Шпаргалки по нейропсихологии – файл n1.docx

Нейропсихология – раздел психологии, посвященный изучению мозговых механизмов высших психических функций – на материале наблюдений за локальными поражениями головного мозга. Основы отечественной нейропсихологии были заложены А.Р. Лурия, который разработал теорию системной динамической локализации психических процессов. В качестве ведущего исследовательского метода в нейропсихологии используется синдромный анализ нарушений высших психических функций, в котором дается качественная квалификация этих нарушений и топический диагноз поражения мозга.

Нейропсихология (neuropsychology)

Нейропсихология — это клиническая и экспериментальная дисциплина, занимающаяся изучением, объяснением, оценкой и коррекцией форм поведения, непосредственно связанных с функционированием головного мозга. Несмотря на то что нейропсихология преимущественно занимается людьми с поражениями головного мозга, эта дисциплина тж рассматривает индивидуальные различия между людьми с нормальным мозгом, обусловленные различиями в его структурно-функциональной организации. нейропсихология представляет собой область, образованную ветвями психологии и неврологии, и как таковая тесно связана с поведенческой неврологией. Многие работающие в этой области люди вместо базовой подготовки по психологии получают специальность невролога, обучаясь в медицинских институтах.

Историческое развитие

Связь между функционированием мозга и поведением документально зафиксирована в 3500 г. до н. э. в папирусе Эдвина Смита, причем есть нек-рые основания предполагать, что эта связь была замечена еще в эпоху верхнего палеолита. С незапамятных времен теоретики сходились в том, что мышление и интеллектуальные способности чел. связаны с головным мозгом, однако между ними существовали принципиальные разногласия по поводу того, какие структуры мозга ответственны за интеллект. Совр. концепции функционирования мозга начали развиваться лишь в XIX в.

Галль был первым крупным исследователем, предположившим, что специфические психол. функции локализованы в специфических органах или участках головного мозга, — теория, в к-рую уверовал французский хирург П. Брока. Опираясь на результатыаутопсии двух больных, утративших способность пользоваться экспрессивной речью, Брока сообщил об обнаружении им зоны мозга, в которой локализован моторный центр речи. Воспринятая многие как важнейшее достижение, работа Брока вызвала нескончаемый поток исслед., предпринимаемых для установления мозговой локализации специфических психол. функций.

Несмотря на то что теории локализации пользовались особой популярностью в XIX в., многие ученые их отвергали. Флуранс предпринял целую серию атак в защиту теории эквипотенциальности, согласно которой интеллектуальные и психол. навыки являются продуктом деятельности мозга в целом, а не его специфических отдельных участков. В начале XX в. многие неврологи приняли эквипотенциальный подход. Хотя эти теоретики соглашались, что осн. моторные и сенсорные функции локализованы в определенных зонах мозга, высшие интеллектуальные функции, по их мнению, являются рез-том функционирования целостного мозга. Любое поражение мозга, независимо от локализации, будет нарушать эти высшие интеллектуальные навыки.

Обе теории оказали существенное влияние на оценку поражения мозга в клинической нейропсихология Специалисты, отстаивающие эквипотенциальную т. зр., сосредоточились на поисках теста или тестов, с помощью к-рых можно было бы измерять базовые высшие интеллектуальные навыки, страдающие при всех формах повреждения мозга. Психологи, занимающие позицию локализационизма, сосредоточились на поисках тестов, к-рые измеряют каждый психол. навык, опосредованный мозгом, позволяя т. о. оценивать не только психол. навыки, напрямую связанные с мозгом, но и их локализацию в специфических мозговых зонах.

Что такое нейропсихология

Пройдите опрос и узнайте, чем Вам может помочь нейропсихология

Если Вы ответили «Да» хотя бы на один вопрос, то Вам точно подходит нейропсихология

Что такое нейропсихология? Это современное научное направление, образовавшееся в середине 20 века, которое изучает связь между функциями головного мозга и психическими процессами, благодаря чему становится возможным определить влияние различных участков мозга на личность, поведение и развития живых существ.

Любая психическая или физическая деятельность – это сложноорганизованная система сигналов и импульсов в головном мозге. Овладение любыми навыками требует слаженной работы всех отделов мозга в течение всей жизни.

Содержание

Основные задачи нейропсихологии.

1) Взаимосвязь работы определенных отделов головного мозга при контакте с окружающим миром. 2) Выявление закономерностей изменения мозговой организации при локальных повреждениях мозга. 3) Оценка работоспособности головного мозга в целом и его отдельных структур. 4) Ранняя диагностика синдромов очаговых поражений мозга на грани здоровья и болезни.

Направления нейропсихологии.

В нейропсихологии выделяются несколько направлений, различающиеся своими задачами. Основными являются клиническая, реабилитационная и экспериментальная.

Клиническая – направление нейропсихологии специализирующееся на изучении пациентов с поражениями различных участков мозга. Это имеет большое практическое значение, так как помогает прогнозировать, диагностировать и лечить пациентов. Основным методом лечения является нейропсихологическое обследование, предложенное ученым А. Р. Лурия.

Реабилитационная – занимается восстановлением высших психологических функций при частичных поражениях мозга, а также перестройкой нарушенных функций для последующего возможного взаимодействия пациента с бытовой и социальной сферами. Основным методом лечения является набор приемов, с помощью которых проводятся воздействия на ослабленные функциональные отделы мозга.

Экспериментальная – изучает процессы связанные с локальными поражениями головного мозга. Чаще всего это память и речь. Основным методом лечения является воздействия электротоком. Не существует четких границ между указанными направлениями. Данные методы направлены на изучение памяти, речи, мышления и письма. В последнее время в отдельные направления были выделены также нейропсихология детского и позднего возраста. Основными задачами, которых являются изучение онтогенетических особенностей в процессе созревания мозговых полушарий и возрастных изменений центральной нервной системы.

Кто такой нейропсихолог?

Нейропсихолог или клинический психолог (это разные вещи. Хотя нейропсихологу без знания клинической психологии никуда. Всё-таки это разная специфика работы. Клиническая психология ближе к медицине)− это специалист, работа которого основывается на знании закономерностей работы нервной системы человека и его задачей является исправление неразвитых функций психики. Эта специальность не имеет отношения к медицине и заключается в корректных и грамотных консультациях с клиентами, которые пострадали в результате заболевания. В его обязанности входит изучение индивидуальных особенностей пациента и адаптация к бытовым и социальным условиям. (адаптацией к бытовым и социальным условиям занимается дефектолог. Нейропсихология это всё-таки работа с теми у кого есть кора. это диагностика, коррекция и реабилитация. В идеальном случае это работа с нормотипичными детьми, имеющими отклонения в развитии)

В современном обществе, в большинстве случаев, клинические психологи работают с детьми, страдающими задержкой развития. Нейропсихологическая помощь для взрослых также актуальна, но менее известна.

Когда обращаться к детскому нейропсихологу?

− ребенок отстает в развитии от сверстников; − при выполнении школьного домашнего задания ребенок быстро утомляется, плохо запоминает, а внимание рассеяно; − у ребенка низкая мотивация к обучению; − неуверенные и неловкие движения руками; − нарушения развития речи; − эмоциональность и повышенная активность в движении; − риск наследственного заболевания.

Что такое нейропсихология? Это способ помочь самому себе. Человек может посетить данного специалиста после пережитого стресса, болезни и нервных перегрузок, а также для собственной эффективности (умение грамотно излагать мысли и развивать память).

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

Роль нейропсихологов

Начиная с 1960-х гг. нейропсихология начала превращаться во все более и более специализированную область деятельности, в которой работали люди с подготовкой, выходящей за границы обычно получаемой клиническими психологами. Некогда участвовавшие только в выявлении больных с локальными поражениями мозга среди др. категорий пациентов, в настоящее время психологи привлекаются для точного определения характера и степени повреждения мозга, оценки терапевтических программ, прогнозирования исхода лечения и планирования программ реабилитации.

Новые методики рентгеноскопии позволяют обнаруживать атрофию мозговой ткани без боли и существенного вреда для жизни пациента. Поэтому многие диагностические услуги, запрашиваемые ранее от психологов, перешли в сферу компетенции нейродиагноста. А это, как доказывали многие, предполагает, что психолог должен выполнять др. роль в нейродиагностике.

Одна альтернативная роль связана с проведением тщательного анализа мозгового синдрома в том виде, как он выражается у конкретного больного. Этот анализ включает оценивание таких качеств, как общий интеллект, перцептивно моторное функционирование, речь, гибкость, скорость реакции, внимание и концентрация.

Основные направления научных исследований в нейропсихологии

– Культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности.

– Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

– В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

– Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга в результате ранения.

– Разработал теорию локализации высших психических функций,

– сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов,

– создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи,

– изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов,

– изучал мозговые механизмы памяти.

Направления нейропсихологии

Принятие этой новой роли заставило поднять важные вопросы, касающиеся отношения нейропсихология к традиционным моделям профессиональной подготовки в области психологии. Нек-рые нейропсихологи начинают считать, что они относятся к отдельной узкой специальности, по аналогии с тем, как клиническая психология признается узкой специальностью. Напротив, др. воспринимают нейропсихологию (особенно ее разделы, имеющие дело с оценкой и лечением) как специализацию клинической психологии. В этой модели подготовка в области клинической психологии дополняется специализацией по Н.

Нейропсихологи, придерживающиеся разной ориентации, могут тж совершенно по-иному смотреть на популяции больных и практику. Психологи, получившие подготовку с ориентацией на неврологическую традицию, чаще всего наблюдают больных с явными дефицитами в мозговых функциях, особенно пациентов, страдающих афазией, вследствие того значения, к-рое многие видные неврологи придают речевым расстройствам. Применяемые ими методы обследования яв-ся преимущественно качественными, ориентированными на выявление того, как больной выполняет то или иное задание, а не на использование показателей, полученных по более традиционным психол. тестам. Процедуры тестирования может быть стандартизованы, но они часто изменяются в целях приведения в соответствие с воспринимаемыми нуждами конкретного пациента и впечатлениями специалиста, проводящего обследование.

Напротив, др. психологи могут придерживаться скорее количественного подхода к этим проблемам, заимствованного из богатой традиции количественной психометрической оценки. Существуют разные варианты этого подхода, причем одни из них, такие как применение единственного теста, уходят в тень, тогда как др., напр., использование батарей тестов, завоевывают все большую популярность. В любом случае количественный подход придает особое значение установлению норм для тестовых показателей и обоснованию возможности объективного анализа демонстрируемых пациентом дефицитов, вместо того чтобы полагаться на чисто интуитивную оценку. Однако эффективность этого подхода все равно зависит от знаний и опыта клинициста, ибо паттерны тестовых показателей могут изменяться под воздействием большого числа переменных, включая область локального поражения мозга, скорость патологического процесса, характер поражения, преморбидный интеллектуальный уровень, степень восстановления функции и многие др.

Понятийный аппарат нейропсихологии

В понятийном аппарате нейропсихологии выделяют два класса понятий:

  • класс понятий общих для нейропсихологии и общей психологии;
  • класс собственно нейропсихологических понятий.

Такие понятия, как высшая психическая функция, психическая деятельность, психический процесс, личностный смысл, образ, знак, действие, операция, значение, интериоризация и многие другие относятся одновременно к нейропсихологии и общей психологии.

Ко второму классу относятся понятия, отражающие применение общепсихологической теории к нейропсихологии.

Как общая психология, так и нейропсихология под высшими психическими функциями понимает сложные формы сознательной психической деятельности. В их основе лежат соответствующие мотивы, которые регулируются определенными целями и программами и подчиняются закономерностям психической деятельности.

Высшие психические функции формируются под влиянием социальных факторов прижизненно, по своему психологическому строению они опосредованы и произвольны по способу осуществления.

Как системы высшие психические функции пластичны, а входящие в них компоненты взаимозаменяемы.

К собственно нейропсихологическим понятиям относятся:

  • первичные нейропсихологические симптомы;
  • норма функции;
  • вторичные симптомы;
  • нейропсихологический синдром;
  • нейропсихологический фактор;
  • нейропсихологический симптом;
  • нейропсихологическая диагностика;
  • синдромный анализ;
  • функциональная система;
  • мозговые механизмы высшей психической функции;
  • локализация высшей психической функции;
  • межполушарное взаимодействие и др.

Психическая функция может быть нарушена в результате локального поражения головного мозга, что является нейропсихологическим симптомом, а их сочетание представляет уже нейропсихологический синдром, обусловленный поражением определенного фактора.

Нейропсихологический фактор является структурно-функциональной единицей работы мозга с определенным принципом физиологической деятельности – при нарушении этой деятельности появляется нейропсихологический синдром.

Чтобы обнаружить общий фактор, объясняющий происхождение нейропсихологических симптомов прибегают к синдромному анализу.

Существуют специальные клинические нейропсихологические методы, помогающие исследовать больных с локальными поражениями головного мозга – это нейропсихологическая диагностика, цель которой заключается в установлении места поражения мозга.

В основе нейропсихологической диагностики нарушений высших психических функций лежит норма функции.

Для нормы функции характерны варианты, зависящие от пола, возраста, типа полушарной организации мозга и др.

Замечание 1

Понятий, относящихся к собственно нейропсихологическим, значительно больше и все они относятся к основному понятийному аппарату теории системной динамической локализации высших психических функций человека.

Спорные вопросы в нейродиагностическом тестировании

В нейропсихология есть ряд важных дискуссионных вопросов, касающихся выбора между индивидуальным и стандартизованным тестированием, количественным и качественным тестированием, одноаспектным (с использованием одного теста) и многоаспектным (с применением тестовых батарей) тестированием, а тж роли клинического психолога и программ реабилитации.

Индивидуальное тестирование против стандартизованного

Сторонники индивидуализированного подхода обычно пропагандируют выбор тестов для пациента на основе рез-тов мед. обследования, анамнеза и клинической картины на начальном и последующих этапах лечения. Использующие этот подход нейропсихологи утверждают, что индивидуализированное обследование дает клиницисту возможность сконцентрировать усилия на тестировании тех областей, где данный пациент обнаруживает наибольшую дефицитарность. Теоретически такой подход позволяет клиницисту провести тщательное оценивание пациента за более короткое время. Противники этого подхода отмечают, что точность индивидуализированной оценки в значительной степени зависит от мастерства каждого отдельного клинициста. Когда субъективные суждения клинициста дают основание для выбора корректных тестов, такое обследование может быть высокоэффективным. Если, однако, отобранные тесты не позволяют адекватно измерить дефициты функций пациента, индивидуализированное обследование может оказаться недостаточным, в лучшем случае, или вводящим в заблуждение — в худшем. Кроме того, утверждают оппоненты, этот подход не дает возможности собирать систематические данные как по категориям больных, так и по категориям нарушений; как следствие, возможности для выводов по рез-там обследования группы пациентов или, по крайней мере, для научного подтверждения достоверности таких выводов, существенно ограничиваются.

Вследствие этих ограничений многие клиницисты используют стандартные тесты или тестовые батареи, подбираемые в соответствии с тем, что они считают осн. измерениями, релевантными оценке предполагаемой дисфункции мозга. Все пациенты оцениваются по этим измерениям. Разумеется, стандартизованный подход имеет свои ограничения. Прежде всего, чем больше сторон затрагивает обследование, тем больше времени оно занимает; для проведения наиболее полных комплексных батарей тестов может потребоваться целый день или даже больше. Кроме того, входящие в стандартизованные батареи тесты, адресованные всем пациентам в целом, могут иногда не подходить для оценки областей, значимых для данного конкретного больного.

Эффективное компромиссное решение для преодоления ограничений стандартизованного тестирования заключается в сочетании этого подхода с более гибким дополнительным тестированием.

Количественное/качественное тестирование

Количественный подход предполагает сведение всех особенностей выполнения теста к набору чисел, к-рые можно использовать для сравнения рез-тов пациента по данному тесту с рез-тами, полученными в нормативных группах здоровых людей и больных с поражениями мозга. На основе таких сравнений может приниматься диагностическое решение. Сторонники количественного подхода подчеркивают его доверие объективным показателям, к-рые характеризуются воспроизводимостью на множестве исследователей и клиницистов, и его акцент на н.-и. рез-тах, получаемых в контролируемых условиях.

Качественный подход придает особое значение тому, как конкретный чел. пытается выполнить тест, а не набранному им в рез-те количеству баллов. Это дает клиницисту возможность понять важные базовые процессы, к-рые определяют качество выполнения теста пациентом. Как только эти лежащие в основе выполнения процессы становятся понятны клиницисту, он может идентифицировать причину мозговой дисфункции и оценить ее значение для восстановительного лечения и реабилитации пациента.

Эти подходы не нужно рассматривать как взаимоисключающие. Эффективно работающие клиницисты чаще всего сочетают оба подхода.

Одиночные тесты/тестовые батареи

Традиционно многие психологи использовали только какой-то один тест для оценивания расстройств, связанных с локальными поражениями мозга. Однако в настоящее время признается, что подход к оценке на основе использования единственного теста в общем оказывается неэффективным. Поэтому многие клиницисты приняли мультитестовый подход, при к-ром диагностические решения принимаются на основе совокупного выполнения тестов пациентом. В идеале входящие в состав батареи тесты должны представлять различные способности, затрагиваемые при поражениях мозга.

Использование тестовых батарей тж оставляет больше возможностей для комплексных интерпретативных подходов. Результатытеста, рассчитанного на правополушарное выполнение, можно сравнить с рез-тами теста, рассчитанного на левополушарное выполнение. Вербальные тесты и тесты правосторонних моторных и сенсорных функций считаются отображающими левополушарное выполнение, тогда как невербальные тесты и тесты левосторонних моторных и сенсорных функций считаются отображающими правополушарное выполнение.

При работе с тестовыми батареями тж может использоваться анализ конфигураций. Анализ конфигураций, вероятно, представляет собой один из наиболее мощных инструментов, имеющихся в распоряжении клинических нейропсихологов, которым они могут воспользоваться для анализа более трудных, тонких случаев органического мозгового синдрома.

В нейропсихологическом оценивании применяется широкое множество тестов, как отдельных, так и в виде тестовых батарей. Среди отдельных тестов, часть к-рых представлена в составе др., можно назвать Гештальт-тест Бендер, Память на рисунки (Memory for Designs), Тест символов (Token Test), Тест визуальной ретенции Бентона, субтесты из Шкалы интеллекта взрослых Векслера, Бостонскую диагностическую экспертизу афазии (Boston Diagnostic Aphasia Examination), Наборную доску Пердью (Perdue Pegboard), Словесно-цветовой тест Струпа (Stroop Color and Word Test) и Тест штата Висконсин на сортировку карточек (Wisconsin Card Sort Test).

Кроме того, существует целый ряд тестовых батарей, но большинство из них используются только в одном или относительно малом числе контекстов. Две батареи — Нейропсихологическая батарея Халстеда-Рейтана и Нейропсихологическая батарея Лурии-Небраска — привлекли к себе наиболее широкое внимание. Батарея Халстеда — Рейтана была создана раньше батареи Лурии-Небраска и применяется с 1950-х гг. Пожалуй, эта батарея больше, чем что-либо др. ответственна за возросшую популярность клинической Н.

Нейропсихологическая батарея Лурии-Небраска яв-ся более новым тестом, введенным в употребление в 1978 г. Эта батарея представляла собой отступление от стандартных тестов в том, что сочетала качественный, поведенческий, неврологический подход Лурии со стандартизованным, количественным подходом Рейтана. Данный тест появился как уникальный подход для нейропсихологической оценки и потому вызвал горячую и широкую полемику. Несмотря на бурные споры вокруг его применения, он стал одним из осн. тестов, используемых в этой области, и в настоящее время ему обучают во все большем числе программ. Интерпретация производится на основе анализа конфигураций, дополняемого наблюдениями за тем, как пациент выполнял входящие в батарею задания. Эти качественные наблюдения в настоящее время организуются в форме, позволяющей проводить частотный анализ, и т, о. тж формализуются. Сильная сторона батареи Лурии-Небраска заключается в интеграции качественного и количественного подходов и в более широких возможностях для проведения научных исслед., предоставляемых системой количественных показателей.

НЕЙРОПСИХОЛО́ГИЯ

НЕЙРОПСИХОЛО́ГИЯ (от нейро… и пси­хология), от­расль пси­хо­ло­гии, на­прав­лен­ная на изу­че­ние моз­го­вых ме­ха­низ­мов пси­хич. про­цес­сов. Н. сло­жи­лась на сты­ке пси­хо­ло­гии, нев­ро­ло­гии и фи­зио­ло­гии и со­став­ля­ет од­но из на­прав­ле­ний совр. ней­ро­нау­ки. Тер­мин «Н.» впер­вые поя­вил­ся в ра­бо­те Д. О. Хеб­ба («The organization of be­ha­vior: a neuro­psychological theory», 1949) и по­лу­чил рас­про­стра­не­ние во 2-й пол. 20 в.

Ис­то­рия Н. свя­за­на с про­ти­во­стоя­ни­ем двух осн. под­хо­дов к ре­ше­нию про­бле­мы ло­ка­ли­за­ции пси­хич. функ­ций. От­кры­тие П. П. Бро­ка в 1861 мо­тор­но­го цен­тра ре­чи (в зад­ней час­ти треть­ей лоб­ной из­ви­ли­ны ко­ры ле­во­го по­лу­ша­рия) и по­сле­до­вав­шее в 1874 об­на­ру­же­ние К. Вер­ни­ке сен­сор­но­го цен­тра ре­чи (в зад­ней час­ти пер­вой и вто­рой ви­соч­ных из­ви­лин ко­ры ле­во­го по­лу­ша­рия) ста­ли ос­но­вой уз­ко­го ло­ка­ли­за­цио­низ­ма, ис­хо­див­ше­го из пред­став­ле­ния о моз­ге как со­во­куп­но­сти ор­га­нов, ка­ж­дый из ко­торых свя­зан с оп­ре­де­лён­ной пси­хич. функ­ци­ей (Ф. Й. Галль, Бро­ка, Вер­ни­ке, К. Клейст и др.). Сто­рон­ни­ки ан­ти­ло­ка­ли­за­цио­низ­ма – функ­цио­наль­ной эк­ви­по­тен­ци­аль­но­сти (П. Ж. М. Флу­ранс, К. С. Леш­ли и др.), от­тал­ки­ва­ясь от пла­стич­но­сти моз­га, его спо­соб­но­сти к ком­пен­са­ции воз­мож­ных по­вре­ж­де­ний, стре­ми­лись до­ка­зать, что лю­бая пси­хич. функ­ция обес­пе­чи­ва­ет­ся ра­бо­той все­го моз­га. Пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки эк­лек­тич. объ­е­ди­не­ния этих тео­рий: ес­ли эле­мен­тар­ные функ­ции мож­но ло­ка­ли­зо­вать, то выс­шие обес­пе­чи­ва­ют­ся ра­бо­той все­го моз­га (К. Гольд­штейн, Г. Хед и др.).

А. Р. Лу­рия раз­ра­бо­тал тео­рию сис­тем­ной ди­на­мич. ло­ка­ли­за­ции выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций че­ло­ве­ка (на её соз­да­ние зна­чит. влия­ние ока­за­ли ра­бо­ты Л. С. Вы­гот­ско­го и П. К. Ано­хи­на), в ко­то­рой слож­ные фор­мы пси­хич. дея­тель­но­сти рас­смат­ри­ва­ют­ся как функ­цио­наль­ные сис­те­мы, обес­пе­чи­ваю­щие­ся ра­бо­той все­го моз­га; при этом ка­ж­дый уча­сток моз­га вно­сит спе­ци­фич. вклад в по­строе­ние этих сис­тем.

Лу­рия вы­де­лил три функ­цио­наль­ных бло­ка моз­га, оп­ре­де­лив спе­циа­ли­за­цию ка­ж­до­го из них в обес­пе­че­нии слож­ных форм пси­хич. дея­тель­но­сти. Ство­ло­вые от­де­лы моз­га и ре­ти­ку­ляр­ная фор­ма­ция обес­пе­чи­ва­ют энер­ге­тич. то­нус ко­ры и уча­ст­ву­ют в под­дер­жа­нии бодр­ст­во­ва­ния. Ви­соч­ная, те­мен­ная и за­ты­лоч­ная об­лас­ти ко­ры боль­ших по­лу­ша­рий – ап­па­рат, обес­пе­чи­ваю­щий по­лу­че­ние, пе­ре­ра­бот­ку и хра­не­ние мо­даль­но-спе­ци­фи­че­ской (слу­хо­вой, так­тиль­ной, зри­тель­ной) ин­фор­ма­ции, ко­то­рая по­сту­па­ет в пер­вич­ные от­де­лы ка­ж­дой зо­ны ко­ры, пе­ре­ра­ба­ты­ва­ет­ся в бо­лее слож­ных вто­рич­ных от­де­лах этих зон и объ­е­ди­ня­ет­ся, син­те­зи­ру­ет­ся в тре­тич­ных зо­нах (или «зо­нах пе­ре­кры­тия»), осо­бен­но раз­ви­тых у че­ло­ве­ка. Лоб­ная, пре­мо­тор­ная и дви­га­тель­ная об­лас­ти ко­ры – ап­па­рат, обес­пе­чи­ваю­щий фор­ми­ро­ва­ние слож­ных на­ме­ре­ний, пла­нов и про­грамм дея­тель­но­сти, реа­ли­зую­щий их в сис­те­ме со­от­вет­ст­вую­щих дви­же­ний и даю­щий воз­мож­ность осу­ще­ст­в­лять по­сто­ян­ный кон­троль над их про­те­ка­ни­ем.

Для вы­яв­ле­ния ро­ли кон­крет­ных зон моз­га в обес­пе­че­нии пси­хич. ка­честв и свойств, вы­сту­паю­щих звень­я­ми в струк­ту­ре разл. пси­хич. функ­ций, А. Р. Лу­рия раз­ра­бо­тал про­це­ду­ру ней­роп­си­хо­ло­гич. син­дром­но­го ана­ли­за, по­зво­ляю­ще­го вы­яв­лять при об­сле­до­ва­нии боль­ных с оча­го­вы­ми по­ра­же­ния­ми моз­га ком­плекс на­ру­ше­ний выс­ших пси­хич. функ­ций и их связь с по­ра­жён­ным уча­ст­ком моз­га.

До 1970 разл. ас­пек­ты Н. бы­ли свя­за­ны с опи­са­ни­ем ней­роп­си­хо­ло­гич. син­дро­мов и по­ста­нов­кой то­пич. ди­аг­но­за. Это по­ло­же­ние из­ме­ни­лось с вве­де­ни­ем совр. ме­то­дов ней­ро­ви­зуа­ли­за­ции, сна­ча­ла с по­мо­щью ком­пь­ю­тер­ной то­мо­гра­фии (1973), за­тем в 1980-х гг. функ­цио­наль­ной маг­нит­но-ре­зо­нанс­ной то­мо­гра­фии и по­зи­трон­но-эмис­си­он­ной то­мо­гра­фии. Кли­ни­че­ская Н. со­сре­до­то­чи­лась на соз­да­нии функ­цио­наль­ных опи­са­ний де­фек­тов пси­хич. про­цес­сов, имею­щих важ­ное зна­че­ние при оп­ре­де­ле­нии стра­те­гий ле­че­ния и реа­би­ли­та­ции. В экс­пе­ри­мен­таль­ной Н. зна­чит. ме­сто за­ня­ло со­по­став­ле­ние ней­роп­си­хо­ло­гич. мо­де­лей пси­хич. функ­ций с дан­ны­ми, по­лу­чае­мы­ми ме­то­да­ми функ­цио­наль­ной ней­ро­ви­зуа­ли­за­ции. Др. на­прав­ле­ния Н.: реа­би­ли­та­ци­он­ная, пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ская, ког­ни­тив­ная, ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий, дет­ско­го воз­рас­та и воз­рас­та ин­во­лю­ции.

Реабилитация

Область планирования и реализации реабилитационных программ, осн. на нейропсихологических данных, находится еще в «младенческом» состоянии. Систематических научных исслед. в этой области практически не проводилось, несмотря на растущий интерес к проблемам пациентов с церебрально-васкулярными расстройствами и с травмами головы. Гораздо больше было сделано для инвалидов с периферическими нарушениями. Работы таких ученых, как Диллер, Бен-Ишей, Гертсман, Гудкин, Гордон и Вайнбергер, указывают на потенциально высокий уровень помощи, к-рую можно предложить на основе методик когнитивного восстановительного обучения даже людям с относительно тяжелыми расстройствами.

Теоретические позиции

В нейропсихологии есть ведущие теоретические школы. Основу этих ведущих школ нейропсихологической мысли образуют локализационистская и эквипотенциальная теоретические позиции позиции.

Эквипотенциальная теория

Эквипотенциальная теория, как уже упоминалось, связана с предположением, что все области мозга вносят равный вклад в общую интеллектуальную функцию. Т. о., конкретная область поражения мозга не важна, и только степень его повреждения определяет дефицитарность поведения. многие представители эквипотенциального подхода придают особое значение дефицитам в абстрактной или символической способности, к-рые предположительно сопровождают все формы поражений головного мозга.

Эквипотенциальная теория оказала сильное влияние на разраб. психол. тестов. Хотя уже были созданы тесты, по которым лица с поражениями мозга получали устойчиво более низкие рез-ты, чем лица без таких поражений, эти тесты не обладали достаточной различительной способностью, чтобы использоваться в текущей клинической работе.

Теория локализации

Теория локализации предполагает, что каждая область головного мозга отвечает за специфические психол. навыки. Поэтому главной заботой в оценивании органических поражений мозга становится выяснение того, где у конкретного чел. локализовано поражение. Степень повреждения важна лишь постольку, поскольку более обширное повреждение затрагивает больше областей мозга и, следовательно, нарушает больше навыков. Но примерно одинаковые по размеру очаги поражения в разных частях мозга вызывают существенно отличающиеся эффекты. При оценивании конкретного пациента психолог, работающий в рамках этой теории, вынужден признать, что очень немногие повреждения действительно ограничены специфической областью. Опухоли, напр., могут вызывать повышенное внутричерепное давление, поражая т. о. области мозга, находящиеся на значительном удалении от самой опухоли. Травмы головы нарушают функции не только того полушария, к-рое непосредственно пострадало от удара, но и функции противоположного полушария, получившего вследствие смещения косвенный удар от столкновения с костями черепа. Жертвы инсульта часто обнаруживают нарушение мозгового кровообращения в целом. Почти при любом повреждении мозга имеет место ухудшение многие навыков, связываемых с удаленными от очага поражения областями, особенно в острой фазе расстройства.

Альтернативы

Ни эквипотенциальная теория, ни теория локализации не получают полного подтверждения в психол. исслед. Эквипотенциальная теория не может объяснить специфические, ограниченные дефициты, возникающие у нек-рых пациентов без к.-л. общего ухудшения абстрактных способностей или др. сходных навыков. Теории локализации испытывают серьезные затруднения при объяснении того, почему специфический недостаток, такой как дисграфия, может появляться почти при любых очаговых поражениях левого полушария и при многие поражениях правого полушария.

Не имея оснований окончательно принять одну из этих двух теорий, многие обратились к поиску альтернативы. Создание одной такой модели приписывают Дж. X. Джексону, английскому неврологу. Джексон заметил, что большинство психол. функций не яв-ся унитарными способностями, а собраны из более элементарных навыков. Согласно Джексону, даже если сами эти элементарные навыки может быть локализованными, все наблюдаемое поведение представляет собой сложное взаимодействие многочисленных элементарных навыков, и потому в большинстве форм актуального поведения участвует мозг как целое. Т. о., его теория объединяет локализационистскую и эквипотенциальную т. зр., приобретая способность объяснять эксперим. данные, собранные в поддержку обеих т. зр.

Наибольшее развитие взгляды Джексона получили в теориях российского нейропсихолога А. Р. Лурии. В представлении Лурии всякое поведение осн. на функциональных системах, и конкретные конфигурации взаимодействия между локальными участками мозга необходимы для того, чтобы породить определенное поведение. Любое повреждение мозга, разрушающее любую часть функциональной системы, будет приводить к нарушению всех форм поведения, осн. на этой системе. Следовательно, самые сложные интеллектуальные навыки, такие как способность к абстрагированию, будут наиболее чувствительны к повреждению мозга, так как в порождении такого поведения должно участвовать большое множество функциональных систем.

Нейропсихология и дисциплины о мозге

Что изучает нейропсихология

  1. Нейропсихология изучает психологическую структуру, мозго­вую организацию: неречевых ВПФ (различные виды неречевого гнозиса и праксиса); речевой функции.
  2. Нарушения речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития; в период зрелости
  3. Нарушения речевой и других ВПФ в зависимости поражения мозга – локального, диффузного, межзональных связёй проводниковонервных путей).

Значение для других дисциплин

  • Для неврологии и психиатрии:

Нейропсихология позволяет учитывать:

– состояние ВПФ для диагностики и лечения больных;

– особенности взаимодействия коры головного мозга и глубинных структур;

– особенности сознания, мышления и памяти с точки зрения их мозговых механизмов

  • Для дефектологии:

Нейропсихология позволяет

– понять мозговые механизмы различных нарушений разви­тия;

– расширить спектр диагностических методов;

– анализировать структуру дефекта пострадавшей функции (вы­деление первичных и вторичных симптомов) для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов направленного воздействия;

– выбирать оптимальные методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий в мозге.

  • Для психиатрии:

Нейропсихология позволяет:

– проводить дифференциальную диагностику нарушений пове­дения, вызванных изменениями сознания при психических за­болеваниях и потерей способности к использованию средств языка для выражения мысли;

– оптимизировать методы лечения в соответствии с результата­ми нейропсихологической диагностики, выявляющей пер­вично пострадавшие уровни и области мозга.

Е.Д. Хомской, многолетней соратницей А.Р. Лурия, в создан­ном ей в 1987 году учебнике «Нейропсихология» выделены раз­личные разделы этой дисциплины.

В качестве главного из них указывается клиническая нейропсихология, задачей которой явля­ется изучение нейропсихологических синдромов, понимаемых как совокупность симптомов, вызванных тем или иным очагом поражения.

Указывается на важность качественного анализа синдро­мов, сопоставления их и определения топики (локализации) очага поражения. Для этого клиническая нейропсихология име­ет свой инструментарий — специфические методы диагностики.

Часть их была предложена классиками неврологии прошлого, но в целом диагностическая нейропсихологическая система созда­на А.Р. Лурия. Она получила широкое распространение не толь­ко в нашей стране, но и за рубежом.

Другим разделом нейропсихологии является эксперименталь­ная нейропсихология. Она направлена на изучение различных форм нарушения ВПФ.

В ее рамках используются как нейропсихологические диагностические методы, так и инструменталь­ные, которые в последнее время стали весьма разнообразными и информативными: ЭЭГ — электроэнцефалографические иссле­дования; КТ — компьютерная томография; ЯМР — ядерно-маг­нитный резонанс; МРТ — магнитно-резонансная томография; ПЭТ — позитронно-эмиссионная томография; ОФЭКТ — однофатонно-позитронная компьютерная томография и др.

В результате экспериментальных нейропсихологических ис­следований описаны мозговые механизмы различных видов аг­нозии и апраксии, нарушений речи, памяти, внимания, регуляторных (лобных) механизмов психики, созданы классификации форм афазии, наиболее распространенной из которых является классификация А.Р. Лурии.

В рамках нейропсихологии выделяется также раздел нейрореабилитации. Основные разработки в этой области ведутся в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации под научным руководством профессора, действительного члена Академии РАО В.М. Шкловского.

Основной задачей нейроре­абилитации является разработка методов восстановления нару­шенных ВПФ, дифференцированных в отношении острого и резидуального (отдаленного) этапов заболевания.

Совокупность используемых методов составляет комплексную систему нейро­реабилитации, направленную на восстановление двигательной, анализаторной сфер, речевой и других видов высшей психиче­ской деятельности, а также социального статуса больного.

Про­блема адаптации человека, потерявшего такие важные функции, как движения, память, речь, т.е. его приспособления к изменив­шимся условиям жизни, охватывает отношения с членами семьи (внутрисемейные), а также и с посторонними людьми (внесемейные).

Это означает, что нейрореабилитация включает не только собственно лечебно-восстановительное направление, но и то, которое предусматривает пути налаживания дальнейшей судьбы больного: профессиональную диагностику и профессио­нальную ориентацию.

Выявление реальных способностей к тем или иным видам трудовой и общественной деятельности людей, у которых пострадали жизненно важные функции, позволяет оп­ределить оптимальный доступный им вид занятости.

В против­ном случае дезорганизуется жизнь здоровых членов семьи, что ведет к значительным убыткам в общественном и государствен­ном масштабе.

Относительно недавно (в 70-е годы) сложился раздел нейро­психологии, обозначенный как нейропсихология детского возрас­та или, иначе, возрастная нейропсихология или нейропсихология развития. Значительный вклад в эту область в 80-х годах про­шлого столетия внесла ученица А. Р. Лурии Э.Г. Симерницкая.

Разработки Э.Г. Симерницкой и последующих исследователей показали, что для детей до 10-летнего возраста, в отличие от взрослых, чрезвычайно значимы поражения правого полушария мозга.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Дипломные

Контрольные

Курсовые

Рефераты

Они приводят к нарушениям тех ВПФ, в том числе и речи, которые у взрослых расстраиваются в большинстве случаев при поражении левого. На основании наблюдения был сделан прин­ципиально важный вывод, что у детей мозговая организация ВПФ иная, чем у взрослых.

Особенностью ВПФ и их мозговой организации и является то, что они меняются от возраста к возрасту. Они получают более определенное и устойчивое представительство в том или ином участке мозга, в результате чего их связи с другими областями становятся менее подвижными.

Это, с одной стороны, облегчает диагностику нарушений, а с другой, лишает детей одного из главных преимуществ — пластичности мозга, обеспечивающей высокий компенсаторный потенциал.

Нейропсихологические исследования, проводимые на детях, позволили определить хронологическую (временную) последо­вательность созревания ВПФ.

Благодаря этому родители, врачи, педагоги могут проследить, правильно ли идет развитие ребенка, чтобы не упустить время в приобретении им необходимых навы­ков, которые в будущем могут стать невосполнимыми. О чрезвы­чайной важности этой информации писал еще Л.С. Выготский

Наконец, существует нейропсихология старческого возраста, которая еще мало разработана, но весьма актуальна для понима­ния природы и терапии различных старческих дегенерации, в том числе слабоумия.

К сказанному следует добавить, что нейропсихологический метод оказывается плодотворным для решения общих задач пси­ходиагностики. С

юда относятся прежде всего проблемы индивидуальных различий в изучении личности человека: определение качества и степени одаренности детей и взрослых, особенности поведения людей, поставленных в экстремальные ситуации и пр.

В развитии этих разделов нейропсихологии особую роль играют представления о значении индивидуальных, природно обуслов­ленных взаимоотношений, которые складываются между полу­шариями мозга.

Значимы также индивидуальные различия в объеме и актив­ности межанализаторных связей. Они обусловлены врожденны­ми «акцентами» на том или ином анализаторе, в соответствии с которыми люди подразделяются на преимущественно «слушаю­щих», «смотрящих», «ощущающих», «обоняющих».

Особенно ак­туально индивидуальное предпочтение слухового или зрительного видов восприятия и запоминания явлений действительности. Выяснено, что в одних видах деятельности, например, в речевой, у всех людей главенствует (доминирует) слуховой анализатор, а в других, например, в познании предметного мира — зрительный.

Эти анализаторы тесно взаимосвязаны, их работа является содру­жественной. Как оказалось, для анализаторных взаимодействий важны также двигательные и тактильные подкрепления.

Для це­лого ряда людей они являются необходимым условием выработки тех или иных навыков даже высшей психической деятельности (отсчитывание, отстукивание, проговаривание и пр.).

Понима­ние этого привело к созданию арсенала аудиовизуальных и кине­тических методов обучения, которые оправдывают себя в разных областях педагогики, психологии, психотерапии и пр.

Объемы участия того или иного вида восприятия индивиду­ально различны. Это, к сожалению, далеко не всегда учитывает­ся в школах, где усредняются темпы деятельности детей, а имен­но осматривания, прослушивания ими чего-либо, чтения, письма счета.

Нередко это ведет к трудностям усвоения нужной информации и в конце концов — к снижению успеваемости. Нейропсихологические методы диагностики и наблюдения в ди­намике за результатами учебного процесса в школе весьма по­лезны, хотя недостаточно используются пока на практике.

У нейропсихологии есть своя методология рассмотрения тех или иных патологических явлений, своя терминология и поня­тийный аппарат. Часть используемых в ней терминов и понятий совпадает с теми, которые употребляются другими дисциплина­ми, а часть специфична именно для нейропсихологии.

Так, понятия и термины этиологии, клиники, патогенеза являются универсальными. Они означают одно и то же и в медицине, и в нейропсихологии. Этиология — это причина, происхождение ка­кого-либо явления, в частности, заболевания или нарушения.

Клиника — это картина патологического состояния, совокуп­ность определяющих его симптомов. Патогенез — это те законо­мерные или индивидуальные реакции, которыми организм отве­чает на патологические влияния. В нейропсихологии это прежде всего влияние на головной мозг.

Они являются механизмами развития болезни или нарушения. Патогенетические механизмы обусловливают то, какую форму принимает то или иное заболе­вание и его последствия.

Существуют также понятия и термины, которые употребля­ются преимущественно в нейропсихологии, даже если возникли в рамках других дисциплин.

К ним относятся понятия гнозиса и агнозии, праксиса и апраксии, модальности, модально-специфиче­ских и модально-неспецифических явлений, понятия кинетических и кинестетических, афферентных и эфферентных сигналов и т.д.

А.Р. Лурия ввел в нейропсихологию чрезвычайно важное по­нятие факторного анализа, раскрывающее значение первичных и вторичных симптомов, а также особенности их взаимосвязи для особенностей синдрома, представляющего собой совокупность симптомов в целом.

Первичные симптомы — это те, которые обусловлены непосредственно очагом поражения или другими повреждениями мозга, а вторичные — это те, которые возника­ют системно, т.е. вытекают из первичных, являются их следстви­ем.

Например, у больного имеются дефекты артикуляции, не­смотря на то, что в зоне локализации артикуляционных поз и движений поражение отсутствует.

В этом случае они могут яв­ляться системным следствием другого дефекта, а именно нечет­кости акустических представлений о произносимых звуках речи, вызванных поражением не артикуляционной, а слуховой коры мозга.

Правильно проведенный факторный анализ позволяет определить стратегию и тактику коррекционно-восстановительной работы в каждом конкретном случае.

Признание закономер­ной системной симптоматики в том или ином патологическом синдроме подтверждает известную мысль выдающегося англий­ского ученого X. Джексона о том, что локализовать симптом и локализовать поражение — не одно и то же

Итак, нейропсихология — дисциплина, которая существен­ным образом дополняет и неврологию, и психологию, и психи­атрию, и лингвистику.

Она явилась тем необходимым звеном, которое позволило рассмотреть психику человека в соответствии с ее мозговой организацией — целиком, включая те сложные формы поведения, которые до этого оставались в таком виде не­раскрытыми.

Факторы, влияющие на нейропсихологическую оценку

Нейропсихологическая оценка имеет целью дать картину изменений в поведении, происходящих вследствие изменений головного мозга. В идеале выводы из используемых тестов не должны зависеть от факторов, к-рые не относятся к аспектам функционирования мозга. К сожалению, это не всегда так, ибо множество внешних факторов может влиять на результатытестов. В их число входят такие переменные, как возраст, образование, физ. расстройства, интеллект и психич. статус.

Возраст

Тесты, чувствительные к повреждению мозга, тж обнаруживают в целом высокую чувствительность к эффектам взросления и старения. Нек-рые считают, что возрастные эффекты вызываются изменениями мозга, сопутствующими старению; тем самым подводится теорет. основа под наблюдаемую чувствительность нейропсихологических тестов к таким эффектам. Эта чувствительность обязывает нейропсихологов учитывать эффекты возраста при анализе выполнения теста. Важно тж тщательно анализировать результатыс т. зр. паттернов выполнения теста, указывающих на поражение мозга, но маскируемых скорректированными по возрасту показателями. Паттерны, наблюдаемые при различных условиях, не видоизменяются возрастом.

Выполнение нейропсихологических тестов детьми сильно зависит от возраста. Кроме того, повреждения мозга вызывают у детей совершенно разные последствия в зависимости от возраста. Болл на основании собственных наблюдений пришел к выводу: чем раньше поражается мозг ребенка, тем тяжелее нейропсихологические последствия.

Др. важная задача в отношении детей заключается в отделении проблем, обусловленных задержкой развития и умственной отсталостью, от проблем, вызванных действительным повреждением мозга. Во многие случаях такое разграничение невозможно провести, и на практике оно часто не имеет значения в плане лечения.

Образование

Роль уровня образования в рез-тах теста спорна. При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что многие тесты требуют минимального уровня образования. Наблюдаемые эффекты образования может быть связаны с общим IQ, так как люди, переходящие на каждый последующий уровень образования, имеют, по-видимому, более высокий средний IQ. Эта связь, так же как и влияние уровня образования на широко используемые тесты, требует более широкого исслед.

Физические расстройства

Периферические нарушения, к-рые ухудшают моторику, особенно движения рук и рта, могут во многие случаях существенно влиять на точность и валидность целого ряда нейропсихологических тестов. При работе с такими пациентами часто приходится заменять широко используемые в нейропсихология тесты др. тестами, нечувствительными к уровню моторной координации.

Интеллект

Люди со сниженным уровнем интеллекта выполняют нейропсихологические тесты менее адекватно, чем это делают люди, чей уровень интеллекта считается нормальным. Интерпретация рез-тов должна корректироваться на основе ожидаемого уровня выполнения теста пациентом.

Эмоциональные проблемы

Серьезной проблемой при оценке органической мозговой дисфункции всегда было отделение дефицитов, вызванных поражением мозга, от дефицитарности, обусловленной функциональными расстройствами. Во многие случаях уровень выполнения теста, демонстрируемый индивидуумом с хроническим функциональным расстройством, неотличим от такового у пациента с расстройством органического генеза. Поэтому для разграничения таких случаев часто приходится использовать альтернативные диагностические процедуры.

Одно важное различие между пациентами с органическими поражениями мозга и больными шизофренией касается постоянства выполнения тестов. Пациенты с органическими расстройствами показывают высокую согласованность рез-тов в тех областях, где они имеют дефициты. Пациенты с функциональными расстройствами, напротив, могут демонстрировать высокую вариабельность рез-тов. Др. важная стратегия состоит в изучении рез-тов теста на предмет наличия паттернов выполнения, согласующихся с поражением мозга. Хотя шизофреник может демонстрировать сниженное выполнение теста, редко случается, что такое сниженное выполнение будет указывать на специфическое органическое расстройство, как это обычно бывает в случае пациента с определенным органическим мозговым синдромом. Последняя стратегия заключается в том, чтобы попытаться минимизировать снижение выполнения теста у пациентов с функциональными расстройствами за счет орг-ции более коротких сеансов тестирования, чтобы максимизировать мотивацию выполнения и минимизировать утомление. Вдобавок ко всему изменения в медикаментозном лечении таких пациентов могут существенно повышать уровень выполнения теста.

Экспериментальная нейропсихология

Клинической нейропсихология уделяется значительное внимание, но не менее важной областью яв-ся эксперим. Н., к-рая занимается изучением и людей, и лабораторных животных, пытаясь выявить отношения между головным мозгом и поведением. Там, где дело касается исслед. на людях, между эксперим. нейрофизиологией чел. и клинической нейрофизиологией проходит очень тонкая граница. Однако цели этих двух областей существенно различаются. В то время как клиническая нейропсихология пытается найти правила и процедуры, эффективные в работе с большим числом пациентов, часто с неопределенными (и неопределимыми) расстройствами, эксперим. нейропсихология чел. систематически изучает больных с точно установленными и ограниченными расстройствами в целях пополнения наших знаний об отношениях между мозгом и поведением.

Смотреть все Статьи

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]