Определение сензитивности в психологии и педагогике, свойства сензитивной личности


Возрастная сензитивность

Возрастная сензитивность – это явление, возникающее на определенном этапе индивидуального развития и выражающее чувствительность человека к различным влияниям из внешней среды.

Возрастной сензитивностью занимается педагогика и возрастная психология. Знание сензитивных возрастных периодов помогает в развитии необходимых способностей. Так, например, в возрасте 2-3 лет ребенок способен быстро овладеть языком, значит, данный возраст является сензитивным для развития лингвистической функции. Если упустить очень важный сензитивный этап, ребенок к нему не вернется, и в дальнейшем могут возникать трудности с формированием соответствующих способностей.

Сензитивные возрастные периоды служат возможностью для ребенка приобрести желательные и необходимые умения и способности, способы поведения и знания. Только в сензитивный период можно лучшим способом легко научиться что-либо делать, по истечению этого периода, сделать это будет не так просто.

Сензитивные возрастные периоды длятся некоторое время, независимо от того успел ли индивид овладеть необходимым действием, и если его упустить, возможность уйдет и человеку будет труднее справиться с потребностью овладеть нужным действием.

Человек не способен хоть как-либо повлиять на возникновение сензитивных периодов. Главное, что родители должны знать, что они могут сделать для того, чтобы сензитивный период ребенка прошел, как можно успешнее.

Поэтому родители обязаны знать о сензитивных периодах в жизни ребенка, узнавать характерные особенности, работать над их развитием; наблюдать все проявления интенсивных стадий протекания сензитивного периода, что желательно делать для нормальной оценки развития крохи; спрогнозировать следующий сензитивный период и создать благоприятную среду для развития ребенка.

Возрастные сензитивные периоды универсальны, это значит, что независимо от религии, национальности, культурных различий – они все равно возникают в необходимое время.

Эти периоды индивидуальны, то есть точное время возникновения и продолжительность определяются биологически у каждого по-своему. Поэтому идея фронтального подхода в обучении, особенно до шести лет, является не корректной. Также разнообразные образовательные программы, кроме индивидуальных, могут не соответствовать реальному возрасту ребенка. Так, например, если ребенку пять лет, то это совсем не означает, что он по психологическим параметрам полностью соответствует данному биологическому возрасту.

Еще имеет важность такой фактор, как динамика протекания сензитивного периода, что вместе со среднестатистическими сроками не гарантируют того, что абсолютно каждый ребенок будет проходить возрастную сензитивность в таком режиме. Как результат возникает принципиальная необходимость функциональной диагностики индивидуального развития детей (определение личных особенностей для того, чтобы в дальнейшем поработать над их развитием)

Как результат возникает принципиальная необходимость функциональной диагностики индивидуального развития детей (определение личных особенностей для того, чтобы в дальнейшем поработать над их развитием).

Каждый возрастной сензитивный период характеризуется пологим, медленным началом, которое иногда очень трудно обнаружить, если не знать о его приближении, не предполагать вероятность его наступления и не заниматься с ребенком, делая упор на зону его ближайшего развития; точкой максимума (этапом самой высокой интенсивности), которую легче всего наблюдать. Также для сензитивного периода характерен пологий спад интенсивности.

Возрастные сензитивные периоды совершаются примерно в одно время, но могут иметь высокую интенсивность в разные этапы.

Развитие сензитивности

Можно выделить основные качества, свойственные сензитивным личностям:

  • Стеснительность;
  • Робость;
  • Излишняя впечатлительность;
  • Чувство неполноценности;
  • Склонность к длительному переживанию прошедших или предстоящих событий.

Как можно догадаться, подобные качества чаще всего обусловлены конкретными особенностями воспитания и жизненным опытом человека. Вместе с этим, бывают случаи, когда развитие сензитивности спровоцировано различными органическими причинами (например, наследственностью, поражениями мозга и т. п.)

Однако сензитивность, как правило, берет начало еще с детства человека. Эмоциональное отвержение ребенка в семейных отношениях в данном случае выступает самой распространенной причиной. Если родители не уделяют ему нужного внимания, ласки и заботы, кроме различных комплексов, в ребенке начинается развитие сензитивности. Так возникают: замкнутость, нелюдимость и тревожность.

То же можно сказать и о ситуации, когда родители проявляют излишнюю строгость по отношению к детям. Ответной реакцией является постоянное стремление к уединению и замкнутость в собственном мире. Ребенок на подсознательном уровне старается избегать всяческих контактов с людьми, чтобы не подвергнуться очередному наказанию или порицанию.

У многих людей с годами сензитивность смягчается, поскольку возраст и опыт приучают их быть практичнее в реальной жизни. Они начинают смотреть на вещи проще и приобретают способность лучше контролировать собственные эмоции.

Оплатить курс у опытного психолога

32 000 руб.

(3 200 руб. за одно занятие)

Свободное для бронирования время подсвечено зеленым цветом.

С этой статьей обычно читают:

Чрезмерная чувствительность, впечатлительность, завышенные моральные требования в первую очередь к себе, низкая самооценка, робость и застенчивость. Под ударами судьбы люди сенситивного типа легко становятся крайне осторожными, подозрительными и замкнутыми. Одеты со вкусом, умеренно. Добродушное и внимательное выражение лица. Предупредительны, следят за реакциями других. Чрезмерно исполнительны и преданны. Склонны проявлять доброту и взаимопомощь. Очень общительны, коммуникабельны

Для них важно социальное признание. Есть интересы в интеллектуально-эстетической сфере

Еще Кречмер, описав одну из форм реактивного психоза, названную сенситивным бредом, обратил внимание, что этот психоз развивается у личностей особого склада: чрезмерная чувствительность и впечатлительность сочетаются у них с высокими моральными требованиями к самим себе, с «этической скрупулезностью». Под ударами судьбы они легко становятся крайне осторожными, подозрительными и замкнутыми

П.Б. Ганнушкиным было подмечено, что за всем этим лежит резко выраженное чувство «собственной недостаточности». Позднее, пытаясь разделить человечество на шизоидов и циклоидов, Кречмер отнес сенситивных субъектов к первым. С тех пор сохраняется три тенденции в отношении к сенситивному типу: рассматривать его как вариацию типа шизоидного, включать его в группу астеников, даже считая нецелесообразным и искусственным обособлять его в специальный вариант и, наконец, считать сенситивный тип характера как совершенно особый. Кречмер также впоследствии изменил свой взгляд: сенситивный тип выделен, как один из основных. Как будет видно из дальнейшего изложения, сенситивные личности существенно отличны от шизоидов и скорее принадлежат к широкому кругу астеников, составляя среди них все же особую подгруппу

В известных руководствах по детской психиатрии описание сенситивного типа вообще отсутствует и это – не случайно. Сенситивная психопатия формируется относительно поздно. Ее становление чаще всего падает на возраст 16-19 лет, то есть на постпубертатный период, на момент самостоятельного вступления в социальную жизнь.

Возрастная сензитивность

Возрастная сензитивность – это явление, возникающее на определенном этапе индивидуального развития и выражающее чувствительность человека к различным влияниям из внешней среды.

Возрастной сензитивностью занимается педагогика и возрастная психология. Знание сензитивных возрастных периодов помогает в развитии необходимых способностей. Так, например, в возрасте 2-3 лет ребенок способен быстро овладеть языком, значит, данный возраст является сензитивным для развития лингвистической функции. Если упустить очень важный сензитивный этап, ребенок к нему не вернется, и в дальнейшем могут возникать трудности с формированием соответствующих способностей.

Сензитивные возрастные периоды служат возможностью для ребенка приобрести желательные и необходимые умения и способности, способы поведения и знания. Только в сензитивный период можно лучшим способом легко научиться что-либо делать, по истечению этого периода, сделать это будет не так просто.

Сензитивные возрастные периоды длятся некоторое время, независимо от того успел ли индивид овладеть необходимым действием, и если его упустить, возможность уйдет и человеку будет труднее справиться с потребностью овладеть нужным действием.

Человек не способен хоть как-либо повлиять на возникновение сензитивных периодов. Главное, что родители должны знать, что они могут сделать для того, чтобы сензитивный период ребенка прошел, как можно успешнее.

Поэтому родители обязаны знать о сензитивных периодах в жизни ребенка, узнавать характерные особенности, работать над их развитием; наблюдать все проявления интенсивных стадий протекания сензитивного периода, что желательно делать для нормальной оценки развития крохи; спрогнозировать следующий сензитивный период и создать благоприятную среду для развития ребенка.

Возрастные сензитивные периоды универсальны, это значит, что независимо от религии, национальности, культурных различий – они все равно возникают в необходимое время.

Эти периоды индивидуальны, то есть точное время возникновения и продолжительность определяются биологически у каждого по-своему. Поэтому идея фронтального подхода в обучении, особенно до шести лет, является не корректной. Также разнообразные образовательные программы, кроме индивидуальных, могут не соответствовать реальному возрасту ребенка. Так, например, если ребенку пять лет, то это совсем не означает, что он по психологическим параметрам полностью соответствует данному биологическому возрасту.

Еще имеет важность такой фактор, как динамика протекания сензитивного периода, что вместе со среднестатистическими сроками не гарантируют того, что абсолютно каждый ребенок будет проходить возрастную сензитивность в таком режиме. Как результат возникает принципиальная необходимость функциональной диагностики индивидуального развития детей (определение личных особенностей для того, чтобы в дальнейшем поработать над их развитием)

Как результат возникает принципиальная необходимость функциональной диагностики индивидуального развития детей (определение личных особенностей для того, чтобы в дальнейшем поработать над их развитием).

Каждый возрастной сензитивный период характеризуется пологим, медленным началом, которое иногда очень трудно обнаружить, если не знать о его приближении, не предполагать вероятность его наступления и не заниматься с ребенком, делая упор на зону его ближайшего развития; точкой максимума (этапом самой высокой интенсивности), которую легче всего наблюдать. Также для сензитивного периода характерен пологий спад интенсивности.

Возрастные сензитивные периоды совершаются примерно в одно время, но могут иметь высокую интенсивность в разные этапы.

Сензитивность как качество личности

Это понятие происходит от латинского слова sensus – «чувство» и переводится как чувствительность. В психологии термин «сензитивность» имеет отношение к нескольким близким по сути явлениям. Их объединяет связь с повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям.

Чувствительность эмоциональной сферы

При определении и оценке сензитивности часто возникает недопонимание из-за двойственного смысла этого термина, точнее, из-за того, что понятие «чувства» в психологии имеет два значения. Во-первых, чувства – это вид эмоциональных состояний, довольно устойчивые эмоциональные реакции человека на различные жизненные ситуации, объекты, других людей и самого себя. В этом плане сензитивность понимается как повышенная чувственность или сильные и часто неадекватные эмоциональные переживания. Они связаны с целым комплексом личностных особенностей, таких как:

  • частая смена настроения;
  • склонность долго переживать даже незначительные неприятности и неудачи;
  • повышенная тревожность, нередко перерастающая в фобии;
  • заниженная самооценка;
  • склонность к частой рефлексии и самокопанию;
  • влюбчивость;
  • обидчивость и т. д.

Эти качества в совокупности создают образ этакого классического меланхолика Пьеро — вечно страдающего и переживающего человека. Но сензитив не только все время расстраивается из-за любой ерунды, он способен чутко реагировать и на смену настроения окружающих людей и сопереживать им. Такие люди из-за проблем своих близких нередко страдают больше, чем они сами. Сензитивы, принимая груз переживаний окружающих, становятся для друзей незаменимой «жилеткой», в которую всегда можно поплакаться.

Подобные эмоциональные нагрузки и склонность винить себя во всех бедах не проходят для сензитивов бесследно. Они чаще других страдают от неврозов, фрустраций, депрессий, у них очень ярко проявляется эффект психического выгорания.

Чувствительность сенсорной сферы

Во-вторых, понятие «чувства» в психологии употребляется для обозначения каналов восприятия сенсорной (чувственной) информации. Таких каналов пять: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание или тактильные ощущения – те самые пять чувств. В этом плане сензитивность рассматривается как повышенная чувствительность сенсоров – органов чувств. Они включают в себя как периферический отдел, например, чувствительные нервные клетки в сетчатке глаза, так и центральный отдел – соответствующий участок головного мозга.

В психологии есть понятие «порог чувствительности». Это самая малая сила раздражителя, которая вызывает ощущение, например, едва слышный звук или почти неразличимый оттенок цвета. У всех людей порог чувствительности разный. Низкий порог – это показатель сензитивности, чувствительности к данному раздражителю. Например, хороший музыкант может уловить отличие в высоте звука, незаметное людям с обычным слухом. Среднестатистический человек может видеть до 150 оттенков цвета, а сензитивы-художники 15 тысяч. Такую сензитивность еще называют субсенсорной или подпороговой чувствительностью.

Но оба эти вида сензитивности (эмоциональная и сенсорная) очень близки, часто вызываются одними и теми же причинами и проявляются нередко вместе. Поэтому талантливые художники, музыканты, поэты часто так эмоционально чувствительны и склонны к глубоким и травмирующим переживаниям.

Сензитивность как свойство темперамента

Под темпераментом понимается комплекс устойчивых индивидуальных качеств личности, которые определены особенностями высшей нервной деятельности и накладывают отпечаток на все поведение человека. К этим особенностям в первую очередь относится сила и скорость нервных процессов, а также соотношение возбуждения и торможения. Сензитивность – одно из проявлений темперамента, связанное, с одной стороны, с чувствительностью нервной системы, а с другой – с неустойчивостью и слабостью нервных процессов. Поэтому достаточно незначительного раздражения, чтобы возникла реакция.

Четыре основных типа темперамента общеизвестны, хоть и редко встречаются в чистом виде. Так вот сензитивность, особенно высокого уровня, присуща в большей степени меланхоликам. Это самый чувствительный и одновременно самый ранимый тип.

Есть и противоположное сензитивности качество темперамента, которое называется резистентностью – это сопротивляемость, повышенная устойчивость к воздействиям, в том числе и эмоциональным. Резистентные люди встречаются чаще всего среди флегматиков и сангвиников, они не только спокойны и уравновешены, но и отличаются пробивными упрямым , и готовностью идти к своей цели даже по головам своих друзей. Их переживаний они просто не замечают.

Поэтому те и другие находятся слегка за пределами нормы, те и другие нуждаются в коррекции, но тяжелее жить, несомненно, сензитивам.

Черты акцентуации характера

Сенситивный человек – тревожный, и об этом не стоит забывать, выстраивая с ним отношения, принимая такого человека на работу, поручая ему что-то важное или срочное. Сенситивность имеет свойство проявляться особенно ярко в определенные периоды жизни, например, у подростков

Но при отсутствии патологии как таковой такой человек имеет все шансы со временем избавиться от обостренной чувствительности, что заметно улучшит качество жизни и его, и окружающих его людей. Если черты акцентуации характера (например, тревожность или сила негативного реагирования на события) нарастает и стабилизируется, то с большой долей вероятности речь все-таки идет уже не о сенситивности как таковой, а о расстройстве личности. Существуют две степени выраженности акцентуаций в целом: явная и скрытая. Первая выражена в течение всей жизни, не компенсируется. Вторая – вариант нормы, есть вероятность компенсации и исчезновения симптомов.

Дети

У детей сенситивность обычно наблюдается уже в 2 года и чуть старше. Малыши с повышенной чувствительностью очень стеснительны, более стеснительны, чем их ровесники, они невероятно впечатлительны в самых малозначительных, бытовых ситуациях, робки. Часто дети с сенситивностью чувствуют себя несостоятельными, начинает зарождаться комплекс неполноценности. Они долго переживают неприятности и огорчения, постоянно мысленно возвращаются в неприятные воспоминания. У них есть психологические барьеры в общении с другими людьми

Часто такие дети шумному детскому коллективу предпочитают уединенную игру, они очень четко и быстро чувствуют настроение окружающих, обращают внимание даже на небольшие их колебания в ту или иную сторону

Взрослые

Взрослый сенситивный человек, вне зависимости от пола и возраста, всегда оценивает речь, поведение другого человека, он интуитивно очень тонко чувствует других людей, их настроение и состояние в текущий момент. Для них нет неважных деталей – в одежде, прическе, работе – абсолютно во всем мужчина и женщина с сенситивностью будут проявлять особые способности. Им дано природой редкое чутье: они могут спрогнозировать наперед мысли и чувства других людей, часто они знают, как в той или иной ситуации поступит другой.

Если вкратце, то описанная модель – это и есть норма, при которой сенситивность не будет переходить границ допустимого. Если же человек гиперчувствителен, плачет навзрыд без видимых причин, истерит, перед важным событием не может спать, да и после важных событий испытывает проблемы с расслаблением и засыпанием, поскольку нервная система перевозбуждена, если переживания по любому поводу им возводятся в разряд вселенской трагедии, обязательно нужно проконсультироваться с психотерапевтом.

Если сенситивность находится на грани нормы и патологии, человеку будет очень сложно адаптироваться в обществе – получать профессию, работать в коллективе, строить личные отношения. Планировать свою жизнь людям с необычной чувствительностью следует с учетом тех личностных характеристик, которым им свойственны.

Особенности характера

Сенситивные люди чрезмерно чувствительны, поэтому достаточно часто переживают стресс, который постепенно разрушает их здоровье, как физическое, так порой и психическое. Например, именно среди данного типа акцентуаций наиболее часто наблюдаются фобии, психозы и депрессии.

Неприятные ситуации, которые они проживают, не усваиваются в качестве опыта, на который в дальнейшем можно опираться. А наоборот, служат неким ограничителем действий. Боясь повторения, они замыкаются в себе, отказываются рисковать и пробовать новое.

Очень требовательны к себе, за любую малейшую ошибку будут предаваться самокритике и самоуничижению. Поэтому любые неудачи воспринимают как конец света, долго и тяжело после них восстанавливаясь.

А вот успех приписывают лишь удачно сложившимся обстоятельствам, полностью обесценивая свои старания, которые вкладывали, чтобы его достигнуть.

Не любит больших компаний, предпочитая камерность, только тогда способен раскрыться в полной мере.

Если общаться с ним грубо, на повышенных тонах – обязательно закроется в себе и будет избегать в дальнейшем встреч с таким человеком.

У сенситивов сильно развита нравственность, на них наверняка можно положиться, долг свой исполнят несмотря ни на какие обстоятельства, за исключением моментов, когда пугаются публичности и так далее. Тогда могут сдаться, сбежать с места событий.

Обычно их не интересует алкоголь и наркотики, даже к курению относятся крайне негативно.

Возможно, потому, что в изменённом состоянии они не испытывают эйфории, а лишь ещё больше начинают себя винить за неправильное поведение, вредные привычки. А уровень самоуничижения и так достаточно высок, в отличие от самооценки.

В обществе такие люди считаются наиболее порядочными, честными, с развитым правосознанием и моральностью.

Сензитивность в психологии

Понятие сензитивности в психологии – это переживание человеком повышенной чувствительности, ранимости и неуверенности в себе. Сензитивные люди часто жалуются, что их никто не воспринимает и не понимает. При обращении к психологу сензитивные клиенты говорят о недружелюбности окружающих в отношении к ним, отчего им трудно устанавливать коммуникативную связь. Они часто считают себя недостойными, плохими, думают, что они хуже, чем другие индивиды. Им трудно самостоятельно справляться с проблемами, поскольку они слишком скованные и застенчивые.

Понятие сензитивности касается личных особенностей и качеств индивида, оно выражается в чрезмерной чувствительности и легкой ранимости, совестливости, склонности к сомнению в поступках и сосредоточении на переживаниях. Данная чувствительность может быть постоянной характеристикой человека или проявляться время от времени.

Сензитивность, что это такое в психологии? Высокая сензитивность препятствует социальной адаптации, поскольку такой человек считает, что весь мир противостоит ему одному. Социальная сензитивность являет собой страх перед разнообразными социальными ситуациями. Люди, у которых слишком высокая социальная сензитивность, часто считают себя ущербными, поэтому боятся знакомств с новыми людьми, не решаются выступать на публике и стараются избежать любой социальной активности.

С проявлениями подобной симптоматики необходимо обращаться на консультацию к психологу. Опытный психолог проведет индивидуальную психологическую беседу, определит правильную стратегию лечения для облегчения состояния клиента с выраженной сензитивностью.

Сензитивность может быть результатом различных психических расстройств (неврозов, стрессовых состояний, органических заболеваний мозга, депрессии, тревожных расстройств, эндогенных психических расстройств).

Сензитивность может быть различной в зависимости от темперамента.

Уровень сензитивности выражается силой внешних влияний, необходимой для возникновения определенной психологической реакции. Например, определенные обстоятельства могут совсем никаких реакций не вызывать у одного человека, тем временем, как у другого они вызывают сильное возбуждение. Так, меланхолики и холерики являются более чувствительными и впечатлительными, поэтому им больше свойственна сензитивность, нежели сангвинику и флегматику, не придающим большого значения ситуациям, которые могли бы их затронуть.

Классификация

Чувствительность – это в психологии отношения между ощущениями, вызванными определенными стимулами и силой проявления этих стимулов. Сенситивность имеет свою классификацию.

Высокая чувствительность или гиперчувствительность

Человек с высоким реагированием на стимулы или гиперчувствительностью может чувствовать и замечать очень слабые физические или умственные раздражители. Например, человек с высокой тактильной чувствительностью может уклоняться от любого легкого прикосновения другого человека и даже ощущать его на своей коже как болезненное. Таким образом, индивидуум реагирует психическим стрессом и тревогой до и во время такого контакта и старается избегать этого в своем повседневном поведении.

Доктор Элейн Арон, которая первая применила термин «высокочувствительный» в книге «Очень чувствительный человек» в 1996 г. высказала мнение, что около 15-20 % населения обладают высокой чувствительностью, и что их способность различать тонкости и обращать внимание на детали в окружающей среде является значительным преимуществом в различных ситуациях. По ее словам, многие из чутких людей обладают творческим даром, более умны, внимательны к окружающим.

Арон основывает свои взгляды на идеях Карла Густава Юнга (швейцарский психолог середины XX в.) о чувствительности и интроверсии. С другой стороны, некоторые ученые утверждают, что люди с высокой сенситивностью испытывают немало страданий из-за этой черты. Они испытывают поток внутренних и внешних раздражителей, быстро устают, склонны к стрессу и тревоге, а также перепадам настроения.

Низкая чувствительность

Индивидуум с низкой чувствительностью может испытывать трудности с восприятием очень сильных физических или умственных раздражителей, не говоря уже о слабых раздражителях. Он может не реагировать или откликаться с низкой интенсивностью на значительные изменения раздражителей в окружающей его среде.

Например, такой человек может не реагировать на сильные объятия другого человека и может не испытывать боли или ощущать лишь легкую боль на коже после перенесенной в прошлом физической травмы. Термин «бесчувственный» иногда используется в негативном контексте социальных отношений, чтобы описать человека, который не реагирует на различные чувства и поведение других.

Экологическая теория градации сенситивности

По «экологической теории» людей сверхчувствительных называют «орхидеями», поскольку они требуют оптимального, бережного отношения к себе. Людей из группы с низкой чувствительностью сравнивали с «одуванчиками», которые, как правило, крепкие, и растут где угодно. Население, попадающее в среднюю группу, имеет определение «тюльпаны». Они менее хрупкие, чем «орхидеи», но не такие крепкие, как «одуванчики».

Что такое сензитивность?

Теперь перейдем к терминологиям: что такое сензитивность? Под ней понимается повышенная чувствительность к внешним обстоятельствам с дальнейшим тревожным ожиданием чего-то плохого. Простыми словами люди называют сензитивность «деланием из мухи слона».

Сензитивность может сопровождаться такими качествами характера:

  • Робость.
  • Категоричная самокритика.
  • Низкая самооценка.
  • Склонность к длительным переживаниям.
  • Повышенная чувствительность, эмоциональность.
  • Застенчивость.
  • Комплекс неполноценности.

С возрастом сензитивность может снижаться, если человек научается контролировать свои эмоции и переживания. А этот процесс является неизбежным. Хотя у каждого взрослого человека уровень сензитивности отличается, что зависит также от его наследственных предрасположенностей, нервной системы, темперамента и прочих физиологических данных. Также человек должен прикладывать усилия, чтобы контролировать свои эмоции. Порой это происходит незаметно для человека, а с некоторыми эмоциями индивид вынужден бороться осознанно и с приложением усилий.

Синонимами сензитивности являются чувствительность и сенситивность. Противоположным термином является нечувствительность, которая проявляется в равнодушии, невнимании и бестактности к людям, отсутствии каких-либо физических ощущений.

Каждый человек проходит через периоды становления своей эмоциональности. Поскольку трудно наблюдать за собой в детском возрасте, то эмоциональность детей можно отмечать за другими людьми. Дети практически не умеют контролировать свои эмоции, порой полностью им отдаваясь. Однако по мере развития человек постепенно научается контролировать некоторые свои переживания.

В подростковом возрасте возникает такой феномен, как юношеский максимализм, когда подростки остро реагируют на различные внешние обстоятельства, преувеличивая значения всех событий. Также они преувеличенно смотрят на собственные возможности и желания.

По мере того, как человек сталкивается с реальными событиями и прочими обстоятельствами, когда его желания не удовлетворяются, он либо застревает в своих эмоциональных переживаниях (таким образом развивается депрессия), либо начинает менять себя, чтобы научиться адекватно реагировать на происходящее и быть гибким в совершении действий, что позволит достичь различных целей.

Мудрецы говорят о том, что человек, который умеет контролировать свои эмоции, способен многого достичь и построить жизнь такой, какой он хочет ее видеть. Здесь необходимо уметь управлять не только эмоциями, но и мыслями, которые как раз-таки и формируют те эмоции, которые человек испытывает в той или иной ситуации. Вот почему даже существует такая поговорка: «Если не можете изменить ситуацию, тогда измените свое отношение к ней».

перейти

Виды сензитивности

Бывают крайние случаи, когда сензитивность проявляется во всех сферах жизни человека, но они встречаются нечасто. Обычно повышенная чувствительность связана с какой-то определенной областью или направлением психической деятельности. Выделяют 4 основных вида сензитивности:

  • эмоциональная – способность проявлять сильную эмоциональную реакцию на внешние воздействия и оценивать даже незначительные из них как значимые;
  • органическая – повышенная чувствительность сенсорно-перцептивной сферы;
  • сензитивность высшей нервной деятельности (темперамента);
  • социальная сензитивность.

Последний вид стал изучаться сравнительно недавно, когда выяснили, насколько важна сензитивность в межличностных отношениях и как она проявляется. Отсутствие хотя бы элементарной чувствительности сильно затрудняет установление контактов между людьми и служит источником . В настоящее время выделяют 4 типа социальной сензитивности:

  • Теоретическая – сензитивность на рациональном уровне. Это даже не чувствительность, а понимание особенностей поведения других людей. Причем далеко не всегда человек, обладающий этим типом сензитивности, хорошо применяет свои знания на практике.
  • Наблюдательская – это уже классическая сензитивность, которая проявляется в чуткости человека к изменениям в поведении людей, к вербальным и невербальным сигналам, поступающим от человека: выражению лица, глаз, интонации и скорости речи, выразительности и т. д.
  • Идеографическая – это способность на основании часто неосознаваемых внешних характеристик создавать психологический портрет человека, выделять его особенности, уникальные качества и на основе этого разрабатывать стратегии общения.
  • Номотетическая – социальная чувствительность, связанная не только с наблюдательностью, но и со способностью обобщать полученные данные об особенностях групп людей и использовать их для прогнозирования поведения любых других аналогичных сообществ.

Из всех видов сензитивности наиболее заметное влияние на поведение и психическое состояние людей оказывают эмоциональная и социальная. Причем влияние это часто бывает прямо противоположное. Социальная чувствительность, несомненно, нужна, полезна и является хорошим инструментом для организации социального взаимодействия. Тогда как эмоциональная часто является источником проблем, в том числе психических.

Сензитивность в психологии

Понятие сензитивности в психологии – это переживание человеком повышенной чувствительности, ранимости и неуверенности в себе. Сензитивные люди часто жалуются, что их никто не воспринимает и не понимает. При обращении к психологу сензитивные клиенты говорят о недружелюбности окружающих в отношении к ним, отчего им трудно устанавливать коммуникативную связь. Они часто считают себя недостойными, плохими, думают, что они хуже, чем другие индивиды. Им трудно самостоятельно справляться с проблемами, поскольку они слишком скованные и застенчивые.

Понятие сензитивности касается личных особенностей и качеств индивида, оно выражается в чрезмерной чувствительности и легкой ранимости, совестливости, склонности к сомнению в поступках и сосредоточении на переживаниях. Данная чувствительность может быть постоянной характеристикой человека или проявляться время от времени.

Сензитивность, что это такое в психологии? Высокая сензитивность препятствует социальной адаптации, поскольку такой человек считает, что весь мир противостоит ему одному. Социальная сензитивность являет собой страх перед разнообразными социальными ситуациями. Люди, у которых слишком высокая социальная сензитивность, часто считают себя ущербными, поэтому боятся знакомств с новыми людьми, не решаются выступать на публике и стараются избежать любой социальной активности.

С проявлениями подобной симптоматики необходимо обращаться на консультацию к психологу. Опытный психолог проведет индивидуальную психологическую беседу, определит правильную стратегию лечения для облегчения состояния клиента с выраженной сензитивностью.

Сензитивность может быть результатом различных психических расстройств (неврозов, стрессовых состояний, органических заболеваний мозга, депрессии, тревожных расстройств, эндогенных психических расстройств).

Сензитивность может быть различной в зависимости от темперамента.

Уровень сензитивности выражается силой внешних влияний, необходимой для возникновения определенной психологической реакции. Например, определенные обстоятельства могут совсем никаких реакций не вызывать у одного человека, тем временем, как у другого они вызывают сильное возбуждение. Так, меланхолики и холерики являются более чувствительными и впечатлительными, поэтому им больше свойственна сензитивность, нежели сангвинику и флегматику, не придающим большого значения ситуациям, которые могли бы их затронуть.

Характеристики и свойства

Психофизика возникла в результате исследований Густава Теодора Фехнера (1801–1887), который первым изучил взаимосвязь между поступающими физическими стимулами и реакциями на них. Психофизики использовали два подхода к изучению чувствительности и раздражителям вокруг человека: измерение абсолютного порога или порога различия.

Чувствительность – это в психологии основная человеческая черта, описывающая способность воспринимать и обрабатывать информацию об окружающей среде.

Реакция на раздражители состоит из 2 основных компонентов:

  • Во-первых, восприятие сенсорных данных из окружающей среды, таких как звук, запах, вкус и прикосновение.
  • Во-вторых, когнитивная обработка воспринимаемой информации об окружающей среде, например, глубокое размышление об опыте и его обобщение.

Хотя все в той или иной степени чувствительны, некоторые более восприимчивы к ощущениям. Исследования показывают, что на высокочувствительных людей более негативно влияют невзгоды, но они сильно выигрывают от положительного опыта.

По мнению многих психологов и ученых чувствительность имеет биологическую основу и сохранилась в ходе эволюции из-за ее важной роли в адаптации к окружающей среде. Сенситивность была связана с нейробиологическими различиями в головном мозге, а также с генетическими факторами. Около 50% различий в чувствительности между людьми можно объяснить генетическими факторами, а остальные 50% — влиянием окружающей среды.

Было обнаружено, что наиболее сложные и распространенные человеческие черты связаны с большим количеством генов, обычно с несколькими тысячами. Следовательно, не существует единого «гена чувствительности», и любой ген, связанный с ней, объясняет лишь малую часть различий в ощущениях.

Минимальный уровень стимуляции, который может быть обнаружен в 50% случаев, называется «порог обнаружения». Ученым очень сложно ответить на вопрос: какую тонкую линию может увидеть человеческий глаз, какой звук самый слабый, который может услышать ухо, какой малейший привкус может уловить язык.

Не существует фиксированного уровня стимуляции, который всегда активирует данный орган чувств. Чувствительность не статична; он меняется от момента к моменту из-за изменений рецептора и условий, в которых он действует. Именно поэтому ученые квалифицировали понятие об абсолютном пороге стимуляции, определяя его как уровень, который человек способен обнаруживать в 50% случаев.

Проявления повышенной чувствительности

Среди основных симптомов повышенной впечатлительности можно выделить:

  • стеснительность;
  • впечатлительность в мелких ситуациях;
  • робость;
  • чувство несостоятельности, формирование комплекса неполноценности;
  • длительное переживание событий, которые должны произойти или уже состоялись;
  • тревожность;
  • барьеры в общении с другими людьми;
  • замкнутость;
  • восприимчивость к чувствам и проявлениям характера окружающих людей.

Восприимчивый человек эту черту характера может проявлять по-разному. Он оценивает речь, поведение, может делать правильные выводы о настроении собеседника

Чувствительный человек с первых минут общения обращает внимание на внешность, речь, поведение других людей. Такие люди способны прогнозировать ощущения и мысли других

Они принимают индивидуальные особенности окружающих.

Такие умеренные проявления сензитивности не являются отклонениями поведения человека. Но если наблюдается гиперчувствительность, человек не может спать перед волнующим событием, не может полноценно отдыхать после него или какого-либо сложного разговора, это плохо сказывается на психическом и физическом его самочувствии. В этом случае необходима консультация специалиста психолога, психотерапевта или психиатра.

Повышенная чувствительность, впечатлительность может помешать человеку в получении профессии, самореализации, налаживании счастливой личной жизни, адаптации в социуме. Поэтому сензитивность — патология, с которой лучше бороться.

Виды сензитивности

С точки зрения психологии, сензитивность нередко трактуется так же как умение человека понимать и воспринимать чувства и особенности характера разных людей, что дает ему возможность прогнозировать их поведение.

Так, различают 4 вида сензитивности:

  • Наблюдательская;
  • Теоретическая;
  • Номотетическая;
  • Идеографическая.

Наблюдательский вид основывается на способности человека обращать большое внимание на поведение, речь и внешность других людей. То есть сензитивный человек такого типа замечает одновременно все сразу.

Теоретический вид сензитивности преполагает умение использовать разные теории для объяснения и прогнозирования мыслей, ощущений и поведения другого человека.

Номотетическая сензитивность характеризуется способностью человека выявлять основные черты типичного представителя какой-либо социальной группы, а впоследствии применять это знание для предсказания поведения людей, относящихся к этой группе.

Идеографический вид отличается навыком понимать своеобразие и индивидуальные особенности данного человека.

Определение сензитивности в психологии

Сензитивность в переводе с латыни дословно означает «чувство».

В психологии этот термин применяется для описания характера человека, его акцентуации. В таком понимании слово иногда приобретает негативную окраску, подразумевая болезненную чувствительность, которая мешает нормально жить в социуме.

В другом контексте сензитивность – это способ активного действия, восприятие действительности с особой точностью, повышенная чувствительность к окружающему миру и людям. Это качество, которым можно управлять, оно необходимо хорошему психологу, писателю, художнику, музыканту. Нормальная сензитивность важна для обычного человека, который хочет жить в гармонии с собой и окружающей действительностью.

Что такое сензитивные периоды

Понятие сезитивность используют для описания периодов развития малыша. Это явление считается универсальным, то есть проявляется в жизни всех детей, и в то же время индивидуальным. Момент его начала и окончания для каждого отдельного субъекта можно предсказать только теоретически.

Сензитивный период – наиболее благоприятное время для совершенствования определенных психологических навыков, приобретения новых знаний.

Подробное описание этого феномена можно встретить в трудах Марии Монтессори. Ее педагогическая методика свободного воспитания основана на помощи ребенку в овладении определенными навыками и знаниями.

Особенно бурное развитие происходит от рождения и до 6 лет, когда ребёнок преодолевает сразу несколько сензитивных периодов, он учится:

  • говорить;
  • ходить;
  • двигаться и действовать;
  • общаться в социуме;
  • воспринимать порядок и окружающую действительность.

Возрастная сензитивность

Под возрастной сензитивностью понимается чувствительность к определенным внешним проявлениям мира, на которые реагирует человек достаточно высоко. Помимо эмоциональности, которая влияет на поведение человека, следует знать о том, что в каждом возрастном периоде человек становится более склонным к появлению конкретных навыков. Это объясняется мозговой деятельностью, которая в каждом конкретном возрасте направлена на определенные объекты внешней среды. Так, возраст 2-3 лет считается самым благоприятным для изучения языков.

Несомненно, в другие годы человек может заниматься обучением и развитием навыков, однако специалисты утверждают, что это будет сопровождаться определенными сложностями и трудностями, которые будут требовать немало усилий.

Возрастная сензитивность является условной. Каждый человек индивидуален в том, в каком возрасте он становится более склонным к обучению и получению тех или иных знаний.

перейти

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]