Что такое когнитивные способности и как их развить


Определение

Когнитивные способности – совокупность мозговых процессов, участвующих в познании окружающего мира. С помощью них мы воспринимаем, обрабатываем, сортируем, запоминаем, храним и воспроизводим информацию.

К когнитивным способностям относятся:

  • восприятие,
  • внимание,
  • память,
  • мышление,
  • речь,
  • воображение.

Это те психические процессы, которые помогают эффективно взаимодействовать с информацией, поступающей от органов чувств. Все они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Если какой-то процесс хромает, то его функцию частично берут на себя другие. Таким образом воплощается принцип гибкости и компенсаторности психики.

Когда мы характеризуем человека как “умного”, мы высоко оцениваем именно его когнитивные способности.

Наследственность и врожденные особенности влияют на качество когнитивных функций. Но в гораздо меньшей степени, чем было принято считать раньше. Первостепенную роль играет целенаправленная работа человека по их развитию.

Это значит, что человек, который обладает средними врожденными способностями, но при этом регулярно тренирует свои когнитивные функции, вскоре обгонит того, кто от природы одарен, но никак не развивает свои задатки.

Какие бывают когнитивные способности

Давайте подробно рассмотрим все когнитивные способности человека и разберемся, как их развивать.

Восприятие

Восприятие – это совокупность психических процессов, которые отвечают за отражение в сознании образов предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие не стоит путать с ощущениями, ведь это более сложный процесс. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства предметов (холодный, горький, светлый), восприятие формирует целостный образ.

Восприятие по большей части процесс рефлекторный, а значит, происходит без участия сознания. Поэтому его принято считать самой простой когнитивной функцией. Но это ничуть не умаляет его важности. Именно восприятие добывает “пищу” для более сложных когнитивных функций. Дефекты восприятия накладывают серьезный отпечаток на работу всей психики и дееспособность человека.

Есть несколько условий, от которых зависит уровень развития восприятия:

  1. Активное движение. Для формирования пространственного восприятия необходима двигательная активность.
  2. Обратная связь. Для своевременной коррекции ошибок у человека должна быть возможность сравнить образ воспринимаемого предмета с самим предметом.
  3. Достаточное количество стимулов, поступающих извне. Сенсорный голод ведет к нарушениям восприятия.
  4. Разнообразие стимулов.

Во взрослом возрасте восприятие можно развивать с помощью тренировки органов чувств. Применяются упражнения как для тренировки каждого анализатора в отдельности, так и для всех в комплексе.

Внимание

Внимание – это функция психики, отвечающая за избирательность восприятия информации. Внимание позволяет из миллиардов внутренних и внешних стимулов вычленять значимые и концентрироваться на них.

Чем лучше развито внимание, тем дольше человек способен удерживать в сознании какой-то объект, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Внимание можно сравнить со светом фонарика в вечерние сумерки. Объекты, на которые падает свет, мы видим отчетливо и ясно. Тогда как все вокруг имеет лишь смутные очертания.

Важность этой когнитивной способности сложно переоценить. Она является основой для эффективной работы всех остальных функций. Мы не сможем запомнить и воспроизвести информацию, если она будет не в фокусе нашего внимания. Соответственно, и никаких логических операций мы с ней произвести не сможем.

Существует два вида внимания:

  1. Непроизвольное внимание активизируется без участия воли. Например, в ответ на сильный раздражитель: громкий звук, яркую вспышку света. Мы рефлекторно направляем внимание на объект, оцениваемый нами как опасный. Также внимание само течет в сторону потенциального удовольствия. Нам не нужно специально фокусироваться на том, что нам приятно. Это происходит само собой.
  2. Произвольное внимание – сознательный процесс. Человек активизирует его усилием воли. Говоря о тренировке внимания, имеют в виду именно произвольное внимание. Чем дольше вы можете сознательно сосредотачиваться на каком-то объекте или действии, тем выше качество вашего внимания.

Для тренировки внимания используются таблицы Шульте, клиновидные таблицы, различные картинки, на которых нужно искать спрятанные предметы или отличия.

Все эти упражнения есть в нашей статье о том, как развить внимание. Обязательно загляните туда.

Память

Памятью называют совокупность психических процессов по закреплению, хранению и воспроизведению полученной информации.

Память играет огромную роль в познании и преобразовании мира. Именно благодаря ей человек может учиться, получать новые знания и вырабатывать новые навыки.

Каков психофизиологический механизм работы памяти? В процессе взаимодействия с информацией в отдельных участках мозга возникают очаги возбуждения. Нейроны (клетки мозга) обмениваются электрическими импульсами и образуют друг с другом синаптические связи. Электрический сигнал передается от нейрона к нейрону, и весь его путь запечатлевается в мозге в виде нейронных цепей. Впоследствии мозг способен воспроизвести этот путь при определенных условиях.

Всего в мозге человека 86 миллиардов нейронов. Каждый из них способен формировать до 10 тысяч синапсов с другими нейронами. Емкость каждого нейрона равна 4,7 бита. Значит, емкость памяти в целом приближается к тысяче терабайт.

Существует несколько основных классификаций памяти.

По характеру психической активности память делится на:

  • двигательную,
  • образную,
  • словесно-логическую,
  • эмоциональную.

По продолжительности закрепления информации память разделяют на:

  • оперативную,
  • кратковременную,
  • долговременную.

По характеру целей деятельности память делится на:

  • произвольную,
  • непроизвольную.

Существует огромное количество методов тренировки памяти. Познакомиться с некоторыми из них вы можете в нашей статье о том, как улучшить память. Также советую почитать и о том, как запоминать информацию.

Мышление

Мышление – высшая ступень человеческого познания. На этом уровне происходит формирование связей между объектами, их классификация, систематизация, выделение свойств. С помощью мышления человек получает знания, которые невозможно получить при помощи органов чувств.

Мышление – сложный психический процесс. На его формирование уходят годы. Выделяют несколько стадий развития мышления:

  1. Наглядно-действенное мышление характерно для детей до 3 лет. Оно работает непосредственно во время взаимодействия с предметами: ребенок учится собирать пирамидку, сортировать игрушки по форме и т. п.
  2. Наглядно-образное мышление преобладает в возрасте от 3 до 7 лет. В этот период ребенок способен оперировать образами предметов для решения задач без непосредственного контакта с самими предметами. Например, представить, что будет делать изображенный на картине человек.
  3. Словесно-логическое (абстрактное) мышление – высшая ступень развития мышления. Оно функционирует на базе языка и отвечает за использование абстрактных понятий и логических конструкций, т. е. того, для чего не существует материального выражения.

Примечательно то, что процесс развития мышления у каждого отдельного человека повторяет процесс эволюции мышления у человечества в целом. У первобытных людей сначала зародилось наглядно-действенное мышление, затем оно эволюционировало в наглядно-образное и уже после оформилось в абстрактное.

Мышление требует от человека постоянного развития. Если этого не происходит, то оно начинает деградировать. Для тренировки мышления можно использовать логические и математические задачи, кроссворды, специальные упражнения и тренажеры. Все это есть в нашей статье о том, как развить мышление.

Речь

Речь – сложный психический процесс, свойственный лишь человеку. Помимо коммуникативной он выполняет еще целый ряд других функций, в том числе и познавательную.

Представление о мире у человека формируется в процессе освоения им родного языка. С помощью речи человек способен получать знания о предметах и явлениях, не имея с ними непосредственного контакта. Это существенно расширяет границы познания и дарит нам поистине уникальные возможности.

Речь тесно связана со всеми остальными когнитивными функциями. Она оказывает влияние даже на такую базовую когнитивную способность, как восприятие. Например, ученые выяснили, что люди неспособны различать цвета, для которых у них в языке нет определения.

Развивать речь нужно сразу в нескольких направлениях: пополнять словарный запас, работать над дикцией и артикуляцией, совершенствовать выражение мыслей в устной и письменной форме.

Воображение

Воображение – способность сознания генерировать новые образы, идеи, представления на основе усвоенных ранее знаний.

Воображение играет ключевую роль в таких процессах, как моделирование, планирование, творчество. Мир, в котором мы живем сейчас, – это результат работы воображения наших предков.

Специфика воображения как когнитивной функции заключается в переработке и осмыслении усвоенного ранее опыта. В этом плане воображение схоже с мышлением. Результатом обоих процессов является опережающее отражение. Но только с той разницей, что мышление оперирует понятиями и категориями, а воображение – образами.

Психологи выделяют 5 основных приемов воображения:

  1. Агглютинация. Или, говоря простыми словами, склеивание. Новый образ создается путем соединения двух или более существующих объектов. Например, кентавр – результат агглютинации человека и лошади.
  2. Гипербола, литота. Первое означает преувеличение, второе – уменьшение. Пример гиперболы – великан. Пример литоты – Мальчик-с-пальчик.
  3. Акцентуирование. Этот прием используется для выделения какой-то конкретной характеристики. Например, длинный нос у Буратино.
  4. Олицетворение. Суть приема в том, чтобы наделить неодушевленные предметы признаками живых существ. Без этого приема не обходится практически ни одна сказка.
  5. Типизация. Наделение образа признаками, типичными для целой группы схожих предметов или явлений.

Эти приемы мы можем использовать для тренировки воображения.

Несколько техник на развитие воображения вы можете найти в нашей статье, в которой мы собрали упражнения для развития креативного мышления.

Когнитивная сфера личности

Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:

  • Мнемические процессы: память. В частности – сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. Главная функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
  • Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. Главная их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
  • Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Главная их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.

Многие когнитивные психологи считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.

Память. Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать – определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше».

Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):

  • Эмоциональная память – память на эмоциональное состояние, возникающее во всех без исключения ситуациях. В какой-то мере она дополняет все остальные виды памяти.
  • Двигательная память – это память на движения. Если человек обладает развитой двигательной памятью, он владеет сноровкой в труде, физической ловкостью, усваивает виды деятельности, требующие координации движений.
  • Словесно-логическая память – память на мысли, которые оформлены при помощи слов.
  • Образная память – память на слуховые, образные, обонятельные, вкусовые и другие образы. Отлично развита у художников, архитекторов, писателей и ученых.

По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.

Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.

Воображение. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.

Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.

Функции воображения таковы:

  • управление физиологическими состояниями;
  • создание и реализация внутреннего плана действий;
  • произвольная регуляция познавательных процессов;
  • управление эмоционально-потребностными состояниями;
  • активизация наглядно-образного мышления.

По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.

Внимание. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.

Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).

Основные свойства внимания:

  • Сосредоточенность (концентрация) – то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
  • Устойчивость – то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
  • Распределение – то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
  • Объем – то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
  • Переключаемость – то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.

Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.

Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.

В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.

Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:

  1. Лучше воспринимает входящую информацию, поэтому лучше ориентируется в происходящем.
  2. Лучше и быстрее обрабатывает входящую информацию: выбрасывает несущественное и принимает важное. Это позволяет ему работать с правильным материалом.
  3. Лучше запоминает информацию: это значит, что он быстрее извлекает нужный аргументы и оперирует ими, способен удерживать в голове сложные схемы и концепции.
  4. Делает правильные выводы: если он умеет отсеивать зерна от плевел, запоминать сложные концепции и обладает хорошей памятью, значит есть вероятность того, что он сделает правильный вывод и примет грамотное решение.

Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.

Диагностика когнитивной сферы

Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные.

Диагностика внимания:

  • Методика Мюнстенберга;
  • Методика «корректурной пробы»;
  • Кольца Ландольта.

Диагностика памяти:

  • Проба на запоминание десяти слов (десять слов, подобранных таким образом, чтобы между ними нельзя было установить связь).
  • Субтест Векслера.
  • Проба на ассоциативную память (зачитывают десять пар однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Затем зачитывают первое слово каждой пары, а испытуемый называет второе слово).

Диагностика воображения:

  • Тест Тулуза-Пьерона.
  • Тест Торренса.
  • Тест «Художник – Мыслитель».

При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.

Когнитивная сфера личности у ребенка

Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.

По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.

Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.

Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды, то можно вывести следующие положения:

  • Речь и язык – это своего рода «узел», в который сплетаются различные линии психического развития: воображение, память, мышление, эмоции и другое.
  • Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, собственной речевой активности и восприятия речи взрослых.
  • Главная задача при обучении языку – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
  • В ребенке необходимо развить три функции речи: коммуникативную, познавательную и регулирующую.

Дети, как и взрослые, также могут пройти диагностику своих способностей. При помощи тестов выясняются, к примеру, причины школьной неуспеваемости и успешность интеллектуального развития. Также может быть сделан вывод о необходимости коррекции умственного развития.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
  • Два важных закона памяти
  • Упражнения для развития памяти у дошкольников
  • Сферы личности
  • Познавательные процессы
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
  • Теория когнитивной нагрузки
  • Виды памяти и их особенности
  • Зрительно-пространственный тест Корси: описание и применение
  • Психические процессы: виды и краткая характеристика

Ключевые слова:_D1025, 1Когнитивистика, 4Когнитивстика

Общие рекомендации для развития когнитивных способностей

Мы рассмотрели каждую когнитивную функцию в отдельности. Теперь давайте поговорим об универсальных способах их развития.

Прежде чем вы начнете активно заниматься умственной прокачкой, советую пройти тесты на оценку когнитивных способностей. Так вы сможете отслеживать прогресс.

Правильное питание

В основе всех когнитивных функций, несмотря на их нематериальную природу, лежат органические процессы. Для бесперебойной работы мозгу требуются все необходимые питательные вещества. Их недостаток может привести к сбоям, снижению работоспособности, повышению количества ошибок.

Позаботьтесь о том, чтобы ваш рацион был сбалансирован и богат витаминами и минералами. Следите за соотношением белков, жиров и углеводов. Не злоупотребляйте жирной, сладкой, мучной пищей.

Добавьте в рацион продукты, которые благотворно влияют на умственную деятельность:

  • красную рыбу и морепродукты;
  • грецкие орехи, семечки;
  • зелень: укроп, петрушку, листья салата, шпинат;
  • горький шоколад;
  • яйца.

Полноценный здоровый сон

Мозг страдает от недосыпа сильнее других органов и систем. Качество работы всех его функций ухудшается. Поэтому не стоит пренебрегать этим жизненно важным занятием.

Оказывается, спать тоже нужно уметь правильно. Вот вам несколько советов, которые помогут наладить режим и качество сна:

  1. Спите по 7–9 часов в сутки.
  2. Ложитесь спать не позже 22.00.
  3. За 2 часа до сна исключите физические нагрузки, обильную пищу, телевизор и компьютерные игры.
  4. Правильно организуйте пространство для сна. Комната должна быть хорошо проветренной, аккуратно убранной, без лишних отвлекающих стимулов.

Избавление от вредных привычек

Алкоголь, табак, различные психотропные вещества негативно влияют на весь организм, но мозг страдает в первую очередь. Драгоценные нейроны, на которых держится работа всех когнитивных функций, погибают от воздействия этих веществ. Чем раньше вы сможете отказаться от них, тем больше у вас шансов сохранить ясность ума.

Рекомендации по избавлению от вредных привычек вы можете найти на нашем блоге.

Снижение уровня стресса

От психоэмоционального напряжения страдает вся когнитивная сфера личности. Это обусловлено тем, что при стрессе в мозге формируется доминанта, которая гасит остальные очаги возбуждения. Все внимание забирает на себя стрессовая ситуация.

На биохимическом уровне стресс характеризуется выбросом гормонов, отвечающих за мобилизацию организма для борьбы с опасностью. Это очень энергозатратное состояние, которое быстро истощает все резервы.

Вы должны тщательно следить за своей психической гигиеной и стремиться избегать сильных стрессов, если хотите поддерживать когнитивную активность на высоком уровне. В этом вам помогут регулярные медитации, занятия йогой, аутогенная тренировка, позитивное мышление.

О том, как эффективно бороться со стрессом, читайте на блоге iklife.ru.

Информационный детокс

Познавательные способности нашего мозга ограничены. Если вы нагружаете их ненужной информацией, то на нужную может просто не хватить ресурсов. Это настоящая проблема в век развития интернета.

Из смартфонов, планшетов, компьютеров на человека льется непрерывный поток информации, качество которой, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Нам сообщают, что ел на обед наш сосед, в какой больнице брат друга нашей сестры лечит зубы, с кем в очередной раз поругалась Ольга Бузова и т. п. А ведь на усвоение всех этих “знаний” мозг тоже тратит энергию!

Если хотите поддерживать качество своих когнитивных способностей на высоком уровне, придется отказаться от потребления низкосортной информации. Пользуйтесь интернетом только по делу, сведите к минимуму зависание в соцсетях, откажитесь от просмотра телевизора. Это, пожалуй, лучший подарок, который вы можете сделать своему мозгу.

Качественные и разнообразные стимулы

Когда вы расчистите эфир своего мозга от всякого шлака, нужно будет заполнить его полезной и качественной информацией. Порадуйте каждый свой чувственный анализатор. За визуальными стимулами отправляйтесь в картинную галерею, за слуховыми – на концерт классической музыки, за кинестетическими – на природу, за вкусовыми и обонятельными – на дегустацию экспериментальной кухни.

Читайте качественную литературу, приобщайтесь к театру, кинематографу, интересуйтесь наукой, общайтесь с умными и интересными людьми. Тогда у ваших когнитивных способностей всегда будет качественная пища для роста.

Что такое когнитивные способности

Наверное, вы часто задумывались или вступали в дискуссию о том, что такое интеллект и как определить, какой человек умнее. Мы уже ясно понимаем, что большое количество знаний не позволяет судить о сильном интеллекте. Это говорит о начитанности, большой базе усвоенной информации. Такие люди могут достичь невероятных успехов, а могут и не добиться ничего. Поэтому если о человеке и можно сказать, что он умен, то подразумевая, прежде всего, его развитые когнитивные способности.

Следует сразу оговориться, что у ученых нет четкой точки зрения на то, что же такое когнитивные способности. Например, умение управлять своими эмоциями к ним не относится, поэтому этот навык следует развивать отдельно. Это — эмоциональный интеллект, который, тем не менее, связан с когнитивными способностями в виду особенностей нашего организма.

Итак, что можно отнести к когнитивным способностям?

  • Память.
  • Внимание и концентрация.
  • Восприятие.
  • Действие.
  • Принятие решений.
  • Воображение.
  • Логическое мышление.

А теперь представим себе человека, который овладел всеми этими способностями. Можно ли его назвать умным и очень талантливым? Безусловно. Такой человек способен запоминать массу информации, либо же решать, что запоминать, а что нет. Он умеет концентрироваться и не тратит время на то, чтобы снова вернуться в это состояние и вспомнить, на чем остановился. Он умеет воспринимать и считывать информацию из мира или поведения людей и делать правильные выводы. Может мыслить логично и творчески одновременно. Он принимает твердые решения, которые заканчиваются правильными действиями.

Именно поэтому когнитивные способности важнее любых других. Они являются той самой базой, на которой можно полноценно реализоваться в жизни. Улучшить свою память, внимание и концентрацию вы можете, пройдя этот курс.

Эти способности может развить в себе практически каждый человек. Существуют упражнения, которые могут улучшить любой из этих навыков. А что еще лучше — овладение одним навыком оказывает позитивное влияние на другие. Например, концентрация связана с улучшением памяти. А улучшение памяти тесно переплетается с развитием творческого мышления, потому что формирует десятки и сотни ассоциаций в голове относительно любого слова, образа или даже звука.

Если все эти навыки достаточно развиты, тогда человек может войти в состояние, называемое потоком. В нем он остается мысленно в настоящем моменте, у него невероятно повышаются все когнитивные способности, а особенно концентрация. У него все получается, он знает или чувствует, что нужно сделать, чтобы добиться результата. Существуют люди, которые научились пребывать в таком состоянии 24 часа в сутки. Например, Ричард Брэнсон, британский миллиардер. Уровень его восприятия просто поражает: он смотрит на мир и видит одни возможности.

Говоря об информации, нужно сказать, что, безусловно, знания необходимы. Даже с ее вседоступностью в эпоху Интернета, любознательность и начитанность являются показателями человека интересного и неординарного. Ведь если вы ничего не знаете и не обладаете никакой информацией, то и решения ваши будут достаточно примитивными. Поэтому помимо развития когнитивных навыков вам нужно стремиться к получению новых знаний, чтобы использовать их, смешивая, меняя и получая нечто новое и необычное. Пройдя курс по развитию творческого мышления, вы научитесь этому.

Ниже мы представляем вашему вниманию список книг, направленных на развитие ваших когнитивных способностей.

  • Гарри Лорейн «Развитие памяти и способности концентрироваться»
  • Эберхард Хойль «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней»
  • Дмитрий Гусев «Краткий курс логики: искусство правильного мышления»
  • Майкл Микалко «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
  • Франс Йоханссон «Эффект Медичи»
  • Питер Брегман «18 минут»

В этих книгах представлены самые разные способы развития когнитивных способностей. Поэтому просто читать для развлечения их не стоит. Выполняйте упражнения, вооружившись листом бумаги и ручкой.

В сети есть масса приложений, которые призваны улучшить работу вашего мозга. Вот наиболее интересные из них.

  • Lumosity
  • Peak
  • Elevate
  • Brain Wars
  • Neuronation

Их главный плюс в том, что если у вас есть смартфон, вы можете выполнять упражнения, где бы вы ни находились. Также все эти приложения ведут подробную статистику. Вы сможете следить за своими результатами и наглядно видеть прогресс. Помните, что вам потребуется в идеале заниматься этим каждый день. Даже если времени мало, выделяйте хотя бы 20-30 минут ежедневно.

Если выделить всего одну способность, которая принесет наибольшую пользу для вашего мозга, то это концентрация. Именно она «подтягивает» все остальные когнитивные навыки. Есть две простые игры, которые очень хорошо помогают в этом. Это «Числа» и «Таблицы Шульте».

Интересуетесь развитием когнитивных способностей на практике? Тогда курс «Когнитивистика: развитие мышления»» для вас. Присоединяйтесь!

Желаем вам удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Правила и способы улучшения памяти
  • Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
  • Когнитивные тренажеры
  • Как книги делают нас лучше
  • Способы улучшения познавательного обучения
  • 4brain и состояние потока
  • Виды памяти и их особенности
  • Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
  • Вещи, которые помогают стать умнее
  • Когнитивная сфера личности

Ключевые слова:1Когнитивистика

Тренажеры для развития когнитивных способностей

В интернете можно найти множество готовых сервисов для тренировки когнитивных функций. Давайте рассмотрим несколько самых популярных на сегодняшний день.

Викиум

Викиум – крупнейшая платформа для тренировки мозга, снискавшая любовь более 60 миллионов пользователей. На ней вы найдете огромное количество тренажеров для развития когнитивных функций, более десятка обучающих курсов, тесты для диагностики умственных способностей.

Когнитивные способности можно тренировать как по отдельности, так и в комплексе. Платформа подстраивается под ваши индивидуальные особенности и подбирает программу специально для вас.

Месяц занятий на платформе стоит 890 руб., год – 1 790 руб. Неограниченный доступ можно приобрести за 3 990 руб.

CogniFit

CogniFit – платформа для тренировки мозга с серьезной научной базой. Создатели утверждают, что с помощью нее можно не только улучшить работу когнитивных функций, но и вылечить легкие расстройства, такие как СДВГ и бессонницу.

Игры и тренажеры разработаны совместно с нейрофизиологами и многократно протестированы на разных группах населения. Эффективность их научно доказана.

Еще одно преимущество CogniFit – обширная база профессиональных когнитивных тестов. С помощью них можно достоверно оценить свои способности и составить программу развития.

Доступ к тренировочным программам на месяц стоит от 19,99 $ до 29,99 $, на год – от 119,99 $ до 169,99 $. Доступ к тестам приобретается отдельно.

Еще больше вариантов вы найдете в нашей подборке тренажеров для развития мозга.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]