Виды абстракций
Образы, сформированные без участия содержательной стороны понятия:
- Изолирующая. Ее цель – выделение характерного признака предмета и повышенное внимание к нему. Например, на столе лежит яблоко. Человек выделяет то, что оно зеленое или кислое.
- Обобщение. Здесь мозг получает цельную картину вида всего образа. Для примера подойдет математическое уравнение. Цель – это решение без учета отдельных цифр, плюсов, минусов и других знаков.
- Идеализация. Отбрасывание несущественных элементов. Метод получения знаний, без которого не обходятся точные и естественные науки.
В реальности же нет отдельных, не связанных ни с чем элементов. Их нельзя потрогать и измерить изолированно.
Формы абстрактного мышления
Формы делятся на типы в зависимости от конечного результата мышления:
- Понятие. Здесь фиксируются характерные для предмета признаки. Понятия выражаются отдельными словами – рюкзак, стакан, или же комбинируются в сочетания слов – школьный рюкзак, граненый стакан. Это умозаключение. Оно передает общее свойство, характерное для нескольких предметов.
Они отличаются, но некоторые качества позволяют мозгу собрать их в одну подгруппу. Например, стол. Они бывают круглыми или квадратными, высокими или низкими, имеют светлые или темные цвета. Общее то, что на них принято располагать предметы. Сходное предназначение позволяет мышлению объединить столы в единую группу.
- Суждение. Форма абстрактного умственного типа мышления, при которой происходит оценка характеристик и свойств предмета. Суждение выражается в форме утвердительного предложения. Наступила осень – простейшее суждение. Наступила осень, деревья сбросили листву – сложная конструкция из двух простых.
Мозг человека может использовать свою гибкость, чтобы согласиться или опровергнуть явления. Словесное заключение — безоговорочно. Простое – собака лает, сложное – начался дождь, на улице сыро. Первое предложение – короткое и четкое, второе содержит логическую цепочку.
Суждения бывают истинными или неверными, когда человек делает собственные выводы вне зависимости от реальных фактов.
- Умозаключение. Это конечная мысль. Возникает из комплекса 2-х и более суждений. Она формируется из трех составляющих: посылка, обработка и заключительный вывод – процесс логического действия, результатом которого становится новое суждение. Мозг использует свои мысли, чтобы прийти к собственному заключению.
В процессе познания окружающего мира мозг человека стремится к достижению истинных знаний. Т.е. это адекватная оценка процессов и предметов, в зоне которых живет человек.
Научные законы – это истина. Чтобы отличить истину от заблуждений, требуется практика. Она формируется в процессе общественной и производственной функции каждого человека во времени.
Примеры абстрактного мышления
Один из ярких примеров – способность человека разговаривать и общаться с окружающими людьми с помощью слов. В природе не существует букв, цифр, слов. Но люди смогли создать алфавит, сложить слова и обозначить каждый предмет, свойство и явление собственным названием.
Способность мыслить и создавать абстракции проявляется в математических науках. Например, цифра 3. Такого явления в природе нет, однако человек понимает, что речь идет о трех одинаковых предметах, свойствах, функциях, баллах и т.п. Цифры были придуманы самими людьми, чтобы упростить и охарактеризовать многие явления. С развитием человечество начало использовать массу несуществующих в природе понятий.
Зачем развивать абстрактное мышление
Современный человек постоянно учится отрываться от простых и конкретных предметов, оставляя древнее прошлое позади. В те времена все предметы оценивались на вид, цвет, форму, запах и другие конкретные характеристики. Теперь же люди, освоившие информационные технологии, готовы к более активному углублению в собственное подсознание.
Этот процесс невозможен без развития абстрактного мышления. Чем раньше начать осваивать эти навыки, тем проще ребенку станет принимать новое и интересней жить.
Что значит мыслить абстрактно и для чего это нужно в жизни
Абстрактное мышление является одним из видов интеллектуальных способностей, которое позволяет человеку выделять частное из общего, т.е. обдумывать ситуацию, не отвлекаясь на незначительные детали. Это умение позволяет сконцентрироваться на решении определенной задачи, рассматривая ее как бы со стороны, что приводит к подчас самым оригинальным способам ее разрешения.
Многие люди мыслят шаблонно, они совершают одни и те же действия в разных ситуациях, которые легко предугадать. Человек с абстрактным мышлением способен выйти за стереотипы и повернуть ситуацию в свою пользу.
Развитие абстрактного мышления у детей просто необходимо для успешного постижения школьной программы, а малышам оно поможет быстрее познать мир, обрести уверенность в себе и способность самостоятельно принимать решения.
Уже с раннего детства можно заметить, что ребенку свойственно нестандартное мышление. Он подчас видит то, что не видят другие. Но с возрастом это качество могут подавить физиологические и социальные факторы, когда нормой считается «мыслить как все». Чтобы это предотвратить и необходимо развивать абстрактное мышление у детей.
Развитие абстрактного мышления у детей
Этот процесс идет вместе с активизацией математических способностей. Практически с самого рождения дети способны проводить сравнительный анализ — отличать размеры, температуру, сенсорные характеристики разных вещей. Далее начинается длительный процесс обучения сложным идеям, связанным с числами и счетом, знакомством с алфавитом и т.д.
Перед тем, как начинать развивать абстрактное мышление, следует оценить реальные способности ребенка и не стремиться к мгновенному обучению тому, для чего его мозг еще недостаточно развит. На первом этапе помогут игры и задачи, направленные на стимуляцию логического мышления.
Как развивать у ребенка абстрактное мышление?
Что такое абстрактное мышление и зачем оно нужно? «Толковый словарь русского языка» (под ред. Д.Н. Ушакова) утверждает, что в научном понятии абстракция – это мысленное отделение каких-нибудь свойств и признаков предмета от самого предмета. Помните фильм «Чапаев»: где должен находиться командир во время атаки? Картофелины, разложенные по столу, символизируют расположение войск. Они совершенно не похожи на командира, идущего в атаку, или армию, но тем не менее благополучно справляются со своей задачей – символизируют свойства и признаки определенных предметов. Предмет и символы, его обозначающие или определяющие, суть разные вещи, и тем не менее, когда вы слышите слово «корова», то представляете крупное, рогатое, парнокопытное, «молокосодержащее» животное, а не серое, полосатое, когтистое, мяукающее. Абстрактное мышление неотделимо от математиков и физиков, поэтов и писателей, музыкантов и композиторов. Любое творчество требует абстрактного мышления, то есть – манипуляции с символами. И если вы хотите развивать у ребенка творческие способности, то начинать нужно с развития абстрактного мышления. Некоторые склонны считать, что абстрактное мышление подобно музыкальному слуху: оно или есть, или нет. Врожденный дар. И развитие его практически невозможно, как невозможно стать композитором тому, кто лишен музыкального слуха. В крайнем случае упорные упражнения для развития абстрактного мышления могут дать какой-то временный результат, но стоит их прекратить, как все тут же возвращается на круги своя. Но вот ведь какая штука: оказывается, все дети рождаются с прекрасным музыкальным слухом. И если у пятилетнего ребенка обнаружено его отсутствие, то это не медведь ему при рождении на ухо наступил, а все пять лет его жизни музыкальное развитие происходило в обратном направлении: от отличного музыкального слуха к «медвежьему». А если сконцентрироваться практически сразу после рождения ребенка на развитии его музыкальных способностей, то к пяти годам это будет потенциальный Шаляпин или Карузо. Так что абстрактное мышление можно развивать, зародыши его имеются у каждого ребенка, причем – абсолютно жизнеспособные. Но они – как растения. Без должного ухода просто зачахнут. А ведь каждому известно, что если растение полностью высохло, то никакой полив и уход уже не дадут результата. Простейшая игра, развивающая абстрактное мышление, – на что похоже облако. Облака, на счастье, абсолютно доступны и бесплатны. И предлагают множество различных картин, не требуя никаких усилий (ну, разве что поднять голову). Облако может быть похоже на дракона, рыцаря, замок, клубы дыма, кусок сахарной ваты, цветок… Форм бесконечное множество. Разглядывая облака с точки зрения символов и манипуляции ими, а не с точки зрения метеорологии (кажется, дождь собирается!), ребенок развивает абстрактное мышление. Кстати, диалог Винни-Пуха и Пятачка из советского мультфильма – это тоже яркий пример абстрактного мышления. Пчелам была предложена великолепная логическая цепочка из символов: «тучка» в лице Винни-Пуха, зонтик у Пятачка, да еще и соответствующие высказывания («Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь…», «Кажется, дождь собирается!»). Вот только беда – пчелы отказались мыслить символами, а предпочли им конкретику. Но это уже другая история. Есть игра, которая практически никогда не надоедает детям, а абстрактное мышление при этом развивает великолепно: театр теней. Что такое тень, как не самая настоящая абстракция? Она не предмет, а лишь его символ. Но с этим символом можно играть, в отличие от облаков – за ними можно только наблюдать.
Буратино для театра теней (Фото: София Варган, личный архив) |
Все, что требуется для такой игры: лампа, простыня и набор картонных фигурок. Изготовить фигурки можно самостоятельно, это не слишком сложно. Разыгрываются различные пьесы теней. Любая детская сказка – это готовый сценарий, требующий только «актеров». При этом «актеры» могут быть многоплановы. Медведь из сказки про Машу и трех медведей великолепно справится с ролью в сказке о Теремке. Сам теремок прекрасно изобразит избушку в любой другой сказке. Волк – это и Красная Шапочка, и Семеро Козлят, и собака в «Репке».
Тень собаки (Фото: София Варган, личный архив) |
Небольшая перемена позиции, и это уже утка! (Фото: София Варган, личный архив) |
Летящая птица (Фото: София Варган, личный архив) |
Еще одно интересное упражнение – тени на стене. Символ и то, что он символизирует. Отбрасываемая руками тень принимает очертания совершенно других предметов. Ребенок видит уже не руки, а летящую птицу, лающую собаку, зайца и так далее. Такой теневой «театр» можно продолжить и на улице. Какая тень получится, если поднять руки над головой? Как сделать тень-зайца? Тень-дерево? Китайскую пагоду?
Предлагайте ребенку абстракции, предлагайте ему самому создавать абстракции. Играйте с облаками и тенями. Может быть, у вас растет будущий Пушкин. Или Лобачевский. Помогите ему вырасти.
Автор София Варган
Источник Интернет-журнал «ШколаЖизни»
✨Читай блог многомамы о заработке в декрете✨
Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям.
Упражнения для детей
Техники, предназначенные для детей, отличаются от тех, которыми пользуются взрослые люди. Но при этом они являются не менее эффективными. Происходит это потому, что любопытный мозг у ребенка полностью открыт для изучения всего нового.
Облака
Все они отличаются по размерам, цветам, формам. Чтобы развить абстрактное мышление, нужно почаще предлагать ребенку представить, с чем можно сравнить конкретное облако. В процессе обдумывания этой задачи мозг активно работает, налаживаются новые нейронные связи, происходит развитие интеллекта.
Театр теней
Играя с тенями различных предметов, можно создавать множество образов. Все, что потребуется – это источник света в темной комнате и подготовленные контуры. Передвигая детали, получаются самые разные образы. Сам ребенок, играя, учится предугадывать результат в зависимости от расположения деталей. Также можно пригласить и других детей. В компании они гораздо охотней будут заниматься этой игрой.
Вас также может заинтересовать статья Как лучше развивать ребенка — обзор детских развивающих методик, игр, предметов и упражнений
Ментальная арифметика
Методика предназначена для развития детей 4-14 лет. Она позволяет обучить ребенка быстрому, практически мгновенному счету. В основу заложена система арифметических действий с применением специальных китайских или японских счет. Техника сложна для полного понимания, поэтому в раннем возрасте она не используется. Но у подростков может успешно применяться, чтобы улучшить процессы мышления. Единственное условие – усидчивость и настойчивость ребенка.
Конструктор
Специальный «Абстрактное мышление» предназначен для создания разнообразных форм и фигурок. Ребенок, манипулируя деталями, учится формировать в голове конечную цель. Постепенно навык совершенствуется, а уровень развивающегося интеллекта неуклонно растет. Особенно полезны такие игрушки для маленьких детей, поскольку стимулируют мозг к активной умственной деятельности. А включение в процесс мелкой моторики дополнительно ускоряет развитие ребенка.
Беседа
Даже простое обсуждение с ребенком повседневных дел позволяет ему быстрее повышать свой уровень интеллекта. Во время разговоров дети обдумывают смысл услышанного и формируют ответ. Конечно, не нужно говорить просто ни о чем. Желательно стимулировать ребенка к фантазированию и поиску правильного ответа.
Как можно развить абстрактное мышление
Существует множество способов, позволяющих сформировать отвлеченное мышление. Наибольший интерес для детей представляют игровые формы обучения, среди которых чтение слов в обратном порядке, рисование животного с использованием частей тела другого животного, театр теней, ментальная арифметика, игра в ассоциации и прочее.
Эффективно развивать навык, применяя подвижные игры, которые не только развивают физически, но и интеллектуально. К примеру, всем знакомая игра «вышибала», когда дети, стоящие с разных сторон, пытаются попасть мячом в игроков в центре. Остаться последним и выиграть помогут не только ловкость и быстрота реакции, но и абстрактное мышление, позволяющее представить мячик, к примеру, огненным шаром, от которого просто необходимо спастись.
Кроме того, совмещение физической активности с упражнениями на абстракцию позволяет лучше усвоить материал за счет того, что в ходе физической нагрузки:
- кровь насыщается кислородом, улучшая мозговую деятельность;
- вырабатывается гормон радости, стимулирующий работу мозга и побуждающей к творческому мышлению, без которого невозможна абстракция.
Хорошим подспорьем в развитии абстрактного мышления у детей станет наличие спортивного уголка, оснащенного разнообразным инвентарем.