Социальные установки , одно из ключевых понятий в социальной психологии, отдельное направление научных исследований.
Активное изучение феномена формирования социальных установок было начато еще в первых десятилетиях 20 века.
В основе явления лежит теснейшая взаимосвязь личности и социума, чьей неотъемлемой частью является человек.
Что такое социальный статус человека? Узнайте об этом из нашей статьи.
Понятие аттитюда
Что такое социальная установка?
По мере роста и взросления личности, накопления жизненного опыта, в сознании человека формируется устойчивый взгляд на людей, предметы и события окружающего мира.
Эта настройка сознания выступает регулировщиком реакций и поведения человека в его взаимодействии с жизнью.
В психологии явление получило название аттитюд, или социальная установка.
Наиболее часто для определения социальной установки пользуются формулировкой американского психолога Гордона Олпорта: прошлое человека формирует в нем предрасположенность действовать в настоящем определенным образом. Эта психологическая готовность и является соцустановкой.
В целом, установка формируется не только на основании личного опыта человека, но и через восприятие им опыта других людей. В основном, свои взгляды на жизнь, опыт, люди передают в обычном общении.
Личная установка, полученная человеком в результате пережитого события, укрепляется, если он слышит подтверждающие его собственные наблюдения выводы и мнения других людей (понятие обобщенной установки в психологии).
Социальная установка в психологии получила название аттитюд от английского слова «,attitude»,, что в переводе означает , «,отношение»,.
Виды социальной установок в современной социальной психологии
2
Глава 1 Теоритические аспекты исследования социальной установки и комфортности
Понятие социальной установки в зарубежной и отечественной литературе
Социальная установка является одной из важных проблем познания личности в психологии и социологии. Ими исследуется понятие социальная установка ,а также её виды,функции и её компоненты
Понятие Социальная установка имело разные значения и смыслы при изучении различными ученными.
Проблема установки была предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе.
По Узнадзе установка-целостное динамическое состояние субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» (Узнадзе, 1901)
Направленность на поведения на удовлетворение данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной.
Установка в контексте этой концепции касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека. Она позицианируется как бессознательное, что делает невозможным применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности.
Иследования социальной установки продолжили социологи У. Томас и Ф. Знанецкий. В 1918 году они провели исследование Польский крестьянин в Европе и Америке целю которого было изучение адаптации польских крестьян, иммигрировавших из Европы. В процессе исследования социологии установили, что адаптация возникает в результате тесной взаимозависимости между индивидом и социальной организацией.
Таким образом, ими было предложено ввести понятия «социальные ценности» и «социальная установка» для обозначения социальной организации и для обозначения индивида соответственно.
По Томасу и Зенецкому социальная установка(аттитю́д)- психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального
3
объекта, состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности.
Открытие понятия социальная установка произвело резонанс в психологической науке Этот период ознаменован активным ростом споров вокруг понятия социальной установки, принимаются многочисленные попытки формулирования его чёткого определения.
Позже формулирувкой понятия социальная установка продолжил американский психолог Го́рдон Уи́ллард О́лпорт.Он провел обзор и анализ всех предложенных на тот момент толкований социальная установка и в 1935 г. предложил свое определение , основанное на проведенном обзоре
По Олпорту состояние психологической готовности личности вести себя определённым образом в отношении объекта, детерминированное её прошлым опытом.Это понятие является чаще используемым в современной социальной психологии.
В это же время ряд идей о способах исследования социальных установок. В качестве основного метода были использованы различные шкалы, впервые предложенные Л. Тёрнстоуном. Использование шкал было необходимо и возможно потому, что социальные установки представляют собой латентное отношение к социальным ситуациям и объектам,
характеризуются модальностью. Выяснилось, что разработка шкал упирается в нерешенность некоторых содержательных проблем социальных установок, в частности, относительно их структуры; оставалось не ясным, что измеряет шкала? Кроме того, поскольку все измерения строились на основе вербального самоотчета, возникли неясности с разведением понятии «социальная установка» —«мнение»,
«знание», «убеждение» и т.д. Разработка методических средств стимулировала дальнейший теоретическое исследование. Он осуществлялся по двум основным направлениям: как раскрытие функций
социальной психологии и как анализ её структуры.
Были выделены 4 функции
Адаптивная
– способствуют выбору объектов которые помогут осуществить целей.
Познавательная
– способствует выбору нужного в определенных условиях способа поведения
Выражающая
– помогает человеку выразить себя и расслабиться
Защитная
– способствует разрешению внутренних конфликтов
4
Все эти функции социальная установка способна выполнить так, как обладает сложной структурой
В 1942 г. М. Смитом была определена структура социальной установки состоящей из трех компонентов , в которой выделяются
Когнитивный компонент
(осознание объекта социальной установки)
Аффективный компонент
(эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);
Поведенческий компонент
(последовательное поведение по отношению к объекту)
Все элементы структуры находятся в тесной взаимосвязи между собой, и изменение одной из них влечёт за собой изменение других.
Теперь социальная установка определялась как осознание, оценка, готовность действовать. Оставалась нерешенной проблема которая заключалась , что измеряют шкалы социальной установки в целом или какой-то один его компонент . Далее, в экспериментах, проведенных в лаборатории, исследование велось по простейшей схеме —выявлялся социальная установка на один объект, и было непонятно, что произойдет, если этот социальная установка будет вплетена в более широкую социальную структуру действий личности.
Позже, возникла еще одна проблема по поводу связи социальной установки с реальным поведением. Это затруднение было выявленно после осуществления известного эксперимента Р. Лапьера в 1934
Выводом эксмеримента стало что между социальной установкой и реальным поведение существует расхождение. Ввод получил название «парадокса Лапьера» и дал основания для глубокого скептицизма относительно изучения социальной установки. Упадок интереса к социальной установки в значительной мере был связан с обнаружением этой проблемы.
В последующие годы предпринимались различные меры для преодоления обозначившихся проблемм. М. Рокич высказал идею,
что у человека существуют одновременно две социальной установки: на
объекты на ситуацию. «Проявляться может то одна, то другая установка.
В предложении Д. Каца и Э. Стотленда мысль о различном
проявлении каких-то разных сторон социальной установки
5
приобрела иную форму: они предположили, что в разных ситуациях может проявляться один из компоненты социальной установки, и результат поэтому будет различным
Последующее изучение социальной установки предполагает выдвижение таких идей, которые позволили бы преодолеть затруд
нения, встретившиеся на пути исследования этого феномена. Одно из них заключается в том, что момент целостности социальной установки оказался утраченным вследствие попыток найти все более и более детальные описания её свойств и структуры. Возвращение к интерпретации социальной установки как целостного образования не может быть простым повторением ранних идей, высказанных на заре ее исследований. Восстанавливая идею целостности социальной установки, нужно понять эту целостность в социальном контексте.
Проблема решения этих проблем содержится в «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности»(Ядов, 1975. С. 89). Суть этой концепции заключается в том,что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически
Потребности классифицируются по одному единственному основанию – с точки зрения включения личности в различные сфера социальной деятельности, соответствующие расширению потребностей личности.
1 Сфера, где реализуются потребности человека, является ближайшее семейное окружение,
2 Контактная группа, в рамках которой непосредственно действует индивид,
3 Сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта,
4 сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества.
Таким образом, выделяется 4 уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение.
6
Ситуации же структурированы по длительности времени, в течение которого сохраняется основное качество данных условий.
Низший уровень ситуаций — предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные.
Следующий уровень – ситуации группового общения, свойственные для деятельности личности в условиях малой группы.
Более устойчивые условия деятельности, имеющие место в сферах труда, досуга, быта задают третий уровень.
Более долговременные устойчивые условия деятельности свойственны наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности – в рамках определенного типа общества, широкой экономической, идеологической, политической структуры его функционирования.
Таким образом, структура ситуаций, в которых действует индивид, может быть так же изображена при помощи характеристики ее ступеней.
Из этого В. А. Ядов в системе, регулирующей поведение личности, выделял 4 уровня социальной установки:
Простейшие установки
, возникшие для удовлетворения витальных потребностей в простых ситуациях. Этот уровень регулирует непосредственные реакции субъекта на ситуацию.
Социальные фиксированные установки
, возникающие в связи с потребностью в общении и удовлетворяемые деятельностью малых групп. Данный уровень регулирует поступки людей в обычных привычных ситуациях.
Базовые социальные установки
, формирующиеся в конкретных видах профессиональной деятельности или досуга, – это направленность интересов личности. Они регулируют поведение личности.
Ценностные ориентации личности
, проявляющиеся в регуляции поведения в самых значимых ситуациях. Этот уровень регулирует уже деятельность личности.
Одна из основных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения.
Исследования Уоша показали, что установки меняются в результате необходимости адаптироваться к условиям реальной ситуации. В этих исследованиях было выявленно, что установки слабее реальности, и человек может в значительной степени отказываться от установок в значимых для него областях поведения большой пласт исследований связан с различными . установками.
7
Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Наиболее крупные – модели бихевиористской и когнитивистской ориентаций
В бихевиоризме
в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения социальной установки применяют принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему наказаний и поощрений, можно менять характер социальной установки.
В когнитивистской
традиции: изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие. Стимулом для изменения аттитюда является потребность в восстановлении соответствия.
В современной психологии под понятием социальной установки используют определение Олпорта.
Объектами социальных установок являются
—человек и окружающие его люди
-группы людей
-социальные процессы
-события
-предметы культуры
Виды социальной установок в современной социальной психологии
-Социальная установка на объект, -разновидность установки при которой человек готов вести себя определенным образом
-Ситуативная установка -готовность вести себя конкретным образом по отношению к одному и тому же объекту по-разному в разных ситуациях
-Перцептивная установка определяет готовность видеть то, что человек хочет видеть.
Обобщенная установка – установка на совокупность однородных объектов.
В зависимости от модальности, установки подразделяются на
Позитивные
Негативные
Нейтральные
8
амбивалентные (готов вести положительно, и отрицательно)
Структура
Еще в середине 20 века американский психолог Мануэль Смит выделил три основных составляющих социальной установки:
- Сформированное сознательное мнение. Существует в отношении предметов, объектов, явлений и событий, о том, какими свойствами и качествами они обладают (в представлении носителя социальной установки), о способах эффективного и не эффективного взаимодействия с ними.
- Эмоциональное отношение (аффект). Проявляется переживанием определенных эмоций, чувств, ощущений в виде реакции на предметы, людей, происшествия. Есть четкое понимание, приятны или отталкивают (вариант , не задевают, оставляют равнодушным) явления, происшествия, субъекты или объекты.
- Поведение. Человек готов действовать по определенной схеме в качестве реакции на событие или модели общения с людьми.
Таким образом, соцустановка включает когнитивный, аффективный и поведенческий уровни.
Что такое аттитюд?
Под социальной установкой понимают специфический образ различных действий, которые индивид реализует или собирается реализовывать в конкретной ситуации. То есть под аттитюдом можно понимать склонность (предрасположенность) субъекта к определенному социальному поведению. Это явление обладает сложной структурой, включающей в себя множество компонентов. Среди них предрасположенность индивида воспринимать и оценивать, осознавать и в конечном итоге действовать определенным образом относительно некоторого социального субъекта.
А как это понятие трактует официальная наука? В социальной психологии термин «социальная установка» используется применительно к определенной диспозиции человека, организовывающей его чувства, мысли и возможные действия с учетом имеющегося объекта.
Под аттитюдом также пронимают особый тип убеждения, характеризующий собой уже сложившуюся у индивида оценку некоего определенного объекта.
Рассматривая данное понятие, важно понимать отличия между терминами «установка» и «социальная установка». Последний из них считается состоянием сознания индивида, функционируя при этом на уровне общественных связей.
Аттитюд считают неким гипотетическим конструктором. Являясь ненаблюдаемым, он определяется исходя из измеряемых реакций личности, отражающих негативные или позитивные оценки рассматриваемого объекта социума.
Виды
Говоря о видах социальных установок, имеют в виду их определенные характеристики:
- человек готов вести себя в соответствии со сложившимся стереотипом (установка на объект),
- действие, вызываемое аналогичными явлениями, может проявляться разными способами в различных случаях (ситуативность),
- отличия по эмоциональному окрасу: вызывающие приятные либо неприятные эмоции, вариант , нейтрально окрашенные.
В психологии выделены понятия стереотипа и социализации.
Стереотипы
Понятие стереотипа выделено в 30-х годах 20 века американским публицистом Уолтером Липпманом.
Писатель обратил внимание на некий фильтр, через который, повинуясь сформированному жизненному опыту, человек распознает и интерпретирует информацию об окружающем мире.
Сформировавшийся стереотип вызывает отношение к явлению прежде, чем рассудок начинает работать:
- стереотип уже в момент восприятия информации накладывает свой «,фильтр», на представленные факты,
- сформированный стереотип сопротивляется (или вовсе не поддается) его критической оценке,
- при столкновении стереотипа с новым опытом первый зачастую побеждает новую информацию: человек заранее убежден, что столкнулся лишь с исключением, заранее уверен в ошибочности поступившей информации, если она опровергает сложившееся стереотипическое мнение.
Конечно, если способность думать, анализировать и воспринимать новое не утрачена личностью, возможно изменение картины мира и даже сложившейся стереотипической социальной установки.
Явление социализации
Контактируя с определенным социумом, человек постепенно усваивает присущие ему нормы поведения, ценности и убеждения окружающих.
Чтобы успешно взаимодействовать с людьми, индивид вынужден накапливать и систематизировать знания о мире, осваивать навыки общения, коммуникации, позволяющие ему устанавливать продуктивные связи и добиваться желаемого.
Все это входит в понятие социализации, которая, по сути, начинается с самого рождения и продолжается в течение всей жизни человека. В психологии понятие социализации рассматривается в нескольких аспектах:
- формирование человеческой индивидуальности, характера в контакте со средой существования, приспособление к ее нормам и условиям выживания в социуме (процесс социальной адаптации),
- наличие сообщества людей (социума), который необходим для развития в нем человека, как личности с определенными установками и чертами характера (явление как условие),
- реакции человека на социум и происходящее в нем, его личное восприятие общественных явлений, зависящее от возрастной группы и социального развития (социализация как проявление),
- основная характеристика индивида как полноправного члена человеческого сообщества с учетом его возраста (социализация как результат).
Первичная социализация затрагивает небольшие группы ближайшего окружения человека. Это его отец, мать, родня, друзья и сверстники, педагоги и воспитатели в учебных учреждениях, то есть ближний круг реального общения.
Когда в психологии говорят о вторичной социализации, то имеют в виду процессы, которые происходят уже в больших социальных группах.
Например, в круг вторичной социализации попадают административные органы, люди, формирующие законы и установки социального общения на уровне школы, высшего учебного заведения, города, края, государства в целом.
Установки и ролевое поведение
Частью процесса социализации личности является освоение социальных ролей, что является обязательным условием для «врастания» индивида в общество.
Определение 3
Социальная роль – это способ поведения людей в зависимости от занимаемого ими положения, соответствующий принятым нормам.
Любой человек за время своей жизни входит в ту или иную социальную группу, где занимает определенное положение и к нему предъявляются определенные ожидания. В каждой группе человек должен вести себя в соответствии с требованиями группы, т.е. выступать в разных ролях.
Замечание 1
Социальная роль – это своеобразный устойчивый шаблон поведения для определенного статуса, который отвечает на вопрос – кто этот человек, какие у него права и обязанности.
Положение в обществе определяет только один статус – главный или интегральный.
Когда человек усваивает свою социальную роль, он усваивает и социальный стандарт поведения, и, как бы со стороны, учится оценивать себя, осуществлять самоконтроль. На самосознание человека, на его личность каждая социальная роль накладывает свой отпечаток, для исполнения которой человек мобилизует ресурсы своего организма и психики.
При выполнении роли, не соответствующей индивидуальному «Я», может возникнуть внутриличностный конфликт.
Внутриличностные конфликты могут быть следующие:
- возможности собственного «Я» ниже возможностей социальной «роли»;
- социальная роль ниже возможностей «Я» и является для человека недостойной и унизительной
Осваивать ту или иную роль человека побуждают в основном внутренние мотивы, потребности, желания.
Социальные роли, выполняемые человеком в реальной жизни, могут иметь противоречивые требования, а для того, чтобы сохранить целостность своего «Я», возникает необходимость в каком-то механизме.
Этим механизмом является функциональный орган и сама личность, позволяющая интегрировать свое «Я», осуществлять нравственную оценку своих поступков, отказываться от одного в пользу другого. Ролевое поведение развитая личность может использовать как инструмент адаптации к той или иной социальной ситуации.
Социальная роль – это проявление внешнего «Я», а существует ещё внутреннее «Я». Внешнее поведение может быть образцовым, сам человек – законопослушным гражданином, а в своем внутреннем мире это может быть бунтарь.
Исходя из социального статуса и его требований, ролевое поведение человека детерминирует главным образом социальное «Я», демонстративное «Я», также ожидаемое другими, отраженное «Я» и реальное «Я» личности.
Социальные роли, исполняемые человеком, закрепляют у него соответствующие шаблоны поведения, мнения, взгляды, отношения, установки, оказывают большое влияние на стиль речи, одежду, образ жизни.
При изменении социальных ролей может произойти изменение поведения, взглядов, ценностей, установок личности.
Примеры установок
Популярные, часто встречающиеся примеры социальных установок:
- Негативное отношение к группе лиц по расовой принадлежности (расизм), например, презрение к неграм, темнокожим или любым «,цветным», национальностям. Формирование общественного убеждения, что люди, не относящиеся к «,белой расе»,, глупее, склонны к безнравственному аморальному поведению, ленивы и т.п.
- Манера одеваться только определенным образом, например, традиция в восточных странах носить женщинам полностью скрывающую тело и лицо одежду.
- Общепринятые житейские правила, традиции, характерные для социальной группы: например, жениться или выходить замуж до определенного возраста, работать или не работать женщинам и т.п.
- Нормы и эталоны, образцы и правила приличия, этикета, принятые в обществе.
Все эти факторы человеком, выросшим в определенном обществе, часто воспринимаются, как единственно верные, правильные, как раз в силу сформированных с раннего детства социальных установок.
Функции
Любая сформированная социальная установка имеет ряд важных функций (самим человеком обычно не осознаваемых). Выделяют четыре основных назначения соцустановок:
- Разрешение внутренних сомнений, конфликтов, освобождение эго от восприятия неприятной ему информации. Подсознательно человек стремится быть высокого мнения о себе и о социальной группе, к которой он принадлежит, и чьи социальные установки разделяет. По этому принципу традиции и устои «,своего», социума признаются, как достойные и значимые, «,хорошие»,, а противоречащие традиции другой группы , часто как опасные заблуждения, негативные «,плохие», явления.
- С формированием социальной установки происходит систематизация, упорядочивание знаний об окружающем мире. Аттитюд дает возможность быстро проанализировать и оценить поступившую информацию: важна она или нет, соответствует ли ценностям человека, его жизненным интересам. Сложившийся стереотип значительно упрощает изучение и обработку информации.
- Адаптация к людям, событиям, явлениям. Соцустановки помогают индивиду находить тех людей и те объекты, которые способствуют достижению его личных целей, с меньшими потерями, максимально эффективно. Человек осознает, что, поддерживая те или иные принятые обществом каноны (соцустановки), он будет принят, получит одобрение социальной группы. Но аттитюд может и противопоставить человека социуму (при несовпадении сложившихся установок).
- Помощь в самореализации, выражении своих ценностей и взглядов на жизнь. Соцустановки помогают человеку действовать по готовой схеме, реализоваться в социуме. Также они становятся элементом самоопределения: человек понимает, «,кто он», , как относится к разным событиям, объектам, людям.
Таким образом, аттитюд , мощная конструкция сознания, которая одновременно служит автоматизации и упрощению жизненных процессов, психической самозащите и стабилизации человека в жизни.
Формирование социальных установок
В изучении данного вопроса существует несколько различных подходов:
- Бихевиоральный. Он рассматривает социальную установку в качестве промежуточной переменной, которая возникает между появлением объективного стимула и внешней реакцией. Данный аттитюд фактически недоступен для визуального описания. Он служит одновременно реакцией, возникшей на тот или иной стимул, а также самим стимулом для имеющей место реакции. При таком подходе аттитюд является своеобразным связующим механизмом, находящимся между внешней средой и объективным стимулом. Формирование социальной установки при этом происходит без участия человека за счет его наблюдения за поведением окружающих людей и его последствий, а также за счет положительного подкрепления связей между уже имеющими место установками.
- Мотивационный. При таком подходе к формированию социальных установок, данный процесс рассматривается как тщательное взвешивание человеком «за» и «против». При этом индивид может принять для себя новый аттитюд или определить последствия его принятия. Мотивационным подходом к формированию социальных установок рассматривается две теории. Согласно первой из них, называемой «Теорией когнитивного реагирования», формирование аттитюдов происходит при негативном или позитивном реагировании индивида на новую позицию. Во втором случае социальная установка является итогом оценки человеком той пользы, которую может принести принятие или непринятие им нового аттитюда. Такую гипотезу называют «Теорией ожидаемых преимуществ». В связи с этим, основными факторами, оказывающими влияние на формирование установок в мотивационном подходе, являются цена предстоящего выбора и выгода от его последствий.
- Когнитивный. В этом подходе существует несколько теорий, имеющих между собой определенное сходство. Одна из них была предложена Ф. Хайдером. Это «Теория структурного баланса». Существует еще две признанные гипотезы. Одна из них конгруэнтности (П. Таннебаума и Ч. Остуда), а вторая — когнитивного диссонанса (П. Фестингера). В их основе лежат представления о том, что человек всегда стремится к внутренней согласованности. Благодаря этому формирование аттитюдов становится результатом стремления личности разрешить имеющие место внутренние противоречия, возникшие в связи с несогласованностью когниций и социальных установок.
- Структурный. Данный подход исследователи разрабатывался в Чикагской школе в 20-е годы прошлого столетия. В его основе лежат идеи Дж. Мида. Ключевой гипотезой этого ученого является предположение о том, что люди развивают свои установки путем принятия установок «других». Эти друзья, близкие и знакомые являются значимыми для человека, поэтому и являются решающим фактором в формировании аттитюда.
- Генетический. Сторонники данного подхода полагают, что аттитюды могут быть не прямыми, а опосредованными факторами, такими как, например, врожденные различия темперамента, данные от природы биохимические реакции и интеллектуальные способности. Социальные установки, обусловленные генетически, доступнее и сильнее приобретенных. При этом они более устойчивы, менее изменчивы, а также имеют большую значимость для их носителей.
Исследователем Ж. Годфруа было выделено три этапа, во время которых у индивида происходит процесс социализации и формируется аттитюд.
Первый из них длится от рождения до 12 лет. В этот период все социальные установки, нормы и ценности у человека формируются в полном соответствии с родительскими моделями. Следующий этап длится с 12 лет и заканчивается 20 годами. Это время, когда социальные установки и ценности человека становятся более конкретными. Их формирование связывают с усвоением индивидуумом ролей в социуме. В течение следующего десятилетия длится третий этап. Он охватывает период с 20 до 30 лет. В это время у человека происходит своеобразная кристаллизация аттитюда, на основе которого начинает формироваться устойчивая система убеждений. Уже к 30 годам социальные установки отличает значительная стабильность, и изменить их очень сложно.