Как повысить самооценку ребенку: советы по психологии


Любящие родители заметят появившуюся неуверенность или робость у ребенка, они быстро поймут, что у их чада низкая самооценка и уверенность в своих силах практически на ноле. Сегодня не редкость встретить ребенка, как с завышенной, так и с заниженной самооценкой, и оба эти состояния – крайности, в которые попадает малыш. В данной статье мы рассмотрим, по каким причинам может снижаться вера в свои силы у ребенка, как ее повышать и как первоначально повлиять на ее нормальное развитие.

Классификация

Существует три типа самооценки. Заниженная, как и завышенная негативно сказываются на развитии и будущем ребенка.

  1. Завышенная самооценка. Ребенок уверен, что он всегда прав, не считается с мнением других людей, пытается контролировать окружающих, указывая на их недочеты. Такой малыш не видит свои недостатки, он считает себя самым лучшим, заявляет об этом вслух.
  2. Заниженная. Человек ведет себя неуверенно, боится делать первый шаг, принимать решение, брать на себя ответственность. Такой малыш убежден, что хуже других, он переоценивает достижения других ребят, не замечает свои успехи. Ребенок застенчив и обидчив.
  3. Адекватная самооценка. Присутствует вера в свои силы, правильное оценивание своих возможностей. Если у такого ребенка что-то не получается, он не расстраивается, терпя неудачу. Промахи его закаляют, позволяют двигаться дальше, приложив еще чуть-чуть усилий. Малыш не боится обращаться к ровесникам или взрослым за помощью, сам помогает окружающим.

Наличие адекватной самооценки способствует нормальному общению со сверстниками, осваиванию новых навыков, высокой успеваемости в школе, умению себя защищать, отстаивать свои права, выбирать любимое дело.

Упражнения для повышения самооценки

Как повысить самооценку ребенку? Простые и действенные на практике упражнения помогут воспитать решительного человека с лидерскими качествами.

  • Игра «Копилка успеха». Суть: нужно взять коробку и оформить вместе с ребенком, так как ему нравиться. В нее он будет складывать свои маленькие достижения, которые можно написать на бумаге: «красиво продекламировал стих», «выполнил контрольную по языку на пять, хотя боялся» и т. д. Повышать уверенность будет значительное прибавление веса коробки. Такая игра может использоваться впоследствии для повышения веры в свои силы.
  • Игра «Заверши предложение» — для проведения понадобится мяч. Правила этой игры гласят, что необходимо ребенку бросать мяч с началом фраз: «Я могу…», «Я умею…», «Я научусь…» и подобные, а ребенок каждый раз завершает предложение и бросает мяч обратно. Эта игра помогает осознать, кем он есть, и чего хочет добиться. Всякий раз, бросая мяч лучше повторять начало предложения несколько раз, так малыш осознает, что он когда-то этого не умел, но смог научиться.

«Звезда квартиры»

  • Игра «Звезда квартиры». Для нее необходимо изготовить стенд (лист бумаги) в центре с нарисованным цветком с лепестками, либо солнце с лучами. Посередине наклеить фотографию ребенка. В течение обусловленного времени (1-2 недели) на лепестках взрослые и дети будут записывать положительные качества и достижения. Сами взрослые смогут увеличить авторитет ребенка. В конце плакат снимают и отдают ему самому.

Следить и поднимать самооценку детей нужно не одноразово, а постоянно. Адекватная оценка себя — основа успешного человека, его карьеры, семейного благополучия и счастья. Доверие, взаимопонимание и дружеские отношения — залог успеха воспитания уверенного в себе деятеля.

Причины заниженной самооценки


Частые необоснованные наказания приводят к снижению самооценки у ребенка
Дети нередко копируют поведение взрослых, зачастую мальчики копируют отцов, а девочки – мам. Наличие заниженной самооценки у одного из родителей может привести к неуверенности в своих силах у ребенка.

Факторов, влияющих на становление самооценки у детей, может быть множество, но есть пять наиболее часто встречаемых причин, приводящих к низкой самооценке, как у ребенка 6-8 лет, так и у детей постарше.

  1. Последствие родительской гиперопеки. Ситуация, когда мама с папой старались все делать за своего отпрыска, оберегали его от трудностей, не позволяли быть самостоятельным, принимать решения.
  2. Результат неконструктивной критики. Ситуация, когда малышу постоянно указывают на его промахи, не замечая достижений ребенка, или случай отсутствия надлежащего объяснения неправильности поступка и возможностей исправить, улучшить результат.
  3. Последствие сравнивания сына или дочери с соседским карапузом/одноклассником/сестрой или братом. Родитель, который постоянно восхищается успехами другого ребенка, заставляет своего малыша сомневаться в том, что его любят. Подобные разговоры отбивают все желание развиваться, чего-то добиваться, исчезает мотивация. А ведь родители иногда умышленно ставят соседского карапуза в пример, надеясь на то, что это замотивирует их чадо, сделает его лучше, что он будет стремиться достичь тех же высот.
  4. Результат оскорблений. Если родители в случае любой провинности называют ребенка плохими словами, они сильно занижают его самооценку, приклеивая слова-ярлыки (например, «тупица», «бестолочь», «ничтожество»).
  5. Наличие публичных замечаний. Если мама или папа не стесняются на людях критиковать свое чадо, делать ему замечания или даже наказывать, ставя в угол, у ребенка сильно снижается самооценка.

Характерные проявления


Боязнь принимать решения, неверие в свои силы приводят к снижению успеваемости в школе

Бывает, что родители не понимают, в чем причина плохого настроения или школьной неуспеваемости их ребенка, не догадываясь о том, что ноги растут из неуверенности в себе, неверия в свои силы. Если у малыша дошкольного возраста можно заподозрить заниженную самооценку по отстраненному поведению, постоянному одиночеству, то у ребенка 10-12 лет, это не всегда удается распознать. Далее мы рассмотрим, какие проявления могут указывать на низкую самооценку у детей:

  • появление обиды даже по малейшему поводу;
  • нежелание общаться со сверстниками, постоянная потребность в одиночестве, отсутствие друзей;
  • сильное терзание себя за совершенные ошибки;
  • отсутствие жизненных целей, мотиваций, нет интересов, желания браться за новое дело;
  • при малейших трудностях — отказ от начатого дела;
  • часто говорит фразы по типу «я не смогу», «я не справлюсь»;
  • ребенка задевают другие дети, он не может постоять за себя;
  • отсутствует свое мнение, всегда полагается на то, что скажут «авторитетные личности» (родители, учителя);
  • часто застенчив, робеет при общении с детьми или взрослыми.

Советы

  1. Запаситесь терпением. Путь повышения самооценки у детей может быть длительным. Главное, уже сейчас начать двигаться в нужном направлении.
  2. Проанализируйте свою ситуацию. Подумайте, что именно могло усугубить состояние ребенка, что спровоцировало неуверенность в себе. Возможно, всему виной неправильное воспитание, частые укоры, упреки, отсутствие похвалы, сравнивание с другими. И тогда, прежде, чем двигаться дальше, нужно перестроить себя, изменить свое отношение, впредь не допускать действий, снижающих самооценку малыша.
  3. Если у родителей проблемы с самооценкой, начните, в первую очередь, с себя. Помните о том, что карапуз может копировать Ваше поведение. Видя, как отец опускает руки при малейшей неудаче, да еще и вслух заявляет о том, что он ни на что не способен, ребенок и сам начинает подобным образом реагировать на происходящее в его жизни.
  4. Важно позаботиться о наличии здоровой атмосферы в семье. Ребенок должен расти в спокойной обстановке, в доме, где родители уважительно относятся друг к другу и к своему чаду.
  5. Начните хвалить своего ребенка. Но помните, что похвала должна быть заслуженной, за реальные достижения, пусть и самые незначительные. Малышу важно ощутить, что в него верят, что им гордятся близкие люди.
  6. Постарайтесь больше времени отводить общению с сыном или дочкой. Маме нужно чаще общаться с дочкой, папе – с сыном. Идеально, если Вам удастся найти дело, которое заинтересует и взрослого, и ребенка, общее хобби, которое всем будет приносить удовольствие и веру в себя.
  7. Планируйте дневной распорядок своего чада, старайтесь правильно распределять время на учебу, отдых, развлечения, физические нагрузки.
  8. Всегда спрашивайте мнение сына или дочери касательно любого вопроса, возникшего в Вашей семье. Пусть Ваше чадо почувствует, что его слово что-то значит, что с ним считаются, его ценят.
  9. Задумайтесь над тем, какие у Вашего малыша сильные стороны, способствуйте их развитию. Когда ребенок увидит плоды своих усилий, он начнет верить в свой успех.
  10. Давайте своему малышу свободу выбора. Если Вам кажется, что он может совершить ошибку, не препятствуйте этому. Это его «шишки», которые он должен набить для опыта.
  11. Учите ребенка отстаивать свои границы.
  12. Позволяйте малышу самостоятельно справляться с поставленными задачами, не спешите выполнять задание за него, что-то подсказывать.

У моего ребенка низкая самооценка. Что делать?

Для детей дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, т.к. в этом возрастном периоде детям присущ так называемый детский эгоцентризм. Малыши уверены, что мир крутится вокруг них, а никак не наоборот. Всем знаком яркий пример детского эгоцентризма, когда малыш, наблюдая Луну из окна автомобиля, сообщает, что Луна за ним следит. Детская психика пока устроена так, что ребенок в силу возрастных особенностей не в состоянии понять физических законов, поэтому вывод прост: Луна всегда видна лишь потому, что следит за ним. Такой эгоцентризм заложен в природе ребенка, поэтому не нужно его пугаться и пытаться исправить: в норме к 7 годам у малыша формируется произвольность, а эгоцентризм остаётся в детстве.

Для подростков же характерна заниженная самооценка, и это тоже объясняется возрастными особенностями. Подростки склонны преувеличивать (а то и вовсе выдумывать) телесные недостатки, размышлять о бренности бытия и о людях-пешках, тинейджеры часто отмечают, что их эмоциональный фон скорее депрессивный, нежели позитивный. Но есть и интересный механизм: в психологии традиционно завышенная самооценка (не применимо к дошкольникам) воспринимается как заниженная, но отягощённая защитными механизмами. Бравирующий подросток, заявляющий, что он властелин мира, на самом деле может быть глубоко в себе не уверен и, чтобы защитить самого себя от этих фрустрирующих переживаний, изображает из себя самоуверенного мачо. У тинейджеров обычно это временное явление, и оно проходит с наступлением нового возрастного периода.

В любом возрасте на детскую самооценку влияет несколько факторов: семья, отношения со сверстниками, успехи в учебе. Разница лишь в том, что в разные возрастные периоды для ребенка важны разные вещи, а значит и на формирование самооценки будет влиять разное. Например, в подростковом возрасте самым важным для детей является интимно-личностное общение, а значит в первую очередь самооценка будет зависеть от отношений со сверстниками. У младших школьников основное занятие – учеба, соответственно самооценка будет формироваться в зависимости от успехов в школе.

7 сенсорных игр, которые успокоят ребенка и снимут стресс

Итак, как понять, что у ребёнка проблемы с самооценкой?

Если мы говорим о дошкольном и младшем школьном возрасте, следует обратить внимание на рисунки малыша. Если на них он себя всегда изображает внизу листа, рисует серым/черным цветом, либо не изображает вообще, то следует обратиться к психологу за более точным определением уровня самооценки.

Малышам также можно предложить пройти интересную методику. Нарисуйте ребенку простую лесенку:

Расскажите, что на самых верхних ступенях находятся самые «хорошие» дети, а на низких – самые «плохие». Предложите малышу изобразить себя на какой-либо ступеньке, а потом спросите, чем он руководствовался, выбирая для себя ступеньку. Наиболее неуверенные в себе вовсе отказываются выполнять это задание или ставят себя на самую низкую ступень.

Неуверенного ребенка всегда видно: он открыто говорит, что не уверен в себе и своих силах, безынициативен, боится брать на себя ответственность, тревожен, зависим от мнения окружающих, особенно значимых взрослых.

Если вы заметили такие симптомы у своего ребенка, то следует придерживаться нескольких правил:

Обязательно хвалите его.

Не важно, есть ли для этого веские основания – ребенок должен чувствовать, что есть вещи, которые он выполняет хорошо. Даже простое «Ты уже проснулся? Какой молодец!» утром помогут малышу сохранить позитивный настрой. «Перехваленных» детей не бывает, это миф, поэтому не бойтесь переборщить.

Избегайте сравнений ребенка с другими детьми.

«Маша получила 5, а ты – 3, не стыдно?» – как часто дети слышат подобные фразы в свой адрес, а ведь именно они формируют заниженную самооценку.

В конфликтах избегайте перехода на личности.

Не «ты плохой!», а «ты нехорошо поступил, но я всё равно люблю тебя. Давай подумаем, что помешало тебе поступить правильно» — такой подход поможет ребенку не только жить с осознанием того, что он как личность остается ценным и любимым, но учит рефлексии – ребенок задумывается о себе и формирует новые поведенческие модели.

Чаще просите у малыша совета или помощи.

«Как ты думаешь, суп уже разогрелся?», «давай вместе протрём пыль, твоя помощь мне очень важна!». Вообще, важно относиться к ребенку как к равному, как к уже сложившейся личности, тогда и он будет чувствовать это отношение и поверит в собственные силы. Но не переусердствуйте – внимательно отнеситесь к тому, о чем вы его просите. Не взваливайте на дошкольника ответственность за младшую сестру, а на подростка – за ваш материальный достаток.

Будьте осторожны с наказаниями.

Ребенок всегда должен понимать, за что его наказывают. Будьте последовательны в наказаниях, наказывайте только за серьезные проступки, а не за ситуации, когда малыш старается изо всех сил, а у него не получается.

Чаще говорите ребенку о своей любви.

Такое простое, казалось бы, правило, а ведь множество детей искренне чувствуют себя недолюбленными. Телесный контакт также очень важен – обнимайте, целуйте, гладьте по голове, держите за руку.

Поддерживайте инициативу ребенка.

Это крайне важно делать в любом возрасте – для подростка, например, подавление инициативы является триггером девиантного поведения. Даже если дошкольник решил стать космонавтом, поддержите его, сводите в планетарий. Скорее всего, через неделю он забудет об этом желании, но осознание того, что в него верят, останется.

Реагируйте сами на собственные успехи и неудачи адекватно.

Ребенок всегда равняется на родителей, а значит именно вы являетесь для него главным авторитетом. Если он видит адекватную реакцию, то будет стараться, пусть и неосознанно, поступать так же. Для демонстрации такого поведения отлично подходят настольные игры – там малыш наглядно видит кто проиграл и как отреагировал на свою неудачу.

Материал подготовлен для нашего издания порталом Я — Родитель в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я-родитель» уже более 7 лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов – и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.

Еще интересное:

Что делать с хамством подростка. Советы психолога

7 отличных исторических книг для детей всех возрастов

Агрессия на площадке и туалетные разговоры. Психолог отвечает на вопросы родителей

Меры предосторожности

Чтоб не пришлось задумываться над вопросом, как помочь ребенку повысить самооценку, нужно заранее позаботиться о ее нормальном формировании.

  1. Никогда не проводите сравнения. Недопустимо сравнивать своего ребенка с соседским малышом или даже с родным братом или сестрой. Важно понимать, что каждый карапуз имеет свои индивидуальные особенности. Если в данный момент ему не удается то, что уже умеют его ровесники – это не показатель отставания в развитии или проблем со здоровьем, всему свое время.
  2. Не стоит избавлять ребенка от повседневных дел, но и перегружать малыша недопустимо. Идеально, если Вы будете ставить перед ним задачи, выполнение которых будет ему под силу. Он уже сейчас должен привыкать к ответственности.
  3. Хвалите своего сына или дочь, но только за реальные успехи. Лестные речи приведут к завышению самооценки. У ребенка не сформируется взаимосвязь между тем, за что его ценят по достоинству, он восхищение его делами будет принимать, как должное, начнет считать себя лучше других.
  4. Если прибегаете к наказаниям, объясняйте малышу, чем он провинился, почему именно таким способом Вы решили его наказать, как впредь вести себя правильно.
  5. На личном примере демонстрируйте, как нужно встречать неудачи в своей жизни. Что-то не получилось, не нужно опускать руки, находясь рядом с чадом, произнесите вслух, что в следующий раз обязательно все получится.
  6. Если у ребенка появляются какие-то идеи, какими бы бессмысленными они Вам не казались, поощряйте его, не ломайте веру в успех задуманного дела. А если малышу все же не удастся осуществить свою идею, поддержите его.
  7. Важно социализировать ребенка. Общение – залог нормального развития, в том числе и становления адекватной самооценки.
  8. Не критикуйте своего малыша, даже мысленно не думайте, что он плохой.
  9. Уважайте своего ребенка и его выбор.

Важно знать, как повысить самооценку ребенку, что для этого необходимо сделать. Родители должны понимать, к каким трудностям в повседневной жизни и в будущем приведет неуверенность в себе, сформировавшаяся на сегодняшний день у их дочери или сына. Не пускайте на самотек заниженную самооценку у своего чада, повышайте его веру в себя, в свои силы, свой успех. Если самостоятельно справиться не удается, не бойтесь обращаться за помощью к опытному психологу, который сумеет повысить самооценку, прибегнув к особым упражнениям и практикам.

Особенности адекватной самооценки

Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности — умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу, поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:

  • ответственность;
  • способность высоко оценивать окружающих;
  • уверенность;
  • принципиальность;
  • отстаивание собственных интересов.

Особенности поведения при адекватной самооценке:

  • Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
  • Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
  • Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.

Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.

Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку

Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе — это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:

  1. Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
  2. Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок – очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
  3. Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
  4. Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
  5. Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
  6. Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.
  7. Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание — меньше.

Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал — пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию. Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.

Способы правильного поощрения дошкольника:

  • хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
  • родители должны оценивать только поступки;
  • использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
  • давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, самостоятельность чада;

Важно! Для того чтобы сохранить адекватную самооценку дошкольника, родители могут хвалить его при посторонних, но наказывать разрешается только наедине!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]