Люди давно начали задумываться над вопросом, почему у одних легко получается решать сложные математические задачи или писать сочинения, стихи, музыку, а другие должны приложить для этого максимум усилий, и результат не всегда будет высоким. Почему одни могут нарисовать прекрасный пейзаж или портрет, а решить задачу по физике они не в силах.
Способности человека определяет его интеллект. Это не одно понятие, оно бывает нескольких типов. В психологии выделяют 9 разновидностей, которые имеют свои особенности характера, предрасположенность к наукам.
Теория Гарднера
В 1994 году психолог Ховарт Гарднер создал теорию множественного интеллекта. Она стала альтернативой классическому взгляду на природу интеллекта, как способность индивидуума к логическому мышлению.
Гарднер считал, что именно множественный характер интеллекта позволяет отдельному человеку выбирать себе профессию или хобби, к которым у него наиболее выраженная предрасположенность.
Психолог охарактеризовал интеллект не как определенное устройство, которое находится в голове, а как потенциал, который позволяет человеку использовать все свои способности в определенной ситуации.
Гарднер выделяет 7 типов интеллекта в психологии, которые не зависят один от другого и могут существовать как отдельные системы со своими правилами. Со временем теория была интерпретирована, доработана и добавились еще несколько типов.
Выделяют:
- природный (натуралистический);
- музыкальный;
- логико-математический;
- экзистенциальный (философский);
- кинестетический (телесный);
- межличностный (социальный);
- пространственный (образный);
- лингвистический (вербальный);
- личностный (внутренний).
Теория Гарднера позволила по-новому взглянуть на понятие таланта, способностей и ума. Психолог утверждал, что у разных людей разный тип интеллекта. Поэтому если в школе одни ученики имеют склонность к точным наукам и считаются умными, а те, кто легко находит общий язык с другими детьми считаются болтунами и бездельниками, то это неправильно. Разные типы интеллекта востребованы в разных профессиях.
Интеллект.
Мозг человека является главным органом с помощью которого мы осознаем окружающую нас обстановку и взаимодействуем с этим миром. Все наше поведение обуславливается процессами происходящими именно в нашей голове. Вся информация получаемая через органы чувств, так же обрабатывается и запоминается мозгом, и откладывается в дальние уголки нашей памяти. На протяжении всей истории человечества, людям всегда было важно знать насколько высок интеллект того или иного человека. Но методы оценки интеллектуальных способностей начали появляться только в середине 20-го века.
Интеллект — это способности личности
В попытках измерить уровень развития мозга немецко-британский учёный-психолог Ганс Айзенк в 50-е годы прошлого столетия придумал концепцию IQ тестирования и начал применять ее на практике. И, надо отдать должное, этот метод популярен и по сей день. Однако суть тестирования Айзенка сводится к выявлению у человека логического мышления и аналитических способностей. И многие ученые были не согласны с таким однобоким подходом к выявлению интеллектуальных возможностей человека. Одним из таких ученых стал Говард Гарднер — профессор Гарвадского университета, который предложил не сводить всех людей под один стандарт, а считать что все люди умны по своему, и на основе этого постулата разработал теорию «множественного интеллекта».
Он выделил девять типов интеллекта, которые влияют на то, как мы работаем с информацией. Его теория объясняет, почему все по-разному справляются с одинаковыми задачами.
Так или иначе, споры в мировом научном сообществе в части исследования функциональной асимметрии полушарий мозга человека не утихают и по сей день, и консенсусом в этом вопросе даже и не пахнет) Тем не менее, теория Гарднера выглядит очень внушительно, и она заняла достойное место в умах любознательных людей, не вытеснив при этом и теорию Айзенка, про которую сказано и написано горы статей, поэтому речь в нашей статье пойдет именно о «теории множественного интеллекта»
Природный
Такой тип определяет способность человека взаимодействовать с природой: чувствовать животный и растительный мир. Человек замечает все, что находится вокруг него. Ему интересно исследовать растения, изучать животных, их повадки, классифицировать виды, следить за погодой, коллекционировать бабочек или минералы.
Человек с природным интеллектом любит природу, отдых на свежем воздухе. Для него нет лучшего отдыха, чем поехать в лес, на озеро или пойти в горы. Такая способность нашими предками считалась даром. Им обладали великие охотники, собиратели ягод и грибов.
Несмотря на то, что такая способность отходит в прошлое, в связи с развитием техники, которая прочно вошла в жизнь, люди найдут себя в таких профессиях как:
- животноводство;
- ботаника;
- садоводство;
- астрономия;
- химия;
- поварское дело;
- агрономия;
- археолог.
Раньше такой тип интеллекта был невероятно востребован. Ведь наши предки тесно взаимодействовали с природой: собирали травы, фрукты, охотились. Этот дар считался невероятно полезным, а его владелец получал уважение.
Музыкальный
У человека с музыкальным интеллектом развит слух, чувство ритма. Он легко улавливает и различает музыкальные тональности, мелодии. Он может легко почувствовать фальшивую ноту, на слух подобрать аккорды песни.
Он обожает музыку, изучает разные стили, ему нравится играть на музыкальных инструментах, ведь это дается легко. Талант проявляется в сочинении песен и стихов, игре на музыкальных инструментах, пении. Такие люди легко импровизируют, становятся душой компании.
Музыкальный интеллект проявляется раньше других. Младенцы начинают реагировать на песни, двигаться в ритме до того, как начинают ходить и говорить. Редко, но встречаются настоящие гении, как Йо-Йо Ма, который первый раз выступил с концертом в возрасте 6 лет.
Профессии:
- дирижер;
- композитор;
- песец;
- музыкант;
- диджей;
- режиссер;
- музыкальный продюсер.
Если личность обладает не только музыкальным, но и математическим типом способностей, то можно легко стать барабанщиком. Ведь он должен не только чувствовать ритм, но и уметь быстро считать.
Логико-математический
Люди с такими способностями легко понимают все задачи, связанные с цифрами и математическими понятиями. Они найдут себя в математике, информатике или логистике. Такие способности позволяют с легкостью решать сложные задачи, проводить вычисления, даже с большим количеством данных. Эти способности подходят и детективам.
Человек с логическим мышлением больше любит цифры, чем живое общение с другими людьми, поэтому он малообщительный. Для него представляют интерес решения логических задач, головоломок, уравнений. Многие становятся программистами.
Люди с логико-математическим типом интеллекта характеризуется быстрым распознанием связей между двумя объектами, последовательными рассуждениями, замечанием малейших деталей. Подходящие профессии:
- математик;
- детектив;
- композитор;
- экономист;
- дирижер;
- физик;
- инженер;
- финансист;
- аналитик.
Интеллект: классификация видов
Вы по-прежнему думаете, что интеллект – это только IQ? К сожалению, традиционный «тест интеллекта» выявляет лишь три категории способностей: вербальные (речевые), математические и визуально-пространственные. В классической системе школьного обучения больше всего тоже тренируются именно три этих вида интеллекта. Но такая шкала очень ограничивает наше понимание ума, таланта и способностей.
Разве можно сказать, что великий математик умнее, к примеру, великого композитора? Два десятилетия назад психологи озаботились этим вопросом и выделили семь основных типов интеллекта.
В 1994 году психолог Говард Гарднер предложил новую концепцию интеллекта. Он выделил семь видов интеллекта человека, которые не ограничиваются умением хорошо считать или грамотно писать.
Теория Гарднера открыла людям новый взгляд на понятие таланта, ума и способностей. Разве справедливо, что детей со склонностью к точным наукам в школе считают умными, а ребятишек, которые прекрасно умеют выстраивать отношения со сверстниками, принято называть бездельниками и болтунами?.. Нет, утверждает Гарднер. У этих детей просто развит другой тип интеллекта – эмоциональный, или межличностный. Нельзя сказать, что природа обделила их способностями: у людей, обладающих развитым эмоциональным интеллектом, есть все шансы стать успешными в жизни. Последние исследования показывают, что личности с таким талантом лучше всех продвигаются в карьере и намного чаще становятся руководителями или «замами».
Логико-математический интеллектотражает нашу способность оперировать числами и мыслить рационально. Этот тип интеллекта также активно задействован во всех школьных программах. Из человека с развитым математическим интеллектом получится прекрасный математик, физик, бухгалтер, финансист, компьютерный программист, логик. Справедливо считается, что «математика развивает мозг». Однако, если человек не обладает выдающимися математическими способностями, это вовсе не значит, что он глуп. Скорее всего, у него просто развит совершенно иной тип интеллекта.
Визуально-пространственный интеллектговорит о таланте воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию, быть восприимчивым к цвету, форме, линиям, отношениям между объектами в пространстве. Дети с такими способностями хорошо успевают по геометрии и черчению. Этим типом интеллекта обладают архитекторы, художники, дизайнеры. Такие люди хорошо ориентируются на местности, могут быть экскурсоводами или путешественниками. В сочетании с развитым логическим интеллектом визуально-пространственные способности могут дать прекрасного врача, химика или биолога: в естественнонаучных дисциплинах требуется умение логически мыслить и одновременно представлять себе сложные структуры – молекулы, органы и их системы, строение тканей.
Вербальный, или лингвистический интеллектразвит у писателей, журналистов, ораторов. Не помешает оно и политикам и вообще всем людям, чья деятельность требует публичных выступлений и общения с другими людьми. Это владение устной и письменной речью, «чувство» языка, умение строить красивые предложение и связно выражать свои мысли. Нынешняя система образования активно апеллирует к развитию данного вида интеллекта: в школе мы прежде всего учимся читать, писать, пересказывать прочитанное.
Телесно-кинестетический интеллект, к сожалению, гораздо меньше тренируется в современных школах. А ведь именно из детей, обладающих кинестетическими способностями, вырастают спортсмены, балерины, актеры и актрисы. Умение владеть своим телом пригождается не только на сцене и в спорте – этот талант (в сочетании с визуально-пространственными способностями) необходим и хирургам, ремесленникам, механикам и скульпторам.
Музыкальный интеллект – это способность воспринимать, оценивать и создавать музыку, обладание хорошим слухом, чувством ритма и гармонии. Наверное, вы уже догадались, что обладающие хорошим музыкальным интеллектом люди становятся прекрасными исполнителями, композиторами, звукорежиссерами и музыкальными критиками. Этот интеллект (в сочетании с телесно-кинестетическим) требуется всем, кто хочет хорошо петь и танцевать.
Эмоциональный, или межличностный интеллект связан с искусством общения. Это умение различать настроения, намерения и чувства других людей. Он требуется всем, чья деятельность так или иначе связана с общением: психологам, педагогам, менеджерам по работе с клиентами, специалистам по продажам, руководителям. В современном мире, где многое решают связи, обладание эмоциональным интеллектом дает большие преимущества во многих сферах. Поэтому, если ваш ребенок-тинэйджер имеет десятки друзей, постоянно болтает на уроках и строчит смс-ки – не спешите ругать его за легкомыслие и нерадивое отношение к учебе. Лучше записать его на психологические курсы или «подсунуть» книгу о навыках самопрезентации и умении договариваться. Это заставит его задуматься об отношениях с учителями, ответственности, а заодно и над тем, как с умом применить свои таланты во взрослой жизни.
Экзистенциальный, или духовный интеллект – люди с этим даром не боятся задаваться вопросами бытия, жизни и смерти. Обычно люди с этим типом интеллекта становятся опять-таки психологами, а также философами, священниками. Многие писатели обладают таким типом интеллекта. Несмотря на кажущуюся «бесполезность», этот талант дает людям глубину мысли и чувств, приучает мыслить масштабно. Это делает их интересными собеседниками и думающими людьми, что ценно практически в любой сфере жизни.
После предложенной Гарднером теории психологи пошли дальше, выделив еще несколько видов интеллекта – к примеру, интраперсональный (способность к самонаблюдению, самоанализу и самосовершенствованию), креативный (умение видеть вещи в новом свете, предлагать нестандартные идеи, находить новые пути решения проблем), чувственно-сексуальный (комментариев не требуется).
Наверное, конкретизировать виды интеллекта можно до бесконечности. Главное – понять, что в каждом человеке скрыта масса способностей. Их сочетание и рождает уникальную личность со своими сильными и слабыми сторонами. Неспособные люди – это те, кому не посчастливилось открыть и развить свои таланты.
Источник:
https://www.myjane.ru/articles/text/?id=12081
Дополнительно:
- Говард Гарднер. Структура разума: теория множественного интеллекта
- 10 видов интеллекта
- Теории интеллекта
- Психология интеллекта: парадоксы исследования
- Психология общих способностей
Экзистенциальный (философский)
Считается одним из самых сложных типов мышления. Люди с такими способностями характеризуются интересом к глобальным вопросам, которые касаются сущности человека, смысла его существования. Такие индивидуумы могут выдвинуть новую теорию о жизни и смерти, о возникновении разума, зарождении вселенной.
Проявлениями служат духовные практики и религиозные убеждения. Философский интеллект присущ всем людям в той или иной степени. Ведь все задаются вопросом о собственном предназначении, смысле жизни, почему иногда случается плохое, о карме. Но именно для экзистенциального мышления характерны глобальные вопросы: существует ли Бог, где зародилась жизнь, что будет после смерти.
Для таких людей идеально подойдет профессия:
- политика;
- психолога;
- философа;
- историка;
- археолога;
- писателя.
Человек с таким мышлением много спорит и рассуждает. Он ищет ответы на вопросы о смысле жизни, изучает других людей, их характеры. Увлекается различными теориями.
Арт-терапия, или Исцеление искусством
Обсуждение: 3 комментария
- Татьяна:
Меня вот интересует, а как точно определить, какой именно тип интеллекта у меня? Просто я читаю и нахожу характерные для меня черты в нескольких из представленных типов.
Ответить
Вячеслав:
Сейчас развивается интересное направление в определении типа интеллекта человека и выбора профессии по теории «Множественного интеллекта» Говарда Гарднера Я например ,как философ, этой методикой занимаюсь. Сканируются узоры на подушечках пальцев (дактилоскопия), составляется «Психологический портрет» человека.
Ответить
Илья:
И как успехи?
Ответить
Кинестетический (телесный)
Люди с таким типом мышления ощущают мир телом и могут обучаться с его помощью. Оно помогает им выразить свои мысли или отношение к предмету. Индивидуумы с кинестетическим интеллектом много двигаются, занимаются спортом, танцами, единоборствами. Они не могут сидеть на месте длительное время, им постоянно нужно что-то делать.
Прекрасно чувствуют пространство и предметы вокруг себя, ощущают время. Выделяются великолепной физической формой, активно используют пространственное мышление.
Лучшие профессии:
- спортсмен;
- врач-хирург;
- хореограф;
- танцор;
- дирижер;
- военный;
- артист.
Такие люди особенно ценились в Древнем Риме и Греции, где боготворили прекрасное спортивное тело. Считалось, что здоровое тело — залог здорового ума.
Межличностный (социальный)
Это довольно интересный тип мышления. Те, у кого хорошо развит межличностный интеллект, способны легко чувствовать других людей, им подвластна высокая степень эмпатии. Для них характерно легко сходиться с новыми людьми, уметь увлечь буквально с первого слова. Используют разные способы общения: вербальные и невербальные.
Легко ощущают настроение собеседника, поэтому с ними просто и приятно общаться. Часто становятся лидерами в компании, ведь могут понимать окружающих, помогают и всегда поддерживают других.
Им нравится находиться среди других людей, работать с ними, учится, постоянно контактировать. Они легко понимают настроение собеседника, его потребности, желания. Могут объяснить поведение друзей и знакомых. Отличаются добрым сердцем, часто помогают другим. Умеют контролировать собственные эмоции.
Подходящие профессии:
- учитель или воспитатель;
- психолог;
- артист;
- HR-специалист;
- социальный работник.
Межличностный интеллект. 9 типов интеллекта
Природный интеллект
Определяет способность человека чувствовать животных и растений. Эта способность считалась даром в нашем эволюционном прошлом. Великие первобытные охотники и собиратели обладали этим даром. Сейчас этот тип интеллекта продолжает играть важную роль в некоторых отраслях и без него невозможно стать профессиональным ботаником или агрономом. Современное общество уже конечно мало заинтересовано в этом типе, потому что мы всё больше отдаляемся от природы.
Музыкальный интеллект
Музыкальный интеллект — это способность различать шаг, ритм, тембр и тон. Этот тип интеллекта позволяет нам чувствовать, создавать, воспроизводить музыку. Без него не смогли бы композиторы, дирижеры, музыканты, вокалисты и слушатели с тонким слухом.
Интересно, что только музыкальный интеллект + склонность к математике может родить таких людей как барабанщики. Они, как правило, очень хорошо фильтруют внешний звук и имеют хорошо и быстро считать.
Логико-математический интеллект
Логико-математический интеллект помогает считать, решать сложные математические и логические задачи. Логический интеллект, как правило, хорошо развит у математиков, ученых и детективов.
Молодые люди с этим типом интеллекта не склонны к общению, обычно они замкнуты. Им интереснее цифры, эксперименты и логические задачки.
Экзистенциальный интеллект
Интеллект, который потенциально помогает индивидууму в борьбе с глубокими вопросами человеческого существования. Например, такие люди могу выдвинуть новые теории о смысле жизни, возможности бессмертия и как люди появились на планете Земля.
Межличностный интеллект
Межличностный интеллект — это способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она включает в себя эффективные вербальные и невербальные коммуникации, возможность быстро замечать различия между людьми. Также эти люди имеют хорошо чувствовать настроение и темперамент других.
Учителя, социальные работники, актеры и политики по определению должны обладать этим типом интеллекта, но… Молодые люди с развитым межличностным интеллектом часто становятся лидерами среди своих сверстников, не потому что они сильнее, а потому что с ними интересно общаться, и, кажется, что они понимают чувства каждого.
Телесно-кинестетический интеллект
Телесно-кинестетический интеллект — это способность манипулировать физическими объектами и использовать различные физиологические навыки. Такие люди хорошо ориентируются во времени и пространстве. Спортсмены, танцоры, хирурги должны обладать хорошо развитым телесно-кинестетическим интеллектом.
Лингвистический интеллект
Лингвистический интеллект — это способность мыслить и четко интерпретировать свои мысли, даже очень сложные, в понятные для всех слова. Лингвистический интеллект важен для поэтов, писателей, журналистов и общественных деятелей.Молодые люди с таким интеллектом любят писать, читать, рассказывать истории и разгадывать кроссворды.
От редакции : Жизнь после удаления опухоли головного мозга
Личностный интеллект
Личностный интеллект — это способность понимать себя, а также свои мысли и чувства, и использовать эти знания в процессе планирования жизни. Этот тип интеллекта позволяет человеку здраво оценивать свои возможности и грамотно планировать траты.
Очевидно, что такие люди хорошие психологи. Но при это эти люди могут быть очень застенчивыми.
Пространственный интеллект
Пространственный интеллект — это способность мыслить в трех измерениях. Такие люди, хорошо осознают место, мысленно могут представить, что их ждет за углом. Они с легкостью вспоминают картину, именно картину, того места, о котором их спрашивают или о котором они вспоминают в данный момент.
Моряки, летчики, скульпторы, художники и архитекторы — носители развитого пространственного интеллекта. Люди с таким интеллектом любят лабиринты и пазлы. Они могут часами сидеть за рисунком.
Пространственный (образный)
Человек мыслит и запоминает картинку. У таких людей великолепная зрительная память на лица, места, предметы. Они могут воспроизвести у себя в мыслях даже страницу книги с расположенными внутри картинками и абзацами. Они хорошо запоминают то, что выучили, но если материал подается устно, то практически сразу стирается из памяти.
Замечают те детали, на которые обычно никто не обращает внимания. Могут легко чувствовать предметы в пространстве. Например, сделать перестановку комнаты в мыслях, или набросок картины. Просто находят дорогу даже в незнакомом городе. У таких людей прекрасно развит внутренний мир, поэтому они часто занимаются разными видами искусства.
Оперируют мыслительными процессами в 3 измерениях. Даже единожды побывав в помещении, запоминают обстановку.
Ребенок с пространственным мышлением очень любит собирать паззлы, проходить разные лабиринты и путаницы. У него прекрасно развито воображение.
Самые подходящие профессии для образного типа личности:
- архитекторы;
- летчики;
- скульпторы;
- военные;
- художники;
- моряки;
- водители;
- инженеры;
- строители.
Типы множественного интеллекта и примеры по Гарднеру
В издании 1983 года «Несколько интеллектов» Гарднер подтверждает существование семи типов интеллекта, однако в настоящее время мы можем перечислить восемь типов интеллекта по Говарду Гарднеру.
Давайте рассмотрим каждый из этих множественных интеллектов на примерах:
Языково-вербальный интеллект
Вербальный интеллект — это тот, который можно наблюдать у людей, которые легко выражают, понимают и развивают сложные устные сообщения. Благодаря лингвистическому интеллекту мы можем легче выучить новые языки, в таких случаях обычно более развиты такие области мозга, как Брока и Вернике (отвечающие за производство и понимание языка)..
Это способность эффективно использовать слова, манипулировать структурой или синтаксисом языка, фонетикой, семантикой и их практическими измерениями. Мы можем найти этот вид интеллекта у детей, которые любят писать рассказы, читать, играть с рифмами, скороговорки и те, кто легко изучает другие языки.
Физико-кинестетический интеллект
Это способность использовать свое собственное тело для выражения идей и чувств, а также их особенностей координации, баланса, ловкости, силы, гибкости и скорости, а также проприоцептивности и тактильности..
Это ценится у детей, которые преуспевают в спортивных, танцевальных, языковых и / или строительных работах, используя различные бетонные материалы. Также в тех, кто квалифицирован в исполнении инструментов.
От редакции : Что делать, если мучает бессонница
Логико-математический интеллект
Это способность эффективно обрабатывать числа, отношения и логические шаблоны, а также другие функции и абстракции этого типа..
Дети, которые его разработали, легко анализируют ситуации и проблемы. Они с энтузиазмом подходят к численным расчетам, статистике и бюджетам.
Пространственный интеллект
Это способность с уверенностью оценивать визуальное и пространственное изображение, графически представлять идеи и повышать чувствительность цвета, линии, формы, фигуры, пространства и их взаимосвязей..
Именно у детей лучше учатся с графикой, диаграммами, картинками. Они любят делать концептуальные и ментальные карты. Они очень хорошо понимают планы и наброски.
Музыкальный интеллект
Это способность воспринимать, различать, трансформировать и выражать ритм, тон и тон музыкальных звуков..
Детей, которые это подтверждают, привлекают звуки природы и всевозможные мелодии. Им нравится следовать по компасу ногой, ритмично ударяя или качая какой-либо предмет.
Межличностный интеллект
Это способность различать и воспринимать эмоциональные состояния и межличностные признаки других и эффективно реагировать на такие действия на практике..
Дети, которым нравится работать в группе, которые убедительны в переговорах со сверстниками и пожилыми людьми, понимают партнера.
Внутриличностный интеллект
Это способность к самопознанию и, следовательно, к действию на основе этого знания, к точному представлению о себе и способности к самодисциплине, пониманию и любви к себе..
Об этом свидетельствуют вдумчивые, здравомыслящие дети, которые обычно являются советниками своих родителей. Говард Гарднер приводит в качестве примера аутичного ребенка, чтобы проиллюстрировать этот тип поврежденного интеллекта «ребенок может быть не в состоянии сослаться на себя. В то же время он часто проявляет необычайные способности в музыкальной, пространственной или механической области.»
Натуралистический интеллект
Последним дополнением к списку множественных интеллектов является натуралистический интеллект (добавлен в выпуске 1995 года). Это определяется как способность различать, классифицировать и использовать элементы окружающей среды, объектов, животных или растений. Такая же городская среда, как пригородная или сельская. Он включает в себя навыки наблюдения, экспериментирования, рефлексии и допроса в нашей среде.
Встречается у детей, которые любят животных, растения; которые признают и любят исследовать особенности природного мира и техногенного.
Лингвистический (вербальный)
Человек очень правильно и грамотно выражает собственные мысли, преобразовывает сложные словесные конструкции. Он любит общаться и умеет это делать так, что другие застывают с открытым ртом, слушая его истории. Постоянно делится собственными размышлениями, впечатлениями. Может легко убедить другого человека, приведя толковые факты. Он может вести за собой, стать лидером, учителем и другом.
Индивидуумы с лингвистическим интеллектом характеризуются умением общаться с другими людьми не только при личной встрече, но и на бумаге. Поэтому вербальный тип мышления присущ журналистам, писателям, политикам. Такие люди могут убедить участвовать в акциях, разработках, уболтают клиента сделать покупку в его магазине.
Такой тип интеллекта подходит для профессий:
- журналист;
- писатель;
- копирайтер;
- преподаватель;
- историк;
- аналитик;
- переводчик;
- актер;
- оратор.
Даже люди, у которых «дислексия», с вербальным мышлением могут стать актерами, артистами, ораторами или комиками. Как Кира Найтли, Том Круз, Джон Леннон и многие другие.
Полезные советы для развития интраперсонального интеллекта
Многие люди живут на автопилоте. Они кидаются от одного занятия к другому, едва осознавая, что происходит вокруг и внутри них. Если вы потратите время на то, чтобы восстановить связь с самим собой, то заметите, как открываются ваши глаза, а внутри появляется ощущение свободы. Развить внутриличностный интеллект возможно. Вот несколько советов, которые помогут это сделать:
1
Ведите дневник
Дневник помогает соединиться с самим собой на глубоком эмоциональном уровне и увидеть происходящие вокруг события под другим углом. Также его регулярное ведение повышает эрудицию и концентрирует на личных целях. Если вам кажется, что записи в дневнике – это прошлый век, используйте вместо этого диктофон.
2
Перенаправьте свои таланты на себя
Очень немногие люди от природы хороши во всем, и это нормально. Но у каждого есть какие-то сильные стороны, даже если вы их не осознаете. Возможно, вы поистине терпимы к маленьким детям или грубым людям, но менее сострадательны к себе, если совершаете ошибки. Может быть, вы отлично решаете проблемы окружающих, но вам трудно решать личные проблемы.
Обычно люди используют эмоциональные навыки для помощи другим, но, к сожалению, не применяют их в собственной жизни. Создается впечатление, что вам не хватает способностей, хотя на самом деле вам просто легче принести пользу другим. Но и вы заслуживаете аналогичной поддержки.
Начните применять сильные навыки по отношению к собственной жизни с размышления о том, что бы вы сделали для кого-то еще в вашей ситуации. Например, если вы призываете друга быть настойчивым и не пасовать перед трудностями, направьте этот совет на самого себя и станьте более упорным.
3
Практикуйте позитивное отношение к себе
То, как вы думаете о себе, оказывает большое влияние на развитие интраперсонального интеллекта. Может казаться, что самокритика – хороший способ мотивировать себя и привлечь к ответственности за ошибки, но чаще всего она производит противоположный эффект. Вместо самобичевания хвалите себя за достижения. Это придаст уверенности в работе над вашими слабыми сторонами.
4
Медитируйте
Медитация учит осознавать и принимать то, что вы думаете и чувствуете, не попадая в ловушку негативных мыслей или самооценки. Ее ключевые преимущества – это возможность расслабиться, снять стресс и улучшить сон. Конечно, напрямую эти эффекты не помогут восстановить связь с собой, но совершенно точно они будут способствовать улучшению физического и эмоционального благополучия. В свою очередь ощущение моральной и физической силы укрепит внутреннюю решимость при работе над сложными ситуациями.
У медитации есть и другое, более важное преимущество для повышения самосознания. Она обучает сосредотачивать внимание, что приводит к улучшению концентрации во всех сферах жизни и помогает находить новые способы решения проблем.
5
Ухаживайте за собой
Забота о себе так же важна, как и забота о других. Уход необязательно должен включать походы в роскошные СПА-салоны. Это могут быть мелочи, которые необходимо включить в ежедневное расписание.
Отдыхайте и ешьте достаточно. Такова основа ухода за собой. Просто ложитесь спать вовремя и регулярно питайтесь в течение дня.
Двигайтесь. Конечно, не всегда есть возможность заниматься в тренажерном зале ежедневно. Обязательно хвалите себя за любую физическую нагрузку, которую можете выполнить, даже если совершаете 10-минутную пешую прогулку до работы.
Научитесь говорить «нет». Это отличный способ проявить заботу о себе. Необязательно угождать абсолютно всем, расставляйте приоритеты. Если вы постоянно говорите «да», вы истощаетесь. Возможно, вы удивитесь, но окружающие люди ценят искренность, которую вы можете проявить, отказавшись от непосильных дел.
6
Выделяйте время для самоанализа
Самоанализ может показаться довольно сложной задачей. На самом деле он просто предполагает обдумывание действий, выбора, личных ценностей и других важных для вас вещей. В процессе размышления, обратите внимание на то, какие привычки вам подходят, а какие препятствуют росту. Это поможет найти новые способы достижения жизненных целей.
7
Пробуйте новое
Перемены часто вызывают беспокойство. Кажется, что безопаснее придерживаться старых алгоритмов и не рисковать. Но следование одним и тем же распорядкам сдерживает вас от альтернатив, которые могут удовлетворить ваши потребности еще эффективнее.
Риск, приводящий к успеху, повышает уверенность в себе и побуждает продолжать пробовать новое. Риск, который не срабатывает, приводит к росту, развивая выдержку и настойчивость, поскольку преодоление неудач показывает, что вы способны продолжать движение и попробовать снова.
Перемены дают возможность познакомиться с самим собой намного ближе и раскрывают неведомые ранее черты вашей индивидуальности.
8
Прописывайте цели
Цели многое говорят о том, какая вы личность и что вами движет. Они формируют выбор и жизнь. Важно ставить цели как на ближайшее, так и на отдаленное будущее. Отмечайте даже мелкий успех, такой как отказ от вредной привычки или ежедневное чтение, это придаст вам сил на пути к глобальным целям, требующим долгосрочных усилий. Признание побед способствует росту самосознания, а также укрепляет вашу смелость, чтобы делать большие шаги к мечте.
9
Пройдите нашу онлайн-программу «Самопознание»
С ее помощью вы поймете, чего хотите от жизни, найдете дело по душе, сможете гармонизовать отношения с коллегами и близкими людьми. Все это возможно благодаря индивидуальному подходу, который обеспечивают специальные тесты и упражнения. На программе вы узнаете более 50 характеристик своей личности из разных сфер жизни, что приблизит вас к пониманию собственных мотивов и поведенческих шаблонов.
Если вы умеете анализировать собственное поведение и мысли, понимать, почему испытываете определенные чувства, вы способны управлять своей жизнью. Развитый интраперсональный интеллект позволяет принимать мудрые решения, которые определяют будущее. Он помогает быть всегда мотивированным и не искать вдохновения во внешнем мире, чтобы достичь успеха.
Друзья, ваш самый близкий человек – это вы сами. Не пытайтесь от него сбежать, смело взгляните в его лицо, познайте суть, примите особенности и тогда вы без сомнений встанете на путь процветания.
Успехов!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- 6 навыков для развития эмоционального интеллекта
- Интеллект и его развитие: несколько рекомендаций
- Эмоциональный интеллект в лидерстве
- Как стать умнее: 4 типа интеллекта по Стивену Кови
- Теория Кеттелла-Хорна-Кэрролла
- Чего вы могли не знать об интеллекте
- Фактор общего интеллекта
- Теория множественных интеллектов Гарднера
- Валентинка от 4brain
- Признаки низкого эмоционального интеллекта
Ключевые слова:1Самопознание
Личностный (внутренний)
Обладатель такого вида мышления легко понимает себя, свои эмоции, мысли. Всегда имеет собственное мнение относительно той или иной теории. Он легко планирует собственную жизнь, продумывает все ситуации, которые возможны и как-то повлияют на его существование.
Он никогда не делает что-то, не подумав, всегда трезво оценивает собственные мысли, ставит оценку своими желаниям и возможностям. Он планирует каждый свой шаг, расписывает бюджет, строго следует правилам. Внутриличностный интеллект довольно эмоциональный, застенчивый, что может мешать контакту с другими людьми.
Подходящие профессии:
- психолог;
- социальный работник;
- ведущий;
- учитель.
В заключении стоит отметить, что каждый человек обладает несколькими типами интеллекта. Чтобы использовать свои возможности по максимуму, необходимо развивать несколько доминантных способностей. Ориентируясь на ключевые интеллектуальные способности, можно легко добиться успеха.
Выводы
Очень важно учитывать интеллектуальную склонность при выборе профессиональной деятельности. Не обязательно может доминировать один тип интеллекта – в личности могут гармонично сочетаться и несколько типов. С помощью специальных тестов для определения типа интеллекта, можно легко определить склонность к тому или иному типу мышления.
LiveJournal
- Похожие записи
- Как стать умным человеком
- Логическое мышление
- Что такое креативный интеллект?
« Предыдущая запись