Можно сказать, что потребность – это состояние, которое присуще практически всем живым организмам в той или иной мере. Их зависимость от существования, развития, различных активных форм и действий как раз и выражается в данном понятии. Это ощущение нужды в чем-либо или ком-либо: и функциональное, и психологическое (для человека).
В человеческом обществе оно проявляется в зависимости от ситуации различными способами. Безусловно, потребности ребенка довольно сильно отличаются от потребностей взрослого, а потребности одного индивидуума — от потребностей другого. Но начнем с низших жизненных форм.
Что человеку нужно?
А вот потребности человека представляют собой весьма обширную и неоднозначную плоскость для изучения. Они помимо сходной с животными системы сигналов и функций обусловлены наличием тонкой психической составляющей, именуемой в народе душа, представлены в дополнение ко всему вторичными сигнальными системами, выраженными мыслительным процессом и вербально – речью. Поэтому и не так просто определить, что человеку нужно в данном контексте. Хотя так, кажется, все просто: еда, сон, семья и потомство. Но существуют и потребности высшего порядка, которые сильно варьируются в зависимости от обстоятельств существования конкретного индивидуума в конкретной общественно-политической среде. Впрочем, и они стараниями ученых все же подвергаются некоторой классификации и могут быть исследованы и обобщены.
В чем отличия?
Но вначале несколько слов о том, чем различаются низшие и высшие потребности и как их можно попытаться классифицировать. Не мудрствуя лукаво, обратимся к иерархии системы человеческих потребностей, так называемой пирамиде, которая была предложена американским психологом Абрахамом Маслоу. Здесь наглядно видно, чем различаются низшие и высшие потребности и какие виды-ступени существуют. В основании воображаемой пирамиды находятся физиологические (так называемые низшие). Затем – потребность в безопасности, любви, уважении. После – потребности, связанные с познанием. Эстетические, художественные. И наконец, на воображаемой вершине – самоактуализация, то есть личностное развитие и реализация способностей и поставленной перед собой цели, нахождение смысла в жизни и места в обществе людей. Чем различаются низшие и высшие потребности человека? Рассмотрим поподробнее.
Классификация
Вопрос, связанный с человеческими потребностями, изучался многими учёными и в различное время. В связи с этим существует много теорий и трактовок, которые по-разному описывают связь между потребностями, нуждой и процессом их удовлетворения.
Основные виды потребностей:
- Выживание — самый сильный инстинкт. В природе каждое индивидуума заложено стремлению к сохранению жизни и защите от опасности своих близких, друзей.
Если гарантия выживания отсутствует, все остальные потребности отходят на дальний план. - Безопасность. После того как гарантия выживания получена, люди начинают испытывать нужду в безопасности: финансовая — люди боятся нищеты и материальных потерь, поэтому предпринимают действия, направленные на их преодоление и приумножение своего дохода; физическая — все люди нуждаются в жилье, одежде и пище; эмоциональная — при достижении индивидуумом минимально безопасного уровня обеспеченности, у него возникает потребность в комфорте.
- Свободное время. Люди стремятся больше отдыхать, меньше времени проводить на работе и заниматься собой.
- Уважение. Высокопоставленная должность зачастую стимулирует людей сильнее, чем большая зарплата. Отсутствие уважения со стороны окружающих способно вызвать глубокое чувство неудовлетворённости.
- Любовь. Человек испытывает насущную потребность любить и быть любимым. Поэтому люди стремятся создавать благоприятные условия, необходимые для возникновения и поддержания этого чувства.
- Самореализация. Человек остро нуждается в реализации своего творческого и личностного потенциала.
Поэтому на протяжении всей жизни люди стараются проявить способности и достичь максимум возможного.
По Симонову
В научной работе психолога П. В. Симонова приводится следующая классификация человеческих потребностей:
- Витальные потребности. Что это значит? Сюда включается нужда в: воде; пище; ночном сне; защите от угроз; стремлении завести потомство.
- Социальные потребности. Сюда относится желание человека пользоваться уважением и любовью со стороны общества, принадлежать к одной из социальных групп и занимать в ней достойное место. Очень важно следовать правилам и нормам, установленным в определённом сообществе. Без соблюдения этого условия само существование различных групп было бы невозможным.
Описывая социальные потребности, Гегель указывал на нужду человеческого существа в идеологии и религии, которые нормируют поведение биологической единицы в социуме. - Идеальные потребности. Здесь речь идёт о нужде индивидуума в познании окружающего мира, самого себя, в поиске собственного предназначения и определения места в жизни. Данная потребность мотивирует людей заниматься и интересоваться искусством.
Эти потребности типичны для людей, являющихся представителями одного из биологических видов.
В данный пункт также относится необходимость в экономии сил, мотивирующая тратить минимальное количество энергии для достижения определённой цели.
В результате человек начинает проявлять изобретательность, разрабатывать и совершенствовать технологии.
В отдельных случаях такой подход может привести к развитию лени.
Социальные и витальные нужды автор подразделил на две дополнительные категории:
- для других;
- для себя.
Идеальные потребности, заключающиеся в стремлении познать истину, подобного разделения не содержат.
Поскольку истинное значение вещей и процессов подразумевает их единственную форму.
При изучении человеческих нужд в наше время используют комплексный подход и полный арсенал научных методов.
Не зная достоверных причин происхождения и формирования потребностей и степень их влияния на деятельность мозга, невозможно эффективно решать следующие задачи:
- профилактика и лечение психических расстройств;
- предотвращение асоциального и неадекватного поведения;
- правильное воспитание.
Низшая площадка
Физиологические потребности можно удовлетворять всю жизнь и так и не суметь удовлетворить. Патология и смещение ценностных ориентиров, как правило, возникают у многих членов современного общества (вне зависимости от богатства и социальной значимости). И все эти проблемы — из-за возвеличивания и выдвижения на первый план низших потребностей. Так приходит неудовлетворение собой и своею жизнью, судьбой, местом, занимаемым в социуме. Непонимание своей роли в жизни. Как следствие – низкая социальная роль, ощущение, что ты винтик механизма, частичка серой массы, вызывающее гнет и чувство безысходности.
Потребности в пище и воде, половое влечение
Как излишняя гипертрофия пищевой потребности – культивация стола, изобилующего продуктами. Яркие примеры: новогодний стол советской, к примеру, эпохи. Главная цель – чтобы многое было представлено: и дефицитные продукты, и лакомства, мол, вот, смогли все-таки достать! Следующая цель – объесться всем этим в присутствии родных и знакомых, на радость себе и другим. Раздувание пищевой потребности ведет к неудовлетворенности. Сколько бы ты ни ел, а голодным на следующее утро все равно будешь! К тому же смещение ориентиров неизменно приведет к проблеме лишнего веса и утрате здоровья. Не зря мудрые мира сего в различные эпохи советовали питаться скромно и без излишеств, не нагружая желудок и потребляя только то количество калорий, витаминов, микроэлементов, которое необходимо для нормального функционирования организма.
Потребность в необходимом количестве воды (и чувство жажды) проявляется в человеке более органично. Но все же не стоит забывать и о том, что в день для нормальной жизнедеятельности необходимо выпивать не менее 1,5-2 литров чистой воды. Всяческие «жидкие леденцы» — лимонады, пепси, кока-кола, перегруженные огромным количеством сахара, вызывающим ожирение, – не в счет!
Половое влечение и потребность в сексе проявляются в человеке на инстинктивном уровне, как часть программы продолжения рода и обретения потомства.
Потребности. Система потребностей по А. Маслоу. Разумные потребности. Интерес.
В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии личности — стремление к удовлетворению культурных потребностей. Конкретизируйте данное положение, подобрав по два примера удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида и личности.
Типы общества. Авторы концепции. Основные признаки индустриального общества.
Назовите 3 особенности индустриального общества, проиллюстрируйте их примерами.
Типы общества. Авторы концепции. Основные признаки постиндустриального общества.
Прочитайте текст и выполните задания 21- 24.
… Сердце постиндустриального общества — это класс, который прежде всего является профессиональным классом. Хотя границы, возникающие при определении статуса каждой группы, подвижны и зачастую расплывчаты, тем не менее ядро определяющих его элементов четко обозначено. Профессия — это теоретически усвоенная (т. е. постигаемая) деятельность, и, таким образом, она предполагает процесс формальной подготовки, но в широком интеллектуальном контексте. Принадлежность к какой-либо профессии означает формальное или неформальное признание этого людьми или специальным официальным органом. При этом профессия содержит в себе норму социальной ответственности. Это не означает, что профессионалы более великодушные или идеалистически настроенные люди, но ожидаемая модель их поведения по сравнению с другими гражданами предопределяется этикой их деятельности, которая, как правило, первична по отношению к этике эгоизма. По этим причинам представление о профессионализме заключает в себе идею компетентности и авторитета технического и морального порядка и предполагает, что профессионал имеет основания занять заметную позицию в иерархической структуре общества…
Если рассматривать социальную структуру постиндустриального общества… можно сделать два вывода. Во-первых, основной класс в нарождающемся социуме – это, прежде всего, класс профессионалов, владеющий знаниями, а не собственностью. Но, во-вторых, система руководства обществом определяется не передачей власти по наследству, а политической системой, и вопрос о том, кто стоит у ее руководства остается открытым…
Класс профессионалов, как я его определяю, состоит из четырех сословий: научного, технологического, административного и культурного… Научное сословие осуществляет фундаментальные исследования и, естественно, озабочено поиском путей защиты условий их проведения, свободных от политического и любого другого внешнего влияния. Технократы, будь то инженеры, экономисты, физики, основывают свою работу на системе кодифицированных знаний, но применение таковых для социальных или хозяйственных целей оказывается ограниченным политикой общественно-экономических структур, к которым они принадлежат. Управленческие слои заняты руководством организациями, и они связаны как эгоистическими интересами самой организации (ее сохранением и расширением сферы ее влияния), так и выполнением социальных задач, и могут входить в конфликт с любой другой профессиональной общностью. Культурное сословие — представители искусств и религиозные деятели — выражает себя в символизме (пластическом или идейном) форм и понятий…
Наконец, если важнейший поворот последней четверти XX века сводится к подчинению экономической функции социальным целям, то политическая система неизбежно превращается в контролирующую систему общества. Но кто управляет ею и в чьих (или каких) интересах? Прежде всего, это изменение может означать, что традиционные социальные конфликты просто сместились из одной сферы в другую, что борьба традиционных классов в сфере экономики, где люди добивались сравнительных преимуществ в статусе, привилегиях и влиянии, в настоящее время переместилась в сторону политики, и по мере этого процесса группы носителей специфических интересов и этнические группы сейчас стремятся получить посредством политических действий привилегии и преимущества, которые они не в состоянии приобрести в экономической сфере.
(По Д. Беллу)
2