Способности как свойство личности. Задатки и способности

Как особые задатки можно рассматривать общую активность нервной системы, ее уравновешенность, повышенную чувствительность нервных структур, специальную предрасположенность к восприятию звуков, палитры красок, пространственных форм, к установлению причинно-следственных связей и отношений, к синтезу и анализу и т. д.

Однако обладание определенными задатками не гарантирует человеку их развития в соответствующие способности. Кроме того, отсутствие необходимых задатков к развитию одних способностей (их дефицит) может быть восполнено путем более сильного развития других задатков. Особенно важно, что развитие определенных задатков является социально обусловленным процессом, связанным с условиями воспитания и особенностями развития общества.

Типология способностей

Основное разделение способностей в психологии включает общие и специальные способности. Общие способности определяют успешность человека в самых разнообразных видах деятельности. К ним можно отнести умственные способности, развитую память, совершенную речь, тонкость и точность движений рук, способности в установлении и поддержании контактов с другими людьми. Специальные способности построены на задатках особого рода и их развитии, определяют успехи личности в специфических видах деятельности (музыке, математике, лингвистике, технике и т. д.).

Опираясь на другую классификацию, способности делятся на актуальные и потенциальные.

Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, они могут актуализироваться при изменении имеющихся социальных условий. К актуальным, то есть реализованным, способностям относятся не только те, которые используются и развиваются в тех или иных видах деятельности, но и те, которые необходимы в данный момент и применяются в настоящем.

Предлагается и другое разделение способностей на несколько групп, в зависимости от того, свойственны они всем людям или только отдельно взятым личностям.

Первую группу составляют элементарные общие способности, присущие в различной мере всем людям. Они выражены основными формами психического отражения окружающего мира, в том числе: в способности ощущать и воспринимать, запоминать и переживать, мыслить и принимать несложные решения и др.

Вторую группу представляют элементарные частные способности, присущие отдельным людям и являющиеся более сложными свойствами личности. К ним относятся: глазомер, музыкальный слух, критичность мышления, доброта, настойчивость и др.

Третья группа включает в себя сложные общие способности, присущие в определенной мере всем людям. Они проявляются в способностях к общечеловеческим массовым видам деятельности, к таким, как труд, учение, игра, общение друг с другом, нравственное отношение к другим, эстетическое восприятие окружающей объективной реальности.

Четвертая группа связана со сложными способностями к определенным видам деятельности. Например, к таким профессиям, как: врач, скульптор, балерина и др.

Особое значение проблема описания способностей имеет в связи с профориентацией и выбором профессии. Прогноз о пригодности к той или иной деятельности должен строиться, исходя из положения о развитии способностей в деятельности.

Способности как свойство личности. Задатки и способности

Предыдущая20Следующая

Способности – свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).

В учебных занятиях, труде, творчестве люди заметно отличаются друг от друга по темпу продвижения, значительности и своеобразию достигаемых результатов. Когда такого рода проявления выступают при равном запасе знаний, умений и навыков и одинаковом отношении к деятельности, они указывают на такие особенности психики человека, которые называют способностями.

Говоря о способностях, имеют в виду возможности человека в той или иной области. Основанием говорить о наличии у человека способностей служат два показателя: 1) быстрота овладения деятельностью (человек быстро и успешно овладевает деятельностью, легко приобретает соответствующие знания, умения и навыки. При этом надо помнить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение); 2) качество достижений (достижения человека значительно превосходят средний уровень).

Почему при прочих равных условиях одни люди быстрее и легче овладевают деятельностью и добиваются больших успехов, чем другие? Дело в том, что каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, конструкторская, литературная и т. п.) предъявляет определенные требования к работе анализаторов человека, скорости его реакций, свойствам личности. Одни люди обладают необходимыми качествами, предъявляемыми той или иной деятельностью, другие – нет. Если человек обладает индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей мере отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это значит, что они способны к ней.

Способности –это психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и общении и легкость овладения ею. Обратим внимание на важнейшие стороны этого определения. Это:

• индивидуальные особенности, т.е. то, что отличает одного человека от другого;

• не физиологические (высокий рост, длинные пальцы и т. п.), а именно психологические особенности;

• не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности, потому что не существует отвлеченного от вида деятельности понятия способностей.

Теплов Б.М. выделял 3 основных признакаспособностей:

1) это индивидуально-психологические особенности;

2) определяющие успешность выполнения деятельности;

3) несводимые к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Следовательно, оценивать способности надо всегда в связи с деятельностью, с процессом овладения ею и достигнутыми результатами.

Любая деятельность требует от человека не одной отдельной способности, а целого ряда взаимосвязанных способностей. Например, литературная деятельность включает в себя, помимо эстетической позиции, еще и впечатлительность, наблюдательность, творческое воображение, образную память, способность к точному и выразительному языку.

Слабое развитие какой-либо одной способности можно компенсировать за счет усиленного развития других. Это дает широкие возможности для овладения различными видами деятельности и выбора профессии.

Отсутствие частной способности можно возместить также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.

Виды и уровни способностей. Существует несколько подходов к классификации способностей. Виды способностей по их направленности, или специализации, можно разделить на общие и специальные, теоретические и практические, учебные, межличностные и предметно-деятельностные (рис. 3.11). Самым распространенным является деление способностей на общие и специальные. На предлагаемом рисунке под природными (биологически обусловленными) способностями понимаются их задатки

(см. ниже). Общие способности являются предпосылкой всестороннего развития личности.

Рис. 3.11. Классификация способностей

Под общими способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, которая объясняет относительную легкость и продуктивность в овладении и осуществлении различных видов деятельности и общения. Это умственная активность, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенность внимания, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук, высокая обучаемость, работоспособность и т. п. В зарубежной психологии эти способности обозначаются как intelligens, что равнозначно выражению «умственные способности».

Под специальными способностями понимается система индивидуально-психологических особенностей личности, определяющая успехи человека в специальных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие. Это способности лингвистические, математические, технические, литературные, сценические, спортивные, музыкальные и т.п.

Теоретические способности определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению (ученые-теоретики, философы), а практические лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям.

Учебные способности влияют на успешность педагогических воздействий, формирования качеств личности, усвоение знаний, умений и навыков.

Межличностные способности – это способности к общению, взаимодействию с людьми, а предметно-деятельностные связаны с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковыми системами, художественными образами и т.п.

Структура способностей личности зависит от уровня ее развития. По продуктивности деятельности выделяют репродуктивный и творческий уровни способностей репродуктивный уровень связан с высоким умением усваивать уже известные способы выполнения деятельности, приобретения знаний, умений, навыков, овладения сложившимися образцами деятельности и общения, творческий – с созданием нового, оригинального продукта, нахождением новых способов выполнения деятельности. Очевидно, что оба уровня тесно взаимосвязаны: репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

По уровню (степени) совершенства способностей выделяют способных, одаренных, талантливых и гениальных людей (рис. 3.12).

Способный человек обладает благоприятными возможностями развития особенностей психики, одинаково важных для многих видов деятельности. Одаренным называют человека, у которого с рождения имеется множество задатков к развитию самых разных способностей. Одаренность – это совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку. Одаренный человек выделяется в определенной области среди других людей, выполняющих деятельность на таких же условиях.

Рис. 3.12. Уровни развития способностей

Одаренность – понятие многогранное. Она может рассматриваться как:

1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности;

2) общие способности, обусловливающие широту возможностей человека, уровень, а также своеобразие его деятельности;

3) умственный потенциал человека, его интеллект;

4) совокупность задатков, предпосылок способностей.

В настоящее время одаренность все чаще стали определять как «способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности» (Н.С. Лейтес).

Одаренный человек необязательно талантлив. Талант – это высший уровень развития способностей. Талантливыми считаются люди, которые обладают высокой степенью одаренности, реализованной в определенной области человеческой деятельности, те, кто уже достиг значительных успехов в деятельности и общении.

Высокий уровень развития какой-либо отдельной способности не составляет таланта: так, яркое воображение без гармонического развития других сторон таланта художника не принесет желаемого успеха. Неслучайно говорят: «Воображение – как огонь: хороший слуга, но плохой господин».

Отечественные психологи (Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий и др.) выделили некоторые общие черты, свойственные таланту:

1) внимательность, собранность, готовность к напряженной работе;

2) потребность в труде и ярко выраженное трудолюбие;

3) быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, высокий уровень анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Талантливость, или мастерство, – это не только квалифицированные знания, умения и навыки, главное для талантливого человека – психологическая готовность к поиску и принятию творческих решений, а также глубоко эмоциональное, вдохновенное отношение к деятельности, к избранной профессии.

Высшим проявлением таланта является гениальность. Гениальным называют человека, который благодаря своим способностям достиг выдающихся и признанных успехов в различных сторонах человеческой деятельности. Идеи, концепции, результаты труда гениев опережают время, открывают новые горизонты человечеству. Талантливых людей довольно много, гениальных – единицы (Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин). Талант, а тем более гениальность – величайшая общественная ценность, общечеловеческое достояние.

Природное и приобретенное в способностях. Существуют различные теории, объясняющие происхождение способностей. Теория наследственных способностей провозглашает наследственность способностей и сводит их к задаткам. Теория приобретенных способностей, напротив, полностью игнорирует природные предпосылки способностей и считает их обусловленными средой и воспитанием. Ни одна из этих теорий не отвечает реальности. В первом случае детерминация способностей сводится только к внутренним, во втором – только к внешним условиям, в то время как при формировании способностей (как и психического вообще) внешние причины действуют опосредованно через внутренние.

В отечественной психологии убедительно раскрыта проблема природных предпосылок способностей. Установлено, что способности – это прижизненные образования, их развитие при определенных условиях идет в процессе всей жизни, а среда и воспитание активно формируют их.

Б.М. Теплов показал, что предпосылками для развития способностей являются анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, называемые задатками. К ним относятся:

1) некоторые анатомо-физиологические особенности организма – рост, вес, телосложение, состояние здоровья и т. п.;

2) строение мозга;

3) строение органов чувств (абсолютный слух);

4) типологические особенности нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, сила реакции, темп работы);

5) определенное соотношение в работе правого и левого полушарий головного мозга;

6) соотношение первой и второй сигнальных систем;

7) генофонд (особенности структуры генов) и т. п.

Задатки не следует отождествлять с наследственностью, так как они являются еще и продуктом внутриутробного развития. Иными словами, задатки – это возможности, с которыми человек появляется на свет. Без соответствующих задатков развитие способностей невозможно, но наличие задатков не всегда является гарантией того, что у человека проявятся способности. Задатки – не готовые способности, а лишь прирожденное предрасположение к их развитию, которое может проявиться только при соответствующих условиях, это только возможные будущие способности.

Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности, но они не заключают в себе способности и не гарантируют их развития, это только одно из условий формирования способностей.

Таким образом, под задатками следует понимать первичную, природную основу способности, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.

Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Это значит, что на основе одного и того же задатка при соответствующих условиях могут выработаться разные способности. Например, при абсолютном музыкальном слухе человек может стать настройщиком музыкальных инструментов, композитором, дирижером и т. д. На основе такого задатка, как быстрота, тонкость и ловкость движений, могут выработаться способности гимнаста, скрипача, хирурга, а также вора-карманника.

При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности могут начать формироваться очень рано и развиваться очень быстро, что иногда создает иллюзию их врожденности. Так, В.А. Моцарт начал сочинять музыку с 3–4 лет, А.С. Пушкин в этом же возрасте сочинил первое поэтическое произведение, К.П. Брюллов в 9 лет поступил в Академию художеств, а московская школьница Надя Рушева – практически гений в изобразительном искусстве – к 17 годам (умерла в 1969 г.) создала 10 тысяч оригинальных рисунков.

Однако отсутствие ранних достижений не всегда свидетельствует об отсутствии способностей. Такие знаменитые люди, как Л. Пастер, К. Линней, В. Скотт, И.А. Гончаров, В.Я. Шишков и многие другие, проявили себя в относительно позднем возрасте. Например, С.А. Аксаков написал первую книгу в 56 лет, а лучшие свои произведения – «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» – в 65–67 лет.

Ни один человек, какими бы прекрасными задатками он ни обладал, не сможет стать выдающимся музыкантом, актером, спортсменом, ученым, если он не будет много и настойчиво заниматься соответствующей деятельностью. И наоборот, даже при отсутствии хороших задатков трудолюбивый и настойчивый человек с сильными и устойчивыми интересами и склонностями к какой-либо деятельности может добиться заметных успехов. В вашей будущей деятельности также важно наличие некоторых способностей, подробнее об этом вы сможете познакомиться в 6 разделе настоящего пособия.

Направленность личности

Чтобы узнать человека, очень важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути как член общества. Но еще важнее понять, к чему он стремится и во имя чего, по его мнению, он не успел еще добиться и каким образом достичь поставленной цели. Все это определяет направленность личности, т. е., ее интересы и склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения, являющиеся одновременно и мотивами деятельности. Все эти виды направленности в своей структуре всегда содержат потребности, установки и отношения.

Предыдущая20Следующая

Одаренность

На протяжении длительного времени одаренность выступала синонимом способности. Однако С. Л. Рубинштейн утверждал, что одаренность характеризуется совокупностью свойств личности. Существует следующая дефиниция: одаренность – это сочетание ряда способностей, которые обеспечивают успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.

Исследования одаренных детей, которые были проведены Н. С. Лейтесом, позволили ученому выявить некоторые особенно важные способности, образующие структуру интеллектуальной одаренности:

  1. высокая концентрация внимания, сосредоточенность, собранность;
  2. готовность к длительной и напряженной работе, которая перерастает в своеобразную склонность к труду;
  3. некоторые особенности мышления (быстрота мыслительных процессов, развитые навыки анализа и синтеза, гибкость ума, склонность к систематизированию и т. д.).

Однако проявление способностей всегда строго индивидуально и неповторимо, поэтому свести одаренность людей, занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется практически невозможным.

Классификация способностей

Классификационная структура способностей может быть описана следующим образом:

  • В соответствии с происхождением: природные способности имеют биологическую структуру и обусловлены развитием врожденных задатков;
  • социальные способности — те, которые были приобретены в процессе воспитания и обучения.
  • В соответствии с направлением:
      общие способности являются необходимыми ввиду того, что имеют широкую сферу применения;
  • специальные способности являются обязательными в случае выполнения конкретного вида деятельности.
  • В соответствии с условиями развития:
      потенциальные способности проявляются со временем после попадания в определенные условия;
  • актуальные способности те, которые имеют место в данный момент времени.
  • В соответствии с уровнем развития:
      одаренность;
  • талант;
  • гениальность.
  • Условия формирования способностей

    Фундаментом для появления и развития способностей являются нервно-мышечные функциональные органы, которые формируются у ребенка с момента рождения до 6 лет. У здорового ребенка все физиологические элементы (слух, речь, нервная система, мышление) позволяют полноценно развивать как базовые, так и специальные способности.

    Во время обучения детей, важным условием эффективного развития способностей является их комплексное развитие. Одни способности тесно связаны с другими (речь связана со слухом, зрение связано с мышлением). Развитие только одной какой-либо способности в отрыве от других недопустимо.

    Для разностороннего развития ребенка необходимо:

    • обеспечить творческий подход к обучению;
    • сформировать заинтересованность предметом обучения;
    • создать позитивный эмоциональный настрой;
    • обеспечить необходимую степень сложности задач в отношении осваиваемых способностей.

    Творческий подход к делу формирует у ребенка самостоятельное мышление, в результате которого он может:

    • находить новые решения поставленных задач;
    • анализировать свои действия;
    • корректировать их, улучшая свои возможности.

    Во время обучения необходимо позаботиться о достаточной трудности выполняемых задач, поставленных перед ребенком. Они не должны быть слишком сложными: если они будут невыполнимы, то это может приостановить формирование соответствующих способностей.

    Если же задачи и соответствующая им деятельность будут слишком простыми, то это также не приведет к должному развитию способностей, а лишь обеспечит их функционирование на текущем уровне.

    В процессе деятельности, развивающей способности ребенка, его эмоциональный настрой играет существенную роль в освоении новых умений и навыков.

    При достижении определенных положительных результатов в деятельности ребенка, направленной на развитие его конкретных способностей, необходимо позаботиться об эмоциональном подкреплении каждого его успеха, поскольку в процессе деятельности возникают также и неудачи, которые на фоне успехов не должны вызывать негативного отношения ребенка к осуществляемой им деятельности.

    Задатки – природная основа способностей

    Способности – это, в психологии, свойства личности, обуславливающие быстроту и качество освоения знаний, умений и навыков. Начальной формой будущих способностей являются задатки, представляющие собой наследственные анатомо-физиологические особенности организма, которые могут проявляться в виде следующих свойств нервной системы:

    • Особенное восприятие художественных форм, звуков или красок (способность к их распознаванию или анализу, быстрое их запоминание или воспроизведение).
    • Высокая чувствительность нервной системы.
    • Стремление к знаниям, высокая активность к общественным связям.
    • Хорошая память и логическое мышление, умение анализировать или обобщать.

    Отличие задатков от способностей в том, что они не специфичны и не могут конкретно относиться к какой-либо одной деятельности или к какой-то определенной способности. Одни и те же задатки могут использоваться в формировании различных способностей в различных сферах деятельности.

    Например, отличное зрение и врожденная внимательность могут стать частью способностей художника или профессионального стрелка из лука. Разные виды деятельности требуют определенных способностей, которые в свою очередь могут базироваться на необходимых им задатках.

    Задатки зрительной системы могут использоваться в деятельности, требующей хорошего зрения (изобразительное искусство, спорт). Задатки речевого аппарата с успехом могут применяться в сфере, требующей высокого уровня его развития (ораторское искусство, лингвистика).

    Задатки являются базовыми «кирпичами», на которых строятся способности и вся профессиональная деятельность человека. Они начинают проявляться в детском дошкольном и раннем школьном возрасте. В этот период происходит функциональное развитие участков мозга, отвечающих за координацию органов движения, логику мышления, а также совершенствование различных анализаторов:

    • зрение;
    • слух;
    • осязание.

    Обнаруженные задатки у ребенка необходимо развивать в отношении той сферы деятельности, которая ему интересна. В результате формирование способностей будет проходить более эффективно, и соответствовать необходимым требованиям этой деятельности.

    Определение термина «способность» в психологии

    Способности – это в психологии свойства психики человека, обусловленные особенным развитием функциональных органов и психологических структур, которые позволяют ему с особой быстротой и успешностью осваивать новые знания, умения и навыки в конкретной области деятельности.

    У людей, которые обладают определенными способностями (в конкретной сфере деятельности), скорость освоения новых знаний и умений в несколько раз превышает эффективность развития в данной сфере тех людей, которые не обладают такими способностями.

    Например, если у ребенка есть математические способности (легкость арифметических вычислений, хорошая память, выраженная логичность мышления), ему гораздо легче изучать математику и решать сложные задачи, в отличие от ребенка, не имеющего этих способностей.

    Для успешного освоения и осуществления разных видов деятельности необходимы различные способности. От них зависит быстрота и качество приобретения новых знаний, умений и навыков в соответствующей сфере деятельности.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]