Динамический цикл контакта в гештальт-терапии. Даниил Хломов, 1998


© Даниил Хломов, 1998

Даниил Хломов (Москва) — психолог, гештальт-терапевт, супервизор, ведущий тренер МГИ, кандидат психологических наук. Президент ОППГП (Общества Практикующих Психологов Гештальт Подход), вице-президент АРГИ (Ассоциации Русскоязычных Гештальт Институтов), директор программы МГИ (Московский Гештальт Институт). Автор динамической концепции личности в гештальттерапии.

Очень трудно написать текст об очевидных вещах таким образом, чтобы его могли воспринять люди, предпочитающие изъясняться на научном психологическом и психотерапевтическом языке и люди, предпочитающие живой и образный житейский язык. В моей статье о динамической концепции личности удалось обойти эту трудность за счет использования образа трехголового дракона. Попробую использовать такой прием и в этой статье… Всем людям, знакомым с гештальт-терапией, известно важнейшее понятие тештальт-терапии — понятие цикла контакта. Ж.-М. Робин пишет в книге «Гештальт-терапия» — к Эта последовательность построения — разрушения гештальтов (которая иногда носит название «цикл контакта», т.к. описывает, каким образом организм контактирует с окружающей средой) будет протекать согласно четырем фазам: предконтакт, контактирование, финальный контакт и постконтакт. И это еще упрошенное представление о цикле контакта. А вообще-то цикл контакта представляют в форме круговой диаграммы или в форме кривой, к которой могут быть привязаны различные формы психологического сопротивления. Именно эту старую кривую произвели на свет в самом уважаемом в области теории гештальт-терапии Кливлендском Гештальт Институте. Для людей, знакомых с теорией гештальт-терапии, этих напоминаний о кривых контакта будет достаточно, а если возникнет более подробный интерес к теории — читайте толстые книги.

Если по-простому — для того, чтобы жить и чтобы жить лучше каждому человеку надо что-то получать из окружающего мира и что-то выделять. И этот процесс обмена называется цикл контакта. Например. Если я хочу купить телевизор, то мне надо выйти за пределы меня — моей квартиры, где нет подходящего телевизора, и отправиться в магазин, где этих телевизоров просто море — выбрать один и доставить себе. Вот собственно этот процесс «выхода из себя», получения того, что мне нужно и возвращения назад с «добычей» и называется циклом контакта. Причем эти циклы могут быть двух видов -поглотительные, как только что описанный, и выделительные — это когда у меня в доме накопился мусор, и надо его куда-то деть. Психика человека строится по модели организма хотя бы потому, что развивается у организма. И, следовательно, психологические циклы контакта также бывают двух типов, например, когда я пишу эту статью, я осуществляю выделительный цикл контакта, а когда зы ее читаете, то осуществляете поглотительный цикл. По завершению поглотительного цикла у человека возникает чувство удовлетворения, а по завершению выделительного — радости (посмотрите на первичные эмоции младенца). Так от прочтения этой статьи радость вам не светит, а вот удовлетворение — гарантировано.

Для психотерапевтов — в процессе работы с клиентом осуществляются такие же циклы контакта. И вы можете пытаться кормить клиента своими интерпретациями или, из педагогических соображений («гештальт-терапевт все-шки»), держать его голодным, пока не помрет его перенос. Вы можете также нарушать попытки клиента выделить-высказать что-либо, или учитывать только информационную часть сообщения, игнорируя эмоциональную часть сообщения, или, руководствуясь тем же лозунгом — я гештальт-тераневт — реагировать только на эмоциональную составляющую. Если для клиента важно что-то выделить, то сколько бы вы его не кормили, он останется фрустрированным (сколько волка не корми…), но и держать голодным этого зверя я вам тоже не советую. Витальная потребность все равно должна быть удовлетворена, только путь удовлетворения при этом может быть патологическим. Удовлетворение — неизбежно.

Я хочу предложить другую схему цикла контакта в соответствии с динамической концепцией личности в гештальт-терапии. Цикл контакта в этой системе понятий поддерживается последовательной сменой трех метапотребностей, регулирующих смену тактических направлений контакта. Термин «метапотребность» в этом контексте употребляется в том же значении, как и в системе А. Маслоу: метапотребность — это потребность, у которой нет фиксированного предмета или способа удовлетворения, эта потребность может быть удовлетворена формально прямо противоположными способами.

В динамическом цикле контакта три метапотребности последовательно сменяют друг друга:

1 — метапотребность в безопасности.

2 — метапотребность в привязанности (у разных авторов — в зависимости, в связанности, например у Дж, Боулби),

3 — метапотребность в манипулировании (свободном обращении, действии с другим объектом или субъектом).

Наличие этих трех базовых метапотребностей подтверждается в работах психоаналитиков, развивающих теорию объектных отношений. В этой статье я не буду приводить обширный анализ литературы, посвященной рассматриваемому вопросу, а в ближайшем будущем надеюсь опубликовать этот материал в своей книжке, посвященной динамической концепции личности в гешальт-терапии.

Метапотребность в безопасности связана с шизоидной составляющей человеческой личности.

В работах М. Кляйн эта составляющая проживается в период шизоидно-параноидной позиции ребенка в возрасте от рождения до трех месяцев. Если развитие происходит благоприятно, то удается выйти из фонового ощущения страха в ощущение безопасности.

В статье о динамической концепции личности я использовал образ дракона с тремя головами: «шизоидной», «невротической (пограничной)» и «нарцистической». Так вот, представим себе дракона, у которого каждая из голов отвечает за выполнение своего задания (метапотребности). Первая голова, «шизоидная», отвечает за безопасность, и поэтому всегда испытывает некоторый страх. В случаях психической болезни (шизофрении) эта голова просто не знает как обеспечить безопасность, и больной живет в состоянии постоянного фонового страха, который он даже не может заметить, потому что в своем опыте он никогда не был в безопасности. Этот постоянный страх отражается в теле как постоянное напряжение (деревянность) или в виде сильной астенизации. Другой вариант болезни, связанный с обеспечением безопасности, это паранойя — бесконечное фантастическое обеспечение безопасности, которое не приводит к удовлетворению метапотребности. В динамическом цикле контакта эта «голова» первой вступает в игру. Причем ее задача — это не обеспечение безопасности вообще, а обеспечение безопасности только в течение актуального цикла контакта, т.е. если хочешь спокойно пойти в туалет — сначала обеспечь себе безопасность этого процесса — запри дверь. И приступая к еде, или разговору, или чтению книги, обеспечь себе безопасность в течение необходимого для этого процесса времени. Если ты не сможешь обеспечить себе эту безопасность -напряжение останется и испортит следующую фазу цикла контакта.

В психотерапевтических сеансах я часто встречаюсь с тем, как люди игнорируют свою безопасность в течение сеанса: например, начинают рассказывать что-то по сути, не убедившись, что я их слушаю и понимаю, и вообще кидаются в работу без сомнений и беспокойства, часто даже не заключив контракт. Если это происходит постоянно, то я предполагаю, что и в жизни эти люди часто вступают в контакт, игнорируя собственную безопасность. В этом случае следующая фаза цикла будет отягощена напряжением и тревогой, которую невозможно удовлетворить на второй фазе и, вероятнее всего, эти люди будут склонны к формированию патологической зависимости — постоянных попыток подтвердить свою безопасность за счет привязанности к другому человеку или объекту, В случае сильно выраженных шизоидных реакций в течение сеанса постоянно приходится возвращаться к обеспечению безопасности, предлагая клиенту паузы, фантазирование, концентрацию на телесных ощущениях, иначе говоря — возможность оставить меня и остаться одному в моем присутствии и позаботиться о своей безопасности.

Вторая стадия цикла контакта — метапотребность в привязанности (в зависимости).

В теории объектных отношений понятие предрасположенности к зависимости было подробно рассмотрено работах Дж. Боулби. Человеческий детеныш не может выжить, не будучи привязан к матери. Используя свои возможности выражения привязанности ребенок активирует систему материнского поведения матери и получает необходимый уход и необходимые для выживания и развития вещества. Эти паттерны поведения активно проявляются в период с двух-трех до шести-восьми месяцев после рождения. В цикле контакта эта стадия связана с удержанием объекта перед тем, как манипулировать (действовать, оперировать) с ним.

Для того, чтобы что-то получить от объекта или что-то передать человеку необходимо в течение некоторого времени быть связанным с этим объектом, А для того, чтобы оставаться связанным — необходимо осуществлять некоторое поведение: например, чтобы получить что-либо из этой статьи, надо удерживать ее перед глазами и отслеживать строчки, и складывать их в слова, и так далее. Даже для того, чтобы удержаться на унитазе, нужна некоторая мышечная координация. Если вы представляете себе дракона, то задача второй головы дракона — удерживать добычу и именно потому, что эта голова выполняет такую задачу, она не способна ничего сделать с объектом. Таков трагизм несбалансированной невротической части — удерживать и не иметь возможности получить то, что удерживаешь. Вспомните патологические привязанности, например патологические влюбленности, или навязчивости, или ипохондрическую фиксацию и другие невротические проявления. Да и в отношении химических зависимостей: можете ли вы представить себе алкоголика, который дегустирует спиртные напитки, и если ему не нравится аромат или плотность — выливает вино. Всякий человек с патологическими проявлениями стремления к зависимости неизбежно теряет свободу действий. или, иначе говоря, утрачивает свободу манипулирования.

Таким образом, остановка цикла контакта на втором этапе выглядит в психотерапевтической работе как утрата свободы действий клиента. И тогда, моей психотерапевтической задачей является восстановить способность свободно действовать, свободно манипулировать с объектом. Например, клиентка рассказывает о том, что у любимого человека есть знакомая женщина значительно старше ее по возрасту. Рассказывая об этом, она совершенно теряет уверенность в себе и проявляет различные регрессивные реакции. В работе я восстанавливаю ее способность свободно действовать. На следующий сеанс она приходит удовлетворенная своим разговором с любимым человеком, поскольку смогла выяснить все важные для нее обстоятельства. Или клиентка рассказывает сон, который связан для нее с тягостными и неприятными переживаниями. Она рассказывает, что ей снится, как на узкой, темной и грязной улице на нее нападает большая собака, и она только жмется в страхе к стене. После того, как мы восстанавливаем способность к манипулированию, она продуцирует противоположный образ, в котором она со злорадством гоняет собак по широким улицам и площадям. Собственно проявления утраты свободы манипулирования во время психотерапевтического сеанса и показывают направление возможных действий терапевта. И в этой точке психотерапевтического сеанса важно самому оставаться свободным, и в то же время учитывать, что свобода или несвобода клиента — это его дело и ваши предложения могут оказаться совершенно неуместны. У каждого своя свобода, или, иначе говоря, свобода всегда персональна. Вообще-то вы лучше последите за своей собственной свободой действий во время сеанса: обратите внимание на то, что о чем-то вы не можете спрашивать, что не можете пересесть и свободно двигаться, (это в своем-то кабинете), наконец, что просто не можете отвлечься от клиента. Если это так, то видимо ваша потребность в зависимости чрезмерно активизирована, и вам следует побеспокоиться о восстановлении собственной способности свободно действовать.

Третья стадия цикла контакта — метапотребность в манипулирования.

После прохождения стадии обеспечения безопасности и стадии обеспечения привязанности к объекту, наступает стадия манипулирования и соответственно включается в работу метапотребность в манипулировании. Эта потребность связана с нарцистическими тенденциями в личности человека. В литературе нарциссизм описан очень подробно, и здесь я могу сослаться на свою статью в прошлом сборнике материалов Московского Гештальт Института. Собственно нарциссизм — это нарушение нормального процесса манипулирования. Это нарушение возникает, когда первые две стадии цикла контакта прошли неудовлетворительно, осталась тревога или страх от необеспеченной безопасности и не сформирован во внутреннем мире объект привязанности. Проще говоря, нарцисс никогда не знает точно, с кем или с чем имеет дело и не всегда представляет реально, кто он сам в этом контакте.

Нарцистическая голова нашего дракона рождена, чтобы действовать. Но если первая и вторая головы не удовлетворены, действовать этой голове очень сложно, а иногда просто невозможно. Страх и привязанность сковывают свободу действий, и человеку не удается получить то. ради чего и был затеян цикл контакта. Или удается получить только физиологическую составляющую. Например, если я ем, оттого что голоден, и все стадии цикла контакта проходят успешно, я получаю и физиологическое, и психологическое удовлетворение, Если же по какой-то причине, например, я очень спешу, я перехожу к стадии манипулирования, не обеспечив свою безопасность и не сформировав образ продукта, я получаю только физиологическую составляющую, оставаясь психологически голодным. Психологический голод — это результат чрезмерно выраженного манипулирования и постоянный спутник нарцистической личности. В обычной жизни иногда мы ввязываемся в какие-то дела, не выяснив в качестве кого мы в них ввязываемся, и не выяснив точно, с кем мы имеем дело. Как правило, такие циклы контакта бывают очень рискованными или неудачными. А теперь попробуйте ответить себе на вопрос: в качестве кого вы читали эту статью, и что. собственно говоря, за статья такая?

Ну, а теперь для терапевтов я думаю понятно, о чем может идти речь. Достаточно часто бывает, что желание удержать клиента и страх бывают такими большими, что мы пытаемся сразу начать действовать, накидываемся на первую проблему, которую предъявил клиент, или начинаем «бегать с ним наперегонки», соревноваться, кто лучше чувствует, или кто лучше соображает. Видимо в этом случае энергия, обеспечивающая контакт с моей стороны реализуется в форме манипулирования, а две Другие мои метапотребности остаются неудовлетворенными. В том случае, если ваш клиент ведет себя подобным образом, обратите внимание на его метапотребность в зависимости. Есть предположение, что у него нет точного образа того, с кем он вступает в соревнование, если он пытается конкурировать с вами, возможно у него не сформировано представление о вас. В то же время клиент может вступать в конкуренцию для того, чтобы завершить фазы инструментальной или мировоззренческой конкуренции со значимым лицом, и тогда не надо избегать этой конкуренции… Но это уже совсем другая история….

Литература:

  1. Хломов. Динамическая концепция личности в гештальт-терапии. В сб. Гештальт-96, с. 46-52.
  2. Хломов. Индивидуальная история нарциссизма. В сб. Гештальт-97.
  3. Робин. Гештальт-терапия.
  4. Перлз. Эго, голод и агрессия.
  5. Невис. Организационное консультирование. Гештальт-подход
  6. Тайсон. Р. Тайсон. Психоаналитические теории развития.
  7. Риман. Основные формы страха.
  8. Кернберг. Агрессия при расстройствах личности.
  9. Маслоу. Новые рубежи человеческой психики. И куча литературы на английском языке, если это кого заинтересует.

Источник: psychologos.ru

Поделиться ссылкой:

  • Telegram
  • Tweet
  • Ещё
  • WhatsApp

Контакт в гештальте

В основе гештальт-терапии лежит принцип контакта организма с окружающей средой. Осознавание наших отношений с окружающей средой можно назвать встречей, диалогом или контактом с окружающим миром.

Контакт в гештальте — это взаимодействие со средой, например, с другими людьми, без потери своей индивидуальности. В бытовом смысл контакт означает встречу, соединение или связь при сохранении различий. Чтобы встретиться с другим человеком, нужно увидеть, насколько он другой, отличающийся.

Представление о том, что все люди думают похожим образом или должны придерживаться одних и тех же убеждений, и ожидание от них соответствующего поведения означает, что человек не находится в контакте с другими людьми, а взаимодействует только со своими представлением о них, не соответствующим реальности.

Контакт в гештальте является творческим приспособлением к среде, так как он не следует какой-то формуле или схеме. Многие психологические проблемы возникают из-за того, что контакт перестал быть творческим приспособлением, а стал рутинным и перестал соответствовать потребностям.

Для лучшего понимания процесса контактирования со средой, теоретики гештальт-терапии разработали модель цикла контакта. По одной из версий, цикл контакта имеет четыре фазы: фаза преконтакта, фаза контактирования, фаза финального контакта, фаза постконтакта.

В фазе преконтакта происходит прояснение потребности, в фазе контактирования — поиск способов ее удовлетворения, в фазе финального контакта — удовлетворение потребности, в фазе постконтакта — ассимиляция результатов контакта, «смакования» и переоценки удовлетворенной потребности.

Например, при знакомстве с новым человеком, мы сначала присматриваемся к нему, оцениваем, насколько он нам симпатичен, насколько мы можем его доверять. Если фаза преконтакта прошла успешно, мы начинаем выяснять, что мы можем делать с этим человеком, о чем разговаривать, в соответствии с нашими потребностями: кому-то хочется поговорить с другим человеком на отвлеченные темы, кому-то — погулять, кому-то — заняться сексом.

В фазе финального контакта мы делаем вместе то, на чем наши интересы сошлись, и получаем от этого удовольствие (удовлетворение потребности). В фазе постконтакта мы ассимилируем полученные впечатления уже в одиночестве. Фаза постконтакта, как правило, требует времени, покоя и одиночества. Похожие циклы происходят и со всеми другими потребностями: чтением, едой и т.д.

Понимание цикла контакта позволяет гештальт-терапевту понять, где происходит нарушение творческого приспособления клиента: например, бросается ли он в общение, не разобравшись, может ли доверять конкретному человеку; проясняет ли он, чего можно ожидать в общении с данным человеком или ожидает от всех людей одного и того же; не пропускает ли фазу постконтакта, бросаясь в следующий контакт, и лишая себя тем самым удовольствия от ассимиляции приобретенного опыта?

Что такое гештальт-терапия?

Гуманистическое направление психотерапии, базирующиеся на принципе здесь и сейчас. В поведении человека, акцент осознанавания строится не из позиции «ПОЧЕМУ?», а из позиции «ЗАЧЕМ?»

Гештальт-терапия это процесс развития потребности. Исследование прерывания процесса контактирование организма со средой. Основа развития процесса потребности человека проходит четыре стадии:

  1. Преконтакт — фаза опознания себя, в чем нуждаюсь, какая потребность нуждается в удовлетворении.
  2. Контакт — фаза поиска возможностей удовлетворения актуальной потребности.
  3. Полный контакт — фаза непосредственного контакта организма (человека) со средой (флора и фауна).
  4. Ассимиляция — фаза завершения и принятия полученного опыта. На сколько успешно удовлетворена потребность.

На каждой из четырёх фаз, есть определенные механизмы прерывания процесса удовлетворения потребности, застряв на которых, потребность не удовлетворяется, что приводит к нарушению отношений с окружающими людьми, к различным психосоматическим расстройствам и общим фоном неудовлетворенностю жизнью.

Наиболее частые механизмы прерывания процесса удовлетворения:

  • Невозможность почувствовать или плохая осознанность себя в том, что сейчас нуждается в удовлетворении; токсичные правила, чужие запреты и мировоззрения, устаревшие концепции и предубеждения потерявшие контекст своего применения, могут быть причиной остановки удовлетворения потребности на фазе «преконтакта». Пример: Не знаю что хочу. А хочу ли я это. Не пойму, что со мной. Хотеть это плохо. Хорошие люди этого не хотят.
  • Страхи, подавление эмоций, стыд и подмена потребности желанием, является причинами остановки переживания и удовлетворения потребности на втором фазе «контакта». Например: Стыдно подойти и познакомиться. Страшно попросить. Вместо активного образа жизни, алкоголизм.
  • Гиперконтроль, ригидные границы, невозможность отдаться процессу, не доверие, делает невозможным удовлетворение, процесс застревает на стадии «полного контакта». Например: Во время секса, желание контролировать себя или партнера, делает невозможным отдаться, получить удовольствие и оргазм.
  • Обесценивание полученного опыта, результата. Не присваивание чего либо, достижений, ошибок. Это заключительная фаза «ассимиляция». Например: Подумаешь не получилось, не очень то и хотелось. Да если бы не они, я ничего не смог бы сделать. Я сам могу и мне никто не сможет помочь. Так все могут, ничего особенного. Не за что.

Напряжение в теле, ворох мыслей, раздражительность и злость — показатели неудовлетворенных потребностей организма.

Пройдя все фазы развития потребности, происходит её полное удовлетворение, наступает долгожданное расслабление и гомеостаз.

Ощущение спокойствия, легкости, счастья и радости — показатели завершения процесса удовлетворения потребности.

Виды прерывания (сопротивления) контакта:

1). Конфлюенция (слияние) — происходит, когда человеку трудно «опознать» и выделить одно из своих переживаний, как главное, или невозможно отделить себя от других людей (другого человека). В речи это обычно находит отражение в устойчивом употреблении местоимения «мы». Такое поведение характерно для мам младенцев («Мы хорошо покушали и спим», — говорит мама новорожденного, хотя у нее во рту с утра не было ни крошки и вздремнуть ей последний раз удалось позавчера) или для родителей тяжелобольных детей, которые стремятся таким образом ежесекундно отслеживать состояние ребенка.

Слияние 1-го вида (алексимия): сигнал не выделяется или сбивается прежде, чем наступает его осознание. Нередко человеку трудно осознать, что же он переживает. На вопрос терапевта: «Что с тобой сейчас происходит?» — он искренне отвечает: «Не знаю». Он понимает, что некие ощущения присутствуют, но какие именно, затрудняется сказать — они смешаны, одно принимается за другое. Подобное происходит при психосоматических заболеваниях.

Слияние 2-го вида: слияние человека с другими людьми, когда трудно провести границу между Мной и Тобой. Тогда можно принять чужие переживания или желания за свои собственные.

2). Интроекция — это механизм, посредством которого человек впускает внутрь себя некие идеи, установки, убеждения и т.д. от другого человека без «переваривания» этого материала.

О взглядах, которые мы идентифицируем, как интроекты, их носитель говорит, как о вещах безусловных и само собой разумеющихся. Например: «нельзя перебивать старших», «некрасиво делать людям больно», «драться — очень плохо» и т.д.

3). Проекция — это механизм, когда нечто, принадлежащее моему внутреннему миру, я приписываю фигурам внешнего мира, другим людям или неживым объектам.

Огромная часть человеческой жизни построена на предвосхищении событий, опирающихся на прошлый опыт — на проекции. В речи выглядит как замена местоимения «я» на местоимение «ты» (или «они», если речь идет о целой группе людей). «Я им не нравлюсь», — думает волнующийся перед публичным выступлением докладчик, «Ты на меня злишься», — жалуется тот, кто не в силах признать и принять собственную агрессию.

Было бы смешно и нелепо рассматривать любую деятельность, где есть элемент проекции как прерывание контакта. Но, когда проекция становится основным или привычным механизмом реагирования, она способна внести в человеческую жизнь кучу бед и курьезов.

Зеркальная проекция — когда человек приписывает другим некие качества, мысли и чувства, которыми он обладает сам (осознанно или неосознанно, их принимая) или хотел бы обладать. Случается, этот механизм не дает человеку признавать за свои, самые ценные для него характеристики и качества: он приписывает их другим и остается вечно «недостойным».

Проекция катарсиса — когда человек приписывает другим некие характеристики, чувства и т.д., которые он не хочет признавать в себе.

Дополнительная проекция — когда человек приписывает другим какие-то характеристики, установки, чувства и т.д., посредством которых он может оправдать свои собственные, особенно из числа тех, которые признавать не очень хочется. Например, женщина, идущая на высоких каблуках по скользкой дороге, может молчаливо негодовать на своего спутника: «Такой здоровый верзила. Идет, как на танке проезжает. А в голове — пустота! Нет бы, руку предложить…». Он ей представляется очень устойчивым, но глупым, а не она себе — глупышкой, затрудняющейся удерживать равновесие из-за того, что оделась не по погоде.

4). Ретрофлексия — проекция наоборот. Субъект возвращает себе то, что было адресовано окружающей среде. Речь такого человека пестрит возвратными глаголами с частицей «-ся», да и в поведении обычно есть характерные особенности — навязчивые движения, вредные привычки. Обращая на себя то, что хотел бы сделать другому, человек бьет себя по руке или пинает ногой стул, вместо того чтобы ударить кого-то, грызет ногти вместо того, чтобы укусить. Высшая форма ретрофлексии — самоубийство: человек убивает самого себя вместо того, чтобы уничтожить того или то, что заставило его страдать.

В случае зеркальной ретрофлексии я делаю себе то, что хотел бы получить от других. Я хотел бы получить от других поддержку своих идей, а вместо этого — положил голову на руку и поддерживаю сам себя.

Ретрофлексия катарсиса — когда я делаю себе то, что хотел сделать другим. В простейших вариантах — человек грызет ногти, когда хочет «откусить» что-то из внешнего мира (например, испытывая острый интерес к происходящему).

5). Дефлексия — человек избегает прямого контакта и достигает цели обходным путем. Действия, связанные с удовлетворением потребности, совершаются, но либо в отношении другого, более безопасного объекта, либо подменяются «вежливыми», обходными маневрами.

6). Профлексия — когда я делаю другому то, что хотел бы получить от него для себя. В «житейской мудрости» это: «относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».

7). Эготизм — гипертрофия эго, когда мои границы на замке и полностью раствориться, окунуться в происходящее с головой я не могу. Хрестоматийный пример человека, охваченного эготизмом, — чеховский человек в футляре, человек, застегнутый на все пуговицы в психологическом смысле.

8). Девалидизация или обесценивание — когда человек обесценивает или отчуждает результат своей деятельности, игнорируя сами события или свой вклад в них.

9). Отрицание — отказ от деятельности на том основании, что отсутствуют необходимые способности. Непререкаемый оптимизм, уверенность в отсутствии реальной угрозы или препятствия (наиболее выражено при маниакальном синдроме).

10). Регрессия — появление более ранних, детских моделей поведения в ответ на стрессовую ситуацию (ярко выражена при истерических реактивных психозах).

11). Интроспекция — самонаблюдение (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Пример: Какое любопытное чувство я испытываю! А вот так оно отражается в напряжении мышц… В связи с этим у меня всплывают вот такие ассоциации… и вот эти детские воспоминания… О, точно! В точности такой же случай был со мной в возрасте четырёх лет! Я тогда послал нахрен папу, и папа отлупил меня ремнём.

12). Нарциссическое — очарование/разочарование.

13). ПТСР — аномальное поведение в обычной ситуации, вызванное прошлым травматическим опытом человека.

Какие цели ставит перед собой гештальт-терапия:


  • Расширение осознаваний по запросу клиента

  • Организацию и получение нового опыта
  • Принятие своих ограничений клиентом
  • Поддержка изменений клиента
  • Способность к наиболее полному переживанию опыта «здесь и теперь»
  • Восстановление контакта со средой
  • Восстановление творческой креативности в контексте со значимым Другим
  • Завершение «прерванных» гештальтов
  • Восстановление саморегуляция
  • Изучение и принятия себя

Парадигмы в гештальт-терапии:


• Внутриличностная или медицинская модель:

Диагностика устройства психики человека. Описание личности. Терапевт, как бы смотрит внутрь клиента на его устройство.

• Экспериментальная модель (Гингер):

Классический гештальт 70-х годов. Терапевт рассматривает клиента и нарушения клиента с позиции процесса нарушения контакта с миром. И какие границы повреждены. Терапевт смотрит не внутрь клиента, а на границу клиента с внешним миром. Предлагают эксперименты клиенту, которые помогут заметить клиенту как нарушены его границы. Либо что-то изменить, выплюнуть интроект, присвоить проекцию, дифференцировать границу, работать с понфлюенцией. Терапевт смотрит на клиента со стороны. Терапевт является экспертом по устройству границы (мы отслеживаем присвоилась или не присвоелась проекция и т.д.)


Диалогическая модель (Боб Резник):

Равенство клиента и терапевта. Опыт терапевта и экспертиза, выносятся за скобки. Здесь мы смотрим на границу контакта между клиентом и терапевтом.

• Полевая (Жан Мари-Робин):

Все происходит здесь и сейчас. То, что происходит между клиентом и терапевтом, в первую очередь, существует между нами. Но, если клиент может здесь максимально полностью присутствовать со мной, значит он может это переносить в реальную свою жизнь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]