Чем различаются низшие и высшие потребности? Что человеку нужно?

Можно сказать, что потребность – это состояние, которое присуще практически всем живым организмам в той или иной мере. Их зависимость от существования, развития, различных активных форм и действий как раз и выражается в данном понятии. Это ощущение нужды в чем-либо или ком-либо: и функциональное, и психологическое (для человека).


В человеческом обществе оно проявляется в зависимости от ситуации различными способами. Безусловно, потребности ребенка довольно сильно отличаются от потребностей взрослого, а потребности одного индивидуума — от потребностей другого. Но начнем с низших жизненных форм.

Что человеку нужно?

А вот потребности человека представляют собой весьма обширную и неоднозначную плоскость для изучения. Они помимо сходной с животными системы сигналов и функций обусловлены наличием тонкой психической составляющей, именуемой в народе душа, представлены в дополнение ко всему вторичными сигнальными системами, выраженными мыслительным процессом и вербально – речью. Поэтому и не так просто определить, что человеку нужно в данном контексте. Хотя так, кажется, все просто: еда, сон, семья и потомство. Но существуют и потребности высшего порядка, которые сильно варьируются в зависимости от обстоятельств существования конкретного индивидуума в конкретной общественно-политической среде. Впрочем, и они стараниями ученых все же подвергаются некоторой классификации и могут быть исследованы и обобщены.

В чем отличия?

Но вначале несколько слов о том, чем различаются низшие и высшие потребности и как их можно попытаться классифицировать. Не мудрствуя лукаво, обратимся к иерархии системы человеческих потребностей, так называемой пирамиде, которая была предложена американским психологом Абрахамом Маслоу. Здесь наглядно видно, чем различаются низшие и высшие потребности и какие виды-ступени существуют. В основании воображаемой пирамиды находятся физиологические (так называемые низшие). Затем – потребность в безопасности, любви, уважении. После – потребности, связанные с познанием. Эстетические, художественные. И наконец, на воображаемой вершине – самоактуализация, то есть личностное развитие и реализация способностей и поставленной перед собой цели, нахождение смысла в жизни и места в обществе людей. Чем различаются низшие и высшие потребности человека? Рассмотрим поподробнее.

Классификация

Вопрос, связанный с человеческими потребностями, изучался многими учёными и в различное время. В связи с этим существует много теорий и трактовок, которые по-разному описывают связь между потребностями, нуждой и процессом их удовлетворения.

Основные виды потребностей:

  1. Выживание — самый сильный инстинкт. В природе каждое индивидуума заложено стремлению к сохранению жизни и защите от опасности своих близких, друзей.
    Если гарантия выживания отсутствует, все остальные потребности отходят на дальний план.
  2. Безопасность. После того как гарантия выживания получена, люди начинают испытывать нужду в безопасности: финансовая — люди боятся нищеты и материальных потерь, поэтому предпринимают действия, направленные на их преодоление и приумножение своего дохода; физическая — все люди нуждаются в жилье, одежде и пище; эмоциональная — при достижении индивидуумом минимально безопасного уровня обеспеченности, у него возникает потребность в комфорте.
  3. Свободное время. Люди стремятся больше отдыхать, меньше времени проводить на работе и заниматься собой.
  4. Уважение. Высокопоставленная должность зачастую стимулирует людей сильнее, чем большая зарплата. Отсутствие уважения со стороны окружающих способно вызвать глубокое чувство неудовлетворённости.
  5. Любовь. Человек испытывает насущную потребность любить и быть любимым. Поэтому люди стремятся создавать благоприятные условия, необходимые для возникновения и поддержания этого чувства.
  6. Самореализация. Человек остро нуждается в реализации своего творческого и личностного потенциала.
    Поэтому на протяжении всей жизни люди стараются проявить способности и достичь максимум возможного.

По Симонову

В научной работе психолога П. В. Симонова приводится следующая классификация человеческих потребностей:

  1. Витальные потребности. Что это значит? Сюда включается нужда в: воде; пище; ночном сне; защите от угроз; стремлении завести потомство.
  2. Эти потребности типичны для людей, являющихся представителями одного из биологических видов.

    В данный пункт также относится необходимость в экономии сил, мотивирующая тратить минимальное количество энергии для достижения определённой цели.

    В результате человек начинает проявлять изобретательность, разрабатывать и совершенствовать технологии.

    В отдельных случаях такой подход может привести к развитию лени.

  3. Социальные потребности. Сюда относится желание человека пользоваться уважением и любовью со стороны общества, принадлежать к одной из социальных групп и занимать в ней достойное место. Очень важно следовать правилам и нормам, установленным в определённом сообществе. Без соблюдения этого условия само существование различных групп было бы невозможным.
    Описывая социальные потребности, Гегель указывал на нужду человеческого существа в идеологии и религии, которые нормируют поведение биологической единицы в социуме.
  4. Идеальные потребности. Здесь речь идёт о нужде индивидуума в познании окружающего мира, самого себя, в поиске собственного предназначения и определения места в жизни. Данная потребность мотивирует людей заниматься и интересоваться искусством.

Социальные и витальные нужды автор подразделил на две дополнительные категории:

  • для других;
  • для себя.

Идеальные потребности, заключающиеся в стремлении познать истину, подобного разделения не содержат.

Поскольку истинное значение вещей и процессов подразумевает их единственную форму.

При изучении человеческих нужд в наше время используют комплексный подход и полный арсенал научных методов.

Не зная достоверных причин происхождения и формирования потребностей и степень их влияния на деятельность мозга, невозможно эффективно решать следующие задачи:

  • профилактика и лечение психических расстройств;
  • предотвращение асоциального и неадекватного поведения;
  • правильное воспитание.

Низшая площадка

Физиологические потребности можно удовлетворять всю жизнь и так и не суметь удовлетворить. Патология и смещение ценностных ориентиров, как правило, возникают у многих членов современного общества (вне зависимости от богатства и социальной значимости). И все эти проблемы — из-за возвеличивания и выдвижения на первый план низших потребностей. Так приходит неудовлетворение собой и своею жизнью, судьбой, местом, занимаемым в социуме. Непонимание своей роли в жизни. Как следствие – низкая социальная роль, ощущение, что ты винтик механизма, частичка серой массы, вызывающее гнет и чувство безысходности.

Потребности в пище и воде, половое влечение

Как излишняя гипертрофия пищевой потребности – культивация стола, изобилующего продуктами. Яркие примеры: новогодний стол советской, к примеру, эпохи. Главная цель – чтобы многое было представлено: и дефицитные продукты, и лакомства, мол, вот, смогли все-таки достать! Следующая цель – объесться всем этим в присутствии родных и знакомых, на радость себе и другим. Раздувание пищевой потребности ведет к неудовлетворенности. Сколько бы ты ни ел, а голодным на следующее утро все равно будешь! К тому же смещение ориентиров неизменно приведет к проблеме лишнего веса и утрате здоровья. Не зря мудрые мира сего в различные эпохи советовали питаться скромно и без излишеств, не нагружая желудок и потребляя только то количество калорий, витаминов, микроэлементов, которое необходимо для нормального функционирования организма.

Потребность в необходимом количестве воды (и чувство жажды) проявляется в человеке более органично. Но все же не стоит забывать и о том, что в день для нормальной жизнедеятельности необходимо выпивать не менее 1,5-2 литров чистой воды. Всяческие «жидкие леденцы» — лимонады, пепси, кока-кола, перегруженные огромным количеством сахара, вызывающим ожирение, – не в счет!

Половое влечение и потребность в сексе проявляются в человеке на инстинктивном уровне, как часть программы продолжения рода и обретения потомства.

Потребности. Система потребностей по А. Маслоу. Разумные потребности. Интерес.

2

В раз­ви­тии ин­ди­ви­да глав­ную роль иг­ра­ет стрем­ле­ние к удо­вле­тво­ре­нию есте­ствен­ных ор­га­ни­че­ских по­треб­но­стей, в раз­ви­тии лич­но­сти — стрем­ле­ние к удо­вле­тво­ре­нию куль­тур­ных по­треб­но­стей. Кон­кре­ти­зи­руй­те дан­ное по­ло­же­ние, по­до­брав по два при­ме­ра удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей, ве­ду­щих к раз­ви­тию ин­ди­ви­да и лич­но­сти.

Типы общества. Авторы концепции. Основные признаки индустриального общества.

Назовите 3 особенности индустриального общества, проиллюстрируйте их примерами.

Типы общества. Авторы концепции. Основные признаки постиндустриального общества.

Прочитайте текст и выполните задания 21- 24.

… Сердце постиндустриального общества — это класс, который прежде всего является профессиональным классом. Хотя границы, возникающие при определении статуса каждой группы, подвижны и зачастую расплывчаты, тем не менее ядро определяющих его элементов четко обозначено. Профессия — это теоретически усвоенная (т. е. постигаемая) деятельность, и, таким образом, она предполагает процесс формальной подготовки, но в широком интеллектуальном контексте. Принадлежность к какой-либо профессии означает формальное или неформальное признание этого людьми или специальным официальным органом. При этом профессия содержит в себе норму социальной ответственности. Это не означает, что профессионалы более великодушные или идеалистически настроенные люди, но ожидаемая модель их поведения по сравнению с другими гражданами предопределяется этикой их деятельности, которая, как правило, первична по отношению к этике эгоизма. По этим причинам представление о профессионализме заключает в себе идею компетентности и авторитета технического и морального порядка и предполагает, что профессионал имеет основания занять заметную позицию в иерархической структуре общества…

Если рассматривать социальную структуру постиндустриального общества… можно сделать два вывода. Во-первых, основной класс в нарождающемся социуме – это, прежде всего, класс профессионалов, владеющий знаниями, а не собственностью. Но, во-вторых, система руководства обществом определяется не передачей власти по наследству, а политической системой, и вопрос о том, кто стоит у ее руководства остается открытым…

Класс профессионалов, как я его определяю, состоит из четырех сословий: научного, технологического, административного и культурного… Научное сословие осуществляет фундаментальные исследования и, естественно, озабочено поиском путей защиты условий их проведения, свободных от политического и любого другого внешнего влияния. Технократы, будь то инженеры, экономисты, физики, основывают свою работу на системе кодифицированных знаний, но применение таковых для социальных или хозяйственных целей оказывается ограниченным политикой общественно-экономических структур, к которым они принадлежат. Управленческие слои заняты руководством организациями, и они связаны как эгоистическими интересами самой организации (ее сохранением и расширением сферы ее влияния), так и выполнением социальных задач, и могут входить в конфликт с любой другой профессиональной общностью. Культурное сословие — представители искусств и религиозные деятели — выражает себя в символизме (пластическом или идейном) форм и понятий…

Наконец, если важнейший поворот последней четверти XX века сводится к подчинению экономической функции социальным целям, то политическая система неизбежно превращается в контролирующую систему общества. Но кто управляет ею и в чьих (или каких) интересах? Прежде всего, это изменение может означать, что традиционные социальные конфликты просто сместились из одной сферы в другую, что борьба традиционных классов в сфере экономики, где люди добивались сравнительных преимуществ в статусе, привилегиях и влиянии, в настоящее время переместилась в сторону политики, и по мере этого процесса группы носителей специфических интересов и этнические группы сейчас стремятся получить посредством политических действий привилегии и преимущества, которые они не в состоянии приобрести в экономической сфере.

(По Д. Беллу)

2

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]