Конфликт интересов порой лежит буквально на поверхности и хорошо виден окружающим. Тем не менее наиболее серьезные проблемы возникают в тех случаях, когда подобное явление внешне незаметно. Если его вовремя не выявить, то в итоге это может сильно навредить репутации человека или организации.
Можно привести множество примеров конфликта интересов из жизни. Например, человек является боссом, а его сын работает у него помощником. И даже если последний будет блестяще справляться со своей работой, люди никогда объективно не оценят подобную ситуацию.
Что же такое конфликт интересов и как его можно обнаружить? Попробуем разобраться в этом вопросе на конкретных примерах.
Область распространения
Конфликт интересов – это повсеместно встречающееся явление. Подобные ситуации могут возникнуть в любых сферах жизни. Примеры конфликта интересов нередко встречаются между членами семьи и одноклассниками, среди сотрудников, входящих в штат одной организации, а также в сообществах, созданных единомышленниками. Причем их наличие вовсе не означает того, что люди испытывают друг к другу личную неприязнь. Наиболее сложные сферы, в которых имеет место конфликт интересов, – политический и общегосударственный сектор.
Как этого избежать?
Конфликт интересов может возникнуть в любой организации, для исключения этой возможности при устройстве на работу потенциального сотрудника могут проверять. В частности, очень часто это происходит в таких сферах как бухгалтерская (в частности, при приеме на должность «главбух») и управляющая.
Бухгалтерская сфера и ее сотрудники осуществляют ключевую роль для предприятий, так на них держится отчетность об использовании финансов и получении фирмой чистой прибыли или убытков.
Бухгалтерская составляющая производит регулирование деятельности, что является очень важным этапом. Отчетность, которую предоставляет главбух, влияет на дальнейшее развитие компании и позволяет своевременно заметить возможности получения дополнительной прибыли или сделок, оказавших негативное влияние на направления деятельности компании. Это происходит следующим образом: главбух в конце каждого расчетного периода подает отчетность, указывает на использования нецелесообразных методов деятельности или других факторов, вносящих конфликт в благоприятное развитие компании.
Для предотвращения нецелесообразного использования ресурсов и предназначена отчетность, которую ведет главбух и бухгалтерская составляющая в целом. Возникший в этой сфере конфликт интересов может повлиять на работу и отчетность, подаваемую бухгалтерами.
Определение понятия
Подобное явление имеет место в нашей жизни довольно часто. Скрыть конфликт интересов или оперативно исчерпать его просто невозможно. Именно поэтому в России появился федеральный закон, который носит название «О противодействии коррупции». Этот документ трактует понятие «конфликт интересов» как ситуацию, при которой существует косвенная или прямая личная заинтересованность муниципального или государственного служащего. При этом она способна оказать или уже оказывает влияние на исполнение им служебных обязанностей. Как правило, примеры конфликта интересов на государственной и гражданской службе касаются получения материальной выгоды сотрудников не только для себя, но и для тех третьих лиц, с которыми существует связь в виде финансовых обязательств.
В 2009 г. в своем докладе Мэрилин Филд и Бернард Ло указали на то, что конфликт интересов является не чем иным, как совокупностью обязательств, создающих риски того, что вторичный интерес будет оказывать непосредственное влияние на профессиональные действия или суждения относительно первичных интересов. Другими словами, подобное явление может иметь место в случае имеющейся личной выгоды человека, который участвует в ходе принятия того или иного решения. Это и приводит к нанесению ущерба интересам компании или общества.
Рассмотрим некоторые наглядные примеры конфликта интересов:
- Фармацевтическая компания вручает доктору исследовательский гранд. В этом случае специалист начинает чувствовать себя обязанным прописывать своим пациентам лекарства именно этого производителя, несмотря на наличие лучших альтернатив. В этом случае наносится ущерб общественным интересам.
- Женщина, которая является сотрудницей компании, расписывает боссу достоинства своего племянника как кандидата на вакантную должность. При этом она не упоминает о своих родственных связях с ним.
- Начальник дает работнику задание найти для компании поставщика. Тот предлагает в ответ организацию, владельцем акций которой является сам.
- По итогам года босс выписывает себе и своей команде внушительные премии. Причем это происходит на фоне того, что у владельцев компании имеются серьезные убытки.
В большинстве случаев подобные ситуации не являются нарушением закона. Именно поэтому в любых организациях так много примеров конфликта интересов. Но имеющаяся проблема непременно поставит под сомнение репутацию сотрудника, его надежность и честность. В дальнейшем это негативно отразится на работе всей команды.
Понятие терминологии
Под всяким конфликтом рассматривают борьбу противоположных утверждений, идей и точек зрения. Столкновения берут начало из всякого взаимодействия внутри социальной структуры. Задача любого конфликта интересов состоит в том, чтобы каждая сторона упорно отстаивала свои эгоистические мотивы. При всяком противоречии на государственной или муниципальной службе неизбежно возникает затруднение в формировании непредвзятого ответа и права выбора между морально-этическими фрагментами действия.
Личная заинтересованность — это будущая возможность приобретения гражданином, который должен исполнять свои обязанности, каких-либо дивидендов в денежной или любой другой форме (материальные выгоды для себя, семьи или организации). Эгоистичные мотивы способны вызываться функциональностью индивидуального лица, которое обладает правом выдвигать свою точку зрения, рассматривая технические, финансовые и материальные вопросы.
Понятие конфликта интересов подразделяют на две категории: деструктивную и конструктивную. Любой из этих процессов расчленяют на следующие аргументации:
В сфере гражданского и муниципального сосуществования известно большое количество всякого рода коллизий. К отдельным видам относят конфликты интересов, образовавшиеся на почве государственной службы, потому что они обладают специфическими аргументами политики, юриспруденции и психологии.
В теории права термин «коллизия» подразумевает эпизод, где определяемый индивид способен обладать двумя несовместимыми желаниями. В рассматриваемой категории одна сторона муниципальной или государственной службы, могущая пострадать от удовлетворения противоположного мнения, будет защищаться самим лицом. Под протекцией оказываются стремления частного или социального характера.
В предпринимательстве коллизии делятся на три условные составляющие: потребительская двойственность, крупные убытки и поступки неправомерного вектора. К тому же необходим постоянный объективный синтез всех трёх фрагментов противостояния интересов. На сегодняшний момент такое направление в коллизии получает большое поле действия.
Признаки и формы
Слово «конфликт» пришло к нам из латыни. В переводе с этого языка оно означает не что иное как «столкновение». То есть приходит определенный момент, когда двое или большее количество членов сообщества или группы начинают выдвигать претензии на один и тот же объект. Это приводит к пересечению зон интересов всех тех, кто имеет отношение к данной ситуации.
Конфликт интересов подразделяют на личный и организационный. В первом случае выполнение служебных обязанностей человеком вступает в явное противоречие с его собственными желаниями. Примеры на службе конфликта интересов порой касаются, например, такой ситуации, когда, несмотря на то что задание не будет выполнено в срок, сотрудник стремится уйти домой либо по окончании рабочего дня, либо раньше. Ведь на вечер у него имеются свои планы.
В случае организационного конфликта на защиту своей выгоды встает целое частное предприятие. При этом фирма принимает во внимание только свои интересы и пытается отказаться или отказывается от сотрудничества с государством, становясь неспособной оказывать свои услуги беспристрастно. Ответственность за подобную ситуацию целиком возлагается на руководителя, ведь такие деяния непременно станут причиной ущерба компании в целом. Если же урон будет наноситься структурам, находящимся на государственном обеспечении, то в этом случае возможно вступление в силу действующего законодательства.
Возникают подобные ситуации и в тех случаях, когда объект конфликта не может быть поделен между двумя сторонами, претендующими на него. При этом никто не желает идти на уступки или искать компромиссы.
Урегулирование конфликтов
Статья под номером 11 федерального закона, предусматривающего противодействие коррупции, выделяет двух субъектов урегулирования, а также недопущения конфликта интересов. Одним из них является муниципальный (государственный) служащий. Второй субъект – представитель нанимателя.
Муниципальные и государственные служащие в связи с этим наделены, согласно законодательству, двумя основными обязанностями. Прежде всего, им необходимо принимать меры, способствующие недопущению любых ситуаций, при которых возможно возникновение негативного явления. Помимо этого, им надлежит написать уведомление о конфликте интересов, пример которого будет приведен ниже, своему непосредственному начальнику. В таком документе должно быть указание не только на уже имеющую место ситуацию, но и на возможность ее возникновения. Причем сделать подобный шаг госслужащий обязан уже тогда, когда ему становится известно об этом.
Для недопущения конфликта интересов этим представителем власти не должны поддерживаться контакты с организациями, деятельность которых находится в сфере, пересекающейся с его должностными обязанностями. Это не касается тех случаев, когда он обязан исполнять подобную работу.
Что касается уведомления о вероятном появлении конфликта интересов в письменной форме, то степень личной выгоды служащего, согласно действующему законодательству, должна определяться только самим должностным лицом. Непринятие им мер по урегулированию подобной проблемы влечет за собой его увольнение.
Тема 4. Конфликт интересов в организации
В процессе корпоративного управления возникает столкновение интересов разных групп акционеров (участников) — явление, известное как «конфликт интересов». В широком смысле конфликт интересов – это ситуация, когда агент (менеджер) при выполнении определенного поручения принципала (заинтересованного лица)) имеет конкурирующие профессиональные или личные обязательства, денежный или не денежный интерес, которые затрудняют объективное исполнение поручения. Конфликтующие интересы могут быть либо следствием действий или характеристик личности агента, либо следствием действий или особенностей организации принципала. Основной причиной корпоративных конфликтов считается превышение полномочий и роли тех или иных заинтересованных групп в корпоративном управлении, или иначе, оппортунистическое поведение. По определению О.Уильямсона, оно означает «преследование собственного интереса, доходящее до вероломства». Злоупотребление властью со стороны одной из заинтересованных сторон или группы приводит к организационным патологиям и низкой активности заинтересованных лиц в развитии партнерских отношений.
Корпоративный конфликт интересов — это ситуация морального выбора между интересами корпорации в целом и интересом отдельной группы субъектов, участвующих в корпоративных отношениях. Суть «конфликта интереса», которая не всегда правильно понимается руководителями и работниками предприятия, состоит не в самом факте нарушения «корпоративного интереса» в пользу индивидуального или группового, а в возможности возникновения ситуации, когда встает вопрос выбора между интересом корпорации в целом и иным интересом. Во избежание такого «конфликта» задача корпоративного управления состоит в том, чтобы управленческими, технологическими, организационными средствами предотвратить вероятность изменения иерархии интересов и целевых функций участников деятельности корпорации.
Выделяют следующие типы конфликтов интересов, способных оказывать негативное влияние на деятельность корпорации:
1) конфликты, связанные с действиями управленцев компаний;
2) конфликты между владельцами крупных (контрольных) пакетов акций и миноритарными акционерами;
3) конфликты между работодателями и работниками;
4) конфликты с кредиторами компании;
5) конфликты между менеджментом и представителями государственной власти, общественных и профессиональных организаций.
Личный конфликт, связанный с действиями управленцев компаний, нарушающий права акционеров, называется агентской проблемой. Она возникает тогда, когда у менеджеров возникает мотив принимать такие решения, которые соответствуют больше его собственным интересам, чем интересам собственников. Это связано с тем, что в акционерных обществах акционеры уступают свои права по управлению компаний управленцам. Они передают функции по управлению менеджерам и платят им за выполнение этих функций как своим агентам по ведению дел. Таким образом, происходит разделение функций владения и управления. Разделение функций владения и управления компаниями и порождает проблему агентских издержек (М. Фридмен, Йесен, Меклинг), так как интересы владельцев и управляющих (менеджеров) явно не совпадают. Менеджмент – высшее управленческое звено, выполняющие функции стратегического управления предприятиями компании. Он заинтересован в получении гарантированной заработной платы, прочности своего положения, в устойчивости компании и снижении рисков от воздействия непредвиденных обстоятельств, а также в продлении своих трудовых контрактов; взаимодействуют с большим числом заинтересованных групп.
Личный конфликт интересов возникает в следующих случаях:
• разрешение дел, касающихся близких ему людей (родственников или друзей);
• разрешение дел, касающихся поддерживаемых им организаций-поставщиков и деловых партнеров;
• возможность получения взятки за определенное принятие решения;
• возможность трудоустройства менеджера после ухода из данной компании в другую компанию, которой могут быть переданы сведения конкурентах;
• интересы, которые возникают в связи с работой по совместительству;
• получение подарков от частных лиц и организаций.
Во-вторых, к наиболее распространенным корпоративным конфликтам можно отнести конфликты между владельцами крупных (контрольных) пакетов акций и миноритарными акционерами. Первые, действуя исключительно в своих интересах, могут принимать решения, о совершении сделок, противоречащих интересам общества (о выводе активов общества), о невыплате дивидендов, о проведении дополнительной эмиссии в целях размывания доли мелких акционеров и т.д. 1) Выполнение требований владельцев и акционеров, безусловно, является одним из важнейших из-за угрозы слияний и поглощений и вероятности резкого падения курсовой стоимости акций вследствие нарушений в ожиданиях акционеров. Акционеры заинтересованы в высоких прибылях и высоком курсе акций компании; склонны к поддержке управленческих решений, которые ведут к получению высоких прибылей, но сопряженных с высоким уровнем риска. При отсутствии эффективных механизмов защиты прав миноритарных акционеров предприятие теряет возможность привлечения капитала за счет дополнительных эмиссий.
В-третьих, это конфликты между работодателями и работниками, которые, как правило, имели негативные последствия для корпораций, в которых человеческий капитал является основными нематериальными активами.
В-четвертых, это конфликты с кредиторами компании. Система корпоративного управления должна создать создает механизм защиты интересов всех экономических агентов, в том числе кредиторов. Очевидно, что такие негативные последствия несовершенной системы корпоративного управления как «выкачивание активов» или денежных потоков предприятия менеджерами, отдельными акционерами, например, путем заключения нерыночных сделок, представляют собой прямое нарушение прав кредиторов, следовательно, снижают кредитоспособность компании.
Наконец, достаточно распространенными являются конфликты между менеджментом и представителями государственной власти, общественных и профессиональных организаций. Чрезмерное вмешательство государства во многих странах вызвало серьезные организационные патологии. В тех государственных компаниях, где политические партии и профессиональные организации становились заинтересованными сторонами «внутреннего круга», менеджмент часто становился полностью им подконтрольным. В результате этих перекосов в балансе власти крупные компании теряли рыночную ориентацию на потребности рынка и потребителей, а производительность труда явно не соответствовала доходам работников благодаря поддержке профсоюзов.
Для решения проблемы конфликта интересов могут быть использованы следующие меры.
Во-первых, это повышение информационной открытости органов корпоративного управления, что тесно связано с проблематикой (электронного) отчетности и аудита. Многие конфликты интересов не смогут реализовать в коррупционные действия в случае наличия механизмов оперативного общественного и внутригосударственного контроля над совершаемыми должностными лицами действиями.
Во-вторых, необходимо создание системы управленческих регламентов, например, кодекса корпоративного поведения, кодекса этики и культуры и т.п., используя которые можно будет судить о правомерности действий менеджмента с точки зрения закона и морали. Без наличия таких регламентов информационная открытость и отчетность будут малоэффективны.
В-третьих, введение процедур обязательного декларирования о конфликте интересов, который возникает у должностного лица при разрешении того или иного дела. Эта мера должна быть дополнена специальными управленческими регламентами, описывающими порядок действий в такой ситуации и санкции за непредставление соответствующей декларации.
В-четвертых, наложить ограничения на занятость в конкурирующих компаниях.
2. Одним из самых негативных последствий конфликта интересов считается коррупция, проявляющаяся в использовании агентом полномочий для достижения не предусмотренных поручением целей. Корру́пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания. При исследовании проблемы коррупции и злоупотреблений в корпоративном управлении агентская модель рассматривает ситуацию, когда поручитель («принципал») не обладает всей полнотой информации о действиях исполнителей («агентов»). Поэтому он заключает с ними договор, содержащий выгодные для агентов условия, которые мотивируют их к поведению в интересах принципала.
Согласно российскому законодательству, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
В частных коммерческих предприятиях управляющие используют свою дискреционную власть при заключении контрактов, найме новых работников, надзоре над подчинёнными и т. д. Это открывает возможности для действий с целью получения личной выгоды, которые при этом могут наносить экономический ущерб владельцам или акционерам компании. Взятки в частном секторе принято называть «подкупом». Деловая коррупция, наряду с бытовой коррупцией и коррупцией верховной власти, является одним из разновидностей коррупции.
Наиболее часто термин коррупция применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Деловая же коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. В рейтинге состояния коррупции в странах мира, ежегодно составляемом организацией Transparency International, Россия в 2010 году заняла 154-е место из 180 с индексом 2,1 балла (индекс 0 означает максимальный уровень коррупции, 10 — отсутствие коррупции).
В отсутствие у кого-либо дискреционной власти, коррупция была бы невозможна Однако персона или группа, обладающая властью, не в состоянии самостоятельно обеспечивать реализацию политики, которую она определяет. Для этой цели она назначает управленцев, которых она наделяет требуемыми полномочиями, в распоряжение которых она передаёт необходимые ресурсы, для которых она устанавливает правила поведения и над которыми она осуществляет надзор. Однако в практике управления инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние условия, поэтому они позволяют менеджменту действовать по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реальной ситуации способно полностью парализовать деятельность компании. Однако это означает, что критической ситуации управленец может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой. Таким образом, принцип управления сам по себе содержит потенциальную возможность для коррупции. Эта возможность перерастает в объективные условия
Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих.
Дисциплинарно-правовое принуждение — один из видов государственного, и ему присущи все общие признаки этого метода осуществления исполнительной власти. В то же время оно обладает рядом особенностей, совокупность которых определяет его качественное своеобразие как самостоятельной разновидности принудительной деятельн
1. Меры дисциплинарно-правового принуждения применяются чаще всего в связи с дисциплинарными проступками, но могут быть использованы и для борьбы с другими правонарушениями и даже аморальными деяниями (студентов, следователей, например).
2. Дисциплинарно-правовое принуждение является внесудебным, оно — разновидность исполнительно-распорядительной деятельности
3. Дисциплинарно-правовое принуждение осуществляют все работодатели, а значит, и органы негосударственных (муниципальных и частных) организаций в отношении работающих в них граждан.. Они делают это на основе норм трудового права, в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил работодателям. Процесс разгосударствления увеличил объем дисциплинарного принуждения, осуществляемого негосударственными органами и их должностными лицами.
4. Важнейший признак— оно может осуществляться только в отношении членов устойчивых коллективов, субъектов постоянных организационных связей (рабочих, служащих, военнослужащих, студентов, заключенных и т. д.). для которого характерно широкое использование морально-правовых санкций (например, выговоров).
6. Дисциплинарно-правовое принуждение осуществляется субъектами дисциплинарной власти. Обычно ее имеют субъекты линейной власти, руководители коллективов. Исключения -военнослужащих начальнику и коменданту гарнизона, а также и некоторыми другими актами, действующими на транспорте.
А в целом носителями дисциплинарной власти являются очень многие субъекты, право осуществлять дисциплинарное принуждение предоставлено большому кругу органов и должностных лиц.
7. Дисциплинарное принуждение регламентировано многими отраслями права: трудовым, административным, кооперативным, уголовно-исполнительным. В основном оно регулируется законодательными актами, но в ряде случаев — правительственными постановлениями и даже ведомственными актами.
8. Если средства г
ражданско-правового и административного принуждения могут применяться как к индивидуальным, так и коллективным субъектам права, то
меры
дисциплинарного и уголовного воздействия применяются только к физическим лицам. Дисциплинарное принуждение персонифицировано.
К тому же в его рамках существует множество санкций и процедур, рассчитанных только на определенную группу лиц. Так, можно выделить особые санкции, применяемые к солдатам и офицерам, студентам и аспирантам, руководящим работникам, прокурорам и следователям.
Таким образом, дисциплинарно-правовое принуждение — это применение на основе юридических норм в процессе исполнительно-распорядительной деятельности субъектами дисциплинарной (линейной) власти принудительных мер к подчиненным в связи с совершением дисциплинарных (а в установленных специальными нормами случаях и иных) правонарушений.
Дисциплинарно-правовое принуждение делится на виды в зависимости от того, какой отраслью права оно регламентировано.
Административное право закрепляет применение мер дисциплинарного воздействия в отношении трех групп субъектов — членов административных коллективов:
• милитаризованных служащих (военнослужащих, аттестованных работников милиции);
• обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);
• лиц, свобода которых временно ограничена на основе норм административного права (помещенных в специальные приемники).
Нормативной основой дисциплинарного принуждения в отношении военнослужащих и аттестованных работников органов внутренних дел являются дисциплинарные уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел и Закон о материальной ответственности военнослужащих. Применение дисциплинарных санкций к студентам и аспирантам регламентировано в самом общем виде п. 9 ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
По способу воздействия, непосредственной цели применения среди мер дисциплинарного принуждения можно различать взыскания, восстановительные и иные меры. Когда используются первые, наступает дисциплинарная ответственность; применение восстановительной меры — взыскания ущерба — есть не что иное, как материальная ответственность.
К иным следует отнести все меры дисциплинарного воздействия, которые законодатель не включил в число дисциплинарных взысканий и которые не связаны с возмещением ущерба. (напр недопуск студента сокращение отпуска и др)
Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что в числе иных много мер дисциплинарного пресечения.
Дисциплинарная ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения. Она является составной, но достаточно самостоятельной частью дисциплинарного принуждения. Ее важнейшие отличительные особенности:
1) дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных
2) она состоит в применении карательных санкций •— дисциплинарных взысканий;
У) право на ее осуществление принадлежит субъектам линейной власти;
4) основания и порядок наступления дисциплинарной ответственности регулируются различными отраслями права. по трудовому и административному праву.
Дисциплинарная ответственность по административному праву регулируется дисциплинарными уставами Вооруженных Сил, таможенной службы и рядом других административно-правовых документов.
Как правило, рассматриваемая ответственность наступает за дисциплинарный проступок.. За него на виновного может быть наложено дисциплинарное взыскание.
Виды и размер этой разновидности карательных санкций устанавливаются нормативными актамиПоскольку дисциплинарные взыскания осуществляются в рамках устойчивых коллективов, среди них много морально-правовых санкций (замечание, выговор), санкций, изменяющих, прекращающих связи лица с коллективом (понижение в должности, увольнение, исключение). И действуют они, как правило, лишь пока гражданин находится в коллективе (служит).
Набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов постоянных организационных связей. Так, для студентов, аспирантов, слушателей подготовительных отделений вузов это замечание, выговор, строгий выговор, исключение, а для лиц рядового и младшего начальствующего состава МВД — это замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижении в должности, лишение нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутр Государственный служащий может подвергаться всем видам ответственности, предусмотренным действующим законодательством:
– уголовной;
– гражданско-правовой;
– дисциплинарной;
– административной.
Уголовная ответственность государственного служащего наступает при условии совершения им преступления, предусмотренного УК РФ.
Гражданско-правовая ответственность наступает, если его действиями или бездействиями гражданину или организации причинен имущественный или неимущественный ущерб (вред здоровью или моральный вред).
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
За совершение дисциплинарного проступка, т. е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
– замечание;
– выговор;
– предупреждение о неполном должностном соответствии;
– освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
– увольнение с гражданской службы по основаниям. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
Образец уведомления
Каким же образом государственный служащий должен предотвратить возможность возникновения проблемы личного плана в решении того или иного вопроса? Для этого ему понадобится написать уведомление о конфликте интересов, с примером заполнения которого можно ознакомиться ниже.
Документ должен быть составлен на имя начальника. Далее следует его название: «Уведомление о конфликте интересов». В тексте документа указывается фамилия, имя и отчество государственного служащего, а также его должность. После этого описывается ситуация, которая провоцирует вероятность того, что возможно проявление конфликта интересов. Например, она может касаться заключением организацией договоров с фирмой-поставщиком, во главе которой находится близкий родственник должностного лица. Далее следует согласие или несогласие служащего присутствовать во время заседания комиссии, созданной для урегулирования данного конфликта интересов. Внизу уведомления проставляется подпись лица, написавшего его, а также его Ф. И. О. и дата составления документа.
Рассмотрим типовые ситуации и примеры конфликта интересов на государственной службе России.
Способы борьбы с конфликтом интересов
Превентивный метод
Предотвращение возникновения конфликта интересов — самый эффективный способ борьбы с данным проявление коррупции. Примером такого метода является отказ государственного служащего, получившего назначение, от доли в капитале компании.
Раскрытие информации
Государственные служащие обязаны регулярно декларировать своё имущество и доходы. Это позволяет выявить и предотвратить возникновение конфликта интересов.
Добровольный отказ от участия
Добровольный отказ от участия в процессе принятия решения, связанного с возникновением конфликтов интересов. К такому действию могут побудить общеэтические соображения, профессиональная этика, прописанный законодательный акт (устав).
Мониторинг со стороны антикоррупционных организаций и коллегиальных органов
В системе государственной службы существует Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Параллельно существуют независимые антикоррупционные организации, представляющие интересы общества и отслеживающие возникновение конфликта интересов.
Отношения с родственниками
Существуют примеры и ситуации конфликта интересов на государственной службе в случае наличия личной выгоды должностного лица. Так, сотрудник может принимать непосредственное участие в решении кадровых вопросов в отношении своих родственников. Помимо близких людей здесь можно рассматривать и иных лиц, в отношении которых у госслужащего имеется вероятность получения выгоды. Рассмотрим примеры конфликта интересов на муниципальной службе:
- Сотрудник государственного органа входит в состав конкурсной комиссии, рассматривающей кандидатов на занятие вакантной должности в своем учреждении. Одним из претендентов при этом является его родственник.
- В обязанности госслужащего входит осуществление определенных управленческих функций или вопросы принятия кадровых решений, касающихся родственников или других приближенных к нему лиц.
- В таких случаях является обязательным написание уведомления о вероятности появления конфликта интересов. В связи с этим представитель нанимателя должен отстранить такого сотрудника от тех обязанностей, которые предполагают его взаимодействие с близкими людьми.
Как не допустить махинации?
Бухгалтерская деятельность также контролирует размер ВИП (временные издержки производства). Другими словами, это затраты, связанные с производством тех или иных товаров для произведения сделок. Если ВИП повышается до уровня выше желаемого, предприятие может лишиться прибыли за счет потери выгодных сделок. Главбух в этом случае должен просигнализировать о нецелесообразности использования ресурсов компании.
К примеру, если главбух является близким родственником одного из служащих, чье служебное положение позволяет создавать возможности для проведения сделок с целью получения прибыли, возникает конфликт интересов. В этом случае есть риск того, что бухгалтерская деятельность будет подвержена негативному влиянию на ее качество, возможно возникнуть махинации.
Бухгалтерская составляющая является лишь одним из вариантов использования служебного положения с целью удовлетворения своих интересов или получения прибыли, которых есть очень много.
Исполнение иной работы, подлежащей оплате
Примером конфликта интересов на государственной службе является ситуация, когда должностное лицо, а также его родственники или прочие близкие для него лица собираются выполнять или уже выполняют работу для организации, где трудится данный сотрудник, на условиях оплачиваемого гражданско-правового или иного договора.
В этом случае также должно быть составлено уведомление о наличии конфликта интересов. Но при этом у представителя нанимателя нет права указать на невозможность выполнения иной работы этим должностным лицом.
Примером конфликта интересов на государственной службе является и такая ситуация, когда сотрудник совместно со своими родственниками или же иными лицами, с которыми осуществляется выгодное взаимодействие, выполняет работу в дочерней, материнской или иной подобной компании, в отношении которой этим служащим выполняются управленческие функции.
И в этом случае представителю нанимателя должно быть составлено уведомление. В нем государственный служащий должен указать на те связи, которые имеют место между взаимодействующими организациями. Представителю нанимателя, согласно нормам законодательства, рекомендуется отстранить сотрудника от исполнения им обязанностей в принятии управленческих решений в отношении аффилированной компании.
Пример конфликта интересов на госслужбе можно увидеть и в несколько иной ситуации. Она касается выполнения работ, заказчиком которых является орган, в котором человек замещает должность. Представитель нанимателя в данном случае должен указать на появление конфликта интересов. Если человек не принимает никаких мер для устранения проблемы, то его следует отстранить от замещаемой должности.
Владение определенными ценными бумагами
Рассмотрим и другие случаи возникновения конфликта интересов. Примеры на службе в государственных или муниципальных органах могут касаться владения служащим или (и) его родственниками ценных бумаг, принадлежащих данной организации. Об этом также должно быть составлено уведомление в письменной форме. Ценные бумаги в таком случае должны быть переданы в доверительное управление. Помимо этого, может быть рассмотрен вопрос об их отчуждении.
Примеры конфликта интересов могут касаться и тех ситуаций, когда госслужащий имеет вклады в банках или иных кредитных организациях, в отношении которых им осуществляются управленческие функции. В этом случае также потребуется написание уведомления об имеющейся личной заинтересованности на имя непосредственного начальника. До принятия необходимых мер сотрудник должен быть отстранен от исполнения им тех должностных обязанностей, которые касаются работы с банками и кредитными организациями.
Особые соображения
Конфликт интересов может привести к юридическим последствиям, а также к потере работы. Однако, если существует предполагаемый конфликт интересов и человек еще не действовал злонамеренно, можно отстранить этого человека от ситуации или решения, в которых может возникнуть конфликт интересов. Используя предыдущий пример члена совета директоров, владеющего грузовой компанией, они могли просто отказаться от всех решений, которые могут положительно или отрицательно повлиять на их личный бизнес.
Получение услуг и подарков
Возможна и такая ситуация, когда госслужащий или его родственники получают различные блага. Это могут быть скидки и ссуды, бесплатные услуги, оплата транспортных расходов, развлечений и т.д.
Подобные подарки, если они предоставлены организациями или физическими лицами, в отношении которых госслужащий осуществляет в настоящее время или осуществлял ранее управленческие функции, являются предметом разрастания конфликта интересов. Для избежания подобной ситуации рекомендуется просто не принимать эти блага. Если же представителю нанимателя стало известно о получении подарков госслужащим, то он должен оценить связь полученного с исполнением возложенных на сотрудника должностных обязанностей, и в случае необходимости принять меры дисциплинарной ответственности.
Что такое Конфликт интересов?
Конфликт интересов возникает, когда юридическое или физическое лицо становится ненадежным из-за конфликта между личными (или корыстными) интересами и профессиональными обязанностями или обязанностями. Такой конфликт возникает, когда компания или лицо имеет корыстный интерес – например, деньги, статус, знания, отношения или репутацию, – что ставит под сомнение, могут ли их действия, суждения и / или принятие решений быть непредвзятыми. Когда возникает такая ситуация, стороны обычно просят удалиться, и это часто требуется по закону.
Ключевые моменты
- Конфликт интересов возникает, когда имущественные интересы физического или юридического лица ставят вопрос о том, могут ли их действия, суждения и / или принятие решений быть беспристрастными.
- В бизнесе конфликт интересов возникает, когда человек предпочитает личную выгоду обязанностям своего работодателя или организации, в которой он является заинтересованным лицом, или каким-то образом использует свое положение для личной выгоды.
- Конфликт интересов часто имеет юридические последствия.
Сфера образования
Помимо государственной службы можно привести примеры конфликта интересов и в школе. Это касается ситуаций, когда преподаватель параллельно с осуществлением своей трудовой деятельности оказывает платные услуги.
Законодатель стремится бороться с такой ситуацией, когда педагог занимается с учеником, который обучается в школе, являющейся местом работы этого педагога. В результате подобных действий и возникает конфликт интересов в образовании. Примеры оказания подобных платных услуг можно встретить повсеместно. При этом некоторые педагоги искусственно создают такие ситуации, при которых родители детей или их законные представители вынуждены согласиться с предоставлением навязанного им репетиторства. Порой коллеги «поставляют» друг другу таких обучающихся. При этом они пользуются принципом «ты – мне, а я – тебе».
Стоит понимать, что закон вовсе не запрещает оказывать образовательные платные услуги. Они могут быть предоставлены школой на договорной основе. В этом случае тот педагог, который проводит у ребенка обычный урок, согласно учебному расписанию, вполне может оказывать платные услуги. То есть на законных основаниях сделать это можно только являясь представителем исполнителя при заключении договорных обязательств.
В каких же случаях оказываемые педагогом услуги нарушают нормы действующего законодательства? Происходит это при выполнении следующих условий:
- услуга, оказываемая учителем, носит неофициальный характер и является платной;
- школьник обучается в той организации образования, где работает репетитор;
- оказание платной услуги становится причиной возникновения конфликта интересов учителя.
При соблюдении всех перечисленных выше условий дополнительное обучение не соответствует требованиям законодательства и находится под запретом. Касается это и тех случаев, когда учитель не ведет уроки у конкретного ученика. Ведь в таком случае невозможно доказать факт отсутствия сговора среди педагогических работников.
Конфликт интересов в сфере образования заключается в том противоречии, которое возникает между профессиональными обязанностями и личной выгодой человека. Ведь придя в школу, педагогический работник сталкивается с возможностью приобретения материальной или же нематериальной выгоды. Это и является причиной невыполнения им профессиональных обязанностей или их ненадлежащего исполнения.