Механизмы межличностного восприятия
Принято выделять две группы механизмов восприятия людьми друг друга:
- межличностные,
- групповые.
Базовыми или самыми распространенными механизмами межличностного восприятия считают:
- Идентификацию. Речь идет о способности человека воспринимать другого, при этом проводя аналогии с самим собой.
Это наиболее доступный способ понимания, не требующий от индивида приложения усилий, так как зачастую подобная оценка происходит на уровне бессознательного. - Эмпатию. Способность войти в положение другого человека и прочувствовать его эмоциональное состояние, а также переживания.
- Децентрацию. Способность отстраниться от происходящего, чтобы оценить ситуации со стороны, вживаясь при этом в роль постороннего зрителя, для которого чужда каждая сторона и нет момента предвзятости. Именно этот механизм считается наиболее предпочтительным для познания другого человека, так как не подразумевает предвзятости.
- Социальную рефлексию. Способность человека представить и осмыслить то, какое впечатление он оставляет о себе в процессе межличностного взаимодействия.
При этом «,глубина», рефлексии зависит от того, насколько значимым в глазах человека предстает собеседник. - Аттракцию. Форма восприятия, в основе которой лежит явная симпатия в адрес другого человека. Симпатия может проявляться на трех уровнях: непосредственно симпатия, дружба и любовь. В числе факторов, стимулирующих аттракцию, можно назвать географическое соседство, сходство взглядов, внешняя привлекательность.
- Казуальную атрибуцию. Свойство человека искать причины собственного поведения, а также поведения собеседника. Механизм атрибуции включается в тот момент, когда один из собеседников не обладает достаточным количеством фактов для того, чтобы составить портрет партнера по взаимодействию.
Межличностное восприятие и понимание
Проблема восприятия человека человеком из всех аспектов общения является наиболее изученной. Результаты зарубежных исследований представлены в работах Г.М.Андреевой, Н.Н, Богомоловой, Л.А. Петровской и П.Н. Шихирева. Межличностное познание в западной социальной психологии осуществляется в рамках когнитивистской ориентации. В настоящее время научные разработки ведутся в Санкт-Петербургском, Московском и Ростовском государственных университетах.
Социальная перцепция включает восприятие социальной действительности и человека человеком (межличностная перцепция). Первоначальное понятие «восприятие человека человеком» было недостаточным для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Как равнозначные используются выражения «межличностное восприятие и понимание» и «межличностное познание».
В данном процессе важная роль принадлежит социально-психологической наблюдательности — свойство личности, позволяющее ей успешно улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности, Это — интегративная характеристика, вби-раюшая некоторые особенности познавательных процессов, внимания, а также жизненный и профессиональный опыт личности.
В основе социально-психологической наблюдательности лежат рахчичные виды сензитивности. Наблюдательная сензитив-ность связана со способностью воспринимать собеседника с одновременным запоминанием содержания характеристик личности и ситуации общения (по определению А.А. Бодалева — это «различительная точность» [Бодалев, 1982]). Теоретическая сензитивность предполагает выбор и использование наиболее адекватных теорий для более точного понимания и прогнозирования поведения людей. Номотетическая сензитивность позволяет
понимать представителей различных социальных общностей и прогнозировать их поведение {согласно А.А. Бодалеву, это «стереотипная точность»). Идиографичес-кая сензитивность связана с пониманием уникальности каждой личности и дистанцировании ее от общих характеристик групп [Емельянов, 1985),
Социально-психологическая компетентность предполагает определенный объем знаний и уровень сформирован-ности навыков и умений, позволяющих адекватно ориентироваться в различных ситуациях общения, объективно оценивать людей, прогнозировать их поведение, формировать с ними необходимые отношения и успешно воздействовать на них, исходя из сложившихся условий.
Межличностная компетентность представляет более узкое понятие, являющееся частью социально-психологической компетентности, но ограниченное межличностными контактами.
Коммуникативная компетентность предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами общения [Емельянов, 1985].
Системный подход в межличностном познании.Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному восприятию целесообразно использовать системный подход к этому процессу [Ломов, 1984], элементами которого являются субъект, объект и процесс познания человека человеком.
Субъект
межличностного познания, являясь элементом названной системы, одновременно представляет собой развивающуюся динамическую систему со многими характеристиками. Он может выступать в роли общающегося (наивный психолог, человек с улицы и пр.), участника эксперимента (организатор, испытуемый и пр.), профессионального психолога и т. д.
Объект
восприятия как элемент рассматриваемой системы включен во многие системы действительности. Многообразие подсистем, в которых находится воспринимаемый, предопределяет разнообразные формы его поведения и проявление психологических характеристик. Будучи активно действующей личностью,
53. Психология межличностного взаимодействия
объект стремится изучить субъекта и в отдельных случаях квалифицированно организовать свою самоподачу [Крижанская, Третьяков, 1990].
Процесс
познания человека, с одной стороны, есть элемент названной системы,
л
с другой — будучи целостным многомерным явлением, может исследоваться как самостоятельная подсистема. Процесс познания — это не одновременный акт. Он включает обратную связь от объекта восприятия и иногда — элементы коммуникации и взаимодействия.
Субъект межличностного познания.Особенности воспринимающего зависят от его объективных и субъективных характеристик. Они влияют на глубину, всесторонность, объективность и скорость познания другого человека. К ним относятся пол, нозраст, национальность, темперамент, социальный интеллект, психические состояния, состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональные и личностные особенности и пр.
Пол.
Существенно влияют на процесс познания половые различия. Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения, достоинства и недостатки личности, эмоционально более предрасположены к проникновению во внутренний мир собеседника. У них выше показатели социально-психологической наблюдательности, хотя мужчины точнее определяют уровень интеллекта собеседника.
Возраст.
На точность восприятия и понимания влияет возраст. Подростки и юноши в первую очередь обращают внимание на физические данные и экспрессивные характеристики. По мере освоения психологических понятий и жизненного опыта они начинают разносторонне воспринимать и оцениватьлюдей. Воспринимающий точнее определяет возраст лиц, который приближается к нему по годам, и чаше ошибается в случае большой разницы лет. С возрастом легче дифференцируются отрицательные эмоциональные состояния [Бодалев, 1995]. Зрелые люди могут понять как подростков, так и престарелых. Дети и подростки часто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить.
Национальность.
Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни, т. е. через сформировавшиеся у него этнические обычаи, традиции, привычки и пр. В этом просматривается «внутренняя структура личности», связанная с этнической субкультурой, «Характер восприятия в межнациональном общении как самих людей, так и тех отношений, которые складываются между ними, как представителями разных наций, более нюансирован, чем в однонациональной среде» [Хабибулин, 1974, с. 87]. Если воспринимающий имеет опыт общения с представителями разных этносов, то влияние национальности на формирование представления о воспринимаемом будет сказываться меньше.
Темперамент.
Некоторые характеристики темперамента влияют на процесс познания другого человека. Экспериментально было установлено, что чем выше экс-травертированность воспринимающего, тем он точнее опознает экспрессивные характеристики и меньше принимает во внимание ситуацию, в которой находится. Интроверты же проявляют недоверие к экспрессивным характеристикам, они более точны в оценках воспринимающих и оперируют представлениями о наиболее вероятных состояниях объекта. По мнению ряда исследователей, экстраверты — смотрят, интроверты — думают. Необщительные и эмоционально неустойчивые люди успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния [Бодалев, 1995]. Экстравертов в других людях в первую очередь интересует внешняя сторона поведения, физические компоненты облика личности и другие моменты, в которых содержится информация, сходная с данными, присущими им самим. Часто в других людях они пытаются найти прежде всего самих себя, пренебрегая иногда информацией о личностных особенностях объекта, если расценивают его как неинтересного для себя человека.
Социальный интеллект.
Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те лица, которые развиты и имеют более высокий уровень социального интеллекта. Общее развитие личности предполагает владение
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
богатой лексикой, включающей научные и бытовые психологические понятия, и позволяет успешнее ею оперировать при характеристике воспринимаемого человека.
Под социальным интеллектом понимают способность личности, основанную на специфике познавательных процессов, эмоциональном и социальном опыте понимать самого себя, других людей и прогнозировать их поведение. Социальный интеллект имеет обшую структурную базу как с когнитивным развитием, так и с эмоциональными основами нравственности. Его можно определить как «дальновидность в межличностных отношениях» (Э. Торндайк) и «практически-психологический ум» (Л.И. Уманский) [Емельянов, 1985].
Социальный интеллект базируется на социально-психологической наблюдательности, наглядно-образной памяти, рефлексивном осмысливании действительности и поведения людей, способности к анализу—синтезу психологической информации и развитом воображении. Он позволяет успешнее познавать внутренний мир личности, дифференцировать ее межличностные отношения и прогнозировать поведение в различных ситуациях.
Психическое состояние.
Независимо от того, устал человек или, наоборот, отдохнул, сосредоточенный или рассеянный, — эти и другие психические состояния бессознательно сказываются на формировании образа воспринимающего. Изложенное подтверждается многочисленными экспериментами [Бодалев, I995].
Состояние здоровья.
Как свидетельствуют результаты исследований по психиатрии и медицинской психологии, состояние здоровья воспринимающего сказывается на процессе познания других людей. Так, например, невротики, по сравнению с шизофрениками, точнее оценивают психические состояния и межличностные отношения людей.
Установки.
Широко известен эксперимент А.А. Бодалева, когда в разных группах испытуемых перед предъявлением им фотографии одного и того же лица давались разные установки. При установке «преступник» испытуемые характеризовали человека на фотографии как «зверюгу с
бандитским подбородком», «опустившегося» и пр., а при установке «герой» они описывали «молодого человека с волевым и мужественным лицом» и т. д. [Бодалев, 1995]. Из зарубежных экспериментов известны полярные характеристики одного и того же лица, представленного в первом случае как предприниматель, а во втором как — финансовый инспектор.
Результаты зарубежных исследований показывают, что установка воспринимать других людей с определенной для данного человека позиции может быть устойчивой и колеблется в пределах от негативно жесткой (эффект ожесточения) до мягкости и доброжелательной (эффект снисходительности). В силу этого в описание воспринимаемого привносятся эмоционально положительные или эмоционально отрицательные характеристики.
Ценностные ориентации связаны с моти-вационно-погребностной сферой личности. Они ориентируют субъекта на восприятие и фиксацию значимых для него особенностей, причем часто это происходит неосознанно.
Опыт общения
аккумулирует контакты субъекта с представителями разных социальных групп. Чем больше и разнообразнее были контакты с людьми у субъекта, тем точнее он их воспринимает.
Профессиональная деятельность.
Разные виды трудовой деятельности предполагают различный объем общения с людьми. Общественные профессии (педагоги, юристы, переводчики и пр.) активно формируют социально-психологическую компетентность. Связь между профессией, опытом общения и межличностной перцепцией раскрыта во многих экспериментах [Бодалев, 1970; Кукосян, 1981].
Личностные особенности.
Одна из сторон самооценки, связанная с отношением к себе, влияет на процесс познания других людей. Экспериментально было установлено, что лица, уверенные в себе, в большинстве случаев оценивают других людей как доброжелательных, расположенных к ним. Неуверенные же в себе часто воспринимают людей как лиц, тяготеющих к холодности, и не расположены к ним (Бодалев, 1995]. Самокритичность позволяет более адекватно воспринимать
5.3. Психология межличностного взаимодействия
окружаюших людей. Авторитарные испытуемые высказывают более жесткие суждения о воспринимаемых лицах, по сравнению с демократически расположенными.
Эмпатийность субъекта формирует определенную сонастроенность между субъектом и объектом, что обусловливает определенные изменения в поведении последнего и в конечном итоге может привести к позитивной оценке воспринимаемой личности.
Человек как предмет познания.Восприятие и понимание человека нашло отражение во многих экспериментальных работах (Бодалев, 1995]. Представляется важным системно рассмотреть, выделить и сгруппировать многие характеристики воспринимаемой личности. В этом плане основополагающим понятием может быть облик познаваемого (внешний облик), включающий в себя физический и социальный аспекты.
Физический облик:
анатомические особенности, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики.
Анатомические (соматические) особенности физического облика: рост, телосложение, голова, руки, ноги и пр. Как показывают результаты исследований, воспринимая указанные выше характеристики, субъект может сделать определенный вывод о возрасте, расовой или этнической принадлежности, состоянии здоровья и других особенностях объекта.
Физиологические характеристики: дыхание, кровообращение, потоотделение и т: д. Воспринимая их, субъект делает определенные умозаключения о физиологическом возрасте, темпераменте, состоянии здоровья и других особенностях объекта. Например, покраснение или побледнение кожи, появление тремора, пота может свидетельствовать о психической напряженности воспринимаемого. То, как человек ведет себя во время кашля и чихания, является показателем его культурного уровня (пользуется платком, отворачивается в сторону и пр.).
Функциональные особенности включают осанку» позу и походку. Осанка — это манера придавать фигуре определенный вид, сочетание положения корпуса и го-
ловы. Различают стройную, подтянутую, сутуловатую, напряженную, раскованную, сгорбленную осанку и др.; по активности — вялую и бодрую. Наиболее точно оценивают осанку закройщики, тренеры, педагоги-хореографы и т.д. По ней воспринимающий может определить состояние здоровья, занимается ли человек спортом, психическое состояние, возраст, черты характера (уверенность в себе, высокомерие, смирение, угодничество и пр.) и некоторые свойства темперамента.
Поза — это положение тела в пространстве. Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют, что по позам можно определить психическое состояние человека, некоторые черты его характера, культурный уровень, отношение к людям, психическое состояние, этническое происхождение и т.д. [Бодалев, 1995; Лабун-ская, 1985; Штангль, 1996].
Походка — это манера ходить, поступь человека. В походке находит отражение темперамент (темп ходьбы — быстрый или медленный), физиологическое самочувствие (усталость, бодрость и др.), иногда род занятий (походка балерины, моряка), перенесенные болезни, возраст (старческая походка), психическое состояние (виноватая походка) и т. д. Психосемантика походки является малоразработанной проблемой.
Паралингвистические особенности общения: мимика, жесты и телодвижения. В научной литературе значительно лучше изучена мимика, чем жесты и телодвижения.
Мимикой называют выразительные движения лицевых мышц. Мимические знаки включают качественные и количественные характеристики. Качественная сторона предполагает эмоциональное выражение лица. Проблема восприятия и понимания эмоциональных состояний является междисциплинарной и сложной. Для распознавания выражений чаше всего используется подход, состоящей из шести основных программ: радость (счастье, любовь), гнев (решительность), страх, страдание (грусть), презрение (отвраше-ние) и удивление. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешные и слабовыраженные психические состоя-
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ния распознаются гораздо труднее. Количественные характеристики эмоциональных выражений включают интенсивность проявлений переживаний личности и степень их выраженности.
Идентификация эмоциональных состояний по мимике заключается в сличении формируемого образа воспринимаемого человека с хранящейся в памяти воспринимающего системой социально-психологических эталонов экспрессивных выражений лиц.
К жестам относятся экспрессивные движения рук. Телодвижения, называемые пантомимой, включают движения головы, туловища и ног. В процессе социализации личность осваивает жесты и телодвижения, специфичные для определенной общности. В этом плане при восприятии человека, принадлежащего к группе воспринимающего, последний адекватно оценит его жесты и телодвижения. В этом случае, если объект восприятия принадлежит к неизвестной для воспринимающего общности, то некоторые его жесты могут быть непонятны для воспринимающего.
Социальный облик
предполагает социальное оформление внешности, проксеми-ческие особенности общения, речевые и экстралингвистические характеристики, деятельностиые особенности.
Социальное оформление внешности {внешний облик). При восприятии одежды человека, его обуви, украшения и других аксессуаров субъект может определить вкусы объекта, некоторые черты характера, ценностные ориентации, социальный статус, материальное положение, национальность и пр. Показателями вкуса являются умения человека одеваться с учетом возраста, особенностей своей фигуры. Наличие украшений, используемая косметика (особенно это относится к женщинам) говорят об уровне их престижа для воспринимаемого.
Проксемические особенности общения включают расстояние между общающимися и их взаимное расположение. Воспринимая расстояние между объектом и его партнером можно определить, в каких отношениях он с ним находится, какой у него статус и пр. [Hall, I959, 1966]. Ори-
ентация объекта восприятия по отношению к партнеру и «угол общения» между ними, место, которое он выбирает, — все это в совокупности позволяет воспринимающему определить черты характера, стиль поведения и другие характеристики объекта.
Речевые особенности связаны с семантикой, грамматикой и фонетикой. Воспринимая используемую объектом лексику, грамматические конструкции, фонетические особенности, подтекст и др., воспринимающий может определить ценностные ориентации, вкусы, социальный статус, деловые и личные качества, возраст и другие особенности. Ярким примером из художественной литературы, демонстрирующим умение определять по особенностям речи место рождения и жительства, профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы Б. Шоу «Пигмалион».
Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту, громкость, интонацию, характер заполнения пауз и т. д. В прошлом все это относилось к паралингвистике. В настоящее время часть исследователей относит вышесказанное к экстралингвистике, а некоторые [Лабунская, 1986] — к просодике. Как показывают экспериментальные исследования, при восприятии экстралингвистических особенностей можно определить культурный уровень объекта, его различные психические состояния, в том числе и напряженные, и другие моменты.
Особенности действий, совершаемых объектом. Человек наиболее полно раскрывается в процессе трудовой деятельности. Воспринимая объект при совершении им профессиональных действий, субъект определяет его профессиональные качества, отношение к работе, характерологические черты и т. д. Воспринимая объект в различных видах деятельности (учеба, труд, игра), субъект лучше понимает объект, его ценности, характерологические особенности и пр. По импульсивным действиям воспринимающий может определить некоторые свойства темперамента, уровень сформированности эмоционально-волевых качеств; по коммуникативным действиям — уровень сформированности навы-
5.3. Психология межличностного взаимодействия
ков общения, природную предрасположенность к взаимодействию.
При восприятии человека характеристики его физического облика, по сравнению с социальными особенностями, более достоверны и проявляются раньше. В то же время наиболее информативны социальные особенности воспринимаемого объекта.
Характеристика процесса познания человека.Данный процесс включает механизмы, искажающие адекватность представления о воспринимаемом, а также механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие.
Механизмы межличностного познания, влияющие на адекватность формирования образа воспринимаемого.
В психологической литературе механизмы, влияюшие на адекватность формирования представления о воспринимаемом человеке, называются no-разному: эффекты восприятия (Андреева, 1996), процессы познания, механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого. Особенностью их функционирования является то, что они в разной степени ограничивают возможность объективного познания людей. Некоторые из них экспериментально выверены, большинство же, хотя и описаны и литературе, но требуют дальнейшей проверки. К данным механизмам относятся: функционирование имплицитной структуры личности, влияние первого впечатления, проекция, стереотипизация, упрощение, идеализация и этноцентризм.
Механизм функционирования имплицитной (внутренней) структуры личности. Имплицитная теория личности предполагает наличие у каждого человека сложившейся структуры, характеризующейся наи-более значимыми для нее психологическими особенностями. Она последовательно формируется с детских лет и заканчивается в основном к 16-18 годам. В ней аккумулируется жизненный опыт познания людей [Кон, 1987, 1989; Бодалев, 1995]. Появляющиеся позже элементы описания человека (личностные дискрип-торы) «подстраиваются» в уже сформировавшиеся представления о людях. Имплицитная структура представлений о людях
17 Современнаяпсихология
бессознательно влияет на процесс познания людей.
В ней находит свое отражение жизненная позиция воспринимающего, его социальные установки и другие моменты, которые предопределяют восприятие и познание.
Влияние первого впечатления о воспринимаемом (механизм первичности или новизны). Его суть сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа о познаваемом. При первичном контакте у познающего проявляется ориентировочный рефлекс по отношению к воспринимаемому (Кто такой? Что характерно для него? Что можно ожидать от этого человека? и пр.) Первое впечатление, как правило, создается на осноле характеристик физического облика (пол, возраст, фигура, экспрессия и т. д.), который, по сравнению с социальным, является относительно более стабильным. Как свидетельствуют результаты зарубежных и отечественных экспериментов, при первом впечатлении фиксируются не только стабильные, но и сущностные характеристики объекта, что и обусловливает устойчивость первого впечатления. Глубина ориентировочного рефлекса по отношению к собеседнику постепенно увеличивается в период до 9 недель общения. По мнению А.А. Бодалева, более правильное понимание человека складывается у общающихся людей при не очень длительном и, главное, не очень тесном знакомстве.
Механизм проекции — перенос на познаваемых людей психических особенностей субъекта восприятия. Осуществляется приписывание как положительных, так и отрицательных черт, свойств, которых в действительности у объекта нет. Это подтверждают результаты многочисленных экспериментов, проведенных как за рубежом, так и в России. Например, испытуемые, укоторьгх были ярко выражены желчность, упрямство и подозрительность, фиксировали названные особенности у оцениваемого человека значительно выше, чем те, кто не обладал ими; при описании людей с независимыми чертами характера они использовали лексику, близкую к названным особенностям. У людей, отлича-
Эффекты восприятия и взаимопонимания
Существует несколько эффектов или закономерностей, актуальных при межличностной взаимодействии:
- Эффект порядка. Первичная информация воспринимается как наиболее точная и правдивая. Т.е. если повторных встреч с человеком появляются конфликтующие характеристика (взаимоисключающие), человек будут ориентироваться на тот портрет собеседника, который был составлен в первую очередь.
Эффект распространяется на ситуации, когда взаимодействие происходит с незнакомым человеком. - Эффект крайнего. Объекты, расположенные на крайних границах, воспринимаются лучше и четче чем те, что были расположены в середине.
- Эффект новизны. Актуальная (т.е. последняя и новая) информация о человеке (при общении со знакомым) воспринимается как наиболее значимая.
- Эффект ореола. Эффект, при котором наличие стартовых сведений о собеседнике мешает воспринимать его объективно. Т.е. человек, еще до знакомства, получает некую информацию, характеризующую собеседника как личность. Затем при межличностном взаимодействии он не формирует образ собеседника, а лишь слегка корректирует его на основе данных, которыми он располагает. При этом в случае выявления взаимоисключающих характеристик человек, человек опирается на ту информацию, которой владеет, доверяя первичным данным.
- Эффект первого впечатления. Формирование устойчивого образа под влиянием первого впечатления о человеке.
- Эффект проекции. Эффект, при котором человек на симпатичного ему собеседника проецирует свои позитивные качества, а на неприятного , отрицательные качества.
- Эффект усредненной ошибки. Склонность к тому, чтобы приуменьшать интенсивность каких-то особенных качеств собеседника, приравнивая их к среднему показателю.
- Эффект Барнума. Слепая вера в информацию, касающуюся собственной личности (описание характера, личностная оценка и т.д.), если она изложена в контексте науки, магии или ритуальных действий.
- Эффект бумеранга. Если оратор преподносит информацию целой группе людей, то при условии наличия некоторых факторов возникает результат, обратный ожидаемому.
Если оратор неприятен слушателям, если информация является ложью, если источник информации не вызывает доверия. - Эффект стереотипа. Склонность формировать некий образ-клише, ориентируясь на принадлежность к какой-то конкретной группе (по признаку пола, возраста, рода деятельности и т.д.).
Примеры
На самом деле эффекты межличностного восприятия присутствуют повсеместно и их можно легко выявить, наблюдая за процессом общения между людьми.
- Например, молодой человек, склонный к оценке личности через призму эффекта стереотипа, приписывает любым представительницам женского пола излишнюю сентиментальность, основываясь на распространенном клише.
- Эффект Барнума ярко проявляется при общении двух знакомых, один из которых практикующий психолог. Когда психолог дает характеристику своему собеседнику, ссылаясь на научные источники, собеседник принимает каждое слово на веру.
По принципу этого эффекта клиенты гадалок зачастую верят в ложные характеристики, информация о которых якобы была получена в ходе магического сеанса. - Эффект проекции можно отследить, когда человек, обладающий высокой степенью искренности, испытывает к собеседнику симпатию. При этом он не ищет подвоха даже в тем словах собеседника, которые выглядят неправдоподобно (т.к. приписывает ему свое лучшее качество , искренность).
- Эффект первого впечатления очень часто формируется с привязкой к внешнему виду. Например, стильно одетая и ярко накрашенная девушка, которая держится в обществе легко и свободно, производит впечатление «,железной леди»,. При дальнейшем и более близком знакомстве с людьми, которые ее заметили, этот образ будет сложно разрушить или опровергнуть.
- Эффект бумеранга актуален например в том случае, когда оратор вызывает отрицательные эмоции. Так слишком самовлюбленный и склонный к позерству учитель, убеждающий учеников в необходимости изучать его предмет, в ответ получает насмешки, пренебрежительное отношение и игнорирование школьниками его заданий.
- Эффект ореола часто возникает в случае «,заочного знакомства»,. Когда друзья, имеющие тесный контакт с определенным человеком, представляют его третьему лицу как обладателя определенного набора качеств. Например, они могут сделать акцент на его удивительных интеллектуальных способностях и склонности ко лжи.
Тогда при личной встрече с «,заочным знакомым», проинформированный человек будет держать в голове определенный портрет и обращать внимание именно на те характеристики и моменты, которые могут подтвердить правдивость портрета.
7.2. восприятие и понимание в процессе общения
7.2. восприятие и понимание в процессе общения
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии.
Под восприятием в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению. При этом понимание рассматривается с двух сторон: как отражение в сознании партнеров по общению целей, мотивов, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющее установить взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии.
Личное восприятие — получение и обработка одним субъектом общения информации о другом — ошибочно считается несложным процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик субъектов восприятия.
В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать не только отдельные личности, но и целые группы людей. При этом возникают так называемые эквиваленты личности. При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько возможных ситуаций:
1) «Я — Он» — восприятие одним индивидом другого как отдельной личности;
2) «Я — Они» — восприятие индивидом группы как единого целого;
3) «Мы — Они» — восприятие одной группой другой группы.
4) «Мы — Он» — восприятие группой индивида.
Сложность процесса восприятия заключается в том, что способность человека к обработке информации не беспредельна. При формировании образа делового партнера, человек зачастую сталкивается с неким количеством фрагментарной информации о нем и оценивает ее с учетом многих психологических и эмоциональных факторов. Вполне вероятно, что он примет во внимание только те сведения, которые соответствуют его представлениям и лучше всего подходят для его целей.
Кроме недостатка информации и его пристрастного отбора, процесс восприятия искажают также ошибочные заключения. Когда информации мало, человек строит свои выводы о собеседнике на основе того немногого, что успел узнать, а когда его представление сформировано, он пренебрегает полученными позже дополнительными сведениями.
Важность этих верных или ложных заключений о партнерах по общению в том, что они ложатся в основу будущих взаимоотношений и могут накладывать отпечаток на взаимодействия людей.
Процесс восприятия представляет собой не механическое воспроизведение образа человека, а систему с обратной связью. Представление о том, как воспринимают его другие люди, в определенной степени определяет поведение человека. Разнообразные допущения и предположения о том, как нас воспринимают другие люди, могут способствовать неправильному пониманию между людьми.
Сложность оценки людей и формирование адекватного образа заключается в сознательном искажении сведений и контроля за информацией о себе, которую человек позволяет получить окружающим. Люди ведут себя как актеры, чтобы произвести то впечатление, которое они считают наиболее выгодным, что еще больше затрудняет процесс понимания и способствует формированию искаженного образа и партнера по общению, и самого себя.
Большое значение для взаимного понимания имеет «открытость», т.е. умение быть честным и естественным в отношении с другими. Открытость как психологический феномен непосредственным образом зависит от степени осознания своего внутреннего «Я» и восприятия себя на личностном уровне.
Неадекватное представление о себе создает многие психологические барьеры общения, ведет к игнорированию информации, чужого мнения, что в конечном итоге может привести к конфликтному поведению.
Самовосприятие и обратная связь
Условием формирования адекватного представления личности о себе служат восприятие и анализ своего поведения с точки зрения других людей путем получения и изучения информации обратной связи.
Процесс получения обратной связи во взаимодействии, на основе которой формируется образ самого себя, можно продемонстрировать на модели, разработанной американскими психологами и получившей название окно Джохары (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Окно Джохари
Представленный квадрат обозначает информацию о свойствах личности. Вертикальная линия делит эту информацию на две части: ту, которую индивид знает о себе (левая часть), и ту, которую он о себе не знает (правая часть). Горизонтальная часть делит всю информацию на известную другим об этом человеке (верхняя часть) и на неизвестную (нижняя часть).
Открытая зона (I) представляет собой сведения об индивиде, известные и ему о самом себе, и окружающим. Эти данные проявляются в ходе свободного открытого обмена личностной информацией между индивидом и другими людьми. Большая открытая зона предполагает доверительные отношения индивида с партнерами по общению.
Слепая зона (IT) содержит информацию об индивиде, которая есть у других людей, но не известна ему самому, т.е. это мнение окружающих о личности в процессе общения с ней. При желании эту информацию индивид может получить при общении при помощи взглядов, реплик, видеотренинга.
Индивид, получая информацию обратной связи о себе, узнает, как его воспринимают окружающие.
Если эта точка зрения совпадает с мнением индивида, то дальнейшее общение происходит нормально. Если же полученная информация хуже мнения индивида о себе, то срабатывают защитные механизмы и либо может возникнуть конфликт, либо могут прерваться деловые отношения индивида с теми, кто эту информацию передал.
Если передаваемая информация намеренно завышена, то это воспринимается как лесть.
Вообще передача информации из слепой зоны (II) в открытую может использоваться как средство манипуляции сознанием других людей.
Скрытая зона (III) представляет собой информацию об индивиде, которая ему о себе известна, но скрыта от окружающих: дополнительные знания, умения, черты характера, манера поведения. По тем или иным причинам эти сведения либо скрываются от окружающих, либо не было случая их продемонстрировать.
Неизвестная зона (IV) включает сведения об индивиде, которые ни ему самому, ни окружающим неизвестны. Это данные о его личностных особенностях и возможностях. Они могут проявиться лишь в особых экстремальных ситуациях, но могут не проявиться и в течение всей жизни.
Размеры этого информационного пространства могут меняться в зависимости от того, в каком состоянии находится общение с данным человеком: в начале установления контактов или в состоянии установившихся отношений.
Углубление контактов, развитие деловых отношений ведет к увеличению открытых и уменьшению закрытых пространств. Когда человек ведет себя открыто, то другие люди могут узнать о нем больше, что увеличивает возможность взаимопонимания.
Сознательный контроль за информацией о себе и ее сознательное искажение затрудняют не только восприятие партнеров по общению, но и самосознание человека, его социальную идентификацию, для чего ему необходимы исчерпывающие сведения об окружающих и об их представлении о нем. Если человек закрывается от других, то он хуже начинает осознавать самого себя.
Восприятие и роль социального
Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин социальная перцепция, т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их реальных размеров, а дети из богатых семей — наоборот, меньше. Такой же деформации подвергаются и образы людей (эксперимент П. Уилсона по определению роста человека, которого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора: чем выше становился его социальный статус, тем более высоким он воспринимался).
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Как было сказано выше, под восприятием в психологии общения понимается целостный образ другого человека, формирующийся на основе оценки его внешнего вида и поведения, а также понимания партнера по общению.
В процессе общения приходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.
Психологические исследования показали, что в основе восприятия не знакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.
К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стереотип — это порождение и принадлежность к группе людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.
Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянской души.
Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.
С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: некоторые психологические особенности, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем больше люди заинтересованы друг в друге, тем больше вероятность ошибок.
Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам.
Факторы превосходства, привлекательности и отношения к нам
Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются своим социальным статусом, жизненным опытом, интеллектуальным потенциалом и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства. Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.
Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном?
Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:
1) одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как машина, оформление кабинета и т.д.;
2) манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).
Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.
Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.
Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.
Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки «личные дела» учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями — красивых и некрасивых детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.
Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, «обыкновенных» и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам. Итак, чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.
Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать, прежде всего, не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.
И, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше . тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежащим другим людям, и просили их оценить эти мнения. Оказалось, что чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело обратную силу: чем выше оценивался некто, тем больше сходство его взглядов с собственными. Убежденность в этом предполагаемом «родстве души» была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается фактор отношения к нам.
Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей, как социальных существ, главное — определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном общении результаты первого впечатления продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении.
Механизмы восприятия и понимания
В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера — его актуального эмоционального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе.
Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.
Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Методика Д. Карнеги, изложенная им в книге «Как оказывать влияние на людей», основана в значительной степени на механизме идентификации.
Очень близка к идентификации эмпатия — понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Один из основоположников гуманистической психологии К. Роджерс определял эмпатическое понимание как «умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть, правильно ли мое понимание. Эмпатическое понимание возможно в отношении немногих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.
С точки зрения характеристики общения и идентификация, и эмпатия требуют решения еще одного вопроса — как тот, другой, партнер по общению, будет понимать меня.
Процесс понимания друг друга опосредован процессом рефлексии.
В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.
Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
Общение как рефлексивный процесс был описан еще в конце XIX в. Дж. Холмсом, который, исследуя общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации наличествуют не два, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение?
Холмс выделил три позиции Джона и три позиции Генри:
1) Джон, каков он есть сам по себе 1) Генри, каков он есть сам по себе
2) Джон, каким он сам себя видит 2) Генри, каким он сам себя видит
3) Джон, каким его видит Генри 3) Генри, каким его видит Джон.
Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуации, добавив четвертую позицию:
Генри, каким ему представляется его образ в сознании Джона; Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри.
Общая модель рефлексии представлена в учебнике по социальной психологии Г. Андреевой.
Есть два субъекта общения: Аи Б. Между ними устанавливаются коммуникации:
Кроме того, у А и Б есть представление о самих себе: А—А1, а Б—Б2, а также представление о другом: у А—Б2, у Б—А2.
Взаимодействие в процессе общения осуществляется следующим образом: А (в качестве А1) обращается к Б2 Б реагирует (в качестве Б1) на А2. Насколько это близко к реальным А и Б еще надо исследовать, ибо ни А, ни Б не знают, что имеют несовпадающие с реальностью А1, Б1, А2 Б2 и при этом между А и А2, Б и Б2 нет каналов коммуникации. Ясно, что успех общения будет максимальным при минимальном разрыве в линии А—А1—А2 и
Б—Б1—Б2. Если выступающий (А) имеет неверное представление о себе (Л,), о слушателях (Б2) и, главное, о том, как его воспринимают слушатели (А2), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено.
Приближение всего этого комплекса представлений друг другу — сложный процесс, требующий специальных усилий.
Ошибки
Существует множество распространенных ошибок восприятия, оказывающих большое влияние на формирование впечатления.
К числу самых распространенных относятся:
- мы попадаем под влияние очевидности,
- мы попадаем под влияние первого впечатления,
- мы воспринимаем собеседником через сравнение с самим собой и ищем сходства,
- мы сильнее акцентируемся на негативных особенностях характера, нежели на позитивных особенностях,
- в случае, когда наши интересы страдают, мы склонны обвинять не обстоятельства, а людей.
Под влиянием тех или иных эффектов формируются ложные представления о собеседнике.
Ошибками восприятия может выступать неверная трактовка причин, мотивов и стимулов собеседника. Также это может быть неправильное понимание смысла сказанных им слов и совершенных действий.
Если собеседник заложил в свое высказывание определенную суть, а тот, кому предназначалось это высказывание, не смог данную суть понять, можно говорить об ошибке восприятия.
В некоторых случаях ошибки восприятия не привязаны непосредственно к взаимодействию.
Например, на основании внешнего вида или бытующих в обществе стереотипов человек может приписывать человеку качества, которыми тот не обладает. Также человек может игнорировать некоторые качества собеседника (как плохие, так и хорошие).