В последнее время понятие «одаренность» становится все более востребованным не только в научной сфере, но и среди общественности. Подобный интерес к данному термину возникает на фоне того, что не все гении, какими их считают простые люди, являются одаренными с научной точки зрения.
В психологии такое определение используется для обозначения возможностей личности к достижению ею более высоких показателей, результатов. Так что такое одаренность, как этот термин интерпретирует психология, и какие виды одаренности существуют?
Очень часто люди задаются вопросами, является ли одаренность отклонением от нормы и почему одного человека можно назвать одаренным, а по отношению к другому этот же термин применить нельзя. Не менее актуальным считается вопрос о том, действительно ли можно стать гением или человек рождается с таким даром. Ответы на эти вопросы можно найти ниже.
Основные понятия и термины
Слово «одаренность» знакомо даже детям. Спрашивая у ребенка или у взрослого, что же это такое, можно получить довольно разнообразные объяснения, смысл которых сводится к одному: одаренность – это талант или данный от природы дар, способность. Но с точки зрения науки такое явление имеет несколько иное определение.
Под термином «одаренность» психология понимает такие свойства человека, благодаря которым он может достигать исключительных высот в различных отраслях. В то же время гениальность — это явление, когда индивид проявляет невероятную и редчайшую по характеру выраженности одаренность, позволяющую ему совершать настоящие прорывы в определенной сфере (или сферах), выделяясь на этом фоне среди множества других людей.
Ученые и психологи утверждают, что одаренность – это свойство психики, которое отличается системностью и способностью развиваться на протяжении всего жизненного пути индивида. Этим критерием можно оценивать способность некоторых личностей к достижению более существенных высот и результатов, сопоставляя их умения с возможностями большинства других людей. Ребенок, у которого наблюдается склонность к одаренности, среди своих сверстников может выделяться исключительными достижениями, демонстрируя их сразу в нескольких различных сферах.
Рекомендуем: Задатки и способности у ребенка
Специалисты признают, что своеобразие, качество, степень и уникальность проявления развивающейся одаренности являются результатом сложного соотношения двух параметров:
- Наследственности (генетической предрасположенности).
- Социального окружения (влияния ближайшей социальной среды).
Однако влияние психологического аспекта тоже не стоит исключать, потому что в основе формирования уникальной возможности человека лежат именно психологические механизмы. Они влияют на процессы саморазвития индивида и, соответственно, на характер реализации индивидуального дара. Кроме того, понятия «одаренность» и «способности» по-разному интерпретируются научно, ведь их проявления воспринимаются уже с точки зрения норм и правил той сферы, в которой нашел свое применение талант.
Одаренность детей очень часто выражается в склонности к успешной самостоятельной деятельности. Такие возможности характеризуются стихийностью, а потому к школьной или социальной деятельности могут не иметь никакого отношения. Например, у ребенка есть талант к моделированию, но он может не проявлять его в школе. Поэтому не стоит ограничиваться конкретными рамками, оценивая выявленную у ребенка одаренность.
Нехватка знаний, практических навыков или соответствующих умений у человека может стать основной причиной отсутствия у него таланта в той или иной сфере (сферах) деятельности. И как только ему удастся освоить их, проявление одаренности не заставит себя ждать.
Рекомендуем: Педология — это
Осложнения физиологического характера могут быть причиной, почему у ребенка отсутствуют или слабо реализуются таланты. Говоря об одаренности детей, стоит учитывать ряд факторов, которые могут стать решающими при проявлении успешности ребенка в той или иной деятельности. Среди них:
- Проблемы речевого развития.
- Тревожность у ребенка, выраженная в сильной форме.
- Склонность к конфликтности в общении.
Даже несмотря на то, что уровень способностей ребенка будет высоким, подобные нарушения развития могут сказаться на степени выраженности одаренности. Учитывая это, одаренность у ребенка может рассматриваться как потенциальная особенность психического здоровья и развитие ее на разных жизненных этапах. При этом имеющиеся особенности должны учитываться как специфическая проблема одаренности в отношении к возрасту ребенка (если не брать в расчет определение способностей у взрослых людей).
Для каждого конкретного ребенка уникальная возможность будет условным параметром, определяющим возможные показатели его успешной деятельности в будущем. При этом такая характеристика одарённого индивида считается условной, проявляющейся индивидуально. Поэтому даже самые яркие достижения ребенка являются косвенными признаками его таланта, недостаточными для определения его способностей в отношении будущего жизненного периода.
Рекомендуем: Леворукость: особенности и причины
Не стоит отрицать того, что признаки одаренности ребенка, явно выраженные в детстве, могут постепенно угасать (либо исчезать), даже если условия для их развития будут весьма благоприятными. Учитывать такую вероятность обязательно необходимо при организации и ведении практической деятельности в отношении талантливых детей.
Констатировать же факт одаренности для закрепления за такими детьми данного статуса не следует. В практике деятельности с такими детьми принято заменять словосочетание «одаренный ребенок» термином «ребенок с признаками одаренности».
По каким признакам определить особенного ребенка
Если говорить простым языком, то особенности ребенка, демонстрируемые им при осуществлении непосредственной деятельности, могут оцениваться в соответствии с характером одаренности. И эти особенности являются характерными признаками того, что ребенок действительно имеет зачатки таланта. Детская одаренность в возрасте 1-6 лет может выражаться, как:
- Любознательность ребенка.
- Упорство, способствующее достижению целей.
- Впечатляющая фантазия.
- Хорошо развитые речевые возможности и огромный словарный запас.
- Склонность к длительной концентрации внимания на конкретном предмете (задании).
- Искренность, доброта, доверие.
Процессы формирования и дальнейшего развития заложенных природой задатков зависят не только от индивидуальности индивида, но и от его жизненной позиции, а также от личностной направленности самих талантов. Конечно, каждый ребенок уникален и неповторим.
Однако характеристика одаренности предусматривает несколько общих критериев, характерных для тех или иных способностей. Общими предпосылками, указывающими на наличие у ребенка склонности к проявлению уникальных достижений, для каждого случая являются два фактора:
- Повышенная активность.
- Возможность саморегуляции.
Каковы разновидности реализуемых уникальных особенностей
По В.И.Панову, выделяют 10 разновидностей направленности выдающихся особенностей. Они отличаются по степени и широте проявления, а также по сферам деятельности, в которых ребенок их реализует. Виды детской одаренности изложены ниже.
Общая. Характеризуется высоким уровнем общих способностей, не ограниченных диапазоном проявления.
Специальная – в отличие от общей проявляется способностями в конкретной сфере и выявляется отношением к другим областям.
Общая интеллектуальная и академическая – ею обладают, как правило, преуспевающие сразу в нескольких разноплановых областях деятельности дети, способные к быстрому усваиванию любой информации.
Академическая – рассматривается как проявление феноменальных способностей в обучении или как высокие показатели познавательной деятельности.
Рекомендуем: Как развить интеллект?
Интеллектуальная одаренность – явление, характерное для детей-«отличников». Им свойственны высокие показатели умственных способностей. Основа такой одаренности – состояние умственных и других психологических ресурсов, позволяющих осуществлять интеллектуальную деятельность. Принято считать, что такая одаренность и высокий уровень развития интеллекта тесно связаны.
Художественная – подразумевает высокий уровень достижений ребенка в сфере художественного творчества, где задействуется исполнительское мастерство. Есть несколько смежных направлений, имеющих отношение к этому виду одаренности: музыкальное, художественно-изобразительное или литературное.
Творческая одаренность – подразумевает нестандартное видение окружающего мира либо выражается как способность мыслить вопреки шаблонам, которая в свою очередь может спровоцировать нестандартное поведение. Самое удивительное, что такие одаренные дети часто сталкиваются с непониманием со стороны общественности, которая вешает на них клеймо «неудачников».
Практическая. Несмотря на то, что она не признается как отдельная одаренность детей, такая разновидность способностей заключается в знании собственных слабостей и сильных сторон, а также умелое их использование. Нередко она проявляет себя в сочетании с социальной одаренностью.
Социальная. Это явление очень многогранное, оно определяется преимущественно успешностью взаимодействия с общественностью через общение. Люди с такими склонностями вполне могут реализовать себя в роли работников социальных служб, психологов, преподавателей и т.п. Синонимами этого термина являются понятия «одаренность лидерская» и «организаторская одаренность».
Психомоторная или спортивная. Это способности, исключительные для данного поля деятельности. Связанный с физической активностью дар может выражаться в умении ребенка быть быстрее, точнее и т.п. Оценить перцептивно-двигательные возможности позволяют специализированные тесты на определение моторного развития.
Одаренность в психологии
Психология рассматривает одаренность в качестве системы личностных качеств, способствующих успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности. В психологической науке существует несколько взглядов на сущность данной категории. Как правило, одаренность связывают с познавательными способностями (мышление, внимание, память, воображение и др.).
В состав категории «одаренность» входит множество личностных качеств:
- Наблюдательность и высокая концентрация внимания;
- Быстрое и часто спонтанное запоминание различной информации;
- Свобода в доступе к хранящейся в памяти информации, наличие ассоциативного мышления;
- Наличие гибкого мышления, которое оперирует терминами и категориями различных сфер знания;
- Развитое логическое мышление, воображение и образное;
- Творческий подход, способность оригинально мыслить, находить решение нестандартным задачам.
Помощь со студенческой работой на тему Психология одаренности
Курсовая работа 490 ₽ Реферат 220 ₽ Контрольная работа 210 ₽
Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
С помощью одаренности человек получает возможность овладеть разными видами деятельности. Данная возможность считается потенциальной, поскольку для успеха также требуются специальные способности.
Если учесть, что для одаренности характерна склонность к творчеству и значительная общая активность, то индивид с высоким уровнем этих характеристик в любом случае сможет самореализоваться и достичь успеха. Некоторые психологи дополнительно выделяют еще и специальную одаренность, которая относится к специальным способностям.
Как выявить необычайные возможности
Проблема детской одаренности очень тщательно исследуется учеными. Дело в том, что успешность развития заложенных природой задатков зависит от своевременности их выявления, а потому при работе с детьми применяются специализированные диагностические методики. Они позволяют определить наличие уникальной особенности, которую впоследствии нужно будет развивать.
Рекомендуем: Аутизм: что это?
Диагностика одаренности заключается в применении стандартизированных тестов. Они позволяют оценить характер, степень выраженности и тип одаренности. Подобные методики могут использоваться не только психологами и педагогами, но и родителями.
Ключевое отличие диагностических методик – их ориентированность на возраст ребенка. Например, по методике «Карта одаренности» можно определить способности и провести их оценку у детей 5-10 лет. «Карта одаренности» представляет собой 80 вопросов, которые касаются в определенной мере разных характеристик ребенка (его деятельности, поведения). Оценка ответов осуществляется по шкале от 1 до 4, что позволяет одновременно с проведением диагностики дать прогноз вероятных способностей.
При работе с детьми младшего дошкольного возраста, а также их родителями воспитатели и психологи часто применяют метод экспертных оценок с 5-балльной системой оценивания, анкетирование, шкалу интеллекта или специальную методику Скинера и Холла. При определении наличия одаренности у подростка важную роль будет играть наблюдение: оценивая способности взрослеющего человека в разных сферах, можно выявить тенденции развития у него определенных возможностей.
Изучая особенности одаренных детей, не следует навязывать им свое мнение или восприятие мира. Лучше стимулировать развитие выявленных склонностей к определенному роду деятельности, оказывая детям поддержку и постоянно помогая им расширять свой кругозор. Автор: Елена Суворова
Одарённость Одарённый
Одаренность как качество личности – способность проявлять запас своего благочестия в качественно своеобразном сочетании способностей, обеспечивающих успешность деятельности в сфере, соответствующей предназначению личности.
На крещение принца были приглашены три феи. Первая преподнесла ему в дар умение любить. Другая — деньги, чтобы он мог делать, что захочется. Третья же наделила его красотой. Но тут явилась злая колдунья. Она была в ярости оттого, что её не пригласили. Сдерживая гнев, старуха сказала: — Хоть у тебя уже всё есть, я дам тебе ещё кое-что. Ты будешь талантлив во всём, за что ни возьмёшься! Принц рос красивым, богатым и влюбчивым. Однако исполнить своё предназначение на Земле ему никак не удавалось. Он был превосходным живописцем, одарённым скульптором, блистательным математиком, замечательным музыкантом, но ни в какой из областей не мог выполнить свою задачу до конца, потому что, начав одно дело, тут же отвлекался и принимался за другое.
Бездарный человек получает такое нелестное определение по одной простой причине — он неспособен проявить своё предназначение в какой-то сфере жизнедеятельности по причине её ошибочного выбора либо навязывания, принуждения кем-то со стороны. Потенциал одаренности – это накопленный запас благочестия. Именно он предоставляет человеку возможность наиболее плодотворно проявиться в той сфере жизни, которая соответствует его жизненному предназначению. И не просто проявиться, а сделать максимально возможные шаги по пути развития разума, самосовершенствования, духовного развития. Предназначение – это миссия человека на Земле. Выполняя свое предназначение, человек оптимально реализует свой потенциал одаренности.
Одаренность – это божественная энергия, данная человеку за его прошлые благочестивые поступки. Можно «проесть» свое благочестие, не реализовав свои способности, не найдя свое предназначение. Можно, следуя конъюнктуре времени, «угробить» свою одаренность, занимаясь из-за денег не своим делом. Одаренность превращается в бездарность, если она не открывает своё истинное Я, не осознаёт свою «изюминку», своё подлинное дарование. Важен не потенциал одарённости, а то, как он используется. Самолет уютно чувствует себя в ангаре, но его не для этого создавали. Есть такая индейская мудрость: «Всё на земле имеет свою цель, каждая болезнь – лекарство, которое лечит её, а каждый человек – предназначение.
Одаренность – эта одна из форм божественного поощрения. Существует ведическая легенда о королеве змей, голова которой украшена драгоценным камнем. Веды гласят: «если человек талантлив, красив, одарен, умен, но все это лишь посвящает своему эгоизму, не отдает себя обществу, не отдает себя стране, не отдает себя хотя бы близким людям, то его сравнивают со змеей, которая украшена драгоценным камнем». Словом, важно не то, чем человек обладает, а то, как он использует свою одаренность. Пауло Коэльо в «Алхимике» пишет: «На этой планете существует одна великая истина: независимо от того, кем ты являешься и что делаешь, когда ты по-настоящему чего-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной. И это и есть твое предназначение на Земле».
Веды говорят, если человек вкладывает в свой разум, в свою силу разума, то это вложение, оно абсолютно бесценно. Его невозможно сравнить ни с каким эквивалентом денежной единицы или еще чем-то. Это вложение бесценно. Почему? Потому что оно остается с человеком после смерти. Квартиры все с собой не унесем. Одежду не унесем с собой. Ничего мы с собой не унесем, голенькими уходим из этой жизни. А вот силу разума мы уносим в полной степени. Она остается с нами, и нам дает возможность родиться в более благоприятном виде тела даже. То есть оно дает поощрение нам после смерти тела.
Одаренность дружна с талантливостью, их даже часто путают. Одаренность проявляет общий потенциал благочестия, раскрываясь при выполнении определенных заданий в более высоких результатах. Она отражает общую направленность движения человека по пути его предназначения. В ней мало специализации, она представляет собой интегративное (суммарное, общее) качество личности. Талантливость обнаруживает себя необычными способностями в какой-либо узкоспециализированной, специфической сфере. Естественно, что одаренный человек может быть одновременно талантливым и даже гениальным. Он может достичь успеха во многих видах деятельности, отвечающих его жизненному предназначению. Например, Леонардо да Винчи был и художником, и инженером, и выдающимся естествоиспытателем; М. В. Ломоносов был не только выдающимся ученым, но и поэтом и художником; А. С. Пушкин писал стихи и прозу, а кроме того, делал прекрасные иллюстрации к своим произведениям, А.П. Бородин был прекрасным композитором, химиком и медиком. Список одаренных людей можно долго продолжать.
Одаренность может проявиться в самые юные годы, а может долго скрываться и «засветиться» уже в зрелом возрасте. Современная педагогика под одаренным ребенком понимает ребенка, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Всем известны блестящие творческие достижения маленького В.-А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве Ф. Гальтона, И. И. Мечникова, К. Гаусса, Н. Виннера, Г. В. Лейбница, В. Гюго. Незамеченная вовремя одаренность объясняется рядом причин. Потенциал одаренности мог быть до определенного времени слабо проявлен или родители, воспитатели проявляли невнимательность, отсутствие шестого чувства и разумности. Зачастую, одаренность погибает под насилием горе-педагогов, желающих навязать свое понимание жизни и заставляющих ребенка заниматься нелюбимым делом.
На сегодня наиболее популярной и принимаемой стала концепция американского ученого Джозефа Рензулли, согласно которой одаренность представляет собой сочетание трех характеристик: — интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); творческости; — настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Примечательно, что в самом названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина «одаренность» термин «потенциал». Это свидетельство того, что данная концепция — своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей. Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность), что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих.
Петр Ковалев Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/