Дневник эмоций, стоп-слово и ролевые игры: как научить ребенка с легкостью справляться с гневом и завистью

Отобрали игрушку — ребенок бьется в истерике, всеми силами привлекает внимание. У малыша что-то не получилось — и предметы летят в разные стороны, визг слышен на соседней улице. Критику и наказания он воспринимает, насупившись, с видом несправедливо обвиненной жертвы. Или кричит. Но уж точно не собирается слушать. Ему не до вас — он, как может, пытается справиться с обрушившимися на него эмоциями.

Винить за отсутствие самоконтроля малыша, только-только вступившего на жизненный путь, сложно. Даже взрослые не всегда способны адекватно реагировать на то, что задевает. Но это не повод спускать все на тормозах. Нужно вместе учиться работать над эмоциями, правильно их использовать и выражать (все это и есть эмоциональный интеллект). Именно вместе, ведь чаще всего навыков недостает всем членам семьи. Если у ребенка проблема, она, как говорят специалисты, есть и у родителей: маленький человек интуитивно перенимает вашу стратегию поведения.

Начинать придется с коротких, неочевидных шагов. О том, как это лучше делать, мы попросили рассказать эксперта.

Не отмахивайтесь от эмоций

Эвелина Леви

коуч по эмоциональному интеллекту

Злость, обида, раздражение, зависть и печаль — такие же наши спутники, как и радость, удовольствие, восторг, интерес или сострадание. Но вы заблуждаетесь, когда пытаетесь делить эмоции на положительные и отрицательные. Каждая может принести пользу или вред. Все зависит только от способности понимать их роль и значение. К примеру, гнев может говорить о нарушении границ. Учит выстраивать взаимоотношения, показывает, что важно, где провести черту. А зависть может стать толчком к саморазвитию и показать, что мы используем не весь свой потенциал.Любая эмоция важна. Признать это — приблизиться к более глубокому пониманию себя, желаний и ценностей. Сделать это никогда не поздно.

Учитесь узнавать эмоции и называть их

Чтобы управлять эмоциями, нужно научиться их распознавать. Ведь их больше 70, и каждая проявляется по-своему: ощущениями, продолжительностью, количеством энергии, которая выбрасывается, когда вы себя не сдерживаете.

Заведите привычку ежедневно заполнять дневник эмоций. Можно купить его в бумажной версии или скачать бесплатный шаблон в Интернете.

Взрослый вариант — тетрадь, в которой вы фиксируете свои эмоциональные состояния, причину их возникновения (что произошло перед сменой настроения), понимание, в какой точке тела вы это ощутили.

Детская версия проще: ребенок ежедневно выбирает одну из рожиц (смайлов), которая наиболее ему близка. Дополнительно можно рассказать об интересных событиях дня — тех, что вызвали яркие эмоции.

Постепенно осваивайте все новые и новые оттенки, составляя эмоциональную парадигму. В этом поможет азбука эмоций. Есть простые форматы в виде таблиц. И более сложные, где дана классификация с учетом близости (родства) и силы выраженности. К примеру, возмущение и гнев похожи по характеру, но возмущение мощнее, ярче, интенсивнее. Тогда как презрение и отвращение — совершенно разные эмоции.

Лестница гнева

Лестница гнева Кэмпбелла – это схематичное изображение способов выражения гнева от незрелых до зрелых. Если вы поставите себе цель научить ребенка зрелому выражению гнева, учтите, что он не сможет пропустить ступеньку, перепрыгнуть какой-то этап. Вы будете двигаться шаг за шагом снизу вверх и каждый шаг потребует какого-то времени для закрепления успехов.

Итак, ступеньки лестницы гнева:

Позитивные способы выражения гнева – верхние ступеньки

1. Вежливость; стремление к поиску решения; гнев направляется на вызвавший его объект. Проговаривается основная претензия, без отклонений в сторону; логическое мышление.

2. Вежливость; гнев направляется на вызвавший его объект; Проговаривается основная претензия, без отклонений в сторону; логическое мышление.

Сочетание позитивных и негативных способов выражения гнева

3. Ярость направляется на вызвавший его объект; выдвигается основная претензия. Без отклонений в сторону; логическое мышление; гнев выражается в громкой и невежливой форме.

4. Выражается основная претензия, без уклонений в сторону; логическое мышление; гнев выражается в громкой и невежливой форме; гнев смещается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты.

5. Гнев направляется на вызвавший его объект; выражается основная жалоба, без уклонений в сторону; логическое мышление; гнев выражается в громкой и невежливой форме; словесные оскорбления.

6. Логическое мышление; гнев выражается в громкой и невежливой форме; гнев смещается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты; выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу.

В основном негативные способы выражения гнева

7. Гнев выражается в громкой и невежливой форме; гнев смещается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты; выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу; эмоционально-разрушительное поведение.

8. Гнев выражается в громкой и невежливой форме; гнев смещается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты; выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу; словесные оскорбления; эмоционально-разрушительное поведение.

9. Гнев выражается в громкой и невежливой форме; ругательства и проклятия; гнев смещается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты; выражаются жалобы, не имеющие отношения к делу; словесные оскорбления; эмоционально-разрушительное поведение.

10. Гнев направляется на вызвавший его объект; гнев выражается а громкой и невежливой форме; ругательства и проклятия; гнев смещается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты; бросание предметов; эмоционально-разрушительное поведение.

11. Гнев выражается в громкой и невежливой форме; ругательства и проклятия; гнев смещается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты; бросание предметов; эмоционально-разрушительное поведение.

Негативные способы выражения гнева

12. Гнев направляется на вызвавший его объект; гнев выражается в громкой и невежливой форме; ругательства и проклятия; разрушение предметов; словесные оскорбления; эмоционально разрушительное поведение.

13. Гнев выражается в громкой и невежливой форме; ругательства и проклятия; гнев смешается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты; разрушение предметов; словесные оскорбления; эмоционально-разрушительное поведение.

14. Гнев выражается в громкой и невежливой форме; ругательства и проклятия; гнев смещается с вызвавшего его объекта и направляется на другие объекты; разрушение предметов; словесные оскорбления; физические оскорбления; эмоционально-разрушительное поведение.

15. Пассивно-агрессивное поведение.

На нижней, пятнадцатой ступеньке находится пассивная агрессия, именно она является самым деструктивным способом выразить свой гнев. Поскольку для подростков это типичное явление, задача родителей – не дать ему укорениться.

Чтобы понять, на какой ступеньке лестницы гнева находится ваш ребенок, дайте ему проявить свой гнев, не подавляйте его. Пока гнев находится внутри ребенка, он движет ситуацией. Когда ребенок выпустит его, он почувствует себя глупо и родитель может взять ситуацию в свои руки. Кроме того, чем меньше гнева останется в вашем ребенке, тем меньше его потом проявится через деструктивное поведение и дурные наклонности.

Главное помнить, что позволяя ребенку выпустить гнев, мы не провоцируем развитие вседозволенности и не занимаемся попустительством. Мы делаем выбор между здоровым выходом гнева – словами, и нездоровым – через поведение. Вам не удастся научить ребенка выражать свой гнев в вежливой форме, если вы запретите ему выражать его в принципе.

Если ребенок выражает свой гнев словами, но не вежливыми, не воспринимайте это как оскорбление или вызов. Пока он не умеет иначе и ваша задача – научить его этому. Решающую роль играет выдержка родителей, а также наши приемы для выражения любви – зрительный и физический контакт.

Бывает, что ребенок только тем и занимается, что гневается, бурно и по-хамски это выражая. Если нет реальных поводов для этого, значит это обычная манипуляция родителями, которую необходимо вежливо, но твердо пресекать.

Повышайте осознанность

Речь не о дзен-буддизме, а об умении видеть связь между причиной и следствием. Эмоции не возникают на пустом месте — это всегда реакция на происходящее. И знать, что вам что-то нравится или не нравится, недостаточно.

Когда ребенок злится, обратите его внимание на это: «Я вижу, что ты злишься», то же самое делайте с любой эмоциональной вспышкой

Чтобы не обмануться, можно уточнить: «Я правильно тебя понял (-а)?». Можно вместе придумать историю, персонаж которой — пусть это будет Вася — испытывает те же чувства и переживания. Обсудите, что с ним произошло, почему он так реагирует и что, по мнению малыша, произойдет дальше.

Или сыграть в игру «Я радуюсь, когда…». Вы предлагаете продолжить предложение, описав ситуацию, когда ваше чадо испытывает радость. А затем — злость («Я злюсь, когда…»), удивление («Я удивляюсь, если…»), обиду («Я обижаюсь, когда…») и другие состояния.

Со временем вопросы «Что я чувствую?» и «Почему (в ответ на что) я это чувствую?» приведут к более глубокому пониманию мотивов.

Гнев — сильная эмоция, знакомая всем. Проявление его у дошкольника иногда так пугает родителей, что те попросту запрещают ему злиться, наказывают, игнорируют. А ведь с этим всепоглощающим чувством тоже важно научиться обращаться, как и со всеми остальными эмоциями. Как же справляться с гневом? Публикуем отрывок из очень полезной книги психолога Виктории Шиманской «Эмоциональный интеллект для детей и родителей».

Обратной стороной детского гнева часто оказывается ощущение «я недостаточно силен». Вокруг такие большие и влиятельные взрослые, они постоянно тобой управляют, ты тоже хотел бы сам что-то решать и действовать, но они сильнее тебя. А может быть, ты просто плохо поспал сегодня, мало поел, тебе хочется в туалет, ты подхватил легкую простуду — и поэтому ты слаб, и ищешь в себе силы, и находишь их в гневе.

Две трети тех проявлений, которые мы называем детскими капризами, — это первые пробы гнева, тестовый запуск программы самозащиты.

Какие эмоции соседствуют с гневом? Здесь мы увидим много неожиданного. На гнев бывают похожа и жалоба, и обида, и острая печаль, и отвращение, и страх. Если в минуту сложных переживаний не проявить осознанность, скорее всего, чувства приведут вас к проявлениям, похожим на гнев. Все вокруг решат, что вы злитесь, а вам потом будет очень сложно вернуть время вспять, послушать свои чувства, найти правильные слова и объяснить близким, что так выражался не гнев, а ваша грусть, волнение или мольба о помощи.

Чего с гневом делать не надо? Назначать его командиром ваших эмоциональных «войск». Гнев силен и ярок, он часто возникает там, где его совсем не ждут, — но это не повод ставить знак равенства между ним и вашим характером. Человек, который часто злится, — не злодей, не монстр и не свирепое чудовище. Просто ему нужно наладить отношения с собственными чувствами. Не стоит стыдить человека за проявления гнева — особенно когда вулкан страстей еще продолжает извергаться. В лучшем случае вас просто никто не услышит, в худшем — вас услышат, вам ответят, и это может быть испепеляющий ответ.

А что с гневом можно сделать? Прежде всего — не падать в обморок, когда с ним сталкиваешься. Страшновато, конечно, когда твой четырехлетний птенчик рычит как барбос. Но взрослый всегда достаточно силен, чтобы помочь. Полезно подождать. Обезопасить себя и того, кто, рассердившись, превратился в Везувий: убрать острые предметы, тяжелые игрушки, бьющуюся посуду и домашних животных. Если ребёнка настигла ярость где-нибудь у обрыва, в воде или на качелях — постарайтесь его «заземлить» (поставить на ноги, убрать потенциально опасные внешние факторы). Затем нужно продумать стратегию работы с гневом и начать реализовывать ее, когда эмоции улягутся.

Упражнения для работы с гневом

Для ребёнка

Приручение зверя

Представим, что в каждом человеке живет внутренний зверь — гнев. Он может быть любым: маленькой огненной саламандрой или гигантским драконом, а может быть львом, тигром или бешеным буйволом… Это грозное животное может быть весьма опасным, если ему не обустроить вольер. Придумайте жилище для вашего гнева. Пусть там будет уютно, приятно, пусть вашему внутреннему зверю захочется туда войти: корм, удобная подстилка, теплая норка, вдоволь игрушек… А снаружи пусть будет крепкий и надежный замок. Ключ можно нарисовать на бумаге, склеить из картона или вытащить из дверцы старого шкафа и повесить на веревочку. Пусть малыш знает, что ключ от клетки — его собственность, в любой момент внутреннего зверя можно приманить косточкой или конфеткой — и вежливо, спокойно запереть дверь. До того момента, пока нам снова не потребуется его выпустить.

Меч гнева

Обычно эта игра очень увлекает мальчишек, но и девочкам тоже бывает интересно. Представьте себе, что у вас в руках рукоять меча, а лезвия как будто не видно. Как только вы начинаете сердиться на кого-то, из рукоятки начинает расти огненное лезвие. Оно разит и сжигает все на своем пути, может вырасти хоть до неба. К счастью, огненный меч подчиняется вашим мыслям: вы всегда можете пристально посмотреть на него и мысленно приказать ему уменьшиться, чтобы случайно не задеть мирных граждан, ни в чем не повинных детей и женщин, вашу маму, которая бросается к вам на помощь… Просто смотрите и говоhите «Уменьшайся, уменьшайся». Сначала до размеров лыжной палки, потом кухонного ножа, а потом можно оставить только маленький горящий кинжал — на всякий случай, для острастки врагов.

Ваш меч, точнее, ваш гнев — это ваша ответственность, егоможно сделать и огромным, и совсем маленьким (смотря какой нужен сейчас). Если враг — просто соседский мальчик, не стоит использовать гигантское оружие: достаточно чуть полыхнуть огнем, припугнуть, а вреда не причинить.

Лабиринт

Человек, который долго пребывал в состоянии ярости, в какой-то момент может оказаться в полной растерянности: а чего это я, собственно, так злюсь? С чего все началось? Как я оказался в этой точке, где кричу на папу и маму, топаю ногами и рыдаю злыми слезами? В этот момент полезно представить себе, что при входе в лабиринт ты привязал к столбику кончик нитки и всю дорогу нес с собой клубок. Теперь пора смотать эту нить и пройти весь путь в обратном направлении. Допустим, ты орал и валялся н земле, избивая кулаками асфальт. Помнишь, почему? Потому что мама наказала, сказала, что мультиков не получу. А за что наказала? За то, что я ведро песка мальчику на голову высыпал. А почему высыпал? А он сказал, что я вонючка. А до этого что было? Я расстроился, что он не стал играть по моим правилам, и сказал, что он дурак. Ниточка приводит нас к совершенно неожиданным открытиям: причиной «извержения вулкана» может быть борьба за власть, обида на маму, камешек в ботинке, плохой сон, жестокость других детей, страстное желание быть услышанным… Когда проходишь по своему лабиринту, видишь все жертвы и нанесенный ущерб, оцениваешь разрушительную силу своего гнева — становится легче осознать, что можно было все сделать иначе.

Это лабиринт гнева. Все начинается с малого. Вспомни ситуацию, когда гнев овладел тобой. Пройди по лабиринту от начала до конца, останавливаясь на островках и рассказывая, что происходило на каждом этапе.

Ловушка для гнева

Помните, как в детстве мы делали из листа бумаги «гадалочки»? Надо изготовить такую же (подробная схема на рисунке ниже), но на «крыльях» гадалки пишем не предсказания, а способы усмирить свой гнев.

  • Посчитать про себя от двадцати до одного.
  • Выпить стакан воды.
  • Сделать десять приседаний.
  • Сделать три глубоких вдоха с медленными выдохами.
  • От первых вызовов до первых успехов
  • Сесть на пол по-турецки.
  • Срочно умыться или вымыть руки с мылом и т. д.

Когда ребенка начинает переполнять гнев, можно предложить ему назвать любое число и использовать «гадалку», чтобы выбрать способ выплеснуть свой гнев, не ранив никого из близких. Самое главное в этом упражнении — понимание того, что у твоего гнева есть как минимум восемь эффективных выходов. Выбирай любой, чтобы успокоиться и не натворить всяких дел.

Сложи эту ловушку, как складывают «гадалки» из бумаги. Когда чувствуешь гнев, возьми ее и выполни то, что выпадет.

Для себя

Ищем позу

Родители детей трех-пяти лет находятся в группе риска по гневу. Дети будут всеми силами стараться вывести нас из себя — и один раз из пяти они точно будут достигать успеха. Что можно сделать, чтобы взять себя в руки? Советуем идти через тело. Проверено: гнев гарантированно угасает, если вы примете позу, не свойственную вам в состоянии гнева. Сядьте на пол.

Лягте на диван, удобно распрямив спину и расслабив ноги. Из положения стоя нагнитесь, расслабьте позвоночник и болтайте руками. И попробуйте продолжать ругаться, сердиться, упрекать, выговаривать в такой вот удобной или смешной позе. Если сменить позу не получается, попробуйте ругаться шепотом, или медленно (как будто вам лень), или вполголоса, как будто где-то рядом спит человек и вы боитесь его разбудить.

Костёр или мельница

Гнев по сути своей достаточно хаотичен; очень полезная практика — мысленно приводить его в состояние порядка.

Например, если вы в пылу ярости становитесь похожи на пожар, представьте себе, что ваше пламя вдруг начинает пылать в камине, за решеткой — там оно уже не может спалить все, что хочет. Если ваш гнев похож на ураган, представьте, что это сильный ветер методично раскручивает ветряную мельницу.

Найдите в том, что вы чувствуете прямо сейчас, границу, ритм, порядок — и после этого вам будет гораздо проще восстановить дыхание, проработать эмоцию, принять ее.

Со стороны

Помните, как в некоторых мультфильмах из героя вдруг вылетает его дух и начинает внимательно рассматривать ситуацию со стороны? А потом, нагулявшись и насмотревшись вдоволь, дух возвращается и позволяет герою исправить, казалось бы, безнадежную ситуацию. Попробуйте представить себе, что вы обладаете такой же мультяшной суперспособностью. В момент, когда вы кипите от гнева, вспомните, что можете выпрыгнуть из ситуации и посмотреть на нее со стороны. Примите удобную позу и во всех подробностях представьте себе, как вы выглядите в этот момент, что происходит с вашим телом, с дыханием, взглядом? Каким видит вас ваш ребенок? Самое главное — как вы можете себе помочь? Мысленно погладьте себя по голове, обнимите, скажите себе несколько ободряющих слов, успокойте — и только после этого возвращайтесь в момент. Накал спадет.

Виктория Шиманская «Эмоциональный интеллект для детей и родителей. Учимся понимать и проявлять эмоции, управлять ими»

«Питер»

Как и зачем развивать эмоциональный интеллект ребёнка? Как вместе с ним научиться лучше понимать себя, проживать и самые радостные эмоции, и справляться со сложными чувствами? Почему способность управлять собственными эмоциями помогает нам статья счастливее?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]