Особенности вербального и невербального общения в межличностной коммуникации
Межличностная речевая коммуникация всегда представляет собой социальное взаимодействие, диалог. Участвуя в речевой коммуникации, человек высказывает суждения и воспринимает слова, высказанные другими людьми. Информация, выраженная в языке одним человеком, присваивается другим, и таким образом происходит понимание в диалоге. В диалоге, как коммуникативном процессе, люди взаимодействуют посредством выражения в словах смысловых позиций. В диалоге мысль оценивается и осваивается в соответствии с деловыми, политическими, этическими, эстетическими и другими критериями. Таким образом, диалог является непременной составляющей языкового общения. В межличностном общении в качестве невербальных коммуникативных средств используется поза, жесты, мимика, выражение лица, взгляд и пр. Невербальные средства коммуникации, несмотря на богатство вербального языка общения, в межличностном общении используются весьма широко. В отличие от слова (предложения) невербальные средства воспринимаются человеком непосредственно и действуют сильно, передают тончайшие нюансы отношения.
Невербальные средства коммуникации (так же как и вербальные) выполняют базовые функции коммуникации (информационную, прагматическую и экспрессивную).
Невербальные знаки (например, жесты, мимика) чаще всего являются немотивированными индексированными знаками и раскрывают чувства, эмоции, оценочное отношение. Прагматическая функция включает в себя установление контакта, обратной связи, социальную ориентацию, побудительные и регулирующие мотивы. Экспрессивные функции включают адаптивные, эмоциативные (вызывающие эмоции) и эмфатические (эмоциональное выделение определенного фрагмента).
Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальные знаки могут быть разделены на три основные группы: язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения. Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов. Биологические корни языка тела лежат в различных позах животных, изучаемых этологией (поза устрашения, примирения, любовных намерений и т.п.).
Значения позы, положения конечностей, пальцев рук и т.п. не всегда точно определены изначально, они зависят от контекста. Более того, человеческое тело достаточно подвижно, чтобы принимать почти любое положение. Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п. Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.).
Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще.
Барьеры в межличностной коммуникации можно классифицировать по характеру действующих помех:
1. Технические помехи Источником таких помех является сам канал коммуникации (факс, телефон) когда в канале коммуникации появляются препятствия проходящему сигналу. Помехи могут полностью перекрывать канал коммуникации или же частично, искажая информацию или же усекая ее.
2. Психологические помехи связаны с отношениями между коммуникатором и реципиентом, их установками к каналу информации, способам, содержанию и форме сообщения
3. Психофизиологические ПОМЕХИ возникают из-за сенсорных способностей, особенностей человеческого восприятия, способности человеческого мозга к запоминанию и переработке информации.
4. Социальные помехи выражены в принадлежности коммуникантов к разным социальным группам, они обусловлены социальными нормами, запретами, ограничениями в получении информации. 5. Культурно-национальные причины. Особенности в межнациональных коммуникациях обусловлены различиями в традициях, нормах, ценностях, оценке различных форм коммуникаций, реакции на полученную информацию.
Виды межличностных коммуникаций
Межличностные коммуникации.
Многих волнует вопрос о том, как поддерживать общение, как правильно и эффективно действовать в социальной среде, не становясь, однако, лишь «ретранслятором» чужих мнений и ценностей, а оставаясь личностью, то есть самим собой.
Ключевой проблемой для нас здесь оказывается проблема эффективной коммуникации между людьми, то есть обмене сообщениями, которые выражены различными знаками, несущими определенный смысл.
Займемся вопросом: как понять другого человека и дать другому человеку понять себя? Стоит ли повторять ту очевидную истину, что человеческое взаимопонимание — фундамент вашей успешной деятельности как руководителя.
Процесс общения между людьми подвержен влиянию множества факторов, таких, как взаимоотношения, личностные характеристики, взгляды. Всем известно, например, что близкие люди понимают друг друга без слов. В другом же случае никакие слова не помогают — понимание остается не достигнутым. Интересно в связи с этим узнать, почему люди стремятся к общению с нами и что они стремятся сказать или показать нам, чтобы получить наше «сообщение». Можно выделить пять основных видов коммуникаций:
Познавательная:
главной целью коммуникации здесь является передача содержания или информации. Наиболее важно, что говорится или пишется, хотя на практике бывает трудно отделить содержание от личности сообщающего и от его манеры сообщения. Самые распространенные примеры: преподаватель ведет лекцию, диктор читает новости по телевидению.
Экспрессивная:
мы вступаем в общение и в другом случае — когда хотим передать наши чувства, оценки, взгляды. Не всегда нам легко найти подходящие слова, чтобы выразить наши чувства и состояния, наши духовные и психологические потребности, наше внутреннее отношение к вещам или явлениям. Один из примеров — общение влюбленных, встретившихся после долгой разлуки.
Убеждающая:
здесь мы стремимся повлиять на других, то ли призывая их изменить отношение к чему-либо, то ли прося, например, что-то сделать для вас. В этом виде коммуникации особенно понаторели политические деятели, юристы, торговцы и т.д.
Социально-ритуальная:
определенная часть нашего общения отводится поддержанию норм и обычаев социально-культурного поведения, например, процедура знакомства, обычаи гостеприимства, поздравления т.д. Сюда относятся «ритуальные» фразы типа «Добрый день!», «Как дела?».
Несловесная:
мы успешно общаемся с помощью мимики, в особенности глаз и рта, а также посредством поз и жестов. Мы предпочитаем разговаривать «с глазу на глаз» именно потому, что помогаем речевому общению несловесным, и можем «выудить» различные оттенки сообщения, его скрытый смысл, который собеседник не хочет или не может выразить словами. В нашей повседневной жизни эти виды общения, конечно, перемешаны.
Стереотипы.
Внешнее обаяние и уверенность в себе вызывают положительное отношение еще до речевой коммуникации. Например: «подбор секретарш по внешнему виду».
Озабоченность и занятость самим собой.
Когда нас съедает какая-та забота, когда мы нервозны или погружены в себя, из нас вряд ли может получиться хороший участник коммуникации. Например отвлечение от темы, «застывший» взгляд.
» Сверхреакция » на эмоционально окрашенные слова.
Процесс коммуникации искажается, когда отношения между людьми выходят за рамки «эмоциональной нормы», да еще к тому же кто-либо из участников не может или не хочет сдержаться и пускает в ход слова с густой эмоционально-оценочной окраской. Такие «обмены любезностями» могут надолго прервать коммуникацию даже между близкими людьми.
Необоснованный перебой.
Как правило, перебивают сообщение другого без необходимости люди, имеющие более высокое социальное положение или власть, а именно начальники, учителя, родители. Замечено, что в общении между мужчиной и женщиной перебивают чаще мужчины.
Коммуникативная стратегия, комм.тактика, комм.навыки
Коммуникативная стратегия – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели, как пишет Е.В.Клюев, “стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт”. Стратегия – общая рамка, канва поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных шагах. Продавцов, в частности, учат стратегии продажи товара через коммуникацию с покупателем. Иногда продавец может высказаться плохо о том или ином товаре. Но при этом он неявно рекламирует другой имеющийся товар! Продавец (в особенности уличный распространитель) может использовать невербальные приемы (предложение вместе посмотреть брошюру с иллюстрациями – проникновение в личное пространство потенциального покупателя).
Мы каждый день используем определенную стратегию приветствия для разных людей и для разных целей коммуникации с этими людьми. Многие стратегии ритуализируются, превращаются в речевые конвенции и теряют ‘рематичность’, информативность. Нарушение конвенций, напротив, может рассматриваться как ‘сообщение’ Если вы часто опаздываете, и оправдываете свое опоздание, например, плохой работой транспорта, то вам перестают верить. Когда же это на самом деле происходит, то вашей правде не верят. В этом случае можно даже придумать парадоксальный принцип: соври, чтобы поверили
Коммуникативное намерение (задача)
– тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Вспомните предыдущий пример с ‘временной откровенностью’ перед покупателем. Такая же ‘временная откровенность’ содержится в риторических фигурах политиков, признающихся: “Мы не ангелы, мы простые люди”, хотя коммуникативной целью является убедить избирателя именно почти в ‘божественной’ исключительности потенциального избранника. Для этого могут использоваться также невербальные элементы коммуникации (простая одежда, президент в домашней обстановке и свитере и другие приемы имиджмейкерства).
Намерение и цель здесь разные, но в конечном итоге, в рамках стратегии намерение способствует осуществлению общей цели: — уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию; — уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации; — уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса. Под эффективностью здесь подразумевается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.
Коммуникативная личность
понимается как одно из проявлений личности , обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией — умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации. Параметры коммуникативной личности.
Определяющими для коммуникативной личности являются характеристики, которые составляют три основных параметра — мотивационный, когнитивный и функциональный. Общение осуществляют индивиды, они используют свою коммуникативную компетенцию, определяют стратегию и тактику коммуникативного поведения, накапливают определенный опыт. Разумеется каждый из них делает это индивидуально, что и позволяет говорить о коммуникативной личности
Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация, определяемая скорее всего психологической потребностью в процессе коммуникации как таковом, а не в передаче сообщения (одиночество, игровая социализация и т.п.).На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникация и тактика). Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, то есть, самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.
Функциональный параметр включает три характеристики , определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций ; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета
ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.
Коммуникативная компетенция складывается из способностей:
Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации
Исходя из того, что в состав компетенции включают некоторую совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативного процесса, выделяют следующую стратегию построения системы диагностики: инвентаризация компонентов компетентности (знаний, умений и навыков) и подбор или создание для оценки каждого из компонентов соответствующей психологической процедуры. Однако на практике такой подход не может быть эффективно реализован – по мере расширения и углубления исследований коммуникации рост числа выявляемых компонентов превышает темпы создания диагностических средств, отвечающих элементарным критерием надёжности. Фактически же при диагностике компетентности ограничиваются оценкой весьма узкого набора её составляющих. Поскольку всесторонняя диагностика затруднительна, желательно определить критерии отбора основных компонентов компетентности для оценки. Решение вопроса о выборе средств, пригодных для совершенствования компетентности в общении, зависит прежде всего от того, каким образом интегрируется, понимается само общение. В социальной психологии в структуре общения выделяются три основных компонента: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человека человеком. Из данного представления о структуре общения следует, что компетентность в общении – это сложное образование. В самом широком смысле коммуникативная компетентность определяется как компетентность в межличностном восприятии, межличностном взаимодействии
умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.
Типы коммуникантов:
А) Доминантный (стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие). Б) Мобильный (легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения).
В) Ригидный (испытывает трудности при начальной фазе установления контакта, затем четок и логичен). Г) Интровертный (не стремиться владеть инициативой)
Примеры похожих учебных работ
Пластическое интонирование как средство художественно-невербальной коммуникации на …
… наук Е.П. Ильин пишет: «Эффективность взаимодействия людей зависит от коммуникативной компетентности (компетентности в общении)», поскольку «любое общение является частным видом коммуникации» [12, c.17-18]. Такого же мнения придерживается …
Практические аспекты формирования межкультурной коммуникации средствами невербального …
… темпом, тембром голоса и другими невербальными средствами коммуникации. Поэтому в процессе общения с людьми разных культур необходимым является знание элементов культурно-специфической невербальной коммуникации — обладание межкультурной компетенцией. …
Просодические и экстралингвистические средства в невербальной коммуникации
… моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. Из всех невербальных средств коммуникации наибольшую роль в нашем общении играют первичные, естественные невербальные языки – жесты, мимика – язык тела, различные сигнальные …
1.Информационно – коммуникативная функция
… процессе их общения 3.Эмоционально – коммуникативная функция Оказывает большое воздействие на эмоциональное состояние человека. 4. интегративная … предприятием. 5 6.Символы и значения в коммуникации Символ представляет собой концентрированное выражение …
Особенности формирования коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием …
… в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция (КФР) — назначение речи быть средством общения. Но само общение полифункционально. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной …
Понятие и содержание процесса социальной коммуникации
Социальная коммуникация – это наиважнейшая составляющая взаимодействия в социуме. В некоторых ситуациях контакт может установиться и без нее, но это бывает только в редких случаях.
Коммуникацией называют общение, при котором участники взаимно обмениваются информацией и ожидают от собеседника такой же открытости в ответ. Данный обмен данными может осуществляться двумя путями: в виде вербальной или, как ее еще называют, словесной формы и невербальной или бессловесной формы.
Невербальный тип коммуникации пришел к человечеству из самых древних времен, ведь он осуществляется с помощью не слов, а жестов и мимики, танцев, музыки, изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры. Ведь все предыдущие поколения людей именно таким способом поделились с человечеством своей информацией. Из различных найденных сооружений, храмов, дворцов, скульптур и картин ученые получают данные о жизни своих предков.
Главная задача коммуникационного процесса, как становится ясно из его определения, — это передача сообщения с информацией другому человеку. Процесс же раскрытия собственных размышлений и ощущений перед другим участником коммуникации в социологии называется сигналом.
Не всегда сигналом несет в себе сообщение или информацию. Если сигнал будет исходить от другого человека, но на незнакомом языке, то не произойдет процесс коммуникации или обмена данными. Если получаемая информация уже не актуальна или известна, но понятна, то это сигнал с сообщением, но без информации. Сигнал будет являться сообщением с информацией только, если данные еще не известны принимающему собеседнику.
Коммуникация является символическим процессом, а значит, нуждается в наличии определенного носителя – символа и знака. Символом или знаком называется объект, помогающий раскрыть смысл передаваемого сообщения. Это может быть слово, жест, поза, мимика, поведение, эмоция.
Основным средством для понимания и принятия получаемых данных является язык. Язык – одна из самых важных знаковых систем, способная отражать структуру социума, задавать специфические черты коммуникационному процессу.
Также одной из важнейших характеристик коммуникации считаются намерения собеседников оказать влияние друг на друга.
Этот процесс осуществляется при использовании специальных механизмов воздействия:
- Убеждения.
- Внушения.
Убеждением называется целенаправленнное коммуникативное воздействие, характеризующееся логическим объяснением своей правоты и желанием получить у другого участника согласие.
Внушение – это коммуникативное воздействие, не требующее логического объяснения или оценки внушаемой точки зрения. Реализация воздействия происходит при помощи воздействий на эмоцию или чувство, влияющих на волю другого участника коммуникационного процесса.
Социальные коммуникации бывают трех типов:
- межличностные;
- публичные;
- массовые.
Также специалисту выделяют еще один особенный тип – невербальную коммуникацию ритуального действия.
Каждый человек в течение своей жизни овладевает такими навыками, как коммуникация с самим собой, саморефлексия и межличностная коммуникация. Без таких знаний, индивид не сможет стать полноценной частью общества. Люди должны уметь не только чувствовать и думать, но и размышлять о собственных ощущениях и мыслях.
Собрание индивидов, которые взаимодействуют между собой, называются группой, а если такая группа обладает собственной иерархией и формализованной структурой, то она переходит в разряд формальных организаций.
Если говорить о коммуникационных процессах в уже сложенном обществе, то они происходят и ограничиваются в соответствии с принятыми в группе законами общения, формализованными правилами, конвенциями, нравами и привычками. Национальным языком и традициями.
Если рассматривать коммуникацию между государством и его гражданами, то можно сказать, что она, как правило, осуществляется по формализованному образу и передается через объявления, акты парламента, указы правительства, телевидение. Также на собственной территории правительство имеет право на грубую коммуникацию – организованное физическое насилие, например, при задержании преступников.
Коммуникация считается основным фактором, определяющим тип и уровень организации социальной группы.
В соответствии со своим содержанием коммуникация также может классифицироваться по трем группам:
- Новационная.
- Стимуляционная.
- Ориентационная.
К новационным относят взаимодействия, которые могут сообщить какие-нибудь новые сведения. Ориентационной считается коммуникация, помогающая сориентироваться в собственной жизни, ценности вещей и информации. Стимуляционной же группой называют контакты, актуализирующие мотивацию.
Одной из основных черт социальной коммуникации является способность поставить себя на чужое место, предугадать его мысли, чувства, действия и сориентировать собственные. Зачатки таких навыков формируются в человеке с самого рождения при помощи врожденного биопсихического задатка в игре. Например, когда маленький ребенок играет с придуманными партнерами, он уже поочередно ставит себя то на чужое место, то на свое. А позднее малыш уже играет в группе с настоящими партнерами и оттачивает навыки предсказывания их поведения.
Социальная коммуникация является своеобразным инструментом социализации личности. Индивиды познают себя, когда контактируют с другими лицами. Они обмениваются представлениями о друг друге, познают свой внутренний мир и собственные возможности. Люди всегда стремятся к взаимодействию с другими и хотят заполучить результат этого коммуникационного процесса.
Начиная с двадцатого века, среди различных типов социальных коммуникаций начала преобладать массовая. Ведь именно в то время начали появляться и активно развиваться средства массовой информации. Все больше коммуникативных действия начали осуществляться при помощи телевидения, радио, рекламы, звукозаписи, а уже в будущем – компьютера и Интернета. Именно совокупность всех технических приспособлений, которые позволяют одному человеку обращаться к огромной аудитории, и называется массовой коммуникацией.
Изначально массовая коммуникация являлась лишь средством для снабжения многочисленного общества важной информацией, но со временем она превратилась в большую социальную проблему. Средства массовой коммуникации начали использоваться в сфере образования и политической пропаганде. Начали появляться опасения о том, что чрезмерное употребление средств коммуникации приведет вредным культурным и социальным последствиям. Для контроля данного процесса Соединенные Штаты Америки даже образовали отдельную отрасль в социологии, изучающую масс-медиа.
Учеными, работающими в новой отрасли, была создана особая квалификация аудиторий действия источников масс-медиа. Люди, получающие информацию из с помощью таких средств, как радио, телевидение и Интернет делятся на различные группы по таким признакам, как возраст, пол, профессиональная принадлежность и уровень материальной обеспеченности. В каждой из выделенных групп различаются данные о пользовании массовыми источниками и коммуникативных действиях.
Все сообщения, получаемые людьми от источников массовой информации, называются массовой культурой и являются символом современного общественного строя. Именно на массовую социальную коммуникацию теперь возложена ответственность за разрывы обычных, старых связей, за появление и развитие псевдокультуры, за «манипуляцию над сознанием», «отчуждение» и «подавление».
Никакие средства массовой коммуникации напрямую не влияют на общество, а действуют через определенные другие элементы. Невозможно найти прямое взаимодействие между сообщением, передаваемым источниками информации и действиями общества.
Один из инструментов масс-медиа, реклама, также оказывает большое влияние на современное общество. Она действует на поведение человека, формирует его стиль жизни, привлекает внимание к различным событиям. Реклама обращается к индивиду и умеет убеждать в необходимости купить какой-либо товар или услугу и является средством манипуляции над сознанием масс, а значит, большой проблемой для человека.
Выбери ответ