Креативность и творчество — в чем их различие статья по рисованию (подготовительная группа) на тему


Креативность и творчество — в чем их различие статья по рисованию (подготовительная группа) на тему

Креативность и творчество – в чем различие

В современном обществе способность к творчеству ценится, чуть ли не выше других личностных качеств.

Творчество — это вид когнитивной деятельности, который ведёт к новому или необычному видению проблемы. Под это определение подходят сотни вещей: решение задач, проектирование оперы или атомного реактора, музыкальная импровизация. Креативность (от лат. creatre — творить) в этом случае — всего лишь способность к творчеству. К сожалению, исследования творчества едва ли охватывают все эти феномены.

Творчество (Творческий подход) как качество личности – способность создавать качественно новые материальные и духовные ценности, представляющие ценность для людей. В отличии от творчества больше тяготеющего к искусству, эстетике, креативность всецело нацелена на область утилитарного, практического применения. Эти два качества человеческой личности могут проявляться одновременно, но не обязаны быть в купе, и не проистекают одно из другого.

В начале ХХ века британский психолог Грэм Уоллес создал одну из первых концепций творческого процесса, описав его основные этапы. Всего их четыре.

ПОДГОТОВКА — постановка задачи и весь предшествующий опыт (уроки математики или занятия в художественной школе);

ИНКУБАЦИЯ — отвлечение от задачи. Часть учёных считают, что на этом этапе мы забываем первоначальные неэффективные решения. Другие полагают, что активно работает наше бессознательное, анализируя сотни ассоциаций;

ИНСАЙТ — озарение, просветление. Роберт Солсо в своём знаменитом учебнике отмечает, что инкубация далеко не всегда приводит к озарению: «Мы все знакомы с людьми, которые большую часть своей жизни пребывают в инкубации, но так и не достигли просветления»;

ПРОВЕРКА — длительной этап проверки идей и их отбора.

Экспериментального подтверждения эта концепция почти не получила, но во многом напоминает отчёты о работе знаменитых творческих личностей.

Под креативностью следует понимать способность отказываться от стереотипных способов мышления. Гилфорд П.

Для меня креативность — это не просто творческий акт, это образ жизни. Креативность требует внутренней свободы, желания рисковать и умения существовать в хаосе. Лутц И.

Креативность как качество личности – способность эффективно заниматься творческой, созидательной, новаторской деятельностью; генерировать новые идеи, выходить за рамки стереотипов, находить новые, оптимальные пути решения поставленных задач, отличаться конструктивным способом мышления, приносящим практическую пользу в различных видах деятельности.

Стив Джобс пишет: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

Креативность – латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В российской языковой культуре креативность воспринимают гораздо шире, поскольку это совсем новое и еще не понятое большинством явление. До начала информационной эпохи мало кто знал о креативности и креативных технологиях. Обществу было достаточно понятия творчества – творчество стало высоко цениться еще

в эпоху античности, культ творчества сохранялся в Средние века, Новое время. Творчество не потеряло собственной значимости и в XX веке.

Отличие креативности от творчества

Многие думают, что «творчество» и «креативность» — синонимы. Это ошибочное мнение. Творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым следует автор. Если же говорить о креативном процессе, то главной его составляющей становится прагматический элемент, то есть изначальное понимание, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать. Знание ответов на эти вопросы и построение работы по соответствующим принципам обеспечивает максимальный эффект представления результата работы окружающим людям. Как правило, художники, композиторы, писатели и все остальные творческие люди, не задают себе этих вопросов и творят, руководствуясь собственными настроениями и эмоциями. Поэтому творчество совсем не есть креативность.

Творчество всегда первично и фундаментально. Однако в креативном продукте оно подчинено прагматической цели. Креативный продукт – это картина, которая будет помещена в заранее выбранную раму, с заранее предназначенным местом в заранее выбранном музее, картина, которая будет вызывать восторг у посетителей, выбранных заранее.

Креативность вне творчества невозможна. Креативность – это только технология организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились. В условиях информационного общества стало возможным синтез творчества и креативности. Современный мир развивается очень быстро. Изменения в жизни людей и технологий сегодня происходят гораздо быстрее, чем это было 200 лет назад. Если раньше первичными ценностями в жизни людей были деньги, земля, золото и другие материальные ценности, то сегодня основной ценностью является информация, а миром правит тот, кто владеет информацией и правильно ею

управляет. Управляет, ориентируясь на особенности сознания тех людей, которым эта информация нужна. Понимая это, каждый может самостоятельно сделать вывод о новой, постиндустриальной ресурсной парадигме, в основе которой лежат четыре элемента информация, сознание, время и инфраструктура. Умение оперировать каждым ресурсом в отдельности – замечательное качество, однако действительно эффективной становится деятельность, построенная на основе определенной конфигурации этих ресурсов.

Подготовила: Ткаченко Г.В.

Развитие креативного мышления

К счастью, нестандартное мышление – способность, которая поддается развитию в любом возрасте. Это один из психологических навыков, а любой навык можно «прокачать». Для этого существует множество методик. Вот несколько простых и эффективных.

1. Метод «Шести шляп».

Этот способ разработал психолог из Британии, специализирующийся на творческом мышлении, Эдвард де Боно. Каждая шляпа окрашена в определенный цвет, который символизирует конкретный тип мышления. Таким образом, каждую ситуацию можно проанализировать с шести разных углов, представить идею с разных точек зрения. Например, белый цвет – холодный рассудок, прагматизм; красный – интуиция, предчувствие; желтый – оптимизм и позитив; черный – пессизм, критика; зеленый – творчество; синий – цвет руководителя, который принимает окончательное решение.

2. Делайте стандартные вещи новым способом.

Постарайтесь кушать не правой, а левой рукой, добирайтесь на работу другой дорогой. Таким образом, формируются новые нейронные связи, необходимые для нестандартного мышления.

3. Интересуйтесь чем-то, что не имеет отношения к работе.

Если специалист в рекламной сфере заинтересуется историей или менеджер увлечется путешествиями – это уже креативно и в результате развивает нестандартное мышление.

4. Обратите внимание на метод случайного слова.

Отличный способ для решения конкретных задач. Например, вы работаете над созданием презентации, но идей нет. Запишите любое имя существительное и придумайте к нему 10 ассоциаций. Теперь для каждого слова придумайте несколько вариантов применения для решения поставленной задачи.

5. Учитесь видеть в стандартных вещах нестандартные возможности.

Возьмите любой предмет, сначала придумайте от 5 до 10 способ его использования, затем попробуйте определить – а как этот предмет нельзя использовать. Обратите внимание, что в скором времени вы будете опровергать свои версии. А на последнем этапе придумайте несколько способов нестандартного использования выбранной вещи.

Вот еще несколько практических рекомендаций для развития нестандартного мышления: начинайте день с нового аромата (лучше всего подойдут запахи эфирных масел); посещайте места, где еще не бывали, это может быть новый магазин, парк, маршрут на работу; развивайте тактильные ощущения; экспериментируйте со стилем в одежде (не обязательно кардинально, достаточно менять по одной вещи в гардеробе).

Важно! Креативность невозможна без ясного ума, чтобы сознание было максимально сконцентрированным, используйте медитативные техники. Медитация улучшает память, снижает стресс.

Стереотипы в мышлении

Прежде, разберемся, что такое стереотипное мышление. Например, «все женщины мечтают только о богатом муже», «блондинки глупые», «большие деньги можно заработать только нечестно», «дороже, значит, лучше» — все перечисленные утверждения являются стереотипными, но от этого они не становятся истинными. Стереотип – это обобщение по какому-то признаку, естественно, ни о каком креативе или индивидуальности в этом случае речь идти не может.

Виды стереотипов:

  • полярные – человек воспринимает все или «белым», или «черным»;
  • негативные прогнозы – человек прогнозирует только плохое и несчастное будущее;
  • неудачи в приоритете – человек замечает лишь плохие события;
  • доверять только первому впечатлению;
  • навешивание ярлыков;
  • строгое следование шаблонам.

Стереотипное мышление приводит к потере индивидуальности, человек в любой ситуации действует шаблонно, в результате становится безликим, без ярких особенностей. Для людей со стереотипном мышлением характерна заниженная самооценка, поскольку они чувствуют свое несовершенство. Со временем начинают чувствовать отвращение к себе, а к другим людям агрессию.

Что вам даст борьба со стереотипами и шаблонами? Прежде всего, вы научитесь не зависеть от мнения других людей, не будете поддаваться манипулированию. У вас сформируются персональные мысли, суждения. В результате вы будете легче достигать поставленных целей и не поддаваться негативным мыслям и настроениям.

Для чего нужно развивать креативное мышление

Прежде всего, развитие креативного мышления раскрывает скрытые способности человека, а это полезно как для сотрудников, так и для владельцев компаний. Нестандартное мышление помогает человеку по-новому смотреть на традиционные вещи, себя, свою работу и раскрыть потенциал.

С развитием креативности человек начинает воспринимать окружающий мир как неиссякаемый источник возможностей и не замечает препятствий.

И наконец, креативность необходима для развития, совершенствования, поиска инноваций. Посредством нестандартного мышления можно освежить методы работы, добиться запланированного результата. А еще креативный подход выделит продукт, сделает его комфортным в использовании, привлекательным, конкурентоспособным.

Важно! Нестандартное мышление – необходимый элемент современного бизнес-мышления, который помогает адаптироваться в нынешних реалиях, своевременно реагировать на изменения и вызовы.

Особенности развития творческого мышления, с чего начать

Психологи отмечают, что способностью выстраивать нестандартные логические цепочки наделены все люди, более того, для каждого человека можно определить уровень или коэффициент творческого интеллекта. Его обозначают CQ, он не связан с IQ, но вполне поддается развитию. Чтобы добиться успеха в этом непростом, но увлекательном занятии, важно учитывать некоторые особенности развития креативного мышления.

  • Настраивайтесь на позитив. Креативность любит особый психологическое настроение. Согласитесь, что человек, который искренне верит, что он неудачник, вряд ли сможет генерировать новые идеи.

Совет! Возьмите лист бумаги, разделите на две части. В одной запишите страхи, которые мешают добиться цели, а в другой – план, направленный на преодоление этих страхов. Регулярно выполняйте намеченные действия.

  • Главный принцип развития креативного мышления – ассоциации. Именно они стимулируют мыслительную деятельность, креативность и творчество. Например, возьмите простой предмет и придумайте для него несколько нестандартных способов применения. Или откройте книгу на любой странице, укажите пальцем на слово, запишите его и повторите действие еще несколько раз. Теперь попробуйте связать слова и придумать из них логичное предложение. Обратите внимание, что со временем мозг быстрее придумывает ассоциации.
  • Используйте принцип перевоплощения. Например, представьте себя руководителем или директором, архитектором или писателем. Для каждой роли придумывайте критическую ситуацию, которую вам срочно нужно решить и сделать это нестандартным способом.
  • Задействуйте обе руки – это еще одна важная особенность креативного развития. Если вы научитесь одинаково ловко управляться и правой, и левой рукой, ваши творческие способности улушатся.
  • Приобретите блокнот и записывайте в него свои идеи даже, если они кажутся абсурдными, а главное – читайте тематическую литературу, подпишитесь в социальных сетях на творческих, креативных людей, ищите достойные примеры, которые будут вас вдохновлять.

Совет! Помните, что творческий порыв может случиться в любой момент, поэтому блокнот и ручка всегда должны быть с вами.

Креативность детей и как ее развить

Способность мыслить нестандартно помогает человеку на протяжении всей его жизни. Развивать эту способность необходимо с раннего детства, когда ребенок только стал школьником. Чем раньше обратить внимание на креативность, тем легче и быстрее во взрослой жизни человек будет воспринимать привычные вещи, ситуации нестандартно. Именно люди с креативным мышлением становятся миллиардерами, успешными.

Вот несколько простых упражнений для детей (их не предлагают в школе, поэтому с детьми должны заниматься родители):

  • нарисуйте малышу каракули на листе бумаги и попросите дорисовать до узнаваемого предмета, начинайте с простых фигур, постепенно усложняя задание;
  • предложите ребенку нарисовать рисунок, используя только одну геометрическую фигуру;
  • нарисуйте на листе несколько одинаковых фигур и попросите малыша дорисовать каждую до понятного предмета, персонажа, начисляйте за каждое удачное решение баллы от 1 до 10;
  • играйте в ассоциации, «Слова» (пусть малыш называет слова, объединенные одинаковым смыслом);
  • предложите ребенку ситуацию, один предмет и пусть малыш придумает сказку или историю, используя эти две подсказки;
  • задавайте как можно больше вопросов ребенку, поиск ответов развивает креативное мышление;
  • возьмите любое слово и представьте, что это аббревиатура, придумайте с ребенком оригинальную расшифровку;
  • регулярно устраивайте мозговой штурм — предлагайте малышу ситуацию, для которой он должен быстро придумать решение;
  • сочиняйте вместе сказки и чем необычнее они будут, тем лучше.

Интересный факт! Вам известно такое понятие, как дивергентное мышление? Человек придумывает несколько вариантов использования одного предмета. Предлагайте ему один предмет и просите придумать различные способы его применения.

Покупайте ребенку конструкторы — это могут абсолютно разные наборы с деталями разной формы, размеров, из разных материалов. Предлагайте разные головоломки. На самом деле, методик по развитию креативного мышления огромное количество. Единственное условие, когда речь идет о развитии нестандартного мышления у ребенка, делать это нужно через игру.

Помните, что развить креативное мышление можно только, расширяя кругозор — ребенок должен читать, разгадывать головоломки, поощряйте его интерес ко всему новому.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]