Психодрама — Психотерапия для всех- сайт для умных людей (сайт врача-психотерапевта Александра Проказова)

Психодрама – это метод психотерапии, при котором люди проживают свою боль через театральную игру. Эта техника помогает проработать травмы, разрешить конфликты, наладить отношения в семье, коллективе, другой группе. Кроме этого, психодрама помогает поставить точку в отношениях с тем человеком, который умер или с которым невозможно связаться.

Методика подходит для проработки травм прошлого, решения психопатологических проблем в настоящем и визуализации счастливого будущего. Давайте разберем подробнее, что такое психодрама в психологии, рассмотрим ее основные понятия.

Определение понятия метода

Автор методики психодрамы – американский психиатр и социальный психолог Я.Л. Морено. Метод психодрамы был основан в 20-х годах XX века. Если говорить об открытии кратко, то Морено вдохновился сюжетно-ролевыми играми детей, искренностью и открытостью участников. Название техники образовано от двух греческих слов: psyche, что переводится как «душа», и drama, что в переводе означает «действие».

Психодрама – это метод групповой психологической терапии, основанный на сюжетно-ролевой игре. Один человек – главный герой. Все остальные участники – исполнители, которые помогают главному действующему лицу решить проблему. Роли строго распределены ведущим (психолог). Главный герой играет самого себя, остальные люди копируют вербальные и невербальные особенности тех персонажей, которые им достались.

В психологии до сих пор нет единого определения понятия «психодрама». Однако все психологи сходятся во мнении, что эта методика позволяет человеку раскрыть творческий потенциал, лучше познакомиться со своим внутренним миром, развить и улучшить навыки взаимодействия с социумом, изменить свои убеждения, установки и отношение к происходящим событиям. Это является задачами психодрамы. Психодраматическое, эмоциональное прочувствование – вот что лежит в основе исцеления через психодраму.

Основатель психодрамы, Я.Л. Морено называл эту технику искусством. Психолог давал такое определение этому методу: «Психодрама – это метод, в котором истина души познается в действии». Главное в этой технике – игра, импровизация, действия. Для полноценного осознания своей проблемы нужно всесторонне прочувствовать ее, прожить. Проигрывание позволяет взглянуть на проблему с разных сторон, вспомнить и увидеть что-то важное, упущенное до этого момента. Психодрама помогает человеку заглянуть в себя и изменить свое мышление, поведение.

В психодраме участвуют 5 основных элементов:

  1. Протагонист. Это главный участник сессии. Он старается понять себя, остальные участники помогают ему в этом. Он играет самого себя. Цель – максимальное раскрытие истинного Я. Крайне важно, чтобы человек отбросил все запреты и маски, стал тем, кто он есть. То есть выходит, что ему, наоборот, нужно прекратить играть, расслабиться и дать волю чувствам, мыслям, эмоциям. Во время психодрамы можно делать все, что хочется.
  2. Директор (психолог, ведущий, терапевт). Он помогает воссоздать ситуацию и распределить роли, направляет, поддерживает, контролирует. Он не указывает, что и кому делать, всем заведует протагонист, но психолог помогает интерпретировать все происходящее. Кроме этого, психолог следит за сохранением безопасности и здоровья всех участников процесса, поддержанием коммуникативного и эмоционального взаимодействия.
  3. Другие Я. Следуют инструкциям ведущего и протагониста, помогают главному герою проиграть проблему. Другие изображают значимых персонажей из жизни протагониста.
  4. Зрители. Активные наблюдатели, слушатели. Они выражают свое отношение к происходящему, поддерживают или критикуют. В это время и сами зрители заряжаются эмоциями, а протагонист активнее раскрывается. В любой момент кто-то из зрителей может стать участником разыгравшейся драмы.
  5. Сцена. Само помещение, площадка, где разыгрывается действие. У Морено это была специальная, сложная, многоуровневая конструкция. Сейчас этому не уделяют особого внимания.

Лечение психодрамой уместно при психологических травмах. Но кроме этого психодрама подходит для работы со снами, фантазиями и для подготовки к предстоящим стрессовым событиям. Например, можно обыграть предстоящее выступление с отчетом на работе, воспроизвести удачное развитие и завершение ситуации. Это поможет унять стресс перед предстоящим реальным выступлением.

Интересно! Психодрама – это метод групповой и индивидуальной психотерапии. В последнем случае других людей можно заменить любыми предметами.

Направления и виды

Направления

Психодрама в современной психотерапии представлена несколькими направлениями:

  • гипнодрама — введение пациентов в гипнотический транс во время психодрамы, используется чаще всего в психотерапии;
  • биодрама — участники примеряют на себя роли зверей;
  • социодрама — разыгрывание конфликтной ситуации внутри стабильной группы (в классе, в трудовом коллективе, в семье) для решения социальных проблем отдельной личности или всего сообщества;
  • куклодрама — драматическая ситуация разыгрывается с помощью кукол (направление, полезное для детей и активно используемое в детских садах);
  • импровизация — отсутствие чётко продуманного сценария.

Виды

Внутри непосредственно психодрамы выделяются следующие виды:

  • центрированная на протагонисте: основная задача — помочь в разрешении конфликта главному герою (все остальные участники выполняют вспомогательные функции);
  • центрированная на теме: главная задача — продемонстрировать всем участникам несколько вариантов разрешения конфликтной ситуации, единой для всех;
  • центрированная на группе: главная задача — помочь взаимодействовать участникам внутри команды, совершенствовать социальную адаптацию, приобрести навыки успешного общения;
  • направленная на группу: соединяет два последних вида — одновременно и конфликт разрешить, и улучшить отношения между участниками.

Группы тоже могут быть разными:

  • маленькие (менее 6 человек), оптимальные (6-9 участников), большие (более 9 людей);
  • гетерогенные (женщины и мужчины) и гомогенные (либо только женщины, либо только мужчины);
  • закрытые (супружеская пара, класс, трудовой коллектив) и открытые (формируются драмапсихотерапевтом спонтанно).

Сеансы могут быть короткими (20 минут) и длительными (до 4 часов). Средняя и самая оптимальная продолжительность — 50 минут.

Все направления подчинены одним и тем же принципам. Независимо от типа разыгрываемой ситуации и количества участников, действие всегда проходит через одни и те же стадии. Основные виды и фазы психодрамы составляют её базу.

Основные принципы

Спонтанность и креативность – главные принципы психодрамы как метода психотерапии. Только при таких условиях человек может полноценно раскрыться и исцелиться. А главные компоненты психодрамы по Морено – это теория ролей, теория спонтанности и социометрия.

Теория спонтанности

Под этим подразумевается полет творческой энергии. Она или подавляется человеком, или находит выражение в быстрой адаптации к новым условиям и новым реакциям в ответ на старые раздражители. Творчество – это поиск и создание чего-то нового, самовыражение. В широком смысле вся наша жизнь – творческий процесс.

Социометрия

Специальная техника, которая позволяет выявить симпатии и антипатии в группе, характер взаимоотношений между всеми участниками, микрогруппы внутри группы, явных и скрытых лидеров, изгоев, звезд и нейтралов. Результат социометрии – подробный психологический портрет группы (социограмма). Социометрия нужна при психодраме для того, чтобы ведущий грамотно распределили людей по группам.

Теория ролей

В условиях психодрамы роль – это привычные паттерны поведения участника. Это его вербальные и невербальные реакции в реальной жизни, его опыт, убеждения, мировоззрение. Мы постоянно меняем роли в зависимости от ситуаций и условий, в которых оказываемся.

Типы ролей:

  • телесные (соматические), например, роль едока;
  • психические, например, роль ревнивца, или весельчака;
  • социальные, например, роль дочери, матери, жены;
  • интегративные (не материальные), например, роль верующего или влюбленного человека.

Роли осваиваются параллельно развитию человека и именно в том порядке, в котором мы их описали. Отдельные роли повторяются так часто, что становятся каркасом личности.

Павел Корниенко, психолог

Психодрама – это метод групповой психотерапии. Она основана на разыгрывании разнообразных сцен и ситуации. У психодрамы есть два применения – она может быть способом для решения сложностей, а может быть средством для самопознания и саморазвития. И эти два применения часто сопутствуют и дополняют друг-друга. Современная психодрама – очень гибкий и многогранный метод, в умелых руках, он становиться почти универсальным. Психодрама сочетает в себе возможности и для глубокой психотерапии и для тренинга социальных навыков. В зависимости от потребностей клиента, этот метод может быть использован и для проживания сильных чувств, и для осознания истоков проблем и нахождения способов их решения. Психодрама используется и как тонкий инструмент психотерапии, и как эффективный метод профессионального обучения и личностного развития.

Помимо групповой психотерапии, психодрама широко используется в индивидуальной работе с людьми. Как в психотерапии, так и вне ее, например в коучинге. Эта статья посвящена групповой психодраматической терапии и специфике психодраматического подхода в целом.

Как проходят психодраматические группы?

Психодраматические группы обычно состоят из 8 – 16 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают как длительными – на несколько месяцев, так и короткими – на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрытые, т.е. присоединиться ним в процессе работы уже нельзя – только с самого начала, в течении первых встреч.

Работа группы часто начинается с простых упражнений или игр, которые облегчают общение между участниками и способствуют доверию и сплоченности. Потом, обычно, ведущий спрашивает: кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии? И из тех кто проявил желание, выбирается один или два человека. Все остальные участники группы принимают участие в этом выборе, выбирая ту тему, которая наиболее близка им лично в этот момент. На длительной группе ведущий и сама группа организуют процесс таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой – смог это сделать (возможно и несколько раз) за время работы группы.

Участник, который работает в группе над своей личной темой, на время этой работы называется протагонистом. Протагонист может выбрать участников группы на роли в проигрывании своей ситуации. Для того, чтобы играть эти роли, не требуется никаких актерских способностей, скорее наоборот – актерские способности часто мешают. Остальные участники группы являются зрителями.

Психодраматическое действие обычно длится от получаса до полутора часов и является для протагониста индивидуальной психотерапевтической работой, которая позволяет продвигаться к разрешению собственных сложностей. А зрителям и участникам играющим роли, – психодраматическое действие часто дает возможность понять и прожить что-то важное и для себя. Часть терапевтического эффекта психодрамы заключено в проживании и сопереживании. Протагонист на своем собственном опыте проживает проблему и ее решение. А участники группы могут сопереживать происходящему, погружаясь в действие как в фильм или книгу и проходя с протагонистом через проблемы к решению. И в этом смысле, особенно важно, что группа принимает участие в выборе протагонистов, темы которых для нее важны.

В психодраме не оцениваются и не интерпретируются работы протагонистов, не даются советы – психодраматическая групповая работа строится на уважении к каждому участнику группы, к его чувствам и к его внутреннему миру.

Как проходит психодраматическое действие?

«У каждого человека существует внутренний мир, в котором постоянно происходят какие-то воображаемые события. Мы вспоминаем прошлое и представляем будущее, ведем мысленно диалоги (со значимыми для нас людьми и сами с собой). Иногда мы даже конфликтуем сами с собой. Другими словами, в нас происходит внутренняя драма. Если вывести эту драму наружу и сыграть в ролях с помощью группы людей, то и получится психодрама».

Павел Горностай

Темой для работы может быть любая проблема протагониста, любой вопрос, который его волнует и на который ему важно найти ответ. Это может быть почти все что угодно: выбор работы или выбор супруга, повышение качества жизни или проблемы в отношениях с людьми, обретение внутренней свободы или поиск смысла жизни.

Когда участник группы становится протагонистом, ведущий психодрамы вникает в проблему и ситуацию протагониста и предлагает ему один или несколько вариантов того, с чего можно было бы начать проигрывать эту проблему. Это может быть встреча с важным для протагониста человеком, неприятная ситуация на работе, сцена внутреннего конфликта или что-то другое.

Психодраматическое действие создается протагонистом и ведущим вместе. Роль ведущего в этом процессе может варьироваться от простого наблюдения до активной режиссерской работы – в зависимости от потребностей протагониста. Психодраматическое действие – это творческий процесс поиска конструктивного решения проблемы. Оно не всегда приводит к решению, но часто позволяет клиенту существенно продвинуться к нему.

Часто в психодраме проигрываются сцены из прошлого, в которых происходило что-то значимое для протагониста (если протагонист вспоминает о прошлом). Бывает что у протагониста есть в прошлом какой-то неприятный эпизод, который вызвал когда-то много негативных или спутанных чувств и отголоски этих чувств остаются с ним, мешая ему в настоящем. В психодраме можно вернуться в прошлое, и понять что именно внутри протагониста тогда произошло. И найти способ отпустить эту ситуацию. Иногда значимый терапевтический эффект дает проживание своего прошлого по новому, хорошему сценарию.

В некоторых ситуациях, психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Это позволяет работать с событиями прошлого если они слишком тяжелы для того, чтобы в них возвращаться. Символическое действие, также, может быть уместным в ситуациях, когда у протагониста нет конкретных воспоминаний о прошлом или когда протагонист не хочет говорить на группе о чем-то конкретном из своего прошлого.

В психодраматическом действии можно спроектировать и проиграть желаемое будущее протагониста, для того чтобы увидеть его и почувствовать, действительно ли оно столь желаемое? А может быть понять, почему оно не наступает? Или как-то иначе. Реальное будущее всегда получается отличным от разыгранного в психодраме, но опыт разыгранного будущего часто оказывается важным для жизни в настоящем.

Психодраматическим действием может стать разыгрывание внутреннего конфликта протагониста. Например, можно разыграть ситуацию когда вокруг протагониста стоят его внутренние голоса и говорят ему, что ему нужно делать. Такое разыгрывание часто приводит к осознанию структуры и причин этого конфликта. А после этого, например, можно во взаимодействии со своими внутренними голосами попробовать разные способы преодоления этого конфликта и найти подходящий.

Как и почему психодрама работает?

«В психоанализе человек рассказывает о своей проблеме, а в психодраме человек эту проблему разрешает в действии, во взаимодействии с другими людьми. В отношениях с другими людьми проблема когда-то возникла, теперь во взаимодействии с другими, человек эту проблему решает. В психодраме человек не просто понимает, что с ним происходит, но он четко знает, что ему теперь делать и как. Понимает, знает и изменяет».

Виктор Семенов

Психодрама направлена на проживание нового и важного для человека опыта, непосредственно в психодраматической группе. Это может быть новый опыт взаимодействия с другими людьми, а может быть новый опыт устройства своего внутреннего мира, т.е. взаимодействия с самим собой. Реалистичность психодрамы заключается в следующем. Когда человек проигрывает в психодраме ситуацию своей жизни или своего внутреннего мира, он погружается в реальные чувства, характерные для этой ситуации. И когда в психодраме он эту ситуацию разрешает – это разрешение становится его новым опытом действия в такой ситуации.

«Когда человек работает [в психодраме] с какой-то своей проблемой, вопросом, потребностью, он это делает с помощью действия. И именно действие позволяет ему быстро продвинуться за пределы того, что он о себе уже знает. Действие в каком-то смысле «правдивее» слов. Мы можем красиво или некрасиво изложить проблему словами, но когда начинаем действовать, то тут случаются какие-то неожиданности. Всё оказывается немножко не так».

Екатерина Михайлова

Все богатство внутреннего мира человека, его желания, мечты, проблемы и представления о мире влияют на то как человек действует по отношению к себе и другим. Психодрама работает с внутренним миром для того, чтобы изменились действия человека. В психодраматической игре можно пробовать, примерять, экспериментировать, искать и находить новые способы действовать в любых реальных ситуациях. И если идти этим способом, то в психодраме можно сначала спонтанно найти решение проблемы, а потом понять что произошло.

«И от любого пустяка [в психодраме] вдруг открывается какое-то бесконечное пространство, в котором человек обнаруживает массу вещей про себя, которые даже в голову не приходили. Вся жизнь человека, его память, его чувства, его отношения начинают складываться в какой-то узор, и этот узор становится понятен, как будто осязаем. И тогда, когда узор понятен, становится ясно, что делать дальше. Для меня в психодраме самым дорогим как раз и является тот момент, когда обычный человек вдруг становится художником, писателем, творцом своей жизни. Я думаю, что основной эффект психодрамы именно в этом – человек становится сам себе интересен, он многое о себе узнает, начинает что-то менять, что-то пробовать, экспериментировать».

Екатерина Михайлова

Психодрама раскрывает перед человеком его собственный внутренний мир и позволяет увидеть и почувствовать его целиком. И дает широкие возможности для изменения этого мира в соответствии с собственными желаниями человека. Психодраматическая группа с начала и до конца – это целостный психотерапевтический процесс. Участие в групповой работе позволяет учиться лучше взаимодействовать с другими людьми. Когда человек является протагонистом – он учится видеть свой внутренний мир со стороны и менять его, т.е. он учится быть терапевтом сам себе. Когда человек играет роли и является зрителем – он может через сопереживание приобретать новый опыт вместе с протагонистом. Психодрама позволяет всем участникам, учится видеть со стороны причины появления проблем и возможности их решения, и это умение, в перспективе, дает возможность самостоятельно находить решения своим проблемам.

Павел Корниенко / Что такое психодрама? / v0-810

Направления психодрамы

Современные направления психодрамы:

  1. Гипнодрама. Игра сочетается с погружением участников в гипнотический транс. При таких условиях подсознание включается в работу максимально, участники расслабляются и восстанавливаются, отдыхают психически и соматически.
  2. Биодрама. Люди изображают животных, на которых они похожи. Такая техника чаще применяется в работе с детьми, так как им проще говорит о себе через других персонажей, например, через животных.
  3. Социодрама. Внутри стабильной группы человек разыгрывает тот конфликт, участником которого он стал в другой группе.
  4. Куклодрама. Вместо людей используются куклы. Это направление чаще используют в работе с детьми.
  5. Импровизация. Нет сценария, все участники действуют свободно.

Интересно! Морено не оставил прямых инструкций и теоретических основ психодрамы. Психологам пришлось по крупинкам воссоздавать теорию по тем материалам, что сохранились. Поэтому встречается множество разновидностей этой техники, но принципы и структура сохранились.

Психодрама

Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с людьми (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми. Автор метода Якоб Леви Морено является основателем не только психодрамы, но и групповой психотерапии вообще. Первоначально «Театр спонтанности», так назывался первый проект Морено, был задуман как новое развлечение достаточно серьёзного характера — основной задачей этого проекта было «реализовать творческое «Я» на подмостках театра жизни». Однако, отметив в качестве побочного эффекта личностные изменения в гармонизации психического развития у тех, кто участвовал в его проекте, Морено стал целенаправленно работать над разработкой психодрамы как лечебного метода. Психотерапевт в психодраме является режиссёром, а его пациенты — театральной труппой, при этом реальные театральные способности пациентов никакого значения не имеют. Само действие происходит абсолютно спонтанно: из группы выбирается «протагонист», т.е. главное действующее лицо, которое получает возможность представить в ролях события своей жизни. Роли вспомогательных «Я», т.е. людей, которые имели особенное место в жизни протагониста, исполняют другие члены группы, либо прошедшие специальную подготовку фасилитаторы. Остальные участники группы являются зрителями. Смысл всего этого действия в том, чтобы, воссоздавая актуальную психическую реальность, достичь инсайта, и в результате улучшить способность функционирования участников психодрамы в реальной жизни. Задача психотерапевта — интерпретировать и комментировать поведение каждого члена группы во время представления, а также выделение и обсуждение общей реакции участников на отдельные эпизоды. Использование психодрамы на практике В качестве терапевтического метода психодрама может развиваться в самых разных плоскостях; столь же разнообразны области её применения. Она может включать в себя бихевиоральную или семейную терапию; в ней могут затрагиваться социальные и медицинские аспекты; её применение возможно в любой ситуации, где существует внешний конфликт, а также для поиска пути внутреннего развития, ведущего к обретению человеком собственного «я». Психодрама там, где есть интрига, столкновение сил, конфликт. А интрига есть везде. Стало быть и психодрама тоже присутствует везде, но только в скрытом, непроявленном виде. Остаётся лишь её провести. Действующими лицами может быть всё что угодно: живые и неживые объекты, мысли и чувства; от отдельных людей до целых групп и даже государств. Психодрама — разве это не обучение навыку, когда вас пересаживают со стула на стул, разве это не обучение навыку анализировать свои эмоции? Тогда что это? Обучающий тренинг или психотерапия? Если психодрама проводится с людьми, которые находятся в позиции автора и руководствуются не эмоциями, не беспомощностью, а разумной головой – это обучающая педагогическая и развивающая работа. Если человека нужно вынуть из его переживаний и его вовлекают в новое состояние, но сам он подобные вещи делать не может, т.к. у него нет ни сил, он ощущает себя жертвой трудных обстоятельств, психодрама является типовой психотерапией. Методы и приемы одни и те же, но в зависимости от позиции клиента и характера работы — учим мы клиента или лечим — когда-то это психотерапия, а когда-то психологическое обучение. Каков в этом смысл?

Психодрама направлена на проживание нового и важного для человека опыта непосредственно в психодраматической группе. Это может быть новый опыт взаимодействия с другими людьми, а может быть новый опыт устройства своего внутреннего мира, т.е. взаимодействия с самим собой. Реалистичность психодрамы заключается в следующем. Когда человек проигрывает в психодраме ситуацию своей жизни или своего внутреннего мира, он погружается в реальные чувства, характерные для этой ситуации. И когда в психодраме он эту ситуацию разрешает, это разрешение становится его новым опытом действия в такой ситуации.
Психодрама может использоваться при работе с:

  • детьми (детские группы) – детская психодрама;
  • родителями с детьми вместе (смешанные группы);
  • целыми отдельными семьями (папа, мама, ребёнок, бабушка, дедушка и др.);
  • супружескими парами.

Виды

Морено выделил следующие виды психодрамы (формы психодрамы):

  1. Психодрама, во главе которой стоит протагонист. Проигрывается боль одного из участников.
  2. Психодрама, которая сконцентрирована на группе. Разбирается проблема, касающаяся группы людей.
  3. Психодрама, сконцентрированная на теме. Обсуждается проблема, актуальная для всех присутствующих. Речь может идти как о внутренних конфликтах, так и о событиях внешнего мира, в том числе о новостях мирового масштаба.

Что касается сфер применения, то этот метод универсален. Особых названий, классификаций для этого нет. Психодрама подходит для работы с детьми, взрослыми, родителями, парами, коллективами, компаниями, государствами, странами и т.д. Психодрама подходит для консультирования и лечения во всех категориях проблем.

Как это работает

У каждого из нас есть свой набор комплексов, стереотипов и когнитивных диссонансов

. Есть свои «стопоры» по жизни, которые мешают спокойно жить или добиваться того, чего бы хотелось. И порой бывает ощущение, что словно что-то мешает сделать то, что нужно. Парень боится первым заговорить с девушкой; молодой руководитель не может поставить на место подчиненных; женщина боится выступать перед публикой и т.д. У всех есть ситуации, в которых сложно преодолеть что-то внутри. Как с этим справиться?
Психоаналитики вам скажут о фиксации на определенном периоде в развитии. Специалисты по когнитивно-поведенческой терапии будут искать ситуацию, вызвавшую парадокс. Гуманисты сфокусируются на поиске травмирующих переживаний… А терапевты, работающие в психодраме, просто выведут вас в центр группы, дадут роль, выберут из числа участников «актеров» и начнется «чудо». Заика вдруг начинает говорить без запинок, робкий паренек с легкостью раздает приказы, а застенчивая девушка превращается в «роковую даму».
Кстати, о роковых дамах. Пример из жизни автора – под спойлером

«В те далекие времена, когда я учился на факультете психологии и только познавал азы профессии, я случайно попал на театральное представление. Пригласила меня туда моя одногруппница, обычная «серая мышка». Ее было не заметно на занятиях, она одевалась скромно, этакие растянутые кофты и джинсы, за которых разглядеть в ней девушку было практически невозможно. Она не была некрасивой, но что-то определенное про ее внешность сказать было нельзя. Но она пригласила, и мы с друзьями, преодолевая лень воскресного утра, отправились на спектакль. Оказалось, что это ее авторская постановка, в которой она играла главную роль. На сцене появилась девушка… нет, ЖЕНЩИНА, женщина в красном. Распущенные волосы, нежный бархатный голос и интригующе обтягивающее красное платье. С вызывающим вырезом. Она что-то говорила, на сцене менялись декорации и герои… Но все это меркло, по сравнении с НЕЙ, нашей «серой мышкой». Что и сказать, мы были влюблены».

[свернуть]

Как правило, из группы выбирается «главный герой» – человек, вокруг которого и начинается разворачиваться действие. Каждый участник вписывается в его историю и старается отыграть данную ему роль. Однако важно понимать, что на какой позиции вы бы ни находились, вы будете решать свою ситуацию

. Как и в жизни, иногда мы разыгрываем свое представление, а иногда играем в чужой постановке, однако все, что происходит, – происходит только для нас.

Когда занавес опущен, наступает время «рефлексии» – осмысления всего происходящего с помощью опытного ведущего

. Именно в этот момент мы и приходим к неожиданным для себя
открытиям, новому осмыслению своей жизни
, а главное –
намечаем путь к изменениям
.

Типы взаимоотношений

Морено обозначил три типа взаимоотношений людей с позиции психодрамы (три типа связи):

  1. Перенос. Один человек присуждает другому такие негативные качества и поступки, которых у него на самом деле нет. Обычно это происходит не просто так, а на основе травм. Например, человек переносит жестокость матери на всех женщин, которые внешне чем-то похожи на нее.
  2. Вчувствование (в авторской терминологии). Человек воспринимает другого как отдельную и уникальную личность, старается понять его, взглянуть на ситуацию его глазами, почувствовать то, что чувствует тот человек.
  3. Теле. Под этим Морено подразумевал взаимопонимание людей или взаимоотчуждение.

Два последних типа имеют отношение к адекватному восприятию и самовосприятию. Умение сопереживать другому человеку и понимать его отношение к оппоненту – признак психического здоровья.

Этапы практики психодрамы

Существуют три фазы психодрамы:

  1. Разогрев. На этом этапе ведущий предлагает участникам несколько упражнений на сплочение, знакомство, воссоздание доверительной атмосферы. Это важно для того, чтобы участники могли быть открытыми, говорили о личном. На этом же этапе выявляются темы для обсуждения.
  2. Действие. Непосредственная инсценировка выбранной проблемы. Ведущий назначает протагониста, помогает ему распределить другие роли.
  3. Шеринг. Анализ ситуации, активное обсуждение завершившейся игры. Протагонист рассказывает о том, какие выводы он сделал. Ведущий помогает интерпретировать то, что человек чувствует.

Участники выбирают одну из техник психодрамы: дублирование, зеркало или обмен ролями.

В первом случае другой человек становится отражением подсознания главного героя. Дублер проговаривает, изображает то, что подавлено в главном лице. Если дублер прав, то герой соглашается и повторяет это.

При использовании техники психодрамы «Зеркало» другой человек изображает главного героя, а тот смотрит на него, как на свое отражение. И то и другое помогает протагонисту разобраться в себе, лучше понять себя, посмотреть на себя со стороны.

Обмен ролями дает возможность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. В любой момент главный герой меняется ролями с кем-то из участников и продолжает игру в его роли. Это помогает лучше понять другого человека.

Упражнения

Рассмотрим кратко несколько популярных упражнений с использованием психодрамы.

Магазин

Участники делятся на продавцов и покупателей. В дальнейшем, поделившись на пары или подгруппы, участники воспроизводят конфликты и находят выход из них. Используются разные темы, участники часто меняются ролями. Это упражнение помогает развить социальные и коммуникативные навыки. Каждый участник учится отстаивать свою позицию и достойно выходить из конфликтов, искать компромиссы.

Автобус

Все участники делятся на «зайцев» (безбилетники) и контролеров. Первые садятся во внутренний круг, вторые – во внешний. Безбилетники оправдываются, а контролеры пытаются пристыдить их, но в то же время войти в их положение. По окончанию действия участники обсуждают игру друг друга. Во время взаимодействия выявляются внутренние блоки, комплексы и проблемы людей, те особенности, которые мешают им взаимодействовать с обществом. Каждый участник учится отстаивать свое мнение, отказывать, сопротивляться, сохранять самообладание в неудобных ситуациях.

Семья

Протагонист распределяет роли в игре, свою роль тоже отводит кому-то и описывает, какую ситуацию из его семьи должны воспроизвести участники. Это упражнение дает возможность главному герою посмотреть на самого себя со стороны и иначе взглянуть на других членов семьи. После воспроизведения ситуации проводится обсуждение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]