Нейропсихологические упражнения для детей Памятка для педагогов


Нейропсихологические упражнения для детей Памятка для педагогов

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕН НА ТО, ЧТОБЫ ОТКОРРЕКТИРОВАТЬ НАРУШЕНИЯ В ПСИХИКЕ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 12 ЛЕТ.

В детском возрасте применяют две методики коррекции: двигательную и когнитивную.

Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.

Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого. Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, саморегуляции.

Детский сад №24

Психолого-педагогическая служба

Нейропсихологические упражнения для детей

Памятка для
педагогов
Владикавказ

«Речка-берег»

Понадобится веревочка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.

Участник становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.

В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.

Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.

«Мама-робот»

Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.

Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог.

Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.

Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.

«Муха»

Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.

После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.

«Молчу — шепчу — кричу»

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

«Прикосновения»

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

Игра для развития внимания «Корректор»

В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу и выбрать в ней «неправильные» буквы, например, Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно за определенное время.

Упражнение «Робот»

.

Многие дети с удовольствием играют в эту игру. Он вроде как сам становится роботом и выполняет заданные ему команды. Специалист подает команду » левая рука вверх, правая вперед, два шага вперед, один шаг вправо и так далее». Все команды должны задаваться постепенно, чтобы ребенок не запутался и не стал нервничать, очень важно, чтобы ребенок усвоил успех выполнения команд. Подобные упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок наблюдал, как он выполняет упражнения и двигается, как робот. Через 2-3 занятия ребенок усвоит, где лево и право и будет выполнять все команды четко. Выполнять упражнения нужно не более получаса, чтобы ребенок не устал и у него не исчез интерес. Через 3-4 занятия можно добавить движений: выполнять их над головой, под носом, за ухом, перед глазами. После добавлять элементы выше и ниже. Движения можно уже выполнять без зеркала, закрыв глаза. Когда робот четко отработает упражнения можно добавить еще одну игру.

«Путаница»

.

Нужно подавать команды, но выполнять все неправильно, чтобы ребенок исправлял сам ошибку и делал все так, как было задано. Таким образом, хорошо концентрировать внимание ребенка.

«Фотограф».

Взрослый превращается в капризного фотографа, который никак не может рассадить игрушки, чтобы сделать фото. В этом случае к игре привлекают ребенка и просят рассадить игрушки правильно: булку справа от медведя, слона слева от куклы, построить за игрушками пирамидку из кубиков. Перед игрушками выложить коврик из пазлов. Сделав фото, можно изменить положение игрушек. После на компьютере рассматривая фото, можно спросить у ребенка, где какая игрушка находится.

«Что сначала, что потом?»

.

Детям задают вопросы: Какое время года закончилось? Какое время сейчас? Какое будет потом? С какого времени года начинается год? После какого сезона идет весна? Можно разложить перед ребенком картинки и предложить ему разложить их по порядку − по временам года.

«Найди такую же цифру»

.

Перед ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и других. Ему нужно найти одинаковые цифры, например, все 3.

«Узнай цифру на ощупь»

.

В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру, например 1.

«Составь фигуру»

.

Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.

«Большие, маленькие, средние»

.

Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.

«Собери картинку».

Любую картинку из книги или открытку, разрезают на 6-8 частей и предлагают ребенку собрать картинку.

«Язык на звук»

— включение слухового внимания.

И.П. лежа на спине.

Инструкция: «Ты закроешь глаза и будешь слышать такой звук … Когда ты услышишь его, тебе надо будет показать в эту сторону кончиком языка (пальцем, рукой, объяснить, откуда доносится звук)»

Более сложный вариант с использованием двух звуков шума.

После задания ребенок должен получить обратную связь – оценку своих действий.

Время выполнения примерно 1 минута.

Подъем рук и ног на счет

И.П. лежа на спине. Одновременно под счет поднимается рука и нога (одноименные и/или разноименные).

Инструкция: «Я буду считать до 5, а ты медленно и плавно поднимать руку и ногу. На счет «5»

рука и нога должны
«смотреть»
в потолок».

Важно, чтобы движения были синхронны, равномерны, движения должны выполняться без покачивания, плавными, без фиксирующих точек.

Счет в пределах 10 любой.

«Качалка на спине»

И.П. сидя сгруппировавшись, подбородок опущен к груди, ноги прижаты к животу, перекаты на «круглой»

спине. При выполнении упражнения голова не должна касаться пола (сначала под голову подводится рука взрослого), подбородок должен быть прижат к груди (во время обучения им можно держать игрушку).

Упражнение выполняется 5 – 10 раз.

«Качалка на животе»

– выстраивание вертикали

И.П. лежа на животе. Руки захватывают голеностоп.

Основная задача – при раскачивании вперед и назад, сохранять равновесие.

Упражнение выполняется 5 – 10 раз.

«Бревнышко»

— выстраивание горизонтальной линии

И.П. лежа на спине.

Задача ребенка – докатиться от одной игрушки до другой, поставленной по прямой линии, удержав линию. Сначала это линия может быть лентой.

Руки могут быть вытянуты вверх или прижаты к телу. В процессе выполнения упражнения необходимо добиться плавности движений.

«Ползание на животе»

И.П. – лежа на животе, согнутые руки и ноги прижаты к полу.

Важно добиться координированной работы рук и ног.

«Ползание на спине»

И.П. лежа на спине, руки согнуты в локтях, держатся за плечи, ноги согнуты в коленях.

Не касаясь головой пола и делая круговые движения руками «плыть на спине»

.

Упражнение энергонасыщающее.

Важна работа плечевого пояса, координация рука – нога.

«Большая гусеница»

— стадия сидения.

И.П. Сидя, руки упираются в пол сзади туловища.

Складывая колени перемещаться вперед (назад) с максимальной амплитудой и координированной работой рук и ног.

«Маленькая гусеница»

.

И.П. Сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки лежат на коленях.

Колени не сгибаются, «ползание на ягодицах»

.

«Паучок»

И.П. стойка на согнутых руках и ногах животом вверх.

Сначала проводится обучение перемещению вперед – назад, потом движение односторонней – разносторонней рукой – ногой (каждый способ передвижения отрабатывается отдельно).

«Крабик»

И.П. как в предыдущем упражнении, но движение выполняется боком. Отрабатываются шаги одноименными и разноименными конечностями.

Необходимо следить, чтобы руки и ноги не обгоняли друг друга.

«Кошка»

,
«кошка на локтях»
(базовая) – координация 4-х точек.

И.П. стоя на коленях и на предплечьях или на локтях взгляд направлен вперед. Сначала отрабатывается передвижение с удерживанием равновесия, потом одностороннее, разностороннее. Обращать внимание, что бы ладони и мыски лежали на полу.

«Мостик»

— вектор меняется на боковой.

И.П. опора на ладони и колени животом вниз, движение боком приставным шагом, по заданной траектории.

«Носочки – ладошки»

— разведение синкенезий.

И.П. сидя на полу, ноги прямые, спина опирается на стену, руки согнуты в локтях, раскрытые ладони на уровне плеч перпендикулярно полу.

Движения кисть – носочек одноименные и разноименные.

«Скалолаз»

Стоя на ногах ребенок должен пройти вдоль стены, как будто это скала. Ладони прижаты к стене, при передвижении можно «отрывать»

только одну конечность.

«Марш»

Одноименные и разноименные шаги. На каждый шаг рука касается противоположного плеча.

Эти упражнения являются основными (базовыми) в двигательной программе.

«Нейропсихологические упражнения или увлекательная гимнастика для мозга»

«Нейропсихологические упражнения или увлекательная гимнастика для мозга»

Современные учителя понимают, что одними только педагогическими методиками нельзя решить все проблемы ребенка с учебой. Конечно, психологические особенности и социальная среда всегда оказывают свое влияние. Но и помимо этого есть процессы, глубже связанные с развитием мозга в первые годы жизни. Приверженцы нейропсихологии утверждают: ребенок может не чувствовать орфограмм, например, из-за того, что пропустил в младенчестве этап ползания.

Детская нейропсихология очень молодая, но быстроразвивающаяся наука, которая дает ответы на многие вопросы вокруг детского поведения и восприятия.

Нейропсихология — это междисциплинарное направление науки, которое образовалось на стыке психологии и физиологии. Нейропсихология изучает связь между процессами, протекающими в головном мозге и психическими процессами и поведением.

В мозге нет одной какой-то структуры, которая отвечает за память, речь, внимание и так далее. За любую ВПФ, из-за того, что она так сложна, отвечает целый оркестр структур, которые между собой взаимосвязаны.

Одним из основателей нейропсихологии стал советский психолог и врач-невропатолог Александр Лурия. Он разработал теорию о трех функциональных блоках мозга. Он разделил структуры мозга и совокупности этих структур на ключевые блоки. (То есть, что наш мозг делает, чтобы обеспечить именно ВПФ). ВПФ это функциональная система, которая состоит из нескольких звеньев. Каждая ВПФ зависит от работы 3х функциональных блоков мозга.

Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только укореняться и наслаиваться одна на другую.

Как понять, что ребенку нужна помощь нейропсихолога?

Мозг — инструмент, качеством которого определяется вся жизнь человека. Если ребенок не может удерживать правила поведения и применять правила правописания, это сигнализирует в первую очередь об отсутствии силы воли и самоконтроля, за которые отвечают определенные участки мозга. Встречаются дети, которые талантливо проявляют себя на математике, делают интересные творческие проекты, но — часто совершают «глупые» ошибки на уроках русского языка. Очевидно, что дело тут не в неразвитом интеллекте.

Признаки нейропсихологических проблем

  • плохо запоминает информацию,
  • не может сосредоточиться,
  • плохо себя контролирует,
  • медленно читает,
  • неловок в движениях,
  • истощен (нет энергии),
  • плохо спит,
  • пишет буквы зеркально,
  • имеет навязчивые движения,
  • обладает макро- или микропочерком,
  • имеет несформированность межполушарного взаимодействия.

Нет детей, которые хотели бы учиться плохо. Но есть дети, у которых не получается учиться хорошо. В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами. Главное понимать, что все в организме человека взаимосвязано и успех ребенка зависит от того, насколько хорошо он умеет собой управлять.

Зачем нужны нейропсихологические упражнения?

Нейропсихологические упражнения − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при различных видах нарушений. К таковым относится: гиперактивность, синдром дефицита внимания задержка развития и другие.

Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.

В этих упражнениях главный элемент это сенсомоторный (двигательный) плюс дыхательные упражнения- это то, чего в настоящее время так не хватает современным детям. Дыхание — самый простой, самый привычный процесс, которым легко руководить. Существует множество дыхательных упражнений, через которые дети учатся концентрироваться и управлять своими органами.

Примеры простых упражнений для развития мозга.

  1. Необходимо взять тетрадный лист и порвать его пополам. Ребенок берет по половинке в каждую руку (важно чтобы локти ничего не касались) и одновременно сминает их, чтобы весь листок спрятался в кулаке. Затем ему нужно спокойно, медленно и одновременно эти листочки выпрямлять. Каждая рука должна работать независимо и не помогая одна другой.

(чем полезно: когда работают пальцы обеих рук-активизируются различные участки головного мозга. Лист каждый раз сминается по разному, соответственно пальцам рук необходимо работать каждый раз по-разному.)

Доказано, что существует взаимосвязь между координацией движений человека и работой головного мозга! Так как головной мозг через нервные импульсы управляет работой всех органов и конечностей человека. Более того, головной мозг осуществляет тонкую координацию деятельности человека, связанную с равновесием. Специалисты также заметили, что когда человек после регулярных тренировок осваивает танцы, ходьбу по канату, длительно стоять на одной ноге, то у него чудесным образом улучшается работа головного мозга.

  1. Четыре простых упражнения с мячиком, которые не только понравятся детям разного возраста, но и будут тренировать координацию движений и соответственно развивать мозг.

Потребуется мячик или любой круглый предмет. Можно даже использовать скомканную в шарик бумагу, это не принципиально.

1) Имитация действий жонглера – одной рукой подбрасывать мячик, а другой его ловить. После серии тренировок можно усложнить упражнение и ловить мячик с закрытыми глазами.

2) Нужно подбрасывать мячик снизу одной рукой, а сверху хватать другой. Руки чередовать между собой.

3) Мячик перебрасывать из одной руки в другую перед собой и за спиной.

4) Передавать мячик за лопатками с разных сторон. Постепенно увеличивать темп движений.

3. Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения. Это важно не только для выработки красивого почерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 — 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором. Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий:

  • упражнения с мелкими предметами;
  • графические задания;
  • пальчиковые игры.

Вот простое упражнение, которое требует минимальной подготовки, но также является очень полезным для развития мелкой моторики, а соответственно и мозга.

Необходимо взять лист А4, простой рис и зубочистки. На листе бумаги необходимо нанести небольшие линии(2-3см) и точки в хаотичном порядке. Затем необходимо выкладывать на эти линии зубочистки, а на точки рис. Брать их необходимо по очереди сначала большим и указательным пальцем, затем большим и средним, затем большим и безымянным и большим и мизинцем правой руки. Потом также левой рукой повторить упражнение и затем двумя руками одновременно.

На сегодняшний день, доказана польза нейропсихологических упражнений для детей разного возраста. Они способствуют активации мозга, а именно высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом, ребенок учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в саморегуляции, а соответственно и в школьном обучении.

Нейропсихологические упражнения статья по психологии на тему

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР.

1.Отработка движенией глаз по 4 сторонам(верх,низ,направо ,налево); к себе (сведение глаз к переносице) и от себя. Сначала ребенок следит за игрушкой в руке взрослого,затем –игрушка в руках ребенка на расстоянии вытянутой руки (взрослый перемещает руку ребенка) , затем ребенок самостоятельно передвигает руку с игрушкой на расстоянии вытянутой руки, затем-игрушка в руках ребенка на расстоянии локтя. Упражнение отрабатывается лежа в медленном темпе с фиксацией в крайних положениях до 3сек.

Сначала правой рукой, затем левой и в дальнейшем обеими руками вместе.

Стараться , чтобы движение глаз было плавным и удержание предмета глазами в крайних положениях было стабильным.

В дальнейшем отработка этого упражнения может проводиться сидя и стоя.

2.Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга , овала, треугольника, квадрата,перевернутой восьмерки. Предмет перемещает ребенок.

3.Взрослый рисует в воздухе перед ребенком различные вертикальные, горизонтальные, кривые линии, различные фигуры, буквы, цифры,

которые ребенок должен опознать, нарисовать в воздухе,затем на бумаге.

4.Описанные в 1-ом упражнении движения глаз сочетать с движением языка в ту же сторону, что и глаза и в противоположную ( отработку противоположных движений начинать тогда, когда уже хорошо будут двигаться глаза, будет хорошее удержание в крайних положениях до 5 сек). При отработке этого упражнения обращать внимание на то,чтобы движения глаз и языка были одновременными.

ОБЩИЙ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР.

Лежа на спине

1.Растяжки – руки вверх,ноги вниз. Затем правая рука , правая нога; левая рука, левая нога. Затем разноименные руки и ноги.

«Качалка»:обхватить колени руками,качаться на спине,затем перекаты то на правый, то на левый бок,по команде взрослого замереть на каком-нибудь боку.

2.Модифицированный вариант «велосипеда» : имитация ногами езды на велосипеде,при этом ребенок касается локтем(ладонью)противоположного колена,затем –одноименного,затем опять противоположного.

3.Одновременные движения глаз, языка, рук , ног вверх, вниз, вправо, влево, затем разнонаправленные движения. Делать эти упражнения, когда хорошо освоены глазодвигательные упражнения из предыдущего раздела.

4.Ползанье на спине без помощи рук («Червячок на спине»). Можно помогать ногами,если трудно.

Лежа на животе.

1.Ползать вперед, назад (с помощью только рук, только ног), как змея, как лазутчик , как партизан и т . д .,перекатиться вправо-влево.

2.При фиксированном положении тела раскачивать голени вправо-влево,затем совместить это с поворотами головы,сначала в том же направлении ,что и голени,затем в противоположном.

Сидя

  • Язык фиксирован в одном положении- или спрятан при открытом ротике (кончик языка опустить за нижние зубы), или максимально вытянут вперед,или челюсти крепко сжаты. Выполняются сочетанные движения рук и глаз:
  • руки лежат на коленях, попеременно то правая рука ударяет по правому колену,то левая –по левому,одновременно с ударом выполняются движения глаз в одноименную сторону,затем – в противоположную;
  • перекрещенные руки лежат на коленях ,попеременно то правая,то левая рука ударяют по разноименным коленям,одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную ,а затем в противоположную от руки сторону.

Аналогично выполняются сочетанные движения языка и рук при прямо фиксированном взгляде.

  • Руки лежат на коленях (вытянуты вперед; в стороны), большие пальцы вверх. Выполняются однонаправленные и разнонаправленные движения рук с глазами и языком. Можно выполнять и стоя.

На четвереньках.

Левую руку ребенка желательно промаркировать тряпочкой ,браслетом или резинкой (надеть на руку).

На пол выкладывается лента. Ребенок перемещается вдоль ленты вперед назад с одновременным перемещением одноименных рук и ног,затем противоположных.

Затем руки ставятся на ленту друг за другом , правая рука заходит на левую сторону ,а левая на правую («МИШКА КОСОЛАПЫЙ») Каждый пробег выполняется 3 4 раза. В дальнейшем можно ползать на четвереньках боком вправо и влево. Также добавляются движения глаз ,языка,рук,ног.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]