеткой при необходимости. Примечание: если пациент может принимать участие в кормлении, можно дать ему в руку кусочек хлеба, сухарик, печенье, булочку и т.д. III. Завершение манипуляции. 14. После еды предложить пациенту прополоскать рот водой. 15. Помочь пациенту принять удобное положение. 16. Убрать остатки пищи и посуду. 17. Протереть тумбочку или столик. | Право пациента на информацию. Поддержание привычного стереотипа питания пациента. Профилактика ожогов слизистой полости рта (обеспечение безопасности пациента). Уменьшение сухости во рту, улучшение пережевывания твердой пищи. Обеспечение адекватного питания. Участие пациента в кормлении. Соблюдение гигиены полости рта. Обеспечение комфортного пребывания в постели. Обеспечение инфекционной безопасности Соблюдение сан.гигиенического режима. |
18. Вымыть руки. | Обеспечение инфекционной безопасности |
Кормление с помощью поильникаЦель:
обеспечение индивидуального диетического питания.
Показания:
невозможность самостоятельно принимать пищу.
Противопоказания:
бессознательное состояние; отсутствие глотательного рефлекса.
Оснащение:
поильник, салфетка, пища в жидком виде, полотенце, кипяченая вода.
Алгоритм:
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к манипуляции 1. Приготовить все необходимое. 2. Проветрить палату. 3. Предупредить пациента о предстоящем приеме пищи и получить его согласие. 4. Освободить место на тумбочке и протереть ее ветошью. 5. Помочьпациенту занять удобное положение для приема пищи, высокое положение Фаулера (если нет противопоказаний). Вымыть руки. | Эффективность проведения манипуляции. Обеспечение условий для приема пищи. Право пациента на информацию. Соблюдение сан. гиг. режима. Обеспечение приема пищи. Профилактика аспирации. |
6. Прикрыть шею и грудь салфеткой. 7. Убедиться в том, что пища не горячая, капнув себе на тыльную поверхность кисти несколько капель. II. Выполнение манипуляции. 8. Наполнить поильник жидкой пищей. 9. Кормить пациента из поильника небольшими порциями , убедиться в том, что предыдущая порция пищи проглочена. III. Окончание манипуляции. 10. После еды предложить пациенту прополоскать рот водой, губы промокнуть салфеткой. 11. Помочь пациенту принять удобное положение. 12. Убрать остатки пищи и посуду и протереть тумбочку. 13. Вымыть и осушить руки. 14. Сделать отметку о проведении кормления в медицинской документации. | Профилактика загрязнения нательного белья. Профилактика ожогов слизистой полости рта (обеспечение безопасности пациента). Для кормления пациента. Для лучшего усвоения пищи. Соблюдение гигиены полости рта. Обеспечение комфортного пребывания в постели. Соблюдение сан. гиг. режима. Обеспечение инфекционной безопасности. Преемственность в работе медперсонала. |
Манипуляция № 44
«Кормление пациента через назогастральный зонд».
Цель:
обеспечение индивидуального диетического питания.
Показания:
— нарушение акта глотания;
— бессознательные состояния;
— отсутствие сосательного и глотательного рефлекса у недоношенных новорожденных;
— перелом челюстных костей, заболевания полости рта;
— отказ от пищи при психических заболеваниях.
Оснащение:
стерильный назогастральный зонд, воронка или шприц Жанэ, зажим, полотенце, салфетки, перчатки, маска, питательная смесь (t -38-40°С), кипяченая вода (50-100 мл), емкость с дез. раствором, фонендоскоп, шприц.
Алгоритм
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к манипуляции 1. Приготовить всё необходимое | Эффективность проведения манипуляции |
2. Объяснить пациенту (если это возможно) ход предстоящей манипуляции и получить его согласие. | Право пациента на информацию и возможное участие его в ходе манипуляции. |
3. Уточнить у пациента понимание хода манипуляции и его поведения во время нее. | Обеспечение участия пациента во время манипуляции (при возможности). |
4. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
5. Придать пациенту низкое положение Фаулера. Измерить расстояние от кончика носа до мочки уха и вниз по передней брюшной стенке так, чтобы конец зонда был на 2-5 см ниже мечевидного отростка грудины. | Обеспечение попадания зонда в желудок. |
6. Прикрыть грудь пациента полотенцем или салфеткой. | Предупреждение загрязнения нательного и постельного белья. |
7. Смазать зонд глицерином. | Для облегчения прохождения зонда. |
8. Взять зонд в руку как «писчее перо» и осторожно через нижний носовой ход ввести его на глубину 15-18 см. | Обеспечение попадания зонда в носоглотку. |
9. Пальцем левой кисти определить положение зонда в носоглотке и прижать его к задней стенки глотки. | Предупреждение попадания зонда в трахею. |
10. Слегка наклонить голову пациента вперед, попросить его пить маленькими глотками воду, заглатывая зонд, продвигаемый м/с. Если у пациента появился кашель, цианоз, выходит воздух из зонда во время выдоха, срочно подтянуть зонд назад и повторить процедуру. | Обеспечение продвижения зонда по пищеварительному тракту. Зонд попал в трахею. |
11. Ввести зонд до нужной метки и наложить зажим на дистальный конец зонда. Проверить правильность введения зонда: — набрать в шприц воздух; — присоединить шприц к зонду; — поставить головку фонендоскопа на область желудка; — снять зажим; — ввести воздух через зонд в желудок под контролем фонендоскопа — вы услышите звуки, свидетельствующие о поступлении воздуха в желудок. Значит, зонд находится в желудке. Если звуков нет, необходимо зонд сместить. | Контроль попадания зонда в желудок. |
II. Выполнение манипуляции. 12. Набрать пищу в шприц Жанэ и подсоединить его к зонду (или подсоединить воронку к зонду). | Для введения пищи в желудок. |
13. Пищу вливать в желудок небольшими порциями (30 мл), постепенно, с интервалами между порциями в 1-3 мин. | Для лучшего усвоения пищи. |
14. Если используется воронка, то необходимо: — опустить воронку до уровня желудка; — наполнить ее питательной смесью; — медленно приподнять ее выше уровня желудка; — как только питательная смесь дойдет до устья воронки, опустить воронку до уровня желудка и снова наполнить ее питательной смесью. | Обеспечение попадания пищи в желудок. |
15. По окончании кормления влить небольшое количество кипяченой воды для промывания зонда. | Промывание зонда от остатков пищи. Профилактика роста бактерий. |
III. Окончание манипуляции. 16. Отсоединить шприц Жанэ или воронку, поместить их в емкость с дезраствором. | Профилактика ВБИ. |
17. Зонд закрыть заглушкой (в случае его дальнейшего использования по назначению врача) и зафиксировать его. | Предупреждение вытекания содержимого желудка и попадания инфекции в зонд. |
18. Помочь пациенту занять комфортное положение. | Обеспечение комфортного пребывания в постели. |
19. Снять перчатки, поместить их в дезраствор. | Профилактика ВБИ. |
20. Вымыть и осушить руки. | Устранение химического воздействия талька на кожу. |
21. Сделать отметку о проведении процедуры в медицинской документации. | Обеспечение преемственности в работе медперсонала. |
Манипуляция № 45
«Кормление пациента через гастростому».
Гастростома — (gaster — с греч. желудок, stoma — с греч. отверстие) — это искусственное отверстие в желудке, созданное хирургическим путем с целью искусственного кормления пациента при непроходимости пищевода или для его функционального выключения.
Для кормления пациента через гастростому в отверстие желудка вводится стерильный зонд, который должен быть зафиксирован. На свободный конец зонда накладывают зажим.
Цель:
обеспечение индивидуального диетического питания.
Показания:
— сужение или непроходимость пищевода;
— стеноз привратника; травмы гортани и пищевода;
— тяжелые ожоги;
— неоперабельные опухоли.
Оснащение:
воронка (шприц Жанэ), емкость с протертой или жидкой пищей ( t 50°С), вода кипяченая, салфетки стерильные, паста Лассара, лейкопластырь, зажим, емкость с дезраствором, перчатки (2 пары).
Алгоритм:
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к манипуляции. 1. Приготовить все необходимое. 2. Проветрить палату. 3. Предупредить пациента о предстоящем приеме пищи и получить его согласие. 4. Освободить место на тумбочке и протереть ее ветошью. 5. Помочь пациенту занять удобное положение для кормления. 6. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки. П. Выполнение манипуляции. 7. Снять зажим (или заглушку) со свободного конца зонда. 8. Присоединить воронку или шприц Жанэ к зонду. 9. Наливать в воронку (или вводить шприцем) приготовленную пищу маленькими порциями (не более 30 мл). III. Окончание манипуляции. 10. Промыть зонд кипяченой водой (30 мл). 11. Наложить зажим на свободный конец зонда. Отсоединить воронку или шприц и поместить их в дезраствор. 12. Помочь пациенту занять удобное положение. 13. Убрать остатки пищи и посуду. Протереть тумбочку. 14. Снять перчатки и погрузить их в дезраствор. | Эффективность проведения манипуляции. Обеспечение условий для приема пищи. Право пациента на информацию. Соблюдение санитарно — гигиенического режима. Обеспечение приема пищи. Инфекционная безопасность. Для введения питания. Для введения питания. Для лучшего усвоения пищи. Промывание зонда от остатков пищи. Профилактика роста бактерий. Профилактика ВБИ. Комфортное пребывание в постели. Соблюдение сан. гиг. режима. Профилактика ВБИ. |
15. Вымыть и осушить руки. 16. Сделать отметку о проведении манипуляции в медицинской документации. Примечание: пищу вводить 5-6 раз в день в объеме 150-200 мл. По мере привыкания к данному объему пищи по назначению врача объем пищи увеличивают до 500-600 мл, а частоту кормления урежают. | Устранение химического воздействия талька на кожу. Обеспечение преемственности в работе медперсонала. |
Вопрос 7. Измерение суточного диуреза и оценка водного баланса
Водный баланс – это соотношение между количеством введенной в организм жидкости и количеством выделенной жидкости из организма в течение суток. В норме за сутки должно потребляться 1,5 – 2 литра воды, а выделяться 75 – 80 % выпитого.
Цель: определение скрытых отеков, контроль эффективности применения диуретиков.
Оснащение: медицинские весы, мерная стеклянная градуированная емкость для сбора мочи, лист учета водного баланса.
Алгоритм действий:
1. Накануне объяснить пациенту порядок проведения процедуры. Убедиться, что пациент в течение трех дней не принимал диуретических средств.
2. Попросить пациента утром в 6:00 опорожнить мочевой пузырь в унитаз.
3. Взвесить пациента, результат занести в лист учета водного баланса.
4. Объяснить пациенту:
§ собирать мочу при каждом мочеиспускании до 6 часов следующего дня включительно в градуированную емкость, и регистрировать количество в графу «Выведенная жидкость»;
§ считать в течение суток количество выпитой жидкости, включая первые и третьи блюда, сырые овощи и фрукты (из расчета 100 г сырых фруктов соответствует 100 мл жидкости), внутривенные капельные, струйные вливания, и регистрировать количество в графе «Введенная жидкость».
5. Взвесить пациента утром следующего дня (в то же время), результат занести в лист учета водного баланса.
6. Определить количество мочи, выделенной за сутки, и выпитой за сутки жидкости.
7. Занести все данные в лист учета водного баланса.
8. Подсчитать водный баланс по формуле: количество введённой жидкости умножить на 0,8 (80%), что равняется количеству мочи, которое должно выделяться в норме.
9. Считать водный баланс отрицательным, если выделяется меньше жидкости, чем рассчитано (в норме).
10. Считать водный баланс положительным, если выделено больше жидкости, чем рассчитано.
Оценка: положительный водный баланс свидетельствует об эффективности лечения и схождении отеков. Отрицательный водный баланс о нарастании отеков или неэффективности дозы диуретических средств.
Вопрос 8. Выводы
Современный уровень развития сестринского дела требует от медицинской сестры умения самостоятельно оценивать состояние пациента, вести правильное наблюдение за ним, принимать обоснованные решения, связанные с определенной ответственностью.
Постоянное наблюдение за пациентом позволит медицинской сестре своевременно заметить изменения в организме, обеспечить грамотный систематизированный уход за ним.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
studopedia.ru
Взятие мочи для пробы по Амбюрже
Цель. Определение количества форменных элементов и цилиндров. Показания. Воспалительные заболевания почек. Оснащение. Чистая сухая банка из прозрачного стекла; направление в клиническую лабораторию; чистый сухой горшок (или судно для пациентов на постельном режиме). Техника взятия мочи для пробы по Амбюрже: 1. После выборки назначений из истории болезни готовят посуду и направление. 2. Пациента готовят следующим образом: «Завтра вам нужно собрать мочу на исследование по Амбюрже. Для этого в 6.00 утра помочитесь в унитаз и задержите мочеиспускание на 3 ч до 9.00. В 9.00 после тщательного туалета половых органов помочитесь в горшок и перелейте всю мочу в банку с направлением. Горшок и банка находятся в туалете на стеллаже». 3. Всю мочу отправляют в лабораторию сразу же после мочеиспускания в теплом виде. 4. Результат исследования подклеивают в историю болезни. Примечания. Если больной находится на постельном режиме, подмывание проводит медицинская сестра. В норме в моче при исследовании по пробе Амбюрже содержится: лейкоцитов — до 2,5* 10″3; эритроцитов — до 1х10″3; цилиндров — до 15.
Определение водного баланса
Цель:
выявление скрытых отёков, определение количества выделенной за сутки мочи, оценка адекватности терапии, в первую очередь мочегонной (диуретической).
Оснащение:
медицинские весы, чистая сухая 2–3-литровая банка, два градуированных сосуда, лист учёта водного баланса, температурный лист.
Методы:
систематическое взвешивание пациента, измерение суточного диуреза и сравнение его с количеством выпитой жидкости, повторные измерения окружности голеней, живота, пальпация.
Измерение суточного диуреза и количества выпитой жидкости
Алгоритм действий
1. Накануне предупредить больного о предстоящей процедуре и правилах сбора мочи, дать ему подробную информацию о порядке записей в листе учёта водного баланса.
2. В 6 ч утра разбудить пациента, чтобы он помочился самостоятельно в унитаз, либо выпустить ему мочу катетером; эту порцию мочи не учитывают.
3. Все последующие порции мочи до 6 ч утра следующего дня включительно пациент должен собирать в банку.
4. В течение дня больной или медсестра ведут учёт введённой в организм жидкости в миллилитрах, включая выпитую, в том числе первые блюда, введённую парентерально и съеденные фрукты и овощи в соотношении 1:1.
5. С помощью градуированного сосуда подсчитать количество выделенной за сутки мочи.
6. Данные измерений занести в специальную графу температурного листа.
Помощь при боли в сердце (приступ стенокардии)
Цель:
немедленно устранить боль.
Алгоритм действий
1. Обеспечить доступ свежего воздуха, полный физический и психический покой.
2. Срочно вызвать врача.
3. Усадить пациента.
4. Дать 1 таблетку нитроглицерина под язык.
5. Если через 3 мин боль не купировалась – повторить сублингвальный прием нитроглицерина, но не более 3 раз с интервалом 10 мин.
6. Поставить горчичник на место проекции боли.
7. Постоянно наблюдать за состоянием пациента: ЧДД, пульс, уровень АД, цвет кожных покровов.
8. Выполнять назначения врача.
studopedia.ru
Нужно ли допаивать новорожденного?
— Питается ли малыш исключительно грудным молоком или искусственной смесью, или находится на смешанном вскармливании — ему в любом случае необходим исключительно индивидуальный подход. Вопрос о допаивании стоит задать педиатру, который наблюдает ребенка.
Обычно ребенок на грудном вскармливании получает достаточно жидкости с грудным молоком. Если ему требуется дополнительная жидкость, он просто попросит дополнительно грудь и утолит жажду «передним», то есть более жидким молоком.
Несколько сложнее обстоит дело с искусственным вскармливанием. При недостатке жидкости ребенку нельзя дополнительно давать смесь – так вы можете перекормить ребенка. Поэтому в некоторых ситуациях педиатр может рекомендовать допаивать малыша, получающего искусственное вскармливание.
Не стоит забывать и о том, что существуют определенные индивидуальные условия, например жаркий и сухой климат, особые качества грудного молока матери, а также различные особенностей развития и состояния здоровья (хроническая и острая патология, сопровождающаяся потерей жидкости). В подобных случаях врач может рекомендовать допаивать и ребенка на грудном вскармливании.
Как понять, что ребенку не хватает воды?
— Нарушения водного баланса у детей могут возникнуть при различных ситуациях. Перегревание, тепловой удар, лихорадка (повышение температуры тела) при различных инфекциях, диарея, рвота – это самые частые причины обезвоживания у детей. Потребность в жидкости у ребенка выше, чем у взрослого, поэтому и обезвоживание может наступить значительно быстрее.
Признаками обезвоживания могут быть вялость, сонливость ребенка, сухость губ и слизистых оболочек. Ухудшение состояния у ребенка при этом может развиться очень быстро. Поэтому, если вы видите, что у ребенка есть один из этих симптомов, необходимо как можно быстрее обратиться к врачу.