Популярные страхи у малышей до 3 лет: как бороться?


Страх несоответствия социальным требованиям

Ведущий страх в данном возрасте – «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, дети в это время боятся несоответствия социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, среда сверстников или семья. Конкретные формы страхов «быть не тем» — это боязнь не успеть, сделать не то, не так, быть осужденным или наказанным. Эти страхи говорят о нарастании социальной активности, о формировании чувства долга, ответственности, то есть внутренних инстанциях, что объединено в понятие «совесть», которая становится центральным психологическим образованием данного возраста.

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов; отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки;
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки; люди, которых ребенок видит впервые; переодевания; резкая смена обстановки; высота; отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией;
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки; разлука с родителями; засыпание и пробуждение, плохие сны; незнакомые люди; отверстие стока ванны или бассейна; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями;
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны; незнакомые дети того же возраста; ударные звуки; возможно появление ночных кошмаров; перемены в окружающей обстановке; проявления стихии – гром, молния, ливень;
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина; изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.); изменения местоположения привычных объектов;
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна); ночные кошмары; нападения грабителей; стихийные бедствия; пожар; болезнь и операция; змеи;
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки); страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества; страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой; страх физического насилия;
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями;
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
  • 11–13 лет – поражение; необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

«Школьные» страхи

У детей в это время часто встречаются страхи, связанные со школой. Причин для этого множество. Иногда родители в своем опыте пережили дидактогенный страх и внушают этот страх детям (выполняют за них задания или излишне контролируют их). В результате у детей появляется чувство неуверенности в себе, сомнение в своих силах и знаниях.

Бывает, что дети не хотят идти в школу, мотивируя это тем, что их будут спрашивать. В основе этого страха лежит боязнь совершить ошибку, быть неуспешным или осмеянным. Чаще всего школьники боятся отвечать у доски, панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки, т.е. нанести ущерб самооценке, представлению о своем «Я».

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков.

Детские страхи от 3 до 5 лет

Авторы: Захаров А. И.

Это возраст эмоционального наполнения «я» ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Формируется и чувство общности — понятие «мы», под которым ребенок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников.

Устанавливается ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность — ребенок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению со сверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов.

В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Почти в равной степени эти чувства проявляются в отношении обоих родителей, если между ними нет конфликта, и они являются для детей объектом любви. В этом возрасте можно услышать от детей фразы: «Любить меня можно, а не любить нельзя», «Если ты меня накажешь, я все равно буду тебя любить».

Любовь, таким образом, имеет еще безусловный характер, и родители должны основательно подумать, прежде чем употреблять такие фразы, как: «Я не люблю тебя», «Я не буду с тобой дружить», поскольку они крайне болезненно воспринимаются детьми 3-5 лет и приводят к возникновению у них беспокойства (не всегда внешне проявляемого). В ряде случаев на него указывают нарастающая заторможенность, неустойчивость настроения, повышенная обидчивость и капризность. Несмотря на чувство любви к обоим родителям (если они не конфликтны с ребенком и друг с другом), заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, как и все эмоциональное развитие, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт гетерополых отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве. Более того, если в детстве были проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем другого пола, то это, при прочих равных условиях, будет способствовать возникновению проблем, трений, конфликтов в браке, то есть во взаимоотношениях с другим полом. Здесь может быть чрезмерное, избыточное ожидание ответных чувств любви, неосознаваемая персонификация (отождествление) супруга(и) по образу и подобию матери (отца) или желание воспроизвести в браке привычный стиль семейных отношений в детстве.

Но это впереди. В рассматриваемом же нами возрасте недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания. С этой целью могут быть непроизвольно использованы страхи, особенно возникающие перед сном. Тогда родители должны лишний раз посидеть, поговорить, погладить, тем самым уделить внимание, не быть такими строгими, формальными и принципиальными, как днем.

Но и без этого в 3-5 лет часто встречается отмеченная нами триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. При невыполнении хотя бы одного из этих условий беспокойство сохраняется, и сон не наступает. Волнение может проявиться и в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов.

Во всех случаях многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их переживаниям, выполнении своих требований. Да и днем не быть отдаленными от детей. Позаниматься немного с ними, поиграть, сказать пару теплых слов — и тогда не будет лишней «нервотрепки» с укладыванием спать. Вне сна ребенок может испугаться тесного помещения, особенно когда он внезапно остается один или его оставляют в качестве наказания в закрытой комнате, где еще и мало света. Вспоминается наказанный воспитателем мальчик 4 лет, которого в связи с единственным случаем непроизвольного обмачивания на прогулке долго при всех стыдили, а затем закрыли в туалете. Следствием такого «воспитательного мероприятия» явились длительные нервные подергивания лица и тела. В другом случае девочку 8 лет закрыл в темном сарае на даче мальчик. Вечером девочка долго не могла заснуть и кричала во сне. В последующие дни голос прерывался от волнения, а вскоре было замечено заикание, прошедшее только после серии направленных лечебных игр.

На первый взгляд, это довольно простой случай, тем не менее заикание появилось под влиянием типичных в данном возрасте страхов одиночества, темноты и замкнутого пространства. К тому же одиночество, как и темнота, уже само по себе представляет аналог замкнутого пространства. Мы уже говорили, что дети преддошкольного возраста боятся во сне Волка и Бабы Яги. В возрасте 3-5 лет эти персонажи выходят из сна, населяя днем воображение эмоционально чувствительного и впечатлительного ребенка. К ним присоединяются Бармалей, Карабас-Барабас и прочие столь же нелицеприятные личности. Специальный опрос показал наиболее частые страхи перед Бабой Ягой, Кощеем и Бармалеем у мальчиков в 3 года, у девочек в 4 года, (соответственно 34 %, 28 % и 34 % мальчиков и 50 %, 42 % и 47 % девочек). Мальчики, следовательно, раньше начинают реагировать на опасность, исходящую от чудовищ, а девочки чаще их боятся.

Перечисленные персонажи в известной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте любви, жалости и сочувствия. Тогда антиподом доброй, ласковой, любящей матери, которая не кричит, не угрожает, духовно и физически красивой, является образ Бабы Яги, как это выразила девочка 4 лет: «Баба Яга страшная, а ты красивая». Непереносимость эмоционального искажения образа близкого человека, отчуждения от него, потребность в ласке и любви заставляют детей бояться Бабы Яги, подбегать ночью к матери и тревожно спрашивать: «А ты не станешь Бабой Ягой?», или просить ее: «Сделай ласковое лицо, не сердись, пожалей меня, поцелуй меня, а не то ты превратишься в Бабу Ягу».

После 3 и особенно 4 лет у Бабы Яги появляются партнеры: Кощей Бессмертный и Бармалей. Общее у них: черствость, зло и коварство. Как и Баба Яга, Кощей — скряга, жадный, высохший от зависти и злости. Воплощая собой наказание, оба сказочных персонажа появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку Баба Яга уносит непослушных детей для расправы к Кощею. Оба они образуют семейную чету антиродителей, принимающих участие в «воспитании» эмоционально впечатлительных, внушаемых и упрямых детей. Психологически защитная функция образов Бабы Яги и Кощея состоит в том, что ребенок пока еще не питает устойчивых агрессивных чувств к родителям. Чаще всего эти образы возникают у детей, как раз эмоционально привязанных к родителям. Вместе с тем отношение некоторых родителей к своему ребенку может быть достаточно недружественным и агрессивным.

Поскольку эмоционально чувствительные дети не могут оставаться безразличными к такому поведению родителей, в то же время испытывая потребность любви к ним, то страхи перед образами Бабы Яги и Кощея как раз вытесняют все отрицательное, что есть в родителях. Следовательно, эти образы в какой-то мере нейтрализуют конфликт родителей и детей, а сам факт появления подобных страхов служит нередко его единственным выражением. Как тут не вспомнить сказку «Аленький цветочек», где за образом чудовища скрывался благородный юноша, околдованный злыми силами. Драматический оттенок приобретают страхи у тех детей, родители которых воспринимают их как обузу или же не удовлетворены полом детей, например, у девочки 4 лет. Ее родители хотели мальчика, и потому эмоциональность, чувствительность дочери, ее желание приласкаться — такое естественное для девочки — раздражали родителей. Они не только были чересчур строгими, но и наказывали физически, особенно этим отличался отец, считавший себя «неполноценным» из-за рождения дочери, то есть оба родителя относились к ней так, словно она была непослушным и упрямым мальчишкой. К тому же в семье жила деспотичная бабушка, изматывавшая внучку нескончаемыми советами и предписаниями. Постепенно девочка, по словам родителей, становилась все более возбудимой, капризной, нетерпеливой и упрямой. Пришлось обратиться к нам за консультацией. При беседе девочка не считала взрослых строгими и не испытывала к ним недружелюбных чувств. Но в игре обнаруживала панический страх перед Бабой Ягой и Кощеем, а из животных продолжала, как и раньше, бояться Волка. На вопрос, почему же она не боится медведя, отвечала, что он добрый. Остальные сказочные персонажи были, в ее представлении, недобрыми, жестокими, что непроизвольно связывалось с подобным отношением к ней в семье.

По данным факторного анализа на ЭВМ, наибольший удельный вес имеет фактор страхов, в который входят страхи одиночества, нападения и сказочных персонажей, причем у мальчиков в большей степени, чем у девочек. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Расшифровка данного сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.

Другими словами, он не чувствует себя настолько защищенным, чтобы противостоять в воображении отрицательному воздействию сказочных персонажей. Вот почему активное участие отца в жизни семьи и воспитании детей способно оказать самое положительное влияние на развитие эмоциональной и волевой сферы детей.

Потребность в защите со стороны отца от воображаемой опасности по-своему выразила девочка 3 лет: «Папа нужен для того, чтобы убить волка и лису». Уверенное, спокойное, любящее поведение отца, служащее примером для детей, способно стабилизировать их психическое развитие уже тем, что у матери отпадет необходимость в тревожной опеке, и она будет выражать свои чувства перед ребенком более спокойно и непосредственно, способствуя вместе с отцом развитию его активности и самостоятельности. Если же отцы не выполняют подобную роль в семье и у них нет эмоционального контакта с детьми, особенно с сыновьями, то тревожная мнительность некоторых матерей, продолжающих чрезмерно опекать своих взрослеющих детей, неблагоприятно отражается на дальнейшем формировании их характера. Тогда в подростковом возрасте мы наблюдаем тревожно-мнительные черты характера в виде неуверенности и страха при ответах в школе, неумения постоять за себя, защититься от нападения, быть инициативным, ровным и непосредственным в общении со сверстниками.

Возвращаясь в возраст 3-5 лет, заметим, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Это неудивительно, поскольку именно тогда раскрывается вся палитра эмоций, приобретаются навыки защиты, адекватного восприятия неудачи и гибкость поведения в целом. В этом отношении гораздо лучше лишний раз сходить на детскую площадку и постараться через совместную игру наладить взаимодействие детей разного пола, чем посетить врача с единственной целью получения очередной дозы транквилизаторов для неконтактного и боязливого, с точки зрения родителей, ребенка. Нужен здесь не транквилизатор, а активизатор — сверстники и собственная активность родителей, своевременно поддерживающих и развивающих инициативу детей и играющих с ними.

Способствует страхам и более чем благополучная атмосфера в семье, но с чрезмерной опекой, постоянным нахождением рядом взрослых, предупреждением каждого, самостоятельного шага ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности. Не дает сформироваться адекватной психологической защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

опубликовано 21/01/2014 15:36 обновлено 12/04/2015 — Педагогика и психология

Суеверные страхи и страх природных катаклизмов

В младшем школьном возрасте появляются страхи и не связанные с чувством долга. Их можно назвать суеверными страхами — ребенок ожидает несчастья не от конкретного поступка, ситуации или человека, а от рока, судьбы. Дети этого возраста верят в чертей, леших, вампиров. Подобные представления являются естественным проявлением внушаемости, пик, развития которого приходится на 10 лет. Суеверные страхи усваиваются одновременно с другим культурным опытом, в котором важную роль играет расширение круга общения и увеличение числа социальных контактов у младшего школьника по сравнению с дошкольником.

Помимо суеверных страхов для детей этого возраста типичен страх стихии, природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен и отражает особенность, присущую данному возрасту, а именно так называемое магическое мышление – склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания.

как помочь ребенку преодолеть страх статья на тему

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность и страх

Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не могут за себя постоять. В разном возрасте страхи детей имеют свои причины и некоторые из них являются естественными, так как ребенок не знаком с внешнем миром и многое чего он не знает- его настораживает и пугает. Но со временем, ребёнок, набираясь жизненного опыта начинает преодолевать в себе страх к неизвестному. Также существуют навязчивые страхи, которые порой навязывают детям взрослые или по причине какой-либо ситуации, на пример боязнь собак, темноты, «бабайки», остаться один, быть ненужным никому, не справиться с поставленной задачей, даже шум и взмах руки взрослого человека может напугать ребёнка и т. д… Причины этих страхов могут быть разные. Так давайте разберёмся в них.

Первой из причин может быть внутрисемейные конфликты:

  • Частые запреты со стороны родителей
  • Тревожность родителей за ребенка
  • Угрозы и гнев по отношению к ребёнку
  • Конфликты между родителями
  • Развод между родителями
  • Алкоголизм в семье
  • Рукоприкладство в семье по отношению к ребёнку или друг другу.

Второй причиной может быть биологическая предрасположенность;

  • Повышенная эмоциональность
  • Особенности нервной системы ребенка
  • Впечатлительность
  • Психические и психологические особенности ребёнка

Третья причина –это взаимоотношение со сверстниками:

  • Коллектив не принимает
  • Обижают, смеются над ребенком

Четвертая причина- это фантазия и воображение ребенка

  • Ребёнок сам придумывает предмет страха
  • Просмотр фильмов и мультфильмов, не соответствующих возрасту
  • Компьютерные игры
  • Страх сказочных персонажей

В своей статье я хочу рассказать о том, как можно помочь, и как правильно реагировать на страхи и тревожность ребёнка. Если Вы заметили, что у Вашего малыша возникла какая- либо тревога, нужно его выслушать, постараться понять, то что он Вам хочет объяснить, ведь для него- это очень важно, а для Вас может показаться мелочью. Разубеждение здесь не сработает, ребенок может просто перестать Вам открываться, так как поймет, что его не понимают, но бояться от этого он не перестанет. Только теплота и понимание… Ни в коем случае нельзя высмеивать и вынуждать преодолеть страх ребёнка. Никогда не ругайте ребенка за его стеснительность, застенчивость или неудачи в каком-либо деле. Если что-то не получилось у вашего малыша, и он сильно расстроился или испугался, нужно объяснить, что ни чего страшного не произошло, нельзя чему-то научиться, не совершая ошибок и помочь вместе с ним исправить ошибку. Страх делать ошибки или страх неудачи может возникнуть как результат слишком критичного отношения взрослых к ребенку, или, наоборот, слишком равнодушного отношения.

Такой страх бывает у детей, родители которых слишком тревожны и не позволяют ребенку действовать самостоятельно. Еще один вариант воспитания, формирующий такой страх – это «родители знают лучше». Слишком авторитарный стиль воспитания и чрезмерная опека приводят к формированию страха совершить ошибку. Родитель должен не ругать за ошибки, и не оберегать от них, а научить исправлять, и только тогда Ваш ребенок перестанет бояться новых начинаний, у него исчезнет страх совершить ошибку и появиться уверенность в своих силах. Помните нет на свете ни одной вещи важнее Вашего ребенка, его психологического и эмоционального состояния. Можно попросить ребенка нарисовать или обыграть с ним его страх. Но главное помните всегда нужно быть с ребенком рядом, когда ему страшно, выслушать его, поговорить с ним, стать ему другом и человеком, которому он будет доверяться, к сожалению дети не всегда доверяют своим родителям и только в Ваших силах поменять ситуацию…

Научитесь корректировать свои ожидания и стандарты, согласуясь с природой своего ребенка, т. е. учитывать особенности своего ребенка, не ждать от него слишком многого. Начните себя, запомните и применяйте простые фразы по отношению к Вашим детям: «Ты сумеешь!», «Справишься!», «Не робей!», «Ещё чуть-чуть…», «Получилось!», «У тебя выйдет, я верю!», «Без неудач не бывает удач!», «Попробуй и делай дальше!»… И у Вас всё получится!

Добра и любви Вашим детям!

Страх смерти

Особо хочется остановиться на том, что, как на предыдущем возрастном этапе, так и в этом возрасте у детей часто проявляется страх смерти. Напрямую страх смерти всплывает редко, обычно он принимает формы угрожающих жизни ситуаций: нападения, стихий, заболевания, войны, падения лифта и т.д.

Взрослые обычно пытаются оградить ребенка от контакта со смертью, когда он начинает проявлять к ней интерес, задавать вопросы. Они окружают смерть тайной, о которой нельзя говорить. Такое молчание еще больше усиливает страх смерти. Однако, о ней важно говорить с ребенком. Дети – великие существа – они способны понять любое явление, если с ними говорить откровенно и на их языке.

Нужно понимать, что избегая разговоров о смерти, мы, с одной стороны оберегаем ребенка от чрезмерного стресса, с другой стороны, лишаем его возможности обрести свое внутреннее отношение к этой данности, научиться ценить свою собственную единственную жизнь, проживая ее во всей полноте.

Не хочу бояться! Невротические страхи у детей

В статье «Скажи мне, сколько тебе лет и я скажу, чего ты боишься…» рассказывалось о детских страхах, присущих определенному возрасту. Но иногда случается так, что возрастной страх не проходит, а закрепляется и перерастает в невротический. Такой страх может преследовать ребенка в течение длительного времени и чаще всего является абсолютно беспочвенным.

Невротический страх характеризуется чрезмерным эмоциональным напряжёнием, избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного. При этом ребенок ощущает внутрений дискомфорт, в связи с чем возникает защитная реакция, выражающаяся в неосознанных навязчивых действиях (тиках): облизывание губ, подмигивание, покашливание, наморщивание лба, носа, подергивание руками, головой, и т.п. Если страх продолжает и дальше травмировать детскую душу, то могут появиться дополнительные симптомы: сосание пальца, обгрызание ногтей, раскачивание на четвереньках, энурез, заикание. Невротические страхи мешают ребенку полноценно развиваться, общаться с людьми и накладывают отпечаток на его характер.

Почему страх закрепляется?

Многие дети испытывают различные страхи, но со временем успешно их преодолевают. Однако не у всех детей всё заканчивается так гладко. Давайте разберемся, при каких обстоятельствах обычные детские страхи могут перерасти в невротические.

Причины невротических страхов

Индивидуальные особенности малыша. Чаще страхи появляются и закрепляются у тревожных, очень эмоциональных и впечатлительных детей (особенно это касается детей, неуверенных в себе). Такие дети принимают всё близко к сердцу, легко расстраиваются, они не умеют проговаривать свои тревоги и обиды и не могут постоять за себя. Физически ослабленные дети также могут быть подвержены страхам в большей степени, чем их более крепкие сверстники.

Ошибки воспитания. Отсутствие единой системы воспитания или глубокого и постоянного эмоционального контакта между родителями и ребенком, нехватка любви, и, как следствие, чувство незащищенности и искаженное представление о себе, ведут к постоянным детским переживаниям (любим – не любим, нужен – не нужен, хорош – не хорош) и неуверенности в себе.

Ребенок становится более подвержен разного рода страхам, когда в воспитании применяется множество угроз, отрицательных внушений («Только плохие девочки так поступают»), запретов и требований, или родители часто рассказывают ребенку о возможных негативных последствиях («Одень шапку, а то заболеешь и попадешь в больницу»), или, добиваясь послушания, запугивают его («Не убегай, а то злой дядька в мешок тебя посадит и утащит»).

Семейная обстановка. Зачастую страхи передаются от родителей к детям: мама боится темноты, лягушек, потерять деньги — и заражает этим страхом ребенка. Также страхи возникают у детей мнительных, нервозных родителей, которые следят за каждым шагом ребенка, особенно если он единственный, поздний или «болявый». Ребенок легко перенимат такое состояние родителей и нездоровую форму их реакций.

Подверженность страхам и «застревание» на них может появиться у ребенка, в семье которого сложилась неблагополучная атмосфера (конфликты между взрослыми), либо при изменении привычных условий жизни: развод родителей, появление в семье нового ребенка, переезд в новый дом, смерть близкого родственника.

Страшный случай. Произошедшая с ребенком какая-то неприятная история (укусила собака, упал со второго этажа двухъярусной кровати, потерялся) естественно сильно напугает его и, возможно, оставит глубокий след в его сознании. Нужно объяснить малышу, почему так произошло и как надо поступать, чтобы вновь не оказаться в подобной ситуации.

Детские фантазии. Всем известно, какие фантазеры наши дети. Ребенку ничего не стоит вообразить себя схваченным бабой Ягой или идущим по шаткому мосту над пропастью. Поэтому не стоит пугать ребенка страшными рассказами, приведениями, бабками Ёжками или Бабайкой. Также очень внимательно нужно относиться к выбору телепередач и фильмов для ребенка.

Как преодолеть страх?

Многие родители интуитивно не создают из возрастных страхов своих детей проблем, понимают, как успокоить ребенка, поддержать его и помочь ему пережить свой страх.

Но, иногда, к сожалению, случается, что родители упорно игнорируют страх ребенка или, что ещё хуже, высмеивают его, ругают, наказывают. Но рано или поздно такие родители бывают вынуждены заметить страх ребенка, потому что последствия страхов становятся слишком явными (агрессивность, нарушение сна ребенка, заторможенность, неврозы). Только в этом случае помочь ребенку бывает труднее.

Итак, что же делать, если ребенка мучают страхи?

  1. Создайте доброжелательную и стабильную атмосферу в семье — окружите ребенка заботой, вниманием и любовью, чтобы он почувствовал свою значимость, незаменимость и защищенность. Соблюдайте режим бодрствования и отдыха, чтобы не перегружать малыша впечатлениями.
  2. Ребенку очень важен телесный контакт: обнимайте малыша, целуйте, гладьте по голове, прижимайте к себе, делайте расслабляющий массаж.
  3. Расспрашивай ребенка о его страхах, слушайте внимательно и заинтересовано. Спокойно и с доверием реагируйте на детские признания, принимайте их. Постарайтесь узнать как можно больше о том, что пугает малыша, кого или чего боится, как это выглядит, что хочет «это» от ребенка. Постарайтесь развеять сомнения малыша. Вместе подумайте, как справиться с этими страхами. Если ребенок почувствует, что вы принимаете его ситуацию и стараетесь помочь, полпути будет пройдено.
  4. Подарите ребенку какую-то безделушку, которую он мог бы носить с собой, тем самым имея постоянное напоминание о том, что вы у него есть. Или плюшевого друга, с которым можно спать, играть и делиться своими страхами. Пусть плюшевая игрушка станет верным другом и преданным защитником.
  5. Избегайте просмотров ребенком сомнительных телепередач, поскольку малышам еще трудно отделить вымысел от действительности.
  6. Прием эмоциональных качелей заключается в контрасте отрицательных и положительных эмоций (ребенок дотрагивается до пугающего его пылесоса, и тут же оказывается в объятиях мамы). Но ребенок должен сам решиться на такой поступок.
  7. Постепенно приучайте малыша к тому, что его пугает. Мы боимся того, что нам непонятно и незнакомо. Познакомьте ребенка с пугающими его предметами, расскажите, для чего они нужны и как действуют. Обратите внимание ребенка на то, что этот предмет не делает людям ничего плохого. Если ребенок боится собак, подарите ему игрушечную собаку, прочитайте книжки, где главным героем будет собака. Потом познакомьте малыша с доброй соседской собачкой.
  8. Проигрывайте ситуации, пугающие малыша. В игре с мягкими игрушками пусть ему достанется роль злой собаки, которую малыш боится.
  9. Вместе нарисуйте пугающие ребенка предметы или ситуации, чтобы озвучить их. Перенося свой страх на бумагу, ребенок освобождается от него. Чтобы уничтожить бумажный страх, нужно смять и сжечь лист.
  10. Рассказывайте ребенку истории, в которых он сможет с другой стороны взглянуть на свой страх. Представьте пугающую ребенка ситуацию смешной и нелепой (например, пусть страшная собака окажется с заклеенным ртом, а ходить она будет как черепаха, еле-еле, смешно растопыривая ноги).

Всё идёт из семьи, дети как зеркало отражают все семейные неурядицы. Если у вашего ребенка имеется значительное число страхов, значит, в ваших семейных отношениях что-то нарушено. Понимание чувств и желаний ребенка, его внутреннего мира, доверительные взаимоотношения, а также положительный пример родителей, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.

Наличие у ребенка невротических страхов – это уже повод обратиться за консультацией к детскому психологу и неврологу.

Стоит почитать

Автор статьи: Дарья Колдина

Другие статьи на данную тему:

Скажи мне, сколько тебе лет, и я скажу, чего ты боишься

Страхи от года до трех лет: познаю мир

На втором году жизни 50% детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, нахождении на высоте, боли, резком звуке и пребывании в одиночестве.

В два года может появиться страх перед животными, чаще собаками, и перед движущимся транспортом.

На третьем году возникает страх перед наказанием, который отражает возрастающую активность детей и их понимание последствий своих поступков. Если в этот период отец принимает активное участие в воспитании, то страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше. Важно, чтобы воспитание не превращалось в войну с формирующимся чувством «Я» у ребенка.

Ни в коем случае нельзя запрещать ребенку говорить о том, что он боится. Малыш должен иметь возможность выражать свои переживания, в том числе и отрицательные. А задача родителей — помогать ему преодолевать реальные и воображаемые опасности.

О том, какую роль играет страх в жизни каждого человека, можно рассуждать долго.

ОБЩИМ МЕСТОМ СЧИТАЕТСЯ, ЧТО СТРАХ – ЧУВСТВО НЕГАТИВНОЕ, ОТ КОТОРОГО СЛЕДУЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ИЗБАВЛЯТЬСЯ, МОЛ, «БОЯТЬСЯ НУЖНО ПРЕЖДЕ ВСЕГО САМОГО СТРАХА».

В то же время никто не станет отрицать, что страх – это естественная реакция на опасность, проявление инстинкта самосохранения; именно он позволяет человеку выживать.

Итогом любых споров на эту тему логически должен стать вывод о необходимости управления страхом, подчинения его силе воли, превращения его в полезный инструмент, позволяющий принимать верные решения в критических (да и вообще в жизненных) ситуациях.

Все это справедливо, однако существует особый вид страхов – детские страхи.

ДЕТСТВО – ЭТО ПЕРИОД, КОГДА ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

Ребенок впервые начинает не просто чувствовать, но и осознавать свои состояния — эмоциональные, психологические. Он встречается с незнакомой действительностью, пытается освоить ее на уровне сознания, по-своему понять. Это — важнейший процесс, в ходе которого ребенок сопоставляет уже имеющийся у него опыт (каким бы малым этот опыт ни был) с новой информацией об окружающем мире. Результатом такого сопоставления становятся фантазии – некие сценарии развития той или иной ситуации, в которых ребенок пытается представить варианты своих действий и дальнейшую реакцию окружения.

Это – примерно, как если бы взрослый человек получил задание представить себе, что было бы, попади он в далекое прошлое, или, наоборот, в неизведанное будущее, в совершенно чужую страну или на другую планету. Попробуйте – и вы наверное очень быстро начнете выдумывать опасности, подстерегающие вас, готовя себя к худшему. Это – нормально. Ваше сознание будет стремиться выстроить рациональные стратегии поведения, исходя из аксиомы: все незнакомое – опасно, пока не доказано обратное.

То же самое происходит и в детской головке, только ребенок, в отличие от вас, на самом деле оказывается там, где никогда не был. Каждый день, каждый час приносит ему новую, неизвестную дотоле, непонятную информацию. Работая с нею, он начинает фантазировать – и обязательно выдумывать опасности, «страшилки». Нам они кажутся абсолютно иррациональными, попросту глупыми. И мы, «мудрые» взрослые, снисходительно над ними посмеиваемся, не придавая им значения.

И это – ошибка. Ведь механизм воздействия такого мощного чувства, как страх, на формирующуюся психику, таит много опасностей. Они кроются, например, в самой силе эмоционального воздействия: может случиться, что такой «искусственно вызванный» страх окажется самым сильным переживанием для ребенка, чья жизнь бедна другими эмоциями (общение с родителями, игры со сверстниками, интересные книги и т.п.).

Со временем фантастические страхи могут занять слишком большое место в эмоциональной жизни ребенка, вызвать привыкание. В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок станет все больше и больше замыкаться в себе, более или менее бессознательно уходить от действительности в мир своих фантазий. В этом случае неизбежное в конце концов соприкосновение с реальностью может оказаться весьма травматичным.

Но не исключено развитие своего рода «виктимности» — привыкания к роли жертвы, когда страхами оправдывается пассивность и отказ от защиты и даже выражения собственных желаний и интересов, бегство от ответственности. Более того, вызванные страхами острые переживания могут стать источником извращенного удовлетворения – ведь не следует забывать, что чувство страха сопровождается выбросом адреналина…

ИНЫМИ СЛОВАМИ, НАИБОЛЕЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, К КОТОРЫМ МОГУТ ПРИВЕСТИ СТРАХИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ САМОГО МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА – ЭТО ПРИВЫКАНИЕ К СТРАХУ, ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭТОГО ЧУВСТВА В ПРИВЫЧНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН. ЕСЛИ ЭТО ПРОИСХОДИТ, ТО ОТРАВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВСЮ ЖИЗНЬ.

КАК ИЗБЕЖАТЬ СТОЛЬ НЕГАТИВНОГО СЦЕНАРИЯ?

Прежде всего, нужно научить ребенка рационализировать страх, отделять реальные опасности, о которых нужно знать и к которым необходимо готовиться, от фантазий, надуманных «страшилок», то есть – управлять страхом. Сделать это очень непросто, учитывая ту информационную среду, в которой живут наши дети, какие фильмы они смотрят, в какие игры играют.

Производители аудиовизуальной продукции прекрасно знают, что страх наших детей – неисчерпаемый источник денег. Поэтому они плодят вурдалаков и инопланетян, серийных убийц и злых клоунов, восставших роботов и бешеных насекомых. Они «любезно» берут на себя труд детской фантазии, подсовывая ребятам уже готовые «ужасы» на любой вкус.

Справиться с мощью таких фабричных «генераторов страха» крайне затруднительно: ведь даже взрослые оказываются поглощены этим потоком. Поэтому, если вы видите, что ваш ребенок слишком часто оказывается в этом эмоциональном состоянии, если он начал бояться чуть ли не всего подряд, везде видя опасности, угрозы, — обратитесь к специалистам – детским психологам.

Их помощь может понадобиться прежде всего вам, как это ни парадоксально звучит. Чтобы научиться рационализировать детские страхи, работать с очень подвижной и уязвимой детской психикой, нужно освоить некоторые базовые навыки, техники, умения. Ими с вами поделятся наши специалисты.

Но будет весьма полезно, если вы позволите им поговорить и с вашим ребенком. Дело в том, что дети (опять парадокс!) зачастую гораздо более откровенны с незнакомыми людьми, нежели с родителями. Возможно, это происходит и-за того, что для ребенка родители являются носителями рационального начала, с ними они стесняются делиться своими фантазиями, боясь показаться смешными или оказаться непонятыми. Кроме того, роли родителей стабильны и хорошо известны детям: постоянно занятые, озабоченные, серьезные, очень охотно отмечают детские ошибки, шалости. Обращать их внимание на то, что «нехорошо» — страх, не всегда хочется… А чужой, незнакомый человек, к которому привели родители (значит – не плохой) может выслушать даже самую «нелепую» выдумку.

И обязательно поможет, — добавим мы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]