Арт-терапевтические занятия для младших школьников «Разноцветный мир»


Арт-терапевтические занятия для младших школьников «Разноцветный мир»

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………… 3
Общая характеристика программы……………………………………… 3
Место программы в учебном плане и внеурочной деятельности……… 6
Описание ценностных ориентиров содержания программы «Разноцветный мир»…………… 6
Содержание коррекционно – развивающей программы «Разноцветной мир»………………………………………………………………………………….. 10
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, форм организации образовательного процесса…………. 12
ЗАНЯТИЕ №1,2……………………………………………………………. 115
ЗАНЯТИЕ №3,4……………………………………………………………. 116
ЗАНЯТИЕ №5……………………………………………………………… 118
ЗАНЯТИЕ №6,7,8………………………………………………………….. 119
ЗАНЯТИЕ №9,10,11………………………………………………………. 120
ЗАНЯТИЕ №12……………………………………………………………. 121
ЗАНЯТИЕ №13,14,15……………………………………………………… 122
ЗАНЯТИЕ №16,17…………………………………………………………. 123
ЗАНЯТИЕ №18,19,20,21………………………………………………….. 124
ЗАНЯТИЕ №22,23,24……………………………………………………… 125
ЗАНЯТИЕ №25…………………………………………………………… 126
ЗАНЯТИЕ №26,27…………………………………………………………. 127
ЗАНЯТИЕ №28,29………………………………………………………… 128
ЗАНЯТИЕ №30……………………………………………………………. 129
ЗАНЯТИЕ №31,32………………………………………………………… 130
ЗАНЯТИЕ №33,34………………………………………………………… 131
ЗАНЯТИЕ №35,36………………………………………………………… 132
ЗАНЯТИЕ №37,38,39……………………………………………………… 133
ЗАНЯТИЕ №40,41……………………………………………………….. 134
ЗАНЯТИЕ №42,43………………………………………………………… 135
ЗАНЯТИЕ №44,45,46……………………………………………………… 136
ЗАНЯТИЕ №47,48…………………………………………………………. 137
ЗАНЯТИЕ №49,50…………………………………………………………. 138
ЗАНЯТИЕ №51.52,53,54,55,56,57,58,59,60………………………………. 139
ЗАНЯТИЕ №61,62,62,64….……………………………………………….. 140
ЗАНЯТИЕ №65…………………………………………………………….. 141
ЗАНЯТИЕ №66……………………………………………………………. 142
ЗАНЯТИЕ №67…………………………………………………………….. 143
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса……… 144
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………….. 149
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………….. 151
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ………………………………………………………….. 153
ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………… 154
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (технологические карты для занятий)……… 155
ПРИЛОЖЕНИЕ 6…………………………………………………………… 178
ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………………………………………….. 188
ПРИЛОЖЕНИЕ 8………………………………………………………….. 189
ПРИЛОЖЕНИЕ 9………………………………………………………….. 190

Цель программы – развитие личности ребёнка, изменение стереотипов его поведения, коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений, а также проблем в обучении средствами художественного творчества. Задачи:

  1. развить творческое мышление, способность концентрироваться;
  2. сохранить психологическое здоровье в процессе изменения личности младшего школьника;
  3. способствовать отреагированию страхов и негативных переживаний;
  4. обучить приёмам саморегуляции посредством арт — терапевтических техник;
  5. сформировать навыки рефлексии;
  6. сформировать навыки правильного взаимодействия со сверстниками.

Общая характеристика программыПринципиальным отличием стандартов второго поколения является их ориентация на результат образования. Как известно, ключевое изменение ФГОС второго поколения состоит в том, что на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Однако поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка (Д. В. Григорьев). Учебная деятельность требует от ребенка определенной степени подготовленности и в физиологическом, и в социальном отношении. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Такие дети нуждаются в психологической помощи. Школа — это особое образовательное пространство, один из основополагающих принципов которого – опора на актуальные потребности каждого ученика, повышение продуктивности его познавательной и творческой деятельности. Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (Д. В. Григорьев) помимо учебных занятий включает в себя и внеурочную деятельность, одним из направлений которой и является программа «Разноцветный мир», который успешно оказывает помощь в психологическом развитии учащихся методом арт-терапии. Программа «Разноцветный мир» — это территория творчества, проявления и раскрытия себя каждым ребенком, здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю и эмоции, раскрывается как личность. Все это способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих взаимоотношений, а значит повышает эффективность обучения. Арт-терапия — это вид психотерапии, использующий искусство как терапевтический фактор, т.е. использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения (А.И. Копытин). Основное преимущество арт-терапевтических методик в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество – является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом. Не менее важно позитивное воздействие самого процесса арт-терапии. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. Также в процессе работы зачастую используются музыка, движения, сочинение историй. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека. Программа «Разноцветный мир» — это развивающее направление арт — терапии. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно «therapia» в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду «социальное врачевание» личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Психолого — педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции. Преимуществом арт-терапии перед другими методиками является использование образной, визуальной и пластической экспрессии, что позволяет исследовать и гармонизировать те стороны внутреннего мира человека, которые не могут быть раскрыты путём прямого проговаривания. Арт-терапия имеет широкие возможности при работе с младшими школьниками, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции (М. Бетенски). Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества. Коррекционно-развивающая программа составлена по блокам, каждый из которых помогает поддерживать позитивный настрой детей, вести беседу о той или иной ситуации, поступке и его последствиях. Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой. Практическая работа в рамках программы позволяет ребенку научиться фиксировать и анализировать свои чувства и чувства других людей. Место программы в учебном плане и внеурочной деятельностиПрограмма внеурочной деятельности младших школьников «Разноцветный мир» реализует общекультурное направление внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне связывает личностное развитие с общечеловеческими ценностями средствами художественного творчества. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-9 лет на 2 года обучения, т.е. охватывает 1 и 2 классы. При обучении используется режим внеурочной деятельности по одному часу в неделю. Таким образом, на первый год обучения приходится – 33 часа, на второй год – 34 часа. Наполняемость групп происходит после прохождения детьми, с согласия родителей, психологического тестирования, направленного на выявление уровней: коммуникативной компетентности, тревог, наличия страхов и фобий. Далее учащиеся объединяются в группы, с наполняемостью 8-14 человек. Описание ценностных ориентиров содержания программы «Разноцветный мир»В результате обучения учащиеся овладеют:

  • знаниями о себе, о своих возможностях, красоте и культуре;
  • умениями прилагать усилия для достижения цели, что приводит к развитию волевых качеств;
  • навыками использовать продуктивные методы снятия эмоционального напряжения, разрешения фрустрирующих ситуаций.

Познакомятся:

  • с эстетической культурой на основе целостного миропонимания;
  • с деятельностью по сбору и обработке информации;
  • со способами развития творчества через художественную деятельность, слово, творческую деятельность;
  • со способами создания собственного нового, оригинального образа;
  • с планированием работы с учетом имеющихся ресурсов и условий
  • с распределением работы при коллективной деятельности;
  • с развитием творческих способностей и достижением высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программыКоррекционно – развивающая программа психолого – педагогической арт – терапии «Разноцветный мир» обеспечивает наиболее оптимальное достижение поставленной школой цели выявления перспектив социокультурного развития личности ребенка через активизацию и интенсификацию арт – деятельности младших школьников в условиях временного коллектива. Личностные результаты:Будут сформированы:

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • развиты этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действияНаучится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные универсальные учебные действияНаучится:

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • проводить сравнение, и классификацию по заданным критериям;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действияНаучится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Чтение. Работа с текстом(метапредметные результаты)В результате обучения ученики приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Научится: • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; • определять тему и главную мысль текста; • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном или прослушанном тексте; • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Предметный результат:

  • Обогатится новым опытом художественной деятельности
  • Получит знания о красоте и культуре

Содержание программы внеурочной деятельности «Разноцветной мир»Арт-терапия хорошо зарекомендовала себя в работе с детьми. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать их. Ребенок еще не может точно сформулировать, что его тревожит, но он может рисовать, лепить, выражать себя через движения телом, поэтому арт-терапевт работает с состоянием ребёнка, минуя слова и сознание. Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает свое подсознание. Простые действия позволяют уменьшить внутреннюю тревогу ребенка, преодолеть негативизм, снять напряжение, выразить сильные переживания, устранить дисциплинарные барьеры, и тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. В итоге получается исцеление через самовыражение творческого потенциала (М.Е. Бурно). Арт-терапия создает безопасное пространство для выражения эмоций, чувств, переживаний с помощью изобразительных средств, игры. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счёте, разрешаются. В результате арт-терапевтической работы у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству. Достижение положительных психокоррекционных результатов в арт-терапии с ребенком происходит за счет развития и усиления внимания к своим чувствам и переживаниям, что повышает его самооценку. Сам процесс творчества дает возможность свободно выразить свои чувства, фантазии в виде продукта творчества (рисунка, коллажа, сказочной истории) и является безопасным способом разрядки напряжения. Поэтому в процессе арт-терапии у ребенка происходит гармонизация внутреннего состояния, восстанавливается способность находить состояние равновесия (А. Будза). Занятия разделены на 6 тематических разделов. Одна тема включает в себя 10 занятий, направленных на развитие того или иного качества, отвечающих определённой цели и задачам, а так же 1 дополнительный раздел, служащий переходом к программе 3 класса сказкотерапевтического направления «Путешествие в сказку».

Тема «Узнаю себя» направлена на развитие чёткой системы знаний ребёнка о себе и своих возможностях.

Тема «Мои чувства» направлена на развитие приёмов эффективной саморегуляции ребёнка.

Тема «Вовсе не страшно» направлена на преодоление страхов и негативных переживаний.

Тема «Я и общества» способствует развитию навыков коммуникации.

Тема «Я работаю в группе» направлена на развитие кооперации.

Тема «Добро пожаловать в сказку» направлена на развитие творческого потенциала личности младшего школьника.

Тема «Сказки в нашей жизни» направлена на преодоление негативных поведенческих реакций.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, форм организации образовательного процесса.

Мастер-класс по арт-терапии в школе

Вера Белоусова

Мастер-класс по арт-терапии в школе

Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №3 среднего общего образования открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

МАСТЕР-КЛАСС

По арт-терапии Белоусова В. Ю.

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и психологов посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического здоровья у участников образовательного процесса.

Задачи:

• познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;

• создать положительный эмоциональный климат у участников, используя виды арт-терапии (изотерапию)

как одну из форм организации
мастер-класса;
• способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.

3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой психологической деятельности.

Актуальность

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах, которые могут использоваться участниками образовательного процесса.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей.Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый мир.

Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов некоторые авторы публикаций используют вместо слов «арт-терапия»

такие понятия, как
«арт-метод»
, т. е.
«методы, основанные на творческой активности»
,
«методы творческого самовыражения»
.

Арт-метод в научно-педагогическом понятии – это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.

Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

Современная арт-терапия включает множество направлений.

В работе с детьми и взрослыми можно успешно применять такие арт-терапевтические методы как музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия, изотерапия.

Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Сегодня мы уделим большее внимание изотерапии. В отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению рукоделию или рисованию, при проведении изотерапии важен творческий процесс как таковой, а также особенности внутреннего мира творца. Важно не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь научиться выражать собственные чувства средствами искусства, справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, и дать выход творческой энергии.

Кроме этого, изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяет восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения со сверстниками и внешним миром.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т. д.

Остановимся на некоторых техниках изотерапии.

Кляксография (практическая работа)

«Кляксография»

— довольно известный способ рисования, развивает воображение, выполняется раздуванием капельки краски в разных направлениях, трудности вызывает у детей, когда требуется оживить, додумать образ, задать нужное направление и силу выдоха при раздувании. В качестве терапии используется при повышенной возбудимости.

Монотипия (практическая работа)

Пейзажная: на гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности.Снимать бумагу можно по-разному: рывком, боком, раскачиванием. Получается оттиск с разными эффектами в зеркальном отражении. На одной и той же основе можно делать несколько оттисков. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают гиперактивные и тревожные дети. Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т. д. Это характерно для детей с проблемами аффективно-личностного плана. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

Это базовая графическая техника, не только развивает тактильные ощущения, воображение, снимает мышечное напряжение, но и доставляет радость.

Рисунок на пене. (Практическая работа)

Пена для бритья – очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми виньетками, завитками и другими узорами, а каждый новый рисунок получается уникальным.

При рисовании на пене для бритья используется принцип монотипии – рисование с помощью уникальных отпечатков. Бумагу с такими необычными узорами можно использовать для упаковки подарков, для создания открыток и панно, как фон для аппликаций и т. д. Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, оказывает удивительный, успокоительный эффект. Рекомендуется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

Рисование мыльными пузырями (практическая работа)

Способы рисования мыльными пузырями:

1 способ: Берем соломинку для коктейля и начинаем пенить раствор, дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в баночке. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене.

2 способ: Можно снимать поднявшиеся пузыри ложкой и выкладывать на листе.Рекомендации: Чем больше красителя, тем ярче цвет пузырей. Используя эти два способа можно получить интересные работы.

Ниткография

Слово «ниткография»

состоит из двух слов: нитка и графика (от
«grafo»

«пишу»
) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи. То есть, получается,
«пишу ниткой»
или проще —
«рисую нитью»
.

Главная задача художника –ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.

Берём белый лист бумаги, формат А-4 и сгибаем пополам – такой вариант приемлем на начальном обучении, а если вы увлечётесь, то можно брать 2 листа, не скрепленных между собой.Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в тушь, или краску. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги. После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец. На одном листе можно укладывать ниткой несколько цветов. Они могут у Вас переплетаться между собой, а могут быть отпечатаны отдельно друг от друга.

Итог выступления: Словом, материалы безграничны. Можно сказать, что из «простого»

возрождается
«ценность»
. Работая, участники не задумываются о конечном результате. Они получают удовольствие от самого процесса. Поэтому
арт-терапия так эффективна.
Рефлексия

– Что почувствовали, когда работали, что хотите взять в свой арсенал, что мешало? Ваши пожелания организаторам.

Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам педагогического процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]