- Причины беспокоящих состояний у детей
- Сложности при диагностике
- Основные методики
- Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»
Наличие беспокоящих состояний у детей в раннем возрасте — проблема многих родителей. Ситуация осложняется трудностями выявления, оценки и интерпретации эмоционального состояния малыша. Для облегчения задачи разработано большое количество различных приёмов, среди них особое место занимают игровые. Так, методика выявление тревожности у дошкольников Паровозик обеспечивает с помощью визуальной выборки цвета, который ассоциируется с определённым настроением.
Причины беспокоящих состояний у детей
Состояние тревожности — характерное явление для многих малышей. Оно формируется как психическая реакция организма на любую неопределённость, неизвестность будущего. Для дошкольника, изучающего и узнающего этот мир, факторов неизвестности очень много, поэтому вероятность развития тревожности высока.
Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.
Факторы, повышающие вероятность развития тревожности:
- критика и упрёки;
- сравнение с детьми;
- отсутствие поддержки;
- нестабильность в повседневной жизни;
- непонимание происходящих событий;
- низкая степень вовлечённости родителей в повседневную жизнь малыша;
- совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции;
- недостаток любви, внимания.
Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.
Цель: Определить уровень тревожности ребенка . Экспериментальный материал
: 14 рисунков (8,5×11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом — печальное.
Проведение исследования
: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.
Инструкция
.
- Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
- Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
- Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
- Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
- Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
- Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
- Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
- Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
- Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
- Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
- Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
- Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
- Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
- Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание навявывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).
Образец протокола
:
Имя: Николай Возраст: 6 лет Дата: 10.11.96 г.
Рисунок | Высказывание | Выбор | |
Веселое лицо | Печальное лицо | ||
1. Игра с младшими детьми | Ему надоело играть | + | |
2. Ребенок и мать с младенцем | Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой | + | |
3. Объект агрессии | Хочется ударить его стулом. У него грустное лицо | + | |
4. Одевание | Он пойдет гулять. Надо одеваться | + | |
5. Игра со старшими детьми | Потому что у него дети | + | |
6. Укладывание спать в одиночестве | Я всегда беру спать игрушку | + | |
7. Умывание | Потому что он умывается | + | |
8. Выговор | Мама хочет уйти от него | + | |
9. Игнорирование | Потому что тут малыш | + | |
10. Агрессивность | Потому что кто-то отбирает игрушку | + | |
11. Собирание игрушек | Мама заставляет его, а он не хочет | + | |
12. Изоляция | Они не хотят играть с ним | + | |
13. Ребенок с родителями | Мама и папа гуляют с ним | + | |
14. Еда в одиночестве | Пьет молоко, и я люблю нить молоко | + |
Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = | Число эмоциональных негативных выборов | х100% |
14 |
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%); б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%); в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок — взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
Cтимульный материал к тесту тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Картинки к тесту для девочек:
Картинки к тесту для мальчиков:
Также рекомендуем другие методики исследования детской тревожности: Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» | Уровень тревожности ребёнка | Диагностика уровня школьной тервожности для младших и средних школьников.
Тэги : тесты тестирование ребенка тревожность Амен
Сложности при диагностике
Определение степени проявления тревожности у дошкольников и школьников младших классов осложнено возрастными особенностями. Ребёнок плохо понимает и не контролирует процессы, которые происходят в его психическом и эмоциональном мире. Он неспособен самостоятельно вычленить отклонения от нормы в восприятии действительности.
Первичный способ диагностики тревожности — выявление особенностей в поведении. По поведенческим признакам можно вычленить наличие беспокоящих состояний.
Признаки тревожности ребёнка:
- суетливость;
- двигательное беспокойство;
- повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
- нарушения сна;
- скованность;
- панический страх нового, любых перемен;
- неуверенность в себе;
- отказ от новых видов деятельности;
- серьёзность;
- нежелание выделяться и стремление к тишине;
- частые страхи без повода;
- заниженная самооценка.
По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени её проявления нужно использовать специальные методики.
Валидизация
Поскольку опросник многомерной оценки детской тревожности состоит из 10-ти самостоятельных шкал, валидность каждой шкалы определялась самостоятельно. Валидность опросника как целого определялась качественно совокупностью валидности этих 10-ти шкал. Основной акцент был сделан на оценке валидности по содержанию и критериальной.
Содержательная валидность
Валидность по содержанию (внутренняя) подтверждалась мнением группы квалифицированных экспертов, которые анализировали общую структуру шкал опросника и содержание вопросов, относящихся к каждой из 10-ти шкал. Эксперты пришли к заключению о соответствии содержания текста опросника современному описанию феномена тревожности и его специфике у детей и подростков.
Конструктная (концептуальная) валидность
В рамках общей содержательной валидности изучалась конструктная (концептуальная) валидность методики многомерной оценки детской тревожности. В процессе создания опросника предполагалось, что характер тревожности у детей и подростков может быть обусловлен различными факторами, т.е. собственно специфические проявления тревожности ребенка или подростка зачастую не соответствуют таковым у взрослых и в значительной степени зависят не только от возраста, но и от пола ребенка, особенностей социальной ситуации его развития, а также от его личностных особенностей и психофизиологических характеристик. Эта концепция, подразумевающая необходимость многомерной характеристики тревожности у детей и подростков, была воплощена в конструкции из 10-ти шкал опросника. Каждая из этих шкал отражает значение общего для всех шкал фактора – тревожности, и значение другого фактора тревожности индивидуального и специфического для каждой шкалы опросника многомерной оценки детской тревожности. Такая конструкция опросника обосновывает его конструктную (концептуальную) валидность. Исходя из вышесказанного, в рамках конструктной валидности опросника может быть указано на валидность по возрастной дифференциации.
Дифференциально-возрастная валидность
Валидность по возрастной дифференциации определялась по возможности использования данного опросника для разных возрастных групп испытуемых. Для оценки адекватности формулировки вопросов опросника многомерной оценкидетской тревожности с целью использования их в диагностических целях в широком диапазоне возрастных групп детей и подростков (от 7 до 18 лет) был проведен специальный анализ с участием группы экспертов (детей 5-7 лет и подростков 16-18 лет) в результате которого, были отобраны только те вопросы, которые, с одной стороны — не вызывали бы недопонимания их смысла у детей младшего школьного возраста, с другой – адекватно воспринимались бы и не вызывали сопротивления, как «глупые» – у старших школьников.
Кроме того, проведенная эмпирическая процедура стандартизации результатов исследования, получаемых при помощи методики многомерной оценки детской тревожности, однофакторным дисперсионным анализом (ANOVA) обнаружила влияние пола и возраста на значения показателей шкал, что привело к необходимости учитывать различия по полу и возрасту. Таким образом, по результатам полученных достоверных статистических различий были специально разработаны нормативы, позволяющие оценить степень выраженности каждого из 10-ти показателей опросника МОДТ в соответствии со следующими половозрастными группами: 7-10 лет (младший школьный возраст), 11-12 (предпубертатный возраст), 13-15 (пубертатный возраст), 15-18 лет (юношеский возраст). Особо следует отметить тот факт, что выработанный эмпирически подход к использованию и оценке результатов оказался оправданным и с теоретической точек зрения поскольку согласуется с принятой в нашей стране периодизацией психического развития.
Критериальная валидность
Проведенная процедура, подтверждающая валидность по критерию (критериальную валидность) заключалась в установлении эмпирических мер соответствия оценок опросника многомерной оценки детской тревожности и внешних по отношению к нему критериев, которые достаточно объективно, обосновано и надежно характеризуют тревожность у детей и подростков. В рамках исследования критериальной валидности нами выделялись два ее основные вида: консенсусная
и
эмпирическая.
В нашем случае консенсусная валидность устанавливала меру соответствия между результатами опросника и внешними для опросника критериями. В качестве таких критериев выступали самооценки детей и подростков, а также оценки родителями и учителями выраженности в поведении детей эмоциональных проявлений, свидетельствующих о наличии тревоги.
Критерий 1.
Самооценка психоэмоционального состояния детей и подростков, связанного с тревожностью. Сопоставление данных опросника многомерной оценки детской тревожности с особенностями самооценки производилось на выборке 413 детей и подростков в возрасте от 9 до 17 лет. Были обнаружены положительные взаимосвязи (при p<0.05) показателей соответствующих шкал опросника МОДТ с отмечаемыми у себя ребятами тревожащими их проблемными взаимоотношениями со сверстниками (r=0,23), родителями (r=0,32) и учителями (r=0,28). Кроме того, выраженность показателя шкалы многомерной оценки детской тревожности, отражающего повышение вегетативной реактивности, обусловленное тревогой оказалась значимо (p<0.05) связанной с указываемым детьми и подростками при самооценке наличием тревожащих проблем, связанных со здоровьем (r=0,20). На этом фоне взаимозависимость показателей большинства шкал с отмечаемыми у себя проблемами, связанными с успеваемостью (r=0,30) может свидетельствовать в пользу предположения о том, что именно эти проблемы чаще всего являются причиной тревожности у детей в возрасте от 9 до 17 лет. Это, в свою очередь согласуется с понятием о ведущем виде деятельности данного возраста.
Критерий 2.
Оценка родителями эмоционально-поведенческих особенностей детей, связанных с тревожностью. Также были сопоставлены оценки родителями поведенческих особенностей детей с данными методики многомерной оценки детской тревожности на выборке 180 семей детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет. Показатели всех шкал опросника многомерной оценки детской тревожности положительно коррелируют (при p<0.05) с оценками эмоционально-поведенческих особенностей детей, связанных с расстройствами сна, наличием страхов и прочими особенностями тревожного реагирования детей, отмечаемых у них родителями дома (r=0,29). Кроме того, отдельно выделяются три шкалы опросника («Общей тревожности» (r=0,35), «Снижение психической активности, обусловленное тревогой» (r=0,28), «Повышение вегетативной реактивности, обусловленное тревогой» (r=0,26)), показатели которых взаимосвязаны со всеми показателями нарушений в эмоционально-поведенческой сфере детей, отмечаемых родителями дома.
Критерий 3.
Оценка учителями эмоционально-поведенческих особенностей детей, связанных с тревожностью. Сопоставление данных опросника с оценками эмоционально-поведенческих особенностей детей и подростков учителями производилось на выборке 443 школьников в возрасте от 7 до 17 лет. Так, практически все показатели шкал опросника значимо (p<0.05) положительно коррелируют с такими оценками учителей, как способность ребенка концентрироваться на задании, уровня его отвлекаемости на уроке, частоты возникающей необходимости дополнительного контроля и индивидуальных детальных объяснений материала учителем (r=0,30). Кроме того, выявлены корреляции (при p<0.05) показателей таких шкал опросника многомерной оценки детской тревожности, как «Тревога во взаимоотношениях со сверстниками» (r=0,26) и «Тревога, связанная с успешностью в обучении» (r=0,30) с большинством оценок учителей, свидетельствующих о тех или иных отклонениях детей в эмоционально-поведенческой сфере.
Таковы результаты анализа взаимосвязей опросника многомерной оценки детской тревожности с внешними для этого теста экспертными оценками тревожности детей и подростков. Эти результаты подтверждают консенсную валидность опросника многомерной оценки детской тревожности.
Проведенная процедура проверки эмпирической валидности устанавливала меру соответствия путем вычисления коэффициентов корреляции между результатами опросника многомерной оценки детской тревожности и внешними для этого опросника критериями, в качестве которых выступали оценки других тестов, выявляющих наличие тревожности и эмоционально-поведенческих феноменов, сопряженных с ней. Для установления эмпирической валидности опросника многомерной оценки детской тревожности были использованы результаты исследования: детским вариантом опросника Кеттелла, «Индивидуально-типологическим детским опросником» (ИТДО), «Методом цветовых выборов» (МЦВ), Патохарактерологическим диагностическим опросником для подростков (ПДО).
Детский вариант опросника Кеттелла был использован на выборке 227 детей в возрасте от 7 до 12 лет были получены доказательства о эмпирической валидности многомерной оценки детской тревожности. Выявлено, что все показатели шкал опросника положительно коррелируют при p<0,05 с такими показателями опросника Кеттелла, свидетельствующими о наличии тревожности в структуре личностных свойств, как – –С «неуверенный в себе, легко ранимый, эмоционально неустойчивый») (r=0,56), –Н («робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе») (r=0,48), +О («тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений») (r=0,47).
«Индивидуально-типологический детский опросник» (ИТДО) был использован на выборке 402 школьника в возрасте от 9 до 17 лет также были получены доказательства критериальной валидности методики многомерной оценки детской тревожности. Выявлены достоверно положительные взаимосвязи всех показателей опросника с показателями таких шкал индивидуально-типологического детского опросника, как «Тревожность» (уровень проявлений состояния тревоги, мнительности, боязливости, склонности к навязчивым страхам и паническим реакциям) (r=0,39) и «Сензитивность» (уровень чувствительности, ориентированности на авторитет более сильной личности, конформности, проявлении в структуре личности черт зависимости) (r=0,26).
«Метод цветовых выборов» (МЦВ) был использован на выборке 66 детей в возрасте от 7 до 12 лет. Обнаружена положительная взаимосвязь (при p<0.05) таких шкал опросника, как «Тревога в отношениях с родителями» (r=0,25) и «Снижение психической активности, обусловленное тревогой» (r=0,24) с показателем уровня «тревожности» по методу цветовых выборов, характеризующего наличие и интенсивность эмоциональной напряженности в актуальном состоянии.
Патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО), позволяющий оценить особенности взаимосвязи отдельных характерологических особенностей подростка, сопряженных с проявлениями тревожности был использован на выборке 315 подростков в возрасте от 12 до 18 лет. Показатели большинства шкал опросника оказались связанными (при p<0.05) с такими характерологическими проявлениями, как – сензитивность, характеризующаяся повышенной чувствительностью, впечатлительностью, чувством собственной неполноценности (r=0,46); астено-невротичность, отражающую вероятность развития реакций тревоги на изменение привычных обстоятельств (r=0,37) и психастеничность, характеризующую подростка, как нерешительного, неуверенного в себе, тревожно мнительного (r=0,36).
Как видно из высказанного, выявленные статистически значимые корреляции шкальных оценок опросника оценки детской тревожности и показатели четырех других тестов, отражающих тревожность детей и подростков могут служить достаточным основанием для обоснованности утверждения об эмпирической валидности опросника. В целом, проведенный анализ опросника и получаемых с его помощью психодиагностических результатов подтверждают его содержательную и критериальную валидность. Другими словами, можно с достаточной долей уверенности утверждать тот факт, что опросник оценки детской тревожности является надежным, конструктно и по содержанию валидным психометрическим инструментом, позволяющим многомерно оценивать характеристики тревожности у детей и подростков школьного возраста, значимые для медико-психолого-педагогической практики.
Основные методики
Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:
- «Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребёнка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребёнка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребёнка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
- Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребёнку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребёнка.
- Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребёнку нужно выбрать «весёлое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники её развития.
- «Рисунок человека». Необходимые материалы: лист бумаги и карандаш. Ребёнку даётся задание нарисовать человека без уточнений, комментариев и разъяснений. Когда фигурка нарисована, у ребёнка спрашивают, кого он нарисовал. Проводится анализ рисунка, по ярким деталям определяется наличие тревожности у малыша.
- «Барашек в бутылке». Методика направлена на диагностику психологического самоощущения малыша в семье. Материалы: два листа бумаги и карандаш. На одном листе ребёнок рисует барашка в бутылке. На втором листе — нужно записать о том, как чувствует себя барашек, о чём мечтает, что его тревожит. Если ребёнок не умеет писать, его просят ответить на эти высказывания о барашке. По рисунку и ответам определяется состояние малыша, наличие тревожности, особенности её выражения.
- «Нарисуй свой страх». Ребёнка просят на листе нарисовать свои страхи. После завершения задания, малыша просят прокомментировать рисунок. На основе рисунка и ответов определяются объекты тревожности ребёнка.
- «Несуществующее животное». Ребёнка просят нарисовать несуществующее животное, дать ему имя. Малыша просят рассказать о животном, что он любит, его страхи и тревоги. По рисунку и ответам формируется представление о беспокоящих состояниях.
- «Кактус». Тест на определение эмоционального состояния малыша, наличия агрессивности, её направленности. Ребёнка просят нарисовать кактус. После завершения рисунка с малышом проводят беседу, направленную на уточнение деталей рисунка. На основе рисунка и ответов составляется эмоциональный портрет малыша.
- «Паровозик».
Особенностью методик для малышей является оформление в виде понятных и естественных для детей проявлений — игра, рисование, составление сложного объекта из простых деталей и т. д.
В некоторых случаях они используются и для подростков.
Теоретические основы
В настоящее время существует немало формализованных методов диагностики тревоги и тревожности у детей и подростков. Однако ни один из них не позволяет рассматривать данные феномены как многомерные психические образования, выявляя не только аффективные, но и другие компоненты, играющие важную роль в диагностике психической дезадаптации. Кроме того, отсутствие единого психодиагностического подхода к оценке детской тревожности в различных возрастных группах, основанного на принципах и специфике периодизации развития в детском и подростковом возрасте, в значительной степени затрудняет возможности объективного динамического наблюдения изучаемых феноменов, прежде всего в сравнительном аспекте. В связи с этим в лаборатории клинической психологии была разработана специальная психологическая методика многомерной оценки детской тревожности, отвечающая современным психометрическим критериям, в результатах которого отражается не только уровень и характер тревожности у детей и подростков школьного возраста (8-18 лет), но и максимально возможный спектр ситуаций, в которых она может быть реализована.
При создании опросника решалась задача учета не только онтогенетических закономерностей и специфических проявлений тревожности, но и запросов специалистов-практиков. Процедура конструирования методика включала в себя несколько этапов. На первом этапе решалась задача определения спектра возможных проявлений феномена тревожности у детей и подростков школьного возраста с целью создания теоретического конструкта будущего опросника. В соответствии с этим на основе анализа данных литературы и при содействии высококвалифицированных специалистов (психологов, педагогов, врачей), выступивших в роли экспертов, были выделены тематически наиболее информативные параметры оценки эмоционально-поведенческих расстройств тревожного регистра у детей и подростков этой возрастной категории. В результате на основе полученных экспертным путем характеристик были сформулированы соответствующие названия шкал и раскрыто их психологическое содержание.
Разработанная таким образом психодиагностическая структура многомерной оценки включала 10 параметров-шкал, позволяющих дать дифференцированную оценку тревожности у детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет. На основании результатов, полученных по этим 10-ти шкалам представлялось возможным получение информации о структурных особенностях тревожности конкретного ребенка или подростка по четырем основным направлениям психологического анализа:
- оценке уровней тревожности, имеющих непосредственное отношение к личностным особенностям ребенка (1, 3 и 7 шкалы);
- оценке особенностей психофизиологического и психовегетативного тревожного реагирования ребенка в стрессогенных ситуациях (9 и 10 шкалы).
- оценке роли в развитии тревожных реакций и состояний ребенка особенностей его социальных контактов (в частности – со сверстниками, учителями и родителями) (соответственно – 2, 4 и 5 шкалы);
- оценке роли в развитии тревожных реакций и состояний ребенка ситуаций, связанных со школьным обучением (6 и 8 шкалы)
На следующем этапе, в соответствии с психологическим содержанием каждой из 10-ти заявленных структурных элементов (шкал) были составлены 10 групп вопросов, отражающих психологическую специфику каждой из них. Всего на первоначальном этапе было сформулировано порядка 250 вопросов. Дальнейшее формирование списка вопросов методики было многоэтапным и на каждом из этих этапов проводилась специальная его корректировка, направленная на повышение диагностической и информативной значимости отбираемых вопросов.
Так, при содействии группы экспертов (высококвалифицированных клинических психологов, педагогов и врачей, работающих с детьми и подростками) была осуществлена оценка соответствия содержания вопросов заявленным темам шкал. В результате чего был отобран 131 вопрос (от 10 до 17 по каждому из предполагаемых диагностических параметров). Далее, для оценки адекватности формулировки вопросов в целях использования их в диагностических целях в широком диапазоне возрастных групп детей и подростков (от 7 до 18 лет) были последовательно проведены следующие процедуры.
Понятийная оценка содержания вопросов, адекватность их формулировок особенностям восприятия младших детей оценивались группой экспертов — учащихся подготовительных и первых классов общеобразовательной школы (дети 6-7 лет и подростки 16-18 лет). Вышеназванным «экспертам» разработанные и отобранные ранее вопросы предлагались в форме интервью, в процессе которого, эти вопросы подвергались существенной коррекции в плане формулировок. В процессе этой работы вопросы постепенно приобретали смысл, доступный восприятию респондентов, по своему возрасту, заведомо выходящих за возрастные рамки первоначально предполагаемой области применения данного опросника. После чего было проведено дополнительное исследование 470 школьников как начальных, так и выпускных классов общеобразовательных школ, которое подтвердило первоначальную гипотезу относительно возможности использования единого списка вопросов относительно проявлений тревожности для детей и подростков в возрасте 7-18 лет. Отобранные таким образом вопросы с одной стороны — не вызывали недопонимания их смысла у детей младшего школьного возраста, с другой – адекватно воспринимались и не вызывали сопротивления, как «глупые» – у старших школьников.
Далее был проведен специальный статистический анализ с целью изучения качественных особенностей полученного экспертным путем варианта методики многомерной оценки детской тревожности. Для этого были подсчитаны коэффициенты корреляции ответов на каждый вопрос с ответами на вопросы той же шкалы. В результате была получена оценка математического соответствия предложенных вопросов заявленным темам. Это позволило произвести качественный отбор вопросов, «работающих» на определенные шкалы, исключив из общего списка наименее информативные. Другими словами, в окончательную версию опросника многомерной оценки десткой тревожности были включены только те вопросы, которые соответствовали статистическим критериям и которым соответствовали коэффициенты корреляции в диапазоне от 0,70 до 0,86. Таким образом, окончательная версия опросника «Многомерная оценка детской тревожности» содержит 100 вопросов (по 10 на каждую шкалу), на которые респонденты должны отвечать одним из двух вариантов ответов: «да» или «нет».
Следующий этап разработки был направлен на проведение эмпирической процедуры стандартизации результатов исследования, получаемых при помощи методики многомерной оценки десткой тревожности с учетом поло-возрастных особенностей школьников. Для этого было исследовано 900 школьников в возрасте от 7 до 17 лет (432 мальчика и 468 девочек). При проведении процедуры стандартизации опросника однофакторным дисперсионным анализом обнаружилось влияние пола и возраста на значения показателей шкал, что привело к необходимости учитывать данные различия. В процессе исследования были получены достоверные статистические различия между следующими половозрастными группами: 7-10 лет (младший школьный возраст), 11-12 (предпубертатный возраст), 13-15 (пубертатный возраст), 15-17 лет (юношеский возраст).