Негативизм: причины развития у детей, подростков и взрослых, симптомы и коррекция упрямства
В психологии под негативизмом подразумевают лишенное рациональных предпосылок сопротивление человека любому внешнему воздействию, даже вопреки собственному благополучию.
В более общем смысле этим понятием обозначают в целом отрицательное восприятие окружающего мира, желание все делать наперекор просьбам и ожиданиям.
В педагогике термин «негативизм» применяют к детям, которым свойственна оппозиционная манера вести себя с людьми, которые должны являться для них авторитетом (учителя, родители).
Общие сведения
В психологии негативизм — это отдельный термин для обозначения симптома немотивированного сопротивления, характеризующегося расстройством воли и проявляющемся при кататоническом возбуждении и кататоническом ступоре – психопатологических синдромах, сопровождающийся двигательными расстройствами неорганического характера
Важно отличать от упрямства детей, так как оно имеет свои причины, а происхождение реакций негативизма бессознательное. Они могут проявляться на коммуникативном, поведенческом или глубинном уровне (не давать внешних проявлений)
Обычно негативизм сводится к немотивированному сопротивлению на любые требования/просьбы двигаться, говорить или следовать каким-бы то ни было инструкциям, а также желание сделать наперекор. Он становится причиной нарушения общения, обучения и в целом адаптации в этом мире.
Согласно Кречмеру негативизм – это проявление активности гипобулических механизмов – состояния психики, характеризующегося сниженным желанием и побуждением к деятельности. Тогда как Блейлер считал, что бессознательное сопротивление является признаком аутизма или диссоциации личности.
Ребенок портит и ломает игрушки, что делать?
Этот вопрос интересует добрую половину родителей. Причины такого поведения детей различны.
Прежде всего, игрушки нужно приобретать в соответствии возраста Вашего малыша, так как дети более раннего возраста еще плохо контролируют свою силу и могут ломать сильно хрупкие игрушки, предназначенные для детей постарше.
В этом случае вины ребенка нет – он это делает не специально. Но в большинстве случаев ребенок это делает специально и родителям нужно разобрать в причинах такого поведения. Возможно, что такое поведение несет «скрытое» послание ребенка родителям.
Рассмотрим наиболее частые причины такого поведения.
Игрушка является цельной и ее нельзя разобрать, а очень хочется!
В данном случае ребенком движет желание понять как устроена игрушка: он начинает отрывать колеса, наклейки, выдавливать стекла и. т.д.
Ребенок ее пытается разобрать из любопытства и потом собрать обратно. Решением здесь может быть покупка конструкторов.
Сейчас большой выбор конструкторов, как для девочек, так и для мальчиков, для разных возрастов – от самых простых до сложных.
Неловкость ребенка.
Есть категория родителей, которые растят грудных детей без игрушек совсем, считая, что дети все равно не умеют в них играть, а только раскидывают, в результате чего погремушки ломаются.
Результатом этого становиться задержка формирования навыков обращения с предметами – двигательная неловкость.
В следствие этого, происходит задержка развития ребенка: развитие мелкой моторики рук, восприятие окружающей среды.
В данном случае помочь ребенку может только специалист – невропатолог. Если этого не сделать, то не исключена возможность того, что возникнут трудности при обучении письму, вырезанию, лепке, рисованию.
Ребенка с самых первых дней жизни нужно приучать к погремушкам, кубикам: чем больше ребенок берет в руки предметы, тем быстрее происходит его развитие, как в физическом, так и в умственном плане – быстрее происходит развитие кругозора малыша.
Внутренняя агрессия.
Когда ребенок обижен или расстроен чем то, то он начинает бить или раскидывать игрушки. В такой ситуации нужно как можно сроке успокоить ребенка, узнать у него причину такой агрессии.
Игрушка не нравиться или вызывает страх.
Негативизм у детей, подростков и взрослых
Негативизм – состояние неприятия, отторжения, негативная установка к миру, к жизни, к конкретному человеку, является типичным признаком деструктивной позиции. Может проявляться как черта характера или ситуативная реакция.
Термин применяется в психиатрии и психологии. В психиатрии он описывается в связи с развитием кататонического ступора и кататонического возбуждения.
Кроме того, в купе с другими проявлениями он является признаком шизофрении, в том числе кататонической.
В психологии данное понятие применяется в качестве характеристики особенностей проявления возрастных кризисов. Чаще всего он наблюдается у детей трех лет и подростков. Противоположностью этого состояния являются: сотрудничество, поддержка, понимание. Известный психотерапевт З. Фрейд объяснял данное явление как вариант примитивной психологической защиты.
С понятием негативизма некоторую схожесть имеет понятие нонконформизма (несогласия), которое означает активное отторжение общепринятых норм, установленного порядка, ценностей, традиций, законов.
Противоположным состоянием является конформизм, при котором человек руководствуется установкой «быть, как все».
В повседневной жизни обычно, нонконформисты испытывают давление и агрессивное поведение со стороны конформистов, которые представляют собой «молчаливое большинство».
С точки зрения науки, и конформизм, и нонконформизм являются элементами детского, незрелого поведения. Зрелое поведение отличается независимостью. Более взрослыми проявлениями поведения являются любовь и забота, когда личность расценивает свою свободу не как то, что можно чего-то не делать, а, напротив, можно делать что-то достойное.
Негативизм может проявляться в восприятии жизни, когда личность видит в жизни сплошной негатив. Такое настроение называют негативным мировосприятием – когда человек воспринимает мир в темных и мрачных тонах, он во всем замечает только плохое.
Признаки
Определить наличие этого состояния у себя человек может самостоятельно по наличию следующих симптомов:
- мысли о несовершенстве мира;
- склонность к переживаниям;
- неприязненное отношение к людям с позитивным мировосприятием;
- неблагодарность;
- привычка проживать проблему, вместо поиска способа ее решения;
- мотивация посредством негативной информации;
- акцентирование внимания на негативном.
Исследования психологов позволили установить несколько факторов, на которых базируется негативная мотивация, среди них:
- боязнь напороться на неприятности;
- чувство вины;
- страх утратить имеющееся;
- недовольство своими результатами;
- отсутствие личной жизни;
- желание доказать что-то окружающим.
При общении с человеком, у которого просматриваются признаки этого состояния, следует быть осторожным и не указывать ему в открытую на наличие данной патологии, так как у них возможно проявление реакции защиты, что еще больше укрепит их негативное восприятие.
Вместе с тем, каждый человек способен самостоятельно проанализировать свое состояние и не дать себе «свалиться в негативизм».
Виды негативизма
Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.
Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят повернуться лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.
Вместе с тем, негативизм нужно отличать от упрямства, так как упрямство имеет некие причины, а негативизм является немотивированным сопротивлением.
Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.
Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.
Глубинный негативизм – внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение
Негативизм и возраст
Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Именно на этот период приходится один из возрастных кризисов, который получил название «Я сам». Дети трех лет впервые начинают бороться за свою самостоятельность, они стремятся доказать свое взросление.
Для возраста трех лет характерны такие признаки, как капризы, активное неприятие родительской помощи. Дети часто высказывают возражения на любые предложения. У детей трех лет проявлением негативизма является стремление отомстить.
Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.
Частым проявлением такого состояния у дошкольника является мутизм – речевой негативизм, который характеризуется отказом от речевого общения.
В этом случае следует обратить внимание на развитие ребенка, чтобы исключить наличие серьезных проблем со здоровьем как психическим, так и соматическим. Речевой негативизм является частым проявлением кризиса трех лет.
Редко, но возможно проявление подобного состояния в 7-ми летнем возрасте.
Детский негативизм может свидетельствовать о наличии психической патологии или личностных проблем. Затянувшийся негативизм у дошкольника требует коррекции и особого внимания взрослых. Реакции протестного поведения характерны для подросткового возраста.
Именно в это время негативизм у детей становится причиной частых конфликтов в школе и дома. Подростковый негативизм имеет более яркую окраску и проявляется в возрасте 15-16 лет. Постепенно, по мере взросления, эти проявления исчезают при грамотном подходе родителей. В некоторых случаях требуется коррекция поведения.
С этой целью родители взбунтовавшегося ребенка могут обратиться за помощью к психологу.
В настоящее время специалисты отмечают смещение границ возрастных кризисов у подрастающих поколений.
В связи с этим, явления негативизма становятся типичными для молодых людей в возрасте 20-22 лет, что, несомненно, накладывает отпечаток на их социализацию.
Негативизм может проявиться и в более зрелом возрасте, и у пожилых людей в период обострения личных неудач. Кроме того, он встречается при деменции и прогрессивном параличе.
Источник: https://indepress.ru/shizofreniya/negativizm.html
Симптомы
Негативизм обычно проявляется как в поведении, привычках, так и в образе мышления, в идеалах, творческих проявлениях, почерке и даже во внешнем виде. При этом у пациента наблюдаются:
- негативные эмоциональные реакции;
- демонстративность (татуировки, агрессивные украшения и прически, маскулинность);
- суицидальные мысли;
- пониженный фон настроения, проявляющийся в виде мрачности, угнетённости, угрюмости и отгороженности;
- асоциальность;
- агрессивность;
- повышенный уровень тревожности;
- выраженная дезорганизация;
- повышение мышечного тонуса;
- кататоническое возбуждение — эхосимптомы, парамимия, периодические стереотипии, вычурность движений (к примеру, пациент берет еду, которая расположена справа, левой рукой, протягивает ее за спиной и т.д.).
Классификация
По форме различают активный, пассивный, парадоксальный, речевой, невротический и психотический негативизм:
- Активная форма негативизма представляет собой протестное поведение – возникновение реакции сопротивления на любые требования, а также выполнение любых действий противоположно требуемым.
- Пассивный негативизм – это игнорирование либо полный отказ от выполнения любых просьб или требований, но если кто-то попытается насильно заставить больного сделать необходимое, то в ответ скорее всего будет наблюдаться реакция активного негативизма – сопротивления на фоне повышенного мышечного тонуса.
- Парадоксальные проявления негативизма сводятся к выполнению действий и развитию реакций у больных, диаметрально противоположных требованиям. К примеру, если пациента просят повернуться лицом, он поворачивается спиной, если нужно дать руку – он её прячет и т.д. В принципе, парадоксальную форму можно рассматривать как разновидность активного негативизма.
- Речевой негативизм по сути является отказом пациента отвечать на любой из вопросов теста или беседы. Наиболее близким к этому типу реакций считается мутизм, при котором наблюдается отсутствие вербального контакта, причем люди понимают речь окружающих и способны разговаривать, но во время общения ни воспроизводится — ни ответной, ни спонтанной речи.
- Невротический негативизм характеризуется отказом пациента от выполнения действий в ситуациях, вызывающих у него тревогу и страх. Например, наблюдается, при элективном мутизме у детей.
- Психотический негативизм вызывает противодействие побуждениям, связанным с психотическими симптомами, включая бред, галлюцинации, кататонию, спутанность сознания.
Негативизм, вызванный плохим самочувствием, чаще всего носит тотальный характер и проявляется не только в поведении, но и в стиле общения, и взглядах на жизнь. В других случаях немотивированное сопротивление может иметь избирательный характер и проявляться в определённых условиях или по отношению к определенным людям.
Кроме того, в зависимости от происхождения побуждений негативизм бывает внешним и внутренним, то есть противодействие вызвано побуждениями извне или соответственно – собственными внутренними.
Психологическая сущность упрямства и негативизма у детей 2653
… Негативизм и упрямство схожи в своих внешних проявлениях, но, тем не менее, имеют много различий. Для дальнейшего анализа необходимо уточнить значение понятия «негативизм».
Негативизм (англ. negativism; от лат. negatio – отрицание) рассматривается в психологии как лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. «Психологический словарь» [19] дает определение негативизма как актов поведения индивида, в основном немотивированных, которые проявляются в оппозиционных действияхреакциях к требованиям и ожиданиям других субъектов. Психологическим базисом негативизма является эго-установка индивида на отрицание определенных концепций, ритуалов, коммуникаций, ожиданий той или иной социогруппы.
«Толковый словарь по аналитической психологии» [27] определяет негативизм (лат. negativus – отрицательный) как отрицательное отношение к воздействиям внешней среды, отгораживание от внешних впечатлений и противодействие идущим извне побуждениям.
В «Психологическом словаре» [20] и «Современном психологическом словаре» [24] детский негативизм понимается как форма протеста ребенка против реально существующего (или воспринимаемого как реальное) неблагоприятного отношения к нему со стороны сверстников или взрослых. Негативизм может проявляться по-разному: в повышенной грубости, упрямстве, замкнутости, отчужденности.
В «Словаре практического психолога» [23] негативизм рассматривается как немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Под детским негативизмом здесь понимается такая форма общения ребенка, в которой он пытается отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих и в этом случае может проявляться в виде упрямства, грубости, замкнутости.
Исследованием негативизма занимались выдающиеся отечественные психологи. В частности, Л. С. Выготский негативизмом считал проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-то сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.
По мнению В. Кагана, негативизм – поведение, при котором предположение другого человека отвергается субъектом потому, что это предположение исходит не от него самого.
Ряд исследователей (А. Голик, А. В. Запорожец, В. Мамцева, В. С. Мухина и др.) выделяют в поведении ребенка два вида негативизма:
- активный негативизм – сопротивление требованиям и действиям окружающих, стремление противодействовать в своих поступках тому, что они требуют или просят, выполнение ребенком действий, противоположных требуемым;
- пассивный негативизм – отсутствие реакции на внешнее побуждение к тому или иному действию, упрямство, нежелание выполнять предложенное взрослым.
Для дальнейшего анализа необходимо также уточнить значение понятия «упрямство». В «Психологическом словаре» [19] дается определение упрямства как особенности поведения, а в устойчивых формах – как черты характера, выступающей в качестве дефекта сферы волевой индивидуальности, выражающейся в стремлении непрерывно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей.
В «Современном психологическом словаре» [24] упрямство (stubbornness) трактуется как форма поведения, обусловленная мотивом самоутверждения. «Словарь практического психолога» [23] рассматривает упрямство как поведение, характерное активным отвержением индивидом требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. …
Проявления негативизма
Негативизм бывает двух видов:
- пассивный негативизм – игнорирование просьб и требований;
- активный негативизм – человек громко протестует и делает все наоборот.
Негативизм имеет возрастные особенности. Он, в основном, характерен для детей кризисных периодов: трех лет, подросткового возраста. Часто это явление наблюдается у пожилых (старых) людей также в период возрастного или профессионального (творческого) кризиса. Негативизм обостряется в период личных неудач или в стрессовых ситуациях.
Однако часто наблюдается ситуация, при которой негативизм является не возрастной, а скорее всего личной особенностью. Люди с негативизмом ведут себя протестно независимо от ситуации и возраста.
Если негативизм связан с плохим самочувствием или неважным настроением, то он проявляется сразу во всем: в поведении стиле общения, взглядах на жизнь. Иногда негативизм связан с воспитанием человека, поэтому часто негативные слова расходятся с делом. Супруги могут ругаться и скандалить, но при этом в случае проблем заботятся друг о друге. Также часто ведут себя некоторые родители по отношению к детям. Существуют и противоположные проявления. Вежливые приятные люди по своей сути могут оказаться человеконенавистниками с асоциальными установками.
Негативизм может проявляться в отношении к определенным людям, а может быть направлен на весь мир. Человеку может казаться, что в обществе подавляется его исключительность. Негативщик старается сделать все не так, как делают другие, или чего ожидают от него окружающие.
Человеку с негативизмом трудно жить самому. Но ещё сложнее жить рядом с ним. Вести дела с негативным человеком очень сложно или практически невозможно. Такие люди склонны к негативному мировосприятию. Во всех деталях они склонны видеть негатив (подвох, подставу). Человек от своей деятельности ожидает ошибок, а не удач; проблем, а не возможности; недостатки, а не достоинства.
Интересным является то, что негативщики склонны дружить друг с другом. Им удобно негативно высказываться о жизни, «поливать грязью» окружающих людей. Таких людей совершенно не удивляет, что люди к ним плохо относятся, так как сами они также относятся к окружающим. Естественно, что они не ожидают добра от людей и мира, так как сами не желают добра окружающему.
Глубинный негативизм распознать очень сложно. Трудно заметить в кажущемся позитивным человеке ненавистное отношение к обществу. Такие люди не доверяют окружающим, постоянно видят умысел и вредительство, провоцируя других людей на негативные поступки.
Причины негативизма
Негативизм может быть вызван:
- генетической обусловленностью;
- гормональным всплеском в кризисные периоды;
- особенности воспитания;
- культурное окружение.
Стоит сказать, что негативизм часто является особенностью менталитета. Многие люди склонны в первую очередь замечать недостатки. Типичной ситуацией может быть то, что люди склонны ругаться, а не разговаривать.
Негативизм может отсутствовать в человеке изначально. Его могут вызвать определенные обстоятельства. Психологическими причинами могут быть:
- беспомощность в решении проблемы, недостаток умений и знаний;
- самоутверждение или борьба за власть;
- желание привлечения внимания;
- месть, неприязнь.
Иногда у негативизма могут быть причины психиатрического характера.
Борьба с негативизмом
Сложность в борьбе с негативизмом заключается в том, что человеку нельзя напрямую указывать на его проявления. Это опасно, так как люди с негативизмом агрессивно реагируют на любую активность в их сторону. Борьба с чужим негативизмом – явление сложное и неблагодарное. Она под силу только группе людей с творческим отношением к жизни.
Близкие люди негативного человека могут просто не замечать проявления негативизма, окружая родного человека теплом и вниманием. Правда это требует колоссального терпения и настоящей любви
Если же вы за собой наблюдаете проявления негативизма, то нужно постоянно вести контроль собственного поведения и мыслей.
Выработать позитивное отношение к окружающему – вполне реально. Для этого нужно всего несколько шагов:
- 1 шаг: снять с себя позицию жертвы: не ныть, не жаловаться, не жалеть себя.
- 2 шаг: берем на себя роль автора: умение строить свою жизнь.
- 3 шаг: учимся благодарить окружающих людей и жизнь в целом.
Негативизм – явление неприятное, но вполне поддающееся коррекции, если рядом есть близкие позитивные люди.
Причины и следствие
Подобные ситуации в психологии рассматриваются как сложные, но не критические. Своевременные профессиональные приемы помогут выявить, устранить и предотвратить негативные тенденции в поведении субъекта.
При этом не стоит думать, что негативизм – черта, характерная лишь для детей. Негативизм часто проявляется у подростков, взрослых и даже людей преклонного возраста. Причинами проявления отрицательных установок в ответ на внешние раздражители могут быть перемены в социальной жизни индивида, психологические травмы, стрессовые ситуации и периоды кризиса.
Для определения сформировавшихся негативных установок и предотвращения их развития в дальнейшем следует провести психологическую диагностику потенциального пациента. Далее предстоит работа по устранению либо смягчению негативных проявлений у субъекта. Сначала искореняется первоначальная проблема, спровоцировавшая развитие отрицательной установки.
Помимо этого исключается давление на индивида, чтобы он смог «разблокироваться» и оценить реальную ситуацию. Взрослым поможет прием самопознания, когда в ходе работы с психологом человек погружается в собственные воспоминания и может найти причину своей неудовлетворенности, чтобы исключить последствия.
Как стать жизнерадостным с технологией модификации поведения 7Spsy
Борьба с выраженным негативизмом — сложный путь, на котором в первую очередь придется признаться самому себе в существующей проблеме и разобраться в причинах ее возникновения. Подумайте, что именно толкает вас в пучину пессимизма, — финансовые трудности, неудачи в любви, тяжелые отношения с мужем/женой? В большинстве своем глубина существующих проблем зависит от того, с каким именно настроем человек подходит к их решению.
В борьбе с признаками негативизма психологи советуют изменить свое отношение к окружающему миру. Помогут следующие рекомендации:
Начните с малого — в любой ситуации, которая вас выводит из равновесия, пытайтесь находить хоть один положительный момент. Со временем это войдет в привычку, и вы перестанете каждую проблему считать безысходной.
Негативисты бывают очень грубы, что отталкивает людей
Важно с каждым собеседником научиться вести «нормальный» диалог без острой критики и оскорблений — домочадцами, коллегами, друзьями
Быстро изменить стиль общения не получится. Начните с самого простого — если вы не можете сказать собеседнику ничего хорошего, продуктивного или полезного, лучше промолчите.
Попробуйте вести дневник, где вы бы стали планировать приятные дела. В списке ежедневных задач оставляйте себе время на хобби и увлечения, которые приносят удовольствие, успокаивают и расслабляют. Чем больше в вашей жизни будет позитивных моментов, тем лучше.
Негативисты совершённые ошибки воспринимают очень остро. Любая проблема им кажется «концом света».
Попробуйте под другим углом смотреть на проблемы. Дайте себе право на ошибку
Важно понять, что неудачи — это естественно, они закаляют и мотивируют
Негативизм и упрямство проявляются как черты характера или ситуативная реакция на те или иные внешние факторы. По сути, это выученная модель поведения, которая побуждает человека видеть все будто через призму темных очков. Когда самостоятельно не получается стать уверенным в себе оптимистом, не упустите момент, когда еще можно остановить деструктивную работу негативизма.
Прохождение тренинга поможет вам изменить устоявшуюся модель поведения, которая развивает негативное отношение к миру. Курс направлен на приобретение вами позитивных установок. Они помогут понять, насколько непродуктивен пессимизм, и дадут уверенность в себе при решении проблем.
- «Большой психологический словарь», 2005 г., Б. Мещеряков.
- «Протестная активность личности: сущность, динамика, трансформация», 2013 г., А. Ш. Гусейнов.
- «Детский негативизм: признаки и причины его проявления» (журнал «Научный диалог», 2013 г., №8), Т. П. Клейникова.
- «Психология возрастных кризисов: Учебное пособие», 2000 г., К. Н. Поливанова.
Формы поведенческой деятельности
Термин «негативизм» часто используется в педагогике. Его применяют в отношении детей, которым присуща оппозиционная манера деятельности в связях со старшими людьми и теми, кто должен быть для них авторитетом (родителями, бабушками и дедушками, воспитателями, учителями, преподавателями).
В
психологии в связи понятием негативизма рассматриваются две основные формы поведенческой деятельности субъекта:
1. Активный негативизм – форма поведения индивида, при которой он резко и довольно рьяно выражает свое сопротивление в ответ на любые попытки внешнего воздействия на него. Подвидами такой формы негативизма являются физиологические (протест человека выражается в отказе от еды, нежелании что-либо делать или говорить) и парадоксальные (намеренное желание сделать что-либо наоборот) проявления.
Рекомендуем: Что такое конфликт?
2. Пассивный негативизм – форма поведения, выражающаяся в абсолютном игнорировании индивидом просьб или требований. У ребенка в бытовых условиях такая форма проявляется в виде отказа сделать то, о чем попросили, даже если отрицание идет вразрез с его собственными желаниями. Например, когда ребенку предлагают поесть, но он упорно отказывается.
Наблюдаемый у детей негативизм заслуживает особого внимания. Связано это с тем, что ребенок часто пользуется такой формой сопротивления, противопоставляя его воображаемому либо действительно существующему негативному отношению к нему со стороны взрослых. В подобных ситуациях отрицательные установки приобретают постоянный характер и проявляются в виде капризов, агрессии, замкнутости, грубости и пр.
К причинам проявляющегося у детей негативизма относят в первую очередь неудовлетворенность определенных их потребностей и желаний. Выражая свою потребность в одобрении или общении и не получая отклика, ребенок погружается в свои переживания. В результате начинает развиваться психологическая раздраженность, на фоне которой как раз и проявляется негативизм.
Рекомендуем: Рационализация: метод психологической защиты
По мере того как ребенок будет взрослеть, он будет осознавать природу своих переживаний, а это, в свою очередь, позволит проявляться негативным эмоциям намного чаще. Длительная блокировка и игнорирование потребностей ребенка со стороны взрослых и родителей может привести к тому, что отрицание станет постоянной чертой его характера.
Сродные понятия
Негативизм входит в трио проявлений комплекса протестного поведения ребенка.
Вторая составляющая — упрямство, которое можно считать формой негативизма, с той лишь поправкой, что упрямство в каком-либо вопросе имеет свои определенные причины, в то время как негативизм являет собой не мотивированное ничем сопротивление. Объединяет эти явления то, что и одно и другое возникает на основе сугубо субъективных ощущений человека.
Одно из самых близких к негативизму (как психиатрическому термину) явление – мутизм. Это состояние, при котором человек избегает любого общения как с помощью речи, так и с помощью жестов. Но, в отличие от негативизма, мутизм в основном является следствием сильного потрясения.
Третья составляющая — строптивость, отличие от упрямства в том, что направлена она не на конкретного человека , а в общем на систему воспитания, развитие событий и так далее.
Общие сведения
В психологии негативизм — это отдельный термин для обозначения симптома немотивированного сопротивления, характеризующегося расстройством воли и проявляющемся при кататоническом возбуждении и кататоническом ступоре – психопатологических синдромах, сопровождающийся двигательными расстройствами неорганического характера
Важно отличать от упрямства детей, так как оно имеет свои причины, а происхождение реакций негативизма бессознательное. Они могут проявляться на коммуникативном, поведенческом или глубинном уровне (не давать внешних проявлений)
Обычно негативизм сводится к немотивированному сопротивлению на любые требования/просьбы двигаться, говорить или следовать каким-бы то ни было инструкциям, а также желание сделать наперекор. Он становится причиной нарушения общения, обучения и в целом адаптации в этом мире.
Согласно Кречмеру негативизм – это проявление активности гипобулических механизмов – состояния психики, характеризующегося сниженным желанием и побуждением к деятельности. Тогда как Блейлер считал, что бессознательное сопротивление является признаком аутизма или диссоциации личности.
Признаки
Родители должны знать, в чём проявляется кризис 3 лет, чтобы отличить его симптомы от обычных контекстных ситуаций. Например, если ребёнок отказывается своевременно ложиться спать, это может быть продиктовано тем, что он перевозбудился перед сном, переиграл в шумные игры или пересидел перед телевизором. Каждый случай нужно рассматривать отдельно.
Комплекс симптомов кризиса 3 лет психологи называют «семизвездием».
Негативизм — «Делаю назло!»
Отказываются от собственных желаний, совпадающих с требованиями родителей. Не хотят что-то делать лишь потому, что инициатива исходит от взрослого. Негативная реакция всегда адресная и направлена не на содержание просьбы, а на конкретного человека. Например, мама зовёт малыша с улицы на обед. Несмотря на то, что он уже сам давно проголодался и хочет домой, он отказывается это делать только ради противостояния матери.
Строптивость — «Не хочу подчиняться!»
В отличие от негативизма, данное проявление кризиса обезличено. Оно направлено на бытовой уклад и режим дня, к которым родители стараются приучить малыша. Он отказывается ложиться спать в нужное время или убирать за собой игрушки.
Упрямство — «Я так решил!»
«Не хочу!» и «Не буду!» без всяких объяснений — самые частые признаки кризиса 3 лет. Преодолеть их не способны ни уговоры, ни угрозы.
Бунт (протест) — «Мне всё надоело!»
Похож на предыдущие проявления кризиса. Однако бунт — самый страшный из них. Во-первых, включает в себя и негативизм, и строптивость, и упрямство. Во-вторых, носит постоянный характер. Ребёнок ежедневно отказывается от завтрака или от дневного сна. В-третьих, проявляется ярче всех. Дело доходит до неконтролируемых вспышек гнева и настоящей истерики. Это чревато сильнейшим стрессом и аутоагрессией.
Деспотизм — «Делайте так, как я хочу! Я хозяин и повелитель!»
Пытаются манипулировать родителями истериками и слезами. Особенно это действует на мам и бабушек. Капризничают, кричат и даже демонстративно катаются по полу, лишь бы желание выполнили (купили игрушку, отпустили гулять, дали конфету).
Обесценивание — «Не люблю вас! Вы плохие!»
Злятся на то, что им дорого, пытаясь избавиться от зависимости. Тихий, воспитанный ребёнок может начать кричать и плохо себя вести при посторонних (в общественном транспорте, например). Ломают любимые игрушки. Мама становится врагом №1, её перестают слушаться и даже могут ударить.
Своеволие — «Я могу сам!»
Не нужно путать со стремлением к самостоятельности. Одно дело, когда малыш пытается сам снова и снова завязать шнурок или взболтать яйцо в тарелке, но при этом прислушивается к советам взрослым и не отказывается от помощи. И совершенно другое — когда он при этом злится, никого не слушает, выполняет всё неправильно, отталкивает руку родителей. Нередко это заканчивается печальными ситуациями: без разрешения включаются в сеть бытовые приборы, портятся ценные вещи, ребёнок уходит далеко от дома.
Это основные симптомы кризиса 3 лет, которые проявляются регулярно, достаточно ярко, чаще всего комплексно. Они могут сопровождаться и другими эмоционально-поведенческими отклонениями. Последние наблюдаются далеко не у всех и не всегда, но способны усугубить и затянуть течение кризиса. К ним относятся:
- отдаление от родителей, которые теряют доверие ребёнка и даже могут перестать быть для него авторитетом;
- жадность: подобно взрослым, детям хочется иметь что-нибудь своё, и они яростно охраняют свою собственность;
- вредность — основа строптивости, упрямства и негативизма, часто обусловлена наследственной чертой характера;
- ревность: ребёнок требует к себе внимания близкого человека 24/7 и не хочет его делить ни с кем другим;
- необоснованная агрессия: в 3 года малыш ещё не понимает, что с ним происходит, и винит во всех своих бедах окружающих, что приводит к дракам, царапанию, кусанию.
Родители должны понимать, что у каждого ребёнка кризис проявляется по-разному, но он в любом случае происходит. У одних сглаженно и более спокойно, у других — с ежедневными бурными протестами и истериками. Если симптомы не наблюдаются до 4 лет, необходимо обратиться к психотерапевту, потому что это может свидетельствовать о задержке в развитии.
Негативизм у детей
Детским негативизмом называется неосознанное поведение детей, при котором они демонстративно противостоят директивному поведению окружающего мира, взрослых или общества. Выделяют два возрастных кризиса, при котором негативизм становится явным:
- Кризис 3-х лет, когда ребенок начинает осознавать самого себя, у него развивается самостоятельность, он часто употребляет выражение «я сам(а)». На данном этапе ребенок начинает отдаляться от родителей, меньше в них нуждаться. Обычно ребенок быстро трансформируется и привыкает к новой жизни, а вот для самих родителей это может стать шоком. Еще ранее нуждающийся в них ребенок теперь не требует их внимания и заботы. Если родители не смогут перестроиться, тогда они начнут подавлять личность ребенка, что приведет к пассивности, несамостоятельности, слабой воле и зависимому поведению.
- Кризис 11-13 лет, когда ребенок становится подростком, постепенно осознает свое взросление и необходимость отделяться от родителей на всех уровнях. Данный период подкрепляется гормональными перестройками, которые происходят как у мальчиков, так и у девочек. Если ребенок начнет вписываться в социальную жизнь, тогда он пройдет кризис. Если у него не получится, тогда это станет его моделью поведения.
Обычно дети упрямствуют или капризничают, когда возникает феномен негативизма. Это проявляется в плаче, криках, падании на пол, замкнутости и пр. Негативизм у детей связан с противостоянием желаний взрослых и желаний ребенка либо их интересов. Если ребенок хочет играть, а взрослые ему запрещают, это приведет к негативизму, поскольку ребенок желает делать то, что ему хочется, а не родителям.
У детей
У детей негативизм – это симптом кризиса трех лет, который обычно связан с необходимостью отстаивать собственное «Я». Он начинается с отказа малыша выполнять требования попечителей и приобретать такие основные навыки как самостоятельная еда, одевание, приучение к туалету. Однако, этап вхождения в кризис трех лет обычно вызван реальными трудностями при попытке сосредоточения и подражания, а также параллельно возникающими ощущениями дискомфорта и страха. Помочь в таком случае может только терпеливый и осторожный подход поиска способа обучения и оказания помощи, внушения уверенности, что ребенок справится с поставленными задачами.
Родителям не стоит огорчаться по поводу непослушания, упрямства, истерик, ведь ребенку просто нужно время, чтобы научиться находить выход из конфликтных ситуаций и управлять собой, познать границы дозволенного. Причиной развития негативизма у детей также может быть непосредственное влияние окружающего сенсорного поля – развитие особой зависимости и невозможности «оторваться» от какого-то незавершенного действия либо впечатляющего явления, к примеру, телевизора. Однако, мироощущение и взаимодействия с окружающим миром у детей очень сложные и чрезвычайно динамичные. Весь полученный опыт в дальнейшем становится основой эмоционального, социального, личностного и интеллектуального развития, поэтому огромное значение имеет прохождение всех ступеней развития, приобретение опыта при воздействии различных факторов и требований.
При этом важно понимать, что негативизм проявляется у аутичных детей абсолютно по-другому. Они не протестуют против подавления самостоятельности, а стремятся сохранить такую необходимую для них неизменность окружающей среды и ограниченность форм взаимодействия
Отстаивание собственного «Я» происходит позже и вызвано выраженной задержкой и трудностями формирования представлений о себе самом.
Причины негативизма
Причины возникновения негативизма у детей связаны с возрастными кризисами.
Кризис трех лет связан с первым осознанием своей отдельности от родительской фигуры. Младенец считает мать продолжением себя самого и привык, что его потребности удовлетворяются по первой просьбе (кормление, сон, защита). Трехлетний ребенок осознает, что есть он, его желания, и есть родители, у которых свои потребности и возможности.
Подросток в 12-15 лет осознает свою идентичность в контексте социума. Он осознает, что у него есть свой внутренний мир, его социальные установки и нормы меняются, он ищет свое место в мире. Часто это связано с гормональной перестройкой и осознанием своей половой идентичности. На этом этапе может проявляться неприятие своего пола, эксперименты с имиджем и различные увлечения.
Взрослый негативизм выражается в:
- проблемах коммуникации. С такими людьми тяжело общаться, они упрямы, не идут на договоренности;
- проблемах самоидентификации. Постоянно отрицая, человек не может осознать, что ему на самом деле нравится, нужно и т.д.;
- недоверии, излишнем скептицизме, критике.
Детское нытье
Детеныши многих видов млекопитающих зачастую скулят, чтобы привлечь к себе внимание и подать сигнал, что они голодны (вспомните, например, щенков). Это естественное явление, хотя порой оно может порядком действовать на нервы
В случае с новорожденным у вас нет другого выбора, кроме как попытаться угадать, что означает плач ребенка. Однако, когда малыш уже немного научился говорить, целесообразно настоять, чтобы он изъяснялся словами. Чаще всего достаточно твердо и без лишних эмоций сказать ему: «Скажи словами, я твое нытье не понимаю». Иногда, правда, это приходится повторять на протяжении нескольких месяцев, пока ребенок полностью не осознает смысл сказанного. Помните, что если вы поддадитесь на нытье (а соблазн сделать это бывает очень велик), то в дальнейшем вам будет значительно труднее искоренить эту привычку.
https://youtube.com/watch?v=t9mrvExVvmY
Итог
Негативизм является нормальным развитием любого человека, который постепенно осознает самого себя, свои желания и потребности. Начинается все с 2-3 лет и продолжается всю жизнь. Негативизм может ярко проявляться в проблемные или стрессовые периоды в жизни, а также при возрастных кризисах. В остальное время он становится либо ситуативным, либо постоянным явлением, что зависит уже от развития самого индивида.
К негативизму следует относиться снисходительно, поскольку он зачастую выражается в ситуациях нежелания человеком следовать общественным правилам или желаниям. Вместе с тем важны последствия. Если негативизм затрагивает свободу и желания других людей, тогда он становится вредным. Если же негативизм никому не вредит и не ущемляет, тогда можно позволить ему проявляться.
Не всегда человек должен идти за обществом. Окружение предлагает условия, в которых человек может жить и спокойно существовать. Подчинение общественным правилам позволяет каждому жить в мире и стабильности. Однако не всегда общественное соответствует личному. Многое зависит от того, насколько будут затронуты права и свобода окружающих. Можно вести себя негативно, если никому это не вредит. Тогда и общество будет снисходительно воспринимать негативизм подобного проявления.
Особенности негативизма у детей
Негативизм у детей — закономерный и неизбежный этап развития личности. Как правило, он проявляется в кризисных возрастных периодах. В первый раз — в 2-4 года, потом — в 6-7 лет. Негативизм у ребенка — капризы, нежелание обучаться, перепады настроения, немотивированная грусть.
По мнению психологов, отличительная черта детского негативизма заключается в том, что причины его появления всегда кроются во внешних обстоятельствах. В силу незрелости личности ребенок не отдает себе отчет в том, что делает, им правят эмоции и желания. Конечно, малыш плохо себя ведет не ради ссоры с мамой и папой. Для него негативизм становится способом защиты своего «Я», удобным инструментом для манипуляций, желанием показать свое истинное отношение к требованиям взрослых.
Психологи выделяют 2 основные причины негативных проявлений в деятельности ребенка:
- рассогласованность в способах воспитания у взрослых;
- невнимательность со стороны взрослых к потребностям ребенка.
Вне зависимости от причин возникновения негативизма у ребенка, его «испортившееся» поведение — сигнал для родителей. Им необходимо проанализировать, так ли эффективны их способы воспитания, не скупы ли они в проявлениях своей любви.
Если негативизм не будет конструктивно преодолен к среднему школьному возрасту, он примет необратимую тенденцию развития.