Нейропсихология – раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов высших психических функций – на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р. Лурия, который разработал теорию системной динамической локализации психических процессов. В качестве ведущего исследовательского метода в нейропсихологии используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, в котором дается качественная квалификация этих нарушений и топический диагноз поражения мозга.
Нейропсихология (neuropsychology)
Нейропсихология — это клиническая и экспериментальная дисциплина, занимающаяся изучением, объяснением, оценкой и коррекцией форм поведения, непосредственно связанных с функционированием головного мозга. Несмотря на то что нейропсихология преимущественно занимается людьми с поражениями головного мозга, эта дисциплина тж рассматривает индивидуальные различия между людьми с нормальным мозгом, обусловленные различиями в его структурно-функциональной организации. нейропсихология представляет собой область, образованную ветвями психологии и неврологии, и как таковая тесно связана с поведенческой неврологией. Многие работающие в этой области люди вместо базовой подготовки по психологии получают специальность невролога, обучаясь в медицинских институтах.
Историческое развитие
Связь между функционированием мозга и поведением документально зафиксирована в 3500 г. до н. э. в папирусе Эдвина Смита, причем есть нек-рые основания предполагать, что эта связь была замечена еще в эпоху верхнего палеолита. С незапамятных времен теоретики сходились в том, что мышление и интеллектуальные способности чел. связаны с головным мозгом, однако между ними существовали принципиальные разногласия по поводу того, какие структуры мозга ответственны за интеллект. Совр. концепции функционирования мозга начали развиваться лишь в XIX в.
Галль был первым крупным исследователем, предположившим, что специфические психол. функции локализованы в специфических органах или участках головного мозга, — теория, в к-рую уверовал французский хирург П. Брока. Опираясь на результатыаутопсии двух больных, утративших способность пользоваться экспрессивной речью, Брока сообщил об обнаружении им зоны мозга, в которой локализован моторный центр речи. Воспринятая многие как важнейшее достижение, работа Брока вызвала нескончаемый поток исслед., предпринимаемых для установления мозговой локализации специфических психол. функций.
Несмотря на то что теории локализации пользовались особой популярностью в XIX в., многие ученые их отвергали. Флуранс предпринял целую серию атак в защиту теории эквипотенциальности, согласно которой интеллектуальные и психол. навыки являются продуктом деятельности мозга в целом, а не его специфических отдельных участков. В начале XX в. многие неврологи приняли эквипотенциальный подход. Хотя эти теоретики соглашались, что осн. моторные и сенсорные функции локализованы в определенных зонах мозга, высшие интеллектуальные функции, по их мнению, являются рез-том функционирования целостного мозга. Любое поражение мозга, независимо от локализации, будет нарушать эти высшие интеллектуальные навыки.
Обе теории оказали существенное влияние на оценку поражения мозга в клинической нейропсихология Специалисты, отстаивающие эквипотенциальную т. зр., сосредоточились на поисках теста или тестов, с помощью к-рых можно было бы измерять базовые высшие интеллектуальные навыки, страдающие при всех формах повреждения мозга. Психологи, занимающие позицию локализационизма, сосредоточились на поисках тестов, к-рые измеряют каждый психол. навык, опосредованный мозгом, позволяя т. о. оценивать не только психол. навыки, напрямую связанные с мозгом, но и их локализацию в специфических мозговых зонах.
Что такое нейропсихология
Пройдите опрос и узнайте, чем Вам может помочь нейропсихология
Если Вы ответили «Да» хотя бы на один вопрос, то Вам точно подходит нейропсихология
Что такое нейропсихология? Это современное научное направление, образовавшееся в середине 20 века, которое изучает связь между функциями головного мозга и психическими процессами, благодаря чему становится возможным определить влияние различных участков мозга на личность, поведение и развития живых существ.
Любая психическая или физическая деятельность – это сложноорганизованная система сигналов и импульсов в головном мозге. Овладение любыми навыками требует слаженной работы всех отделов мозга в течение всей жизни.
Содержание
Основные задачи нейропсихологии.
1) Взаимосвязь работы определенных отделов головного мозга при контакте с окружающим миром. 2) Выявление закономерностей изменения мозговой организации при локальных повреждениях мозга. 3) Оценка работоспособности головного мозга в целом и его отдельных структур. 4) Ранняя диагностика синдромов очаговых поражений мозга на грани здоровья и болезни.
Направления нейропсихологии.
В нейропсихологии выделяются несколько направлений, различающиеся своими задачами. Основными являются клиническая, реабилитационная и экспериментальная.
Клиническая – направление нейропсихологии специализирующееся на изучении пациентов с поражениями различных участков мозга. Это имеет большое практическое значение, так как помогает прогнозировать, диагностировать и лечить пациентов. Основным методом лечения является нейропсихологическое обследование, предложенное ученым А. Р. Лурия.
Реабилитационная – занимается восстановлением высших психологических функций при частичных поражениях мозга, а также перестройкой нарушенных функций для последующего возможного взаимодействия пациента с бытовой и социальной сферами. Основным методом лечения является набор приемов, с помощью которых проводятся воздействия на ослабленные функциональные отделы мозга.
Экспериментальная – изучает процессы связанные с локальными поражениями головного мозга. Чаще всего это память и речь. Основным методом лечения является воздействия электротоком. Не существует четких границ между указанными направлениями. Данные методы направлены на изучение памяти, речи, мышления и письма. В последнее время в отдельные направления были выделены также нейропсихология детского и позднего возраста. Основными задачами, которых являются изучение онтогенетических особенностей в процессе созревания мозговых полушарий и возрастных изменений центральной нервной системы.
Кто такой нейропсихолог?
Нейропсихолог или клинический психолог (это разные вещи. Хотя нейропсихологу без знания клинической психологии никуда. Всё-таки это разная специфика работы. Клиническая психология ближе к медицине)− это специалист, работа которого основывается на знании закономерностей работы нервной системы человека и его задачей является исправление неразвитых функций психики. Эта специальность не имеет отношения к медицине и заключается в корректных и грамотных консультациях с клиентами, которые пострадали в результате заболевания. В его обязанности входит изучение индивидуальных особенностей пациента и адаптация к бытовым и социальным условиям. (адаптацией к бытовым и социальным условиям занимается дефектолог. Нейропсихология это всё-таки работа с теми у кого есть кора. это диагностика, коррекция и реабилитация. В идеальном случае это работа с нормотипичными детьми, имеющими отклонения в развитии)
В современном обществе, в большинстве случаев, клинические психологи работают с детьми, страдающими задержкой развития. Нейропсихологическая помощь для взрослых также актуальна, но менее известна.
Когда обращаться к детскому нейропсихологу?
− ребенок отстает в развитии от сверстников; − при выполнении школьного домашнего задания ребенок быстро утомляется, плохо запоминает, а внимание рассеяно; − у ребенка низкая мотивация к обучению; − неуверенные и неловкие движения руками; − нарушения развития речи; − эмоциональность и повышенная активность в движении; − риск наследственного заболевания.
Что такое нейропсихология? Это способ помочь самому себе. Человек может посетить данного специалиста после пережитого стресса, болезни и нервных перегрузок, а также для собственной эффективности (умение грамотно излагать мысли и развивать память).
Психологический центр обучения Оранжевое солнце
Роль нейропсихологов
Начиная с 1960-х гг. нейропсихология начала превращаться во все более и более специализированную область деятельности, в которой работали люди с подготовкой, выходящей за границы обычно получаемой клиническими психологами. Некогда участвовавшие только в выявлении больных с локальными поражениями мозга среди др. категорий пациентов, в настоящее время психологи привлекаются для точного определения характера и степени повреждения мозга, оценки терапевтических программ, прогнозирования исхода лечения и планирования программ реабилитации.
Новые методики рентгеноскопии позволяют обнаруживать атрофию мозговой ткани без боли и существенного вреда для жизни пациента. Поэтому многие диагностические услуги, запрашиваемые ранее от психологов, перешли в сферу компетенции нейродиагноста. А это, как доказывали многие, предполагает, что психолог должен выполнять др. роль в нейродиагностике.
Одна альтернативная роль связана с проведением тщательного анализа мозгового синдрома в том виде, как он выражается у конкретного больного. Этот анализ включает оценивание таких качеств, как общий интеллект, перцептивно моторное функционирование, речь, гибкость, скорость реакции, внимание и концентрация.
Основные направления научных исследований в нейропсихологии
– Культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности.
– Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
– В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.
– Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга в результате ранения.
– Разработал теорию локализации высших психических функций,
– сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов,
– создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи,
– изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов,
– изучал мозговые механизмы памяти.
Направления нейропсихологии
Принятие этой новой роли заставило поднять важные вопросы, касающиеся отношения нейропсихология к традиционным моделям профессиональной подготовки в области психологии. Нек-рые нейропсихологи начинают считать, что они относятся к отдельной узкой специальности, по аналогии с тем, как клиническая психология признается узкой специальностью. Напротив, др. воспринимают нейропсихологию (особенно ее разделы, имеющие дело с оценкой и лечением) как специализацию клинической психологии. В этой модели подготовка в области клинической психологии дополняется специализацией по Н.
Нейропсихологи, придерживающиеся разной ориентации, могут тж совершенно по-иному смотреть на популяции больных и практику. Психологи, получившие подготовку с ориентацией на неврологическую традицию, чаще всего наблюдают больных с явными дефицитами в мозговых функциях, особенно пациентов, страдающих афазией, вследствие того значения, к-рое многие видные неврологи придают речевым расстройствам. Применяемые ими методы обследования яв-ся преимущественно качественными, ориентированными на выявление того, как больной выполняет то или иное задание, а не на использование показателей, полученных по более традиционным психол. тестам. Процедуры тестирования может быть стандартизованы, но они часто изменяются в целях приведения в соответствие с воспринимаемыми нуждами конкретного пациента и впечатлениями специалиста, проводящего обследование.
Напротив, др. психологи могут придерживаться скорее количественного подхода к этим проблемам, заимствованного из богатой традиции количественной психометрической оценки. Существуют разные варианты этого подхода, причем одни из них, такие как применение единственного теста, уходят в тень, тогда как др., напр., использование батарей тестов, завоевывают все большую популярность. В любом случае количественный подход придает особое значение установлению норм для тестовых показателей и обоснованию возможности объективного анализа демонстрируемых пациентом дефицитов, вместо того чтобы полагаться на чисто интуитивную оценку. Однако эффективность этого подхода все равно зависит от знаний и опыта клинициста, ибо паттерны тестовых показателей могут изменяться под воздействием большого числа переменных, включая область локального поражения мозга, скорость патологического процесса, характер поражения, преморбидный интеллектуальный уровень, степень восстановления функции и многие др.
Понятийный аппарат нейропсихологии
В понятийном аппарате нейропсихологии выделяют два класса понятий:
- класс понятий общих для нейропсихологии и общей психологии;
- класс собственно нейропсихологических понятий.
Такие понятия, как высшая психическая функция, психическая деятельность, психический процесс, личностный смысл, образ, знак, действие, операция, значение, интериоризация и многие другие относятся одновременно к нейропсихологии и общей психологии.
Ко второму классу относятся понятия, отражающие применение общепсихологической теории к нейропсихологии.
Как общая психология, так и нейропсихология под высшими психическими функциями понимает сложные формы сознательной психической деятельности. В их основе лежат соответствующие мотивы, которые регулируются определенными целями и программами и подчиняются закономерностям психической деятельности.
Высшие психические функции формируются под влиянием социальных факторов прижизненно, по своему психологическому строению они опосредованы и произвольны по способу осуществления.
Как системы высшие психические функции пластичны, а входящие в них компоненты взаимозаменяемы.
К собственно нейропсихологическим понятиям относятся:
- первичные нейропсихологические симптомы;
- норма функции;
- вторичные симптомы;
- нейропсихологический синдром;
- нейропсихологический фактор;
- нейропсихологический симптом;
- нейропсихологическая диагностика;
- синдромный анализ;
- функциональная система;
- мозговые механизмы высшей психической функции;
- локализация высшей психической функции;
- межполушарное взаимодействие и др.
Психическая функция может быть нарушена в результате локального поражения головного мозга, что является нейропсихологическим симптомом, а их сочетание представляет уже нейропсихологический синдром, обусловленный поражением определенного фактора.
Нейропсихологический фактор является структурно-функциональной единицей работы мозга с определенным принципом физиологической деятельности – при нарушении этой деятельности появляется нейропсихологический синдром.
Чтобы обнаружить общий фактор, объясняющий происхождение нейропсихологических симптомов прибегают к синдромному анализу.
Существуют специальные клинические нейропсихологические методы, помогающие исследовать больных с локальными поражениями головного мозга – это нейропсихологическая диагностика, цель которой заключается в установлении места поражения мозга.
В основе нейропсихологической диагностики нарушений высших психических функций лежит норма функции.
Для нормы функции характерны варианты, зависящие от пола, возраста, типа полушарной организации мозга и др.
Замечание 1
Понятий, относящихся к собственно нейропсихологическим, значительно больше и все они относятся к основному понятийному аппарату теории системной динамической локализации высших психических функций человека.
Спорные вопросы в нейродиагностическом тестировании
В нейропсихология есть ряд важных дискуссионных вопросов, касающихся выбора между индивидуальным и стандартизованным тестированием, количественным и качественным тестированием, одноаспектным (с использованием одного теста) и многоаспектным (с применением тестовых батарей) тестированием, а тж роли клинического психолога и программ реабилитации.
Индивидуальное тестирование против стандартизованного
Сторонники индивидуализированного подхода обычно пропагандируют выбор тестов для пациента на основе рез-тов мед. обследования, анамнеза и клинической картины на начальном и последующих этапах лечения. Использующие этот подход нейропсихологи утверждают, что индивидуализированное обследование дает клиницисту возможность сконцентрировать усилия на тестировании тех областей, где данный пациент обнаруживает наибольшую дефицитарность. Теоретически такой подход позволяет клиницисту провести тщательное оценивание пациента за более короткое время. Противники этого подхода отмечают, что точность индивидуализированной оценки в значительной степени зависит от мастерства каждого отдельного клинициста. Когда субъективные суждения клинициста дают основание для выбора корректных тестов, такое обследование может быть высокоэффективным. Если, однако, отобранные тесты не позволяют адекватно измерить дефициты функций пациента, индивидуализированное обследование может оказаться недостаточным, в лучшем случае, или вводящим в заблуждение — в худшем. Кроме того, утверждают оппоненты, этот подход не дает возможности собирать систематические данные как по категориям больных, так и по категориям нарушений; как следствие, возможности для выводов по рез-там обследования группы пациентов или, по крайней мере, для научного подтверждения достоверности таких выводов, существенно ограничиваются.
Вследствие этих ограничений многие клиницисты используют стандартные тесты или тестовые батареи, подбираемые в соответствии с тем, что они считают осн. измерениями, релевантными оценке предполагаемой дисфункции мозга. Все пациенты оцениваются по этим измерениям. Разумеется, стандартизованный подход имеет свои ограничения. Прежде всего, чем больше сторон затрагивает обследование, тем больше времени оно занимает; для проведения наиболее полных комплексных батарей тестов может потребоваться целый день или даже больше. Кроме того, входящие в стандартизованные батареи тесты, адресованные всем пациентам в целом, могут иногда не подходить для оценки областей, значимых для данного конкретного больного.
Эффективное компромиссное решение для преодоления ограничений стандартизованного тестирования заключается в сочетании этого подхода с более гибким дополнительным тестированием.
Количественное/качественное тестирование
Количественный подход предполагает сведение всех особенностей выполнения теста к набору чисел, к-рые можно использовать для сравнения рез-тов пациента по данному тесту с рез-тами, полученными в нормативных группах здоровых людей и больных с поражениями мозга. На основе таких сравнений может приниматься диагностическое решение. Сторонники количественного подхода подчеркивают его доверие объективным показателям, к-рые характеризуются воспроизводимостью на множестве исследователей и клиницистов, и его акцент на н.-и. рез-тах, получаемых в контролируемых условиях.
Качественный подход придает особое значение тому, как конкретный чел. пытается выполнить тест, а не набранному им в рез-те количеству баллов. Это дает клиницисту возможность понять важные базовые процессы, к-рые определяют качество выполнения теста пациентом. Как только эти лежащие в основе выполнения процессы становятся понятны клиницисту, он может идентифицировать причину мозговой дисфункции и оценить ее значение для восстановительного лечения и реабилитации пациента.
Эти подходы не нужно рассматривать как взаимоисключающие. Эффективно работающие клиницисты чаще всего сочетают оба подхода.
Одиночные тесты/тестовые батареи
Традиционно многие психологи использовали только какой-то один тест для оценивания расстройств, связанных с локальными поражениями мозга. Однако в настоящее время признается, что подход к оценке на основе использования единственного теста в общем оказывается неэффективным. Поэтому многие клиницисты приняли мультитестовый подход, при к-ром диагностические решения принимаются на основе совокупного выполнения тестов пациентом. В идеале входящие в состав батареи тесты должны представлять различные способности, затрагиваемые при поражениях мозга.
Использование тестовых батарей тж оставляет больше возможностей для комплексных интерпретативных подходов. Результатытеста, рассчитанного на правополушарное выполнение, можно сравнить с рез-тами теста, рассчитанного на левополушарное выполнение. Вербальные тесты и тесты правосторонних моторных и сенсорных функций считаются отображающими левополушарное выполнение, тогда как невербальные тесты и тесты левосторонних моторных и сенсорных функций считаются отображающими правополушарное выполнение.
При работе с тестовыми батареями тж может использоваться анализ конфигураций. Анализ конфигураций, вероятно, представляет собой один из наиболее мощных инструментов, имеющихся в распоряжении клинических нейропсихологов, которым они могут воспользоваться для анализа более трудных, тонких случаев органического мозгового синдрома.
В нейропсихологическом оценивании применяется широкое множество тестов, как отдельных, так и в виде тестовых батарей. Среди отдельных тестов, часть к-рых представлена в составе др., можно назвать Гештальт-тест Бендер, Память на рисунки (Memory for Designs), Тест символов (Token Test), Тест визуальной ретенции Бентона, субтесты из Шкалы интеллекта взрослых Векслера, Бостонскую диагностическую экспертизу афазии (Boston Diagnostic Aphasia Examination), Наборную доску Пердью (Perdue Pegboard), Словесно-цветовой тест Струпа (Stroop Color and Word Test) и Тест штата Висконсин на сортировку карточек (Wisconsin Card Sort Test).
Кроме того, существует целый ряд тестовых батарей, но большинство из них используются только в одном или относительно малом числе контекстов. Две батареи — Нейропсихологическая батарея Халстеда-Рейтана и Нейропсихологическая батарея Лурии-Небраска — привлекли к себе наиболее широкое внимание. Батарея Халстеда — Рейтана была создана раньше батареи Лурии-Небраска и применяется с 1950-х гг. Пожалуй, эта батарея больше, чем что-либо др. ответственна за возросшую популярность клинической Н.
Нейропсихологическая батарея Лурии-Небраска яв-ся более новым тестом, введенным в употребление в 1978 г. Эта батарея представляла собой отступление от стандартных тестов в том, что сочетала качественный, поведенческий, неврологический подход Лурии со стандартизованным, количественным подходом Рейтана. Данный тест появился как уникальный подход для нейропсихологической оценки и потому вызвал горячую и широкую полемику. Несмотря на бурные споры вокруг его применения, он стал одним из осн. тестов, используемых в этой области, и в настоящее время ему обучают во все большем числе программ. Интерпретация производится на основе анализа конфигураций, дополняемого наблюдениями за тем, как пациент выполнял входящие в батарею задания. Эти качественные наблюдения в настоящее время организуются в форме, позволяющей проводить частотный анализ, и т, о. тж формализуются. Сильная сторона батареи Лурии-Небраска заключается в интеграции качественного и количественного подходов и в более широких возможностях для проведения научных исслед., предоставляемых системой количественных показателей.
НЕЙРОПСИХОЛО́ГИЯ
НЕЙРОПСИХОЛО́ГИЯ (от нейро… и психология), отрасль психологии, направленная на изучение мозговых механизмов психич. процессов. Н. сложилась на стыке психологии, неврологии и физиологии и составляет одно из направлений совр. нейронауки. Термин «Н.» впервые появился в работе Д. О. Хебба («The organization of behavior: a neuropsychological theory», 1949) и получил распространение во 2-й пол. 20 в.
История Н. связана с противостоянием двух осн. подходов к решению проблемы локализации психич. функций. Открытие П. П. Брока в 1861 моторного центра речи (в задней части третьей лобной извилины коры левого полушария) и последовавшее в 1874 обнаружение К. Вернике сенсорного центра речи (в задней части первой и второй височных извилин коры левого полушария) стали основой узкого локализационизма, исходившего из представления о мозге как совокупности органов, каждый из которых связан с определённой психич. функцией (Ф. Й. Галль, Брока, Вернике, К. Клейст и др.). Сторонники антилокализационизма – функциональной эквипотенциальности (П. Ж. М. Флуранс, К. С. Лешли и др.), отталкиваясь от пластичности мозга, его способности к компенсации возможных повреждений, стремились доказать, что любая психич. функция обеспечивается работой всего мозга. Предпринимались попытки эклектич. объединения этих теорий: если элементарные функции можно локализовать, то высшие обеспечиваются работой всего мозга (К. Гольдштейн, Г. Хед и др.).
А. Р. Лурия разработал теорию системной динамич. локализации высших психических функций человека (на её создание значит. влияние оказали работы Л. С. Выготского и П. К. Анохина), в которой сложные формы психич. деятельности рассматриваются как функциональные системы, обеспечивающиеся работой всего мозга; при этом каждый участок мозга вносит специфич. вклад в построение этих систем.
Лурия выделил три функциональных блока мозга, определив специализацию каждого из них в обеспечении сложных форм психич. деятельности. Стволовые отделы мозга и ретикулярная формация обеспечивают энергетич. тонус коры и участвуют в поддержании бодрствования. Височная, теменная и затылочная области коры больших полушарий – аппарат, обеспечивающий получение, переработку и хранение модально-специфической (слуховой, тактильной, зрительной) информации, которая поступает в первичные отделы каждой зоны коры, перерабатывается в более сложных вторичных отделах этих зон и объединяется, синтезируется в третичных зонах (или «зонах перекрытия»), особенно развитых у человека. Лобная, премоторная и двигательная области коры – аппарат, обеспечивающий формирование сложных намерений, планов и программ деятельности, реализующий их в системе соответствующих движений и дающий возможность осуществлять постоянный контроль над их протеканием.
Для выявления роли конкретных зон мозга в обеспечении психич. качеств и свойств, выступающих звеньями в структуре разл. психич. функций, А. Р. Лурия разработал процедуру нейропсихологич. синдромного анализа, позволяющего выявлять при обследовании больных с очаговыми поражениями мозга комплекс нарушений высших психич. функций и их связь с поражённым участком мозга.
До 1970 разл. аспекты Н. были связаны с описанием нейропсихологич. синдромов и постановкой топич. диагноза. Это положение изменилось с введением совр. методов нейровизуализации, сначала с помощью компьютерной томографии (1973), затем в 1980-х гг. функциональной магнитно-резонансной томографии и позитронно-эмиссионной томографии. Клиническая Н. сосредоточилась на создании функциональных описаний дефектов психич. процессов, имеющих важное значение при определении стратегий лечения и реабилитации. В экспериментальной Н. значит. место заняло сопоставление нейропсихологич. моделей психич. функций с данными, получаемыми методами функциональной нейровизуализации. Др. направления Н.: реабилитационная, психофизиологическая, когнитивная, индивидуальных различий, детского возраста и возраста инволюции.
Реабилитация
Область планирования и реализации реабилитационных программ, осн. на нейропсихологических данных, находится еще в «младенческом» состоянии. Систематических научных исслед. в этой области практически не проводилось, несмотря на растущий интерес к проблемам пациентов с церебрально-васкулярными расстройствами и с травмами головы. Гораздо больше было сделано для инвалидов с периферическими нарушениями. Работы таких ученых, как Диллер, Бен-Ишей, Гертсман, Гудкин, Гордон и Вайнбергер, указывают на потенциально высокий уровень помощи, к-рую можно предложить на основе методик когнитивного восстановительного обучения даже людям с относительно тяжелыми расстройствами.
Теоретические позиции
В нейропсихологии есть ведущие теоретические школы. Основу этих ведущих школ нейропсихологической мысли образуют локализационистская и эквипотенциальная теоретические позиции позиции.
Эквипотенциальная теория
Эквипотенциальная теория, как уже упоминалось, связана с предположением, что все области мозга вносят равный вклад в общую интеллектуальную функцию. Т. о., конкретная область поражения мозга не важна, и только степень его повреждения определяет дефицитарность поведения. многие представители эквипотенциального подхода придают особое значение дефицитам в абстрактной или символической способности, к-рые предположительно сопровождают все формы поражений головного мозга.
Эквипотенциальная теория оказала сильное влияние на разраб. психол. тестов. Хотя уже были созданы тесты, по которым лица с поражениями мозга получали устойчиво более низкие рез-ты, чем лица без таких поражений, эти тесты не обладали достаточной различительной способностью, чтобы использоваться в текущей клинической работе.
Теория локализации
Теория локализации предполагает, что каждая область головного мозга отвечает за специфические психол. навыки. Поэтому главной заботой в оценивании органических поражений мозга становится выяснение того, где у конкретного чел. локализовано поражение. Степень повреждения важна лишь постольку, поскольку более обширное повреждение затрагивает больше областей мозга и, следовательно, нарушает больше навыков. Но примерно одинаковые по размеру очаги поражения в разных частях мозга вызывают существенно отличающиеся эффекты. При оценивании конкретного пациента психолог, работающий в рамках этой теории, вынужден признать, что очень немногие повреждения действительно ограничены специфической областью. Опухоли, напр., могут вызывать повышенное внутричерепное давление, поражая т. о. области мозга, находящиеся на значительном удалении от самой опухоли. Травмы головы нарушают функции не только того полушария, к-рое непосредственно пострадало от удара, но и функции противоположного полушария, получившего вследствие смещения косвенный удар от столкновения с костями черепа. Жертвы инсульта часто обнаруживают нарушение мозгового кровообращения в целом. Почти при любом повреждении мозга имеет место ухудшение многие навыков, связываемых с удаленными от очага поражения областями, особенно в острой фазе расстройства.
Альтернативы
Ни эквипотенциальная теория, ни теория локализации не получают полного подтверждения в психол. исслед. Эквипотенциальная теория не может объяснить специфические, ограниченные дефициты, возникающие у нек-рых пациентов без к.-л. общего ухудшения абстрактных способностей или др. сходных навыков. Теории локализации испытывают серьезные затруднения при объяснении того, почему специфический недостаток, такой как дисграфия, может появляться почти при любых очаговых поражениях левого полушария и при многие поражениях правого полушария.
Не имея оснований окончательно принять одну из этих двух теорий, многие обратились к поиску альтернативы. Создание одной такой модели приписывают Дж. X. Джексону, английскому неврологу. Джексон заметил, что большинство психол. функций не яв-ся унитарными способностями, а собраны из более элементарных навыков. Согласно Джексону, даже если сами эти элементарные навыки может быть локализованными, все наблюдаемое поведение представляет собой сложное взаимодействие многочисленных элементарных навыков, и потому в большинстве форм актуального поведения участвует мозг как целое. Т. о., его теория объединяет локализационистскую и эквипотенциальную т. зр., приобретая способность объяснять эксперим. данные, собранные в поддержку обеих т. зр.
Наибольшее развитие взгляды Джексона получили в теориях российского нейропсихолога А. Р. Лурии. В представлении Лурии всякое поведение осн. на функциональных системах, и конкретные конфигурации взаимодействия между локальными участками мозга необходимы для того, чтобы породить определенное поведение. Любое повреждение мозга, разрушающее любую часть функциональной системы, будет приводить к нарушению всех форм поведения, осн. на этой системе. Следовательно, самые сложные интеллектуальные навыки, такие как способность к абстрагированию, будут наиболее чувствительны к повреждению мозга, так как в порождении такого поведения должно участвовать большое множество функциональных систем.
Нейропсихология и дисциплины о мозге
Что изучает нейропсихология
- Нейропсихология изучает психологическую структуру, мозговую организацию: неречевых ВПФ (различные виды неречевого гнозиса и праксиса); речевой функции.
- Нарушения речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития; в период зрелости
- Нарушения речевой и других ВПФ в зависимости поражения мозга – локального, диффузного, межзональных связёй проводниково–нервных путей).
Значение для других дисциплин
- Для неврологии и психиатрии:
Нейропсихология позволяет учитывать:
– состояние ВПФ для диагностики и лечения больных;
– особенности взаимодействия коры головного мозга и глубинных структур;
– особенности сознания, мышления и памяти с точки зрения их мозговых механизмов
- Для дефектологии:
Нейропсихология позволяет
– понять мозговые механизмы различных нарушений развития;
– расширить спектр диагностических методов;
– анализировать структуру дефекта пострадавшей функции (выделение первичных и вторичных симптомов) для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов направленного воздействия;
– выбирать оптимальные методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий в мозге.
- Для психиатрии:
Нейропсихология позволяет:
– проводить дифференциальную диагностику нарушений поведения, вызванных изменениями сознания при психических заболеваниях и потерей способности к использованию средств языка для выражения мысли;
– оптимизировать методы лечения в соответствии с результатами нейропсихологической диагностики, выявляющей первично пострадавшие уровни и области мозга.
Е.Д. Хомской, многолетней соратницей А.Р. Лурия, в созданном ей в 1987 году учебнике «Нейропсихология» выделены различные разделы этой дисциплины.
В качестве главного из них указывается клиническая нейропсихология, задачей которой является изучение нейропсихологических синдромов, понимаемых как совокупность симптомов, вызванных тем или иным очагом поражения.
Указывается на важность качественного анализа синдромов, сопоставления их и определения топики (локализации) очага поражения. Для этого клиническая нейропсихология имеет свой инструментарий — специфические методы диагностики.
Часть их была предложена классиками неврологии прошлого, но в целом диагностическая нейропсихологическая система создана А.Р. Лурия. Она получила широкое распространение не только в нашей стране, но и за рубежом.
Другим разделом нейропсихологии является экспериментальная нейропсихология. Она направлена на изучение различных форм нарушения ВПФ.
В ее рамках используются как нейропсихологические диагностические методы, так и инструментальные, которые в последнее время стали весьма разнообразными и информативными: ЭЭГ — электроэнцефалографические исследования; КТ — компьютерная томография; ЯМР — ядерно-магнитный резонанс; МРТ — магнитно-резонансная томография; ПЭТ — позитронно-эмиссионная томография; ОФЭКТ — однофатонно-позитронная компьютерная томография и др.
В результате экспериментальных нейропсихологических исследований описаны мозговые механизмы различных видов агнозии и апраксии, нарушений речи, памяти, внимания, регуляторных (лобных) механизмов психики, созданы классификации форм афазии, наиболее распространенной из которых является классификация А.Р. Лурии.
В рамках нейропсихологии выделяется также раздел нейрореабилитации. Основные разработки в этой области ведутся в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации под научным руководством профессора, действительного члена Академии РАО В.М. Шкловского.
Основной задачей нейрореабилитации является разработка методов восстановления нарушенных ВПФ, дифференцированных в отношении острого и резидуального (отдаленного) этапов заболевания.
Совокупность используемых методов составляет комплексную систему нейрореабилитации, направленную на восстановление двигательной, анализаторной сфер, речевой и других видов высшей психической деятельности, а также социального статуса больного.
Проблема адаптации человека, потерявшего такие важные функции, как движения, память, речь, т.е. его приспособления к изменившимся условиям жизни, охватывает отношения с членами семьи (внутрисемейные), а также и с посторонними людьми (внесемейные).
Это означает, что нейрореабилитация включает не только собственно лечебно-восстановительное направление, но и то, которое предусматривает пути налаживания дальнейшей судьбы больного: профессиональную диагностику и профессиональную ориентацию.
Выявление реальных способностей к тем или иным видам трудовой и общественной деятельности людей, у которых пострадали жизненно важные функции, позволяет определить оптимальный доступный им вид занятости.
В противном случае дезорганизуется жизнь здоровых членов семьи, что ведет к значительным убыткам в общественном и государственном масштабе.
Относительно недавно (в 70-е годы) сложился раздел нейропсихологии, обозначенный как нейропсихология детского возраста или, иначе, возрастная нейропсихология или нейропсихология развития. Значительный вклад в эту область в 80-х годах прошлого столетия внесла ученица А. Р. Лурии Э.Г. Симерницкая.
Разработки Э.Г. Симерницкой и последующих исследователей показали, что для детей до 10-летнего возраста, в отличие от взрослых, чрезвычайно значимы поражения правого полушария мозга.
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
Дипломные
Контрольные
Курсовые
Рефераты
Они приводят к нарушениям тех ВПФ, в том числе и речи, которые у взрослых расстраиваются в большинстве случаев при поражении левого. На основании наблюдения был сделан принципиально важный вывод, что у детей мозговая организация ВПФ иная, чем у взрослых.
Особенностью ВПФ и их мозговой организации и является то, что они меняются от возраста к возрасту. Они получают более определенное и устойчивое представительство в том или ином участке мозга, в результате чего их связи с другими областями становятся менее подвижными.
Это, с одной стороны, облегчает диагностику нарушений, а с другой, лишает детей одного из главных преимуществ — пластичности мозга, обеспечивающей высокий компенсаторный потенциал.
Нейропсихологические исследования, проводимые на детях, позволили определить хронологическую (временную) последовательность созревания ВПФ.
Благодаря этому родители, врачи, педагоги могут проследить, правильно ли идет развитие ребенка, чтобы не упустить время в приобретении им необходимых навыков, которые в будущем могут стать невосполнимыми. О чрезвычайной важности этой информации писал еще Л.С. Выготский
Наконец, существует нейропсихология старческого возраста, которая еще мало разработана, но весьма актуальна для понимания природы и терапии различных старческих дегенерации, в том числе слабоумия.
К сказанному следует добавить, что нейропсихологический метод оказывается плодотворным для решения общих задач психодиагностики. С
юда относятся прежде всего проблемы индивидуальных различий в изучении личности человека: определение качества и степени одаренности детей и взрослых, особенности поведения людей, поставленных в экстремальные ситуации и пр.
В развитии этих разделов нейропсихологии особую роль играют представления о значении индивидуальных, природно обусловленных взаимоотношений, которые складываются между полушариями мозга.
Значимы также индивидуальные различия в объеме и активности межанализаторных связей. Они обусловлены врожденными «акцентами» на том или ином анализаторе, в соответствии с которыми люди подразделяются на преимущественно «слушающих», «смотрящих», «ощущающих», «обоняющих».
Особенно актуально индивидуальное предпочтение слухового или зрительного видов восприятия и запоминания явлений действительности. Выяснено, что в одних видах деятельности, например, в речевой, у всех людей главенствует (доминирует) слуховой анализатор, а в других, например, в познании предметного мира — зрительный.
Эти анализаторы тесно взаимосвязаны, их работа является содружественной. Как оказалось, для анализаторных взаимодействий важны также двигательные и тактильные подкрепления.
Для целого ряда людей они являются необходимым условием выработки тех или иных навыков даже высшей психической деятельности (отсчитывание, отстукивание, проговаривание и пр.).
Понимание этого привело к созданию арсенала аудиовизуальных и кинетических методов обучения, которые оправдывают себя в разных областях педагогики, психологии, психотерапии и пр.
Объемы участия того или иного вида восприятия индивидуально различны. Это, к сожалению, далеко не всегда учитывается в школах, где усредняются темпы деятельности детей, а именно осматривания, прослушивания ими чего-либо, чтения, письма счета.
Нередко это ведет к трудностям усвоения нужной информации и в конце концов — к снижению успеваемости. Нейропсихологические методы диагностики и наблюдения в динамике за результатами учебного процесса в школе весьма полезны, хотя недостаточно используются пока на практике.
У нейропсихологии есть своя методология рассмотрения тех или иных патологических явлений, своя терминология и понятийный аппарат. Часть используемых в ней терминов и понятий совпадает с теми, которые употребляются другими дисциплинами, а часть специфична именно для нейропсихологии.
Так, понятия и термины этиологии, клиники, патогенеза являются универсальными. Они означают одно и то же и в медицине, и в нейропсихологии. Этиология — это причина, происхождение какого-либо явления, в частности, заболевания или нарушения.
Клиника — это картина патологического состояния, совокупность определяющих его симптомов. Патогенез — это те закономерные или индивидуальные реакции, которыми организм отвечает на патологические влияния. В нейропсихологии это прежде всего влияние на головной мозг.
Они являются механизмами развития болезни или нарушения. Патогенетические механизмы обусловливают то, какую форму принимает то или иное заболевание и его последствия.
Существуют также понятия и термины, которые употребляются преимущественно в нейропсихологии, даже если возникли в рамках других дисциплин.
К ним относятся понятия гнозиса и агнозии, праксиса и апраксии, модальности, модально-специфических и модально-неспецифических явлений, понятия кинетических и кинестетических, афферентных и эфферентных сигналов и т.д.
А.Р. Лурия ввел в нейропсихологию чрезвычайно важное понятие факторного анализа, раскрывающее значение первичных и вторичных симптомов, а также особенности их взаимосвязи для особенностей синдрома, представляющего собой совокупность симптомов в целом.
Первичные симптомы — это те, которые обусловлены непосредственно очагом поражения или другими повреждениями мозга, а вторичные — это те, которые возникают системно, т.е. вытекают из первичных, являются их следствием.
Например, у больного имеются дефекты артикуляции, несмотря на то, что в зоне локализации артикуляционных поз и движений поражение отсутствует.
В этом случае они могут являться системным следствием другого дефекта, а именно нечеткости акустических представлений о произносимых звуках речи, вызванных поражением не артикуляционной, а слуховой коры мозга.
Правильно проведенный факторный анализ позволяет определить стратегию и тактику коррекционно-восстановительной работы в каждом конкретном случае.
Признание закономерной системной симптоматики в том или ином патологическом синдроме подтверждает известную мысль выдающегося английского ученого X. Джексона о том, что локализовать симптом и локализовать поражение — не одно и то же
Итак, нейропсихология — дисциплина, которая существенным образом дополняет и неврологию, и психологию, и психиатрию, и лингвистику.
Она явилась тем необходимым звеном, которое позволило рассмотреть психику человека в соответствии с ее мозговой организацией — целиком, включая те сложные формы поведения, которые до этого оставались в таком виде нераскрытыми.
Факторы, влияющие на нейропсихологическую оценку
Нейропсихологическая оценка имеет целью дать картину изменений в поведении, происходящих вследствие изменений головного мозга. В идеале выводы из используемых тестов не должны зависеть от факторов, к-рые не относятся к аспектам функционирования мозга. К сожалению, это не всегда так, ибо множество внешних факторов может влиять на результатытестов. В их число входят такие переменные, как возраст, образование, физ. расстройства, интеллект и психич. статус.
Возраст
Тесты, чувствительные к повреждению мозга, тж обнаруживают в целом высокую чувствительность к эффектам взросления и старения. Нек-рые считают, что возрастные эффекты вызываются изменениями мозга, сопутствующими старению; тем самым подводится теорет. основа под наблюдаемую чувствительность нейропсихологических тестов к таким эффектам. Эта чувствительность обязывает нейропсихологов учитывать эффекты возраста при анализе выполнения теста. Важно тж тщательно анализировать результатыс т. зр. паттернов выполнения теста, указывающих на поражение мозга, но маскируемых скорректированными по возрасту показателями. Паттерны, наблюдаемые при различных условиях, не видоизменяются возрастом.
Выполнение нейропсихологических тестов детьми сильно зависит от возраста. Кроме того, повреждения мозга вызывают у детей совершенно разные последствия в зависимости от возраста. Болл на основании собственных наблюдений пришел к выводу: чем раньше поражается мозг ребенка, тем тяжелее нейропсихологические последствия.
Др. важная задача в отношении детей заключается в отделении проблем, обусловленных задержкой развития и умственной отсталостью, от проблем, вызванных действительным повреждением мозга. Во многие случаях такое разграничение невозможно провести, и на практике оно часто не имеет значения в плане лечения.
Образование
Роль уровня образования в рез-тах теста спорна. При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что многие тесты требуют минимального уровня образования. Наблюдаемые эффекты образования может быть связаны с общим IQ, так как люди, переходящие на каждый последующий уровень образования, имеют, по-видимому, более высокий средний IQ. Эта связь, так же как и влияние уровня образования на широко используемые тесты, требует более широкого исслед.
Физические расстройства
Периферические нарушения, к-рые ухудшают моторику, особенно движения рук и рта, могут во многие случаях существенно влиять на точность и валидность целого ряда нейропсихологических тестов. При работе с такими пациентами часто приходится заменять широко используемые в нейропсихология тесты др. тестами, нечувствительными к уровню моторной координации.
Интеллект
Люди со сниженным уровнем интеллекта выполняют нейропсихологические тесты менее адекватно, чем это делают люди, чей уровень интеллекта считается нормальным. Интерпретация рез-тов должна корректироваться на основе ожидаемого уровня выполнения теста пациентом.
Эмоциональные проблемы
Серьезной проблемой при оценке органической мозговой дисфункции всегда было отделение дефицитов, вызванных поражением мозга, от дефицитарности, обусловленной функциональными расстройствами. Во многие случаях уровень выполнения теста, демонстрируемый индивидуумом с хроническим функциональным расстройством, неотличим от такового у пациента с расстройством органического генеза. Поэтому для разграничения таких случаев часто приходится использовать альтернативные диагностические процедуры.
Одно важное различие между пациентами с органическими поражениями мозга и больными шизофренией касается постоянства выполнения тестов. Пациенты с органическими расстройствами показывают высокую согласованность рез-тов в тех областях, где они имеют дефициты. Пациенты с функциональными расстройствами, напротив, могут демонстрировать высокую вариабельность рез-тов. Др. важная стратегия состоит в изучении рез-тов теста на предмет наличия паттернов выполнения, согласующихся с поражением мозга. Хотя шизофреник может демонстрировать сниженное выполнение теста, редко случается, что такое сниженное выполнение будет указывать на специфическое органическое расстройство, как это обычно бывает в случае пациента с определенным органическим мозговым синдромом. Последняя стратегия заключается в том, чтобы попытаться минимизировать снижение выполнения теста у пациентов с функциональными расстройствами за счет орг-ции более коротких сеансов тестирования, чтобы максимизировать мотивацию выполнения и минимизировать утомление. Вдобавок ко всему изменения в медикаментозном лечении таких пациентов могут существенно повышать уровень выполнения теста.
Экспериментальная нейропсихология
Клинической нейропсихология уделяется значительное внимание, но не менее важной областью яв-ся эксперим. Н., к-рая занимается изучением и людей, и лабораторных животных, пытаясь выявить отношения между головным мозгом и поведением. Там, где дело касается исслед. на людях, между эксперим. нейрофизиологией чел. и клинической нейрофизиологией проходит очень тонкая граница. Однако цели этих двух областей существенно различаются. В то время как клиническая нейропсихология пытается найти правила и процедуры, эффективные в работе с большим числом пациентов, часто с неопределенными (и неопределимыми) расстройствами, эксперим. нейропсихология чел. систематически изучает больных с точно установленными и ограниченными расстройствами в целях пополнения наших знаний об отношениях между мозгом и поведением.
Смотреть все Статьи