Что такое дилемма?

Слово Dilemma берёт свои корни из латинского языка. Состоит это понятие из двух слов: di (два) и lemma (суждение, мнение, возможность). То есть дословно его можно перевести как «двойная возможность» или «двойственное мнение».

Происхождение слова «дилемма» основано на ситуации выбора одного из двух. Но есть же выбор и из большего количества вариантов, скажете вы и будете абсолютно правы. Такие ситуации получили соответствующие названия: трилемма, полилемма и так далее. Однако нам всем более знакомо именно слово дилемма, так как оно чаще всего используется в повседневной жизни.

На самом деле дилемма – это даже не выбор, а некий разбор предпосылок. С научной точки зрения, в дилемме не отдаётся большое значение выбору. Здесь рассматриваются именно проблемы предпосылок. Но так как они обе ведут в одну сторону, выбор не имеет значения в принципе.

Рассмотрим классический пример: существует мнение А и мнение Б. Оба мнения ведут к результату В. Возникает дилемма: какое из мнений будет наиболее верным? Здесь не рассматривается вопрос: что выбрать, а идёт разбор мнений и предпосылок на выявление наиболее верного результата.

Неважно, что вы выберете в спорной ситуации. Результат в итоге будет один и тот же. Иными словами, дилеммой называют ситуацию или-или с единым результатом. Вопросы дилеммы могут затрагивать очень тонкие аспекты жизни.

Например, по кодексу чести самурая – бусидо, умереть на поле боя считается большой честью. Если воин в ситуации или жизнь, или смерть, выберет первое, то исход не будет отличаться от смерти. Выбрав жизнь, он обрекает себя и свою семью на вечный позор. Выбрав жизнь, он по факту выбирает смерть, только немного другую. Таким образом, в дилемме нет важности выбора. Есть важность верности мнения или предпосылки.

Что такое дилемма? Определение простыми словами можно найти в словаре. Там указано, что дилемма – это выбор между двумя взаимоисключающими предпосылками или умозаключениями. Или проще говоря: когда третьего не дано. Так или иначе, дилемма – это всегда выбор. Выбор в дилемме может быть:

  • Важным;
  • Мнимым;
  • Неважным;
  • Очевидным;
  • Осознанным;
  • Неосознанным.

Вы можете до бесконечности рассуждать о важности выбора, но рано или поздно его придётся сделать. В мире каждый день люди сталкиваются с дилеммой, когда им необходимо совершить выбор из двух. Это затрагивает практически все сферы жизни человека:

  • Спорт;
  • Работа;
  • Бизнес;
  • Музыка;
  • Образование.

Вопрос выбора также затрагивает духовные сферы, заставляя определяться с религиозными взглядами и мироощущением.

Виды дилемм

В зависимости от того, какую сферу жизни затрагивает проблема выбора, дилемма приобретает определённую направленность. Принято считать, что существует пять основных видов дилемм:

1. Этическая.

2. Моральная.

3. Нравственная.

4. Психологическая.

5. Дилемма заключённого.

Они все сводятся к выбору взаимоисключающих предпосылок. Отличием служит только принадлежность выбора. Рассмотрим по порядку значимости.

Дилемма в психологии представлена взаимоисключающими выборами. Человек на протяжении всей своей жизни будет сталкиваться с вопросами психологического выбора или-или. Этот вопрос может возникнуть в практически любой ситуации, когда необходимо преодолеть себя.

Чаще всего, человек этот выбор делает неосознанно, на подсознательном уровне. Но в любом случае человек будет полностью осознавать последствия своего выбора. Это может проявляется различными эмоциями:

  • Гневом;
  • Стыдом;
  • Грустью;
  • Уверенностью в себе.

Так или иначе, дилемма в вопросах психологии человека поднимается очень часто. Человек даже может не осознавать, что перед ним встал выбор. Но в любом случае он его совершит.

Этическая дилемма также относится к психологическому выбору. Но здесь вопрос стоит во взаимодействии людей между собой. Выбор чаще всего представлен вопросом отношения одного человека к другому либо в определении конкретного поступка. Этот вопрос может затрагивать нравственные и моральные ценности.

Однако обычно он характеризуется в рамках допустимого в определённом круге поведения. Этическая дилемма может возникнуть при взаимодействии двух различных социальных групп либо в профессиональном отношении: специалист-клиент.

Обычно выбор в этической дилемме заключается с условием принятия правил игры. В этом случае вы либо действуете в замкнутой системе в соответствии с правилами, либо без их учёта.

Для решения этической дилеммы может использоваться дилемма заключённого, теория игр. Дилемма заключённого – это теория, в соответствии с которой игроки не будут взаимодействовать друг с другом, даже если это в их интересах. Её ещё называют дилеммой узника.

Это фундаментальная позиция из теории игр. Сама теория описывает правила поведения игроков в замкнутой системе (игре). Это справедливо к любой замкнутой системе с чётко установленными правилами и набором возможных действий.

Теория игр может математическим образом описать практически любую ситуацию и предсказать её развитие. Дилемма заключённого в этой теории необходима для описания поведения двух игроков из разных команд, представляющих разные интересы, но имеющие общую цель. Суть такова: игроки из разных команд отдадут выбор предательству, а не сотрудничеству, даже если последнее приведёт к общей выгоде.

Игроков в этой системе интересует лишь их собственная выгода. Поэтому сотрудничество для игроков рассматривается как недопустимое, ввиду выгоды оппонента.

Для решения дилеммы заключённого можно рассмотреть моральные дилеммы. Моральная проблема – это выбор между действиями согласно установленным правилам или сопротивлением системе. Эта дилемма очень похожа на этическую. Однако если при этической дилемме выбор делается между тем, играть по правилам или без них, то моральная предполагает, что правила уже приняты, но для выполнения действия необходимо через них переступить.

Есть особый вид дилеммы – нравственный. Нравственная дилемма – это принятие выбора в соответствии с личными предпочтениями. То есть, когда перед человеком встаёт выбор: поступить, как нравится или как нужно. Часто нужно в этом вопросе определяется навязанными правилами игры. С другой стороны, нравственность определяется как часть правил, только более приемлемых для конкретного игрока. Иными словами, нравственная дилемма – это выбор между «хочу» и «надо».

Для лучшего понимания видов дилемм и их взаимосвязи предлагаю рассмотреть каждую на примерах из жизни.

Моральные дилеммы методическая разработка

Задание «Моральные дилеммы»

Цель: ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные дисциплины (литература, история, обществознание и др.).

Форма выполнения задания: групповая работа учащихся.

Материалы: текст моральной дилеммы, список вопросов, задающих схему ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания, для учащихся и учителя.

Описание задания: класс делится на группы по три человека, в которых предлагается обсудить поведение героя и аргументировать свою оценку. Далее, объединившись по две группы, ребята обмениваются мнением и обсуждают все аргументы «за» и «против». Затем опять объединяются по две группы до тех пор, пока класс не будет поделён на две большие группы. На этом финальном этапе (с использованием доски) делается презентация аргументов и подведение итогов — какие аргументы более убедительны и почему.

Вариант: проведение дискуссии. Учащимся в группах заранее предлагается встать на позицию поддержки или осуждения героя ситуации и обсуждать свои аргументы.

Для структурирования позиции учащихся предлагается схема ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания для анализа ситуации (А. И. Подольский, О. А. Карабанова, 2000). В схеме представлены вопросы, ответы на которые помогут проанализировать предложенную ситуацию:

1. Что происходит в данной ситуации?

2. Кто участники ситуации?

3. Каковы интересы и цели участников ситуации? Совпадают или противоречат друг другу цели и интересы участников ситуации?

4. Нарушают ли действия участников моральную норму (нормы)? Если да, то какую именно норму? (Назовите норму.)

5. Кто может пострадать от нарушения нормы? (Если нарушаются разные нормы, то кто пострадает при нарушении одной нормы, кто — от нарушения другой?)

6. Кто является нарушителем нормы? (Если нарушается несколько норм, то кто является нарушителем каждой из них?)

7. Как могут поступить участники в сложившейся ситуации? (Укажите несколько вариантов поведения.)

8. Какие последствия может иметь тот или иной поступок (вариант поведения) для участников?

9. Какие чувства (вины, стыда, гордости, сострадания, обиды и т. п.) испытывают действующие лица?

10. Как следовало бы поступить в этой ситуации каждому из её участников? Как поступил бы ты на их месте?

Инструкция: занятие посвящено ситуациям морального выбора. Такие ситуации называются моральными дилеммами. Их особенность состоит в том, что учащимся необходимо сделать выбор в такой ситуации, когда нет ни одного однозначно правильного решения, а есть разные решения, которые учитывают различные интересы. Учитель зачитывает текст и предлагает учащимся ответить на вопросы.

Учителю в том случае, если ответы учеников будут представлены в письменном виде, необходимо обратить внимание на аргументацию поступка (т. е. ответить на вопрос «почему?»). Ответ должен указывать на принцип, лежащий в основе решения. Учитель должен провоцировать учащихся на озвучение различных точек зрения по ситуации с обязательной аргументацией своей позиции, а также акцентировать внимание учащихся на неоднозначности того или иного решения проблемы.

Критерии оценивания:

  • соответствие ответов уровням развития морального сознания;
  • умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
  • анализ аргументации учеников в соответствии с уровнем развития морального сознания.

Представлено 14 ситуаций — моральных дилемм, которые посвящены различным контекстам взаимодействия: 7 — ситуациям взаимодействия «подросток — сверстник» и 6 — ситуациям взаимодействия «подросток — взрослый», ещё одна ситуация является примером…

Примеры заданий

Дилеммы с контекстом взаимодействия «подросток — сверстник»

1. Коля и Петя летом работали в саду — собирали клубнику. Коля хотел на заработанные деньги купить спортивные часы, которые уже давно себе присмотрел. Коля из малообеспеченной семьи, поэтому родители не могут купить ему такие часы. Петя хочет на заработанные деньги усовершенствовать свой компьютер.

Коля значительно уступает Пете в силе и ловкости, да и отдыхает он чаще, поэтому Петя собрал намного больше клубники. Вечером пришёл бригадир, чтобы расплатиться с ребятами за выполненную работу. Пересчитал ящики клубники, собранные обоими ребятами. Отсчитал заработанную ими сумму и спросил, обращаясь к Пете: «Ну что, ребята, поровну платить, или кто-то собрал больше, ему и больше положено?»

Петя видит, что если он скажет, что он собрал больше, то Коле не хватит денег на часы. Петя знает, что Коля мечтал об этих часах и очень расстроится, если не сможет их купить.

Что, по вашему мнению, следует ответить Пете и почему? Каким должно быть справедливое распределение заработанных денег и почему?

  1. Один учащийся случайно ударил одноклассника, который был изгоем в классе. Очевидно, это была последняя капля в чаше терпения изгоя. Он разозлился и сильно избил невольного обидчика. Как можно оценить поступок изгоя и почему?
  2. Юра сломал видеомагнитофон. Когда родители обнаружили это, дома был только младший брат Юры. Родители подумали, что это сделал он, и наказали его. Юра, вернувшись домой и поняв, что произошло, промолчал. Правильно ли поступил старший брат и почему? Что он должен был сделать?
  3. Две подружки-одноклассницы получили разные оценки за контрольную работу («3» и «4»), хотя их работы были совершенно идентичны, при этом они не списывали одна у другой. Есть очень большой риск, что их строгий учитель скорее снизит четвёрку, чем повысит тройку. Тем не менее, подружка, получившая тройку, без ведома другой подходит к учителю с обеими тетрадками. Правильно ли поступает девочка по отношению к своей подруге и почему?
  4. Володя мечтал о настоящем футбольном мяче, но родители отказывались покупать его. Как-то раз он увидел именно такой мяч у своего одноклассника, который не интересовался футболом. У того была обеспеченная семья, и его отец хотел, чтобы сын начал играть в футбол. Однажды после уборки в классе Володя увидел забытый одноклассником мяч, и, так как вокруг никого не было, он не удержался и взял его себе. Правильно ли поступил Володя и почему?
  5. Близкий друг Николая просит его одолжить ему денег. Николай знает, что его друг употребляет наркотики и, скорее всего, потратит деньги на них. На вопрос, зачем ему нужны деньги, друг не отвечает. Николай даёт ему деньги. Правильно ли поступил Николай и почему? Что он должен был сделать?
  6. Заболел учитель, учащиеся решили, что их отпустят с последнего урока (как это не раз бывало). Они собрались уходить, были уже в раздевалке, когда кто-то принёс известие, что будет замена и уходить нельзя. Большая часть класса ушла, а два ученика остались, так как им надо было исправлять отметку по этому предмету. Прогулявшие урок ученики получили двойки. Если бы ушли все, можно было бы подумать, что класс не знал о замене, и наказания не было бы. Правильно ли поступили те ребята, которые остались в классе, и почему?

Дилеммы с контекстом взаимодействия «подросток — взрослый»

8. Учительнице нужно было срочно выйти из класса на уроке во время контрольной работы, и она попросила Катю посмотреть за учениками, чтобы никто не списывал. Некоторые ребята, конечно, списывали. Когда учительница вернулась в класс, она спросила у Кати, не списывал ли кто-нибудь (известно, что за это поставят двойку). Учительница доверяет Кате. Как должна поступить Катя (что ответить) и почему?

9. Учитель физики объяснял очень сложную тему. На следующем уроке, прежде чем вызвать кого-либо к доске, он предложил выйти тому, кто хоть как-то разбирается в этой теме. Никто не вышел. Тогда учитель стал вызывать сам. Ему пришлось поставить тринадцать двоек, прежде чем к доске вызвали девушку, которая всё рассказала. Ей поставили пятёрку. После уроков одноклассники набросились на неё и стали ругать за то, что она сразу не вызвалась отвечать у доски и подвела класс. Как должна была поступить девушка в этой ситуации и почему?

  1. Учитель обещал ученику исправить тройку в следующей четверти, если он будет ходить на дополнительные занятия и проработает те темы, за которые он ранее получил плохие оценки. Ученик регулярно посещал дополнительные занятия, поскольку очень хотел получить хорошую отметку. Но в конце четверти учитель заявил, что не может исправить отметку, так как ученик недостаточно хорошо занимался и просто не заслужил четвёрку, а учитель не вправе ставить оценки незаслуженно. Правильно ли поступил учитель и почему?
  2. Девушку-отличницу классная руководительница попросила позаниматься с отстающей одноклассницей. Отличница ходит на подготовительные курсы в институт, и ей некогда. Она хочет отказаться, тем более что одноклассница, с которой ей предстоит заниматься, ей не очень приятна. Как должна поступить отличница и почему?

12. В продуктовом магазине продавец ошибся и дал Пете слишком большую сдачу. Заметив это, Петя не сказал об этом продавцу, а решил купить на эти деньги подарок маме. Правильно ли поступил Петя и почему?

13. Дима получил двойку по алгебре и решает, вырвать ли ему страничку из дневника. Ведь если родители узнают, то они не пустят его на концерт, а ему очень хочется пойти, так как это его самая любимая группа и он так долго ждал этого концерта. Что делать Диме и почему?

14. Известный хоккеист, воспитанный российской хоккейной школой, усовершенствовав своё профессиональное мастерство в российских клубах, подписал выгодный контракт и уехал играть в НХЛ. Скоро он стал одним из наиболее высокооплачиваемых игроков лиги. Он основал в США свой фонд помощи больным американским детям, тем более, что благотворительная деятельность в США позволяет значительно снизить налоги, в России этого нет. Как можно оценить поведение этого спортсмена?

Дилемма: примеры из жизни

Рассмотрим классические примеры дилеммы из жизни для ясности понимания описанного. Опишем ситуацию, в которой есть причина (П), первая предпосылка (А) и вторая (Б), а также результат – В.

Итак, в моей юности у меня был кот. Хороший, красивый котик, но с одним недостатком – он вечно гадил в неположенное место. Возникла у меня дилемма: кот гадил не в лоток и нужно было с этим что-то делать (П).


Возникли две предпосылки: либо приучить кота к лотку (А) или отдать его в другим людям (Б). И в ситуации А, и в ситуации Б будет достигнут результат В – кот перестанет гадить в неположенном месте. Это классическая дилемма, в которой результат достигается двумя взаимозаменяемыми предпосылками. Но в любом случае достигается необходимый результат.
Если интересно, чем всё закончилось, расскажу. Кота в итоге приучили к лотку. Правда, это стоило огромных усилий. Но это уже другая история. А пока я опишу примеры разных видов дилемм.

Моральная дилемма: примеры из жизни

Примеры моральной дилеммы можно привести ситуациями, в которых необходимо переступить через определённые правила.

Например, самым банальным примером может послужить преступление. Допустим, необходимо заработать некую сумму денег. Их можно заработать (А), а можно – украсть (Б). И в том, и в другом случае достигается результат (В).

Пример посложнее: вы ученик школы и у вас урок. Вам необходимо уйти пораньше. Сделать вы это можете по правилам, отпросившись с урока (А), либо уйти самостоятельно (Б). В любом случае будет достигнут результат В.

Как понятно из примера, в моральной дилемме человек решает, что ему ближе: соблюдение правил или достижение цели. Мне, например, претит сама мысль о воровстве. Я даже дорогу перехожу только на зелёный свет, независимо от наличия машин поблизости.

Однако я допускаю, что при отсутствии выбора, например, в ситуации военных действий и невозможности получить желаемое законным путём, установленные обществом и законом правила можно нарушить.

Этические дилеммы: примеры

Для пояснения этого понятия проще всего привести примеры этических дилемм в работе. Часто этические дилеммы проявляются в работе психолога.

Например, психологу необходимо помочь клиенту (П). Сделать это он может по всем правилам (А), либо уступить правилам в угоду результату (Б). В любом случае результат будет достигнут, так или иначе. Обратная ситуация, в которой необходимо указать человеку на выход (П). Сделать это можно по всем правилам (А), либо повести себя более резко (Б). Результат будет достигнут в любом случае.

Если этот пример непонятен, приведу более простой.

Представьте себе, что вы врач, который узнал интимную тайну пациента. Этот мужчина изменил своей беременной жене и заразился гонореей. С одной стороны, сообщать его супруге об этом нельзя – это расходится с принципом сохранения врачебной тайны (за её разглашение, кстати, врач может получить реальный срок).

С другой стороны, если этот мужчина заразит жену, это крайне негативно отразится на их будущем ребёнке. Что же делать в такой ситуации? Как защитить малыша? Ведь задача врача – помогать людям. В данном случае П, то есть желаемый результат, – это помощь, а варианты достижения этого результата – разглашение врачебной тайны либо построение системы лечения таким образом, чтобы мужчина точно не смог навредить жене и ребёнку.

Дилемма заключённого

Для рассмотрения дилеммы узника на ум сразу приходит политическая ситуация в мире. Банально рассмотрим отношения России и США. Допустим, необходимо дать качественный толчок экономике стран.

Понятно, что при взаимопомощи этих стран друг другу их экономическая ситуация может за короткие сроки достичь гораздо больших позиций. Но, так как они соперники в этой игре, и каждый представляет свои интересы, им невыгодно взаимодействовать, так как это приведёт к процветанию соперника. Даже если преимущества от сотрудничества в разы превышают их недостатки, игроки всеми силами будут стараться вести индивидуальную игру.

Если ввести в строку поиска в браузере «дилемма заключённого: примеры из жизни», то поисковая система не удостоит вас большим количеством интересных и доступных результатов. Это странно, ведь такая дилемма очень часто встречается в повседневной рутине.

Например, вам с коллегой дали одинаковые задания и обещали премию первому, кто предоставит отчёт. Очевидно, что если вы объедините свои усилия, то сэкономите кучу времени, и так или иначе, выполните свою работу. Но желание получить награду первым не даёт вам возможности сотрудничества. Поэтому вы скорее будете пытаться обогнать вашего коллегу, чем сотрудничать с ним.

Моральная Дилемма Вопросы

Смотрите также: Эгоизм — хорошо или плохо?
Статьи по психологии:

Когда мораль теряет очевидность: этические дилеммы в психологическом консультировании

Этическая дилемма в практике психолога — не просто сложная ситуация, в которой сталкиваются личные потребности психолога или организации, где он работает, и этические принципы. Например, для набора клиентов начинающему психологу предлагают делать скидки при оплате клиентом сразу нескольких консультаций или вести первичные консультации бесплатно. Это ситуация, в которой, даже выбрав следование этическим профессиональным принципам, решение психолога может привести к неблагоприятным последствиям для других вовлеченных в неё сторон.

Анастасия Армашова, психолог-консультант Центра корпоративного обучения и консультирования Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, к.психол.н., рассказывает о результатах своего диссертационного исследования “этической зоркости” — способности психолога узнать в профессиональной ситуации этическую дилемму и по-разному отнестись к ней.

Этическая дилемма в практике психолога — не просто сложная ситуация, в которой сталкиваются личные потребности психолога или организации, где он работает, и этические принципы. Например, для набора клиентов начинающему психологу предлагают делать скидки при оплате клиентом сразу нескольких консультаций или вести первичные консультации бесплатно. Это ситуация, в которой, даже выбрав следование этическим профессиональным принципам, решение психолога может привести к неблагоприятным последствиям для других вовлеченных в неё сторон.

Зачастую такие ситуации возникают непосредственно при взаимодействии с клиентом. У психолога нет возможности подготовиться к первичной консультации. Как правило, он не знает, в каком поле будет работать: какие личностные особенности будут у клиента, с какой проблемой и в каком психологическом состоянии он придет. Также клиенты в связи с остротой ситуации не всегда раскрывают все подробности консультанту. Специалист понимает, что работает в дефиците информации о полной картине обстоятельств, затрагиваемых сторонах и т.д. Высокая неопределенность в ситуации консультирования и необходимость принятия решения «здесь и сейчас» делает этическую дилемму не просто случаем абсолютного авторства специалиста в своем выборе, но и предполагает высокое эмоциональное напряжение.

Психолог-консультант описывает свои переживания в начале работы с этически сложными случаями: «Как правило, при таких сложных ситуациях клиенты вначале поднимают вопрос конфиденциальности, мы обсуждаем принцип этического кодекса, я разъясняю подробно, как должен действовать специалист. Уже тогда возникает это ощущение неопределенности, ты понимаешь, что предстоит сложная консультация, сложная ситуация, в которой, скорее всего, тебе придется принимать сложное решение, но ты не знаешь, что это будет, не знаешь последствий».

На кафедре консультационной психологии ЯРГУ им.П.Г. Демидова мы провели исследование восприятия психологами-консультантами этических дилемм. Собрали кейсы из практики, которые психологи посчитали сложными этическими ситуациями и этическими дилеммами и потом показали участникам исследования два кейса:

Мы хотели описать особенности восприятия специалистом подобных ситуаций — способность распознать в ситуации этическое поле, дилемму. Эту способность мы обозначили как “этическую зоркость”. Нам удалось выявить три уровня ее развития: рационально-прагматичный, ситуативно-эмоциональный, личностно-ответственный.

На рационально-прагматичном уровне психолог не воспринимает ситуацию как этическую дилемму, оценивает её с одной позиции и не учитывает весь контекст ситуации. Консультанты относились к кейсу как к профессиональной задаче, интересной для решения, или как к ситуации, обстоятельства которой требуют определенного нормативно-заданного поведения. Здесь выбора и ответственности за его последствия не предполагалось в принципе, поскольку консультанты относились к возможному решению как к вынужденному и как к обязательству.

Примеры реакций психологов-консультантов на кейсы:

На ситуативно-эмоциональном уровне этической зоркости на восприятие ситуации как этической дилеммы влияет контекст её обстоятельств. То есть консультант не во всех случаях распознает этический конфликт.

Психологи эмоционально переживали невозможность принять оптимальное решение, анализировали ситуацию с разных сторон, прогнозировали негативные последствия.

Примеры реакций психологов-консультантов:

На личностно-ответственном уровне этическая дилемма распознается специалистом вне зависимости от контекста обстоятельств ситуации. Отличительным этого уровня является не просто эмоциональное переживание неизбежности негативных последствий принимаемого решения, но и осознание личной ответственности психолога за него. Ситуация не воспринимается как сложная профессиональная задача, где выбор продиктован обстоятельствами. Консультант воспринимает её как личностный выбор, относится к принимаемому решению как к значимому для развития его личности («как мне жить с этим решением»).

Принятие решения сопровождается процессом самоопределения, рефлексии ценностей относительно обстоятельств данной конкретной ситуации.

Примеры реакций психологов-консультантов:

Отношение к этической дилемме как личностному выбору, рефлексия своего эмоционального переживания в данной ситуации, своей ответственности за последствия требует ресурсного состояния от консультанта. Рационально-прагматичное восприятие может быть следствием не только этической необразованности, но и аспектом профессионального кризиса или выгорания. Иными словами, для психолога важно не только быть этически образованным и знать алгоритмы действий в этически противоречивых ситуациях, но и развивать и поддерживать этическую зоркость, то есть саму способность распознать данную ситуацию в своей профессиональной деятельности.

Ссылка на исследование: Армашова А.Б. Этические дилеммы во взаимодействии психолога-консультанта и клиента: дис. … кандидата Психологических наук: 19.00.05 / Армашова Анастасия Борисовна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»], 2018

Используемые источники:

  • https://psichov.net/moralnaya-dilemma/
  • https://psyethics.ru/moral/
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]