«ГАРМОНИЯ: ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ». учебно-методический материал

Одним из самых значимых средств музыкальной выразительности в музыке является гармония. Она подчеркивает выразительность мелодии, «договаривает», дополняет мысли, заложенные в ней. Вместе с тем, гармония в музыке — это одна из самых сложных наук, поэтому ее основательно изучают в музыкальных средних специальных и высших учебных заведениях. Некоторые основы гармонии входят в курс сольфеджио детских музыкальных школ и детских школ искусств. Что такое гармония в музыке? Определение — это то, с чем мы постараемся разобраться сначала.

В толковом словаре

Значение слова «гармония» там дается в нескольких вариантах. Вот некоторые из них.

  • Взаимная согласованность, соответствие в сочетании чего-нибудь. Пример: «Глядя на красоту конного строя, на грациозных лошадей и изящных всадников, можно было ощутить чувство полной гармонии».
  • Философско-эстетическое понятие, обозначающее слаженность, лад. У древних использовался термин concordia discors, что значит «согласие разногласного». Речь может идти, например, о гармонии мира, гармонии сфер. Пример: «В эстетике под гармонией подразумевается такая форма прекрасного, которая выражает упорядоченность и целостность многообразия. Она обладает согласованностью частей, а также уравновешенностью их напряженности».

Далее будут рассмотрены другие значения слова «гармония» в русском языке.

Современная гармония

Современная гармония — область, гораздо менее изученная в силу своей сложности и невероятной свободы и индивидуальности. Сюда входит и додекафония, и искусственные лады, и многое другое. В современной музыке редко встречается тональная устойчивость.

Уловить это можно, послушав вокальный цикл Арнольда Шенберга — «Лунный пьеро».

В музыке

Там значение слова «гармония» выражается в следующем.

  1. Стройность звучания, его согласованность и благозвучие. Пример: «Фортепьяно с виолончелью составляют такую божественную гармонию, что ее хочется слушать вечно, возвращаясь к ней снова и снова».
  2. В теории музыки – это термин, обозначающий ее раздел, который изучает правила и способы построения аккордов и их взаимосвязи. Пример: «Из-за нового увлечения гимнастикой Юрий снова не попал в музыкальную школу, на этот раз пропустив урок гармонии».
  3. Название клавишно-пневматического музыкального инструмента, у которого имеются: клавиатура для обеих рук, расположенная на двух планках и раздвижные меха. Пример: «Когда студенты опустошили бутылки наполовину, они начали петь и играть на гармонии. Их веселье затянулось до полуночи».

Однако на этом значения слова «гармония» не заканчиваются.

Джазовая гармония

Главной гармонией в джазе становится септаккорд, роль диссонанса очень велика. Голосоведение в этом типе гармонии еще более свободное. Наверное, джазовая гармония — один из самых демократичных типов.

Одним из важных достижений джазовой гармонии является джазовая система обозначений аккордов. Она в некоторой степени гораздо проще для быстрого освоения, ей нередко пользуются люди, не имеющие музыкального образования.

Вместо привычных функций — T-S-D-T — используются основные тоны аккордов, например, в До-мажоре последовательность, состоящая из главных трезвучий, будет выглядеть так: C-F-G-C. Буквенные обозначения в целом соответствуют классическим:

  • C — до;
  • D — ре;
  • E — ми;
  • F — фа;
  • G — соль;
  • A — ля.

Лишь нота си встречается в двух вариантах, и В — не всегда обозначает си-бемоль, как в классической гармонии.

  • H, B — си

Особенностью является и то, что вместо маленьких букв, применяемых в классической гармонии, для обозначения минорных трезвучий в джазовой системе просто добавляется буква m. Необычно и обозначение секстаккордов, цифра 6 возле буквы, обозначающей трезвучие означает, что к трезвучию прибавлена секста. То есть C6 — это не ми-соль-до, а до-ми-соль-ля. Чтобы обозначить секстаккорд через черточку прописывается бас, например, C/E — до мажор с басом ми.

  • M, maj, maj7, Δ — большая септима (относится только к септиме в аккорде)
  • m, mi, min — минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
  • °, dim, verm — уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
  • Ø — малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
  • aug — увеличенный
  • 7, х — малый мажорный (доминантовый)
  • add — добавленная ступень
  • sus — задержание (замена ступени, как правило терции например: Csus4 — получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 — большая секунда)
  • omit — пропуск ступени
  • — , ♭- понижение ступени аккорда
  • +, ♯ — повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)

Количество септаккордов можно увидеть в произведении Е.Медведского — «Гамма-джаз».

В этом произведении почти не встречаются трезвучия, особенно удивительно, что диссонансы лишь усиливают жизнерадостность этой музыки.

Другие варианты

К ним относятся следующие.

  • Имя богини согласия, дочери Ареса и Афродиты.
  • Дочь царя Сиракуз, являвшаяся также женой Фемиста (3-2 вв. до н. э).
  • Снятый в СССР в 1977 году художественный фильм.
  • Астероид, относящийся к главному астероидному поясу.
  • Модуль космической международной станции.
  • Название масонских лож.
  • Скульптура с фонтанами в Финляндии, в городе Турку, на реке Аурайоки, ее автор Ахим Кун.

Существует еще ряд значений слова «гармония».

Еще несколько толкований

Среди них есть такие, как:

  • Наименование рода жесткокрылых насекомых семейства божьих коровок.
  • Род цветковых растений, относящихся к семейству Астровых.
  • Немецкая рок-группа.
  • Итальянская группа, исполняющая камерную музыку.
  • «Гармония Сакра» – сборник текстов к церковной музыке.
  • Город в Бразилии, в штате Риу-Гранди-ду-Сул.
  • Евангельская гармония – одно из наименований вспомогательной богословской науки, которая также называется гармонистикой. Она имеет целью согласовать евангельские сказания, то есть свести в одно целое, связное повествование рассказы четырех евангелистов.

Чтобы лучше разобраться в лексическом значении слова «гармония», целесообразным будет обратиться к его происхождению.

Как написать курсовую работу по логопедии

07.09.2010 221424

Данные методические рекомендации составлены с целью помочь студентам получить представления о содержании и структуре курсовых работ по логопедии.

Логопедия (от греч. lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение) — это отрасль педагогической науки, которая изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек, страдающий нарушением речи.

Основной задачей логопедии как науки является изучение, предупреждение и устранение различных видов нарушений речи.

Курсовая работа по логопедии представляет собой научно-экспериментальное исследование студента. Этот вид учебной деятельности, предусмотренный образовательно-профессиональной программой и учебным планом, способствуют приобретению навыков работы с литературой, анализа и обобщения литературных источников с целью определения круга недостаточно изученных проблем, определения содержания и методов экспериментального исследования, навыков обработки и качественного анализа полученных результатов. Необходимость выполнения курсовой работы по логопедии обусловлена актуализацией знаний, касающихся содержания, организации, принципов, методов и приемов логопедической работы.

Как правило, за время обучения студенты должны написать две курсовые работы — теоретическую и практическую.

Первая курсовая работа должна быть посвящена анализу и обобщению общей и специальной литературы по выбранной теме. На основании данного анализа следует обосновать и разработать методику констатирующего (диагностического) эксперимента.

Во второй курсовой работе необходимо привести анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, а также определить направления и содержание логопедической работы, подобрать адекватные методы и приемы коррекции.

Итак, представим общие требования к содержанию и оформлению курсовой работы по логопедии.

Начальным и самым важным этапом работы над курсовым проектом является выбор темы, которая либо предлагается научным руководителем, либо выбирается студентом самостоятельно из перечня тем, созвучных направлениям научных исследований кафедры.

Каждая тема может быть модифицирована, рассмотрена в разных аспектах, но с учетом теоретического и практического подхода. Выбрав тему, студенту необходимо детально продумать ее конкретное содержание, направления работы, практический материал и др., что должно найти свое отражение как в формулировке темы, так и в дальнейшем построении исследования. Следует напомнить, что выбранная тема может иметь не только сугубо теоретическую направленность, например: «Дизартрия. Характеристика дефекта», «Классификация дисграфий», но и учитывать практическое значение рассматриваемой проблемы, например: «Логопедическая работа по коррекции речи при дизартрии». Также следует учитывать, что при формулировании темы следует избегать чрезмерной детализации, например: «Формирование просодических компонентов речи у дошкольников шестого года жизни, посещающих дошкольное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи».

Курсовая работа включает в себя такие обязательные части как: введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Текст курсовой работы начинается с титульного листа. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

Затем дается содержание работы, в котором формулируются названия глав, параграфов, разделов в точном соответствии с содержанием дипломной работы. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В тексте каждая последующая глава и параграф начинаются с новой страницы. В конце каждой главы обобщаются материалы и формулируются выводы.

Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы в целом и изучаемой темы в частности, определяются проблема, предмет, объект, цель исследования. В соответствии с целью и гипотезой должны быть определены задачи и комплекс методов исследования, направленных на реализацию поставленных задач.

Актуальность темы заключается в отражении современного уровня педагогической науки и практики, отвечать требованиям новизны и полезности.

Определяя проблему исследования, важно указать, реализацию каких практических задач обучения и воспитания лиц с речевой патологией она поможет осуществить.

Под объектом исследования понимаются те или иные аспекты педагогической действительности, воспринимаемые через систему теоретических и практических знаний. Конечная цель любого исследования — совершенствование этого объекта.

Предмет исследования это какая-то часть, свойство, элемент объекта, т.е. предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению и о которой исследователь хочет получить новое знание. Предмет – это часть объекта.

Можно привести пример формулировки объекта, предмета и проблемы исследования:

– Объект исследования — речевая деятельность детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Предмет исследования — особенности интонационного оформления речи детей с фонетико-фонематическим нарушением речи.

– Проблема исследования — определение эффективных направлений логопедической работы по формированию интонационной выразительности речи в системе коррекционного воздействия.

Цель исследования способствует конкретизации изучаемого объекта. Цель любого исследования — решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи исследования формулируются в определенной последовательности, что определяет логику исследования. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике.

Первая глава представляет собой анализ литературных источников, где рассматривается состояние данной проблемы в историческом и современном аспектах, представлены важнейшие теоретические положения, составившие основу исследования.

При написании первой главы следует обратить внимание на то, что текст курсовой работы должен быть выдержан в научном стиле. При изложении научного материала необходимо соблюдать такие требования, как:

– Конкретность – обзор только тех источников, которые необходимы для раскрытия только данной темы или решения только данной проблемы;

– Четкость – которая характеризуется смысловой связностью и цельностью отдельных частей текста;

– Логичность – которая предусматривает определенную структуру изложения материала;

– Аргументированность – доказательность мыслей (почему так, а не иначе);

– Точность формулировок, исключающая многозначное толкование высказываний авторов.

Литературный обзор состояния изучаемой проблемы не должен сводиться к последовательному изложению литературных источников. Он должен представлять обобщенную характеристику литературы: выделять основные направления (течение, концепции, точки зрения), подробно анализировать и оценивать наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений.

При написании работы студент должен корректно использовать литературные материалы, делать ссылки на авторов и источники, откуда заимствуются результаты научных исследований. Отсутствие необходимых ссылок снижает оценку за курсовую работу.

Как правило, в курсовых работах по логопедии ссылки на литературные источники оформляются следующим образом: в квадратных скобках ставится номер цитируемого источника в общем списке литературы. Например: Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики [17].

При использовании цитат, в квадратных скобках, помимо указания номера источника, указывается номер страницы, с которой взята эта выдержка, например: Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т.е. управляется интеллектуально» [23, С.40].

Однако курсовая работа не должна носить сугубо реферативный характер, поэтому не следует злоупотреблять необоснованным обилием цитат. Цитирование должно быть логически оправданным, убедительным и применяться лишь тогда, когда это действительно необходимо.

Во второй главе, посвященной экспериментальному исследованию, следует описать организацию и представить программу констатирующего эксперимента. Методика обследования, как правило, состоит из описания нескольких серий заданий, с подробным указанием инструкций, наглядного и лексического материала, процедуры выполнения заданий участниками эксперимента, критериев балльной оценки. В данной главе также приводится качественный и количественный анализ полученных результатов.

При анализе результатов эксперимента необходимо использовать систему балльной оценки. Примеры разнообразных критериев количественно-качественной оценки представлены в следующих работах:

– Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: Аркти, 2002. — 144 с.

– Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. — М.: Аркти, 2000. — 56 с.

– Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М.: Академия, 2000. — 232 с.

Для того чтобы наглядно представить результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, рекомендуется использовать таблицы, графики, диаграммы и др. Гистограммы могут использоваться самые разные – столбчатые, цилиндрические, плоскостные, объемные и т.п. Пример оформления таблиц, рисунков, гистограмм можно посмотреть здесь.

В третьей главе дается обоснование предлагаемых методов и приемов, раскрывается содержание основных этапов коррекционной работы.

Заключение содержит обобщение изложенного материала и основные выводы, сформулированные автором.

В списке литературы должно быть обозначено не менее 25 источников. В список включаются библиографические сведения об использованных при подготовке работы источниках. Пример его оформления можно посмотреть здесь.

В приложении можно представить громоздкие таблицы или иллюстрации, протоколы обследования, записи наблюдений, продукты деятельности (рисунки, письменные работы детей), конспекты логопедических занятий и т.п.

Объем одной курсовой работы должен быть не меньше 30 страниц машинописного текста.

В целом, курсовые работы по логопедии являются основой будущей дипломной работы, в которой может быть продолжено изучение начатой проблемы, но с позиций другого подхода или сравнительного анализа изучаемых нарушений у разновозрастных категорий лиц с различными видами речевых расстройств.

О содержании и оформлении дипломных работ по логопедии можно ознакомиться здесь.

Литература:

1. Как написать курсовую работу по логопедии: Методические рекомендации. Учебно-методическое пособие / Сост. Артемова Е.Э., Тишина Л.А. / Под ред. Орловой О.С. – М.: МГОПУ, 2008. — 35 с.

2. Научно-исследовательская работа студентов в системе высшего профессионального педагогического образования (по специальности 031800 — Логопедия). Методические рекомендации к выполнению дипломной работы / Сост. Л.В. Лопатина, В.И. Липакова, Г.Г. Голубева. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 140 с.

Этимология

Происходит от древнегреческого существительного ἀρμονία, обозначающего такие понятия, как «связь», «стройность», «соразмерность». Оно, в свою очередь, образовалось от другого древнегреческого существительного – ἁρμός, значение которого «скрепление», «связь», «паз».

Последнее восходит к праиндоевропейской форме ar, что в переводе обозначает «сочетаться». В ряд европейских языков слово пришло из латинского путем заимствования. Там есть существительное harmonia, заимствованное из древнегреческого.

Ранее в русском языке слово писалось и произносилось, как «армония». Впервые в таком виде оно встречается в сочинениях Фофана Прокоповича – епископа российской православной церкви 17-18 вв. В русский оно попало из польского языка, образовавшись от harmonia, взятого из латинского.

Романтическая гармония

Романтическая гармония, которая постепенно сменяет классическую, гораздо более сложная. Впервые она проявилась в творчестве таких композиторов, как Франц Шуберт, Роберт Шуман, Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Ференц Лист и Рихард Вагнер.

С одной стороны, в гармонии композиторов-романтиков допускается куда большая свобода в голосоведении, возможны отклонения от строгих правил классической гармонии. С другой — сами созвучия, аккорды становятся более сложными. Возрастает роль диссонирующих аккордов: увеличенных и уменьшенных трезвучий, септаккордов, нонаккордов. Применяются альтерированные аккорды (то есть аккорды с повышенными или пониженными звуками). Возрастает количество неаккордовых звуков. Приобретают большое значение диссонансы, теряется общая тональная устойчивость. Приобретает значение такой термин, как «расширенная тональность», в которой гораздо больше функций. По определению Холопова появляются различные техники гармонии. Гармонический язык становится очень индивидуальным, до появления «именных аккордов», применение аккордов в качестве лейтгармонии. Например, для творчества Ф. Шопена характерна доминанта с секстой, для Ф. Шуберта — VI минорная.

В опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда» появляется так называемый «Тристанаккорд», с которого начинается произведение, он характеризует весь гармонический стиль композитора.

Увертюра к опере «Тристан и Изольда» особенно показательна с точки зрения особенностей романтической гармонии: неустойчивость, диссонансы (цветом выделены тритоны, иногда в такте встречается даже 3 тритона), обилие неаккордовых звуков (обозначены крестиками над нотами), альтерации, диссонирующие трезвучия — все это встречается даже в небольшом фрагменте, приведенном выше, музыка же просто завораживает!

Таковы основные особенности романтической гармонии. Если же говорить о соотношении в музыке: мелодия/гармония, то здесь большее внимание уделяется красочности гармонии, именно она начинает играть более значительную роль.

Синонимы

Среди них можно обнаружить:

  • благогласие;
  • благозвучность;
  • гармоничность;
  • благозвучие;
  • музыкальность;
  • слаженность;
  • сибуи;
  • гармонь;
  • гармоника;
  • соразмерность;
  • симфония;
  • сладкогласие;
  • складность;
  • сладкозвучность;
  • сладкозвучие;
  • соответствие;
  • ладность;
  • лад;
  • единство;
  • симметрия;
  • созвучность;
  • созвучие;
  • согласованность;
  • согласие;
  • эко-топ;
  • мелодичность;
  • строй;
  • сообразность;
  • богиня;
  • астероид.

Далее будут рассмотрены слова, противоположные по смыслу.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]