Уровни и критерии
Нет и не может быть единой системы оценки социальной активности, её значимости в сфере межличностных и общественных взаимоотношений.
Тем не менее, мы можем оценить роль результата деятельности индивидов и степень её значимости для окружающих на том или ином этапе развития социума.
Так, любой результат может быть:
- созидательным, то есть репродуктивным, инновационным, направленным на создание нового или совершенствование известного,
- консервативным, то есть не представляющим особой ценности для того контингента, на который он может повлиять, но и не оказывающий деструктивного воздействия,
- разрушительным, то есть негативно влияющим на материальный мир и/или систему норм, ценностей, устоев и правил, существующих в социальной группе.
Консервативный результат , больше теоретическое, чем практическое явление, ведь, так или иначе, любая активность влечёт изменения. А то, какими они будут, определяет значимость мотивов и целей, равно как и выбор способов их достижения.
Классификация видов деятельности
По участвующим субъектам деятельность делится на
- Индивидуальную — деятельность отдельно взятых индивидов. Такую деятельность представляет индивидуальная трудовая деятельность, единоличные предприятия и частные семейные предприятия.
- Коллективную — деятельность групп индивидов. Такую деятельность представляют общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, концерны и кооперативы.
По характеру достигаемых целей
- Репродуктивная — деятельность, характеризующаяся принятием и обработкой уже готового, повторяющая созданное на данный момент.
- Продуктивная — создающая новое и никогда до этого не существовавшее.
По соответствию нормам морали
- Моральная — деятельность, существующая как реализация моральных норм, характеризующая индивида как носителя моральной культуры.
- Аморальная — деятельность, характеризующаяся как идущая в разрез с моральными нормами.
По законности
- Законная
- Незаконная — деятельность, не имеющая права на существования вообще или в данной ситуации.
По влиянию на мировой прогресс
- Прогрессивная — содействующая общественному прогрессу.
- Регрессивная — идущая против общественного прогресса.
По влиянию на общество
- Созидательная — деятельность, результатом которой является культура, направленная во благо.
- Разрушительная — деятельность, результатом которой является разрушение общественных укладов и ценностей (результат войны, безответственного хозяйства и т.д.)
По характеристикам проявления активности
- Внешняя — деятельность, проявляющаяся в виде движений и действий с реальными предметами.
- Внутренняя — происходящая посредством умственной деятельности, со стороны психологических черт человека.
По задействованной сфере
- Экономическая деятельность — деятельность, связанная с хозяйством. Включает в себя:
Производство
- Распределение (разделение экономических благ)
- Обмен
- Потребление
Экономическая деятельность осуществляется индивидами или социальными группами через заводы и фирмы, биржи и т.д.
- Социальная деятельность — деятельность государства, направленная на обеспечение социальных гарантий; деятельность индивидов и социальных групп, направленная на построение отношений между ними.
Социальную деятельность человека представляют коммунальные, здравоохранительные и социальные системы и службы.
- Политическая деятельность — деятельность государства, направленная на изменения жизни граждан, деятельность, связанная с установлением государственной системы и системы отношений человека и государства.
- Духовная деятельность- деятельность, направленная на создание духовных ценностей, их распространения. Характеризуется общественным сознанием.
- Материальная деятельность — деятельность, направленная на изменение окружающей природы или структуры общества.
Соотнесение активности с категорией деятельности
Широкое распространение получила теория В.А. Петровского, который рассматривал личность как подлинный субъект активности. В процесс становления деятельности автор выделяет три последовательных этапа:
- 1-й этап – функционирование особи как предпосылка деятельности. На данном этапе функционирование предполагает простейшее проявление жизни, то есть возможность непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением.
- 2-й этап — деятельность выступает как условие выживания субъекта. С помощью той или иной деятельности субъект может достичь необходимый предмет, который ранее был недоступен, но необходим для функционирования.
- 3-й этап – активность как высшая форма развития деятельности. Процесс развития человека сопровождается возникновением новых, вспомогательных форм взаимодействия с миром. Они направлены на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта.
Основные виды деятельности в жизни человека
Наука выделяет четыре основных вида деятельности: игру, учёбу, труд, общение и творчество.
Игра
Игра
— деятельность, целью которой является именно сам процесс, а не получение определенного результата. Игра всегда направлена на отдых и развлечение, то есть на удовлетворение духовных потребностей.
Ролевые игры
— игры, в которых участник ограничивает свое поведение определённой, выбранной им ролью.
Характерные особенности игры:
- Ситуация игры всегда условна, в любой момент может измениться
- Направлена на удовлетворение интереса участников
- Характеризуется познанием окружающей предметной и социальной действительности
- Развивает такие черты личности, как нравственность, интеллект и т.д.
- Имитирует реальную жизнь, но является более упрощённым ее форматом
- Является предпосылкой для обучения
- Содержит элементы: роль, ситуацию, игровые действия.
Виды игр по количеству участников
- Индивидуальная
— деятельность, связанная с одним индивидом
- Групповая
— объединяет несколько индивидов.
Виды игр по цели
- Функциональная
— игра, предполагающая получение новой информации о свойствах предметов и способах взаимодействия с ними.
- Конструктивная
— игра, предполагающая создание чего-либо, осмысление функций предметов.
Учёба
Учёба — вид целенаправленной деятельности, предполагающий обретение совершенствование знаний, умений и навыков. Может выражаться как самообразование.
- Организованное
— осуществляющееся в специальных учреждениях, также называется обучением.
- Неорганизованное
— являющееся побочным, параллельным другим видам деятельности.
- Самообразование
— самостоятельное обучение, стимулирующееся только личным интересом и имеющее, как правило, определенное направление
В ходе учебной деятельности вырабатываются:
- Знания
— информация, необходимая для осуществления деятельности
- Умения
— элементы деятельности, способности человека, повышающие качество продукта деятельности
- Навыки
— умения, реализуемые бессознательно, автоматизированные элементы деятельности.
Труд
Труд — деятельность человека, направленная на получение экономических благ и общественно полезных продуктов, дающая человеку возможность удовлетворить свои потребности.
Труд всегда требует квалификации, то есть особых навыков, знаний и умений человека, которые необходимы для осуществления той или иной деятельности.
Труд характеризуется:
- Наличием цели
- Наличием задач и ожидаемых результатов
- Квалификацией
- Практической полезностью, выработкой экономических благ
- Изменением материального мира
- Выработкой способностей и характерных черт человека
Параметры трудовой деятельности
- Производительность
— количество благ, произведённых за единицу времени
- Эффективность
— соотношение объема затрат и объема результата
- Уровень разделения труда
— распределение функций между участниками деятельности
Составные части труда
- Предмет труда — все, что преобразуется в результате деятельности (сырье, изделия, услуги)
- Средства — орудия труда (инструменты, машины и т.д.).
- Технологии — способы осуществления деятельности, методы.
- Организация — порядок осуществления процесса труда.
- Целесообразность
Общение
Общение —
вид деятельности, при котором индивиды обмениваются информацией, то есть мыслями чувствам.
Структура общения
- Субъект
— тот, с кем общение осуществляется: индивиды или группы индивидов
- Цель
— то, ради чего происходит общение: передача и получение информации
- Содержание
— идеи и чувства, передающиеся во время общения
- Средства
— способы передачи информации:
Органы чувств
- Устная речь
- Письменная речь
- Технические средства
Функции общения
- Перцептивная
— аффективно-коммуникативная. Проявление чувств и эмоций человека к его партнеру по общению и к окружающему миру.
- Информационно-коммуникативная. Передача информации.
- Интерактивная
— регуляционно-коммуникативная. Создание стратегии и структуры общения.
Виды общения по содержанию
- Материальное
— обмен материальными ценностями
- Когнитивное
— обмен информацией
- Кондиционное
— обмен эмоциями и чувствами
- Мотивационное-
обмен целями и интересами
- Деятельностное
— обмен умениями и навыками
Оценка социальной активности
В качестве примера можно вспомнить заводы и существующие на них системы оплаты труда, где людям платят за количество созданной продукции не ниже определённого уровня качества. Если исполнительность воспитывается с малых лет, то инициативность зарождается в детском возрасте и постепенно развивается. Пиковых значений она достигает в зрелом возрасте, когда человек создаёт наибольшее количество различных идей. Все они оцениваются по качеству проработки, общественной ценности, направления инициативы, ответственности исполнителя, длительности, устойчивости и частоте проявлений. Также особняком могут подводиться те из них, где человек выступил в качестве организатора или исполнителя. Существуют, конечно, и другие показатели оценивания, но это наиболее универсальные. Давайте рассмотрим небольшой пример. В нём мы объединим представленную ранее информацию.
Структура и составляющие
В независимых источниках приводятся самые разные теории о структуре социальной деятельности, однако все они сходятся в одном , в основе этой структуры лежат два фундаментальных критерия: практический и духовный.
Они дополняют и стимулируют друг друга, определяют составляющие любой активности человека. Как правило, роль этих составляющих играют:
- Мотив. Первичным мотивом любой деятельности живых существ является сохранение, поддержание и воспроизведение жизни. С развитием мышления и самосознания человека появились и более глубокие мотивы , самовыражение, самореализация, социальная значимость.
- Цель. Представляет собой конкретный образ, ментальную модель желаемого результата, на достижение которого и направлена деятельность человека. По значимости конкретных действий и поступков для социума цели условно делят на конструктивные и деструктивные, роль их качественного показателя играет так называемый ценностный смысл.
- Продуктивность. Учитывает все средства, задействованные человеком для достижения поставленной цели. Этап продуктивности завершается результатом, который может соответствовать или не соответствовать поставленной цели. Во втором случае деятельность нередко принимает цикличный характер.
Примечательно, что эти компоненты деятельности сформировались ещё на заре цивилизации, во многом именно они стали катализатором процессов создания и развития общества.
Все социальные преобразования, имевшие место в истории человечества, базируются на мотивах, целях и продуктивности.
Понятие деятельности
Деятельность считается основой для развития человека как личности, основным фактором его существования как социального существа. Освоение деятельности, ее осложнение, улучшение является важным условием для развития нервной системы человека. Для решения воспитательных задач нужно базироваться на психологических закономерностях и динамику человеческих деятельностей. Проводя воспитательные действия необходимо учитывать характер различных видов деятельности, их особенности, смысл, содержание и объем.
Понятие личности и деятельности в российской психологии рассматриваются как связанные между собой явления. При разработке проблемы деятельности и активности личности, современная психология основывается на идеи о функциональном нраве отражения, о происхождении сознания из трудовой деятельности, о ведущей роли труда в поведении и деятельности человека. Источником активности называют, в первую очередь, потребности. Именно потребности толкают человека к поиску средств для её удовлетворения, что влечёт за собой активную деятельность.
По происхождению потребности можно поделить на естественные и культурные, и характеризуются последующими показателями:
- любая потребность обладает своим собственным предметом, т. е. она непрерывно есть осознание надобности в чем-либо.
- любая потребность получает определенное содержание в зависимости от критериев и способов ее удовлетворения.
- потребность обладает возможностью отражаться.
- потребности выражаются в мотивах, т. е. в некоторых побуждениях к деятельности.
У каждого вида деятельности выделяются свои особые мотивы.
Активность как ценное качество самоопределяющейся личности
Библиографическое описание:
Канаева, Н. А. Активность как ценное качество самоопределяющейся личности / Н. А. Канаева. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1856/ (дата обращения: 09.07.2021).
Проблема активности личности не является принципиально новой для психологической науки, однако её актуальность не вызывает сомнений.
Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычайно важное значение имеет активность самой личности. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и её изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности [2, с.67].
Активность личности характеризуется целенаправленностью, мотивацией, осознанностью, эмоциональностью, инициативностью и ситуативностью.
Активность соотносится с деятельностью, обнаруживает её динамичность, движение. Человеческая активность есть важнейшее качество личности, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами и целями (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
По сути, любое психологическое образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом активности. Изучение природы, механизмов зарождения, развития и проявления активности человека имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные средства и пути, способствующие формированию активности личности, направленной на улучшении собственного благосостояния и благополучия общества.
Впервые вопрос об активности личности был поставлен австрийским психиатром З.Фрейдом – основоположником теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории сводятся к следующему: источником активности человека являются инстинктивные побуждения, данные ему от рождения, передающиеся по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических побуждений, влечений, бессознательных импульсов, природа которых, по мысли Фрейда, неизвестна и непознаваема. В основе его учения лежит биологическое начало в человеке[2, с.68].
Способность активно «выстраивать» собственное бытие, быть его субъектом, признаётся одной из центральных характеристик человека в рамках различных исследовательских направлений. Начиная с 80-х годов, в отечественной психологии значительно возрастает интерес к исследованиям проблемы активности. Изучается структура, динамика различных видов активности – познавательной, интеллектуальной, волевой активности, установки и активности (Лисина, 1982; Матюшкин, 1982). Исследования активности в системе её проявлений прослеживаются в интегративных концепциях индивидуальности человека (Ананьев, 1977; Абульханова, 1999), а также в психологии субъекта (Брушлинский, 1994)[6, с.3].
Разрабатывая проблему активности, современная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении – сознания из трудовой деятельности, о его ведущей роли в поведении и деятельности человека.
В психологии имеется богатый опыт теоретического и экспериментального изучения активности, который может стать основой современного рассмотрения проблемы внутренней активности личности.
Активность соотносится с такими понятиями, как «мотив», «воля», «действие». Рассуждая о соотношении понятий «активность» и «мотив», К.К. Абульханова-Славская о. А.Н.Леонтьев связывает активность с целенаправленным поведением и отмечает, сто осознаваемой она становится в результате « сдвига мотива на цель».
Исследования П.К. Анохина, И.А. Бернштейна подтверждают концепцию, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек наделён способностью к сознательному выбору его форм.
Воля понимается как особая форма активности человека, включающая сознательную регуляцию. Подчёркивая особую роль воли в мотивационных процессах, С.Л. Рубинштейн писал: «В действительности всякое подлинно волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение»[4, с.253].
Рассматривая соотношение «активности» и «деятельности» выделим два подхода. Один из них (А.Н. Леонтьев) рассматривает активность в рамках деятельности – как внутреннюю предпосылку её самодвижения. При этом категория деятельности редуцирует иные формы активности. Другой (С.Л. Рубинштейн) рассматривает активность как генеральную характеристику субъекта, как посредника между деяниями личности и требованиями общества, как характеристику взаимодействия систем или явлений, раскрывающую их способность к самодвижению, самоизменению и саморазвитию. Вместе с тем зачастую одни и те же авторы используют одно и то же понятие в «широком» и «узком» планах, меняя их логический объём и определяя одну категорию через другую. Исходя из этого, активность рассматривается в двух основных планах:
1) человек проявляет активность, в этом случае на первый план выходит качественная сторона данного феномена: формы и способы взаимодействия субъекта с миром, среди которых С.Л. Рубинштейн и А.В. Брушлинский называют предметную деятельность, познание, общение, созерцание и поведение;
2) человек «действует активно», и в этом случае акцент в понимании активности субъекта смещается к мере взаимодействия, к тому, как и насколько субъект проявляет активность в деятельности, познании, общении. Данный аспект акцентирует его количественную сторону феномена[5, с.8].
В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает в качестве активной стороны взаимодействия. Только в ранней юности благодаря новой ситуации развития актуализируется проблема самоопределения и профессионального становления, определяющая помыслы и переживания личности[6, с.9].
Разделение активности на внешнюю и внутреннюю носит условный характер, но это разделение позволяет рассмотреть вопрос о видах активности, которая по-разному может проявляться у тех или иных самоопределяющихся людей. Внешняя активность носит адаптивный характер, является отчуждённой, личностно-пассивной, в то время как внутренняя активность инициативна, способствует личностному развитию и продуктивна в высшем смысле этого слова.
Согласно исследованиям В.А. Петровского и А.Г. Асмолова можно выделить: надситуативную активность – готовность человека не только самостоятельно и осознанно совершать различные действия и поступки, но и стремится к новому, незапланированному в рамках уже осуществляемой деятельности, а также неадаптивную активность – готовность не только следовать к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные цели и смыслы уже в процессе своей деятельности[4, с.254].
Понятие «самоопределение» предполагает самостоятельность человека, где важную роль играет внутренняя активность самоопределяющейся личности. Само слово самоопределение означает активный поиск возможного развития личности, формирование себя как коллективного участника сообщества профессионалов. Это не кратковременное явление, а длительный процесс самопознания и саморазвития, неотъемлемый элемент становления специалиста-профессионала.
Важное значение профессиональное самоопределение имеет уже в школьные годы, особенно в старших классах. У старшеклассников в течение предшествующих лет развития складывается определённое отношение к различным областям труда, представление о ряде профессий, оценка своих возможностей и способностей. Подросток уже может ориентироваться в социально-экономических ситуациях, способен перебирать альтернативные варианты выбора профессии. На основе этого у него формируется состояние внутренней готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития.
Профессиональное самоопределение уместно понимать как деятельность человека, принимающего то или иное решение в зависимости от его развития как субъекта труда. Таким образом, заключительным циклом профессионального самоопределения является его личностный профессиональный жизненный план (профессиональный старт).
Необходимым результатом деятельности по профессиональному самоопределению должно стать отчётливое осознание факта, что «профессию выбрал сам»[1, с.57].
Следует также отметить, что многое зависит от самой личности, от её отношения к профессиональному труду. Развитию специалиста способствует его профессиональный потенциал, который включает в себя образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества. Реализация потенциала зависит от многих факторов: биологической организации человека, социальной ситуации, характера профессиональной деятельности, активности личности, характера профессиональной деятельности, активности личности, её потребности в саморазвитии и самоактуализации. В профессиональном самоопределении большое значение также имеют социально-экономические условия, социально-профессиональные группы и активность самой личности. Субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентаций, о чём упоминалось выше.
Движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала – внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отражённым». Переживания этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления.
Вместе с тем ядром профессионального становления можно считать взаимодействие личности в профессии. В процессе освоения профессии и особенно выполнения профессиональной деятельности происходят структурные изменения и в личности работника, и в структуре самой деятельности, то есть профессионализация личности приводит к изменению характера и содержания профессии[3, с.35].
В связи с вышеизложенным, мы можем подчеркнуть, что активность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Именно активность направляет личность на поиск своего места в мире, что отчётливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии. Активность направлена на социально-профессиональную адаптацию – освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретения профессионального опыта и в дальнейшем самостоятельное выполнение профессионального труда.
Литература:
- Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи. – М.: Издат., 2009. – 192с.
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276с.
- Зеер Э.Ф.Психология профессий. – М.: Академический Проект, 2005. – 336с.
- Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Изд., 2005. – 496с.
- Рослякова Е.Ю. Взаимосвязь видов активности субъекта жизнедеятельности в ранней юности// автореф.дис….канд.психол.наук. Ярославль, 2009. – 24с.
- Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М, 1981.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: активность, профессиональное самоопределение, активность личности, профессиональная деятельность, профессиональный труд, самая личность, внутренняя активность, деятельность человека, профессиональное становление, сознательный выбор.
Понятие
Что такое социальная активность?
В общем смысле деятельность , это любое действие, направленное на изменение окружающего мира, как материального, так и духовного.
Объектом деятельности может служить любой предмет, процесс или идея, а её результатом становится преобразование этого объекта или создание новых объектов.
К примеру, профессиональной деятельностью в любом ремесле является создание целостного объекта из группы материалов с использованием инструментов, средств и знаний, которыми обладает мастер.
Понятие социальной деятельности несколько глубже. Оно учитывает взаимосвязь этого процесса с обществом, указывает на значимость активности человека в системе устоев и ценностей определённой группы людей.
Выделяют такие цели социальной деятельности:
- удовлетворение жизненных потребностей человека, получение материальных или идеальных (не вещественных) ценностей,
- построение субъективного образа окружающей действительности, стимуляция мышления,
- преобразование действительности в рамках всего социума или его отдельной группы,
- психологическое развитие и самореализация человека.
В конечном счёте, для каждого менталитета, характера и образа мыслей одна из целей становится основной, а остальные лишь дополняют её.
Тем не менее, эти цели тесно взаимосвязаны , исключив одну из общей системы, человек разрушает и остальные.
Его действия принимают деструктивный характер, результатом чего становится прекращение развития или деградация мышления, способностей и навыков.
К примеру, деятели искусства, лишённые возможности творчески развиваться, испытывают тяжёлые внутренние переживания, апатию и упадок сил, что не даёт им достигать иных социальных целей.
Характеристика двигательной деятельности
Виды двигательной активности, физиология которых может быть очень разной в зависимости от конечной цели человека, могут классифицироваться по некоторым признакам. Они имеют количественные и качественные характеристики. Эти две характеристики считаются первоначальными. Уже из них вытекают все остальные. Количественные характеристики учитывают пространственно-временные показатели. Это число движений, их объём и количество повторов. Качественные характеристики направлены на показ функциональных изменений, происходящих в организме при занятиях физической активностью. К таким показателям относятся энергетические затраты, которые несёт организм при выполнении упражнений или занимаясь физической активностью в целом.
Соревнования и тренировки представляют собой основную территорию для занятия физической активностью. Их практическая ценность очень велика, при этом эффективность также достигает высших пределов. На соревнованиях у человека происходит выброс адреналина, тело работает на пике своих возможностей. Регулярные и частые соревнования не всегда полезны для организма, а вот более редкие «экстремальные» моменты будут очень полезны и послужат некоей разрядкой. О пользе тренировок можно говорить очень долго. Это действительно эффективный метод работы со своим телом и здоровьем, который направлен на максимизацию пользы от интенсивной физической нагрузки.
Важность и ценность тренировок и соревнований заключается в следующем:
- выработка конкретных требований к тренировочному процессу;
- усовершенствование модельных характеристик спортсменов;
- разработка тестов по оценке отдельных характеристик спортсменов;
- моделирование тренировочных условий.
Пример роста социальной активности
Для моделирования условий представим, что действия будут разворачиваться в общественно-политической сфере. Итак, у нас есть человек-индивид. Он не предпринимает никаких активных действий и является обычным рядовым обывателем. В один определённый момент на него «снисходит» озарение того, что в общественной или политической жизни государства что-то идёт не так. Он начинает собирать информацию, посещать различные конференции, общаться с представителями организаций, что действуют в данной сфере. Таким образом, человек-индивид становится пассивным участником общественной жизни: он в ней участвует, но его возможности влияния на неё близки к нулю. Он проявляет социальную активность, но пока что не является более-менее значимым участником, его общественный «вес» весьма низок. Со временем человек-индивид начинает более активно участвовать в различных событиях. Возможно, он даже учреждает свою собственную общественную организацию. Это требует от него больше времени и сил, которые нужно уделять делу. Таким образом, будет расти социальная активность. Причем это будет работа не вхолостую, а для достижения определённых целей, которые преследуются человеком.
Значение активности
Определение
Активность – всеобщая черта всех живых существ, их личная динамика, служащая источником преображения и поддержания жизненно принципиальных связей со средой. Жизнедеятельность организма – это не просто уравновешение со средой, а активное её преодоление. Активность строится в согласовании с вероятным прогнозом развития событий в среде и расположения в ней организма.
Активность выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее развития, воплощения и видоизменения, как свойство ее собственного движения. Ее характеризует:
- обусловленность исполняемых действий спецификой внутренних состояний субъекта в момент действия – в отличие от реактивности, когда действия обусловлены предыдущей ситуацией;
- произвольность – т. е. обусловленность наличной целью субъекта;
- надситуативностъ – вывод за пределы начальных целей;
- значительная устойчивость деятельности в отношении принятой цели.
Даже ещё находясь в материнской утробе, ребёнок активно реагирует на внешние воздействия. Его активность проявляется в движениях, которые гарантируют жизнь, заставляют организм работать, действовать, усиливают его и оздоровляют. Без активной деятельности не могло бы быть полноценной жизни, не может быть развития человека и становления его как личности.
Но активность не означает только движения. Было бы неправильным сводить всю деятельность человека только к её физической стороне. Активность проявляется также и в познании мира, расширении кругозора своих знаний, умений и навыков. Невозможно научить человека чему-то, если он сам не станет учиться. Только осознанная деятельность приводит к формированию личности, обогащению личности и её росту.
Познавательная активность также изначально носит жизнеобеспечивающий характер, так как содействует ориентации ребенка в новом для него мире. Эмоциональная активность – принципиальная грань активности личности. Многое ребенок в течение очень продолжительного периода узнает на уровне чувств, а не сознания. Он откликается на действия, психологической активностью дает знать окружающим вокруг о своем состоянии. Именно активность позволяет малышу овладевать действиями с предметами.
Таким образом, активность как качество живого организма – это необходимое условие и предпосылка развития, неотъемлемая часть жизненных процессов организма, результатом которых является общий прогресс развития. Деятельность является фактором успешной социальной адаптации, помогает человеку осознать своё место в обществе и окружающем мире.
Признаки двигательной активности
Известно, что правильно подобранные виды двигательной активности благотворно сказываются на организме человека. Но какие признаки есть у всех видов активности, что их объединяет? Итак, выделим основные:
- виды упражнений;
- тип занятий упражнениями;
- форма проведения занятий;
- социальная направленность.
Согласно этим признакам также выделяют следующие виды двигательной активности:
- Физкультурная деятельность.
- Спортивная деятельность.
- Физкультурно-игровая деятельность.
- Спортивно-игровая деятельность.
Современное физическое воспитание использует все вышеперечисленные виды активности, которые мы рассмотрим подробнее.
Физкультурная деятельность – это не спорт, а целенаправленное воздействие на человека. Его целью является гармоничное развитие его природных и духовных сил. Физическая культура является важным условием общей культуры человека. Такая деятельность имеет несколько направлений:
- Обучающее-развивающее. Направлено на обучение важным двигательным умениям, развитие всех органов и систем организма. В этом случае используются общеукрепляющие упражнения, которые человек может выполнять самостоятельно.
- Спортивно-рекреационное. Направлено на оздоровление всего организма, привитие самостоятельных умений и навыков физической культуры, развитие определённых физических способностей.
- Профессионально-ориентированное. Направлено на совершенствование имеющихся физических навыков при помощи специальных программ тренировок.
- Корригирующее. Направлено на устранение недостатков в фигуре или строении тела.
Спортивная деятельность характеризуется личностной направленностью человека на развитие в определённом виде спорта. Важным ее преимуществом является то, что она гарантирует развитие не только физических, но и личностных качеств человека. Спортивную деятельность можно характеризовать следующим образом:
- желание достичь максимального результата в выбранном виде спорта;
- большие физические нагрузки;
- осознание общественной важности спортивной деятельности.
Основные виды двигательной активности включают в себя небольшое ответвление – соревновательную деятельность. Она осуществляется на пределе психических и физических возможностей спортсменов с целью установления рекордных достижений.
Спортивно-игровая деятельность направлена на командное достижение значимых результатов. Очень важным моментом является умение работать в команде и действовать согласно продуманному плану. Основные признаки такой деятельности:
- наличие быстро изменяющихся ситуаций;
- конфликтность с другими командами;
- возникновение проблем, которые требуют командного подхода;
- осознание себя членом целого и неделимого;
- большое разнообразие чувств, переживаемых в процессе игры.
Физкультурно-игровая деятельность очень похожа на спортивную и спортивно-игровую, но имеется ряд отличий. Они заключаются в характере упражнений. Такая нагрузка весьма эффективна на начальном этапе формирования личностных и физических черт человека, поэтому её часто используют в дошкольном возрасте. Основные признаки такой деятельности заключаются в следующем:
- наличие имитационных моментов;
- возможность менять структуру и цель игры для развития творческих способностей;
- возможен изначальный сюжет игры и распределение ролей;
- первоначальной целью является разнообразие игрового процесса, а не достижение определённых результатов.
Компоненты активности
Рассматривая активность как форму деятельности следует отметить ее составляющие, которые схожи с процессом деятельности. К ним относятся:
- цель или целенаправленность,
- мотивация,
- способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность,
- осознанность и эмоции.
Замечание 1
Цель подразумевает направленность на что-то, то есть наличие смыслообразующей составляющей. Любая деятельность человека подразумевает наличие мотивов: внешних и внутренних. Они определяют направление активности, превращаясь в ее цель. Однако, некоторые мотивы человеком не осознаются. Как правило, они появляются в виде эмоций. Последние связаны с различными событиями в жизни человека и всегда характеризуют отношение к ним. Способы и приемы осуществления деятельности позволят составить схему действий для реализации поставленной цели.
Уровни активности
Чем привлекательнее для человека поставленная цель, тем больше энергии он тратит для ее достижения. Наиболее высокий уровень активности наблюдается у людей с гармоническим типом личности: у них высоко развиты как ответственность за дело, так и стремление получить наибольшее внутреннее удовлетворение от его результатов.
У личностей продуктивного типа результаты действий также высокие, однако, они достигают их из-за увлеченности своими идеями, а не из-за высокого уровня ответственности.
Повышенной сознательностью, гиперконтролем отличается рефлексивный тип, но эти качества в сочетании с самокритичностью делают его неуверенным в себе и в своих инициативах. Поэтому к активному их осуществлению он готов только при посторонней моральной поддержке.
Несамостоятельность в достижении поставленных перед ними целей проявляют люди исполнительского и функционального типа. Взяв на себя ответственность, они строго следуют сторонним указаниям и инструкциям, пользуются готовыми решениями, не подключая собственную инициативу.
Сложные деловые и творческие предложения могут выдвинуть созерцатели, но на первом плане у них стоит продвижение собственного «Я», а не деятельность по реализации своих идей. Отсутствие ответственности и самостоятельности, наступательности — характерные черты людей такого типа.
Таким образом, какой у него уровень активности (высокий, средний или низкий), зависит как от личностных природных качеств человека (темперамент, способности), так и от тех, которые воспитаны в нем родителями и социальной средой.
Понятие активности
Активность как категория затрагивается в различных сферах научной мысли. Однако полного ее освещения нет ни в одной из них.
Определение 1
Активность – это универсальное свойство, которое характерно для всего живого.
Различные концепции по-разному соотносят активность с другими процессами. В ряде случаев она рассматривается как составляющая поведения.
Определение 2
Активность личности – это способность человека к осуществлению общественно значимых преобразований в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, которая проявляется в творчестве, волевых актах, общении.
Согласно позиции других авторов, активность сопоставляется с деятельностью. Сторонники третьей точки зрения рассматривают активность опираясь на ее составные элементы. В психологии активность рассматривается как отображение трех явлений:
- Деятельность индивида.
- Противоположность пассивности (не только непосредственно сама деятельность, а также желание ее реализовать и готовность к этому).
- Инициативность.
Проявления
Каковы ее проявления? Проанализировав вышесказанное, можно прийти к выводу, что активность , это, в первую очередь, изменение, преобразование. Любая социальная активность базируется на четырёх компонентах:
- отношение человека к совокупности окружающих объектов материального мира,
- отношение человека к другим людям, группа и социуму в целом,
- отношение к событиям и явлениям,
отношение к самому себе.
Несмотря на то, что любое изменение происходит единовременно во всём комплексе этих компонентом, степень его влияния неодинакова.
Так, активность, направленная на материальный объект, называется действием, а направленная на человека, группу или социум , поступком.
Внутренние изменения , предмет философии и психологии, они выражаются в мыслях и чувствах конкретного человека.
И только на события и явления, играющие роль внешнего фактора, человек не может влиять.
Социальный опыт
Любое активное взаимодействие в социальной среде влечёт формирование конкретного опыта. В межличностных отношениях он проявляется в форме симпатии или антипатии, при взаимодействии с социальной группой опыт отражается в приобретённом положении человека и характере его коммуникаций.
Социальный опыт отражается в образе мыслей индивида, участвует в формировании его мировоззрения, отношения к тем или иным процессам, явлениям, действиям и поступкам. Выделяют такие компоненты социального опыта:
- знание , полученные сведения об окружающем мире, актуальных проблемах и способах их решения,
- практика деятельности , навыки, учитывающие принятые нормы, правила, интеллектуальные особенности в конкретной нише,
- практика творчества , способность к самореализации, креативный подход как следствие самообразовательной и самовоспитательной социальной активности,
- практика чувств , эмоционально-ценностное восприятие этапа продуктивности и результата.
Вопреки расхожему мнению, социальный опыт , это не сумма полученной информации, а результат её анализа и преобразования. Он движет прогрессом социальных взаимоотношений, так как ведёт к модернизации социальной активности, преобразованию форм деятельности и общения человека.
Деятельность , не врожденное, а приобретённое свойство. Способность к ней вырабатывается в процессе личного развития, а характер определяется внутренними качествами человека и влиянием внешней среды.
Поэтому для обеспечения полноценной конструктивной деятельности всех членов социума важна общность их системы ценностей, здоровая психологическая, интеллектуальная и эмоциональная среда внутри отдельных групп.
Что такое социальная активность и почему она важна:
Формы активности человека
Активность в широком смысле слова – это понятие, которое характеризует объект с точки зрения соотношения и динамики процессов стабильного функционирования и изменений в нем. Активная система отличается высокой скоростью обменных процессов в отношениях со средой, благодаря чему энергия и информация преобразуются в новые формы, и объект развивается. В природе примерами таких объектов являются спиралевидные галактики, водородные реакции, а в обществе – индустриально-городские культуры.
Активность человека проявляется как в физической, так и в социальной форме и является условием развития и стабильности общества. Она должна быть настолько высокой, чтобы преобразовывать жизненную энергию в социально-значимые формы, но не должна превышать адаптационных возможностей человека. К важнейшим формам социальной активности человека относятся: деятельность, творчество, свобода, духовность, коммуникация, любовь.
Деятельность – философская категория для отражения активности человека, связанной с освоением и преобразованием природы, культуры и самого человека. Источником деятельности являются материальные и духовные потребности человека. Деятельность состоит из совокупности действий и операций. Действия определяются целями человека, а операции – необходимостью и возможностями технологического процесса. Взаимосвязь действий и операций требует кооперации людей, технологического планирования и разделения труда. Как процесс деятельность представляет собой отдельные акты, каждый из которых состоит из следующих элементов:
– субъект деятельности – профессионально ориентированные группы людей, обладающие определенными знаниями, навыками, опытом;
– объект деятельности – тот фрагмент реальности, который подлежит преобразованию: природа, культура, общество. Применительно к человеку говорят не о коренном преобразовании, а об адаптации его к современным условиям деятельности;
– средства деятельности – технологическая база, представленная техническими системами, промышленными и военно-промышленными комплексами, оборудованием, образовательными технологиями;
– целевые и ценностные установки, мотивационные основания деятельности;
– продукт деятельности.
Деятельность является сложной многофункциональной системой, в которую входят следующие подсистемы:
производственная – в ней создаются материальные блага;
научно-исследовательская – она обеспечивает прогрессивное развитие производственной деятельности на основе научных открытий;
социально-политическая – гарантирует стабильность и устойчивость развития общества в целом, регулирует взаимосвязи между индивидуальными, групповыми и государственными интересами;
духовная – формирует ценностные ориентации, мировоззрение, этические и эстетические основания деятельности.
Деятельность тесно связана с развитием человека и общества. С этой точки зрения выделяются два вида деятельности – репродуктивная и творческая. Репродуктивная деятельность обеспечивает преемственность социального опыта, она основана на воспроизводстве и совершенствовании уже имеющихся технологических приемов и операций. Творческая деятельность ведет за собой качественные изменения окружающей человека действительности.
Творчество – философская категория для отражения активности человека, направленной на получение новых знаний, создание ранее не существовавших объектов. Творчество в целом обеспечивает разнообразие социального бытия.
Основные виды творчества:
– научное – связано с обнаружением и объяснением существующих, но ранее не известных человеку объектов и закономерностей. Продуктом научного творчества является открытие;
– техническое – связано с созданием качественно новых или усовершенствованием уже существующих технических систем. Его продуктом являются изобретение;
– художественное – отражает стремление человека найти новые эстетические формы представления традиционных тем, связанных с внутренним миром человека, его пониманием добра и зла, любви и ненависти, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. Его продуктом является художественное произведение, основанное на системе художественных образов;
– духовное – заключается в поиске эффективных форм удовлетворения духовных и моральных потребностей. Выражается в создании идей, обосновании культурных идеалов и ценностей.
Творчество как атрибут человеческого бытия может проявляться актуально и потенциально, т.е. принять конкретные формы выражения или не реализоваться. Это зависит как от личных качеств человека, так и от социальных условий. Общество не может отменить или запретить эту форму человеческой активности, но может регулировать творческий процесс. При этом общество преследует две задачи: 1) обеспечить такую интенсивность творческого процесса, которая позволила бы удовлетворить материальные и духовные потребности; 2) сохранить стабильность социальной системы, предохранить ее от слишком резких новаций и качественных сдвигов. Таким образом, общество способно как стимулировать, так и ограничивать творчество. В конкретных культурно-исторических условиях эти задачи проявляются и сочетаются по-разному, придавая своеобразие той или иной социальной системе.
Изучая творчество, философия исследует такие проблемы, как сущность и природа творчества, этапы творческого процесса, роль интуиции в творчестве, соотношение личных мотивов и социальных запросов в реализации творческого потенциала человека. Эти и другие проблемы исследовались как в классической (Р. Декарт), так и в современной философии (А. Бергсон).
Свобода – философская категория, отражающая степень активности человека, его способность к самореализации и ответственности в социальном бытии.
Реализация свободы основана на возможностях человека в получении и обработке информации, на его опыте и знании закономерностей развития мира. Являясь неотъемлемым свойством человека, свобода в то же время всегда конкретна, связана с определенной культурной традицией, реальными условиями и формами жизнедеятельности общества.
В восточных культурах свобода предполагает осознание древних традиций, соблюдение этических норм, следование опыту предков (Китай). Она может быть основана на овладении культурой духовного мира, в центре которого стоит стремление к освобождению от жизненной суеты и достижению полного покоя (Индия). В российской культуре понимание свободы связано с волевым усилием человека в преодолении зависимости, чаще социального характера. Показателен в этом отношении феномен русского анархизма. Западноевропейская культура трактует свободу с точки зрения возможностей реализации человека в деятельности, творчестве, коммуникации. Субъекту этой культуры важно заранее иметь представление о границах своих усилий, поэтому европейское общество достаточно рано приступило к практике строгого ранжирования свободного действия, юридической фиксации представлений о свободе. Так в законодательствах, а затем и в конституциях появились статьи, регламентирующие свободу творчества, мышления, экономической деятельности, политическую свободу.
Таким образом, в трактовках свободы всегда присутствуют вопросы: «Для чего я свободен?» и «От чего я свободен?». Один из этих вопросов может быть главным, а другой – второстепенным, что и придает своеобразие каждой культуре.
Философское изучение свободы как формы активности человека началось в период зарождения индустриальной культуры, поэтому оно было связано с исследованием возможностей человека в деятельности. Одним из первых эту проблему сформулировал Б. Спиноза. Он показал, что человек как субъект деятельности обладает волей, имеет цели, мотивы и формы реализации своей активности. Реализуя свои замыслы, субъект деятельности сталкивается с трудностями и преградами как культурного, социального, так и природного характера. Эти границы свободы Б. Спиноза обозначил понятием «необходимость» и сделал вывод о зависимости личной свободы от степени овладения необходимостью. Овладеть необходимостью – значит обнаружить закономерности бытия мира и рационально оценить свои возможности.
В творчестве И. Канта анализ проблемы свободы получает дальнейшее развитие. Философ вводит представление о теоретической и практической свободе и их границах. Теоретическая свобода – это познавательное действие, его границы в способностях и функциях разума. Практическая свобода – это свобода деятельности, общения и поведения. Она ограничена долгом, этическими нормами. Важнейшим условием реализации свободы является способность человека осмыслять свои действия.
Гегель, основываясь на этом подходе, дал четкое определение свободы как осознанной необходимости. Он подчеркнул, что осознавать необходимость, это не значит слепо следовать ей. Если необходимость теоретически осмыслена, то субъект деятельности в принципе имеет право и возможности для ее практического преодоления. Связав этапы осмысления и реализации свободы, Гегель впервые не только указал на допустимость изменения необходимости, но и обосновал право человека реализовать свои цели. Следовательно, если И. Кант выделяет регулятивную функцию свободы, то Гегель – целевую функцию.
Марксистская философия, развивая гегелевскую трактовку свободы, акцентировала право субъекта преобразовывать как природную, так и социальную необходимость на основе научной теории.
В итоге классическая философия обосновала установку новоевропейской культуры на познание и преобразование мира. Понятие свободы было связано с конкретными программами деятельности.
В неклассической философии (со второй половины ХIХ в.) формируются новые подходы к проблеме свободы. В философии жизни, экзистенциализме, неомарксизме рассматриваются такие аспекты, как свобода и ответственность, свобода и воля, свобода и нормы коммуникации, свобода в тоталитарных, авторитарных, демократических обществах, механизмы и причины отказа от свободы.
Таким образом, европейская философия выработала достаточно объективный концептуальный образ свободы. Его основные положения сводятся к следующему:
– свобода – это характеристика человека, способного и желающего активно раскрывать свои возможности в деятельности;
– свобода – это процесс, исходными единицами которого выступают человек (субъект) и необходимость;
– реализация свободы состоит из двух этапов: теоретического и практического, т.е. осмысления, познания и действия;
– основными регулятивами свободы выступают долг и ответственность.
Духовность – это философская категория, отражающая включенность человека в наиболее важные проблемы бытия, переживание которых связано с формированием образов, их выражением и практикой следования им.
В современных условиях проблема духовных оснований бытия стоит очень остро, поэтому есть необходимость исследования различных форм духовности. В конкретных исторических условиях духовность может приобретать своеобразные черты. Так, в античной культуре духовность выражалась в идее эстетизма, в ориентации на прекрасное, в поиске идеальных форм бытия. Но эстетические идеалы не смогли противостоять аморальному образу жизни позднеримского периода. Несогласованность различных духовных установок привела к поиску этических механизмов регуляции поведения людей. Они составили основу религиозной духовности.
В основе религиозной духовности лежали связи между понятиями «дух», «душа», «Бог». В понятии «дух» отражается сила, воля, интеллектуальная и сознательная энергия, способность человека к выявлению индивидуальных качеств. Понятием «душа» фиксируются эмоции, чувства человека, особенности его психики, гуманные начала, личностные качества. Бог – это понятие, обозначающее верховную личность, священную персону, абсолют в религиях теистского типа. Атрибутами Бога являются: единство сущности и существования, высший разум, сверхъестественное могущество, абсолютное совершенство. Вера в Бога как в особую инстанцию превращала жизнь человека в своеобразный экзамен, положительный результат которого позволял решить проблему смерти. Религиозная духовность сформировала мощные механизмы морального воздействия на поведение людей, но и она не была свободна от недостатков. Аскетизм, забвение телесности, презрение к материальной жизни и практической деятельности лишало культуру дальнейших стимулов к развитию, порождало голод, эпидемии, массовую гибель людей.
Становление индустриальной культуры внесло новые акценты в понимание духовности. Трудовая этика, просвещение, наука, рациональность стали важными ценностями духовной жизни новоевропейского человека.
Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача) – понятие, отражающее процесс передачи и потребления информации посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях.
Информация (от лат. informatio – ознакомление, разъяснение, сообщение) – понятие для обозначения совокупности сигналов, отражающих существенные характеристики реальности и обеспечивающих принятие субъектом деятельности адекватных целевых и мотивационных решений.
Коммуникация удовлетворяет потребность человека в общении. Особое место в ней занимает утверждение социально значимых ценностей, идеалов, норм, традиций, моральных, религиозных, эстетических предписаний. Формами коммуникации могут быть монолог, диалог, герменевтическое переживание символических форм культуры. Умение понимать и интерпретировать информацию играет важную роль в общении и поведении людей. Эта роль повышается в связи с расширением сферы влияния массовой культуры и характерными для нее образами насилия, агрессии, гипертрофированной сексуальности, нигилизма. Диалог между различными культурами также требует умения понимать свои и уважать чужие ценности.
Любовь – понятие, отражающее способность человека к самовыражению на уровне интимно-нравственного и эстетического переживания. Любовь выражается в различных формах в зависимости от объекта, на который направлено это чувство: духовно-космическая любовь связана с переживанием Бога, патриотическая формирует особые чувства к Родине, личностная – к другому человеку.
Любовь лежит в основе семьи и брака. Семья – это группа людей, живущих вместе, объединенных общей деятельностью, интересами и функциями. Семью составляют муж, жена, дети и другие близкие родственники.
Социальные функции семьи: продолжение человеческого рода, воспитание детей, забота о старших, ведение совместного хозяйства, проведение досуга.
Исторические формы семьи: кровнородственная, парная, моногамная.
Брак – это юридически оформленный союз мужчины и женщины, суп-ружество.
Формы активности человека представляют значительный интерес для философии. Они историчны, могут появляться и новые формы, отражая динамику общественного развития. В конкретных культурах формируются своеобразные ансамбли и индивидуальные трактовки этих форм.
Задание
1. Чем обусловлен «антропологический поворот» в философии ХХ в.?
2. Как понимать выражение Ж.П. Сартра: «Выбирая себя, я выбираю других»?
3. Проиллюстрируйте взаимосвязь категорий существования, сущности и бытия человека.
⇐ Предыдущая3
Поиск по сайту:
Мнения исследователей
Интересен также и методологический вывод В. Г. Мордковича. Он рассматривает активность как существенный признак субъекта. Если же человеку навязывается чужая воля, то он становится уже носителем деятельности. Иными словами, индивид превращается из субъекта в объект, что выполняет чужие задачи, в которых не имеет потребности. Для обозначения людей такого типа было введено понятие «социально пассивный». При этом подмечается, что движущее влияние на активность оказывают не все потребности, а только те из них, удовлетворение которых обладает социальным значением или затрагивает определённые общественные интересы. Структура поведенческой модели в этом случае зависит от преследуемых субъектом целей и предпочитаемых рычагов влияния.
Виды и формы
Понятия видов и форм социальной активности не синонимичны.
Вид указывает на характер отношений между человеком и объектом деятельности, а форма конкретизирует этот характер, учитывая способ реализации поставленных целей.
Как правило, выделяют шесть основных видов социальной активности:
- материально-преобразовательная , направлена на создание объектов труда как необходимых благ материального мира,
- научно-познавательная , заключается в проведении исследований и экспериментов, создании концепций, теорий и моделей, разработке и конкретизации средств или методов труда и познания,
- художественно-эстетическая , удовлетворяет духовные потребности как субъекта деятельности, так и других людей,
- ценностная , приводит к изменениям в существующей системе нравственных, социальных, политических и прочих ценностей,
- коммуникативная , отражается во взаимодействии человека с индивидами и обществом, обмене культурой и мировоззрениями, модернизации социума,
- здравоохранительная , направлена на сохранение и поддержание жизни и здоровья людей.
Если границы между видами социальной активности строго определены, то у её форм нет ни точного количества, ни ярко выраженных внешних ограничений.
Та или иная форма становится производной опыта поколений, имеет специфичные черты, определённые условиями её формирования в каждой конкретной социальной группе. Наиболее типичными формами социальной активности являются:
- Познавательно-трудовая. Отражает готовность и способность человека накапливать профессиональные знания в своей сфере деятельности, совершенствовать умения и навыки для проведения материально-преобразовательной или научно-познавательной деятельности. Данная форма социальной активности удовлетворяет не только материальные потребности, но и нужду в самоактуализации.
- Самообразовательная и самовоспитательная. Служат проекцией личностной мотивации в удовлетворении интеллектуальных потребностей. Зачастую стимулом к подобной активности становится вовлечение человека в социальную жизнь, его взаимодействие с обществом.
- Контактная. Объясняется желанием человека принадлежать к определенной социальной группе, общаться и взаимодействовать с окружающими. Является определяющей в сферах деятельности, основанных на командном подходе к решению задач и достижению поставленных целей.
Контактная форма активности развивает коммуникативные навыки человека, стимулирует познавательно-трудовую активность, самообразование и самовоспитание. - Учебно-просветительская. Удовлетворяет потребность индивида в информации или его желание поделиться полученными знаниями и опытом с окружающими. Включает сложную систему коммуникативных взаимодействий, в том числе, учебно-образовательные учреждения, библиотеки и базы данных, СМИ.
Социально-культурная. Имеет много общего с контактной формой активности, однако учитывает другой критерий формирования социальных групп , культурно-исторический. Такая активность построена на массиве нравственных ценностей, норм поведения, законов и правил. Ярким примером социально-культурной деятельности служат молодёжные субкультуры.
Общественно-организационная. Основана на общности интересов и потребностей, а в более глобальном понимании , общности происхождения, территориальной и культурной близости людей. Наиболее значимой составляющей общественно-организационной активности является гражданская деятельность, которая представляет собой способ самореализации личности как полноценного члена гражданского общества, участника политической и социальной жизни, имеющего собственное мировоззрение и отстаивающего определённые социальные институты.
В идеальном обществе каждая личность гармонично сочетает в себе все формы социальной активности, способствуя не только личному развитию, но и развитию социума в целом.
На практике же подобная ситуация редко встречая, чаще всего человек концентрируется на одной или нескольких формах, а остальные развиты лишь в мере, достаточной для реализации основной цели социальной деятельности.
Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
Подходы к определению понятия активности личности
Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.
Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельности». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).
Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.
В социологии используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения — как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.
В психологии в рамках деятельностного подхода, также наблюдается некоторое непринципиальное расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека. (Ю. Б. Гиппенрейтер 1997).
Б. Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. (Л. И. Анциферова, 1998). Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.
По мнению К. А. Абульхановой-Славской (1991) посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность, как часть деятельности, как её динамическую составляющую реализуемую ситуативно то есть в нужный момент времени.
Ещё одна трактовка понятия активности предложена В. А. Петровским (1996), предлагающим рассматривать личность как подлинный субъект активности. Прослеживая историю форм деятельности субъекта, он выделяет три последовательных этапа в истории становления деятельности. 1) Функционирование или жизнедеятельность особи как предпосылку деятельности; Функционирование — первое и простейшее проявление жизни — может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур. Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров. 2) Деятельность, как условие выживания субъекта. Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удалённый от него, но необходимый для функционирования. 3) Активность, как высшую форму развития деятельности. В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.
Активность и деятельность, соотнесение понятий
Одной из главных теоретических проблем при рассмотрении понятия активности личности является соотнесение понятий «активности» и «деятельности». Трудность заключается в том, что в большом количестве случаев эти термины выступают как синонимы.
На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:
форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой — с другой;
деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.
Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. (Ю. Б. Гиппенрейтер, 1997). Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия (Д. Б. Эльконин, 1987). Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности (В. Н. Кругликов, 1998).
Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.
Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.
Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990, В. Ф. Бехтерев, 1996, Р. С. Немов, 1985) под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.
Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. (К. А. Абульханова-Славская, 1991). Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения активное обучение.