Буллинг в жизни детей: распознать травлю и дать отпор обидчику

Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников.

Переживаете, что вашего ребёнка травят в школе? Докажите факт буллинга и помогите своему ребёнку, используя функцию Звук вокруг в приложении «Где мои дети», скачав его из AppStore или GooglePlay.

Всё это – о буллинге в школе – травле, запугивании, третировании. Слово – новое, явление – старое. По данным ООН за 2006 год, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт. В средствах массовой информации мы всё чаще встречаем пугающие заголовки: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе».

Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.

Это статья – для родителей, детей, педагогов, для тех, кому пришлось столкнуть с травлей и издевательствами в школе и для тех, кто хочет оградить своего ребёнка от этого ужасающего явления современности.

Содержание:

  • Буллинг как один из видов насилия Что такое буллинг
  • Разновидности травли
  • Школьный буллинг сегодня – особенности
  • Скулшутинг как итог буллинга
  • Причины и мотивы буллинга
  • Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?
  • Кто участвует в травле?
      Жертва
  • Агрессор
  • Наблюдатели
  • Влияние буллинга на его участников и последствия
  • Как бороться с буллингом в школе?
      Что делать ребёнку – жертве травли?
  • Как вести себя родителям?
  • Профилактика школьного буллинга
  • Каким может быть буллинг

    1. Насилие может принимать физическое и психологическую формы.
    2. Физическое насилие принимает силовую форму (побои, избиения) или проявляется в порче имущества.
    3. Психологическое насилие – это более коварный метод, влияющий на моральное и эмоциональное состояние человека. Коллектив может воздействовать на психику подростка обзываниями, унижениями в словесной форме, бойкотами, запугиваниями и угрозами в течение длительного времени.
    4. В настоящее время широкое распространение получил — кибербуллинг, травля ведется посредством интернета.
    5. Отдельно выделяется сексуальное насилие, где имеет место принуждение к совершению каких-либо действий сексуального характера. Объектом насилия, как показывает практика, становятся не только подростки, но и дети. Опасность может исходить как со стороны одноклассников, так и взрослых.

    Короткометражный фильм на тему буллинг в школе. Это трогательное видео, при просмотре которого до слез жаль человека на которого началась настоящая травля. Это ужасно, но такие истории происходят в почти в каждом классе. Ведь в любом классе находится тот, кто ведет себя не как все. И коллектив, как правило, воспринимает это в штыки. Наша история про мальчика, который просто сказал правду, но одноклассники восприняли это совсем иначе и начались издевательства в школе:

    Буллинг как один из видов насилия

    Что такое буллинг

    Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось ещё в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.

    Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

    Профессор провёл первое исследование среди школьников Норвегии и Швеции по вопросам школьного буллинга. Оказалось, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли, 9% опрошенных являются жертвами, 7% – агрессорами, а 2% выступают и в той, и в другой роли.

    А вот данные современного исследования, проведённого в США в 2016 году: 13% школьников были подвержены вербальному буллингу, 12% становились объектами сплетен, 5% подвергались физическому насилию и 5% исключались из общения.

    То же самое психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе, носит название моббинг. Исследования в этой области показывают, что 135 из 180 работников российских компаний подвергались моббингу неоднократно в течение своей рабочей деятельности.

    Разновидности травли

    Какие существуют виды буллинга?

    • физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);
    • вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
    • социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);
    • экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
    • кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие как буллицид – сиуцид, совершённый из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством.

    Школьный буллинг сегодня

    В чём особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё, что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности – что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.

    Ещё один факт, который обращает на себя внимание, это участие девочек в буллинге. Если раньше агрессорами в подавляющем большинстве становились мальчики, то теперь соотношение составляет примерно 50 на 50. Девочки стали всё чаще принимать участие в физическом буллинге. Как пример – случай 2021 года. В Санкт-Петербурге школьницы жестоко избили свою одноклассницу, засняли это на видео и отправили всем своим друзьям. Поводом для расправы якобы послужил тот факт, что девочка видела, как её одноклассницы употребляли алкогольные напитки и рассказала об этом взрослым. Жертва избиения получила перелом носа и сильной ушиб головы. Всем участникам этой ситуации – 13 лет…

    И ещё более страшный факт, что буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить.

    Переживаете, что вашего ребёнка травят в школе? Докажите факт буллинга и помогите своему ребёнку, используя функцию Звук вокруг в приложении «Где мои дети», скачав его из AppStore или GooglePlay.

    Скулшутинг как итог буллинга

    Ещё одно явление жестокого современного мира носит название скулшутинг (от англ. – schoolshooting). Этот термин подразумевает под собой массовое убийство учащихся, произведённое либо учеником, либо кем-то из посторонних, проникших в школу. Скулшутинг приобрёл широкую огласку после инцидента, который произошёл в средней общеобразовательной школе «Колумбайн» в США, где 20 апреля 1999 года двое учеников расстреляли в школе тринадцать человек, после чего покончили с собой.

    Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошёл в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников.

    Совсем недавно, в сентябре 2021 года, сотрудникам полиции города Кирова удалось предотвратить массовое убийство в школе. Был вычислен подросток, который планировал нападение с применением холодного оружия и самодельной взрывчатки. Подросток интересовался темой насилия в социальных сетях и сообщал о своих намерениях в переписке.

    Случаи страшные, случаи вопиющие. Но ещё страшнее тот факт, что почти все те, кто совершал эти убийства, являлись жертвами травли, буллинга со стороны одноклассников. Доведённые до отчаяния подростки брались за оружие и расстреливали своих обидчиков.

    Актуальность проблемы буллинга в современной школе

    Заочинский Михаил Сергеевич [email protected]

    За последние 40 лет проблеме буллинга и травли в школе стали уделять все больше и больше внимания во всем мире. Девид Олвеус впервые описал это явление в 1970-е годы. Хотя буллинг в школе и является распространенным, но в современном мире, а особенно в России данной проблеме не уделяется должного внимания, ее не исследуют, не обсуждают и стараются укрыть.

    Под буллингом принято понимать травлю, притеснение и дискриминацию. Это такой вид насилия, когда один человек или группа людей физически, морально или психологически нападают на другого человека, угрожают ему. Как добавляет В. Петросянц, насилие происходит над человеком, который не может защититься, а у агрессоров стоит желание напугать, причинить боль, обидеть или задеть.

    Безумно огромное количество людей сталкивались с этой проблемой, с травлей и насмешками, угрозами и придирками. Важно отметить тот факт, что в школьном буллинге принимают участие как дети, так и педагоги. Можно сказать о том, что жертвами становятся – дети, педагоги, родители и другие работники школы, также и агрессорами могут быть все вышеперечисленные. В классе, где происходит буллинг, страдает не только тот человек, которого травят, но и агрессор, и участники, и педагоги, и в принципе весь класс. Многие видят в этом только проблему ребенка, его семьи или абьюзера (ребенка-агрессора). Но нужно работать именно со школой, с преподавателями, ведь в большинстве случаев ребенок подвергается травле именно там.

    Благодаря исследованиям Национального исследовательского института было выявлено, что с травлей во всем мире сталкиваются примерно 35% детей, в России статистика чуть хуже и здесь буллингу подвергаются или имеют к нему какое-либо отношение 52%. В первую очередь это психологическая агрессия, которой отводится около 32%, что касается физической агрессии, будь то толчки, пинки или какие-то побои, то тут 26,6%.

    На основании анализа статистики и исследований, которые были проведены в России можно выделить следующее:

    • 38% школьников сталкивались с травлей в школе;
    • агрессорами являются ровесники (53% случаев), старшие ученики (21%) и учителя (26%);
    • буллингу подвергаются младшие школьники в 8% случаев, старшие школьники в 31% случаев и учащиеся средней школы в 61 % случаев;
    • к агрессивному поведению детей приводит стиль воспитания и критика родителей;
    • жертвы буллинга расскажут о случившемся родителям в 47% случаев, друзьям в 23% случаев, в 8% учителям и в 20% случаев никому не будут рассказывать[6].

    Чаще всего, по мнению учащихся, их травят за внешний вид (43,8%) или же принадлежность национальности (33,6%). Что самое немаловажное, каждый пятый опрошенный утверждает о том, что учителя проявляли или проявляют к нему агрессию, при этом 65% респондентов считают атмосферу в школе дружелюбной.

    Одной из главных проблем является то, что учителя и учащиеся зачастую замалчивают данную проблему, именно поэтому родители узнают лишь в 20% случаях.

    По статистике только 53% российских школ имеют в своем штате школьного психолога. Получается, на одного психолога приходится в среднем 800 детей. По результатам исследований, подготовка психолога оказывается ниже средней, многие просто не готовы к свалившимся на них проблемам. У школьного психолога нет возможности охватить все ситуации и проблемы, возникающие в школе и в конкретном классе.

    Данные специалисты уверенны в том, что буллинг в школе начинается с семьи, поскольку основная часть детей, которые подвергаются травле в школе, подвергаются и резкой критике со стороны родителей дома. Помимо этого, исследователи учитывают и генетическую закономерность, доказывая это тем, что если отец ребёнка травил учащихся в школе, то и ребёнок проявляет некоторую агрессию к людям.

    Касаемо зарубежных стран и того, как и в какой мере проявляется буллинг. В Великобритании школы буквально «заражены» эпидемией буллинга, там преобладают физическое насилие, оскорбления, запугивание детей.

    Однако директора школ при проявлении буллинга могут подать в суд и там выберут меру его наказания, его родителей могут отправить на курсы по воспитанию и образованию детей, в случае отказа им грозит штраф.

    В США не так давно каждый девятый из десяти детей подвергся оскорблениям из-за своей сексуальной ориентации. США не обходит стороной проблему буллинга и постоянной занимается тем, чтобы найти пути решения её. Любой учащийся или студент может подойти к психологу и обговорить этот вопрос и получить совет, также их диалог останется совершенно конфиденциальным. Однако тут не всё так гладко, жертвы буллинга из-за доступности оружия зачастую могут отомстить своим обидчикам и принести им урон и увечья, которые не совместимы с жизнью.

    В Швеции с 2006 года существует должность, которая помогает школам предотвращать случаи травли и заботиться о том, чтобы достоинство каждого учащегося не принижали. В Швеции принято не бороться и пресекать, а создавать и поддерживать. Задача взрослых состоит в том, чтобы создать максимально дружелюбную атмосферу в школах, на улице и во всей стране в целом. На государственном уровне детей защищают два закона «Об образовании» и «О запрете дискриминации».

    По мнению большинства учёных в Японии на данный момент один из лучших уровней образования, здесь за места происходит настоящая борьба. В Японии зафиксировано немало случаев, когда дети сводили счёты с собой из-за того, что не выдерживали конкуренцию и их просто продолжали травить.

    Во Франции создана специальная социальная сеть, где учащиеся анонимно могут рассказать о своих проблемах и специалисты помогут найти решение. Буллингу здесь чаще всего подвергаются дети мигрантов, как и в Германии они наиболее подвержены данной проблеме.

    Принято выделять следующие причины буллинга:

    • невысокий уровень воспитания школьника;
    • заниженная самооценка;
    • злоупотребление различными токсичными веществами;
    • постоянная высокая агрессивность ребенка;
    • повышение статуса в коллективе;
    • неограниченное желание доминирования;
    • низкая успеваемость по предметам;
    • плачевная обстановка в семье;
    • насилие в семье;
    • конфликты в семье:
    • низкое материальное положение семьи;
    • отношение родителей гиперопека или гипоопека.

    В моменты подросткового возраста и полового созревания у ребенка меняется весь мир, характер и мышление. Возникают проблемы психологического и физического характера, ставятся под сомнение мысли и поступки взрослых, появляется дух протеста. Для учащихся с низким уровнем успеваемости агрессия является именно тем средством, которое поможет компенсировать эту успеваемость. Агрессоры действуют в зависимость со следующими мотивами: месть, борьба за власть, зависть, неприязнь, самоутверждение, желание быть в центре внимания.

    Чаще всего, в таком процессе, как буллинг в школе, выделяются такие стороны:

    1. Жертва, которой может стать абсолютно любой ребенок и взрослый. Более того, риск стать жертвой особенно высок для неуверенных в себе людях, одиноких, тревожных. Чаще всего, у жертвы обнаруживаются головные боли, мигрени, депрессивные расстройства и отставания в развитии. Жертвы видят мир, который повсюду таит опасность.
    2. Агрессоры, место которых занимают ребята из авторитарных, неблагополучных семей. Такие дети отстают в школьной программе, они активны, стремятся занять место лидера и быть в центре внимания. Замечания, наказания и угрозы абсолютно не останавливают агрессоров. Используя травлю, они достигают собственные цели.
    3. Свидетели, которых можно также назвать зрителями. Такие люди становятся очевидцами процесса буллинга, ведь он происходит прямо у них на глазах. Хоть они и видят все со стороны, но точно также подвергаются психологического воздействию. Такие люди чувствуют страх при нахождении в школе, чувствуют себя беспомощными. Роль свидетелей могут занимать как учителя, учащиеся, так и работники школы.

    Жертвами буллинга чаще всего становятся:

    • дети с нестандартной внешностью (шрамы, косоглазие, вес);
    • тихие и слабые дети;
    • броско одетые и неопрятно одетые;
    • стукачи и ябеды;
    • неуспевающие по учебе;
    • дети с различными заболеваниями (тики, заикания);
    • дети с физическими недостатками (очки, слуховые аппараты);
    • замкнутые, стеснительные и застенчивые;
    • ребята других национальностей;
    • новички, которые только появились в классе;
    • любимчики учителей.
    • Важно сказать и о том, какие виды буллинга существуют:
    • эмоциональное насилие (насмешки, угрозы, слухи, критика, избегание, нецензурная брань, акцент на физических недостатках, оскорбления, записки);
    • физическое насилие (удары, избиения, пинки);
    • сексуальное насилие;
    • экономическое насилие (порча имущества, отбирание денег, вымогательство);
    • кибербуллинг (сообщения с угрозами, публикация фото в интернет, анонимные звонки, комментарии к фото).

    Буллинг в школе, как проблема, требует должного внимание, ведь травля несет последствия в жизни жертв – это и проблемы с социальным развитием, со школьной адаптацией. Учащиеся, которые были подвержены травле получают глубокую психологическую травму, которая запомнится им навсегда. Через много лет после окончания школы, приходя на сеансы к психологу взрослые вспоминают о травле, плачут, рассказывают об этих травмах. Ведь буллинг в школе сказывается не только на жертвах, но и на агрессорах, зрителях. Дети, которые были подвержены буллингу в школе в пять раз чаще испытывают головные боли, психологические расстройства, апатию и совершают попытки суицида.

    Данная проблема требует комплексного подхода. С травлей в школе должен разбираться не только учащийся, а все субъекты образовательного процесса. Главный совет для тех, кто столкнулся с этим, как можно скорее получить консультацию специалисты и ни в коем случае не умалчивать об этом.

    Родителям необходимо сходить вместе с ребёнком или сводить его отдельно к специалисту, а затем лично обсудить с ним и оказать поддержку, которые помогут наладить доверительные отношения.

    Так, учителю необходимо присматривать за детьми, чтобы вовремя определить потенциально опасную и проблемную ситуацию, постараться её предотвратить и обязательно помочь решить.

    Детям необходимо рассказать о случившемся, быть уверенным в себе, настойчивым, постараться избегать случаев травли.

    Тот буллинг, которому подвергся человек в школе оставляет свой отпечаток в его жизни: мешает строить отношения, пробовать себя в разных сферах деятельности, заводить друзей, не дает достижению вершин в работе. Именно поэтому необходимо уделять должное внимание проблемам буллинга и травли в школе. Внимания должны уделять как психологи школы, так и родители, администрация школы, учителя, СМИ.

    Хочешь написать научную статью? Узнай как это сделать, прочитав наш материал

    Причины и мотивы буллинга

    Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?

    Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

    • педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;
    • психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);
    • социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);
    • семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

    К мотивам буллинга можно отнести:

    • зависть;
    • месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
    • самоутверждение в коллективе;
    • стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
    • желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

    Что называется травлей, буллингом

    • Физическая агрессия: нанесение побоев, порча имущества ребенка;
    • Словесная агрессия, коверкание имени ребенка, придумывание кличек, нецензурная брань в адрес объекта травли.
    • Превращение ребенка в изгоя, полное игнорирование со стороны остальных детей, дающих понять, что его для них не существует. Жертву просто обрекают на одиночество.
    • Распространение слухов, сплетен, ложной информации.
    • Еще один вид буллинга – виртуальная агрессия. Оскорбительные сообщения, распространение фотографий и т.д.

    Детский буллинг долгое время остается незамеченным – дети скрытны по своей природе. Но чуткие родители догадаются о проблемах ребенка, если обратят внимание на некоторые характерные признаки.

    • Ребенка не узнать — он грустный и задумчивый.
    • «Теряет» вещи, деньги.
    • Не общается с одноклассниками вне школы.
    • Старшие замыкаются в себе, а младшие наоборот, большую часть времени хотят находиться со взрослыми.
    • Синяки, ссадины, царапины, порванная одежда — тоже тревожные намёки на неприятную ситуацию.
    • Ребенок притворяется больным, чтобы не ходить в школу.

    Как определить, что Ваш ребёнок стал жертвой травли?

    Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребёнок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:

    • ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
    • возвращается из школы подавленный;
    • часто плачет без очевидной причины;
    • ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
    • нарушение сна и аппетита;
    • синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.

    Как справиться с травлей в интернете?

    Детям:

    • общаться так, как пришлось бы говорить лично;
    • не ввязываться в споры;
    • избегать языка ненависти;
    • делать скриншоты неприятных сообщений и при необходимости обращаться за помощью к близким.

    Родителям:

    • установить родительский контроль, учитывая возраст ребенка;
    • смотреть контент и играть вместе, обсуждая с ребенком, что он чувствует;
    • объяснять, что такое вирусы и спам;
    • учить ставить надежные пароли и не выкладывать свое местонахождение в свободном доступе;
    • не привязывать номер банковской карты к телефону ребенка;
    • не наказывайте лишением интернета, но договаривайтесь об ограниченном доступе.

    Кто участвует в травле?

    В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т.е. участники буллинга. Поговорим о каждой из этих ролей.

    Жертва

    Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

    • с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);
    • неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
    • с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
    • с низким интеллектом и проблемами в учебе;
    • «любимчики» учителей или, наоборот, изгои.

    Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

    Агрессор

    Потенциальный буллер – это человек:

    • с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
    • стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
    • агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
    • чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

    Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

    Наблюдатели

    Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели – это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий.

    1. Либо наблюдатель встаёт на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).
    2. Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак вмешиваясь в конфликт.
    3. И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.

    В 2010 году было проведено исследование среди старшеклассников Москвы и Риги на предмет школьного буллинга. Один из опросов отражал особенности оценки школьниками собственного поведения в ситуации буллинга, когда жертвой становится их одноклассник. Интересно посмотреть на результаты.

    Как видно из таблицы, пассивно-негативное отношение к ситуации буллинга («сочувствую, но не поддержу») больше характерно для учащихся рижских школ. В свою очередь, московские школьники и те дети, кто учится в русскоязычных школах Риги, более склонны защищать и поддерживать жертву травли. Также большой процент тех школьников, кто отстраняется от ситуации («не буду обращать на это внимания»).

    Причины издевательств в школе

    Изгой – слово, возникшее в Древней Руси. Так издревле называли людей, которые выпадали из своей социальной среды. Сейчас — это человек, преследуемый и игнорируемый коллективом или лишенный каких-то прав.

    Если подросток оказался в такой ситуации, у него сразу возникает вопрос: как такое могло произойти, и кто виноват?

    Ответ такой, что в конфликте бывают виноваты обе стороны.

    Перечислим распространенные причины, по которым может возникнуть неприязнь коллектива:

    • Ученик выделяется отличной учебой. В выпускных классах, это может стать поводом для зависти и раздражения одноклассников
    • Или наоборот — подросток часто пропускает школу
    • Поводом могут также послужить физические особенности. К сожалению, очень часто подростки используют подобные факты, чтобы самоутвердиться
    • Мировоззрение школьника может разниться от принятого в коллективе
    • Слишком заниженная самооценка
    • Подростка можно описать как «типичный тихоня»
    • Экстравагантные или вызывающие привычки в одежде
    • Ученик постоянно жалуется, «стучит» на одноклассников
    • Новичок стремится сразу занять лидирующую позицию и контролировать коллектив

    Влияние буллинга на его участников и последствия

    Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.

    Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учёт в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.

    Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.

    И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

    Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

    1. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
    2. Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
    3. И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.

    Никогда не поздно измениться

    После установления факта буллинга школа должна поговорить с родителями агрессора и обязательно предоставить помощь психолога. Общественный резонанс может только успокоить его на время, но после он найдет себе другую жертву.

    Да, детская травля очень жестокая, а детская психика неустойчивая и восприимчивая. Но хорошо, что дети есть дети, и на них еще можно повлиять.

    Умелый психолог способен коренным образом изменить ситуацию, найти подход к душе ребенка, создать с ним контакт, разрешить его внутренний конфликт, от которого страдает в первую очередь он сам.

    Ведь любой трудный ребенок, хулиган – беззащитен. Зачастую агрессивное поведение – его способ защититься, обрести спокойствие.

    Помощь нужна и жертве буллинга. Очень сложно «вымывать» случившееся из сознания ребенка. Поэтому лучше заниматься профилактикой,чем лечением.

    Воспитывать в ребенке смелость, уверенность, чаще хвалить, повышать его самооценку. Ведь, как он будет относиться к себе, так к нему будут относиться и окружающие. Нужно с ним общаться, разговаривать, просить совета в каких-то делах и поступить так, как он посоветовал.

    Он должен в родителях видеть опору, поддержку, друга, а не вечно злых взрослых, которые его кормят и одевают. Ведь скрытность чаще всего идет от недоверия. Он знает, что даже если расскажет родителям о травле, то не найдет поддержку, а будет еще больше унижен словами «Слабак!», «Разберись сам!», «Дай сдачи!»

    Никто не заслуживает быть униженным. Каждый ребенок имеет право расти и учиться в безопасной и комфортной обстановке. Насилие порождает насилие. Так было и будет.

    Как бороться с буллингом в школе?

    Что делать ребёнку – жертве травли?

    Теперь хочется обратиться к детям:

    1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
    2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
    3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
    4. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.

    Как вести себя родителям?

    А теперь советы специально для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.

    Первый и самый главный пункт – снять с ребёнка чувство вины!

    Объяснить, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.

    1. Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».
    2. Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.
    3. Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников.
    4. Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка.
    5. Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.
    6. В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы.

    Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

    Подозреваете, что ребёнок скрывает факт буллинга или что-то недоговаривает? Придите на помощь своему ребёнку, узнав детали и получив доказательства травли. Скачайте приложение «Где мои дети» с точным GPS-локатором и функцией «Запись вокруг» из AppStore и GooglePlay.

    Предотвращение буллинга: как помочь себе самоcтоятельно

    Бывает, ситуации в которых подросток сам вызывает негативное отношение к себе. Это ни в коем случае не оправдывает агрессора. Но исправить ситуацию в таком случае подростку нужно попытаться, начав с себя.

    • Если проблемой является плохая успеваемость нужно уделить учебе больше времени и приложить больше усилий. Это поможет избежать насмешек сверстников, и позволит закончить школу с хорошими результатами. Пропуска занятий — тоже касается.
    • От части физических недостатков вполне можно избавиться. Могут потребоваться, просто занятия спортом (фитнесом или танцами). Это поможет избавиться от лишнего веса, сделать красивой осанку, нарастить мышцы – и просто стать выносливее, увереннее в себе!
    • Если то и дело возникают прыщи – проконсультироваться можно у косметолога и диетолога. Специалисты обязательно помогут найти средства по уходу, подберут безопасную диету и расскажут, как правильно замаскировать проблемные участки кожи.
    • Также стоит задуматься о своем стиле. Не нужно одеваться в школу экстравагантно, привлекая к себе насмешки и чрезмерное внимание.
    • Девушкам не рекомендуется носить в школу короткие юбки и прозрачные топы, такая одежда для школы не подходит и может послужить причиной сексуальных действий к себе.
    • Важно научиться всегда соблюдать личную гигиену – это необходимо для здоровья и приятного общения в коллективе.

    Читать далее: Муж не занимается ребёнком: как вовлечь отца в воспитание

    Подготовиться к обороне

    О ситуациях, которые отчасти могли быть спровоцированы самими подростками, мы уже поговорили. Но как быть, когда ненависть связана с физическими особенностями, которые невозможно исправить, хорошей учебой или иными успехами?

    Важно научиться защищаться! Освоить базовый и необходимый набор оборонительных приемов не очень сложно.

    • Физическим методам обороны обучают в спортивных секциях. Для этого подойдут следующие виды спорта: самбо «самозащита без оружия»; кекусинкай-карате; кикбоксинг; джиу-джитсу и т.п.
    • А для противостояния психологическому давлению можно прочесть несколько тематических книг, записаться на прием к специалисту.

    Словесная травля

    Способов справиться со словесной травлей есть несколько:

    • Игнорировать нападающего. Цель словесного буллинга – унизить, подорвать самолюбие. Если слова обидчика не задевают жертву, то противнику становится не интересно, его силы иссякают.
    • Часто нападающий действует вместе с более слабыми сторонниками. Если удается выставить лидера на посмешище, то его авторитет ослабнет и нападки пройдут
    • Важно – всегда сохранять вежливость! Разговор в агрессивной форме может привести к физической травле, которая намного опаснее.
    • Иногда лучше вовремя уйти из помещения. Это позволит ослабить позицию обидчика, и даст время справиться со своими эмоциями.
    • Нельзя поддаваться на провокации. Никогда не стоит делать то, что считаешь не нужным, когда тебя подстрекают.

    Физические издевательства

    • Основное правило – любыми путями всегда избегать драк.
    • По крайней мере, до тех пор, пока нет возможности защититься.
    • Нельзя стесняться, попросить родителей/родственников встретить из школы или позвонить в определенное время. Если их присутствие может навредить, можно сделать так, чтобы они оставались незаметными.

    Если уйти – нет возможности? Нужно привлекать к себе внимание взрослых, особенно если нападающих — несколько. Вести себя шумно, махать руками, кричать – обратить внимание окружающих.

    Если ситуация вышла из-под контроля, тогда придется вступать в бой. Бить — со всей яростью, вкладывая в удары всю силу. Получая достойный отпор, обидчик, чаще всего, отступает и оставляет в покое свою жертву– навсегда или на время.

    Читать далее: Что делать, если ничего не хочется делать

    Сексуальное насилие

    Девушкам важно запомнить и объяснить, что ОПАСНО оставаться одной с парнем или компанией мужчин, если возникает даже маленькое в их добропорядочности и намерениях. Особенного внимания заслуживает ситуация, в которой отношения с парнями были конфликтными, а потом резко наладились. Лучше предупредить неприятности!

    • Если опасность почувствовалась уже на встрече, главное постараться незаметно уйти. Обидчики могут попытать помешать это сделать, тогда нужно создавать как можно больше шума – кричать, звать на помощь. Это поможет отпугнуть нападающих.
    • Нельзя умалчивать о происшествии. Ситуация может повторяться.
    • Важно рассказать родителям, попросить помощи.

    Профилактика школьного буллинга

    Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

    Уважаемые педагоги! Вы не имеете права не знать, что происходит с Вашими подопечными, и закрывать глаза на агрессивные «выходки» подростков. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию. Кроме того, необходимо обращать на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон». Также просматривайте личные странички Ваших учеников в социальных сетях, обращайте внимание на посты и комментарии. Никто не призывает Вас нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь Ваших подопечных. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых Вы обязаны. Организовывайте мероприятия по сплочению детского коллектива, совместные походы, экскурсии, выезды. Привлекайте к работе по профилактике буллинга школьного психолога и социального педагога, сотрудничайте с семьями – не оставайтесь равнодушными!

    Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме – это не слабость, а мудрое решение.

    Ребята! Вы только начинаете жить, а в современной жизни можно встретить не только хорошее, но и много злого, жестокого, неправильного. Учитесь быть сильнее зла, говорить «нет», когда вас заставляют сделать что-то нехорошее, давать отпор обидчику, не теряя при этом собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми, кто будет уважать и ценить вас.

    Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга – бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.

    И в заключении – видеоролик о том, как важно вовремя помочь ребёнку, оказавшемуся жертвой травли, вовремя защитить, не опоздать….

    Если вы подозреваете, что у ребёнка в школе есть неприятности (он стал жертвой или свидетелем травли, сам принимает участие в буллинге), но не можете добиться информации от него, воспользуйтесь приложением «Где мои дети». С помощью функции Звук вокруг, вы сможете узнать, что происходит в школе и вовремя принять необходимые действия. Кроме того, в случае экстренной ситуации, ребёнок сможет послать вам сигнал SOS.

    Готовимся к школе на следующий год:

    • Как помочь ребенку адаптироваться в школе
    • Ребёнок не хочет учиться и делать уроки: что делать родителям?
    • О школьных нагрузках: как не допустить переутомления у ребёнка?

    Куда обратиться за помощью?

    • Родственникам детей, переживших насилие, — в проект «Мы против насилия» благотворительной организации «Журавлик» и фонда «Волонтеры в помощь детям сиротам». Там предоставляют психологическую и юридическую помощь, помогают в реабилитации, обучают специалистов в детских учреждениях и проводят профилактику буллинга.
    • Школам — в проект «Травли NET», который предлагает бесплатные антибуллинговые программы, в том числе тренинг для учителей, иммерсивный спектакль для старшеклассников, уроки толерантности и эмпатии, которые ведут кинозвезды и известные предприниматели.
    • Родителям детей с инвалидностью — в проект «Инклюзивная капсула» на базе программы благотворительной организации «Журавлик».
    • Детям, которые столкнулись с травлей, — позвонить по телефону горячей линии 8 (495) 051
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]