Кто такой нигилист и что такое нигилизм

Нигилизм – это тип мировоззрения, при котором человек отрицает общественные нормы, порядки и ценности. Можно сказать, что это философия и образ жизни человека. Возможно, сейчас вы подумали, что речь пойдет об асоциальных личностях, вандалах, хулиганах, пьяницах. Нет. Все это хоть и является проявлениями нигилизма, но есть и другие, более привлекательные примеры. И само понятие куда сложнее и шире. Давайте разберем подробнее, что такое нигилизм и кто такой нигилист простыми словами.

Определение понятия

Нигилизм – что это такое и каково значение слова? Оно образовано от латинского nihil, что переводится как «ничто». Нигилизм – это отрицание и разрушение существующих в обществе норм, систем, порядка. Феномен изучали и продолжают изучать в философии, истории, социологии, психологии. И в разных науках этому понятию дают разное определение:

  1. Нигилизм в истории – это отрицание всех норм, принципов и законов, созданных человечеством, полный скептицизм.
  2. Нигилизм в литературе – это проявление нонконформизма, стремление выйти за рамки системы, привычного уклада жизни.
  3. Нигилизм в философии – это отрицание общепринятых норм, ценностей, идеалов, культуры и т.д.
  4. Нигилизм в психологии – это защитный механизм психики, при котором человек стремится разрушить мир, чтобы тот не разрушил его.

История возникновения

Впервые о нигилизме заговорили в средние века. Так называли учение, которое отвергало человеческое естество Христа. Позже понятие стало популярно в западной философии. Сначала оно также было связано с религией, а затем под нигилизмом стали понимать философию жизни, согласно которой сама жизнь не имеет никакого смысла. Изучением проблемы занимались Ф.Г. Якоби, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, О. Шпенглер, М. Хайдеггер.

В психологии нигилизм стали изучать после того, как он отделился от философии в самостоятельную науку (1876 год). Особый вклад в изучение проблемы внесли Э. Фромм и В. Райх. Фромм полагал, что нигилизм – это защитный механизм психики. Столкнувшись с проблемами адаптации и самореализации, человек стремится разрушить мир, чтобы тот не разрушил его. Райх рассматривал нигилизм как невроз характера и защитный механизм.

Распространение нигилизма в России больше связано с литературой. Именно там это явление описывали максимально подробно. Впервые это понятие использовал Н.И. Надеждин в статье «Сонмище нигилистов» (1829 год). Во второй половине XIX века в России называли нигилистами тех, кто отрицал религию и нормы морали, хотел разрушить существующий общественный строй. Как правило, речь шла о революционерах. В западной литературе термином «нигилизм» даже обозначали русское революционное движение.

Обратите внимание! Нигилисты стремятся разрушить прежние устои, но не предлагают ничего взамен. Нигилист – это тот, кто отрицает и критикует, но ничего не предлагает.

Нигилизм как явление русской жизни и русское понятие по данным словарей 19-н.20 веков.

УДК 413.211

М. Н. Марченко (Брянск, Россия)

Нигилизм как явление русской жизни и русское понятие по данным словарей 19-н.20 веков.

В статье рассматривается история употребления в русских лексикографических изданиях слов «нигилизм, нигилист», появившихся в русском языке, прежде всего в результате осмысления образа Базарова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Середина XIX века для России стала периодом тяжелых социальных потрясений. В это время на арену общественной борьбы выходят «новые люди» — разночинцы — со своими требованиями и новообразованиями, которые начали теснить дворян и их уклад жизни.

Именно столкновение этих двух сторон и прослеживает И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети», который был опубликован в 1862 году. Он сразу же привлек внимание широких общественных масс и до сих пор продолжает вызывать огромный интерес читателей как остротой поставленных в нем вопросов, так и своими художественными достоинствами. В этом произведении Тургеневу удалось поднять глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-начала 60-ых годов XIX столетия.

Образ главного героя романа Евгения Васильевича Базарова потряс воображение всей читающей публики. В русской литературе был впервые изображен разночинец-демократ — человек огромной силы воли и твердых убеждений. Аркадий Кирсанов, считавший себя его учеником, называет Базарова нигилистом.

Да и Базаров не отрицает этого. Для людей того времени и того класса, куда попал Евгений Базаров это слово было сродни ругательству и звучало для них как-то варварски и дико.

Само слово нигилизм

существует давно. «В средние века было еретическое учение
нигилизм
, преданное анафеме папой Александром III в 1179 году. Учение
нигилизм
… отвергало человеческое естество Христа.

В западной философской мысли термин нигилизм

ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби. Это понятие использовали многие философы, … и чаще всего они понимали этот термин как осознание иллюзорности и несостоятельности христианской идеи надмирного Бога и идеи прогресса, которую считали версией религиозной веры». [1;97]

В русской же литературе слово нигилизм

впервые употреблено Н.И.Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов», опубликованной в «Вестнике Европы» в значении
отрицателей и скептиков
. В 1858 году вышла книга казанского профессора В. Берви: «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово
нигилизм
, как синоним скептицизма. Критик и публицист Н. А. Добролюбов, осмеяв книгу Берви, подхватил это слово. Но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» не назвал
нигилистом
Базарова. Его герой сразу превратился в обобщенный образ русского
нигилиста
, а автора записали в изобретателя самого понятия. Огромное впечатление, произведенное этим романом, сделало крылатым и термин
нигилист.
Никто, однако, из людей 60-ых годов официально его не принял. Писарев, который в ряде статей признавал в Базарове воплощение идеалов и взглядов нового поколения, называл себя «мыслящим реалистом». [1;97]

Таким образом, во второй половине XIX века нигилистами

в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, а также не признавали господствовавшие нормы морали. В частности, так называли революционеров-народников. Слово имело явную негативную коннотацию.
Нигилисты
изображались как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность женщины.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нигилист

– это отрицатель, разрушитель, и в своем отрицании он не останавливается ни перед чем.

В романе встречается и авторское определение этого понятия, так Аркадий Кирсанов объясняет своему отцу и дяде, что «нигилист

— это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». [2;21] Павел Петрович, ярый противник нового течения, высказал мнение, что
нигилист
— это человек, «который ничего не уважает». [2;21]

История лексикографического отражения слова нигилизм

представлена в «Идеологически-оценочном словаре русского языка ХIХ-начала ХХ веков» А.Л.Голованевского. [3;63] По данным этого словаря, впервые это понятие зафиксировал «Полный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка», изданный Е.П.Печаткиным в 1861 году, где дается следующее определение: «учение скептиков, не допускающих существования чего бы то ни было». [3; 63] Интересно то, что сам роман «Отцы и дети» на русском языке появился в 1862 году, то есть «Словарь 1861 года» учел историю употребления этого понятия в предшествующий появлению романа Тургенева период. «Словарь русского литературного языка» (БАС) связывает первую фиксацию слова
нигилизм
со словарем В.И.Даля, первое издание которого вышло позднее, чем у словаря Е.П.Печаткина.[4; 1283]

Позже в словаре И.Ф.Бурдона разных годов издания дефиниция нигилизм

употребляет со значением, данным «Словарем 1861 года». [3;63]

В словаре В.И.Даля нигилизм

— это «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать». [5;544] Здесь явно видна негативная оценочность слова, которая отражает и общественное отношение к данному течению. В словаре Ф. Толя слово
нигилизм
сохраняет отрицательную коннотацию, но трактуется уже больше как термин в смысле «материализма, необдуманного поборничества прогресса, хвастливого либеральничества,отрицания современной действительности». [6;1002]

К концу 1870-х годов слово нигилизм

почти исчезло из русской полемической литературы, но стало употребляться в западноевропейской литературе как обозначение русского революционного движения. Его приняли и некоторые русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении. Так в 1884 году была издана повесть Софьи Ковалевской «Нигилистка».

В начале ХХ века данное понятие трактуется как «всякое отрицание исторических основ современной жизни»[7; 564] или «направление русской мысли конца 50-60-х годов, отрицающее религию, критикующее патриархальные условия семейной жизни и подчиненное положение женщины». [8;189] Примечательно, что на базе этого слова возникают новые термины, отраженные в третьем издании словаря В.И.Даля под редакцией И.А.Бодуэна де Куртенэ, например, «теоретический, научный нигилизм

– отрицание всего, непризнавание авторитетов и принципов» и «
практический нигилизм
– разрушение существующего порядка, стремление к перевороту» [9;1412]. Мы видим, что с ходом времени развивается и само понятие, меняется специфика его трактовки, которая становится более научной и терминологической.

А.Н.Чудинова в редакции «Словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка» 1910 года говорит, что нигилизм

– это «полемический термин для обозначения крайностей и уродливостей русского революционного движения». [3, 63] Таким образом, мы видим, что термин
нигилизм
в начале ХХ века в основном употребляется для обозначения исторических событий, происходивших в 60-ые годы XIX века. Это подтверждает и одна из дефиниций, данных в «Словаре современного русского языка»: «направление в среде русских разночинцев-шестидесятников, резко отрицательно относившихся к буржуазно-дворянским обычаям и традициям, к крепостнической идеологии». [4, 1284]

В словаре А.Л.Голованевского отмечается, что дефиниция нигилист

впервые зафиксирована в первой редакции (1894 год) «Словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка» А.Н.Чудинова [3;63], а БАС относит первую фиксацию лексемы
нигилист
к 1898 году в «Объяснительном словаре иностранных слов» А.Д.Михельсона. [4;1283]

Как видим, явление нигилизма

, по-видимому, было более распространенным, чем представление о конкретных личностях, исповедующих данное учение.

В настоящее время на семантической базе понятия нигилизм

более широко распространен термин
«правовой нигилизм
», то есть неуважение к праву. «Он отражает широко распространенный феномен в правовой жизни российского общества. Его структурообразующим компонентом является идея, отрицающая социальные установки и несущая значительную идеологическую нагрузку, обусловленную не только тенденциями общественного развития и соответствующими ценностями, но и рядом психогенных факторов».[10;108]

Литература:

  1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах. Т.21. — СПб: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона),

    1890—1907. — 500 с.

  2. Тургенев И.С. Отцы и дети. (Роман для ст. школьного возраста)/ И.С.Тургенев. – Калининград: К-ое книжное изд-во, 1984. – 221с.
  3. Голованевский А.Л. Идеологически-оценочный словарь русского языка XIX – начала XX вв. / А.Л. Голованевский. – Брянск: Изд-во Брян. гос. пед. ун-та, 1995.-169 с.
  4. (Большой академический словарь)- Словарь современного русского литературного языка в 17 томах. Т.7/ Под ред. В.И.Чернышева — М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1948-1965. — 1610 с.
  5. Даль В.И. Толковый словарь в 4 томах. Т.2 – М.:, Издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1955. – 779 с.
  6. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания в 3 томах. Т 2/ Под ред. Ф.Толля и В.Р.Зотова. – Спб.: Ф. Толль, 1863-1864. – 1132 с.
  7. Словарь научных терминов, иностранных слов и выражений, вошедших в русский язык/ Под ред.В.В.Битнера. – Спб.: Вестник знания, 1905. — 951 с.
  8. Словарь политических, социально-экономических и некоторых других слов/ сост. Ачадов. – М., 1906.
  9. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. В 4 томах. Т.2. 3-е изд./Под ред. И.А.Бодуэна де Куртенэ. – Спб.: Издательство товарищества М. О. Вольф, 1903-1909. — 1017 с.
  10. Гуляихин В. Н. Психосоциальные формы правового нигилизма человека // Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108-148
  11. Тургенев И.С. Полн. СОБР. Соч. и писем: в 28-ми т. М.-Л.:Наука, 1960-1968.т.15, 245 с.

Сведения об авторе: Марченко Марина Николаевна, студентка 1 курса магистратуры филологического факультета, направление: «Филология» Брянского государственного университета имени академика И.Г.Петровского

Научный руководитель: Голованевский Аркадий Леонидович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Характеристика нигилиста

Кто же такой нигилист? Опишем кратко. Это человек, который отрицает любые нормы, правила и ценности. Это скептик, циник, критик, эгоист, который ориентируется только на материальное и физическое. Никто и ничто для него не указ. Он отрицает само устройство мира. Нигилист всегда сохраняет трезвый рассудок, не дает воли эмоциям и чувствам. Он уверен, что общественные устои, нормы и порядки ограничивают его свободу, мешают жить.

Нигилист может объединяться с такими же людьми, как он. Но при этом все вместе они существуют как бы автономно от общества. Они создают свой мир, куда не пускают посторонних. В этой группе нет авторитетов, лидеров. Там никто никому не подчиняется, никто никому не признается в теплых чувствах. Эти люди объединяются, чтобы вместе выступить против всего мира. И они демонстрируют свое отвращение, презрение, пренебрежение через сарказм, провокации, язвительные шутки, насмешки, дерзкие выходки.

Кто такие нигилисты: характеристика

Термин «нигилист» довольно часто применяют в политической сфере, где он имеет свой смысл – не признающий ничего человек. Но в более широком смысле можно сказать, кто такой нигилист простыми словами – отрицающий любовь, семью, здоровье, законы. Часто термин употребляют в отношении молодого поколения в целом и мировоззрения конкретных людей в частности.

Нигилист — это человек, который может находить себе подобных. Но, даже вращаясь в собственной среде он, как правило, оторван от реальной жизни всего общества, вместе с единомышленниками. Они как бы создают вакуум вокруг себя, отрицая окружающий мир правил, законов и ценностей. Нигилисты — это те, кто отрицает даже ценность жизни, чужой и собственной. Они не признают лидерства, пренебрегают авторитетами, склонны к недоверию и не желают никому подчиняться.

Нигилистическое отношение — это непринятие современных жизненных правил и законов. При этом приверженец философии может быть поклонником ценностей другого времени и сообщества, но чаще всего нигилисты ориентируются на собственные нормы и правила. Нигилистические взгляды подразумевают вызывающее поведение: цинизм, язвительность, провокационное поведение, насмешки, дерзость. Одним словом, нигилистическое отношение означает откровенную демонстрацию пренебрежения и раздражения существующей реальностью.

Причины возникновения

Как мы уже отметили, с точки зрения психологии, нигилизм – это защитный механизм психики. И, как и многие проблемы, он уходит корнями в детство. Нигилизм связан с непринятием и непониманием человеком себя, а также с недоверием к миру. Это, в свою очередь, вызвано недоверием к родителям. Вероятно, в детстве нигилист столкнулся с авторитарным стилем семейного воспитания или с гиперопекой. То есть человек привык к тому, что его не любили, подавляли, заставляли. Это породило в нем агрессию, злость, холодность. Однако в то же время в каждом человеке жива потребность в присоединение к социуму. Такое противоречие еще больше разжигает внутренний конфликт нигилиста.

Интересно! Проблема общественного и личного, сохранения индивидуальности и самореализации в условиях общества – одна из сложнейших проблем в психологии. Не все люди могут быть свободными, сохранять и выражать свою уникальность внутри системы, сохраняя идентичность с какой-то группой.

Нигилизм и нигилисты в России

После позорного поражения в Крымской войне критические настроения и призывы к поискам социальной утопии были подхвачены самыми разными слоями населения, а на первый план в этом движении вышли разночинцы. Такие атрибуты их социального статуса, как бедность, неблагородное происхождение и отсутствие стабильного заработка, которые раньше считались унизительными, — теперь превратились в неотъемлемые достоинства, с лихвой заменявшие формальный титул дворянина. Тем более, что престиж этого сословия пошатнулся, а потому роскошь и элитарность аристократии сменилась модой на аскетичный и простой образ жизни разночинцев, эдакого варианта русских пуритан. Чтобы преодолеть свою маргинальность, разночинцы стремились к получению хорошего образования, всегда активно занимались саморазвитием.

Важную роль в системе взглядов нигилиста играют этические нормы и незыблемые поведенческие установки. Активно противопоставляя себя высшему дворянскому сословию, разночинцы старались придерживаться весьма практичных ценностей. Первостепенной становилась проблема переустройства общества на новых над-моральных основах, где основным мерилом будет вопрос общественной пользы. Как у Базарова, который в своих действиях руководствовался исключительно представлением о том, что полезно в данный момент. Кстати, несмотря на свое двойственное положение в сословной структуре российского общества, принадлежность к разночинцам как к «неподатному» сословию давала некоторую личную независимость, какой не обладало ни купечество, ни мещанство, ни, естественно, крестьяне. Речь идет, в первую очередь, о свободе передвижения и проживания в любом месте империи, с правом поступления на государственную службу. Разночинцы имели постоянные паспорта и должны были обязательно давать образование своим детям. Вероятно, фактор образованности сыграл немаловажную роль в том, что многие молодые люди, выходцы из разночинцев, быстро радикализировались, отчаянно, пожалуй, даже фанатично веря в идеи переустройства общества на началах справедливости и братства. Как писал представитель уже следующей волны революционеров 1870-х годов П. Н. Ткачев, «наши юноши — революционеры не в силу своих знаний, а в силу своего социального положения… Среда их вырастившая состоит либо из бедняков, в поте лица добывающих свой хлеб, либо живет на хлебах у государства; на каждом шагу она чувствует экономическое бессилие, свою зависимость. А сознание своего бессилия, своей необеспеченности, чувство зависимости — всегда приводят к чувству недовольства, к озлоблению, к протесту».

Суть нигилизма

Суть или философия нигилизма (принципы и убеждения, особенности мышления нигилиста):

  • не существует того, что нельзя увидеть, потрогать (например, нигилист уверен, что Бога нет, пока не доказано обратное);
  • не существует объективной морали и нравственности – только субъективное видение мира;
  • в жизни нет смысла и истины, поэтому ни одно дело нельзя рассматривать как наиболее предпочтительное.

Нигилист никогда и ни во что не поверит просто так, ему нужно логическое объяснение, факты, основания. Он не поверит во что-то, пока нет неопровержимых доказательств существования этого. Нигилист отрицает все, что можно отрицать. Он выступает за полную свободу от веры, прав, рамок, норм, ценностей, общества, семьи, власти и т.д. Проявления нигилизма могут меняться, как и понимание этого феномена, но само явление не исчезнет никогда.

Виды

Виды нигилизма в современном обществе:

  • социальный – это отрицание норм, морали, правил, стереотипов;
  • правовой – это отрицание законов, нормативно-правовой базы общества;
  • моральный нигилизм или этический – это отрицание морали и нравственности из-за неспособности оправдать зло и несправедливость всего мира;
  • культурный – это отрицание культуры, создание субкультур;
  • юношеский нигилизм или демонстративный – это стремление подростка заявить о себе, выделиться из «серой массы»;
  • мереологический – это отрицание чего-либо целого, единого.

Существуют и другие виды нигилизма, например, политический, космический, экзистенциальный. Можно назвать еще больше видов, суть в одном – отрицание, непринятие. Меняется только предмет отрицания. Общая черта всех форм и видов нигилизма – отказ от норм, принятых в обществе.

Отдельно стоит отметить позитивный нигилизм. Если коротко, то его суть в следующем: все равно мы все умрем, так давайте веселиться, получать удовольствие и жить так, как хочется. После смерти будет уже не важно, что вы делали правильно, а что неправильно, так почему бы не отказаться от всех этих норм и правил прямо сейчас?

Известные нигилисты

Всегда были те, кто критиковал или поддерживал нигилизм. Известные представители нигилизма среди философов, психологов, литераторов и революционеров:

  • М.А. Бакунин – русский мыслитель и революционер-анархист;
  • П.А. Кропоткин – русский революционер-анархист;
  • Д.И. Писарев – русский публицист и литературный критик, переводчик, революционер-демократ;
  • Э. Фромм – немецкий философ;
  • Ницше – немецкий психолог.

Некоторые исследователи относят к нигилистам В.И. Ленина.

Как избавиться от нигилизма

Нужно ли избавляться от нигилизма? Если мы рассматриваем это как защитный механизм, то да, с этим нужно бороться. Чрезмерная рациональность, подавление чувств и эмоций опасны выгоранием, депрессией или развитием других психических расстройств. Кроме того, нигилист не может полноценно реализоваться в обществе. Личность не может развиваться вне социума, а нигилисты делают все, чтобы выйти из общества, разрушить его, разрушить систему.

Как избавиться от нигилизма:

  1. Признайте проблему. Проанализируйте и составьте список того, чего вас лишает нигилизм.
  2. Вспомните, когда отвращение к миру возникло впервые. Определите примерную причину своего состояния.
  3. Познайте и примите себя, увидьте уникальность каждого человека. Вы же верите науке? Запаситесь исследованиями, книгами по психологии и изучите проблему способностей, задатков, темперамента. Не такие уж мы и биороботы, хотя во многом это и так.
  4. Определите главную неудовлетворенную (фрустрированную) потребность. Подумайте, каких инструментов вам не хватает, как это взять в условиях общества.
  5. Найти то, что является ценным для вас, придумайте свою «историю до и после» (определение Марка Мэнсона). Что это значит? Например, это может быть воспитание достойного гражданина общества, написание книги, создание своей школы или курсов, разработка своего сайта или ведение колонки в каком-то журнале. Я думаю, что каждый человек в чем-то нигилист, но при этом каждый может найти то, что ему нравится в нашем обществе.

Нередко избавление от нигилизма предполагает работу с детскими травмами. Не все люди готовы и могут проделать этот путь самостоятельно. В качестве мотивации чаще напоминайте себе, что попытки разрушить мир – это попытки защитить себя, пока мир не разрушил вас. Так от чего или кого вы на самом деле защищаетесь? Что все еще значимо и живо для вас? Вы лукавите, когда говорите, что живете только по законам разума. Что-то заставляет вас злиться, бояться, ненавидеть. Что это?

Пример нигилизма

В литературе можно найти много примеров нигилизма. Один из ярких нигилистов литературы – Базаров из произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети». Мало кто знает, что на создание такого образа писателя вдохновил реальный человек – врач, с которым Тургеневу довелось познакомиться.

Что же это за человек – Базаров:

  • он спорит со всеми и всегда, ставит себя в оппозицию ко всему;
  • ему не важно, что о нем подумают другие;
  • он не выбирает слова, не пытается быть тактичным или приветливым, дружелюбным;
  • он отрицает все общественные порядки.

Искусство, религию и философию он называет гнилью, глупостью. Для него существует только один авторитет – наука. Ни вера, ни люди его не интересуют. К человеку он относится исключительно как к биологическому виду и считает, что все люди одинаковые. Он не верит в любовь, душу и не подвластен эмоциям. Им всегда руководит разум.

Как позже становится ясно, Базаров живет в конфликте с собой, семьей и обществом. На базе этого и возникло его отношение к миру, его философия жизни.

Нигилист в русской литературе

[Определение] Нигилизм — это отрицание всего, что не доказано наукой и не имеет обоснованной научной подоплеки; опровержение «старых» истин и устоявшегося образа жизни; в некотором смысле — абсолютизированный нонконформизм. [/Определение]
В русской литературе нигилизм и его представители встречаются впервые лишь в конце девятнадцатого века. Это было достаточно новым и спорным явлением в русской литературе, что сразу же вызвало множество обсуждений у читателей. Самые популярные темы в нигилистических произведениях следующие: тема отцов и детей, тема любви как чувства, тема души и духовности, тема противоречия, тема дружбы. Большинство этих тем — так называемые «вечные» темы, а, следовательно, произведения, включающие в себя тему нигилизма — вечные.

Наиболее известным произведением, главным героем которого представлен нигилист, является, конечно же, роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Главный герой данного произведения — Базаров — молодой ученый, без дворянского происхождения, однако, хорошо образованный. Он не ценит в человеке качества его души, отдавая предпочтение качествам личности, весьма циничен и не верит ничему, что не доказано. Он — нигилист — человек, для которого не существует никаких авторитетов. В произведении Тургенева поставлена под сомнение такая идея, такая принципиальность. В конце самого произведения Базаров не выдерживает собственных принципов, не проходит проверку — идея нигилизма для него оказывается провальной. Таким раскладом автор хочет подчеркнуть провальность идеи нигилизма для современных реалий обыденной жизни.

Помощь со студенческой работой на тему Нигилист в русской литературе

Курсовая работа 480 ₽ Реферат 220 ₽ Контрольная работа 210 ₽
Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Нигилизм в русской литературе имеет следующие характерные особенности:

  1. Строгая принципиальность и серьезное отношение к своей идее, убежденность в таковой. Эти принципы, согласно концепции нигилизма, нерушимы, а, следовательно, это означает строгое следование и соблюдение принципов теории нигилизма.
  2. Несмотря на строгость и жесткую принципиальность, а также, вкупе, равнодушие и презрение ко всему «антинаучному» и недоказанному, нигилизм в русской литературе является исключением и, зачастую, непригоден в быту и в реальной жизни. Даже в произведении И. С. Тургенева нигилист Базаров не проходит проверку любовью, все его принципы оказываются ложными и рушатся.
  3. Нигилизм — это, своего рода, нонконформизм, представляющий первые, робкие попытки неподчинения, выхода из системы. Так, исходя из этого предположения, можно сказать о том, что нигилизм, столь популярный во второй половине девятнадцатого века свидетельствовал о возникновении революционных, меритократических и социалистических политических течений в нашей стране.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Таким образом, исходя из всего этого, можно сделать вывод о том, что нигилизм — одно из основных течений и направлений в русской литературе второй половины девятнадцатого века. Нигилизм стал своеобразным символом того, что в России зарождается революция. Нигилизм в русской литературе — это отражение едва наметившихся, но уже оформившихся перемен в русском привычном укладе и строе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]