Чем вреден и чем полезен конфликт

Определенные обстоятельства, недопонимание, негативное отношение к собеседнику приводят к конфликту.

Этот инцидент случается у каждого и это естественный процесс, который происходит в разных жизненных ситуациях.

Специалисты выделяют как плюсы, так и минусы конфликта. У таких инцидентов есть немало последствий, с которыми следует ознакомиться.

Рекомендации по коррекции гипертимного типа акцентуации характера вы найдете на нашем сайте.

Природа и основания возникновения

Конфликт рождается, когда одна сторона считает, что другая ущемляет ее интересы.

Когда у людей слишком разное восприятие происходящего, не совпадает мнение по тому или иному вопросу, происходит столкновение.

Каждая сторона пытается доказать свою правоту, отвергает аргументы противника. Люди перестают слышать друг друга, зацикливаются только на своей точке зрения.

Пропадают уважение друг к другу, толерантность, растут ненависть, презрение. Рождается стремление доказать другой стороне свою правоту и принять ее.

Специалисты считают конфликты естественным явлением, которое возникает в ходе социализации человека.

Он пытается завести друзей, появляются определенные знакомства. В ходе общения порой собеседники понимают, что их мнения расходятся, а это рождает негативные ситуации.

Обычно сопровождаются конфликты спорами, агрессией, но бывают случаи, когда собеседники приходят к компромиссу, уважительно относятся не только к своему мнению, но и к мнению оппонента.

Психологами выделяется несколько причин конфликтов:

  1. Объективные. Несовпадение интересов, взглядов на жизнь. Стороны в этом случае не могут принять взгляды друг друга, критикуют.
  2. Организационно-управленческие. Связаны с профессиональной деятельностью человека, когда работник допускает ошибки, чувствует давление руководителя, либо начальник не исполняет поручения, критикуется подчиненными. Обе стороны бывают недовольны друг другом, ожидания не соответствуют реальности.
  3. Социально-психологические. Обычно это неправильная оценка результатов деятельности, либо человек относится к взрослому как к ребенку и разговаривает с ним, как с маленьким, не дает серьезных поручений.
  4. Личностные. Несовпадение темпераментов, характеров, недостаточная социальная адаптивность, неправильная оценка собственных возможностей. Собственное самосовершенствование поможет предотвратить негативные ситуации.

Спровоцировать такой инцидент могут также повышение голоса, грубые выражения, высокомерие, отсутствие желания поговорить, решить проблему в ходе общения.

Причины возникновения конфликтов:

Позитивные и негативные последствия конфликтов

Разрешение конфликта может быть полное или частичное. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. При этом «образ врага» трансформируется в «образ партнера», установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество.

При частичном же разрешении конфликта чаще изменяется только внешняя его форма, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства.

Успешное разрешение конфликта связано с определенными условиями, а именно:

своевременной и точной диагностикой его причин. В ходе этого выявляются объективно существующие противоречия, интересы, цели. На основе такого анализа определяется так называемая деловая зона конфликта:

обоюдной заинтересованностью сторон в преодолении противоречий. Это возможно при взаимном признании интересов каждой из сторон, для чего субъектам конфликтов необходимо освободиться от недоверия друг к другу;

совместным поиском путей преодоления конфликта. В данной ситуации могут быть использованы самые разные средства и методы.

В социологической науке соответствующее внимание уделяется выработке технологии регулирования конфликтов, управления ими.

Задача управления конфликтом в том и состоит, чтобы не допустить его разрастания и снизить негативные последствия. В качестве субъекта управления конфликтом может выступать как одна из его сторон, так и, скажем, третья сила, не участвующая в нем, но заинтересованная в его урегулировании. Кто бы ни выступал субъектом управления социальным конфликтом, важно найти способы регулирования конфликтных отношений. Этому могут способствовать следующие меры:

сделать социальные конфликты (прежде всего теневые, неявные, латентные) достоянием гласности, максимально открытыми. Это позволит поставить их под контроль и своевременно отреагировать на процессы, происходящие в ходе противоборства сторон; снизить степень социально-психологического возбуждения.

Разрешение социального конфликта — дело довольно сложное. Оно может идти различными путями, использовать различные методы.

Метод избегания конфликта может выражаться в уходе с политической арены того или иного политического деятеля или угрозе ухода, в избегании встреч с противником и т. д. Однако избегание конфликта не означает его ликвидацию, ибо остается сама причина.

Метод переговоров позволяет избежать применения насилия. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы сторон, объективно оценить истинное соотношение сил и условия примирения. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству.

Метод использования посредничества — примирительная процедура. В роли посредников могут выступать как организации, так и частные лица, а функции посредников могут выполнять не только правительственные, но и любые другие учреждения и организации. Практика подтверждает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его участия согласие было бы невозможно. Так, в сложных социальных конфликтах на Западе роль посредников выполняют лауреаты Нобелевской премии. Такая практика наглядно демонстрирует те высокие требования, которые предъявляются личности посредника (авторитет, нравственность, профессиональная компетентность, высокий интеллект).

Метод откладывания, что нередко означает сдачу своих позиций. Это действие распространено на практике. Но здесь важно подчеркнуть, что сторона, «сдавшая свои позиции», по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу сделает, как правило, попытку вернуть утраченное.

Метод третейского разбирательства, или арбитраж. При разборе строго руководствуются нормами законов, в том числе международного права.

Поиск путей выхода из конфликтных ситуаций способствует выработке и других методов разрешения социальных конфликтов.

Осмысление природы и содержания общественных конфликтов позволило выработать следующие рекомендации, которые могут помочь ускорить процесс разрешения конфликта:

во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению вопросов, касающихся содержания конфликта;

стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности;

необходимо демонстрировать взаимное уважение друг к другу;

участники переговоров должны гласно и доказательно раскрывать позиции друг друга и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями;

все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу.

Е.Г. Логунова, канд. филос. наук, доц.

Необходимые и достаточные условия и факторы

Условия конфликта , это обстоятельства, которые провоцируют возникновение негативных ситуаций. Они могут быть объективными и субъективными. К объективным условиям относятся:

  • перемены в экономической, политической и социальной жизни общества,
  • финансовое расслоение граждан, когда доходы людей значительно различаются,
  • нарушение традиционных, нравственных устоев,
  • болезни: как физического, так и психологического плана.

Субъективными условиями для рождения конфликта являются:

  • человек слишком тревожный и волнительный,
  • стрессовое состояние,
  • эгоистичное поведение,
  • низкие нравственные, личностные качества человека,
  • невозможность строить отношения с другими людьми.

Факторов возникновения конфликтов существует множество. Основными являются расхождение духовных ценностей, образа жизни, жизненных устремлений.

Нередко ими становятся также негативные черты характера: гордость, эгоизм, высокомерие, стремление подавлять, вспыльчивость и эмоциональность.

И наоборот, помогают найти компромисс такие позитивные черты как дружелюбие, терпимость к другим, позитивное отношение к окружающим, умение соблюдать спокойствие, стремление найти решение проблемы.

Структура, конструктивные и деструктивные функции

Конфликт состоит из следующих элементов:

  1. Объект. Им могут выступать материальные, духовные или социальные ценности. В зависимости от ситуации они различаются.
  2. Участники. Это индивиды, группы людей, организации и даже государства. Конфликтовать могут не только отдельные личности, но и огромные группы.
  3. Условия, социальная среда. Роль играют, к какому социальному классу принадлежат участники, где проживают, какие профессиональные должности занимают.
  4. Субъективное восприятие. Каждый участник конфликта по-своему воспримет ситуацию, ответит на нее определенными эмоциями и чувствами.
    Одного человека они могут буквально захлестывать, а другой воспримет происходящее спокойно, без эмоций.

По мнению психологов, конфликты выполняют конструктивные и деструктивные функции. К конструктивным функциям относятся:

  1. Выявление противоречий. Конфликт способен высвечивать нерешенные вопросы, которые существуют между людьми.
  2. Оценка индивидуально-психологических особенностей человека. Участники конфликта выясняют ранее неизвестные черты характера друг друга.
  3. Ослабление психической напряженности. Можно избавиться от раздражительности, снять напряженность.
  4. Развитие личности. Человек приобретает опыт общения с людьми, учится строить коммуникации с другими людьми, находить общий язык.
  5. Улучшение качеств индивидуальной деятельности. Активность людей ускоряется, вырабатываются навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Иными словами, конструктивные функции , положительные. Они выполняют позитивные функции, которые лучшим образом влияют на личность человека, а конфликт выступает своеобразным развитием, получением опыта.

Деструктивные функции отличаются , они являются негативными и включают в себя:

  1. Нарушение системы коммуникаций , человек сталкивается с трудностями при общении с людьми.
  2. Человек испытывает негативные эмоции.
  3. Рост неприязни по отношению к другой стороне конфликта.
  4. За одним конфликтом может последовать другой, если стороны так и не решили возникшие разногласия.

Конфликт выполняет как позитивные, так и негативные функции.

Обе стороны испытывают определенные эмоции и чувства в процессе конфликта, поэтому психологи говорят, что данные инциденты , это опыт.

В одном случае он может быть положительным, а в другом отрицательным.

Конфликты: конструктивные или деструктивные , как определить? Смотрите видео:

Позитивные функции конфликтов

Современное понимание конфликтов в социальных науках исходит из представления о позитивных функциях конфликта.

Это легко принимается, когда речь идет о теоретических рассуждениях социологов о процессах, происходящих в социальных системах. Но психолог имеет дело с живыми людьми и видит перед собой страдающего человека, тяжело переживающего жизненные сложности, что эмоционально бывает трудно совместить с рассуждениями о пользе конфликтов.

Однако и для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли.

Конфликт — источник развития. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития. Чем значимее конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллектуальное развитие. Также общепризнанным можно считать тезис о противоречиях как источнике развития группы, включая и возможные конкурентные процессы. Так, Б. Ф. Ломов считает, что в совместной деятельности «соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного «катализатора» развития способностей». Аналогичную функцию стимулирования активности и развития конкуренция играет в группе.

Конфликт — сигнал к изменению. Из других позитивных функций конфликта наиболее очевидной является сигнальная функция. Обсуждая типы критических ситуаций, Ф. Е. Василюк подчеркивает позитивную роль, «нужность» внутренних конфликтов для жизни: «Они сигнализируют об объективных противоречиях жизненных отношений и дают шанс разрешить их до реального столкновения этих отношений, чреватого пагубными последствиями».

Аналогичную сигнальную функцию конфликты выполняют и в межличностных отношениях. Возьмем для примера взаимоотношения родителей с ребенком. Если родители воспринимают несогласие ребенка, его новые притязания и попытки их обсуждения с родителями исключительно как неповиновение, то они будут бороться с его непослушанием, настаивать на своем и тем самым скорее всего ухудшат, а может быть, и разрушат свои отношения с ребенком. Постепенно накапливающееся напряжение подобно пару, давление которого разрывает плотно закрытый котел.

Конструктивной реакцией будет восприятие происходящего не как неповиновения, но как сигнала о необходимости изменений. Возможно, здесь будет уместна аналогия с болью. Боль неприятна, но любой врач скажет, что она выполняет важную и полезную функцию. Боль есть сигнал о том, что в организме что-то не так. Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаемся с болезнью. Конфликт, подобно боли, выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих. И если мы в ответ на этот сигнал пытаемся внести изменения в наше взаимодействие, мы приходим к новому состоянию адаптации в отношениях. Если мы на каждом этапе своих отношений достигаем нового уровня адаптации, это обеспечивает сохранение, «выживание» наших отношений.

Конфликт — возможность сближения. На психологическом материале могут быть найдены примеры, иллюстрирующие и другие позитивные функции конфликта, например «коммуникативно-информационную» и «связующую» (в терминологии Козера).

В качестве примера приведем рассказ одной молодой женщины. Она вышла замуж очень рано, ей не было еще и девятнадцати лет. Ее избранник был старше ее на несколько лет, и, хотя был тоже молод, ей казалось, что он мудрее и опытнее. Возможно, именно это привело к тому, что, несмотря на хорошие отношения с ним, она чувствовала в душе какую-то стесненность, ощущала разделявшую их дистанцию. После рождения ребенка их отношения стали ухудшаться и наконец подошли к той опасной черте, после которой, возможно, их ждало расставание. Однако произошел тот, часто неожиданный прорыв, на который всегда остается надежда. Они стали выяснять свои отношения и в ходе этого откровенного разговора поняли друг друга. Рассказав эту довольно банальную историю, женщина добавила в конце: «Я так рада тому, что этот конфликт тогда был между нами. Потому что с тех пор мы с мужем стали абсолютно близкими друг другу людьми. Я могу ему все-все сказать, что у меня на душе».

Этот новый уровень отношений между ними она связывает именно с происшедшим конфликтом. Момент прорыва, когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу, может стать для них последней возможностью взаимопонимания. Недаром социологи чикагской школы говорили: «Конфликт — это возможность разговора начистоту».

Позитивные функции внутригрупповых конфликтов. Традиционная точка зрения не только социологов, но и психологов, работавших с группами, состояла в том, что конфликты являются негативным явлением для группы и задача состоит в их устранении. Тенденция к поиску социальной гармонии в группах берет свое начало еще от школы «человеческих отношений»: избегание конфликта, рассматриваемого как «социальная болезнь», и способствование «равновесию» или «состоянию сотрудничества». Однако благодаря конфликту оказывается возможным первичное установление единства или его восстановление, если оно было ранее нарушено. Конечно, не каждый тип конфликта будет способствовать укреплению группы, равно как и не во всех группах конфликт может реализовывать подобные функции. Наличие этих позитивных потенций конфликта определяется его типом, равно как и особенностями группы.

Каждая группа содержит потенциальные возможности конфликта в силу периодически возникающего соперничества между требованиями индивидов. Характер группы будет существенно влиять на особенности этих конфликтов, в частности на их функции. Так, Козер полагает, что чем группа теснее, тем конфликт интенсивнее. Если все же в такой сплоченной группе возникает конфликт, то протекать он будет с особенной интенсивностью в силу «накопленного» недовольства и полного личностного вовлечения, характерного для группы с тесными связями. Конфликт в группах этого типа будет угрожать самим их основам, а следовательно, носить разрушительный характер.

Существенное значение для внутригруппового конфликта будет иметь и характер отношений группы с внешней средой. Так, группы, находящиеся в состоянии более или менее постоянного противоборства с другими группами, будут иметь тенденцию к более полному личностному вовлечению своих членов в общую деятельность и к подавлению отклонений от группового единства и разногласий. Большая терпимость к внутригрупповым конфликтам будет характерна для групп, отношения которых с внешней средой более уравновешены.

Внутренний конфликт также служит средством выявления у членов группы противоречивых интересов и тем самым способствует возможности нового согласования, обеспечивая восстановление необходимого равновесия.

Конфликты часто обусловливают создание ассоциаций и коалиций внутри групп, благодаря чему обеспечивается взаимодействие между членами всего объединения, уменьшается изоляция, создается почва для реализации индивидуальной активности членов группы.

В целом, указав на позитивные возможности конфликта в гибких социальных структурах, Л. Козер называет его важнейшим стабилизирующим механизмом, механизмом приспособления норм к новым условиям.

Конфликт — это возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений. Функция разрядки напряжения, «оздоровления» отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, может целенаправленно использоваться в педагогической практике. Например, А. С. Макаренко рассматривал конфликт как педагогическое средство влияния на отношения людей.

Интересно, что тот же прием усиления переживаний для инициирования благотворного кризиса Р. Мэй считает возможным использовать в психотерапевтической практике. Он пишет о том, как однажды получил чрезвычайно эмоциональное письмо от молодого человека, который просил его о помощи: «В ответном письме я поставил целью предельно обострить его переживания и вызвать кризис. Я написал, что он привык к своему положению избалованного ребенка, с которым всегда носились, а сейчас в его страданиях нет ничего, кроме жалости к самому себе и полного отсутствия мужества справиться с создавшимся положением. Я специально не оставил никакой лазейки для спасения престижа его «Я»». Мэй считает, судя по ответной реакции, что его цель была достигнута и привела к конструктивным шагам.

Подчеркивание потенциальных позитивных возможностей конфликта не должно заставить нас забыть о его вероятной деструктивной роли в жизни личности. Можно считать общепризнанным представление не только о позитивном значении эффективного разрешения и преодоления личностью возникающих внутриличностных кризисов, конфликтов, противоречий, но и о негативном, а то и разрушительном влиянии, которое может иметь для развития здоровой личности их непреодоление. Мы можем оценивать выход человека из конфликта или кризиса как продуктивный, если в результате он действительно «освобождается» от породившей его проблемы таким образом, что переживание делает его более зрелым, психологически адекватным и интегрированным.

Эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению. Точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире — обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т. д.

Напротив, те стратегии, которые, в сущности, являются психологически неэффективными, как бы их ни оценивал сам индивид, реально оказываются направленными на ослабление, смягчение остроты переживаемого кризиса и сопровождающих его эмоциональных состояний. Если вспомнить ранее использованную медицинскую аналогию, то можно сказать, что в первом случае человек, почувствовав боль, пытается выяснить ее причину и справиться с ней, вылечив болезнь, а во втором случае он просто принимает таблетки, пытаясь заглушить неприятные ощущения.

Общая практическая позиция может быть выражена уже приводившимися словами Р. Мэя: «…Нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные».

Цели и мотивы

Целью конфликта является изменение ситуации в благоприятную сторону. Человек стремится улучшить ситуацию, решить тревожащие его вопросы. Он хочет избавиться от недопонимания, найти ответы, решает выяснить, продолжать отношения или прекратить.

Мотивы формируются внутренними составляющими, убеждениями, взглядами на жизнь. На них также оказывают влияние обстоятельства, социальная среда.

Мотивы являются силой, подталкивающей индивидов к конфликту. Они могут сильно различаться в зависимости от ситуации. Как правило, ими являются:

  • интересы,
  • ценности,
  • цели,
  • идеалы,
  • убеждения.

Социальные условия, в которых находится человек, могут оказать определенное влияние на настроение индивида, его расположение духа и мировоззрение.

Стратегии поведения в конфликте:

Как определить характер человека по внешнему виду? Узнайте об этом из нашей статьи.

ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТА

Благодаря многим исследованиям в сфере конфликта удалось определить большое количество позитивных последствий или функций происходящего конфликта. Положительные последствия выявляются как на личностном уровне, где рассматриваются участники конфликта, так и на социальном уровне, где рассматривается окружение конфликта.

Позитивные последствия для первой категории (на личностном уровне)

:

1) конфликт направлен на создание структуры в социальной группе, он способствует сплочению единомышленников или группы в целом;

2) конфликт стимулирует развитие личности и индивидуальности, дает новые знания, полезные в будущем для предотвращения конфликтной ситуации;

3) конфликт устраняет синдром «покорности», провоцируя индивидов к активности;

4) конфликт выполняет информационную функцию (в конфликтной ситуации участники раскрывают многие личностные черты и особенности, поэтому лучше узнают другу друга);

5) конфликт может улучшить межличностные взаимоотношения, положительно влияет на качество деятельности, поведение участвующих сторон;

6) столкновение взглядов и мнений при водит к расширению стратегий поведения, границ мировоззрения участников конфликта.

Позитивные последствия и функции конфликта на социальном уровне

:

– конфликт заставляет меняться уже сложившиеся отношения, группы, системы в сторону совершенствования;

– инновационная функция конфликта также направлена на развитие сложившихся взаимодействий;

– конфликт, как индикатор, обнаруживает в системе преимущества и недостатки, находит наиболее слабые связи и выявляет сильные стороны отношений – диагностическая функция;

– разрешение конфликта снимает психическую и эмоциональную напряженность участников и всего окружения в целом, выступая своего рода разрядкой для психики и организма всех субъектов конфликта;

– конфликт исследует мнения, распространенные в окружении, выявляет коллективные настроения и установки, способствует актуализации демократических и гуманистических ценностей – нравственноморальная функция конфликта;

– конфликт создает более гармоничные отношения среди участников и оптимизирует внешние условия, в которых находятся участники;

– функция сплоченности конфликта, установление более доброжелательной обстановки;

– конфликт используется как средство стимулирования более продуктивной деятельности участников;

– моделирование конфликтной ситуации в деловых или ролевых играх выполняет познавательную функцию;

– конфликт может рассматриваться как профилактика конфликтных ситуаций в дальнейшем, повышается ценность согласия и бесконфликтного поведения

Оглавление

Положительные и отрицательные стороны

У данных инцидентов могут быть как позитивные, так и негативные стороны.

Позитивные последствия

Позитивными последствиями данных инцидентов являются:

  1. Развитие взаимодействий как между отдельными индивидами, так и между социальными группами.
  2. Такие ситуации совершенствуют отношения. Они переходят на новый уровень, люди раскрываются перед друг другом.
  3. Конфликты выявляют преимущества и недостатки определенных отношений.
  4. С помощью таких ситуаций можно построить более гармоничные отношения, индивиды не скрывают своих настоящих чувств.
  5. Участники ситуации познают друг друга.

Благодаря таким ситуациям люди выясняют, дружить им дальше или нет, строить отношения или не стоит этого делать.

Отношения становятся более доверительными, снимают недопонимание.

На общество конфликты оказывают положительные воздействие только в том случае, если они случаются редко, не изводят внутренне людей, не приводят к стрессовым состояниям.

Тогда люди больше доверяют друг другу, бывают более открытыми, нескрытными.

Если они случаются часто, общество становится озлобленным, агрессивным, повышаются случаи криминала, а люди не могут наладить коммуникацию, не в силах построить отношения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]