Как попадают в секту: 9 советов, чтобы этого избежать


Секта — это учение, паразитирующее на другой религии


Будьте внимательны, мошенникам безразличны ваши чувства
Секта — это не совсем то, что об этом думают. Многие полагают, будто секта — это буддисты, католики, кришнаиты, сатанисты… Список можно продолжать любыми случайными мистическими и религиозными направлениями. И это будет ошибкой.

Богословы давно разделили понятия «секта» и «вероисповедание». Секта — это религиозная группа, паразитирующая на другом учении. Её отвергает основная традиция.

Сергей Булгаков в «Справочнике по ересям, сектам и расколам» сообщает:

«Не существует резкой границы и между понятиями «секта» и «вероисповедание».

История борьбы различных религиозных движений знает немало примеров,

когда секты добивались признания за ними права называться Церквами,

или вероисповеданиями.

Даже в официальных документах, принадлежащих одной исторической эпохе,

одна и та же община могла именоваться и сектой,

и Церковью, в зависимости от отношения к ней правительства».

Сергей Булгаков

писатель

Любая секта потенциально может стать вероисповеданием — если её признают на уровне государства. Из-за этого в разных странах список сект отличается.

Секты бывают и мусульманскими, и христианскими, и любыми другими.

Правильно говорить, что секта — это не то, что не православно, а то, что имеет конфликт с крупной религиозной традицией, нечто вроде раковой опухоли внутри неё:

«Сектой принято считать организованное общество людей,

взгляды которых согласуются между собой

и противостоят господствующей Церкви.

Данное слово обычно употребляют

по отношению к совокупности лиц,

следующих определенному учению».

Сергей Булгаков

писатель

Поэтому мы не правомочны всех огульно записывать в сектанты. Буддизм — это вероисповедание, а значит, не секта.

Кришнаиты, поющие на улицах «Харе Кришна», — тоже представители старой индийской традиции — гаудия-вайшнавизма. Даже Церковь Сатаны, не смотря на эпатажное название, — культурный феномен, но никак не секта.

Секта — это рассадник еретических идей, без собственного исторического и культурного фундамента. Она не может создать нечто своё, но паразитирует среди чужой паствы.

Пример секты — Свидетели Иеговы. Они появились в лоне христианского вероучения, исказили несколько догматов и провозгласили себя проповедниками абсолютной истины.

Секта — это не чужое вероучение, а своё, но искажённое.

Справедлив вопрос о том, являются ли православие, католицизм и протестантизм искажениями первоначального христианства.

Нет. Здесь речь не об отслоении религиозной группы, а расколе всей традиции.

Также важно помнить, что большинство вероучений возникают на базе старых религий, а значит, проходят стадию секты. Раннее христианство — тоже секта по отношению к иудаизму.

Но эта секта трансформировалась в полноценное вероучение со своими догматами, традициями, канонами. А сектанты вроде Свидетелей Иеговы продолжают эксплуатировать чужое учение.

Почему народ попадает в секты?

Автор Александр Чаусов

05.05.2011 13:25

Религия » Другие » Новые

Родные и близкие тех, кто вступает в «нетрадиционные религиозные организации», часто начинают бить тревогу: «Помогите, мой сын (муж, дочь, жена, брат…) попал в секту!» Однако замечено, что волнение охватывает членов семьи «фанатика» в среднем через два-четыре года после того, как он оказывается там. Что говорит этот факт об отношениях в семье?

Есть такой дежурный вопрос журналиста к сектоведу: «Почему народ идет в секты?» Ответ на этот вопрос тоже всегда стандартен: «Миссионеры традиционных конфессий как-то не совсем активно миссионерствуют, общий уровень знаний о религии населения оставляет желать лучшего, исторический контекст и советское наследие дают о себе знать. Плюс жизнь, полная стрессов и напряженности, приводит к желанию немедленного спасения через четкую, как армейский устав, систему правил и методик».

Но чем больше я занимаюсь проблемами сект в современной России, тем больше понимаю, что этим стандартным списком все не исчерпывается. Судите сами, советского наследия у нас хоть и навалом, но лет-то уж сколько прошло. Нынешняя молодежь СССР уже не застала и знает о нем из школьных учебников. Что касается религиозного просвещения посредством СМИ, то православного священника на центральных каналах видно и слышно довольно часто. Есть кабельные религиозные телеканалы. Про интернет вообще молчу.

Жизнь, полная стрессов, тоже на полноценный аргумент не тянет. Элементарно потому, что уровень жизни среднего гражданина нашей страны ни в какое сравнение не идет с жизнью в 90-е. То есть, если и есть некие стрессы, то сопряжены они не с экономическими и материальными причинами. Ну, а если речь не о материальном аспекте, а о метафизическом, то тогда вообще не понятно, зачем в секты идти. Там же метафизики — с гулькин нос. В шаманизме чукотских племен этой метафизики больше, чем у неохаризматов всех мастей, вместе взятых, извините. Но к шаманам чукотским люди не идут, а идут в сторону свидетелей Иеговы или саентологов каких-нибудь. И думается мне, проблема здесь не только и не столько в религиозном просвещении или тяжелых бытовых условиях жизни в нашей стране, а в вещах более частных, интимных.

Каждую весну и осень мне звонят люди, которые говорят следующее: «Здравствуйте, мой сын (муж, отец, брат, или моя жена с детьми) ушел в секту». На мой вопрос, давно ли человек в секту ушел, эти люди называют срок давности от двух до четырех лет. Знаете, раньше я как-то не задумывался над этими цифрами — два-четыре года. Хотя вопрос, который должен возникнуть в первую очередь, он же лежит на поверхности, — а вы там, люди добрые, под одной крышей живущие, вообще часто друг с другом общаетесь? То есть, вот как можно проворонить то, что твоя жена ушла в секту, да еще твое чадо туда утащила? Или твоя дочь, или твой сын туда направились.

Ну, вот скажите, если, допустим, ваш сын начинает стучаться головой о стену со всей силы, вы будете ждать, когда он череп себе раскроит, или предпримете какие-то действия раньше? А чем тогда отличается странная смена поведения человека, когда он стал адептом секты? Нет, понятно, что Дворкина читают не все, и в интернете искать информацию тоже лениво, но речь даже не об этом. Речь о банальном изменении в поведении, характере, системе мотивации человека, который вступил в ряды тоталитарного культа. Как на эти изменения можно не обращать внимания два, три, четыре года?

И вот здесь речь заходит о нашей культуре семейственности. Культуры этой не сказать чтобы много. Как говаривал один мой знакомый священник: «Приходили тут юноша-мормон со своей маменькой… Посмотрел я на эту маменьку и подумал, что если бы у меня такая была, я б не то что в мормоны, я не знаю, куда бы я подался».

Попытаюсь коротко объяснить, как это работает. У определенного типа матерей по отношению к своим детям имеет место быть гиперопека при всяком отсутствии человеческого уважения. То есть, с одной стороны, «маленький ты мой сыночка», когда «сыночке» уже тридцатник, а с другой — «жить только с мамой на квартире, ну куда тебе работать, что там у тебя еще за дурацкие личные интересы???». Знакомый набор, правда? Мы с вами это много раз видели и еще больше об этом слышали. Ну, а потом такое вот «дитятко» натыкается, допустим, не на ларек с портвейном, не на драг-диллера, а на сектанта-вербовщика. И «сыночке» при такой семейной обстановке попадание в сектантскую общину — как глоток свежего воздуха. Почему? Потому, что пресловутая «бомбардировка любовью», в том числе, нужна, чтобы продемонстрировать, как именно этот человек, его наклонности, особенности характера, его личность важны для общины.

Ну, а дальше, через какое-то время, новичку уже дают какое-то послушание. Журналы раздавать, листовки распространять и т.д. Тут для человека опять радость — наконец-то ему дали некую работу, дали ему почувствовать себя ответственным, сопричастным Делу Огромной Важности. Вы думаете, этот юноша думает, что он попадет в Царствие Небесное, если распространит все журналы и листовки? Нет, он уже чувствует, что он в раю. Поскольку в первый раз в жизни занимается важным делом, от которого всю жизнь был ограждаем своими родителями. И ничего удивительного в том, что такие сектанты готовы отписать свою квартиру общине или лично гуру. Нафига им квартира, когда есть Дело Огромной Важности, эмоциональная близость с «братьями» и «сестрами», сопричастность с коллективом через Идею и практическую реализацию этой идеи? Иными словами, распространение листовок по 12 часов в сутки — это не тяжкий труд, а великий дар, за который и заплатить не жалко.

Теперь второй важный момент. Родители в первую очередь начинают видеть в чаде эмоциональный подрыв. И очень этому радуются. Только совершенно не интересуются, а с чего это чадо такое радостное. Или даже интересуются, только вряд ли «дитятко» расскажет. А вдруг и это отберут? Как отбирали все детство всякую ответственность? Родители, в общем-то, тоже не особо парятся: «Ну, влюбилось дитяко или еще мелочь какая-нибудь. Оно же — дитяко, что там может быть серьезного?»

В итоге, понимание того, что «маленький северный зверек» пришел-таки в дом, наступает, когда чадо ножовкой отпиливает в своей комнате батарею парового отопления, чтобы продать и пожертвовать в общину вырученное. Все остальное из своей комнаты он уже пожертвовал в течение предыдущих трех лет.

Естественно, когда ситуация предстала перед родителями во всей красе, начинается «паника в селе». Что же делать? Любименькое чадо уже три года практикует одитинги, тащит бабло непонятно куда, и крыша у него едет все дальше. Дальше начинается следующий ритуал: чадо берется за шкварник и тащится «к батюшке». Ну, правильно, священник — он же вон, бородатый, в рясе и фелони, прям как Гэндальф Серый на параде волшебников. Сейчас как махнет крестом, аки волшебной палочкой, как засандалит ядреное заклинание на церковнославянском языке, тут-то чары и рассеятся.

Мои знакомые священники от таких семеек приходят в тихий ужас. Потому что объяснять что-то бесполезно, а результат нужен здесь и сейчас. Как правило, кончается тем, что батюшка обещает помолиться за чадо.

Понятно, что результата как-то особо не видно. Что же делать дальше? Дальше, наконец-то, покупается сектоведческий справочник. Притом в сокращенном варианте. Главное, чтобы там контакты сектоведов были. Зачем лишней информацией о сектах голову себе забивать?

Ну, а потом я получаю свои дежурные осенние и весенние звонки. Я, как вы понимаете, тоже не волшебник. У меня даже рясы с фелонью нет. Поэтому я советую обратиться всей семьей к семейному психологу или даю номера какого-нибудь центра реабилитации. Но… вот честное слово, не знаю, помогут ли и эти специалисты в таких запущенных случаях.

К сожалению, такое явление, когда из родной семьи бегут в секту, — это не какое-то исключение, а довольно характерный процесс, говорящий о нашей семейной культуре и состоянии нашего социума.

Что тут можно посоветовать? Родителям «30-летних сыночек» — уже ничего. Тут, по-моему, даже препараты не помогут. А вот самим «чадам» нужно все же найти денег и обратиться к психотерапевту (только лицензию его сначала проверить не забудьте, ага?), чтобы решить проблему созависимости. Параллельно, все же не идти, как телок на привязи, за очередным вербовщиком, который вещает про любовь всех со всеми, Нирвану и Иегову. Ну, а дальше переламывать в себе взлелеянный родителями инфантилизм и взрослеть.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Сентябрь, 2010

Куратор: Ольга Гуманова

Темы портвейн психотерапевт

В секты попадают по глупости, а также из-за эмоциональных и жизненных проблем

Одна из главных причин того, почему люди попадают в секты, это игра на их слабостях. Расскажем о них подробней.

Слабость 1. Плохая эрудиция и отсутствие критического мышления

Довольно сложно затянуть в секту человека, подкованного в религии, философии или, пусть даже, эзотерике.

3 слабости

минимум столько, приводит людей в секты

Начитанный в духовных вопросах эрудит без проблем в пух и прах разобьёт любые аргументы сектантов.

В интернете можно найти немало забавных историй о том, как сектанты буквально сбегали из квартир эрудированных людей, куда решили сунуться с проповедью.

Но совсем другое дело — люди необразованные, воспитанные в пустом неверии. Они никогда не интересуются ничем за гранью обыденности.

Поэтому любой удивительный факт, затасканный до дыр в духовной литературе, звучит для них свежо.

«Слышали ли вы о реинкарнации?», «Знаете ли, что археологи обнаружили скелет пятиметрового человека?». Эти случайные факты при умелом ими жонглировании иллюстрируют любую идею.

Книга Майкла Бейджента «Запретная археология» Купить на OZON.ru

Отличный пример того, как хорошее исследование может стать оружием в руках сектантов — книга Майкла Бейджента «Запретная археология».

Она написана в протест косности исторической науки и рассказывает об археологических находках, которые разрушают общепринятую историческую картину.

Однако Свидетели Иеговы используют фильм по этой книге на проповедях — чтобы произвести впечатление на аудиторию.

В ход идут и прочие факты, «надёрганные» из разных источников: правильное питание, психология, работа с биоэнергетикой и т.д. Никакой глубины в этом нет.

А есть лишь поверхностный коллаж из чужих идей, с тем расчётом, что публика не станет копать глубже. Зачастую «сведения» сект оказываются устаревшими, либо попусту ложными.

Слабость 2. Одиночество и эмоциональная подавленность

Далеко не каждый потенциальный сектант ищет себе религиозную традицию. Его сектантский путь начинается с глубокого разочарования в жизни, людях, в себе.

Любой хороший психолог перечислит массу факторов, которые люди тяжело переживают. Ритм жизни, сложности социализации, конкуренция во всех сферах.

Отчуждённость отдельной личности от общества — большая боль для такого социального существа, как человек.

У кого не было непонимания в семье, проблем на работе и т.д.? Друзья-одноклассники пропадают после школы, соседи — после переезда. Почти любой человек имеет основания назвать себя одиноким и непонятым.

Осознаёт он это или нет, но никуда не деть острую потребность в островке стабильности.


Собрание Свидетелей Иеговы. Не для всех сектантов это религиозное действо, многие здесь ради «друзей» и «духовной семьи»

И секты предоставляют такой островок. Отзывчивые люди, интерес к человеку, желание окутать его вниманием. Члены секты выступают как «большая семья».

Многие и ходят туда, чтобы сбежать от тягот мира. Кто составляет паству тех же Свидетелей Иеговы?

Одинокие бабушки, неуверенные в себе молодые люди и дети, которым сломали психику фанатичные родители.

Задумываются ли на собраниях престарелые пенсионерки о нюансах Священного Писания, вечных истинах? Нет, конечно. Они приходят в «семью», к «друзьям», пообщаться.

Это можно было бы назвать даже полезным, если бы не одно «но»: друзей и семью нужно заводить в реальной жизни, а не подменять сектантским суррогатом.

Психологические проблемы стоит решать с психотерапевтом, а не отдавать себя во власть лже-учителей.

Слабость 3. Жизненный кризис

Характер такого кризиса может быть разным. Например, если человек страдает от алкоголизма и наркомании, есть шанс, что секта ему поможет.

Многие лидеры — сильные личности, способные внушать. Так что они меняют одну психологическую зависимость на другую — сектантскую.

Это не сложно, ведь наркоман и алкоголик — это сломленный человек, готовый на всё. Пренебречь религией для него — ерунда, а если это был атеист, то он вообще сделает это играючи.

Конечно, и веры в таком «сектантстве» — ноль, но руководству подобных организаций чаще всего плевать.


Григорий Грабовой — лидер секты «Учения о всеобщем спасении», был приговорен к 8 годам лишения свободы за мошенничество

Случается, секты просто находят сломленного тяжёлым событием человека и играют на его слабостях. Скажем, у матери дочь покончила с жизнью.

Что хочет услышать безутешная родительница? Что с ребёнком всё хорошо, он в лучшем мире и т.д.

Может ли в этом заверить православный священник? Нет, христианская традиция жестка и категорична в отношении самоубийц.

А вот секты более свободны в своих высказываниях и способны выходить за рамки христианской догматики. Захотят — могут даже пообещать воскресить ребёнка. Например, лидер «Учения о всеобщем спасении и гармоничном развитии» Григорий Грабовой приписывал себе такие способности.

Надежда — сильный магнит, он будет годами удерживать вокруг учителя, гуру, наставника и т.д.

Человек на определенных этапах жизни становится, уязвим для воздействия сект

Почему человек идет в секту? Что его там привлекает?

Прежде, чем мы рассмотрим основные психологические причины вовлечения людей в секты (хотя, естественно, не все), хотелось бы развеять один миф. Сущность его заключается в том, что в секты якобы попадают только люди с психологическими проблемами, слабые, неспособные устроиться в этой жизни.

Это не соответствует действительности, так как состав последователей сектантских движений чрезвычайно пестр и разнообразен: здесь и «новые русские» и малообеспеченные; люди, имеющие ученые степени, и не закончившие даже среднюю школу; руководители предприятий и те, кто не способен организовать даже себя. Мир сект многообразен, одни обещают материальное процветание и решение всех психологических проблем, например, сайентология; другие – спасение, например, секта «Свидетели Иеговы», разнообразные оккультные и восточные группы обещают открытие сверхъестественных способностей и многое другое.

Рынок «духовности» имеет товар на любой вкус. Люди чересчур самоуверенные представляют собой лакомый кусочек для сект. Самомнение – это форма духовной слепоты, человек идет в лапы тигра, считая себя охотником, хотя на самом деле он всего лишь жертва. Поэтому нет групп населения, гарантированно защищенных от опасности быть завербованными в секту. Любой человек может испытывать неуверенность, у каждого бывают минуты слабости, у каждого есть желания, которые он мечтает воплотить в жизнь, а значит, есть и брешь в психологической обороне, которую можно взломать.

Рынок «духовности» имеет товар на любой вкус

Действительно, люди, испытывающие одиночество, чувство отверженности, неуверенности в себе или страха имеют больше шансов попасть в секту. Но и все остальные от этого отнюдь не застрахованы. Что же касается психологических проблем, которые могут стать причиной вовлечения в секту, то среди них можно назвать следующие:

1. Поиск острых ощущений, склонность к мистическим переживаниям.

2. Затруднение в самовыражении, «поиске себя».

3. Желание стать «посвященным», отделиться от «невежественных», т.е. от толпы.

4. Душевная неуравновешенность или сниженная психологическая устойчивость после развода, потери близких, болезни и т.д.

5. Огромное впечатление на новообращенных сектантов производит появление смысла в их жизни.

6. Сильным стимулом при вербовке в секту является обещание немедленного исполнения всех желаний человека.

7. Восприятие субъектом своей жизненной ситуации, как трудной.

8. Ощущение одиночества, беззащитности.

9. Некоторые особенности психического развития или психические заболевания.

10. Серьезные проблемы в семейной жизни или профессиональной деятельности.

11. Стремление вырваться из-под родительской опеки (характерна при излишней родительской опеке подростка). Более подвержены влиянию сект дети, воспитанные авторитарными родителями.

Причиной вовлечения в секту является поиск острых ощущений

С учетом возрастных особенностей cуществует определенная группа риска, т.е. определенная категория людей, которые являются наиболее легкой добычей сектантов. Как правило, это: подростки, люди переживающие кризис среднего возраста и пожилые люди.

Рассмотрим подробнее каждую категорию в отдельности.

Подростковый возраст

Менее вероятно, что в секту попадет подросток из благополучной семьи. Под благополучной семьей понимается та семья, в которой присутствует здоровая психологическая атмосфера. Подростки часто становятся членами сект из-за чувства одиночества и неумения проявить себя.

Зрелый возраст

Кризис середины жизни обычно определяется осознанием расхождения между мечтами, целями молодости и результатами, достигнутыми в действительности. Поскольку мечты молодости чаще являются не очень реальными, то и оценка достигнутого также часто оказывается негативной и окрашенной отрицательными эмоциями. Человек начинает пессимистично оценивать и свое будущее. Жизненная неудача, неудовлетворенность своим положением, и желание внести личный вклад в успехи общества становятся основными мотивами вовлеченности в секту.

Старческий возраст

Переступая порог старости, человек обращается мыслями в прошлое, задумываясь над тем, как складывалась его жизнь и оценивая мотивы своих поступков. Однако смотреть только назад невозможно, человек любого возраста нуждается в перспективе, прицельной точке в будущем. Неслучайно многие люди именно в этом возрасте становятся верующими, потому что вера в бессмертие души наполняет смыслом остаток жизненного пути, перенося цель жизни из временного в вечное, что позволяет человеку прожить вторую половину жизни с такой же целеустремленностью, как и первую.

Люди, испытывающие одиночество имеют больше шансов попасть в секту

Итак, мы видим, что человек на определенных этапах жизни становится, уязвим для воздействия психотехнологий тоталитарных сект. И сектанты успешно используют это в своих интересах. На первом этапе человеку льстят. Ему говорят: «ты умный, способный, ты избран для великой миссии». При этом раздувается чувство собственной значимости и важности, возрастает гордыня и самость. Все это происходит в атмосфере, имитирующей теплоту, сердечность, и у человека, поэтому не возникает подозрений и ему кажется, что он попал куда нужно. Эксплуатируется стремление человека, особенно молодого, к новым неизведанным областям знаний.

Таким образом, человек первоначально приходит с добрыми намерениями, а затем происходит постепенная переориентация его сознания.

Духовное сопротивление

Расскажите своим друзьям

В секты люди попадают постепенно, под влиянием психологических приёмов

Как попадают в секту? Проще, чем кажется. Обычный грех — это явный поступок против совести, он не происходит незаметно для человека. Грех — осознанное духовное преступление, сделка с совестью.

А вот сектантство — это поступок иной природы. Он часто продиктован благими намерениями: справиться с какой-то бедой, развиться духовно и т.д.

Немало людей попадает в секты вслед за родственниками. Они просто приходят на собрания, чтобы посмотреть, как вступить с секту угораздило-то. Часто — чтобы проще было его переубедить. А сами остаются.

Причина довольно проста — в сектах много рычагов давления на личность. Мы живём неподготовленными к такому противостоянию, а потому не знаем, как не попасть в секту, если тебя обрабатывают. А руководство секты годами шлифует свои приёмы.

Приемы сектантов:

  • фаворитизм — различные меры поощрения и всё, что может сыграть на себялюбии человека;
  • групповое сознание — человек идёт за большинством, а большинство подчас не столь критично к любой информации;
  • фасилитация — лидер выступает как один из членов группы, он близок к ним, а значит, получает больше доверия;
  • затравки — цели, которые людям легко достичь поначалу. Так ни входят во вкус.

Есть масса других приёмов, в зависимости от изобретательности руководства секты. Интернет раскрыл практически безграничный арсенал психологических приёмов воздействия на группы.

А главное — это постепенность. Никто не станет вываливать на нового члена всю подноготную секты. Начнут с бесплатных брошюрок, а то и книг — о добре, любви, Боге и человечности.

Продолжат маленькой просьбой. А через год, другой — человек бесплатно работает на гуру, платит десятину, проповедует среди уже не переваривающих его общество окружающих.

Причины и мотивы присоединения к сектам и культам

Специалисты-сектоведы выделяют определенные группы причин, побуждающие людей присоединяться к культам и сектам. Большинство авторов указывают на 4 основные группы: интеллектуальные, эмоциональные, социальные и духовные 8, но есть ряд исследователей, которые полагают, что таковых причин значительно больше9.

Рассмотрим основные мотивы вступления людей в секты:

1. Духовные мотивы — поиск Бога, смысла жизни, стремление найти ответы на глобальные вопросы, которые дают толчок к изменению личной и общественной жизни.

2. Моральные мотивы – надежда найти постоянную мировоззренческую систему, новое место в мире, новую идентичность; стремление к целостности: поиск контакта с собой, другими, ближайшим окружением и своей культурой. Человек пытается приобрести такое религиозное мировоззрение, которое будет способствовать установлению в мире общей гармонии, соединять сакральное и секулярное (мирское), мистическое и научное, духовное и телесное, такую благодатную атмосферу, в которой творческий потенциал будет реализован, где воздадут должное способностям. Человек стремится достичь значимости собственного индивидуального существования, например, участием в социальных программах: помощь пожилым, нищим, больным, инвалидам и т.д. Таким образом удовлетворяется потребность в стабильной системе норм и ценностей.

3. Социальные мотивы — стремление избавиться от одиночества, найти новых друзей, атмосферу теплой дружеской поддержки, солидарности. Реализуется стремление быть частицей общего дела, почувствовать свою значимость, создать определенный образ себя самого, осознать собственную исключительность и неповторимость. Благодаря нашему социальному поведению мы вступаем в различные отношения с другими людьми и осуществляем наше стремление стать частью группы или активным членом общества. Когда какая-то социальная группа разрушается, и человек оказывается «за бортом», то культы тут как тут, чтобы «подобрать» этих людей и завладеть ими.

4. Психофизиологические мотивы — проблемы физического и психического здоровья, необходимость духовной поддержки из-за тяжелой психической травмы; разнообразные кризисные ситуации: неизлечимая болезнь, несчастный случай; проблемы социальной адаптации (у больных наркоманией, алкоголизмом).

5. Интеллектуальные (познавательные) мотивы – современный человек

стремится подойти с научной точки зрения к толкованию истин, которые соединяют онтологические, теологические, космологические основы, достижения научных открытий и элементов светской культуры. Человек хочет получить готовые ответы на неотложные вопросы, которые порождаются современной динамичной, нестабильной жизнью.

6. Практические мотивы – адепты могут получить реальную материальную, гуманитарную помощь, навыки овладения новой техникой, изучить иностранные языки, устроиться на престижную работу, оздоровить детей в пределах страны, за границей и т.д.

Совет: чтобы вывести человека из секты, надо общаться с чувствами, а не разумом

А есть ли советы, как вывести человека из секты? Да, главная рекомендация — проявить к нему самому больше внимания.

Люди приходят в секту не просто так, а в силу каких-то проблем, жизненных обстоятельств.

Неправильно было бы вступать в богословские споры с сектантом.

В секте человека держат не идеи, а чувства.

Учения сект редко — основной фактор, который удерживает человека. Аргументы в духе: «Учёные сказали иначе» или «В Писании говорится, что…» не дойдут до адресата. Верит он учёным с Библией или нет, ушёл он в секту по другой причине.

Так что делать, если человек попал в секту? Выясните, чего не ему хватало. Не смог ли он преодолеть какой-то кризис, найти своё место в жизни, справиться с алкогольной или наркотической зависимостью.

Если помочь решить эту проблему, сама нужда в секте отпадёт.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]