Конфликтология – это отрасль науки, изучающая причины зарождения, развития, эскалации, разрешения конфликтов всех уровней с последующим их завершением. Решение определенного ряда проблем, порождающих появление конфронтации, часто способствует преодолению трудностей, которые ранее обозначились в связи с установлением сути противостояния и объекта конфликтологии. Предмет конфликтологии – это конфликты, которые рассматриваются ею в качестве противоречия между субъектами, конфронтации, а также конфронтации в качестве процессов, характеризуемых определенным строением и условиями протекания.
Конфликтология, как наука
Одним из важнейших феноменов сегодняшнего существования и политической жизни являются конфронтации, которые выражаются столкновением сторон, противоречием, противостоянием. Поскольку жизнь индивида в социуме наполнена двойственностью, расхождениями во мнениях, это часто приводит к столкновению позиций, как отдельных индивидуумов, так и больших коллективов, а также незначительных по количеству субъектов групп.
Становление конфликтологии
В истории цивилизации человечества существовало и насчитывается по сей день множество всевозможных конфронтаций. Одни столкновения возникали между отдельными субъектами, например, вследствие борьбы за ресурсы, другие охватывали одновременно несколько народов и держав. Нередко в противостояния вовлекались даже целые континенты. Люди издавна стремились разрешить завязывающиеся противоречия, мечтая об утопическом социуме, в котором места нет конфронтациям. Возникновение государственности также свидетельствует о попытке человечества сотворить многофункциональный механизм, направленный не только на предотвращение, предупреждение, но и на разрешение противоречий.
Конфликты считаются основной причиной гибели людей в двадцатом столетии. В прошлом веке, вследствие двух мировых войн, военных конфликтов местного значения, постоянной вооруженной борьбы за обладание ресурсами и власть, многочисленных самоубийств, убийств, расхождений между отдельными индивидами погибло около трехсот миллионов человек.
Глобализация мира в целом, рост динамичности жизни и скорости проистекающих изменений, усложнение существования и взаимоотношений субъектов, повышение уровня стресса, напряженность – все это можно отнести к факторам, повлиявшим на возникновение конфликтологии как отдельного научного направления.
Становление конфликтологии как отдельного научного ответвления произошло в прошлом столетии.
Конфликтология сегодня представляет собой отдельную отрасль науки, которая изучает закономерности зарождения, развития, разрешения различного рода конфронтаций, а также принципы и способы конструктивного урегулирования противоречий.
Объектом этой отрасли науки является все многообразие противоречий, которыми наводнено бытие человека в процессе его взаимодействия с социумом.
Предмет конфликтологии – все то, что характеризует появление, развитие и окончание любого социального противостояния. Основополагающей целью конфликтологии считается исследование, изучение всех видов конфронтаций, интенсивное развитие теоретической базы.
Конфликтология это отрасль знания, которая для исследования конфликтов объективно вынуждена использовать методы, применяемые другими научными направлениями. И в первый черед психологические методы, такие как изучение продуктов деятельности, эксперимент, опрос, наблюдение, экспертный метод, социометрический анализ, игровой метод, тестирование. Для изучения противостояний, наблюдающихся между большими группами и государствами, чаще используется метод математического моделирования, поскольку экспериментальный анализ этих конфронтаций сложен и трудоемок.
Конфликтология характеризуется тесной взаимосвязью со смежными отраслями науки: она многое берет из различных направлений и одновременно обогащает их. Прежде всего, конфликтология имеет максимум общего с социологической наукой и социальной психологией, поскольку эти области знаний исследуют взаимодействие людей. Также она тесно взаимосвязана и с историей, объясняющей причины человеческого поведения. Кроме того, конфликтология характеризуется зависимостью от политологии, этиологии, экономики и ряда других общественных наук, конкретизирующих природу, механизмы, закономерности развития и последствия конфликтов различных типов. Помимо перечисленных областей знаний этот ряд наук можно дополнить правоведением, которое изучает юридические модели взаимодействия между индивидами.
Проблемы конфликтологии как отдельной области знаний связаны с огромным влиянием на нее психологической науки. Психология все больше оказывает влияние на современную конфликтологию из-за значительной роли психологических причин в зарождении и эскалации конфликтов.
Принуждение как исход конфликта
Этот способ является самым худшим, так как в процессе его действия полностью игнорируются интересы одной из сторон. Такой тип разрешения конфликта – хотя его очень сложно назвать выходом из ситуации – часто присущ супружеской жизни. Один из партнеров может считать, что имеет право заставлять другого выполнять какие-либо действия по своему усмотрению – например, стирать одежду в предназначенное для отдыха время. Конечно, второй супруг может и согласиться выполнить этот приказ, но внутри себя он будет ощущать униженность, что порождает только череду ответных реакций и желание отомстить.
Способ принуждения также часто используется в отношениях между руководителем и подчиненным. К сожалению, многие руководители не осознают границ своих полномочий либо их мотивы на самом деле не совпадают с продуктивными ценностями тех или иных компаний. Необоснованно ущемляя интересы работника, руководитель не получит ничего, кроме постоянной текучки кадров, плохо выполненной работы или саботажа.
Далее, следующей сферой, где применяется принуждение, являются отношения между родителем и ребенком. И здесь, как и в предыдущих примерах, постоянным навязыванием своей воли авторитарный родитель не добьется никаких позитивных результатов. Он либо воспитает личность со множеством психологических комплексов, чем распишется в собственной несостоятельности как родитель и взрослый человек вообще. Либо – в ближайшем времени или более отдаленном – он столкнется с тем, что чадо начнет проявлять бунт.
Конфликтология – это отрасль знания, теоретического осмысления и применения на практике полученной информации. Поэтому применять методы разрешения разногласий, разработанные конфликтологами, можно в любой конкретной сфере – начиная от международных отношений, заканчивая семейными.
Социальная конфликтология
Возникновение конфликтологии как отдельной отрасли знаний обусловлено бесконечными противоречиями, происходящими внутри личности, между отдельными индивидуумами и группами субъектов, вызванными социальной неоднородностью социума, различием в уровне материальной обеспеченности и доходов, социальным неравноправием, расхожестью целей и ожиданий. В связи с неповторимостью и уникальностью каждого индивида, индивидуальностью любой социальной общности, конфликты становятся неотъемлемой составляющей общественного существования.
Социальная конфликтология это отрасль знания, исследующая внутриличностные противоречия, межличностные конфронтации и противостояния с позиции их социальной детерминированности, поскольку в обществе всякий конфликт предопределяется не только исключительно психологическими факторами, но и в некоторой степени социальными. Например, межролевое противоречие внутри личности зарождается вследствие существования необходимости исполнять ею несколько социальных ролей, которые либо не согласуются, либо противоречат друг другу. Эти роли могут выдвигать взаимоисключающие требования, что неизбежно ведет к зарождению жесткого внутреннего конфликта. Вопреки тому, что описываемые случаи вызывают интерес психологической науки вследствие наличия связи с глубокими волнениями, переживаниями личности и провоцируют травму психологического характера, они считаются также предметом изучения социальной конфликтологии, которой наиболее характерен интерес к социальной составляющей конфликта. Индивиды, вступающие в конфронтацию, тоже анализируются с социально-типической позиции, другими словами, в качестве носителей конкретных социальных качеств и характеристик, обладателей ролей, представителей отдельных социальных групп.
Социальная конфликтология специализируется на анализе вовлеченных в межличностное противостояние групповых и персональных интересов, потребностей, проявившихся в конфликте ценностных ориентиров и поведенческих мотиваций, исследует различные виды социальной депривации (лишения необходимых индивиду ценностей, духовно-материальных благ). Считается, что социальная депривация, в конечном счете, является глубинной причиной и источником противостояний.
Предметом социальной конфликтологии является конфликт, рассматриваемый как «предельно допустимый случай обострения социального противостояния, выражающийся в многообразии форм противоборства между индивидуумами и различными коллективами, направленного на достижение социально-экономических, духовных, политических интересов и задач, нейтрализацию или ликвидацию реально существующего либо мнимого противника и не позволяющего добиться сопернику реализации собственных интересов».
Зарождение, распространение и затухание социального конфликта обусловлены наличием, характером и уровнем сформированности общественных противоречий. Социум во все времена полон противоречий. Они обнаруживаются в политико-экономической сфере, идеологии, культурно-нравственных ориентирах и духовных нормах. Классическим примером расхождений экономической направленности служит противоречие, возникающее между социальным характером труда и приватной формой присвоения вырабатываемого продукта. В политической жизни примером служит противопоставление интересов в битве за власть. В сфере культуры – противоречие между привычными ценностями, устоями общества и инновационными идеями, новыми нормативными представлениями.
Неоднородность и множественность противоречий вызывает разнообразность социальных противостояний, которые разнятся по спровоцировавшим их причинам, по вовлеченным субъектам, предмету и объекту, характеру зарождения, по способу распространения, механизму разрешения, по степени и остроте течения.
Специфическим моментом социологического разбора конфликта считается его анализ как субъектно-объектного отношения. Поскольку, конфликт, с одной стороны, являет собой субъективное состояние или действие, ведь в нем принимают участие и выступают движущими силами его эскалации социальные субъекты, а именно отдельные лица, коллективы, группы лиц, общности, сословия и целые государства. Но с другой стороны, во всяком противостоянии участвуют и объективные противоречия, которые существуют вне зависимости от желания или воли участников конфронтации, проявляющиеся посредством их чувств, мыслей и поступков. Каждый конфликт разгорается вокруг определенного объекта, например, статуса, собственности, власти, культурных идеалов, духовных ценностей.
Таким образом, социальная конфликтология рассматривает противостояние так, чтобы выяснить, причину развития объективных противоречий до уровня открытого противоборства субъектов взаимодействия в определенных социальных условиях.
Дисциплина конфликтология, как отдельное социологическое направление изучает все разновидности конфронтаций, но прежде всего социальное противостояние, с позиции исследования его субъектно-объектных компонентов в их взаимодействии, обнаруживает причины образования, развития и угасания конфликта, применяет социологические методы анализа природы возникновения конфронтаций как закономерности социального характера.
Основы конфликтологии
Социальные науки призваны отражать состояние общества. Пусть не всегда это происходит адекватно, но они отображают потребности социума. Современное общество наиболее склонно к различного рода конфронтациям, но наряду с этим оно стремится и к сотрудничеству, согласию. Нынешний социум испытывает потребность в цивилизованных методах разрешения возникающих противостояний и напряженностей. Все это вызвало необходимость появления новой отрасли знаний – конфликтологии.
Формирование и развитие конфликтологии припало на середину шестидесятых годов прошлого столетия. Предметом ее стало толкование процессов жизнедеятельности, функционирования и образования общественных систем при помощи категории конфликта, означающей столкновение, противостояние субъектов, преследующих несхожие, зачастую даже противоположные задачи, стремления, интересы и цели.
Современная конфликтология является теоретико-прикладной наукой, то есть ее содержание состоит из таких уровней знания, как теоретическое толкование конфликта в качестве социального явления, изучение его функций и места системе социальных взаимодействий, анализ его сути, динамики, обусловленности общественными отношениями, изучение конкретных типов конфликтов, зарождающихся в различных сторонах социальной жизни (семейные отношения, коллектив), технология их разрешения.
Ключевой специфической особенностью данной дисциплины является ее комплексность. Ведь конфликты – это неотъемлемая составляющая человеческого взаимодействия.
Противоречия существуют во всех областях социального бытия, а также абсолютно на всех организационных уровнях общества. Вследствие чего конфликтами интересуются последователи различных социальных отраслей науки. Политологи, социологи, экономисты, психологи, правоведы, менеджеры, управленцы, а также ученые, изучающие точные науки, исследуют различные стороны социальных конфликтов, их развитие и пути предотвращения. Целью, объединяющей все смежные области знаний, является обнаружение и объяснение механизмов, которые управляют социальными процессами, имеющими связь с противоречиями и их динамикой, доказательство возможности предвидения поведенческих актов субъектов в ситуациях конфронтации.
Современная конфликтология богата многообразием методов, которые условно подразделяются на:
— методы анализа и оценки личности (тестирование, наблюдение, опрос);
— методы изучения и оценивания социально-психологических феноменов в общностях (социометрический метод, наблюдение, опрос);
— методы диагностики и разбора противоречия (анализ итогов деятельности, наблюдение, опрос);
— методы управления конфронтациями (метод картографии, структурные методы).
Кроме того, методы конфликтологии делятся на субъективного характера методы и объективные. Субъективные методы предполагают понимание конфликта как вполне естественного социального феномена. Объективные – рассматривают конфликт с учетом его оценивания испытывающим индивидом и противоположными агентами. Оба метода лишь в единстве способны предоставить точное знание о реальности конфликта. Их совместное применение позволяет осознать субъективный аспект и объективную сторону противостояния, а также связанного с ним поведенческого реагирования.
Общая характеристика структуры конфликтологии. Изучение конфликта в истории и военном деле
Определение 1
Структура конфликтологии – это те составные отрасли знания, в рамках которых происходит изучение тех или иных сторон конфликтов, обеспечивающие целостность знаний о предмете, изучаемом в рамках конфликтологии.
Проводя общую характеристику структуры конфликтологии, следует отметить, что в настоящее время по различным оценкам насчитывается до одиннадцати отраслей знаний, в рамках которых происходит изучение конфликтов. В результате на современном этапе конфликтология сложилась как междисциплинарная наука, вобравшая в себя разнообразный опыт изучения причин, условий и путей разрешения конфликтов в обществе.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Структура конфликтологии 470 ₽ Реферат Структура конфликтологии 270 ₽ Контрольная работа Структура конфликтологии 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Так, одной из отраслей знания, изучающей наиболее активные и разрушительные формы конфликтов является военная наука. В рамках нее в конце XX в. была сформирована собственная теория военного конфликта, включающая определение сущности, классификацию видов военных конфликтов, а также способы их управления и разрешения.
Необходимость формирования соответствующей концепции была обусловлена тем, что классическая категория военной науки – «война», как сложное общественно-политическое явление, воплощенное в борьбе государств, наций или социальных групп с применением методов вооруженного насилия стала слишком сложной для детального научного изучения и осмысления.
В результате был сформирован подход, в соответствии с которым война стала рассматриваться как сложная совокупность отдельных военных конфликтов разной степени интенсивности, каждый из которых в отдельности лучше поддавался анализу.
Схожим образом к проблеме осмысления конфликта пришли и исследователи-историки – изучая на протяжении многих столетий войны и международные противостояния, ученые только в 70-е гг. XX в. стали говорить о необходимости выделения самостоятельной категории конфликта, как предпосылки и базового элемента соответствующих войн.
Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь
В результате, на современном этапе учеными-историками изучаются следующие категории конфликтов:
- международные конфликты, как составляющая отношений, складывающихся между государствами;
- региональные конфликты, в которые оказываются вовлечены группы государств (чаще всего – развивающиеся страны);
- этнические конфликты;
- собственно исторические конфликты, изучаемые с использованием методов конкретно-исторического анализа. То есть предпринимаются попытки осмысления конфликтов, происходивших в предшествующие века исходя из возможности всестороннего изучения тенденций и условий, имевших место в соответствующие периоды.
Задачи конфликтологии
Развитие конфликтологии как отдельной области знаний обусловило необходимость выработки ее основных задач, которые формируются в пределах целей, преследующих конфликтологией. Задачи науки о конфликтах предполагают выработку системы мероприятий, ориентированных на достижение ее целей.
Дисциплина конфликтология характеризуется наличием следующих ключевых целей:
Основными целями конфликтологии являются:
— изучение всех конфронтаций, выступающих научным объектом, интенсивное развитие теоретической базы;
— создание системы образования, популяризация конфликтологических знаний в социуме;
— организация практической работы по прогнозированию, предотвращению и улаживанию конфликтов.
Задачами конфликтологии являются осмысленные и выраженные конфликтологами проблемные вопросы, последовательное решение которых будет содействовать достижению основополагающих целей конфликтологии.
Анализ конфронтаций предполагает, прежде всего, создание теоретической базы конфликтов, которая позволит установить природу противоречий, выделить классификацию и систематизировать их.
Задачи конфликтологии должны также включать профилактику и мероприятия по предотвращению конфронтаций, а также методы урегулирования и управления противоречиями.
Профилактика противостояний заключается в работе с потенциальными конфликтами. Она основывается на прогнозировании противостояния.
Профилактику конфронтаций обеспечивает любая деятельность, ориентированная на развитие интеллектуально-коммуникативной культуры общности людей, на формирование определенных норм в коллективах.
Нередко профилактикой именуют процесс предотвращения эскалации конфликта, однако это разные процессы. Предотвращением конфликта является избегание его в момент зарождения. С этой целью используется способ манипулирования, который дает временный эффект и по существу не решает конфликт, он лишь временно притупляет его. В случае использования предотвращения конфронтации, она может возникнуть позже.
Урегулированием столкновения называется недопущение насильственных деяний, достижение договоренностей, реализация которых более выгодна участникам, нежели продолжение конфликтного противостояния. Следовательно, урегулирование конфронтаций подразумевает управление ими. Управление конфликтами подразумевает обеспечение максимальной возможности для самоурегулирования противостояния.
Таким образом, задачи конфликтологии лежат не только в познавательно-теоретической плоскости, но и в утилитарно-практической. То есть основополагающей задачей науки о конфликтах является помощь человеческим субъектам в понимании того, что нужно делать с конфликтами. В этом и заключаются основные проблемы конфликтологии.
Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии.
Тема 1. Конфликтология как наука
План:
Изучения конспект лекций (внимательно прочитать);
1. Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии.
2. Динамика конфликта
3. Классификации конфликтов
Задания для выявления уровня знаний по теме
1. Дать ответы на вопросы (кратко);
2. Решить ситуационные задач.
3. Домашнее задание
Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии. Основные цели и задачи конфликтологии.
Противоречия, конфликты, кризисы переживаемые человеком с одной стороны являются источником развития личности и общества, с другой стороны, основной причиной гибели людей.
Конфликтология– наука о закономерностях возникновения, развития и завершения конфликтов, а также об управлении ими, т.е. принципах, способах и приемах их разрешения.
Конфликт — один подход, как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Среди сущностных черт конфликта выделяются следующие:
· Какое-либо противоречие;
· Противодействие его субъектов;
· Переживание при этом негативных эмоций.
Совокупность противодействия и переживания негативных эмоций называется социальной напряженностью, которая проявляется на уровне отношений и взаимодействий количественно (увеличение числа дестабилизирующих факторов и ситуаций) и качественно (в содержании ожиданий и отношений между субъектами).
Объектом конфликтологии являются конфликты в целом.
Объект конфликтологии включает три типа конфликтов: социальные, внутриличностные, зооконфликты
Предметом – основные характеристики конфликтов, закономерности их возникновения, развития и завершения.
Предметом конфликтологии
является идеальная модель конфликтного взаимодействия, его теория, основой которой выступает понятийный аппарат с его центральным звеном — категорией конфликта.
Объект конфликтологии
— сама социальная жизнь, все бесконечное разнообразие реальных, «живых» конфликтов от детских ссор и до мировых войн, которыми наполнена общественная жизнь прошлого и настоящего.
Между объектом и предметом конфликтологии, как и любой другой науки, существует не только взаимосвязь, но и определенная дистанция, которая усилиями ученых может постепенно сокращаться, но никогда не может быть полностью преодолена из-за ограниченности возможностей человеческого познания. Тем не менее, ученые постоянно стремятся к обеспечению максимально возможного соответствия своих теоретических выводов объективной реальности. Достижение этих целей, как свидетельствует вся история науки, во многом определяется тем инструментарием, исследовательскими методами, которые используются учеными.
Основными целями конфликтологии являются:
1. исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки, интенсивное развитие конфликтологической теории;
2. создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе;
3. организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов;
Для достижения первой цели — развитие методологии, теории, методов конфликтологии – необходимо решать следующие содержательные и организационные задачи:
1. Преодоление крайней разобщенности частных конфликтологических наук, ознакомление конфликтологов со всеми отраслями конфликтологии и формирование на этой основе самостоятельной науки.
2. Проведение междисциплинарных исследований конфликтов.
3. Выделение в ВАКе РФ научной специальности «конфликтология», возможно, сначала как одной из специальностей в рамках психологии, социологии или политологии.
4.Регулярное проведение научных и научно-практических конференций, посвященных методологическим, теоретическим и методическим проблемам конфликтологи.
5. Создание системной базы эмпирических данных, включающей результаты ситуационного анализа реальных конфликтов всех видов.
6. Организация издания научного журнала «Проблемы конфликтологии», более широкое отражение фундаментальных проблем науки в других периодических изданиях, посвященных конфликтам.
7. Расширение научных контактов с мировым сообществом конфликтологов, публикация в России наиболее значительных работ зарубежных авторов в этой области.
8. Создание в системе научных институтов Российской академии наук Института конфликтологии на базе уже работающего с 1992 года Центра конфликтологических исследований.
Решение второй цели — Создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе — может обеспечиваться путем решения следующих задач:
· расширение перечня учебных специальностей вузов, для которых курс «Основы конфликтологии» будет обязательной учебной дисциплиной. Поскольку любой специалист, особенно руководитель, постоянно сталкивается с конфликтами, данный курс должны изучить выпускники всех учебных заведений;
· введение курса «Основы конфликтологии» в средних специальных учебных заведениях, ПТУ, общеобразовательной средней школе;
· введение учебной специализации «Конфликтолог» в рамках психологии, социологии, политологии. В последующем – введение самостоятельной учебной специальности;
· введение учебной дисциплины «Основы конфликтологии» в системе повышения квалификации специалистов во всех отраслях народного хозяйства, особенно для руководителей;
· издание учебников и другой учебной литературы по конфликтологии наиболее известных зарубежных авторов;
· публикации научно-популярных работ по конфликтологии, комплектуемых занимающимися проблемой конфликта психологами, социологами, политологами, философами, правоведами и др., т.е. на основе междисциплинарного принципа.
Организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов предусматривает – третья цель конфликтологии — решение следующих основных задач:
· разработка методик и технологий оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах жизни и деятельности общества;
· создание отдельных групп и центров, объединяющих конфликтологов, занимающихся на практике прогнозированием, предупреждением и урегулирование реальных конфликтов;
· создание Ассоциации российских конфликтологов, основной задачей которой будет разработка прикладных, теоретических и методологических проблем конфликтологии;
· разработка универсальных междисциплинарных методов анализа реальных конфликтов и создание на этой основе базы данных позволяющих оценивать актуальные конфликты, сравнивать их с аналогичными завершившимися.
Роль конфликтологии в развитии отечественного общества
В нашей стране проблема конфликта впервые выделяется как самостоятельная отрасль знаний. К началу 1998г. в стране защищено 22 докторских и 203 кандидатских диссертации, опубликовано более 311 книг по проблеме конфликтов в различных областях человеческой деятельности.
Совокупность понятий конфликтологии условно можно подразделить на следующие группы:
1) структура конфликта,
2) динамика конфликта,
3) разрешение конфликта (управление конфликтом),
4) типология конфликтов.
Совокупность этих понятий раскрывает как объект, так и предмет науки о конфликте. Рассмотрим указанные четыре группы понятий.
Под структуройлюбого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей,
отношении между ними, обеспечивающих его целостность.
Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:
1) объект конфликта,
2) участники конфликта,
3) социальная среда, условия конфликта,
4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.
1 Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.
2 Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается. В зависимости от характера этих сторон конфликты могут быть подразделены на четыре
типа:
1) внутриличностный
, при котором один аспект личности противостоит другому ее аспекту; таков конфликт, переживаемый шекспировским Гамлетом;
2) межличностный
, при котором одна личность противостоит другой, как это имеет место в повести Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»;
3) конфликт типа личность
—
группа
, яркий образец которого представлен Грибоедовым в его пьесе «Горе от ума»;
4) и наконец, конфликт группа
—
группа
, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства.
Кроме главных сторон конфликта могут быть и другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли. Эти роли могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы».
Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения.
С социологической
точки зрения они могут существенно различаться по своей социальной значимости, силе, влиянию, что особенно ярко обнаруживается при столкновении отдельной личности с государством. Конечно, в конфликте такого рода силы участников далеко неравны, о чем свидетельствуют трагические судьбы «инакомыслящих», активно выступавших против Советского государства. По своей социальной значимости роли участников конфликта располагаются в следующем порядке:
1)
отдельные индивиды, выступающие от собственного имени,
2)
далее следуют коллективы,
3)
социальные слои,
4)
государство.
Однако значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуют указанной последовательности. Как свидетельствует история, роль отдельных личностей не только в жизни отдельных организаций и групп, но и в судьбах целых народов и государств может быть очень велика.
Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психологической
точки зрения; в этом отношении она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками.
Как социальная значимость участников, так и их цели, установки проявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт достигает высокой степени развития. Именно в это время наступает «момент истины»
в развитии конфликта, выясняется, кто есть кто среди его участников.
3 Но кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия,
в которых он развертывается. Понятием
социальной среды
определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.
4 Но характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия
или
образа конфликта,
который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Эти образы, восприятия людей могут быть
трех
видов:
1) представления о самих себе,
2) восприятие других участников конфликта,
3) образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт.
Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама объективная реальность являются непосредственной основой поведения конфликтантов.
Конечно, в целом эти образы и картины порождаются объективной реальностью. Однако, как заметил еще Иммануил Кант, наше познание отражает не только объективную природу, но включает в себя в качестве своей неотъемлемой составной части и нашу собственную человеческую природу. Поэтому отношения между нашими образами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда ей полностью не соответствуют, но и могут с ней весьма серьезно расходиться, что служит еще одним из источников конфликтов.
При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнется пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях.
Объективные и субъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимодействуют.
Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата.
Вызревание причин, формирование состава участников конфликта, их взаимодействие и тот или иной исход конфликта требуют времени. Поэтому всякий реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс,
нередко весьма длительный. В связи с этим анализ конфликта предполагает не только рассмотрение его структуры, статики, но и исследование
динамики, стадий и этапов его развития.
Динамика конфликта
Можно выделить следующие три
основные
стадии развития конфликта:
1) латентную стадию (предконфликтная ситуация),
2) стадию открытого конфликта,
3) стадию разрешения (завершения) конфликта.
1 На скрытой (латентной)
стадии возникают уже все основные элементы, образующие структуру конфликта, его причины и главные участники, т.е. налицо основная база предпосылок для конфликтных действий, в частности, определенный объект возможного противостояния, наличие двух сторон, способных одновременно претендовать на этот объект, осознание одной или обеими сторонами ситуации как конфликтной.
На этой «инкубационной» стадии развития конфликта могут предприниматься попытки решить вопрос полюбовно, например отменить приказ о дисциплинарном взыскании, улучшить условия труда и т.п. Но при отсутствии положительной реакции на эти попытки конфликт переходит в открытую стадию.
2 Признаком перехода скрытой (латентной) стадии конфликта в открытую является переход сторон к конфликтному поведению.
Как отмечалось выше, конфликтное поведение представляет собой выраженные вовне действия сторон. Их специфика как особой формы взаимодействия состоит в том, что они направлены на блокирование достижения противником его целей и осуществление своих собственных целей.
Другими признаками конфликтных действий являются:
• расширение числа участников;
• нарастание числа проблем, образующих комплекс причин конфликта, переход от деловых проблем к личностным;
• смещение эмоциональной окраски конфликта в сторону темного спектра, негативных чувств, таких, как неприязнь, ненависть и т.п.;
• возрастание степени психической напряженности до уровня стрессовой ситуации.
Вся совокупность действий участников конфликта на его открытой стадии характеризуется терминам эскалация,
под которым понимаются интенсификация борьбы, нарастание разрушительных действий сторон друг против друга, создающих новые предпосылки для негативного исхода конфликта.
Последствия эскалации, целиком зависящие от позиции сторон, особенно той, которая имеет большие ресурсы, силы, могут быть двух
видов.
В случае несовместимости сторон, стремления к уничтожению другой стороны последствия открытой стадии конфликта могут быть катастрофическими, привести к развалу добрых отношений или даже к уничтожению одной из сторон.
Разрешение конфликта
В другом случае, при обоюдном стремлении сторон к снятию возникшего напряжения, взаимным уступкам, к восстановлению сотрудничества, конфликт вступает в стадию разрешения и завершения.
Теоретическое обеспечение практического разрешения, регулирования, конфликта — важнейшая цель конфликтологии.
Различные стратегии, методы, приемы управления конфликтом, сужения его границ, нахождения почвы для согласия составляют содержание особого раздела данного учебника. Здесь же укажем на два
возможных способа разрешения конфликта:
1) трансформация объективных факторов, породивших конфликт;
2) преобразование субъективной, психологической стороны, идеальных образов конфликтной ситуации, сформировавшихся у сторон.
Однако эффективность применения этих методов может быть разной. Их использование может привести или к полному, или же лишь к частичному разрешению конфликта.
Частичное разрешение
конфликта достигается, когда прекращается внешнее конфликтное поведение сторон, но еще не преобразуется внутренняя, так называемая когнитивная и эмоциональная сфера, породившая конфликтное поведение. Так, конфликт разрешается неполностью, лишь на поведенческом уровне, когда, например, применяются административные санкции к обеим сторонам конфликта, а объективная причина конфликта не устраняется.
Полное разрешение
конфликта достигается лишь тогда, когда преобразуются оба компонента конфликтной ситуации — и на внешнем, и на внутреннем уровнях. Такой полный результат достигается, например, при удовлетворении всех справедливых требований конфликтующей стороны или обеих сторон путем изыскания дополнительных ресурсов.
Следует постоянно иметь в виду, что наиболее сложной задачей управления конфликтом на разрешительной стадии является преобразование субъективного образа, идеальной картины конфликтной ситуации у конфликтующих сторон. Проблема преобразования имеющихся ценностных установок, мотивов и принятие новых требует от руководителя или посредника высокого уровня психологической подготовки и опыта регулирования конфликтных ситуаций.
Следует также отметить, что не всегда конфликт проходит все указанные стадии: латентную (скрытую), открытую и разрешительную. Так, объективно сложившаяся конфликтная ситуация может быть не замечена, не осознана теми, чьи интересы она ущемила. Тогда, естественно, конфликт не начнется. Конфликт не начнется и в том случае, если вслед за возникновением его объективных причин они тотчас же устраняются.
Изучение разнообразных возможностей предупреждения конфликта
на ранних его этапах — еще одна важная задача конфликтологии; способы решения.
Еще одной группой понятий в категориальном аппарате конфликтологии являются понятия, определяющие основные разновидности конфликтов, их типологию.
Необходимость классификации конфликтов диктуется исследовательскими интересами более глубокого проникновения в их сущность, а также практическими потребностями наиболее эффективного регулирования их различных видов. Классификация зависит от тех критериев, которые берутся за ее основу.