Философия и психология знака: от наскальной живописи к визуальной рекламе


Все, что нас окружает — является знаком. Все есть код

Визуальную коммуникацию следует рассматривать, как процесс передачи информации средствами визуального языка. Это язык специальных символов, эмблем, графических и медийных элементов. Когнитивной основой визуальной коммуникации является ее способность задействовать и стимулировать активность обоих полушарий головного мозга, позволяя не только донести целевую информацию максимально эффективным способом, но и обеспечить ее усвоение.

Как отмечал С. Л. Рубинштейн, в процессе филогенеза человек сформировался как «существо оптическое». Роль зрительных образов очень велика, ведь 75% получаемой нами информации приходится именно на зрение, которое дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов [6].

Нечто большее

Очевидно, зрительное восприятие означает нечто большее, чем только то, что описано выше.Зрение не является пассивным восприятием. Мы получаем мир образов, рассматривая объект, анализируя его и изучая. Зрительный процесс означает «схватывание», быстрое осознание нескольких характерных признаков объекта: прямоугольную форму книги, холодный блеск металла, прямолинейность сигареты. Несколько линий и точек легко воспринимаются как «лицо» [3]. Экспериментально выявлено, что человек осматривает объект не по случайной траектории, а как бы последовательно ощупывает взглядомнаиболее значимые элементы фигуры. Закономерные траекторииосмотра формируются только при активном взаимодействиизрительных и двигательных компонентов.

На рисунке представлена запись движения глаз при свободном рассматривании изображения в течение двух минут.

Записи движений глаз показывают, что в процессе рассматривания взор наблюдателя обычно задерживается лишь на тех элементах, которые несут сведения, позволяющие раскрыть содержание изображения. В зависимости от содержания объекта и зрительных задач, которые стоят перед человеком в момент восприятия происходит распределение точек фиксации на объекте, последовательность, в которой взор переходит от одной точки фиксации к другой [2].

Константность как одна из характеристик визуального восприятия

Определение 2

Под категорией константности понимают относительную устойчивость, независимость образа от условий его восприятия. Константность находит свое отражение в том факте, что размер, форма, цвет, величина физического объекта воспринимаются как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от анализируемых объектов, постоянно меняются

Константность восприятия обеспечивается активными действиями перцептивной системы.

Переоценить значение данного качества восприятия сложно: в случае отсутствия данного свойства при малейшем движении, изменениях расстояния до предмета, при каждом повороте головы, изменениях освещения постоянно бы изменялись все основные признаки предмета окружающей социально-природной среды, сама окружающая действительность, что существенно усложнило бы процесс познания объективной реальности, затруднило бы ориентацию личности в окружающем мире.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Зрительные задачи

К зрительным задачам относятся:

  1. Обнаружение, опознание (узнавание), идентификация. При обнаружении фиксируется только наличие объекта
  2. Отнесение его к классу объектов (по обобщенным характеристикам класса)
  3. Идентификация – сравнение объекта с конкретным эталоном, хранящимся в памяти.

Также существуют уровни восприятия:

  1. Первый, низший уровень иерархической системы обобщенности признаков восприятия составляют локальные признаки, характеризующие отдельные участки контура объекта, например выпуклость, излом, длину.
  2. Следующий уровень иерархии составляют обобщенные (вторичные) признаки, характеризующие весь объект в целом, например: число углов, число вогнутостей, степень изрезанности всего контура и др.
  3. Третий уровень составляют еще более обобщенные – третичные признаки. Они характеризуют не сам контур воспринимаемого объекта, а его соотношение с контуром вспомогательного объекта, который целиком формируется мысленно. К таким признакам можно отнести удаленность объекта, его компактность, площадь.
  4. Высший уровень иерархии – признаки сходства. Они обозначаются словами: похож, напоминает, близок и содержат сведения не об одном, а о нескольких объектах в из взаимных отношениях. Они хранятся впамяти как сведения о степени качественного и количественного сходства объектов и отражают информацию не о свойствах самих объектов, а только об отношениях их свойств.[1]

Древний символ

В прямой зависимости от законов психологии визуального восприятия развивалось восприятие знака. Один из самых ранних видов визуальной коммуникации-наскальная живопись. Наши предшественники смогли запечатлеть, с помощью условных рисунков, некоторые детали своей жизни. Они передали информацию, особое закодированное сообщение, для расшифровки которого особых знаний не требовалось, все знания базировались только на интуитивном восприятии объекта [9].

Изначально, существовало две основных фигуры: точка и линия. Комбинируя их, можно было создавать только схематические изображения.

Постепенно наскальные изображения усложнялись, количество рисованных объектов увеличивалось, появлялся сюжет. Также появлялись и новые фигуры, а именно: круг, треугольник, квадрат. Это был основной геометрический набор, который и сейчас является базовым.

Путем трансформации этого основного набора можно было получить овал, ромб и прямоугольник. Методом добавления новых геометрических элементов – получались более сложные фигуры, появились объемные формы в виде: шара, пирамиды и параллелепипеда. С развитием наскальной живописи развивались и другие формы визуальной коммуникации: скульптуры, рисунках на ткани и предметах быта. Появилась потребность и в самоидентификации, в том, чтобы всецело соответствовать своей общественной группе. Теперь было очень важно внести в знак особый смысл, раскрыть который был способен только тот, кто хорошо знаком со спецификой визуального языка и символами того или иного народа, той или иной культуры. Случалось, что один символ в разных культурах интерпретировался по-разному. Такая тенденция чаще всего появлялась в различных религиозных течениях, а позже — в тайных обществах, школах.

Желание быть членом братства, частью своей культуры обязывало быть похожим на своих единомышленников, активно использовать символы, относящиеся к их культуре. И здесь знак воспринимался как указатель: кем является данный человек, к какой группе он принадлежит. Такая потребность в самоидентификации сохраняется до сих пор. Человек относит себя к различным сообществам и с той же активностью использует символы культурной или религиозной области, которую он предпочел.

Предметность как сущностная характеристика визуального восприятия

Определение 3

Категория предметности находит свое отражение в том, что объект воспринимается как обособленное в пространстве, отдельное физическое тело.

Человеческий мозг подразделяет поступающую от перцептивной системы информацию от окружающей действительности на две неравные части: фон, который воспринимается как аморфное, неограниченное, неопределенное поле и предмет – четко очерченное, конкретное, расположенное на первом плане целое.

Четкость выделения отдельного объекта во многом обусловлена контрастностью. В случае отсутствия выраженной контрастности физический объект сливается с фоном, что существенно усложняет процессы его познания.

Выделяют два вида контраста: прямой, при котором предмет темнее фона, и обратный, при котором предмет воспринимается как более яркий, чем фон.

Виртуозность

Из геометрического набора форм создавались разнообразные комбинации и конструкции, композиция которых, со временем сильно усложнялась.Добавлялись элементы, с тем чтобы более точно передать форму, структуру, настроение изображаемого объекта, а следовательно и смысл, зашифрованный код.

Постепенно авторы символов визуальной коммуникации достигли виртуозности в ее исполнении. Теперь символ стал не упрощенным знаком, а особой формой искусства. Здесь мастерство было первично. От того, насколько умело автор изобразил тот или иной элемент, зависела популярность как элемента, так и автора-исполнителя.

Ценностный ориентир сместился в сторону авторского начала, и каждый из мастеров желал преуспеть в своем деле больше остальных. Появлялось соперничество между творцами, а культурные, религиозные группы и организации нуждались не просто в особых знаках и особом обозначении, а в искусном изображении и исполнении всех содержащихся в них элементах.Но знак как вид не усложнился. Он остался прежним, приняв более художественную форму

(Максимилиан Ленц, «Мир» 1899 г.)

Все изображения созданы человеком. Изображение – есть воссозданное видение. Явление, изъятое из пространства и времени, где оно впервые появилось, и сохраненное на несколько мгновений или на несколько веков. Всякое изображение воплощает в себе некий способ видеть. Даже фотография вопреки распространенному мнению – не является автоматической фиксацией. Перспектива, ракурс, объект фотографии всегда уникален. И хотя всякое изображение воплощает в себе определенный способ видения, наше восприятие и оценка, в свою очередь, зависят от нашего собственного способа видеть [4].

Каждый элемент визуальной коммуникации должен что-то выражать. Это означает, прежде всего, что его содержание должно быть чем-то большим, нежели простым изображением объектов. Подобное определение расширяет понятие «выражение» для любого вида коммуникации. Например, мы обычно говорим, что человек «выражает свое мнение». Однако выразительность знака является более специфическим явлением. Она требует, чтобы связь чувственных данных порождала «восприятие», активное присутствие сил, которые составляют воспринимаемую модель. Но каким образом достигается подобное восприятие?

С позиции ассоциативной психологии Теодор Липпс высказал мысль, что восприятие выразительности подразумевает активность сил. Его теория «вчувствования» была предназначена для того, что бы объяснить, почему мы обнаруживаем признаки выразительности даже в таких неодушевленных предметах, как дворцовые колонны. Смысл теории заключался в следующем: «Когда я смотрю на колонны, то на основании своего прошлого опыта я знаю о присутствии в них механического сжатия и растягивания. Также из прошлого опыта я знаю, что чувствовал бы я сам, если бы находился на месте колонны и если бы физические силы действовали на мое тело извне и внутри его. Я проецирую мои собственные кинестетические ощущения на колонну. Кроме того, ощущения сжатия и растяжения, которые взяты из «кладовой памяти», стремятся вызвать реакцию и в других областях сознания» [3].

Механизм и виды восприятия

Для полноценного развития и эффективного обучения ребенка необходим достаточный уровень развития восприятия. Оно является основой для формирования других познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и воображения). Как же происходит процесс восприятия?

  • Окружающий мир состоит из различных предметов и явления, которые можно увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус, понюхать.
  • С помощью органов чувств мы узнаём о том, что представляет собой тот или иной предмет. Например, апельсин имеет следующие свойства: круглый, оранжевый, гладкий, с небольшими ямочками на кожуре, кислый, имеет специфический цитрусовый запах.
  • Информация от органов чувств поступает в мозг, где отдельные ощущения складываются в целостную «картинку» — восприятие.
  • На восприятие сильно влияет накопленный жизненный опыт. Если ребенок ранее уже видел и ел апельсин, ему не обязательно пробовать его на вкус, чтобы догадаться, что это.

Классификация видов восприятия:

  1. Зрительное восприятие позволяет получить визуальный образ предмета, а также изучить его детали;
  2. Слуховое восприятие дает возможность понимать речь, узнавать различные звуки природы, бытовые шумы и слышать музыку;
  3. Тактильное восприятие – познание предметов с помощью прикосновений;
  4. Обонятельное восприятие – распознавание запахов;
  5. Вкусовое восприятие – получение информации от вкусовых рецепторов (восприятие сладкого, соленого, кислого и горького).

Большинство специалистов полагают, что у каждого из нас есть ведущий канал получения «данных» о мире (обычно это зрение, слух или осязание). Обратите внимание, в какой форме Ваш малыш лучше усваивает информацию – именно она должна быть основной при его обучении.

Визуальная революция

Социально-культурная среда жизнедеятельности человека с начала XXI века является преимущественно зрительно-ориентированной. В основе современного представления о мире, где зрение играет решающую роль, лежат визуальные образы, определяющие картину реальности. Сами визуальные формы используются и презентуются в современной культуре как соответствующие определенным эмоциям, состояниям, событиям, поведенческим стереотипам, возрастным и социальным особенностям людей.

Современный человек с рождения окружен насыщенной медиа-средой, несущей большую часть информации о мире; благодаря развитию компьютерных технологий мультимедиа и глобальных информационных сетей, также преимущественно визуально ориентированных, появилась уникальная возможность, с одной стороны, общения со всем культурным наследием человечества, а с другой — целенаправленного изменения содержания и структуры человеческого сознания.

Именно визуальная среда создает доминирующий тон мироощущения человека, информационные потоки несут определенное содержание, обладают определенной интенсивностью и темпоритмическими характеристиками. Визуальные коммуникации в современном обществе все больше отходят от роли пассивного посредника, «обрастая» кодами и приобретают ярко выраженный манипулятивный характер.

Российские дизайнеры: Людвиг Быстроновский, Эркен Кагаров, Егор Жгун, Наталья Москалева, Марк Родионов, Сергей Стеблина

С появлением современных технологий, специальных программ, полноценных графических редакторов – возможности человека в создании элементов визуальной коммуникации значительно расширились. Потребность в передачи информации с помощью символов сильно возросла. Теперь потребовались знаки, эмблемы и символы, которые будут понятны всем, коммуникация с которыми будет предельно проста. Современная система символов и обозначений, по своей конструкции еще проще, чем первые наскальные рисунки. С каждым годом идет четкая тенденция упрощения знаков, использование минимального набора графических элементов, освобождения их от «лишних» деталей.

Статья Философия и психология знака 17-18

  • 17.jpg
  • 18.png

Интересно, что вместе с упрощением элементов в его деталях, упрощается и его цветовая гамма. От насыщенных ярких цветов постепенно отказываются, чтобы визуальное общение реципиента с символом сделать максимально спокойным, не раздражающим, не вызывающим дополнительных эмоций.

Влияние типографики и эстетики на процесс чтения

Вы знали, что типографика может влиять на настроение человека и его способность принимать решения?

Типографика — это разработка и использование шрифтов в качестве средства визуальной коммуникации. В наши дни типографика из области книгопечатания перешла в цифровую сферу. Обобщая всевозможные определения термина, можно сказать, что цель типографики — улучшить визуальное восприятие текста.

В своем эксперименте Кевин Ларсен (Kevin Larson, Microsoft) и Розалинд Пикард (Rosalind Picard, MIT) выяснили, как типографика влияет на настроение читателя и его способность решать задачи.

Они провели два исследования, в каждом из которых приняли участие 20 человек. Участников разделили на две равные группы и дали 20 минут, чтобы прочитать на планшете номер журнала The New Yorker. Одной группе достался текст с плохой типографикой, другой — с хорошей (примеры приведены ниже):

В ходе эксперимента участников прерывали и спрашивали, сколько, по их мнению, прошло времени с начала эксперимента. Согласно данным психологического исследования (Weybrew, 1984): люди, которые находят свое занятие приятным и пребывают в позитивном настроении, считают, что потратили намного меньше времени на чтение.

После чтения текстов участников эксперимента попросили решить задачу со свечой. Им нужно было прикрепить свечу к стене таким образом, чтобы воск не капал, с помощью канцелярских кнопок.

Как мы воспринимаем хорошую типографику и ее влияние?

  1. Обе группы участников неправильно оценили время, потраченное на чтение. Это значит, что чтение было для них увлекательным занятием.
  2. Участники, которым был предложен текст с хорошей типографикой, значительно недооценили время чтения по сравнению с участниками, которым достался текст с плохой типографикой. Это значит, что первый текст показался им более интересным.
  3. Никто из участников, которые читали текст с плохой типографикой, не смог решить задачу со свечой. В то время как меньше половины второй группы справились с заданием. Таким образом, хорошая типографика повлияла на способность решать проблемы.

Хорошая типографика влияет на настроение пользователей и их способность принимать решения

Твитнуть цитату

Совет: используйте удобочитаемые шрифты; отделяйте текст от изображений; не накладывайте картинки или иконки на текст; оставляйте достаточно свободного пространства между абзацами.

  • Анатомия шрифта: визуальный гайд по типографике

Реакция на цвет

Цвет – в визуальной коммуникации первичен. Зрительное восприятие человека устроено так, что, увидев коммуникативный объект, в первую очередь он обращает внимание на цвет. Чтобы убедиться в этом наглядно – поучаствуйте в «цветотесте»:

Глядя на эти слова, нужно произнести вслух название цвета, которым написано каждое из слов.

Ваше правое полушарие «пытается» назвать цвет, а левое – произнести слово.

Данный психологический тест был предложен американцем Джоном Ридли Струпом в 1935 году. Он основан на различиях зрительного и логического восприятияцвета(противопоставляется реальныйцвети его название).

Существует широко распространенное мнение, что выразительность цвета основана на ассоциациях. Утверждают, будто красный цвет возбуждает, потому что он напоминает нам о явлениях, связанных с огнем, кровью и революцией. Зеленый цвет воскрешает в нас мысль об освежающем воздействии природы, а, например, синий цвет вызывает у нас чувство прикосновения к холодной воде. Реакция людей на различные цвета представлена в таблице ниже (сама таблица также является примером визуальной коммуникации).

Статья Философия и психология знака 20-22

  • 20.jpg
  • 21.jpg
  • 22.jpg

Как элементы визуальной коммуникации влияют на человека?

Современный человек из охотника за информацией превратился в собирателя фактов, он целенаправленно или бессознательно останавливается на материалах определенной тематики, расширяет свои знания, находит скрытые связи между различными событиями, делает выводы и прогнозы. То есть использует медиа-технологию, в которой для раскрытия события привлекаются все современные виды медиа, форматы и цифровые платформы. При использовании этой технологии материал трансформируется так, что читатель каждый раз воспринимает одно и то же событие под разным ракурсом, поскольку медиа-ресурсы логически связаны между собой, одновременно оставаясь автономными.

Визуальный дизайн штрих-кода.

Представлены различные интерпретации простого знака; один и тот же элемент выглядит по-разному, благодаря нестандартным решениям в его оформлении

Статья Философия и психология знака 23-25

  • 23.PNG
  • 24.png
  • 25.jpg

Создание и разработка различных визуальных коммуникаций получила название «коммуникативный дизайн». Рождение данного направления произошло после того, как дизайн «заговорил». Он стал общаться с нами с помощью графических концепций, и ключевое здесь то, что мы стали его понимать.Одним из самых ярких и успешных примеров коммуникативного дизайна является проект студии Артемия Лебедева – фирменный стиль для Центрального парка им. Горького:

Статья Философия и психология знака 26-38

студии Артемия Лебедева – фирменный стиль для Центрального парка им. Горького

  • 26.gif
  • 27.gif
  • 28.jpg
  • 29.gif
  • 30.jpg
  • 31.jpeg
  • 32.jpg
  • 33.jpg
  • 34.jpg
  • 35.jpg
  • 36.jpg
  • 38.jpg
  • 37.jpg

Визуальные образы быстрее запоминаются и дольше сохраняются в памяти человека, что связано с ассоциативностью памяти и способностью различать объекты по форме. Визуализация развивает аналитическое мышление, способность к собственным умозаключениям [7]. К примеру, восприятие веб-страницы происходит в следующем порядке: визуальные блоки, изображения, заголовок, текст. При этом и заголовок сначала воспринимается как визуальный образ, совокупность размера, цвета и графических знаков. Исследования свидетельствуют, что первыми привлекают внимание материалы с такими соотношениями: визуальный контент – 55–60 %, заголовок – 10–15 %, текст – 30 % [7].

Еще одна тенденция, достаточно неприятная. Люди не желают читать, но хотят знать. Александр Куприянов, ВШЭ

Перцептивный вызов

Человек создал и продолжает создавать искусственную среду обитания, проецируя во внешних образах состояния своего внутреннего мира, как эмоционального, так и интеллектуального. Человеческое сознание пользуется декодированием как культурологической основой познания [5]. Однако послание – всегда первично, по свой структуре всякое послание есть текст, а затем образ. Текст преобразуется в образ, а образ всегда текстуален. Происходит визуализация мира, где текст заполняется изображением. Объективно текст не может существовать без визуальной компенсации, но и визуальная структура не существует без текстуальности, иначе она просто бессмысленна.

Современным решением становится новая текстуальность. Это, в первую очередь, текстуальность второго уровня, то есть, текст, включающий в себя визуальную конструкцию (текстуальность первого уровня – текст в чистом виде без отвлекающих визуальных элементов).Стало возможным совместить образ и текст, где одно есть форма, а другое – содержание [10]. Чтобы не потерять цельность культуры, необходимо воспользоваться текстом второго уровня, который ценен еще и тем, что вписывается в современные технологии.

Современный коммуникативный дизайн стремится стать сверхкоммуникативным, активно пользуясь новейшими технологиями. Попытки преодоления одноуровнего текста восходят к идее «визуального текста».Таким образом, текст и визуальное изображение становятся на один равнозначный уровень, переходя тем самым в другую, более сложную систему, где средство есть само содержание.

Статья Философия и психология знака 41-46

  • 43.jpg
  • 44.jpg
  • 45.jpg
  • 46.jpg
  • 41.jpg

В чем ключевая особенность современной визуальной культуры?

Ключевой особенностью современной визуальной культуры является количественный и качественный рост различных технологий визуализации, которые постоянно и повсеместно порождают новые сегменты визуальной культуры, новые визуальные среды [11].

Первичным сообщением всегда будет являться набор смыслов, составляющих идею сообщения. Оно выражается визуальнымисредствами с той или иной степенью адекватности, но при этом неизбежно происходит его искажение [8]. Какие-то детали первичного сообщения теряются в силу недостаточной выразительности изобразительных средств, и, наоборот, реализация сообщения всегда привносит в него что-то новое, изначально не предполагавшееся к отправке.

Визуализация делает подачу сложного и трудного для понимания материала в форме, которая не только привлекает внимание и обеспечивает его концентрацию на предмете познания, но и вызывает интерес, что положительно отражается на усвоении информации.

Культура визуального восприятия очень молода. Сегодня для привлечения внимания требуются специальные визуальные акценты. Материал теперь должен быть, прежде всего, привлекательным, чтобы запомниться и закрепиться в сознании. Это очень важный аспект в создании визуальных коммуникаций, ведь язык дизайна стал понятен многим, с ним стало приятно разговаривать, появился абстрактный универсальный знак. Современное общество «переводит» мир для себя с помощью этих знаков, которые говорят не только о своем поколении, но и с ним. Общаясь с визуальными элементами, человек начинает им доверять, ведь именно они помогают ему найти нужную станцию метро, автозаправку или мастерскую. Они становятся его спутниками на протяжении всей жизни.

Визуальные коммуникации прошли путь от наскальной живописи, до современных навигационных знаков, открыв нам совершенно новый визуальный способ общения, который прочно закрепился в современной жизни общества.

Эмпирические характеристики визуального восприятия

По своей сути процесс восприятия имеет двойственную природу: восприятие максимально объективно на уровне первичных сенсорных процессов; в то же время восприятие глубоко субъективно при осуществлении последующей интерпретации полученной информации, когда в обработку включается воображение и память.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Визуальное восприятие 440 ₽ Реферат Визуальное восприятие 230 ₽ Контрольная работа Визуальное восприятие 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Кроме того, восприятие обладает рядом уникальных характеристик, включая свойства константности, предметности, целостности и обобщённости.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]