Интроспекция или самонаблюдение – это анализ чувств, эмоций, которые мы испытываем, или причин нашего различного поведения. Теоретически, любой человек может провести самоанализ, но как правильно это делать? Для чего следует использовать самоанализ и как он может помочь нам решить собственные проблемы? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо разобраться, что же такое интроспекция.
Интроспекция – это термин, который происходит от латинского слова introspectio, в дословном переводе означает «заглянуть внутрь». По-другому этот процесс называют самонаблюдением. Это независимый анализ эмоций, переживаний и всех других чувств, которые имеют влияние на нашу психику.
Самонаблюдение в психологии возникло достаточно давно. Одним из первых людей, который стал интересоваться интроспекцией, был немецкий философ и психолог Вильгельм Вундт. Интроспекция начала развиваться быстрыми темпами в конце XIX века, когда возникли основы современной психологии. Первоначально интроспекция считалась очень перспективным научным инструментом, но со временем такой метод психологического исследования подвергался все более громкой критике. Вплоть до сегодняшнего дня психологи поделены на два лагеря: «за» и «против». В наше время самоанализ вообще утратил свое изначальное значение. Тем не менее, многие исследователи говорят, что самонаблюдение может быть прекрасным инструментом, полезным даже во время психотерапии. Кто же все-таки прав, и что вообще представляет из себя самонаблюдение?
Определение метода
Интроспекция – это тщательное углубленное изучение своих чувств, мыслей, переживаний, образов, мышления без самоосуждения. Это определение интроспекции в психологии близко к самоанализу. Дословный перевод термина означает «взгляд внутрь себя». Главной чертой интроспекции в психологии считается ее безоценочность: человек должен констатировать факт наличия признаков действия раздражителя. Не допускается давать этим ощущениям качественные характеристики, высказывать свое мнение о происходящем.
Отчет исследователя о самонаблюдении дает ему информацию, которую необходимо будет проверить с помощью других методов исследования.
Метод интроспекции открывает перед исследователем возможность научиться использовать собственную интуицию для глубокого понимания окружающей действительности. Некоторые исследователи полагают, что интроспекция – это единственный метод, дающий ключ к пониманию внутреннего мира человека. Другие авторы оспаривают это утверждение. Однако мнения ученых сходятся в том, что интроспекция априори свойственна любому научному исследованию. До появления экспериментальной психологии, особенности психики и содержание сознания индивида изучались только с помощью самонаблюдения.
Метод интроспекции и проблема самонаблюдения
Интроспективная психология
— направление в психологической науке, считающее основным методом исследования самонаблюдение, интроспекцию. Интроспективная психология широко распространилась в конце XIX века под влиянием субъективно-идеалистической философии. Представители интроспективной психологии исходили из идеи “внутреннего ответа” и имеющегося у человека умения наблюдать за своими чувствами, мыслями, желаниями. Самонаблюдение может дать интересные факты, но их надо проверять с помощью методов наблюдения, эксперимента и других. В сочетании с другими методами психологии самонаблюдение приобретает действительную ценность.
Метод интроспекции
– метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения. Иногда он называется субъективным методом. Его разновидностями являются
метод аналитической интроспекции
и
метод систематической интроспекции
.
Речевой отчет
– сообщение испытуемого о явлениях сознания при наивной (неинтроспективной, неаналитической) установке. То же иногда называют субъективным отчетом, субъективными показаниями, феноменальными данными, данными самонаблюдения.
В книге «Введение в общую психологию» Ю.Б. Гиппенрейтер дает описание метода интроспекции (М.: Изд-во МГУ, 1988).
В психологии сознания метод интроспекции (буквально “смотрения внутрь”) был признан не только главным, но и единственным методом психологии. В основе этого убеждения лежали следующие два бесспорных обстоятельства.
Во-первых, фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно открываться (репрезентироваться) субъекту. Во-вторых, “закрытость” тех же процессов для внешнего наблюдателя. Сознания разных людей сравнивались в то время с замкнутыми сферами, которые разделены пропастью. Никто не может перейти эту пропасть, никто не может непосредственно пережить состояния сознания другого человека так, как он их переживает. Невозможно проникнуть в образы и переживания других людей.
Идейным отцом метода интроспекции считается английский философ Дж. Локк (1632 – 1704), хотя его основания содержались также в декартовском тезисе о непосредственном постижении мыслей.
Дж. Локк считал, что существует два источника всех наших знаний: первый источник – это объекты внешнего мира, второй – деятельность собственного ума. На объекты внешнего мира мы направляем свои внешние чувства и в результате получаем впечатления (или идеи) о внешних вещах. Деятельность же нашего ума, к которой Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого, внутреннего, чувства – рефлексии. Рефлексия
по Локку, – это “наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность” (Дж. Локк. Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. – М., 1960. – С. 129).
Дж. Локк замечает, что рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта
. У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира. Она может не развиться и у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит на свои внутренние процессы специального внимания.
Итак, у Локка содержится, по крайней мере, два важных утверждения.
1. Существует возможность раздвоений, или “удвоения”, психики. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня
– восприятия, мысли, желания;
процессы второго уровня
– наблюдение, или “созерцание” этих восприятий, мыслей, желаний.
2. Деятельность души первого уровня есть у каждого человека и даже у ребенка. Душевная деятельность второго уровня требует специальной организации. Это специальная деятельность. Без нее знание о душевной жизни невозможно. Без нее впечатления о душевной жизни подобны “проносящимся призракам”, которые не оставляют в душе “ясные и прочные идеи”.
Эти оба тезиса, а именно – возможность раздвоения сознания и необходимость организации специальной деятельности для постижения внутреннего опыта, были приняты на вооружение психологией сознания
. Были сделаны следующие научно-практические выводы:
1) психолог может проводить психологические исследования только над самим собой. Если он хочет знать, что происходит с другим, то должен поставить себя в те же условия, пронаблюдать себя и по аналогии сделать заключение о содержании сознания другого человека;
2) поскольку интроспекция не происходит сама собой, а требует особой деятельности, то в ней надо упражняться и упражняться долго.
Психологи того времени отмечали важные дополнительные преимущества метода интроспекции.
Во-первых, считалось, что в сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений. Например, если человек захотел поднять руку и поднял ее, то причина действия ему непосредственно известна: она присутствует в сознании в форме решения поднять руку. В более сложном случае, если человек вызывает во мне сострадание и я стремлюсь ему всячески помочь, для меня очевидно, что мои действия имеют своей причиной чувство сострадания. Я не только переживаю это чувство, но знаю его связь с моими действиями.
Отсюда положение психологии считалось намного легче, чем положение других наук, которые должны еще доискиваться до причинных связей.
Во-вторых, интроспекция поставляет психологические факты, так сказать, в чистом виде, без искажений. В этом отношении психология также выгодно отличается от других наук. Дело в том, что при познании внешнего мира наши органы чувств, вступая во взаимодействие с внешними предметами, искажают их свойства. Например, за ощущениями света и звука стоят физические реальности – электромагнитные и воздушные волны, которые совершенно не похожи ни на цвет, ни на звук. И их еще надо как-то “очищать” от внесенных искажений.
В отличие от этого для психолога данные ощущения – именно та действительность, которая его интересует. Любое чувство, которое испытывает человек независимо от его объективной обоснованности или причины, есть истинный психологический факт. Между содержаниями сознания и внутренним взором нет искажающей призмы.
Итак, применение метода интроспекции подкреплялось соображениями об особых преимуществах этого метода.
В экспериментах интроспекционистов предъявлялся обычный
объект в
обычных
условиях; от испытуемого же требовался
изощренный
анализ “внутреннего опыта”, аналитическая установка, избегание “ошибки стимула” и т. п.
В современных исследованиях происходит все наоборот. Главная нагрузка ложится на экспериментатора, который должен проявить изобретательность
. Он организует подбор специальных объектов или специальных условий их предъявлений; использует специальные устройства, подбирает специальных испытуемых и т. п. От испытуемого же требуется
обычный
ответ в
обычных
терминах.
Термин “самонаблюдение” – почти буквальный перевод слова “интроспекция”, однако за этими двумя терминами, по крайней мере, в нашей литературе, закрепились разные позиции. Первую мы озаглавим как метод интроспекции
. Вторую – как
использование данных самонаблюдения.
Каждую из этих позиций можно охарактеризовать, по крайней мере, по двум следующим пунктам: во-первых, по тому, что
и
как наблюдается
; во-вторых, по тому,
как
полученные данные
используются
в научных целях.
Таким образом, получаем следующую простую таблицу:
Таблица 1
История развития метода
Разобравшись с тем, что означает термин интроспекция, нужно сказать, кто является автором метода интроспекции.
Инстроспекция как метод научного исследования своим появлением обязана Р. Декарту и Дж. Локку. Эти философы рассматривали интроспекцию как особую разновидность познания.
Синонимичные подходы можно найти у Ф. Брентано, который применял метод внутреннего наблюдения в своей экспериментальной деятельности.
Последователями идей основоположников интроспекции стали В. Вундт, Э. Титченер и вся Вюрцбургская школа психологии. Вундт соединил самонаблюдение с лабораторным экспериментом и разными способами его проведения.
Позднее в гештальтпсихологии эта разновидность изучения собственного внутреннего мира приняла вид феноменологического самонаблюдения.
В 19 веке метод интроспекции использовался как термин для обозначения субъективных переживаний участников психологических исследований. Это означает, что ученые делали выводы о тех или иных психологических явлениях и феноменах на основании не собственных интроспективных ощущений, а на основании отчета о самонаблюдениях испытуемых.
Метод самонаблюдения подвергся серьезной критике со стороны бихевиористов, которые утверждали, что доказательными фактами тех или иных психологических проявлений могут служить только наблюдаемые внешне поведенческие реакции индивидов. Сторонников самонаблюдения упрекали в отсутствии объективности их метода.
В связи с этим первоначальная концепция претерпела некоторые изменения: теперь от участника эксперимента требовалось только ответить на заданный вопрос и сообщить о произошедших изменениях с помощью нажатия специальной кнопки. С помощью этих преобразований удалось отойти от субъективизма в самонаблюдении.
Образовавшиеся чуть позже школы объективной и когнитивной психологии были противниками самонаблюдения по причине низкой объективности метода. Специалисты этих направлений утверждали, что получить достоверные сведения о человеке можно через специально организованное стороннее наблюдение.
В начале 20 века самонаблюдение было признано ненаучным идеалистическим методом, основной проблемой которого являлось отсутствие объективности. Но при этом оно использовалось в изучении внутреннего мира и духовных установок личности, прослеживалась в рефлексивных моментах психолого-педагогических опытов.
С уверенностью можно сказать, что такой метод, как интроспекция, используется и в современной психологии. Например, в методической литературе есть упоминание о практическом применении методики самонаблюдения в гуманистической и трансперсональной психологии для отслеживания индивидом изменения хода собственных мыслей, формирования моральных установок.
КРИЗИС В ПСИХОЛОГИИ
К началу XX в. в психологии сложился целый ряд направлений, несовместимых между собой, и это составляло своеобразную форму выражения теоретического кризиса психологической науки.
Несмотря на это, психологическая наука продолжала очень активное накопление важных психологических фактов, продолжалось изучение физиологических процессов, которые соответствуют психологическим явлениям и процессам. Словом, нельзя представить себе этот первоначальный период существования психологической науки как период, характеризующийся только теоретическими трудностями, которые создавали картину общего кризиса психологии, так как в то же самое время шло серьезное обогащение психологических знаний.
Проблема самонаблюдения
В процессе многочисленных проверок выяснилось, что метод самонаблюдения не отвечает таким критериям, как воспроизводимость и возможность точной фиксации результатов. Это объяснялось тем, что участники эксперимента являлись обычными людьми, которые в ходе опыта отвлекались, не всегда точно и своевременно давали обратную связь экспериментатору.
Таким образом, самонаблюдение было признано не методом исследования самих психических процессов, а тех следов, которые эти процессы оставляют в сознании человека.
Еще одной проблемой применения метода является его ограниченность: результаты самонаблюдения констатируют факт наличия признака, но не позволяют его объяснить. Исследовать с помощью него можно только представления, ассоциации и ощущения.
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ
Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.
Существуют определенные требования к организации и проведению научного наблюдения:
– составление плана наблюдения;
– фиксирование результатов (чаще всего в виде дневника наблюдения);
– формулировка выводов.
Самым важным требованием к организации наблюдения является обеспечение таких условий, при которых испытуемый не знает, что является объектом изучения. Если это условие выполняется, то исследователь собирает факты естественного поведения, что является очень важным достоинством метода наблюдения.
Недостатки метода наблюдения определяются пассивной ролью исследователя: низкая оперативность, плохая повторяемость, низкая точность, высокая трудоемкость, сложность вычленения и анализа необходимых психологических фактов.
Метод самонаблюдения (интроспекция). Современная психология не отрицает значимости самонаблюдения, но отводит ему вспомогательную роль. Самонаблюдение в виде словесного отчета испытуемого после эксперимента или перед ним служит дополнительной информацией для дальнейшего совершенствования экспериментальных методов и фактически является не столько методом, сколько объектом исследования. Самостоятельного значения этот метод не имеет, так как результаты самонаблюдения невозможно ни доказать, ни опровергнуть, кроме того, следует иметь в виду, что, когда человек пытается заглянуть в себя, он все равно видит объективный мир, отраженный в его психике, а не сам мозг, его свойства и функционирование. Поэтому данные, полученные методом самонаблюдения, лишены научности в современном понимании.
Обычно в психологии выделяют два вида экспериментов: лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент. Основное достоинство метода – активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты:
– оперативность: исследователь не ждет проявления необходимых фактов, а сам создает ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый психический процесс;
– повторяемость: высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры;
– однотипность данных и, как следствие, более простой анализ.
Однако лабораторный эксперимент имеет и свои недостатки, которые можно свести к главному: испытуемый знает, что он является объектом изучения, и тем самым теряется естественность протекания психических процессов. Поэтому получаемые в результате лабораторного эксперимента данные должны проверяться в естественных условиях деятельности людей.
Естественный эксперимент. С целью устранения основного недостатка лабораторного эксперимента – неестественности протекания психических процессов – был разработан естественный эксперимент. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые психологические особенности и качества. Разновидность естественного эксперимента – психолого-педагогический эксперимент, когда в ходе эксперимента решаются обучающие или воспитательные задачи.
ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
Принцип детерминизма. Этот принцип означает, что психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Если говорить о психике животных, то считается, что ее развитие определяется естественным отбором как биологическим законом.
Принцип единства сознания и деятельности.
Сознание и деятельность не тождественны и не противоположны – они представляют собой единство. В сознании человека формируются динамические модели действительности, позволяющие ему ориентироваться в окружающей среде и в соответствии с этим осуществлять деятельность. Принцип единства сознания и деятельности позволяет психологам, изучающим поведение, деятельность, выяснить те внутренние психологические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей деятельности, т. е. открывать объективные закономерности психики.
Место метода в философии
В философии интроспекция – это основа психологической методологии ретроспективного направления данной науки. Суть метода интроспекции по Августину в том, чтобы освобождать сознание и систематизировать чувства человека, с чем соглашались его ученики. Зацикленность на собственных эмоциях может препятствовать нормальным межличностным отношениям.
Интроспекция в переводе означает «самонаблюдение», которое в философии помогает человеку усмирить бурю чувств внутри себя. Интроспекция как метод исследования в психологии лежит в основе познания человеком собственных личностных особенностей.
Место метода в психологии
В советский период интроспекция являлась основным методом психологии, который люди применяли для контролирования работы собственной психики. Интроспекция характеризуется необходимостью долгих тренировок. Только так можно справиться с субъективизмом.
Метод интроспекции и самонаблюдение позволили вскрыть содержание таких элементов сознания, которые невозможно разложить на чувства. Кроме того, были обнаружены бессознательные причины некоторых закономерностей.
Однако результаты самонаблюдений того или иного психического процесса были противоречивыми не только у разных людей, но и у одного и того же испытуемого. Так метод интроспекции и породил серьезную проблему объективности самонаблюдения в психологии, поставив под сомнение предмет изучения, основные концепции и положения данной науки.
Ученые пришли к выводу, что такое наблюдение обладает ограниченными возможностями. Со временем этот метод трансформировался в ретроспекцию.
МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК
В данном вопросе мы рассмотрим основные науки, которые так или иначе связаны с психологией.
Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. Вышеописанное может объяснить то, почему современная психология очень тесно связана с другими науками.
Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие.
Прежде всего это философия.
Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии.
На втором месте стоит социология.
Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений.
Кроме того, существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.
В приведенных выше науках можно наблюдать переплетение различных тем изучения. Если говорить о примере, то в социальной и возрастной психологии очень широко применима концепция социального научения, которая разработана социологами. И наоборот, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии.
Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.
Еще одним предметом, с которым связана психология, является история.
Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода.
Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками.
Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками.
Это можно объяснить тем, что человек является участником технологических и производственных процессов.
Прослеживается связь психологии с медицинскими
и
биологическими
науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа.
Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.
Подводя итог сказанного, можно сделать вывод, что психология связана с различными областями науки и практики, независимо от того, были ли они ранее объединены, например философия и психология, или развивались отдельно, например психология и педагогика, но вследствие совпадения изучаемых вопросов тесно объединены.
Виды интроспекции в психологии
Со временем в психологии определились несколько вариантов самонаблюдения. Это:
- Феноменологическое самонаблюдение является методом гештальтпсихологии. Его задача – описание феноменов психики в целостности и непосредственности с целью выделения базовых чувств и ощущений. В дальнейшем эта разновидность самонаблюдения нашла применение в описательной и гуманистической психологии.
- Интроспективная психология или самоисследование. Это направление развивала Р. Махарши. Опыты исследователя были направлены на изучение собственных чувств и определения их причин.
- Аналитическая интроспекция, основоположником которой считают Э. Титченера. Экспериментальная деятельность ученого была направлена на то, чтобы разбить чувственный образ на составные части, устойчивые к действию раздражителя. Этот метод лег в основу структурализма.
- Систематическое самонаблюдение – это метод ментального анализа, используемый в Вюрцбургской школе. Он ориентирован на контроль мыслительной деятельности с опорой на ретроспективный отчет.
Интроспекция в повседневной жизни
В повседневной жизни каждый может пользоваться этим методом для обретения гармонии с самим собой. Если внимательно прислушиваться к своим ощущениям, эмоциям, которые возникают в тех или иных ситуациях, можно наметить направления саморазвития. Если сочетать самонаблюдение с медитацией, можно развивать свою эмоционально-волевую сферу.
Кроме того, систематические занятия, обращенные к собственному внутреннему миру, развивают наблюдательность, помогают справиться с рассеянностью. Люди, освоившие данный метод, по-другому смотрят на мир: замечают детали в интерьере, учатся улавливать перемены настроения собеседника, считывать его эмоции по мимике. У них улучшаются навыки работы с информацией.
Однако обучить этому методу детей – практически непосильная задача, так как их психика подвижна, сосредоточиться на собственных ощущениях, мыслях и эмоциях им крайне трудно.
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА И ФИЛОГЕНЕЗА
Филогенез
(от греч. «филэ» – племя, род; «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).
Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, т. е. способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс
– закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.
Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно, исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Отличительные особенности психики человека еще в большей степени проявляются в онтогенезе. Онтогенез
(от греч. «онтос» – сущее; «генезис» – происхождение) – развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы.
Временной характеристикой индивидуального развития является возраст. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
Возрастному развитию присущи два свойства – метрическое и топологическое.
Метрическое свойство
означает длительность протекания тех или иных психологических процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы).
Топологическое свойство
возрастного развития означает определенность того или иного состояния, фазу или период становления индивида.
Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями. Возрастные особенности – это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида.
Преимущества и недостатки метода
Преимуществами данного метода являются следующие факты:
- метод основан на изучении собственных внутренних ощущений и личностных установок (лучше самого испытуемого эти особенности не может знать никто другой);
- он представляет психические факты в том виде, в каком они существуют.
Однако перечисленные достоинства метода не делают его идеальным. Как метод психологического исследования, самонаблюдение имеет существенные недостатки:
- высокая степень субъективности;
- экспериментатор не может быть уверенным в честности и самокритичности испытуемого;
- нет возможности применять его в групповой форме эксперимента;
- у экспериментатора отсутствует возможность проверки правильного понимания инструкции испытуемым;
- метод применялся в основном в искусственно созданных условиях, в естественной среде результаты лабораторных исследований не подтверждались;
- невоспроизводимость результатов метода даже у одного и того же испытуемого по прошествии некоторого времени;
- с помощью этого метода можно получить определенную информацию о человеке, но ее нельзя оценить количественно или качественно;
- если экспериментатор проводит опыты над самим собой, велика вероятность искажения психического процесса и фальсификации результата из-за исходной установки и двойной позиции исследователя;
Достоинства и недостатки
Рассмотрим преимущества и недостатки метода наблюдения.
Плюсы:
- Широкий спектр получаемых сведений. Можно сфокусироваться на каких-то отдельных качествах объекта (поведение, речь, жесты и т. д.), а можно собирать целостную картину.
- Сохранение естественных условий и обстоятельств деятельности объекта.
- Неограниченный охват лиц, за которыми можно вести наблюдение, от объектов не требуется прохождение специальной подготовки.
- Наблюдение позволяет использовать обширный арсенал средств фиксации.
Минусы:
- Выводы не являются объективными, поскольку напрямую зависят от подготовленности, интересов, предпочтений, опыта и иных качеств наблюдателя.
- Невозможно влиять на обстоятельства и ситуацию наблюдения.
- Есть риск того, что присутствие наблюдателя повлияет на поведение исследуемых, а следовательно , исказит результаты.
- Трудность дальнейшей систематизации данных.
- Необходимость значительных ресурсных и человеческих затрат.
- Неповторимость (уникальность) опыта.