Типология внутриличностных конфликтов (по А. И. Шипилову)


Понятие внутриличностного конфликта

Определение 1
Внутриличностный конфликт представляет собой особые негативные переживания человека, которые характеризуются затянутостью, противостоянием различных структур внутреннего мира человека, и отражают его противоречивые связи с окружающим миром и социумом. Это некое психическое состояние человека, которое одолевает его систематически.

Внутриличностный конфликт может носить как конструктивный характер, так и деструктивный:

  • Конструктивный внутриличностный конфликт выступает в качестве неотъемлемой части личностного роста и развития человека.
  • Деструктивный внутриличностный конфликт выступает в качестве источника стресса и тяжелых переживаний, представляет опасность для человека, в некоторых случаях приводит к суициду.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Виды внутриличностных конфликтов 470 ₽ Реферат Виды внутриличностных конфликтов 260 ₽ Контрольная работа Виды внутриличностных конфликтов 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Именно по вышеуказанным причинам человек должен знать о наличии внутриличностного конфликта, уметь противостоять ему. Кроме того, необходимо уметь определять его основные симптомы и показатели, которые могут проявляться в самых различных стадиях.

Выделяют следующие сферы, в которых проявляется внутриличностный конфликт:

  1. Эмоциональная. Проявляется через наличие серьезных отрицательных переживаний и напряжения. Могут присутствовать стресс, депрессия, апатия, потеря радости жизни и т.п.
  2. Когнитивная. Нарушается восприятия человеком самого себя, снижается самооценка, наблюдаются трудности в выборе и принятии решения, человек сомневается в своих мотивах и стремлении и т.п.
  3. Поведенческая. Проявляется через отрицательные изменения в рамках поведение человека. Например, снижается продуктивность и качество деятельности сотрудника, наблюдается неудовлетворённость собственной деятельностью у человека и т.д.
  4. Интегральная. Проявляется через комплексное нарушение психического здоровья человека, при ней нарушается механизм адаптации человека к различным обстоятельствам.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Рисунок 1. Виды внутриличностных конфликтов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Мотивационные конфликты

Определение 1
Мотивационный конфликт – это конфликт, который возникает в результате одновременной актуализации частично противоречащих друг другу либо абсолютно несовместимых мотивов.

Выделяют следующие виды мотивационных конфликтов:

  • Конфликт «стремление-стремление» возникает ввиду того, что имеются два разных объекта или цели, которые обладают примерно одинаковыми характеристикам, но их нельзя реализовать одновременно. Человек должен сделать выбор между двумя возможностями. Ярким примером такого конфликта является Буриданов осел, который не смог выбрать между двумя охапками сена и умер от голода.
  • Конфликт «избегание-избегание» возникает, когда индивиду необходимо выбрать меньшее из двух зол. Однако для начала необходимо определить это меньшее зло. Данный конфликт отождествляется с ситуацией эмоционального принуждения. Это значит, что субъект не видит для себя оптимального варианта. Если бы он видел такой вариант – он бы уклонился от конфликта.
  • Конфликт «стремление-избегание» возникает в том случае, когда субъекта одновременно притягивает и отталкивает какое-либо обстоятельство. Конфликты могут носить острый и длительный характер. Например, субъект может долгое время мучиться от невозможности сделать какой-либо выбор.
  • Конфликт «двойных стремления-избегания» (двойная амбивалентность) имеет место тогда, когда каждый из возможных вариантов имеет как положительные, так и отрицательные стороны, в результате чего выбор субъекта затрудняется.

Помощь со студенческой работой на тему Мотивационные и адаптационные конфликты

Курсовая работа 480 ₽ Реферат 270 ₽ Контрольная работа 190 ₽

Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Исторически мотивационные конфликты одним из первых выявил и признал в качестве отдельного вида Курт Левин, который рассматривал актуальные вопросы борьбы человеческих мотивов, несовместимых между собой, имеющих разную направленность. В.В. Столин, отечественный ученый, рассматривал конфликты в области мотивации как противоречие смыслов. Деятельность людей может пересекаться в различных обстоятельствах, в результате чего возникают конфликты, в том числе мотивационные.

Мотивационные конфликты характеризуются также следующими моментами:

  • наличие напряженности и дискомфорта;
  • эмоциональный дискомфорт;
  • сигналы, свидетельствующие о конфликтной зоне;
  • наличие противоречивых поступков;
  • проявление защитных реакций психики и самосознания.

Выбор тактики поведения людей в разрешении конфликтов зависит от внутренних противоречий, при выборе стратегии поведения в конфликтной ситуации. человек должен не подпадать под чье-либо влияние и делать выбор, основываясь на своем личном мнении.

Виды внутриличностных конфликтов

Конфликтологи рассматривают множество видов внутриличностных конфликтов, которые проявляются в различных формах. Разные ученые выделяют различные классификации конфликтов. Однако привести всю типологию к единому знаменателю невозможно в силу наличия субъективных факторов.

Можно выделить несколько структур, которые присутствуют во внутриличностном конфликте – это самооценка, ценности и мотивы. Исходя из того, какие стороны человека вступают во внутриличностный конфликт, можно определить его шесть основных разновидностей:

  1. Адаптационный конфликт, при котором происходит нарушение равновесия между человеком и окружающей действительностью. Такой человек предъявляет высокие требования к себе и своим психологическим и физическим возможностям. Однако он временно не готов к выполнению предъявляемых ими требований. Например, подобная ситуация возникает тогда, когда у новобранцев возникает необходимость приспособиться к новому режиму в армии.
  2. Ролевой конфликт, при котором человек не может реализовать одновременно несколько ролей, то есть не может выполнить те требования, которые предъявляются к себе. Например, женщины могут испытывать некоторые затруднения, реализую одновременно роль матери своих детей, а также являюсь сотрудником организации, образовательного учреждения и т.д.
  3. Нравственный конфликт, при котором наличествуют противоречия между долгом и желанием, личными потребностями и моралью. Например, мужчина может ощутить подобный конфликт, если является мужем, но желает завязать отношения с другой женщиной, к которой испытывает особую симпатию.
  4. Мотивационный конфликт – это один из наиболее часто встречающихся видов конфликта. Он выражается в бессознательном стремлении человека обладать самыми различными благами, то есть происходит столкновение мотивов. Например, подросток хочет заняться боксом, но боится, что ему причинят боль.
  5. Нереализованные желания – иными словами, это комплекс неполноценности. В нём противостоят друг другу желания и реальность, которая блокирует их удовлетворение. Например, человек хочет жить богато, однако финансовые сбережения оставляют желать лучшего.
  6. Неадекватная самооценка – человек не может адекватно оценить себя, имеет заниженную или повышенную самооценку.
  7. Невротический конфликт – это результат обычного внутриличностного конфликта, который сохранился на протяжении длительного времени и несёт в себе негативные, разрушительные последствия.

Адаптационные конфликты

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Психологическая адаптация является комплексным процессом, представляющим собой систему действий. Социально-психологическая адаптация выступает в качестве одной из стратегий разрешения конфликтов.

Люди всегда испытывали интерес к процессу адаптации, которая позволяет говорить не только об универсальности приспособления к окружающей обстановке. Адаптация может быть как физиологической, так и психологической. В ходе адаптации люди испытывают ломку стереотипов, верований, переживают внутриличностный кризис. Важность адаптационного процесса зависит от связи индивида с социальной практикой.

Процесс адаптации изучался отечественным ученым Н. А. Свиридовым, который отмечал сходство социальной и биологической адаптации, которая выступает в качестве способа приспособления к условиям окружающей среды, в том числе социальной. Понимание процессов психологической адаптации помогает понять систему взаимодействия человека с миром. В основе данного взаимодействия лежит гомеостаз, так как живые организмы приспосабливаются к условиям окружающей среды.

В качестве вида психологической адаптации выделяют так называемую «трудовую адаптацию». Она представляет собой адаптацию к условиям труда в рамках предприятия, организации, к условиям службы, например, военной. Специфика адаптации заключается в необходимости приспособления к различным элементам условий труда. Например, в рамках рабочей деятельности работник должен приспособиться к коллективу, начальнику, уровню заработной платы, подъему в определенное время, уровню материального обеспечения, условиям производства и т.д.

В настоящее время понятие психологической адаптации не раскрыто в полном объеме, отношение к нему со стороны специалистов весьма субъективно. Многие ученые предполагают кардинально отличающиеся подходы к данным понятиям. Некоторые ученые рассматривают адаптационный конфликт как противоречие между «надо» и «могу».

Рисунок 1. Адаптационный конфликт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Фрустрация и неосознанный внутренний конфликт.

Фрустрация

– психическое состояние человека, вызываемо непреодолимыми объективными или субъективно воспринимаемыми в качестве таковых трудностями, возникающими на пути к достижению цели или разрешению задачи. Это негативное следствие внутриличностного конфликта, когда рост напряжения превышает фрустрационную толерантность, т.е. устойчивость личности к фрустраторам – причинам, вызывающим фрустрацию. Фрустрация сопровождается целым рядом отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.д.

Неосознанный внутренний конфликт существует на подсознательном уровне и его причины не ясны для самого носителя конфликта. Человек может болезненно реагировать на определенные жизненные ситуации, его могут раздражать какие-то события или действия окружающих, он может испытывать неприязнь к людям определенного типа. Причины таких конфликтов надо искать прежде всего в самом человеке. Если человек сумеет осознать реальные источники своих внутренних конфликтов, он освободится от груза старых проблем и будет адекватно реагировать на кризисные ситуации.

Источники и причины внутриличностных конфликтов.

Существуют различные основания классификации внутриличностных конфликтов.

1. конфликт потребностей – потребности противостоят друг другу и побуждают к различным действиям. 2. конфликт между потребностью и социальной нормой – очень сильная потребность может столкнуться внутри нас с принудительным императивом. 3. конфликт социальных норм – человек испытывает равнозначное давление двух противоположных социальных норм (дуэль с общественной и религиозной точки зрения).

На основе ценностно-мотивационной сферы личности выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов: 1. мотивационный – между бессознательными стремлениями, стремлениями к обладанию и безопасности. 2. нравственный – между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязанностями. 3. нереализованного желания – между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. 4. ролевой – невозможность реализовать несколько ролей. 5. адаптационный – нарушение процесса социальной или профессиональной адаптации. 6. неадекватной самооценки – расхождение между претензиями личности и оценкой своих возможностей. 7. невротический – результат сохраняющегося в течении длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризующийся высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.

Причины можно разделить на 3 группы:

1. внутренние причины, коренящиеся в противоречиях личности: между потребностью и социальной нормой; противоречие мотивов интересов и потребностей; социальных ролей; социальных ценностей и норм.

2. внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе: физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей (непогода, шлагбаум); отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности; биологические отношения; социальные условия.

3. внешние причины, обусловленные положением личности в обществе: противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации; между жесткими требованиями по срока м и качеству выполнения задания и плохими условиями труда; противоречие между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями; между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения; между производственными требованиями, нормами и традициями и личными ценностями; между несовместимыми ролями личности; противоречие между стремлениями к прибыли и нравственными нормами.

Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Разрешение внутриличностного конфликта

– снятие внутреннего напряжения личности, преодоление противоречий между различными элементами ее внутренней структуры и достижение состояния внутреннего равновесия, стабильности гармонию.

1. адекватно оценить ситуацию – попытаться выявить противоречия, которые послужили причиной конфликта, вызвали чувство тревоги, страха или гнева.

2. проанализировать степень важности конфликта, оценить с точки зрения места и роли в жизни.

3. локализовать причину конфликта, отбросив второстепенные моменты и сопутствующие обстоятельства.

4. выпустить пар – лучше испытать потрясение на сцене, экране, в своем воображении, чем в жизни.

5. поплакать на здоровье, т.к. слезы служат сигналом для головного мозга ослабить эмоциональное напряжение.

Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов

Понятие внутриличностного конфликта

Тема 8. Внутриличностные конфликты

Внутриличностный конфликт – один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека. Трудно представить человека, который бы не подвергался внутриличностным конфликтам. Более того, с такими конфликтами человек сталкивается постоянно. Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьезную опасность для личности, от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутриличностных конфликтов, их причины и способы разрешения. Эти и другие аспекты внутриличностных конфликтов находят свое отражение в данной теме практикума.

Материал для самостоятельного изучения

Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями являются:

Необычность с точки зрения структуры конфликта.

Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей.

Специфичность форм протекания и проявления.

Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в невроз.

Латентность.

Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.

Проблема внутриличностного конфликта во взглядах Зигмунда Фрейда (1856–1939)

Согласно З. Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос

(сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и
танатос
(инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по З. Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена З. Фрейдом в его взглядах на структуру личности. По Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id),

Я
(Ego)
и Сверх-Я
(Super-Ego).
Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях.

Я – это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности.

Сверх-Я – это «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.

Основные внутренние противоречия личности складываются между Оно и Сверх-Я, которые регулирует и разрешает Я. Если Я не смогло разрешить противоречие между Оно и Сверх-Я, то в осознающей инстанции возникают глубокие переживания, характеризующие внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории не только раскрывает причины внутриличностных конфликтов, но и вскрывает механизмы защиты от них. Основным механизмом такой защиты он считаетсублимацию,

то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности, в том числе и в его творчество. Кроме того, Фрейд выделяет и такие защитные механизмы, как
проекция, рационализация, вытеснение, регрессия
и др.

Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870–1937)

Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности.

Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.

Адлер не только объясняет механизмы формирования внутриличностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых – это развитие «социального чувства»,

социального интереса. Развитое «социальное чувство» в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т. п. Но у человека может сформироваться и так называемое «неразвитое социальное чувство», которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т. п. Во-вторых,
стимуляция собственных способностей,
достижение превосходства над другими. Компенсация комплекса неполноценности посредством стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления: а)
адекватная компенсация,
когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т. п.); б)
сверхкомпенсация,
когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т. п.); в)
мнимая компенсация,
когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.

Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга (1875–1961)

К. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 году книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности): мышлению, ощущениям, чувствам

и
интуиции.
Каждая из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться в двух направлениях –
экстраверсия
и
интроверсия.
Исходя из всего этого он выделяет восемь типов личности, так называемые психосоциотипы: мыслитель-экстраверт; мыслитель-интроверт; ощущающий-экстраверт; ощущающий-интроверт; эмоциональный-экстраверт; эмоциональный-интроверт; интуитивный-экстраверт; интуитивный-интроверт.

Главным в типологии Юнга является направленность – экстраверсия или интроверсия. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во внутриличност-ном конфликте.

Так, экстраверт

изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним.
Интроверт
же изначально погружен в себя. Для него самое главное – мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более, чем интроверт.

Концепция «экзистенциальной дихотомии» Эриха Фромма (1900–1980)

В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихото-мичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии (любовь к жизни) и некрофилии (любовь к смерти).

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона (1902–1994)

Суть теории Эриксона состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания. Стадии психосоциального развития личности по Э. Эриксону приводятся в табл. 8.1.

Мотивационные конфликты по Курту Левину (1890–1947)

Большую практическую ценность для выявления внутриличностных конфликтов и определения путей их разрешения представляет классификация внутренних конфликтов, представленная в табл. 8.2.

Кроме изложенных выше психологических концепций внутриличностных конфликтов существуют и другие, разработанные в рамках когнитивной и гуманистической психологии.

Таблица 8.1

Типология внутриличностных конфликтов (оп К. Левину)

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 9Следующая ⇒
Тип конфликтаПричинаМодель разрешения
Эквивалентный (приближение – приближение)Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектовКомпромисс
Витальный (избегание – избегание)Выбор между двумя в равной степени непривлекательными объектамиКомпромисс
Амбивалентный (приближение – избегание)Выбор объекта, в котором одновременно присутствует привлекательная и непривлекательная сторонаПримирение

1.7. Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера.

· Когнитивный диссонанс –

это несоответствие новой информации сложившемуся опыту и взглядам человека, порождающее у него эмоциональную напряженность, стремление найти благоприятный выход из возникшего состояния. В соответствии с этой теорией люди будут стремиться к уменьшению неприятного для них состояния психологического дискомфорта, связанного с тем, что индивид одновременно имеет два «знания» (понятия, мнения), противоречащих друг другу. Ситуация когнитивного диссонанса может привести к внутриличностному конфликту.

1.8. Теория потребностей Абрахима Маслоу (1908-1970) исходит из объяснения поведения и развития личности на основе ее потребностей. Таких потребностей выделено 15, например, физические, самосохранения, любви, уважения и др. Важнейшей потребностью признается потребность в самоактуализации.

· Самоактуализация – это желание человека стать всем, чем возможно, стремление личности к возможно более полному выявлению и развитию своих индивидуальных возможностей. Она проявляется в самосовершенствовании и в реализации своего потенциала. Потребности личности могут быть противоположно направлены. В этом случае они могут привести к возникновению внутриличностного конфликта.

Изучение основных психологических концепций внутриличностных конфликтов дает возможность перейти к рассмотрению данного понятия и классификации конфликтов.

2. Понятие внутриличностного конфликта. Классификация конфликтов.

· Внутриличностный конфликт – это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

Рассмотрим особенности

внутриличностного конфликта:

1. Необычность

в структурном отношении. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей;

2. Специфичность

проявления и протекания. Такой конфликт связан с сильными переживаниями, он может сопровождаться специфическими состояниями страха, стресса, депрессии. Часто внутриличностный конфликт переходит в нервоз;

3. Латентность

(скрытость от наблюдения). Иногда человек сам не осознает, что находится в состоянии конфликта. В случае осознания некоторые люди склонны скрывать от окружающих свое состояние.

Таким образом, можно сформулировать уточненную характеристику внутриличностного конфликта,

как состояния более или менее длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ранее или в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности (В.С. Мерлин, 1970).

Различают внешние и внутренние условия возникновения внутриличностного конфликта:

1. Внешние условия

состоят в невозможности удовлетворения каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности прежним способом;

2. Внутренние условия

представляют собой противоречия между различными мотивами и отношениями личности или между ее возможностями и стремлениями.

Современная классификация внутриличностных конфликтов позволяет выделить три основные их разновидности и три дополнительных типа.

1. К основным разновидностям относятся:

1.1. Мотивационные конфликты

проявляются в одновременном воздействии на индивида противоположно направленных побудителей деятельности, имеющих равную величину. Это конфликт между понятиями «хочу одно …» и «хочу другое …»

1.2. Когнитивные конфликты

основаны на столкновение несовместимых представлений. Конфликты такого рода могут быть разрешены через изменение одного из противоречащих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу. Этот конфликт может выражаться между понятиями «могу одно…» и «могу другое…»

1.3. Ролевые конфликты

выражаются в возникновении противоречий между различными ролевыми позициями личности. Ее возможностями и соответствующим ролевым поведением.

Среди ролевый конфликтов различают две разновидности:

внутриролевые,

характеризующиеся противоречиями, возникающими между требованиями роли и возможностями личности (например, занимать должность, предполагающую необходимость быстро принимать решения, что несвойственно данной личности);

межролевые,

когда разные ролевые позиции личности оказываются несовместимыми (например, роль руководителя предписывает выполнение контрольных и дисциплинарных функций, что несовместимо с сохранением дружеских отношений).

Эти конфликты между понятиями «надо одно …» и «надо другое …»

2. К дополнительным типам конфликтов относятся следующие:

2.1. Нравственные конфликты

, которые являются разновидностью мотивационных и реализуются в виде противоречий между различными нравственными позициями личности. Это конфликты между понятиями «хочу» и «надо»;

2.2. Адаптационные конфликты

сводятся к возникновению противоречий приспособительного характера. Это конфликты между понятиями «надо» и «могу»;

2.3. Конфликты нереализованного желания

имеют фрустрационную основу.

· Фрустрация –

психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели.

Это конфликт между понятиями «хочу» и «могу».

Переходим к изучению форм проявления и способов разрешения внутриличностных конфликтов.

3. Формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Общая схема разрешения внутриличностных конфликтов

предусматривает:

1. установление и осознание факта такого конфликта;

2. Определение типа конфликта и его причины;

3. Применение соответствующего способа разрешения.

В связи с этим выделяют шесть форм проявления

внутриличностных конфликтов:

1) Неврастения

, проявляющаяся в невыносимости к сильным раздражителям, подавленном настроении, снижении работоспособности, плохом сне, головных болях.

Неврастения представляет собой один из видов невроза, т.е. нервно-психического расстройства, возникающего на основе непродуктивно и нерационально разрешаемого невротического конфликта. Неврастения возникает как следствие длительно действующих психотравмирующих факторов.

2) Эйфория

, проявляющаяся в показном веселье, выражении радости неадекватно ситуации, смехе сквозь слезы. Эйфория сопровождается мимическим и общим двигательным оживлением, психомоторным возбуждением.

3) Регрессия

, выражающаяся в обращении к примитивным формам поведения, в том числе и в уходе от ответственности. Представляет собой один из механизмов психологической защиты, отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным. Регрессия поведения характеризует инфантильную и невротическую личность;

4) Проекция

, проявляющаяся в форме приписывания негативных качеств другому человеку, критики других людей. Иногда такое состояние называют защитной или классической проекцией, подчеркивая ее связь с психологической защитой;

5) Номадизм

, сводящийся к частому изменению места жительства, места работы, семейного положения;

6) Рационализм

, сводящийся к самооправданию своих действий и поступков. Он основан на сокрытии от сознания истинных мыслей, чувств и мотивов действий путем формулирования более или менее приемлемых для данной личности объяснений собственного поведения. Рационализм объясняется желанием сохранить чувство собственного достоинства, самоуважение личности.

Рассмотрим основные способы разрешения внутриличностных конфликтов:

· Компромисс – это попытка сделать выбор в пользу какого-либо варианта и приступить к его реализации. Этот способ является самым быстрым среди других, он позволяет снизить психотравмирующее влияние конфликтной ситуации. В то же время, компромисс не связан с анализом причин конфликта, поэтому он позволяет лишь частично реализовать болезненные импульсы;

· Уход – это сознательное уклонение от решения проблемы с надеждой на ее дальнейшее исчезновение. Этот способ также отличается относительным быстродействием; он не связан с воздействием на причину конфликта, поэтому может принести лишь временное облегчение;

· Переориентация представляет собой изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю причину. Данный способ предполагает выявление действительной причины конфликта и его носителя. Он так же требует наличия навыков управления собственной мотивацией и направленностью. Для переориентации необходимо определенное время, однако обычно она дает гарантированный результат. Поскольку ориентация связана с основанием оценивания личностью тех или иных действий и поступков, постольку переориентация приводит к изменению этих оценок;

· Сублимация – процесс перевода психической энергии из неприемлемых в приемлемые формы, чем достигается устранение причины внутреннего конфликта. Сублимация представляет собой наиболее адекватный способ разрешения конфликта, т.к. связана не только с определением причины, но и с воздействием на нее. Поэтому сублимация представляет собой относительно длительный способ. Способностью к сублимации обладают все люди, однако она требует развития и упражнений;

· Идеализация – процесс наделения объекта, вызывающего внутренний конфликт, качествами и свойствами, на самом деле ему не присущими. Благодаря идеализации объект, не изменяясь в сущности, становится более значимым и оценивается выше. Идеализация проявляется в форме ухода от действительности, предавания мечтам и фантазиям. Этот способ является временным, т.к. не связан с выявлением причин конфликта;

· Вытеснение (репрессия) – это процесс подавления неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний и переживаний вплоть до полного изгнания их из сознания и перевода в сферу бессознательного. Считается самым примитивным и относительно малоэффективным способом разрешения конфликта. Обращение к вытеснению характеризует личность, как инфантильную и незримую;

· Коррекция – это изменение элементов Я – концепции в направлении достижения адекватного представления о себе. Под «Я – концепцией» условимся понимать систему представлений индивида о самом себе. Коррекция представляет собой воздействие не на причину конфликта, а на собственные представления о ней. Вместе с тем, этот способ показал свою относительную эффективность.

В результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:

· Внутриличностные конфликты были объектом исследования представителей различных направлений в психологии. В результате возникла определенная множественность суждений, затрудняющая разработку практических рекомендаций по разрешению таких конфликтов;

· Общей тенденцией в исследовании внутриличностных конфликтов является переход от рассмотрения конфликта на уровне частного индивида, представленного преимущественно мотивационной, когнитивной или ролевой сферой или другими личностными образованиями (нравственность, адаптация, фрустрация), к описанию конфликта как целостного явления самосознания личности.

Задание 6

Опираясь на имеемый у Вас опыт преодоления внутриличностных конфликтов, выберите несколько форм проявления конфликта и сопоставьте их с основными способами разрешения. Систему оценивания разработайте самостоятельно.

Способы разрешенияФормы проявления

ЛЕКЦИЯ «МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ» (Тема 7).

Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Они проявляются в межличностном общении, в совместной деятельности, в процессе управления, во всех взаимоотношениях между людьми. Наиболее распространенной формой конфликта является межличностная. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, умение выявлять причины их возникновения и применять способы управления ими так профессионально важно для психолога.

⇐ Предыдущая3Следующая ⇒

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры…

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования…

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? — задался я вопросом…

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]