Зачем нужны тренинги
Основная задача тренингов — получение практических навыков, которые могут потребоваться в дальнейшей жизни. Обучение в этом случае происходит за счет действий и анализа приобретенного опыта.
Вот еще несколько причин попасть на такие занятия:
- Получение знаний. Несмотря на то что тренинги направлены на совершенствование преимущественно практических навыков, определенный теоретический базис также является их частью.
- Возможность посмотреть на себя со стороны. Участники тренингов не только сами меняются, но и помогают другим становиться лучше и работать над собой. В ходе тренингов можно получить осознанную реакцию окружающих, которая будет лишена оскорбительных сравнений.
- Общение с единомышленниками. Так или иначе, во время тренингов вам придется иметь дело не только с тренером, но и с другими учениками. Некоторые знакомства могут оказаться крайне полезными, не стоит упускать возможность найти друзей по интересам.
Тренинги по направлениям:
Тренинги, направленные на развитие управленческих навыков
1. Эффективное управление продажами и трудовым коллективом
2. Лидерство в бизнесе
3. Развитие лидерских качеств руководителя
4. Ситуационное руководство
5. Делегирование как функция менеджмента
6. Современные подходы к созданию эффективной команды (на основе типологии Майерс-Бриггс)
7. Идеальный руководитель (по И. Адизесу)
8. Технология подготовки и проведения совещаний
9. Современные методы обучения персонала на рабочем месте. Отбор кандидата в свою команду
10. Посредническая (медиаторская) деятельность руководителя
11. Деятельность руководителя по созданию эффективной системы мотивации персонала
12. Технология подготовки и проведения организационных изменений
13. Восемь навыков высокоэффективного руководителя (по С. Кови)
14. Технология принятия руководителем эффективного управленческого решения
15. Эффективное управление в трудных и проблемных ситуациях» (на основе методологии И. Адизеса)
16. Искусство коучинга в управлении сотрудниками подразделения
17. Технология работы руководителя с неформальными лидерами и негативными микрогруппами в трудовом коллективе
18. Эффективная технология управления командой
Тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков
19. Переговоры: метод согласования интересов сторон («мягкие переговоры»)
20. Жесткие (сложные) переговоры: секреты подготовки и проведения
21. Переговоры в бизнесе от «А» до «Я»
22. Телефонные переговоры: секреты успеха
23. Работа с возражениями Партнера (собеседника)
24. Современные техники эффективного взаимодействия с Партнером в ходе решения бизнес-задач (на основе техник НЛП)
25. Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
26. Навыки подготовки и проведения презентаций
27. Технология предупреждения и урегулирования трудовых (бизнес) конфликтов
28. Детекция лжи партнера/собеседника в бизнес-ситуациях
Тренинги, направленные на развитие навыков личной эффективности
29. Управление временем (тайм-менеджмент)
30. Технологии управлением стрессом в деловых ситуациях
31. Эмоциональный интеллект в бизнесе
32. Психология страха в бизнесе
33. Тренинг личностной Уверенности
Как проходят тренинги
Любой тренинг проходит в аудитории при относительно небольшом количестве участников: от 10 до 15 человек. В некоторых случаях рядом с тренером работает помощник.
На тренингах можно понять, что все трудности в жизни преодолимы, и услышать диаметрально противоположные мнения касательно одной и той же темы.
Для проведения таких занятий обычно используются следующие формы и инструменты:
- непродолжительные лекции;
- дискуссии;
- просмотр видео;
- различного рода упражнения;
- медитация;
- игровая форма;
- и другие.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
Виды тренингов
Видов тренингов довольно много, но чаще всего речь идет о двух из них: бизнес-тренингах и тренингах личностного роста.
Тренинг личностного роста
Что такое тренинг личностного роста? Такие занятия помогают раскрывать потенциал человека, совершенствовать его лучшие качества.
Изменить жизненную позицию, по-другому взглянуть на себя, свои отношения с близкими, коллегами, избавиться от стереотипов мышления, манеры поведения, которые не дают человеку развиваться и становиться успешным — все это может быть целью занятий.
Упор делается на позитивные перемены, чтобы люди ощущали себя более свободными и счастливыми.
Неуверенные в себе, закомплексованные женщины учатся находить общий язык с противоположным полом, преодолевая излишнюю застенчивость и недоверие к мужчинам.
Родителей учат понимать своих бунтующих подростков – вспоминать себя в их возрасте, пытаться взглянуть на мир глазами детей и найти общий язык.
Что такое тренинг активного личностного роста? Он может быть посвящен умению правильно ставить цели, воспитанию уверенности; обучать тому, как стать лидером в коллективе, хорошим оратором и так далее.
Бизнес-тренинги
Востребованной разновидностью бизнес-тренинга является корпоративный его вариант. Что это такое? Целью подобных занятий, как правило, становится развитие у персонала навыков для успешного решения бизнес-задач, повышения эффективности их работы.
Например, популярны тренинги тайм-менеджмента, успешных продаж, развития управленческих навыков, командообразования, переговоров.
Крупные компании часто организуют такие мероприятия для своих сотрудников, ведь бизнесу нужны настоящие профессионалы. Тренинги могут проводить корпоративные тренеры и приглашенные специалисты.
Часто на бизнес-тренингах отрабатывают конкретные навыки – ведения телефонных переговоров, проведения презентаций, рекламных акций и так далее.
Что такое пост-тренинг
Пост-тренинг — это занятия, которые должны закрепить и развить результаты проведенного тренинга.
Пост-тренинговый курс может быть организован в виде дополнительных занятий в более мелких группах, курируемых помощниками тренера. Возможны и такие формы проведения: мастерские, семинары, коучинг, переписка с тренером, дистанционные курсы.
Как часто стоит посещать тренинги? Это вопрос индивидуальный. Если касаться бизнес-тренингов, то определенная периодичность должна соблюдаться.
Перегружать людей занятиями, конечно, не стоит, но программу обучения неплохо составить, допустим, на полгода вперед.
К примеру, служба персонала изучила показатели эффективности сотрудников по системе KPI, выявила проблемные места и очертила круг тем для бизнес-тренера.
Что касается тренингов личностного роста, здесь каждый решает сам, нужны ли ему такие занятия. Не все готовы объективно взглянуть на себя и постараться что-то исправить.
Тренинг – не панацея от всех бед, даже самый лучший ведущий не решит ваших проблем, он только поможет разобраться в себе, а потрудиться предстоит лично вам.
Частое посещение тренингов сродни зависимости – от личности тренера, от веры в помощь извне, от моды, наконец.
Работать над собой должен каждый из нас, вы не станете лучше по мановению руки тренера. Но, если вам повезло встретить настоящего профессионала, помощь его будет весьма ценной. Тогда тренинг под его руководством окажется вашим стартом в новую жизнь.
Бизнес-тренинги
Одна из наиболее востребованных разновидностей тренингов. Часто практикуется в коллективах фирм или предприятий, возникло даже специальное определение – корпоративный тренинг. Основной целью его является совершенствование навыков сотрудников организации в области успешного решения бизнес-задач, достижения большей эффективности в сферах производственной деятельности и управленческого взаимодействия. Бизнес-тренинги отличаются большим разнообразием форм и методов проведения. Они доказали свою эффективность, как, впрочем, и все остальные виды тренингов.
Как проходят тренинги?
Побывав на различных мероприятиях, пришел к выводу, что качественное обучение возможно только при ограниченном количестве участников. Поэтому меня сложно встретить на масштабных саммитах предпринимателей или выступлениях мировых гуру “успешного успеха” на 5000 человек.
Пусть даже с таким небольшим количеством участников тренер не может обойтись без помощников. Обычно ему помогают 2-3 человека. Чем больше внимания для каждого ученика, тем лучше.
Структура проведения мероприятия у каждого тренера немного отличается, но в целом можно выделить три составляющие:
- Теория. Участников знакомят с новой информацией.
- Демонстрация. Тренер показывает на практике то, что было озвучено в теоретическом блоке
- Практика. Участники разбиваются на подгруппы и повторяют за тренером все действия.
- Обсуждение. После упражнения участники задают дополнительные вопросы, а также делятся своими впечатлениями: что было легко, что сложно.
Иногда малые группы соревнуются между собой кто лучше выполнит то или иное задание. Это еще больше вовлекает участников в процесс обучения. Главное в процессе тренинга — полное погружение в процесс. Без этого результат будет не самым лучшим.
Отдельно стоит сказать о развитии взаимоотношений внутри участников. Казалось бы, что все люди разные и каждый новый коллектив единомышленников формируется по разному сценарию. Но в целом групповая работа проходит несколько шагов на пути своего развития.
Знакомство
На данном этапе команда только формируется и активность участников может быть низкой. Люди начинают друг с другом знакомиться и занимать свои места. Возможно появление лидера внутри группы, к которому будут прислушиваться остальные участники.
Этот человек может задавать общий тон общения на этой стадии. Если лидер открыт и не скрывает свои чувства и недостатки, то группа охотно присоединится к нему и начнет движение вперед. Стоит отметить, что данный этап не очень продолжительный
Шторм
После того, как сообщество освоилось, наступает следующая стадия. В этот период каждый участник команды пытается утвердится в глазах окружающих. В бизнес тренингах эту стадию принято называть “определением ролей и функций”. На простом языке это можно назвать перетягиванием каната.
Это самая ценная стадия для лидера, так как его положение под угрозой. Хороший лидер убеждает каждого из участников взять на себя ответственность, принимает право каждого члена команды на самоутверждение, допускает любые возражения со стороны.
На любом тренинге главным лидером является тот, кто проводит обучение. На многодневных тренингах стадия шторма наступает на второй день. Профессиональные тренеры шутливо называют эту стадию днем убийства тренера.
Но хороший специалист “воскресает” уже на третий день
Важно помнить, что как в общей, так и в малых рабочих группах это неизбежная и необходимая стадия, к которой нужно быть готовым
В реальном мире большинство команд в бизнесе и спорте очень редко проходят данный этап, но если лидер знает как работает динамика группы, то совершить такой переход не сложно
Штиль
Развитие взаимоотношений в группе переходит в стадию сплоченности. Возражений почти нет, все участники группы со всем соглашаются, предлагают свои варианты, быстро преодолеваются любые разногласия. Каждый из участников старается помогать отстающим. Но есть одна опасность.
На этом этапе существует вероятность переоценки возможности группы. Вполне возможно, что стадия спокойного продвижения имеет вторичные выгоды для каждого из участников. Например, быстрее выполнить упражнение и пойти домой.
Обязанность хорошего лидера искусственно поддерживать некое психологическое напряжение внутри коллектива. Если все слишком хорошо, то это не совсем хорошо). Опытный тренер может использовать для повышение динамики работы такие инструменты как фрустрацию и троллинг).
Сравнительная таблица видов тренингов
«Попса» | «Шансон» | «Джаз» | |
Структура тренинга | Заранее расписана, жесткая. | Заранее расписана, не жесткая. | Заранее известны конечные цели, не жесткая. |
Роль тренера | Учитель, «звезда» | Учитель-наставник | Наставник, эксперт |
Содержание тренинга | Заранее написано, основывается на представлениях тренера (школы). | Заранее написано, может меняться в зависимости от опыта участников. | Заранее написаны основные ключевые моменты, создается совместно в процессе работы на тренинге. |
Результат тренинга | Предсказуем, часто баллирован, не зависит от состава группы. Зависит от артистизма и харизмы тренера. | Частично предсказуем, зависит от дополнительных факторов мотивации участников. В меньшей степени зависит от артистизма тренера. | Предсказуем в рамках системы. Зависит от работы группы, которую тренер приводит к самостоятельному поиску информации. |
Разделение ответственности за результат | Полностью на тренере. | В основном, на тренере, частично передается слушателям. | Тренер отвечает на процесс достижения результата, за сам результат – группа. |
Долговременность и глубина усвоения материала | Поверхностное усвоение на уровне знаний о существовании навыков. Краткосрочные изменения поведения на уровне деятельности. | Понимаются собственные шаблоны поведения и необходимость их изменения. Более длительный эффект на уровне способностей. | Долговременный эффект. Глубокое усвоение самостоятельно полученной информации. Изменения на уровне ценностей и убеждений. |
Подготовка тренера | В рамках материала тренинга. | В рамках темы тренинга и прилегающей к ней областей знаний. | В рамках темы тренинга и прилегающих к ней областей. Знания и опыт управления группой. Личностная проработка. |
Раздаточный материал | Объемный, не зависит от специфики группы. | Объем меньше, частично изменяется в зависимости от специфики группы. | Объем небольшой, так как в процессе тренинга группа дополняет и самостоятельно создает необходимые ей материалы. Полностью зависит от специфики группы. |
Длительность | Кратковременные | Долговременные | Долговременные |
Доходность и известность тренеров | Быстрый заработок и известность в массах. | Средний заработок и известность среди специалистов. | Много не зарабатывают, известны и уважаемы в узком круге профессионалов. |
Виды компаний | С жесткой корпоративной культурой. | С размытой корпоративной культурой. | Самообучающиеся компании. |
Польза тренинга
Что такое полезный тренинг, зачем люди вообще посещают такое мероприятие и чего от него ждут?
На хорошо организованных занятиях, которые ведут профессионалы своего дела, можно научиться многим вещам:
- получать полезную информацию и пользоваться ею;
- приобретать необходимые навыки поведения и общения;
- решать поставленные задачи;
- анализировать ошибки и извлекать из этого уроки;
- познавать себя за счет обратной связи в группе;
- выбирать приемлемую модель поведения;
- избавиться от привычек, мешающих в жизни;
- делиться своими страхами, переживаниями, проблемами;
- провести время интересно и полезно.
Виды тренингов
Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.
Навыковый тренинг
Навыковый тренинг
направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.
Навыковый тренинг может включать в себя следующие тренировки.
- физические: силовая;
- интервальная;
- уличная (Street Workout);
- фартлек;
- гипоксическая;
Психотерапевтический тренинг
Психотерапевтический тренинг
(более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменение способа, которым человек воспринимает что реально, а что нет, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесно-ориентированной, танце-двигательной терапии и др.
Социально-психологический тренинг
Социально-психологический тренинг
(СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.
Бизнес-тренинг
Бизнес-тренинг
(и его наиболее характерная разновидность, — корпоративный тренинг) — развитие навыков персонала для успешного выполнения
бизнес-задач
, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий. Бизнес-тренинг это ёмкий и сложный процесс, затрагивающий все аспекты бизнеса (деятельности компании, организации), требующий системного подхода. В структуру бизнес-тренинга могут входить тренинги по продажам и обслуживанию клиентов, тренинги по формированию управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента, тренинг по внедрению корпоративной культуры, все вышеперечисленные тренинги. Но, не один из перечисленных тренингов не является бизнес-тренингом в частности. Бизнес-тренинг — процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания, умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса. Отсюда и название бизнес-тренинг.
Бизнес-тренинги могут разрабатываться и проводиться как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами
Однако, важно понимать, что бизнес-тренинг не ограничивается тренингом по продажам(sales-тренинг), а тренер по продажам(sales-тренер) отнюдь ещё не является бизнес-тренером. Тренинг по продажам это всего лишь возможная составляющая бизнес-тренинга.
Бизнес-тренинги
в свою очередь, так же могут подразделяться на группы и подгруппы:
- Профессиональное развитие: Личная эффективность
- Предпринимательская деятельность
- Менеджмент
- Маркетинг
- Управление эмоциями
- Тайм-менеджмент
- Постановка и достижение целей
По сферам деятельности (маркетинг, менеджмент, управление персоналом и так далее)
MBA (Master of Business Administration)
— программа подготовки менеджеров среднего и высшего управленческого звена для эффективной работы в бизнесе, государственном и муниципальном управлении (
стандарт MBA
).
Бизнес-мастерская
— новейший вид бизнес-тренинга. Как и в бизнес-тренинге, в ней чередуются формы активности, от мини-лекции до деловых и ролевых игр. Существенное отличие — участники самостоятельно создают программу обучения во время мастерской, действуя в рамках темы, времени и опыта. Обязательными условиями успешного проведения бизнес-мастерской являются:
- Для 70 % участников опыт работы в любой сфере деятельности должен превышать три года.
- Бизнес-мастерская более чем на 70 % должна состоять из упражнений, деловых игр, кейсов.
- Основная роль бизнес-тренера — модерация.
Целью бизнес-мастерских является закрепление или переосмысление имеющихся знаний, а также отработка умений и навыков, необходимых в вопросах получения и приумножения прибыли.
Психотерапевтический тренинг
Психотерапевтические тренинги оказывают глубокое влияние на внутренний мир человека и направлены они на изменения в сознании личности. Они призваны путём преобразования стереотипов поведения, способа создания поля реальности помочь преодолеть внутренние кризисы, способствовать личностному росту. Направления деятельности психотерапевтических групп совпадает с основными методиками психотерапии: танцевально-двигательной терапией, психодраматической, гештальт, телесноориентированной и многим другим.
Инструменты тренингов
Фасилитация
— инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.
Видео анализ
— инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видео анализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения. Пример видео анимаций для анализа эффективности определенной системы физической подготовки представлен ниже.
Для чего нужны тренинги?
Разобрав виды тренингов, мы вскользь коснулись того, зачем вообще они нужны. Но в этом разделе попробуем разобрать дополнительные ценности, которые может дать подобный формат обучения.
Окружение
Успех каждого человека в действительности зависит от его окружения. Сейчас даже есть такая наука как нетворкинг. Она обучает заводить полезные связи. Тренинг — отличная площадка для таких знакомств, ведь зачастую на таких мероприятиях присутствуют состоятельные люди с высоким уровнем дохода и развития.
По моему опыту могу сказать, что с большинством моих партнеров по бизнесу я познакомился проходя подобное обучение. Во-первых, участники тренинга это команда, которая мыслит также как и вы. Во-вторых, во время обучения люди быстрее сближаются друг с другом, что способствует укреплению взаимосвязей.
Навыки
Тренинги дают возможность получить те навыки, которые невозможно получить одному, просто просматривая видео дома.А ведь есть такие задания, которые невозможно сделать в одиночку.
Для отработки определенных способностей есть такие упражнения, в которых минимум должно принимать участие 3 человека. Можно, конечно, попробовать это сделать с друзьями дома, но далеко не факт, что близкие люди разделяют ваши стремления к саморазвитию.
Более того, на тренинге создается такая атмосфера, что для оттачивания какого-то навыка достаточно нескольких подходов. В “тепличных” домашних условиях придется тренироваться намного дольше. Получить навык на тренинге — ценнейший опыт.
Обратная связь
В обычной жизни любое оценочное суждение со стороны носит в себе либо критику, либо похвалу. Самое забавное, что и то и другое не приносит никакой пользы для человека, который стремиться к изменениям.
При получении похвалы вы можете не заметить те зоны, над которыми нужно работать. При неконструктивной критике, может достаться порция такого негатива, которая напрочь погубит все стремления к саморазвитию.
Обратная связь на тренингах дается со стороны независимого наблюдателя по определенной структуре
После получения такой оценки, участник знает над чем нужно работать, на что обратить внимание и знает точно свои зоны роста
Решение
Не раз был свидетелем того, как во время тренингов люди принимали судьбоносные решения. На подобном обучении, как правило, приходят инсайты (озарения). Казалось бы нерешаемые задачи в жизни вдруг становятся простыми и разрешимыми.
Иногда разум раскрывается настолько широко, что человек слышит решения своих проблем в виде шепота внутреннего голоса. Участники начинают прислушиваться к своей интуиции и эмоциям, а не к навязанному мнению со стороны.
Тренинги отличаются от других видов обучения своей интенсивностью. За короткий промежуток времени можно упаковать огромный массив знаний и набор навыков, что делает из участника такого обучения по сути нового человека.
Виды тренинга. Классификация тренингов.
Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Большинство бизнес-тренингов являются навыковыми, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.
Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др.
Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.
Бизнес-тренинг (корпоративный тренинг) — развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий. К бизнес-тренингам относятся тренинги продаж и обслуживания клиентов, тренинги управленческих навыков, тренинги наставничества на рабочем месте, тренинги командообразования, тренинг тайм-менеджмента.
Классификация тренингов.
1. Тренинги навыков.
Цель тренинга – дать конкретный навык для последующего использования в работе или личной жизни. Таких тренингов множество.
Прежде всего, сюда относится большинство бизнес-тренингов. В сфере личностного роста к тренингам навыков относятся тренинги знакомств, коммуникаций, приготовления блюд, скорочтения, макияжа и так далее. Личностные изменения появляются здесь не как результат полученных навыков, а вследствие изменения самооценки человеком, который стал владеть какими-то дополнительными навыками.
Виды тренингов по принципам набора.
По принципам набора участников групп все тренинги делятся на открытые и корпоративные.
Открытые тренинги — это тренинги, на которые собираются совершенно различные люди, заинтересованные в получении соответствующих навыков и оплатившие тренинг из собственных средств.
Корпоративные тренинги проводятся с персоналом какой-то организации (группы организаций) по заказу ее руководства. Оплата работы тренера проводит компания.
2. Трансформационные тренинги.
Цель тренинга – выйти из проблемной ситуации. К трансформационным относятся тренинги, которые позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни.
В некоторых случаях в ходе тренинга человек не получает никаких новых навыков, которые он затем смог бы использовать в обычной (вне тренинга) жизни. Сюда относятся многие тренинги, связанны с преодолением страхов и других внутренних барьеров.
Виды тренингов по степени жесткости.
Трансформационные тренинги могут иметь различную степень жесткости используемых процессов.
К мягким тренингам относятся такие, в ходе которых его участники получают новую информацию, выполняют задания, участвуют в играх, анализируют по предложенным тренером правилам свои и чужие ситуации. И в итоге понимают, каким образом возникла та ситуация, которая привел их на тренинг. И каким образом из нее нужно выбираться.
В тренингах средней жесткости используются более провокативные методы – ролевые игры, задания на взаимодействия с неприятными людьми (например, попросить деньги у прохожего), совершение несложных, но ранее неприемлемых или осуждаемых поступков, и так далее.
В тренингах высокой жесткости используются еще более провокативные приемы, которые сначала выводят человека из привычного состояния закрытости и контроля над ситуацией (например, путем прямых оскорблений). А затем, когда человек сбрасывает привычные защитные оболочки, с ним проводится работа, приводящая к сильным внутренним изменениям.
3. Психотерапевтические тренинги.
Цель тренинга – устранить неприятное психическое состояние. В ходе тренинга его учащиеся выполняют ряд заданий, смысл которых может быть для них непонятен или неочевиден (интенсивно дышат, рисуют, разыгрывают ситуации), но в совокупности проведенные процессы дают желанный результат – изменения психического состояния на более спокойное и радостное. Сюда относятся тренинги по Арт-терапии, расстановки по Хелингеру, трансперсональная психотерапия, телесная психотерапия, танцевально-двигательная терапия и так далее.
4 Тренинги духовного развития.
Цель тренинга – дать новое мировоззрение, новую систему ценностей. В ходе тренинга дается некоторая новая философская или философско-религиозная модель мироустройства и практические навыки по существованию в рамках этой модели. Например, йога.
5. Оздоровительно-развивающие тренинги
Цель тренинга – дать навыки по повышение возможностей нашего тела. В ходе оздоровительно-развивающих тренингов его участники выполняют ряд заданий и или осваивают упражнения по работе со своим телом, которые затем можно будет выполнять самостоятельно. К оздоровительно-развивающим тренингам можно отнести различные дыхательные практики, динамические медитации Раджниша, энергетические практики, сексуальные тренинги (Мужская сила) и так далее.
Базовые тренинговые методы.
Групповая дискуссия; Игровые методы; Арт-терапия в тренинге; Медитативные техники в тренинге; Аутотренинг; Метод анализа конкретных ситуаций («кейс-метод»); Психогимнастика
Парадигмы тренинга.
1. Тренинг как своеобразная форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи положительного подкрепления формируются нужные модели поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего.
2. Тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков эффективного поведения.
3. Тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков.
4. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Что такое тренинги и для чего они нужны — 6 фактов простым языком
Если вы думаете, что данная тема вас не касается, то спешу разочаровать. Каждый современный человек обязан знать что такое тренинги и для чего они нужны. Почему, спросите вы?
Все просто: это очередной этап развития человечества в сфере информационных и образовательных услуг. Я уверен, что придет момент, когда каждый житель нашей планеты побывает хоть один раз на тренинге в своей жизни!
И если быть подготовленным к этому виду обучения, то результат будет намного выше чем даже тот, на который вы рассчитывали, когда записывались в участники мероприятия. Еще данная статья — некоего рода исповедь человека, который за последний год прошел 4 очень достойных интенсива по личностному развитию.
Вот еще одна мотивация, по которой этот материал должен появиться на страницах Yourselfbranding. Моя обязанность рассказать все, что я знаю о тренингах для простых людей доступным языком. Потому что за каждым незнакомым термином в сфере тренинг образования, скрываются очень даже знакомые слова для обычных людей. Я уверен, что если человек информирован — значит вооружен. Согласны?)
Кто я такой, чтобы мне верить? Здесь представлены несколько моих регалий, которые свидетельствуют о том, что у меня есть определенное право рассуждать на данную тему. А вот какие вопросы мы рассмотрим в данной статье:
И в конце статьи все самые главные выводы о тренингах, которые я прошел за последний год. Итак, тренинги — деньги на ветер или новая жизнь?
Основные виды тренинга
Если смотреть глазами обывателя, то все тренинги можно разделить на 3 большие категории. Они отличаются по стилю проведения и по затрагивающим сферам деятельности человека. Сразу предупреждаю, что нет прямой зависимости между видом тренинга и результатами, которые потом получает участник. Все зависит немного от других факторов, которые мы рассмотрим чуть ниже.
Мягкие
Данный вид подходит тем участникам, которые хотят проходить обучение в комфортной обстановке, не меняя привычного ритма жизни. В таких тренингах используют ролевые игры, которые моделируют различные жизненные ситуации. Погрузившись в игру, человек понимает откуда пришла та или иная проблема в его жизни. На основе этих новых знаний делаются выводы, которые ведут к внутренней трансформации (изменению).
К такому типу тренингов можно отнести следующие тематики: отношения, счастье в семье, повышение сексуальности, изменение отношения к деньгам, карьерный рост, поиск призвания в жизни.
Твердые
В случае данного стиля проведения обучения, применяется строгий регламент и правила. Очень частая ситуация штраф за опоздание или не выполнение задания. Часто во время таких тренингов даются достаточно сложные задания. Например, продать ручку прохожему или попросить взаймы в соседнем офисе.
Принято считать, что такие тренинги способны дать больше результатов, но людям с более тонкой психикой не рекомендую принимать участие в таких мероприятиях. Вот в каких нишах используется данный тип обучения: пикап (знакомство на улице), большинство бизнес тренингов по продажам и переговорам.
Хард-кор
Если нужно получить очень быстрый и ощутимый результат, то советую идти на такие тренинги. Поскольку в данном случае уровень стресса при выполнении заданий будет самый максимальный, помните о том, что этот вариант далеко не для каждого. Такие интенсивы проводят в формате “буткемп”. Это когда людей на несколько дней, а то и недель, изолируют от внешней привычной среды и прокачивают нужные навыки почти круглосуточно.
Помимо того, что эти тренинги стоят достаточно дорого, у тех, кто не справился с заданием в срок, могут быть дополнительные издержки в виде денежных перечислений на благотворительность. Все мужские тренинги по повышению мотивации работают именно так. В последнее время в режиме хард-кор проводятся и некоторые программы по бизнес тематике.
Если говорить о видах тренингов еще проще, то их можно разделить в зависимости от поставленных задач. Вполне может оказаться, что вы выбрали обучение, а оно оказалось очень далеким от поставленных вами целей.
Тренинги по прокачке навыков
В последнее время данный тип обучения становится более популярным. Его основная задача не просто новая информация, а тренировка конкретных действий. Знания без практики не несут ценности.
Например, в моей школе по 3д визуализации был как раз навыковый тренинг: для того, чтобы что-то делать, все знания по данной теме не нужны. Дается только тот объем информации, который нужен для выполнения конкретного узкого задания.
Очень часто такие тренинги проходят в режиме воркшопа (workshop с англ. — мастерская). Это когда тренер демонстрирует какой то навык, а участники его повторяют. Обычно после такого воркшопа у человека есть конкретный измеримый результат.
Вот примеры воркшопов, которые я проводил: “Создание ютуб канала с нуля”, “Запуск первой e-mail рассылки”.
Трансформационные тренинги
Этот вид тренингов рассчитан для изменения мыслительных процессов человека. Главная задача таких мероприятий не знания и не навыки, а внутренняя трансформация. Иногда такое обучение называют “тренингами по личностному развитию”.
У каждого человека есть свое поведение, которое зависит от набора основных убеждений и мыслительных шаблонов. Это своего рода программное обеспечение, в рамках которого человек существует. От того, как человек мыслит и зависят его результаты в жизни.
И если участника тренинга не устраивает то, как он живет сейчас, то трансформационный тренинг — хороший инструмент для существенных изменений.
Естественно, что подобное обучение имеет очень много разновидностей, но это тема для отдельной статьи.
Достоинства и недостатки
При всех очевидных преимуществах у такой формы обучения существуют также некоторые недостатки, которые необходимо учесть руководителю компании или предприятия.
Это:
- Замкнутость и неискренность участников — не все хотят раскрываться перед коллегами или обсуждать свои недостатки, проблемы.
- Возможность утечки информации. Для избегания этой проблемы с участниками заключаются договоры о неразглашении информации, полученной во время обучения.
- Ошибки тренера. Например, он не смог правильно расставить приоритеты обучения или дал отрицательный импульс, подвергнув кого-то из работников критике.
К очевидным достоинствам для участников относят:
- получение новых знаний и практических навыков;
- приобретение уверенности в себе;
- понимание собственных ошибок и способов их устранения;
- расширение общих познаний в профессиональной и психологической сфере.
А руководители компаний и предприятий выигрывают, получив в результате тренинга более сплочённый и обученный персонал.
Значение психологических тренингов
Психологические тренинги способствуют личностному развитию и самопознанию. На своих занятиях опытные психологи оказывают психологическое воздействие на клиента, чтобы нормализовать его психическое состояние, помочь ему самовыразиться, выстроить приятельские взаимоотношения с окружающими. Методики, используемые специалистами (например, психологом Батуриным Никитой Валерьевичем) помогают детям и подросткам выработать определённые качества характера, полезные навыки и формы поведения. Дети избавляются от комплексов, фобий, учатся правильно поступать в различных ситуациях, тактично общаться, самостоятельно справляться с трудностями.
Психологический тренинг для детей любого возраста включает интересные психологические упражнения и увлекательные игры. В процессе каждого психологического занятия происходит обучение какому-то конкретному навыку или модели поведения.
Тренинги по психологии могут быть индивидуальными или групповыми. В зависимости от требуемого результата выбирается нужная форма обучения. Применение групповых психологических тренингов целесообразно для тренировки навыков коммуникации, стрессоустойчивости, уверенности в собственных силах. Польза от психологических упражнений возможна только в том случае, если ребёнок сам заинтересован в переменах и личностном росте.