Произвольная память в психологии. Что это, определение, примеры формирования


Понятие произвольной памяти в психологии

Память представляет собой вид умственной деятельности человека, которая характеризуется такими навыками, как:

  • накопление;
  • сохранение;
  • применение получаемой информации из внешних источников.

На основании различных психоэмоциональных аспектов, в психологии принято квалифицировать память на различные типы, в том числе — произвольный и непроизвольный.

Произвольная память в психологии – это процесс сознательной характеристики, который позволяет добиться желаемой цели исходя из осознанной постановки самой проблемы и дальнейших действий для ее реализации. Такая память ставит перед собой задачу к специальному обучению, заучиванию определенной информации. Сам процесс запоминания и дальнейшего воспроизведения является специальным, ранее продуманным действием.

Произвольное запоминание определяется обязательной постановкой четкой цели для запоминания той или иной информацию. Такое явление позволяет продвинуться человеку в умственном развитии, профессиональной деятельности, то есть — обучиться самому необходимому.

Произвольная память от непроизвольной классификации отличается тем, что любое запоминание и дальнейшее воспроизведение в психологии человека, характеризуются отсутствием специальных целей или методик, помогающих выучить предполагаемый предмет. В этом случае все происходит неосознанно и не контролируется самим человеком.

История изучения произвольной памяти

Одним из наиболее ярких примеров изучения произвольной памяти является деятельность отечественного психолога П.И. Зинченко, который в 1961 г. проводил ряд исследований, направленных на изучение феномена.

В проводимом эксперименте, неожиданно для всех испытуемых, профессор психологии попросил вспомнить все то, что они могли запомнить по дороге на работу.

Исследования показали, что подопытные чаще всего запоминали:

  • чем занимались (но не то, о чем думали или мечтали);
  • что препятствовало или способствовало достижению желаемой цели;
  • что-то необычное или странное;
  • нечто такое, что не было никак связано с имеющимся кругом знаний.

Автор начал сравнивать продуктивность и эффективность запоминания непроизвольного типа исходя из одинаковой информации для всех. При этом учитывалось то, насколько важен материал испытуемому исходя из целей, мотивов или методов выполнения задачи.

Путем исследования, психолог получил объективный результат о том, что информация, которая связана с психологической цепочкой в сознании, запоминается куда лучше, чем тот материал, который никак не относится к условиям достижения цели.

В 60-х годах была подробно изучена взаимосвязь мнемических средств и эффективности различных организационных вопросов, в том числе — качества запоминания. Советский психолог А.А. Смирнов, рассматривающий развитие мнемической функции у человека, подчеркнул, что при обучении особо важно наличие внешних систематизированных методик, которые присущи произвольному запоминанию.

Само понятие «внутренняя и внешняя память» начало активно популяризироваться А.Н. Леонтьевым, в 1972 г. При помощи термина, профессор смог описать процесс подключения внешних средств, что косвенно влияет на эффективность запоминания.

В. Я. Ляудис в 1976 г. указал на то, что в процессе развития запоминания у детей, внешние проявления изначально применяются с целью обозначить внешнюю регуляцию внутреннего психологического плана и имеющихся представлений. Только после этого, личность ребенка может проявлять регуляторную способность к запоминанию и припоминанию.

Произвольная и непроизвольная память

В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Что влияет на непроизвольное запоминание? Какие ситуации непроизвольно «врезаются» нам в память? Отечественный психолог П. И. Зинченко (1961) провел серию экспериментов, направленных на изучение произвольного и непроизвольного запоминания. Экспериментатор неожиданно для испытуемых просил их вспомнить все, что они запомнили по дороге из дома на работу и рассказать. В ходе исследования выяснилось, что испытуемые чаще всего запоминали:

  • то, что делали (а не то, о чем думали);
  • то, что способствовало или препятствовало цели;
  • нечто странное и необычное;
  • то, что было связано с кругом знаний и интересов испытуемого.

Автор сравнивал продуктивность непроизвольного запоминания одного и того же материала в зависимости от того, какое место занимает этот материал в структуре деятельности (мотив, цель, способ выполнения деятельности). Был получен убедительный результат: материал, связанный с целью, запоминается лучше по сравнению с материалом, связанным с условиями достижения цели. Фоновые раздражители запоминались хуже всего.

П. И. Зинченко также исследовал особенности запоминания в зависимости от того, насколько активной и содержательной была та мыслительная работа, «внутри которой осуществлялось запоминание». Испытуемым давалась задача механически запомнить слова или найти смысловую связь между словами. Было показано, что чем более осмысливалось содержание слов и, чем больше требовалось активности при этом осмысливании, тем лучше запоминались слова. Итак, психологами был сделан вывод о том, что непроизвольное запоминание зависит от основной линии деятельности, в ходе которой оно осуществлялось, и от мотивов и намерений, определяющих эту деятельность.

Произвольная память ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия. Изучению этого аспекта процесса запоминания также было посвящено много экспериментов.

Так, в отечественной психологии с 1960-х гг. изучалась роль мнемических средств в организации и функционировании мнемической системы. А. А. Смирнов (1966), рассматривая генезис мнемической функции, подчеркивал роль внешних опор запоминания. Термины «внешне и внутренне опосредствованная память» были введены А. Н. Леонтьевым (1972) для описания процесса «вращивания» знаковых средств при запоминании. Исследования В. Я. Ляудис (1976) показали, что в процессе развития памяти у детей знаки сначала используются для обозначения и внешней регуляции внутреннего плана представлений, а затем они интериоризуются и начинают выполнять регуляторную функцию в процессах запоминания и припоминания.

Этапы овладения произвольными формами памяти

Произвольная память в психологии – это процесс, который формируется на основании интеллектуального развития ребенка. Развивается еще в дошкольном возрасте, при этом начальные проявления заметны во время проведения сюжетных или ролевых игр.

Основные предпосылки формирования произвольного запоминания у дошкольника:

  • высокая активность и частое участие в играх;
  • развитие коммуникативных навыков, которые помимо общения, позволяют взаимодействовать с воображаемыми предметами;
  • совершение разных действий, которые связаны с моментами из прошлого или будущего. К примеру, когда необходимо рассказать о чем-то, что уже прошло или выполнить определенное задание не в настоящее время, а немного позднее.

Изначально ребенок обучается таким предпосылкам при помощи наблюдения за взрослыми, постепенно перенимая опыт и знания. Наиболее важной составляющей произвольного запоминания является участие в играх.

В процессе самой игры, ум ребенка развивается быстро, приобретаются необходимые навыки и умения. Игры словесного типа, помимо улучшения речевого аппарата, способны развить память и мышление. В то же время, дидактические игры учат пошаговому следованию правилам или инструкциям.

Овладение непроизвольным мышлением включает 3 этапа:

  • Подсказки от взрослого, который сможет повторить, рассказать или пересказать. Сюда же относятся различные наводящие вопросы типа «Что было дальше?», которые помогут ребенку эффективнее обучаться, связывая материал с основной задачей запоминания.
  • Выявление задач, которые обучают вспоминанию и запоминанию информации.
  • Детское осознание о необходимости развития специальных методов запоминания.

Произвольное запоминание формируется еще в процессе взросления, — когда ребенок постепенно учится действиям, способствующим лучшему восприятию информации, а также ее удержанию в памяти. Подобные навыки позволяют воспроизводить полученные данные с большей точностью. Такой процесс формирования заканчивается приблизительно к 13-15 годам.

Обучение ребенка в школе в значительной степени повышает скорость усвоения работы произвольной памяти, которая приобретает все больший смысл. Так, при учебе, растет количество получаемых данных, которые нужно запоминать. При этом ребенок обращает внимание на то, что информация не всегда показывается так же ярко и наглядно, как этого бы хотелось.

Для наиболее разностороннего развития, недостаточно запоминать лишь то, что нравится. Обучение предмета, который ребенок не любит, способствует не только повышению навыка запоминания, но и в достаточной степени совершенствует силу волю и кон src=»https://healthperfect.ru/wp-content/uploads/2021/02/proizvolnaya-pamyat-v-psihologii-7.jpg» class=»aligncenter» width=»639″ height=»513″[/img]

Совершенствование произвольного запоминания и его активного использования на практике особо важны для интеллектуального развития ребенка, включая способность к быстрому приобретению умения логически мыслить.

Вывод

Если кратко, то непроизвольное запоминание происходит в двух случаях:

  1. Когда запомнившаяся деталь связана с действием.
  2. Когда событие вызвало сильные эмоции («чуть не опоздал на поезд», «выиграл в лотерею», «стал чемпионом города по шахматам»).

Забывается информация либо из-за её ненадобности, либо из-за её неприятности.

Это и объясняет, почему вы иногда запоминаете вроде бы и ненужную информацию, а действительно нужные вещи часто вылетают из головы. Чтобы запоминать больше и то, что нужно, старайтесь делать так, чтобы чувствовать больше позитивных эмоций, а также превращайте любой процесс в интересное и нескучное занятие.

Желаем успехов!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Как тренировать память
  • Как запоминать информацию: подборка полезных материалов
  • Немнемонические правила запоминания
  • Мнемотехники для начинающих
  • 8 советов по использованию флэш-карточек
  • Система Лейтнера: 5 шагов, позволяющих выучить что угодно
  • Упражнения для развития памяти у дошкольников
  • Виды памяти и их особенности
  • Мнемотехника: личный опыт
  • Метод интервальных повторений

Ключевые слова:1Мнемотехники

Произвольная модально-специфическая память у детей и подростков при разных типах дизонтогенеза

Произвольная память в психологии – это одна из наиболее изученных и важных функций в развитии ребенка. Исследовательская деятельность отражала важность логического мышления наряду с мнестическим процессом.

Усилиями В.В. Лебединского были выявлены 6 типов психиатрического дизонтогенеза, которые влияют на качество когнитивных процессов у ребенка.

Так, развитие умственных способностей может характеризоваться следующими характеристиками:

  • задержанное;
  • дефицитарное;
  • искаженное;
  • поврежденное;
  • дисгармоничное;
  • недоразвитость.

Психологами были проведены тесты, исследующие качество произвольной памяти у детей в сравнении с различными отклонениями в развитии. На данный момент становится популярной нейропсихологическая теория, которая объясняет наличие нарушений у ребенка, исходя из плохо развитой модальной памяти. Это же влияет на общую успеваемость в школе.

Цель практически всех исследований — это изучение свойств произвольного запоминания у детей, которые отличаются между собой исходя из типов психологического развития.

В рамках тестирования, психологи преследовали следующие цели:

  • сопоставление показателей произвольной памяти слухового и зрительного типа, включая характер удержания и заучивания у тех детей, которые страдали шизофренией или различными органическими расстройствами;
  • определение взаимосвязи между организацией обучения при помощи стимулов и эффективности запоминания вербальной информации в разных группах;
  • проведение сравнительных тестов произвольной, непроизвольной, тактильной и зрительной памяти у детей;
  • реализация сравнительного анализа свойств и параметров, которые учитывали бы пол или возраст испытуемых.

Гипотезы, которые ученые пытались доказать или опровергнуть:

  • уровень развития произвольной памяти у ребенка тесно связан с наличием когнитивных или психических отклонений;
  • отдаленные или слабо выраженные смысловые образы могут влиять на симптоматику психически нездорового ребенка;
  • модальная память способна по-разному влиять на успешность самого запоминания у ребенка с каким-либо отклонением.


Таким образом, ученые могли отследить достаточно большую выборку испытуемых, каждый из которых отличался исходя из диагностированного заболевания. Наиболее частыми психическими болезнями стали шизотипическое расстройство и шизофрения. Также учитывалось лечение больного в психиатрической лечебнице.

Результаты

Проведенная исследовательская практика позволила сделать ряд выводов, которые относятся к уровню модально-специфического запоминания у детей.

Учеными были обнаружены следующие особенности:

  • Качество произвольного запоминания выше у детей без психических отклонений, в то время как большие шизофренией отличались резидуально-органическими расстройствами мышления.
  • Все исследуемые группы начинали лучше воспринимать и изучать материал после введения различных стимулов, усиленных ассоциаций и упрощений.
  • Введение различных связей между ассоциациями, исходя из их смысловой нагрузки, неодинаково повлияло на уровень запоминания информации. Усложнение задачи дало возможность дифференцировать ребенка с ненормативными нарушениями в развитии.
  • Дети, диагнозом которых является шизотипическое расстройство, выполняли задание приближенно к нормативным показателям, в то время как ребенок с шизофренией оперировал данными намного хуже.
  • Специфическое или тактильное запоминание оказались наиболее сложными в исследуемых группах. Для того чтобы запомнить информацию эффективнее всего, подходило зрительная или слуховая память.
  • Были обнаружены различные несоответствия в отдельных компонентах памяти непроизвольного типа у больных и здоровых детей по признакам разных полов.

Также ученым удалось выявить наличие организации при помощи стимулов, которые влияют на процесс произвольного запоминания, исходя из наличия или отсутствия когнитивного дизонтогенеза. Подобное тестирование позволяет опознать ребенка с нарушениями в развитии, поскольку его память и воспроизведение информации не отличаются высокой эффективностью.

Развитие произвольной памяти

Развитие произвольной памяти у дошкольников следует начинать как можно раньше, постоянно совершенствуя и практикуя различные техники. Помимо педагогического обучения, к этому процессу нужно подойти и родителям.

Наиболее популярные и эффективные игры для совершенствования памяти у детей:


НазваниеОписание
«Картинки»Ребенку на короткий промежуток времени показывается определенное изображение. После этого картинка забирается, взрослый просит описать то, что удалось запомнить, — в максимально подробных деталях.
«10 отличий»Помимо классического проведения техники, что характеризуется поиском отличий между одновременно расположенными картинками, задачу можно усложнить. Так, сначала следует показать одно изображение, после чего — второе. Затем необходимо попросить ребенка указать на отличия.
«Портрет»Может проводиться как родителем, так и педагогом или участником образовательной группы. Необходимо показать ребенку определенного человека, после чего зайти за ширму, дверь или просто отойти, изменив при этом какой-либо элемент образа. После чего — вернуться к ребенку и спросить про то, что было изменено в обличии.
«Описание»После успешной прогулки, родитель может вместе с ребенком вспомнить различные детали по пути домой. Так, дошкольник может указать на необычного человека, проходящего мимо, или же интересный объект. После этого необходимо называть различные детали обозреваемого предмета. Чем больше таких подробностей — тем лучше для памяти.
«Попробуй повторить»Для этой игры берутся счетные палочки, спички, бусы или любые другие предметы. Взрослому необходимо выложить из них любую композицию, после чего — дать несколько секунд ребенку для запоминания. Затем дошкольник должен повторить композицию в максимально подробных деталях.
«Зоопарк»Взрослый выкладывает определенное количество мягких игрушек, — от 3 до 7. На протяжении 30 сек. ребенку дается возможность запомнить их расположение, после чего дошкольник разворачивается спиной. В это время взрослый меняет игрушки. Задача — рассказать то, что изменилось.

Помимо развития произвольной памяти, вышеописанные игры совершенствуют навык внимания, концентрации и в некоторых случаях — усидчивости. Главное, как можно чаще практиковать различные техники, совершенствуя их при необходимости.

Упражнение «Воображение»

Основная цель упражнения — запомнить слова, высказанные взрослым при помощи их образной зарисовки на бумаге. После чего необходимо их повторить, глядя на рисунок. Главное — проговаривать как можно больше предметов для того, чтобы ребенок акцентировался на визуальной составляющей.

Упражнение включает несколько этапов:

  1. Даются простейшие слова: стол, человек, стул, солнце.
  2. К сказанным словам добавляется прилагательное: старый стол, высокий человек, яркое солнце.
  3. Слова усложняются различными абстракциями: грусть, радость, сказка.


Количество высказываемых слов должно увеличиваться постепенно. Упражнение можно усложнить путем создания образов при помощи счетных палочек. Подобные трудности позволяют наиболее эффективно развить память.

Упражнение «Рисунок по памяти»

Упражнение позволяет развить не только качество запоминания, но и концентрацию. Для его выполнения необходимо дать ребенку карандаш и лист бумаги. Взрослому следует показать в течение 30 с любой рисунок, после чего — попросить дошкольника его запомнить и перерисовать.

Желательно, чтобы изображения рисовались простым карандашом. Для начала подойдут обычные геометрические фигуры, после чего рекомендуется усложнять задание — увеличить количество и сложность рисунков, показывать цветные картинки и абстракции.

Упражнение «Оживление»

Цель упражнения — совершенствование слуховой и зрительной памяти. Следует показать ребенку любое животное, после чего предложить оживить его в голове. После этого дошкольник должен рассказать о том, что было в его представлении.

Ребенку необходимо описать самое животное, включая то, чем оно занимается. В случае, если данное упражнение будет слишком сложным, можно прибегнуть к визуальным карточкам. Помимо животных, ребенку можно показывать разнообразные предметы.

Упражнение «Разноцветная лестница»

Для этого упражнения необходимо наличие 5 разноцветных карт. В течение 10 сек. ребенок должен их внимательно рассмотреть, после чего запомнить последовательность цветовой палитры. Затем карты закрываются бумагой или любым другим предметом.

После этого взрослый предлагает дошкольнику закрыть глаза, мысленно представляя расположение карт. Ребенку необходимо наиболее точно перечислить их, в соответствии с тем, где именно находятся цвета. Заключительным этапом является проверка ответа с исходным изображением.

Так как психология человека не ограничивается простыми упражнениями и играми, помимо них, развить произвольную память помогут: правильный режим дня, физические нагрузки и полезный рацион питания. Порционное потребление пищи, богатой нужными аминокислотами и микроэлементами, а также хороший 8-часовой сон — это лучшие спутники эффективного запоминания информации.

Непроизвольное и произвольное запоминание

В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное запоминание — это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Поскольку при этом само запоминание не является нашей целью, то обо всем, что запоминается непроизвольно, мы обычно говорим:

«Само запомнилось». На деле же это строго закономерный процесс, детерминируемый особенностями нашей деятельности. Как показывают исследования, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда он включен в условия, способы достижения этой цели.

В опытах школьникам I класса и студентам давали решить пять простых арифметических задач. В обоих случаях неожиданно для испытуемых предлагали припомнить условия и числа задач. Школьники I класса почти в три раза больше запомнили чисел, чем студенты. Это объясняется тем, что у первоклассников умение сложения и вычитания еще не стало, навыком. Оно является для учеников I Класса содержательным целенаправленным действием.

Оперирование числами составляло содержание цели этого действия, в то время как у студентов оно входило в содержание способа, а не цели действия.

Материал, занимающий различное место в деятельности, приобретает различное значение. Поэтому он требует различной ориентировки и по-разному подкрепляется. Содержание основной цели требует более активной ориентировки и получает действенное подкрепление как достигнутый результат деятельности и потому лучше запоминается, нежели то, что касается условий достижения цели.

Факты специальных исследований показывают, что материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем.

В исследовании, где изучали непроизвольное запоминание текста, который школьникам требовалось понять, обнаружили, что очень легкий текст запоминался хуже, чем текст средней трудности. Трудный же текст запоминался лучше при таком более активном способе работы с ним, как составление .плана, чем при использовании готового плана этого же текста.

Следовательно, непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

Известно, что мы непроизвольно запоминаем полно и прочно, иногда на всю жизнь, то, что имеет для нас особенно важное жизненное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Непроизвольное запоминание будет тем более продуктивным, чем более заинтересованно мы отнесемся к содержанию выполняемой задачи. Так, если ученика интересует урок, он запоминает его содержание лучше, чем тогда, когда школьник слушает только «для порядка». Специальное изучение условий высокой продуктивности непроизвольного запоминания знаний в обучении показало, что одним из таких важнейших условий является создание внутренней, собственно познавательной мотивации учебной деятельности. Это достигается за счет специальной организации системы учебных задач, при которой каждый полученный результат становится необходимым средством для получения каждого последующего.

Произвольное запоминание — это продукт специальных мнемических действий, т. е. таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого действия также связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществления. При этом, как показали специальные исследования, одно из основных условий произвольного запоминания—четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно. Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и на его результат.

В одном исследовании учащимся предложили запомнить два рассказа. Проверка первого была назначена на следующий день, относительно второго было сказано, что его надо запомнить надолго. Проверка запоминания обоих рассказов на самом деле была проведена через четыре недели. При этом оказалось, что второй рассказ запомнился значительно лучше, чем первый, Известно, как быстро забывается материал, запоминаемый только для экзаменов, без установки на прочное, длительное закрепление.

Таким образом, роль мнемической задачи нельзя свести к действию самого по себе намерения запомнить. Разные мнемические задачи вызывают различную ориентировку в материале, в его содержании, структуре, в его языковой форме и т.д., обусловливая выбор соответствующих способов запоминания. Поэтому в учебной работе важно давать учащимся дифференцированные задания: что именно и как надо запомнить.

Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может быть понята и заучена, но, не приобретая для школьника устойчивой значимости, может быстро забываться. Люди, у которых недостаточно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают многое из того, что мм надо помнить.

Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений. Для их запоминания необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы, связанные с более или менее развернутыми процессами мышления. Понимание — необходимое условие логического, осмысленного запоминания. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. Наоборот, непонятое или плохо понятое всегда выступает в сознании человека как что-то отдельное, содержательно не связанное с прошлым опытом. Непонятый материал обычно не вызывает и интереса к себе.

Один из важнейших приемов логического запоминания — составление плана заучиваемого материала. Оно включает в себя три момента:

1. разбивка материала на составные части;

2. придумывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала;

3. связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций.

Объединение отдельных мыслей, предложений в смысловые части сокращает количество единиц, которые надо запомнить, не уменьшая объема запоминаемого материала. Запоминание облегчается еще и потому, что в результате составления плана материал приобретает четкую, расчлененную и упорядоченную форму. Благодаря этому он легче схватывается мысленно в процессе самого чтения.

В отличие от плана для понимания материала в плане для запоминания вычленяются все более дробные единицы, причем заглавия только указывают, напоминают о том, что должно быть воспроизведено, и поэтому по своей форме они часто бывают неполными, отрывочными.

Большое значение имеет сравнение как прием логического запоминания. Особенно важное значение имеет подчеркивание различий в объектах. Это обеспечивает специализацию связей при запоминании и направляет воспроизведение образов объектов по определенному пути. Установление только общих, а тем более очень широких связей между объектами может затруднять их припоминание. Этим во многом объясняется затруднение в припоминании (например, фамилии Овсов в рассказе Чехова «Лошадиная фамилия»).

Запоминание объектов осуществляется тем быстрее и прочнее, чем резче выступают различия между ними. Поэтому сравнение объектов необходимо начинать с ярко выявленных различий и только после этого переходить к различиям менее заметным. В результате опытов И. П. Павлов пришел к выводу, что нервная связь на определенный раздражитель осуществляется быстрее и является более прочной не тогда, когда раздражитель сам по себе многократно подкрепляется, а тогда, когда его подкрепление перемежается, противопоставляется неподкрепленному другому раздражителю, сходному с первым.

На ассоциировании по сходству и по контрасту основаны и такие более сложные приемы произвольного запоминания, как классификация, систематизация материала.

Когда логическая работа над материалом широко опирается на образные связи, это повышает осмысленность и прочность запоминания. Поэтому там, где возможно, необходимо вызывать у себя соответствующие образы, ассоциировать их с содержанием материала, который мы запоминаем.

Одно из важных средств запоминания — воспроизведение, выступающее в форме пересказывания самому себе запоминаемого содержания. Однако к этому способу полезно обращаться только после предварительного осмысления, осознания материала, особенно в тех случаях, когда материал сложный, трудный для понимания. Воспроизведение, особенно своими словами, улучшает понимание материала. Плохо понятый материал обычно связан с «чужой» языковой формой, хорошо понятый легко «переводится» на «свой язык».

Воспроизведение ускоряет, рационализирует запоминание, особенно при заучивании наизусть, так как при пересказывании мы выявляем слабые места, осуществляем самоконтроль. Важно, чтобы воспроизведение не подменялось узнаванием. Узнать легче, чем припомнить. Но только возможность воспроизведения, припоминания создает необходимую уверенность в знаниях.

Учебный материал, требующий по своему объему многократных повторений, может запоминаться тремя способами: либо по частям—частичный способ, либо весь сразу—целостный способ, либо весь и по частям — комбинированный способ. Наиболее рациональный комбинированный способ, а наименее рациональный — частичный. При частичном способе отсутствует ориентация на общее содержание целого, поэтому отдельные части заучиваются изолированно одна от другой. Это ведет к быстрому забыванию заученного. Более продуктивен целостный способ, при котором используется общее содержание материала, облегчающее понимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Но части могут различаться по трудности, к тому же середина материала всегда запоминается хуже, чем начало и конец, особенно при большом объеме. Здесь может быть применен комбинированный способ заучивания, когда сначала осмысливается, осознается весь материал в целом, в процессе чего выделяются и отдельные его части, потом заучиваются отдельные части, особенно более трудные, наконец, материал снова повторяется в целом.

Такой способ заучивания в наибольшей мере отвечает особенностям структуры мнемического действия, включающего следующие операции: ориентировку во всем материале, выделение групп его элементов, установление внутригрупповых отношений, установление межгрупповых связей.

Возможность воспроизведения необязательно будет показателем прочности запоминания. Поэтому учитель должен всегда беспокоиться о том, чтобы путем повторений достигнуть более прочного закрепления знаний учащимися. По словам К. Д- Ушинского, учителя, который не заботится о повторении, о прочности знаний, можно уподобить пьяному вознице с плохо привязанным багажом: он все гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит пустой воз, хвастаясь лишь тем, что проделан большой путь.

Однако повторение продуктивно лишь тогда, когда оно осознанно, осмысленно и активно. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию. Поэтому лучший вид повторения—это включение усвоенного материала в последующую деятельность. Опыт экспериментального обучения показал, что когда программный материал организован в специальную строгую систему задач (так чтобы каждая предшествующая ступень была необходима для усвоения последующей), то в соответствующей деятельности ученика существенный материал с необходимостью повторяется каждый раз на новом уровне и в новых связях. В этих условиях необходимые знания прочно запоминаются даже без заучивания, т. е. непроизвольно. Ранее усвоенные знания, включаясь в контекст новых знаний, не только обновляются, но и качественно изменяются, переосмысливаются.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]