Сталкиваясь с той или иной задачей, мы выбираем разные решения. Можно идти по проторенной дорожке и использовать привычный алгоритм. Можно пойти от обратного, а можно посмотреть на ситуацию под другим углом, свернуть налево, затем направо и вырулить в неожиданном месте, там, где вас быть не должно. Это путь первооткрывателя. Только пробуя на зуб неизведанный подход, вы сможете предложить миру что-то уникальное и действительно ценное. Масштаб неважен. Креативное мышление поможет на работе, в быту и даже в семейной жизни.
Научиться мыслить нестандартно можно. Но для этого следует упражняться. Привычка искать что-то новое и необычное – дело наживное. Начните с этих техник, которые использовались простыми сотрудниками и великими первооткрывателями. В некоторых случаях первые превращались во вторых.
Методика Уолта Диснея
Официальное название методики – «Мечтатель, реалист и критик». Этот метод помог американскому художнику-мультипликатору не останавливаться на достигнутом и являть миру удивительных персонажей, популярных по сей день. Для того чтобы почувствовать эффект, нужно научиться вживаться в роли. Вспомните, как по-разному реагируют на одно и то же событие ваши знакомые. Сначала прикиньтесь мечтателем с креативным мышлением без границ. Отпустите свое воображение и попробуйте придумать одну за другой самые необычные и несуразные идеи. Каждую идею необходимо записать в блокнот. Если вы не перенесете мысли на бумагу или электронный носитель, они так и будут бродить в сознании, не оставляя места для новых идей. Затем вам нужно перевоплотиться в прагматика, который мыслит словно инженер. Он разработает стратегию и тактику, продумывая каждую важную деталь. И наконец, последняя роль – привереда. Критик должен подвергнуть каждый пункт сомнению и найти шероховатости в вашей стройной теории. После его выступления вы сможете увидеть свою идею объективно, в формате 3D. Роли могут выполнять знакомые, но лучше – вы сами. Так вы научитесь любую ситуацию видеть с трех сторон.
География креативности
Для современных специальностей (особенно для тех, что связаны с новаторством) необходим именно навык генерирования новых способов оптимизации и других идей. Понятие креативность включает в себя:
находчивость;- сообразительность;
- быстроту мышления;
- решительность;
- умение рисковать;
- широкий кругозор.
Этот навык используется для решения всевозможных задач в разных областях. В целом предназначение креативности в улучшении, увеличении функциональности и мощности производства, повышении эффективности, в скачке вперёд. В производстве и науке на практике креативность — это изобретения техники, оборудования и технологий производства.
Креативное мышление делает жизнь более комфортной, красочной и интересной. Сегодня это особенно важно в сфере услуг, где одна из главных ролей у навыка преподносить продукты или услуги. Но этим список занятий, конечно, не ограничивается. Креативность необходима во многих сферах и находит место почти в каждой профессии: бизнес, искусство, наука, политика, реклама и другие.
Сейчас во многих вакансиях можно прочитать, что работодатель ищет креативных людей. Бизнес не примиряется с консервативностью, креативность в нём — умение меняться соответственно изменениям обстоятельств рынка. Эта черта нужна для мобильности, новаторства и скорости принятия решений. Бизнес-технологии развиваются быстро, стабильно появление новых направлений в управлении, курсов повышения квалификации и так далее.
В сфере услуг креативное мышление необходимо для поиска свежих подходов в общении. Эта область требует багажа знаний о людях в повседневном смысле, натренированной интуиции, а также сведений в сфере социологии и психологии. В продажах важно суметь так презентовать продукт, чтобы потенциальный клиент или покупатель стал реальным. Например, в гостиничном бизнесе креативность может проявляться в специфике обслуживания или оформлении номеров.
В рекламе креативное мышление — умение по-новому преподносить продукт. Ежедневно люди имеют дело с огромным количеством информации, что сильно усложняет задачу рекламщиков привлекать внимание, не раздражая излишне навязчивым образом. Именно подобные проблемы решают с помощью креативности.
Методика британского психолога Эдварда де Боно
Методика получила название «Шесть шляп» и стала очень популярна за пределами Великобритании. Ее принцип действия схож с методом Уолта Диснея. В процессе обдумывания того или иного вопроса вам нужно примерить 6 головных уборов. Они могут различаться цветами или формами. В белой вы должны объективно и беспристрастно проверить все факты, словно идея не ваша; в черной – критически взглянуть на ситуацию и найти все недостатки идеи; в желтой – отметить достоинства и плюсы; в зеленой – накидать новые варианты решения, не похожие на предыдущие; в красной – эмоционально отреагировать и, наконец, в синей — подвести итоги проделанной работы. Основной совет Эдварда: «Сомневайтесь всегда и во всем».
Креативность и дети
Знаменитый Пабло Пикассо, говорил: «Все дети – художники. Проблема в том, чтобы остаться художником, когда ты вырос».
Кто же не дает детям оставаться художниками? Взрослые, причем из лучших побуждений, которые принуждают их мыслить шаблонно, стандартно.
Англичанин сэр Кен Робинсон, известный специалист по развитию творческого мышления, автор многих книг на эту тему, в частности «Образование против мышления», рассказал о случае на уроке рисования в одной из английских школ. Учительница обратила внимание, что одна из учениц не слушает ее и занята чем-то своим. «Что ты рисуешь?» – спросила она ее. «Я рисую Бога». – «Но ведь никто не знает, какой он!». «Через минуту узнают», – ответила девочка.
В своем выступлении на интеллектуальной конференции TED Кен Робинсон рассказал и об англичанке Джиллиан Линн – известнейшем хореографе и режиссере, постановщице мюзиклов «Кошки», «Призрак оперы», «Моя прекрасная леди» и др.
Что же необычного в ее истории? Школьные учителя были очень недовольны семилетней Джиллиан: ее непоседливостью, невнимательностью, отвратительным почерком. Она считалась отстающей ученицей, и ее маме посоветовали перевести девочку в школу для детей с ограниченными умственными способностями. Эта перспектива не устраивала ни саму Джиллиан, ни ее маму, отправившуюся с ней к психологу, чтобы он помог устранить проблему.
Психолог понаблюдал за Джиллиан, поговорил с ней, а затем вместе с мамой вышел из комнаты, оставив девочку одну. Предварительно он включил музыку. В специальное окно взрослые стали наблюдать за ней: Джиллиан, оставшись одна, сразу же вскочила со стула и начала танцевать. Причем двигалась она с необыкновенной грацией и в такт музыке.
«Нет никакой психологической проблемы», – сказал врач. – Девочке нужно позволить заниматься тем, что ей нравится, и не мучить ее предметами, к которым не лежит ее душа». Джиллиан перевели в другую школу – балетную. С 17-ти лет она танцевала в Королевском балете, в Лондонском Палладиуме, и стала известнейшим хореографом-постановщиком, не боявшимся экспериментировать с разными танцевальными направлениями.
В большинстве наших школ детская креативность не поощряется: уроков, развивающих у детей творческие способности, мало, их приучают думать и поступать стандартно. «Почему ты рисуешь квадратное солнце, ведь оно круглое?», «Солнце нужно рисовать в левом верхнем углу, а домик справа», «Почему у тебя заяц зеленый? Это неправильно».
«С вашим ребенком что-то не так – он не такой, как все», – говорят воспитатели маме с папой. Но родители должны не огорчаться, а радоваться, потому что у них растет ребенок, который мыслит нестандартно, у которого есть все шансы вырасти креативным, если они, конечно, не задушат эту креативность своими руками. Главная их задача – обнаружить способности ребенка и помочь ему их раскрыть.
Методика Стива Джобса
Стив Джобс никогда не скрывал методов своей работы. Он часто говорил о том, что креативность – это умение связывать вещи и процессы, которые для обыденного сознания ничего общего не имеют. Творческие и талантливые люди могут подмечать связи, которые не очевидны для всех остальных. Они соединяют кусочки своего опыта и синтезируют таким образом что-то новое. Обратите внимание на все самые популярные идеи и изобретения: транспорт, смартфоны, кухонные комбайны, роботы, ноутбуки, медицинскую техника – все они являются гениальной комбинацией разрозненных частей. Даже литература и остроумные афоризмы – это всегда неожиданное сочетание точных слов. Чтобы развить способность видеть больше неочевидных связей, делайте упражнение с книгой. Возьмите книгу и назовите наугад две страницы. На одной и на другой подметьте первое слово на листе. Скорее всего, эти два слова не будут связаны между собой. Ваша задача – сопоставить их и придумать историю, которая идеально свяжет эти разные части, сделав их целым.
Самые креативные
Самой созидательной профессией в мире считается трабл-шутер. В полномочиях этих специалистов доказывать, что утверждение Александра Васильева о «выхода нет» ошибочно. Часто работу этих профессионалов иллюстрируют историей компании Nike. Персонал предприятия воровал, что провоцировало колоссальные убытки. Пригласили трабл-шутера.
Завод находился в бедной стране, среди работников только местные, соответственно предотвращение краж было неосуществимым, а привозить европейских специалистов — слишком дорого. Приглашённый трабл-шутер предложил гениальное решение: просто выпускать левые и правые кроссовки на разных заводах в разных странах.
Неудивительно, что такие специалисты редкость, весьма востребованы и получают аналогичные гонорары (которые достигают 100 тысяч долларов / час). Как правило, их услуги интересны очень состоятельным людям и крупным корпорациям.
Во многих странах в последнее десятилетие стали выпускать журналы, которые связаны с понятием креативное мышление. Редакторы занимаются составлением списков наиболее креативных людей, в числе которых оказываются режиссёры, писатели, бизнесмены, основатели и владельцы рекламных агентств, писатели, журналисты, певцы и разработчики программ. По версии издания Creativity самые креативные люди — Сачин Агарвал и Джерри Тан (основали платформу Posterous).
Желтая пресса
Как известно, есть много изданий, которые не прочь перемыть косточки тем или иным медийным персонам. Научиться мыслить в креативном русле вам поможет методика «Желтая пресса». Представьте, что ваша идея стала известной. Как думаете, какая информация появится в изданиях? Конечно, многие из них начнут вас нахваливать и предлагать лестные заголовки. Но вот один-два журнала непременно раскритикуют вас в пух и прах. Подумайте, какие самые ужасающие заголовки могут венчать статьи о ваших идеях? Такой вариант работы над проектом поможет не только учесть его негативные аспекты, но и посмеяться над собой. Легкое отношение к своей работе помогает избавиться от тревоги и дать волю свободному воображению, не скованному страхом получения негативных отзывов общественности.
Для чего нужно развивать креативное мышление
Мышление взрослого человека изобилует шаблонами и стереотипами. Они значительно облегчают жизнь, когда нужно действовать по уже известной схеме. Реакции и действия отработаны до автоматизма, поэтому мы тратим на них гораздо меньше сил и времени.
Рабочий день среднестатистического человека состоит из знакомых действий и манипуляций. Мы приходим в офис, садимся в родное кресло, просматриваем электронную почту, выполняем ряд рутинных задач. И так изо дня в день. Под все эти действия у нас в мозге образованы прочные нейронные сети.
Но жизнь не всегда идет по намеченному сценарию. Когда возникает ситуация, которая не вписывается в привычный шаблон и требует качественно новых действий, мы впадаем в ступор. Отойти от привычных стереотипов невероятно сложно. Это как съехать с глубокой колеи на проселочной дороге.
Человек, способный быстро перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям, оказывается в несколько раз более эффективным. Поэтому и нужно развивать креативное мышление. Оно делает ум более гибким, пластичным, вариативным. И позволяет успешно решать не только знакомые рутинные задачи, но и качественно новые.
Развитое креативное мышление – неотъемлемая характеристика человека, чья деятельность связана с творчеством в том или ином виде. И это не только художники, писатели и музыканты. Под эту категорию попадает множество современных модных профессий: маркетолог, PR-менеджер, дизайнер, копирайтер, контент-менеджер и другие. Мир меняется и требует от человека умения быстро адаптироваться к этим изменениям.
Креативный дизайнер
Попросите знакомых написать на листке 10 слов, не связанных между собой. Это могут быть слова «апельсин», «весна», «железо», «медведь» и другие. Слов со временем может становиться больше. Вы – дизайнер, который работает со странным заказчиком. Ваш клиент не может описать заказ иначе, только этими 10 словами. Вам необходимо так спроектировать дом или оформить квартиру, чтобы учесть все озвученные требования. А дальше в работу вступит ваше мышление. «Апельсин» можно включить в интерьер в виде стульев с обивкой в виде шкурки цитруса, «весной» станет удобная система оттока воды от дома, «железом» — бронзовые фигуры на входе, «медведем» — картина «Утро в сосновом бору». При этом желательно, чтобы все предметы и системы сочетались друг с другом и образовали единый концепт. Спустя некоторое время вы сможете в одном слове слышать множество контекстов, а в одной мысли – множество новых идей.
Как научиться креативно мыслить?
Когда технологии берут на себя выполнение рутинных задач, а искусственный интеллект обрабатывает информацию в разы быстрее человека, важнейшей способностью, которая не потеряет свою ценность при трансформации рынка, остается способность креативно мыслить. Разве не прекрасно было бы иметь возможность подчинить себе воображение, научиться подключать творческую энергию к решению проблем и не ждать моментов озарения? Наука доказывает, что это возможно и доступно каждому при надлежащей тренировке.
С помощью определенных когнитивных техник и инструментов можно развить творческое мышление, умение видеть необычное в обычном и простое в сложном. Оксана Пикулева в своем онлайн-курсе «Креативное мышление в бизнесе» предлагает рассмотреть креативное мышление как «управляемую мыслительную деятельность с целью выработки нестандартных решений сложных бизнес-задач».
Автор курса — доктор психологических наук, преподаватель программ MBA и Executive MBA Высшей школы менеджмента СПбГУ — стремилась собрать и структурно представить всю имеющуюся информацию о техниках креативного мышления. Для этого автор два года участвовала в разных тренингах и изучала программы по креативности, чтобы понять, какие инструменты наиболее эффективно помогают менеджерам принимать оригинальные и нестандартные решения.
Ранее курс был доступен только слушателям программ Executive MBA, сейчас же он открыт для всех желающих. В нем представлены основные виды креативных методик (вопросные, аналитические, ассоциативные и метафорические), в рамках этих видов рассматриваются 15 индивидуальных/командных техник и 4 крупные креативные методологии (ТРИЗ, латеральное мышление, дизайн-мышление и CRAFT).
Ниже мы рассмотрим некоторые из техник, которые помогают стимулировать личную креативность, а пока разберем сам процесс. Все творческие решения могут быть найдены двумя путями: первый (при помощи которого было сделано большинство научных открытий) — это инсайтный
способ, а второй —
алгоритмический
, с его помощью можно значительно расширить свой личный диапазон нетривиальных решений.
Индивидуальная креативная сессия должна начинаться с четкой формулировки задачи. Когда цель определена, можно приступать к сбору информации. На этом этапе нужно просмотреть и проанализировать то, что уже было сделано по вашей теме/проблеме. Желательно пропустить через себя как можно большее количество материала, чтобы обеспечить так называемый эффект насмотренности. Следующая ступень — синтез полученной информации, генерация идей. Как считает автор, креатив рождается на стыке чужих идей и при их неожиданных сочетаниях. Важное условие — разрешить себе войти в состояние блуждающего ума, расслабиться после этапа концентрации и на какое-то время не думать о задаче, возможно, переключиться на другой вид деятельности. Здесь нам еще может помочь инсайтный подход «Автобус, кровать, ванна». Часто именно на этом этапе совершается «креативный прыжок». Четвертый шаг — отбор из всего пула идей наиболее жизнеспособных решений для реализации. И это первый этап, на котором можно позволить себе критично и реалистично взглянуть на возникавшие мысли. В случае, если поиск решений происходит в рамках бизнес-процесса, возникает пятая ступень — презентация и защита своей идеи.
Для того чтобы наши креативные сессии (личные или командные) проходили эффективнее, мы можем использовать различные техники для стимулирования т. н. нешаблонного мышления. Каждый может собрать свой личный «набор любимых инструментов», позволяющих находить нестандартные решения. Среди них могут быть:
— вопросные техники, к которым относится, например, обманчиво простой с виду метод Q-шторминга Редьярда Киплинга «5W1H»
. Если вам нужно решить какую-то непростую задачу, вы можете последовательно прийти к этому благодаря схеме постановки вопросов в режиме 5W — «Что? Когда? Где? Почему? Кто?» и 1Н — «Как?», подбирая к каждой позиции не менее 5 вопросов, начинающихся с соответствующего вопросительного слова.
— аналитические техники, позволяющие расширить мыслительные коридоры. Среди них одним из наиболее эффективных является метод «TRANSFORM» Дж. Айана и Д. Берга. Он предлагает конкретный перечень из 36 глаголов-действий в виде таблицы. При пользовании таблицей «TRANSFORM»
рассматривайте ячейки в любом порядке и применяйте действия по одному для решения своей проблемы. Если какое-то слово натолкнет вас на мысль, запишите ее; если нет — переходите к другому слову. Работайте, пока мысли не закончатся. Например, вы решили увеличить объем продаж вашей компании на 10%. Таблица может навести на следующие идеи:
снизить
цену, чтобы увеличить число заказов,
увеличить
премиальные,
избавиться
от старых акций,
перенести
заказы следующего квартала на текущий,
упростить
оформление бумаг, чтобы поощрить заказчиков покупать больше,
наладить сеть связей
и т. д.
— ассоциативные техники, среди которых одной из самых популярных является метод фокальных объектов Чарльза Вайтинга
. Как и другие техники этой группы, он имеет свой собственный четкий алгоритм мыслительный действий:
- Выбрать объект, который надо изменить (фокальный объект).
- Сформулировать цель изменения.
- Назвать несколько случайных объектов.
- Составить перечень признаков и свойств этих случайных объектов.
- Найденные признаки и свойства перенести на фокальный объект.
- Оценить полученные идеи и выбрать из них наиболее полезные для реализации.
— метафорические техники, которые выводят нас за грани привычного мышления и помогают находить порой самые неожиданные идеи. Метафорические техники очень многочисленны, но одной из самых популярных является метод латерального мышления «6 цветных шляп» Эдварда де Боно
, позволяющий последовательно включать и переключать 6 разных режимов мышления. Также можно вспомнить
метод «трех мыслительных стульев» Уолта Диснея
. Его суть — в открытии иного угла зрения на проблему, когда вы представляете себя последовательно в трех ролях: мечтатель — ЧТО (будущее), реалист — КАК (настоящее) и критик — ЗАЧЕМ (прошлое). А затем анализируете результаты своей креативной сессии и отбираете нужные вам идеи.
Все приведенные техники часто работают в полной связке друг с другом, их действие трудно разделить, поэтому настоящее креативное мышление постепенно становится межпредметным и метадисциплинарным.
Для тех, кто хочет получить остальные инструменты и советы по развитию креативности и приобрести полное представление о творческом мышлении, доступен полный курс Высшей школы менеджмента СПбГУ. Программа состоит из двух блоков:
— управление личной креативностью и
— управление командной креативностью.
В первом блоке рассматриваются нейронаучные подходы к креативности, ментальные шаблоны, коридоры мышления, модели нестандартного мышления, техники развития личной креативности и другие темы. В частности, одна из самых увлекательных тем в этом модуле — это анализ мыслительных моделей гениев, которые мы можем примерить на себя и попробовать помыслить в их парадигме. Во второй части речь идет об инновациях в бизнесе, создании стимулирующей среды в команде, креативном процессе в группе и рассматриваются четыре крупные креативные методологии: ТРИЗ, латеральное мышление, дизайн-мышление и CRAFT.
Музей одной картины
Такое упражнение идеально подойдет для дизайнеров и креативщиков, которые занимаются брендированием. Вам необходимо представить, что вы открываете музей, где будет находиться только одна картина. Ваша задача – оформить пространство таким образом, чтобы каждый указатель и предмет отражал послание художника. Вам необходимо сделать пиктограммы, которые будут использоваться для оформления всего музейного пространства. Например, если ваша картина – «Постоянство памяти» Сальвадора Дали, необходимо обыграть тему часов на указателях в кафе, туалет, гардероб. Как они будут смотреться и отражать суть локации? Решать вам.
Работа с шифрами
Для того чтобы ваша идея выстрелила в нужный момент, необходимо припасти несколько нарративов и историй. Возьмите отрывок любого шифра: это могут быть японские иероглифы или древние египетские символы. Вглядываясь в изображение, придумайте, что знаки могут обозначать, и сочините любую историю на основании собственного предположения. Вы удивитесь, насколько яркие и нетривиальные сюжеты может выдать ваш мозг.
Как часто нужно упражняться?
Желательно, чтобы поиск новых идей и нетривиальных связей вошел в вашу привычку. Для начала достаточно выполнять любые из вышеперечисленных упражнений ежедневно, по 10-15 минут. Затем имеет смысл включить полюбившиеся методы в вашу постоянную работу. Думая над тем, как решить ту или иную задачу, поразмыслите об изобретении собственного метода для облегчения вашего труда.
Еще одно полезное упражнение для развития нестандартного мышления – юмор. Если вы не являетесь шутником от природы, обратите внимание на то, как строятся шутки в России и за рубежом. Примером может стать Stand Up или другие шоу, близкие вам по духу. Хорошая шутка – это всегда точное наблюдение, которое вскрывает неожиданные связи между явлениями и ситуациями. Научитесь видеть смешное в грустном и наоборот. Такие упражнения помогут развить творческие способности в профессиональной и личной сфере.
Назад Далее
Что такое креативность?
Итак, креативности можно дать много разных определений, на протяжении десятилетий психологи и исследователи разума ведут споры на эту тему.
Однако если заглянуть в суть, то креативность это способность находить новые решения известным проблемам.
По-русски говоря это смекалка.
Это краткое и емкое определение передает всю суть и также ту роль, которая играет креативность в жизни человека. Она необходима для того чтобы выйти за рамки шаблонов и создать какой-то новый вариант, открыть новый путь.
Теперь более емкое определение:
Креативность это свойство ума, которое присуще каждому человеку, но в процессе воспитания и развития, у большинства людей эти способности находится в неактивном состоянии.
Неизмеримая величина, с английского переводится как творческие способности и возможности человека. Проявляется во всех аспектах повседневной деятельности, начиная от каких-то изобретений, выхода из сложных ситуаций, бизнеса, творчества, успеха в жизни и в карьере и заканчивая отношениями.
В современном обществе, наряду с качественным образованием, востребованы люди с креативным и творческим складом ума, которые способны выходить за рамки привычных решений.
Соответственно развитие в себе способности нестандартно мыслить, неминуемо приводит к улучшению качества жизни, карьерному росту, к освоению новых профессиональных областей, для бизнеса и успеха в жизни креативность необходимое условие.
Креативный человек имеет ряд преимуществ, он более интересен, может находить решения сложных вопросов, неординарные способы и подходы к достижению целей.
Особенно это может проявляться в бизнесе и маркетинге, там где много конкуренции и схожести между различными конкурентами, нахождение альтернативных решений и нетривиальных подходов, дает возможность вырваться вперед и опередить других.