Как исследователи исследуют человеческий ум и поведение? Хотя существует ряд различных методов исследования, естественно-научные эксперименты позволяют исследователям смотреть на причинно-следственные связи. Они идентифицируют и определяют ключевые переменные, формулируют гипотезу, манипулируют переменными и собирают данные о результатах. Посторонние переменные тщательно контролируются для минимизации потенциального воздействия на результат.
Типы экспериментов
Есть несколько различных типов экспериментов, которые исследователи могли бы использовать. Каждый из них может зависеть от множества факторов, включая участников, гипотезу и ресурсы, доступные исследователям:
- Лабораторные эксперименты очень распространены в психологии, потому что они позволяют экспериментаторам лучше контролировать переменные. Эти эксперименты также могут быть проще для проведения другими исследователями. Проблема, конечно же, в том, что то, что происходит в лаборатории, не всегда идентично тому, что происходит в реальном мире.
- Естественный эксперимент — это так называемый полевой эксперимент. Иногда исследователи могут предпочесть провести свои исследования в естественной среде. Например, представим, что социальный психолог заинтересован в исследовании определенного типа социального поведения. Этот тип эксперимента может быть отличным способом увидеть поведение в действии в реалистичных условиях. Тем не менее это затрудняет для исследователей возможность контролировать переменные, и может вводить смешанные переменные, которые могут влиять на результаты.
- Квази-эксперименты. Хотя лабораторные и естественные эксперименты в психологии представляют собой группу наиболее популярных методов, исследователи могут также использовать третий тип, известный как квази-эксперимент. Они часто упоминаются, как естественные эксперименты, потому что исследователи не имеют истинного контроля над независимой переменной. Вместо этого уровень достижения цели определяется естественными условиями ситуации. Это хороший выбор в ситуациях, когда ученые изучают явления в естественных, реальных условиях. Это также хороший выбор в ситуациях, когда исследователи не могут из этических соображений манипулировать независимой переменной, о которой идет речь.
49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент
Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходит его рабочий день и трудовая деятельность. Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона, цех, аудитория института, кабинет, кабина грузовика и т. д. При использовании такого метода субъект исследования может и не знать того, что в данный момент проходит какое-то исследование. Это нужно для чистоты эксперимента, ведь когда человек не знает, что за ним наблюдают, он ведет себя естественно, раскованно и без смущения.
Примером естественного эксперимента может служить искусственно созданная ситуация пожара в больнице. Чтобы при реальных обстоятельствах весь персонал больницы знал, как себя вести, и сумел оказать необходимую помощь. Преимущество данного метода заключается в том, что все действия происходят в привычной рабочей обстановке, но при этом полученные результаты можно использовать при решении практических проблем. Но данный метод эксперимента обладает и отрицательными моментами: наличие неконтролируемых факторов, контроль за которыми просто невозможен, а также тот факт, что необходимо получать информацию в кратчайший срок, иначе произойдет нарушение производственного процесса.
Психология bookap
Лабораторный эксперимент проходит в искусственно созданной ситуации, максимально приближенной к профессиональной деятельности субъекта. Эта модель позволяет установить контроль за ходом наблюдения, регулировать действия, создавать необходимые условия и позволяет неоднократно воспроизводить тот или иной эксперимент в одном и том же месте в тех же условиях. Применяют лабораторный эксперимент чаще всего для моделирования какой-либо ситуации или одного аспекта трудовой деятельности, тщательного анализа и исследований.
Для того чтобы провести лабораторный эксперимент на производстве, необходимо, чтобы психолог тщательно изучил трудовую деятельность субъекта в реальных условиях его труда. Психологу необходимо выделить ключевые моменты трудовой деятельности субъекта, выявить ее особенности и т. д. Для проведения эксперимента необходимо владеть точными сведениями, изучить все возможные ошибки, причины появления этих ошибок и пути решения. Как и естественный эксперимент, лабораторный имеет свои недостатки. Трудность заключается в том, что необходимо до малейших деталей разработать и искусственно создать ситуацию, а сам испытуемый находится в новой обстановке, он теряется, не может сосредоточиться, что значительным образом снижает эффективность и рациональность проведения эксперимента.
Ключевые термины
Чтобы понять, как работает метод естественного эксперимента, есть несколько ключевых терминов:
- Независимой переменной является объект, которым манипулирует экспериментатор. Предполагается, что эта переменная вызывает некоторый эффект для другой переменной. Если исследователь изучает, как сон влияет на качество сдачи математического теста, количество сна, которое получает человек, будет независимой переменной.
- Зависимой переменной является эффект, который измеряет экспериментатор. В нашем предыдущем примере тестовые оценки будут зависимой переменной.
- Операционные определения необходимы для проведения эксперимента. Когда мы говорим, что что-то является независимой или зависимой переменной, нам нужно иметь очень четкое и конкретное определение ее смысла и объема.
- Гипотеза является предварительным утверждением или догадкой о возможной связи между двумя или более переменными. В нашем предыдущем примере исследователь может предположить, что люди, которые получают больше сна, сдадут математический тест лучше на следующий день. Цель эксперимента заключается в том, чтобы поддерживать или не поддерживать эту гипотезу.
Экспериментальный процесс
Психологи, как и другие ученые, используют научный метод при проведении эксперимента. Научный метод представляет собой набор процедур и принципов, которые определяют, как ученые разрабатывают исследовательские вопросы, собирают данные и делают выводы. Выделяют четыре основных этапа процесса:
- Формирование гипотезы.
- Проектирование исследования и сбора данных.
- Анализ данных и получение выводов.
- Обмен результатами.
Естественный эксперимент — это что такое?
Естественный эксперимент представляет собой эмпирическое исследование, в котором физические лица (или кластеры индивидуумов) подвергаются воздействию опытных и контрольных условий, не зависящих от исследователей, но сам процесс выглядит естественно. Это своего рода наблюдательные исследования. Естественный эксперимент — это наиболее полезный метод, когда имеется четко выраженная экспозиция с четко определенной субпопуляцией (и отсутствием воздействия), так что изменения в результатах могут быть правдоподобно отнесены к воздействию. В этом смысле разница между естественным экспериментом и неэкспериментальным наблюдательным исследованием заключается в том, что первое включает сравнение условий, которые прокладывают путь к каузальному выводу, но последний этого не делает.
Естественные эксперименты — это исследовательские проекты, где контролируемые эксперименты чрезвычайно сложно реализовать или неэтично, например, в нескольких областях исследований, на которые распространяется эпидемиология (например, оценка воздействия на здоровье различной степени воздействия ионизирующего излучения у людей, живущих вблизи Хиросимы во время атомный взрыв), экономика (например, оценка экономической отдачи от объема обучения взрослых в США), политология, психология и социальные науки.
Мир Психологии
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Естественный эксперимент
(англ. natural experiment) — особый вид психологического эксперимента, разработанный известным рос. психологом А.Ф. Лазурским (1874-1917). Лазурский впервые доложил о Е. э. на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918г. вышла в свет книга «Естественный эксперимент и его школьное применение» — итог 6-летней работы кружка, организованного Лазурским из числа сотрудников психологической лаборатории Психоневрологического института. Значительный вклад в разработку Е. э. внесли также психологи М.Я. Басов и В.А. Артемов («Естественный эксперимент». — М., 1927).
Естественный эксперимент соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Естественный эксперимент позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко дополняется беседой с испытуемым.
Недостаток метода Естественный эксперимент — сложность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты Е. э. обрабатываются путем качественного анализа полученных данных.
Один из вариантов естественный эксперимента — психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное обучение), при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению (см. Обучающий эксперимент). См. также Виды наблюдения.
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
нет значения и толкования слова
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Естественный эксперимент [Лазурский А.Ф., 1918] — метод психологического исследования, занимающий промежуточное положение между объективным наблюдением и лабораторным экспериментом. Характеризуется естественностью условий наблюдения с точностью и научностью эксперимента. Автор по методу Е.э. проводил педагогический анализ занятий школьника в психологических критериях и терминах, с позиций психологического эксперимента изучались все виды занятий: игры, гимнастические упражнения и др.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Естественный эксперимент — естественно возникающая ситуация, которая содержит многие из характеристик формального, лабораторного эксперимента и в которой можно определить факторы, функционирующие как независимые переменные, хотя они и не контролируются в обычном смысле. Например, можно изучать роль обучения в развитии словаря ребенка посредством сравнения числа новых слов, выученных в течение лета, с числом слов, выученных за предшествующие и последующие месяцы.
предметная область термина
назад в раздел
:
словарь терминов
/
глоссарий / таблица
Условия естественного эксперимента
Ключевые условия и особенности экспериментального исследования включают манипуляции и контроль. Манипуляция в этом контексте означает, что экспериментатор может контролировать субъекты исследования, а также какие они ощущают на себе воздействия. Можно манипулировать, по меньшей мере, одной переменной. Контрольные испытания могут отвечать только на некоторые типы эпидемиологических вопросов, и они не полезны при исследовании вопросов, для которых случайное задание либо неосуществимо, либо неэтично.
В качестве примера предположим, что следователь заинтересован во влиянии плохого жилья на здоровье. Поскольку практическое или этическое случайное распределение людей по переменным жилищным условиям нецелесообразно, этот предмет трудно изучать с использованием экспериментального подхода. Однако, если была изменена жилищная политика, такая как лотерея для субсидируемых ипотечных кредитов, которая позволила бы некоторым людям переехать в более желательное жилье, оставив других подобных людей в их прежнем некачественном жилье, возможно, можно будет использовать это изменение политики для изучения влияния изменения жилищных условий на здоровье.
В другом примере хорошо известен природный эксперимент в Хелене (Монтана, США), согласно которому курение было запрещено во всех общественных местах на шестимесячный период. Впоследствии исследователи сообщили о 60-процентном падении сердечных приступов в районе исследования за время действия запрета.
Научный метод исследования
Эксперимент является основным методом исследования в науке. Ключевыми функциями являются контроль над переменными, тщательное измерение и установление причинно-следственных связей. Это исследование, в котором гипотеза проверена научно. В эксперименте управляется независимая (причина) и измеряется зависимая переменная (эффект), а также контролируются любые посторонние переменные. Преимущество состоит в том, что эксперименты, как правило, объективны. Взгляды и мнения исследователя не должны влиять на результаты исследования. Это хорошо, так как делает данные более достоверными и менее предвзятыми.
Естественный и лабораторный эксперименты в психологии
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 17Следующая ⇒
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – это активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какая-либо психологическая закономерность. В психологии различают два основных вида эксперимента:
· лабораторный эксперимент проводится в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных;
· естественный эксперимент – в этом случае испытуемый не знает, не догадывается, что он участвует в исследовании (испытуемый выполняет привычную деятельность, а экспериментатор для него – знакомый человек).
Для обоих видов существуют некоторые общие правила: экспериментатор планомерно манипулирует одной или несколькими независимыми переменными (это причина) и регистрирует сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта, т.е. следит за изменением зависимых переменных (это следствие).
Лабораторный эксперимент . Основное достоинство метода – активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты: – оперативность (исследователь не ждет проявления необходимых фактов, а сам создает ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый психический процесс), повторяемость (высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры), однотипность данных и, как следствие, более простой анализ);
Получаемые в результате лабораторного эксперимента данные должны проверяться в естественных условиях деятельности людей.
Естественный эксперимент . С целью устранения основного недостатка лабораторного эксперимента – неестественности протекания психических процессов – был разработан естественный эксперимент. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые психологические особенности и качества. Разновидность естественного эксперимента – психолого-педагогический эксперимент, когда в ходе эксперимента решаются обучающие или воспитательные задачи.
Организация эксперимента требует соблюдения ряда условий:
1. Эксперимент, как и все методы исследования, нуждается в предварительной постановке цели и выборе объекта.
2. Необходимо тщательно разработать методику проведения эксперимента, подготовить материал для исследования. Материал нужно изготавливать в точном соответствии с рекомендациями методики.
3. Следует предварительно подготовить условия, в которых будет проводиться исследование.
4. Необходимо заранее составить и выучить наизусть инструкцию и описание процедуры проведения эксперимента. Причём нужно помнить, что инструкция должна быть понятна испытуемым.
5. Перед тем как проводить эксперимент, необходимо выбрать испытуемого и установить с ним дружеские, доверительные отношения. Исследователь должен расположить испытуемого к себе, чему сопутствуют непринуждённый, спокойный разговор, улыбка, одобряющие жесты. Нельзя подчёркивать необычность, исключительность ситуации, занимать позицию проверяющего. Целесообразно придать процедуре эксперимента характер обычного доброжелательного общения. Материалы методики нельзя использовать для установления контакта.
6. На успехи и неудачи испытуемого во время проведения эксперимента необходимо реагировать сдержанно и ровно, если иное не предусмотрено методикой исследования.
7. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидуально-психологическим особенностям испытуемого.
8. Эксперимент, проводимый с ребёнком, не должен быть очень длительным. Как правило, он ограничивается 15 — 20 минутами, если другое время не предусмотрено методикой исследования. Причём, чем младше ребенок, тем короче должно быть исследование.
9. Эксперимент всегда предполагает стандартную процедуру, поэтому нельзя вносить в него какие-либо изменения, например, менять инструкцию. Необходимо добиваться того, чтобы испытуемый понял и принял инструкцию. Она может повторяться 2–3 раза без изменений, но пояснять её нельзя, если это не предусмотрено методикой исследования. Всем испытуемым задания нужно предъявлять строго единообразно, с одинаковой интонацией, силой голоса, не акцентируя какие-либо слова, кроме специально оговорённых случаев.
10. Эксперимент обычно проводят экспериментатор и протоколист. Важно, чтобы последний находился вне поля зрения испытуемого, но сам мог его хорошо видеть и слышать. В протоколе он фиксирует поведение, речь и эмоциональные реакции испытуемого в соответствии с предусмотренными методикой исследования критериями. Особо подчеркнём, что речь детей записывают с сохранением всех её особенностей, без исправления грамматических и других ошибок. Функции протоколиста, таким образом, состоят в том, чтобы точно зафиксировать психологические факты, функции экспериментатора – в том, чтобы провести исследование.
Эксперимент имеет ряд достоинств:
· активная позиция исследователя (он не выжидает, когда у испытуемого возникнет психическое явление, которое он изучает. Он сам вызывает его путём создания соответствующих условий);
· эксперимент можно повторить, т.е. ещё раз вызвать изучаемое психическое явление, а значит, проверить и уточнить первоначально полученные данные;
· эксперимент позволяет быстро собрать большой фактический материал;
· эксперимент – более объективный метод, чем наблюдение, поскольку в его методике содержатся чёткие критерии фиксации и обработки данных;
· значительно облегчён способ фиксации данных, поскольку изучаемое явление отделено от целого ряда жизненных обстоятельств;
· анализ протокола эксперимента строится в соответствии с заданной методикой последовательностью. Анализ полученных фактов может быть выражен в числовых показателях, подвергнут количественной обработке.
К недостаткам эксперимента относятся следующие:
· эксперимент требует длительной и тщательной подготовки. Достоверность полученных данных зависит от умения экспериментатора поставить цель, выбрать материал, точно использовать инструкцию, следить за временем и последовательностью выполнения задания, за особенностями реакции испытуемого, а также от умения войти с ним в контакт, от знаний способов статистической обработки полученных фактов;
· исследователь включается в общение с испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. Мысленная модель может повлиять на полученные факты;
· не создаётся целостное представление о психике испытуемого;
· при проведении лабораторного эксперимента может исчезать естественность в психических проявлениях испытуемого.
⇐ Предыдущая3Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы: